Рабочая программа по ОЗОЖ, 2 класс
рабочая программа по зож (2 класс) на тему

Наталья Владимировна Тарасова

Рабочая программа по ОЗОЖ, 2 класс с учетом требований ФГОС,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по ОЗОЖ, 2 класс46.35 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

г. Балаково Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_______      /Н.А. Видманкина/

ФИО

Протокол № __   от

«___   » августа  2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора УВР МАОУ  СОШ №22

__________    /Н.А. Гуськова/

ФИО

«__» сентября 2015г.

«Утверждено»

Директор МАОУ  СОШ №22

____________/Г.Д. Потапкина/

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________5.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам здорового образа жизни

для учащихся 2 В класса общеобразовательного уровня,

обучающихся по системе «Начальная школа XXI века»

учителя высшей квалификационной категории

Тарасовой Натальи Владимировны

                                        Рассмотрено на заседании

                                        педагогического совета

                                        протокол № ____от

                                        «___»_______20___ г.

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам здорового образа жизни разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства   образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373), Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в ОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основной образовательной программы   начального общего образования МАОУ СОШ № 22 и ориентирована на авторскую программу М.А.Павловой.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса

 Цели учебного  курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Структура курса

Программа  «Основы здорового образа жизни» адаптирована   как   интегрированный курс и состоит из 5 блоков.

Этический блок (5 ч)
Природа и человек. Красота мира. Красота жизни. Красота – внешняя и внутренняя. Красота природы. Красота, созданная руками человека. Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту. Бережное отношение к окружающему миру. Вандализм. Созидание и разрушение. Я – часть природы. Взаимосвязь всего живого.

Психологический блок (6 ч)
Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики.  Знакомство с навыками саморегуляции. Развитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: знакомство с письменным общением. Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек. Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.

Правовой блок (5 ч)
Культура поведения. Этика. Этикет. Уважение к старшим. Забота о младших. Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье. Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы. Аккуратность и опрятность. Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте).

Семьеведческий блок (4 ч)
Дом, где ты живешь. Чистота – залог здоровья! Гигиена тела и жилища.  «Мужские» и «женские» обязанности.

Медико-гигиенический блок (14 ч)
Из чего мы сделаны. В здоровом теле – здоровый дух. Как легче болеть  и быстро выздоравливать? Режим дня. Закаливание. Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья! Советы наоборот: «Что нужно сделать, для того, чтобы заболеть? Профилактика детского травматизма.  Первая помощь при несчастных случаях. Как мы познаем окружающий мир. Роль органов чувств  в познании окружающего мира. Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить. Как усваивается пища, т.е. придает нам силу. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

  В соответствии с Образовательной программой школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 34  часа в год при 1 часе в неделю.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
  • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
  • понимание необходимости бережного отношения к природе;

могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Основы здорового образа жизни»;
  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
  • понимание своей сопричастности к жизни страны;
  • понимание красоты окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

- различать полезные и вредные привычки;

- ухаживать за больным человеком;

- выполнять правила поведения в общественных местах, правила здорового образа жизни;

- различать и называть основные части тела человека;

- называть органы чувств и рассказывать об их значении;

- приводить примеры здоровой пищи;

- рассказывать о значимости и осмысленности человеческой жизни;

- приводить примеры взаимосвязи жизни природы и человека.

 - выражать приветствие, благодарность, просьбу;

  - выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться      предметами личной гигиены;

 - рассказывать о профессиях родителей и работников школы;

 - проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

 -  выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

        -  приводить примеры видов труда людей;

         Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать и приводить примеры эмоций человека;
  • называть основные возрастные периоды жизни человека;
  • рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
  • рассказывать о пользе витаминов;
  • рассказывать о необходимости занятия спортом ;
  • различать вредные и полезные привычки;
  •  различать виды эмоционального состояния человека;

          МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
  • понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить.
  •    Учащиеся могут научиться:
  • осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий рабочей тетради;
  • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • называть и различать эмоции, правила этикета, правила здорового образа жизни;
  • устанавливать тесную взаимосвязь правильного поведения и здоровья.

Обучающиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
  • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
  • группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;
  • оценивать действия одноклассников.

Обучающиеся могут научиться:

  • осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
  • сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (видеотехники), наглядных пособий ( схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Программа состоит из пяти блоков:

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

К концу 2 класса обучающиеся должны знать/уметь:

- вопросы отношения к окружающему миру;

- правила личной гигиены;

- формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое);

- права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе;

- статьи из Декларации прав ребенка, Конвенции о правах человека;

- что такое  забота;

- что такое  ответственность;

- что такое  этикет;

- что такое  семейные обязанности;

- что такое  вредные привычки;

- о  соблюдении режима дня;

- о профилактике нарушения зрения;

- правила закаливания.

К концу 2 класса обучающиеся могут уметь:

- характеризовать  взаимосвязь элементов  живой природы;

- характеризовать  правила поведения в обществе;

- характеризовать  способы  противостояния принуждению;

-  слушать собеседника;

- овладевать  вербальными и невербальными формами поведения;

- выявлять  зависимость уверенности и неуверенности от других людей;

- отстаивать свои права;

- различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав;

- уверенно вести себя в определенных ситуациях;

-  пользоваться средствами личной гигиены;

- вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.;

- характеризовать состояние окружающей среды обитания;

- проводить закаливание организма.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Дополнительная литература.

  1. Региональная  программа «Основы здорового образа жизни (ОЗОЖ)» / Павлова М.А. 2011 г.

                  2.Рабочая тетрадь 2 класс «Красота спасет мир», Павлова М.А., Саратов «Добродея», 2011г

Технические средства обучения

1 Мультимедийиный проектор

2. Компьютер.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Основы здорового образа жизни»

Дата проведения

Тема

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО

план

факт

Предметные УУД

Личностные УУД

Метапредметные УУД

1

03.09

Знакомство с предметом ОЗОЖ. Что значит здоровый образ жизни?

Если хочешь быть здоров.

Знакомство с предметом, дать понятие «здоровый образ жизни»

Научиться понимать значение здоровья для жизни человека

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Вести устный диалог.

2

10.09

Зачем я на этой земле.

Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представлений о значимости и осмысленности человеческой жизни

Формирование представлений о значимости и осмысленности человеческой жизни

Способность к самооценке, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре.

Умение устанавливать причинно – следственные связи между человеком и природой.

3

17.09

Я часть природы

Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представлений о взаимосвязи жизни и природы и человека, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира

Знать об основных периодах жизни человека и их особенностях, осознание себя, как части природы.

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Умение анализировать, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме.

4

24.09

Красота окружающего мира.

Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представлений о взаимосвязи жизни и природы и человека, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира.

Научить устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой.

Воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира.

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Умение анализировать, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме.

5

01.10

Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту.

Актуализация знаний детей по данной теме, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира.

Формирование понятия «красота души»

Эмоционально – нравственная отзывчивость.

Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, делать выводы.

6

08.10

Развитие познавательной сферы.

Развитие произвольного и непроизвольного внимания, развитие памяти, мыслительной деятельности младших школьников, развитие процессов воображения.

Развитие внимания, мышления, логики, воображения, фантазии.

Познавательная мотивация ученика

Формирование умения быть здоровым.

7

15.10

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие выразительной палитры, эмоциональных реакций, формирование способности младших школьников к осознанию эмоций.

Значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека.

Эмоционально – нравственная отзывчивость.

Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения.

8

22.10

Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики.  Знакомство с навыками саморегуляции.

Развитие выразительной палитры, эмоциональных реакций, формирование способности младших школьников к осознанию эмоций.

Тренинговые упражнения на развитие эмоциональной сферы. Умение пользоваться примами  саморегуляции.

Способность к самооценке, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре.

Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения

9

29.10

Развитие навыков общения.

Развитие и расширение представлений о формах межличностного общения , их реализация в практических ситуациях.

Умение реализовать  навыки общения в практических ситуациях.

Представление об общих нравственных категориях (добре и зле).

Умение координировать с партнером действия при работе в паре.

10

12.11

Знакомство с письменным общением.

Развитие и расширение представлений о формах межличностного общения, их реализация в практических ситуациях.

Умение реализовать  навыки общения в практических ситуациях.

Способность к самооценке.

Умение координировать с партнером действия при работе в паре.

11

19.11

Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.

Развитие и расширение представлений о формах межличностного общения, их реализация в практических ситуациях.

Умение  применять полученные знания в общении мальчиков и девочек.

Эмоционально – нравственная отзывчивость.

Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения.

12

26.11

Культура поведения. Этика. Этикет.

Навыки правильного поведения дома и в общественных местах.

Знание « правил культуры поведения», «этикета» и «правил поведения в общественных местах».

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения.

13

03.12

Культура поведения. Этика. Этикет.

Навыки правильного поведения дома и в общественных местах; формирование внутренней культуры ученика младшего школьного возраста.

Практическое применение

знаний « правил культуры поведения», «этикета» и «правил поведения в общественных местах».

Эмоционально – нравственная отзывчивость.

Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения.

14

10.12

Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье.

Формирование у младших школьников системы основных человеческих ценностей, развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к красоте.

Проработка правил поведения и правил здорового образа жизни, формирование понятия «красота души».

Приобретение умений доказывать свое мнение.

Обобщать результаты наблюдений , выделять существенную информацию, задавать вопросы.

15

17.12

Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы.

Показать тесную взаимосвязь правильного поведения и здоровья, закрепление и систематизация знаний, создание установки на здоровый образ жизни.

Умение применять санитарно – гигиенические нормы в жизни.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Формирование умения быть здоровым.

16

24.12

Аккуратность и опрятность.

Воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах; формирование внутренней культуры ученика младшего школьного возраста.

Умение применять санитарно – гигиенические нормы в жизни.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Формирование умения быть здоровым.

17

14.01

Чистота  в доме и в школе.

Понимание значение чистоты для здоровья человека, научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного.

Усвоение понятий «чистота», «порядок», «уборка».

Эстетическое отношение к своему жилищу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

18

21.01

Чистота  в доме и в школе

Научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного.

Умение применять на практике полученные знания.

Эстетическое отношение к своему жилищу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

19

28.01

Как делают уборку дома и в школе.

Показать школьникам значение чистоты для здоровья человека, научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного.

Умение применять на практике полученные знания.

Эстетическое отношение к своему жилищу, формирование чувства прекрасного.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

20

04.02

«Мужские» и «женские» обязанности.

Познакомить учащихся с понятиями обязанности в семье, дать представление о распределении обязанностей между членами семьи.

Развитие полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Представление о моральных нормах правил поведения в семье.

Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения.

21

11.02

Мой организм - целая планета. Путешествие по этой планете и знакомство с её жителями, устройством и функционированием.

Знакомить учащихся со строением организма человека, дать представление о функциях каждого органа, формировать навыки здорового образа жизни.

Изучать строение  организма человека и его функционирование.

Приобретение умения бережного отношения к своему организму.

Обобщать результаты наблюдений, выделять существенную информацию, задавать вопросы.

22

18.02

Я хозяин своего здоровья.

Формировать навыки здорового образа жизни.

Умение отвечать за состояние своего организма.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Формирование умения быть здоровым.

23

25.02

Дыхание, осанка и движение -  суть жизни

Дать представление о правильном дыхании, правильной осанке, гармоничном движении, объяснить зависимость здоровья о того, как они дышат, двигаются, сидят за партой.

Научиться правильно дышать, сидеть за партой, следить за своей осанкой.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Формирование умения быть здоровым.

24

03.03

Советы наоборот: «Что нужно сделать для того, чтобы  заболеть?»Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Профилактика детского травматизма и простуды, дать представление о факторах угрожающих здоровью детей.

Научиться различать опасные вещества по запаху, объяснять опасные последствия некоторых игр, изучить полезные продукты питания.

Приобретение умения бережного отношения к своему организму.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

25

10.03

«Как легче болеть и быстро выздоравливать?

Представление  том, что такое болезнь, о причинах возникновения болезни.

Узнает причины возникновения инфекционных заболеваний  и мерах  их профилактики.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

26

17.03

«Как легче болеть и быстро выздоравливать?

Воспитывать ответственность за состояние своего организма

Умение применять в жизни заботу о больных людях, проявлять милосердие и сострадание.

Понимание чувств других людей и сопереживание им.

Умение анализировать, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме.

27-28

24.03

07.04

Профилактика детского травматизма.

Профилактика детского травматизма.

Умение применять знания по профилактике детского травматизма.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Формирование умения быть здоровым.

29

14.04

Творчество и здоровье.

Осознание ответственности за состояние своего организма

Умение применять знания по профилактике детского травматизма.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Умение анализировать, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме.

30

21.04

Нехотяй (не хочу, не могу, не буду)

Представление о взаимосвязи и взамозависимости воображения, сообразительности и находчивости со здоровьем человека.

Научится описывать словами картинки-образы, возникающие в воображении.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

31

28.04

Неунывайки (хочу знать, узнаю, могу и смею). На вкус и цвет товарищей нет.

Формирование здорового образа жизни

Научится описывать словами картинки-образы, возникающие в воображении.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения.

32-34

05, 12, 19.05

Питание и здоровье.

Представление о здоровой пище, о правилах ее приема, рассказать о зависимости здоровья человека от правильного питания.

Правила гигиены полости рта, зубов рассказ о продуктах, содержащих витамины.

Преставление о здоровой пище, о правилах питания.

Умение применять правила гигиены, знания о пользе витаминов.

Знание основных правил здорового образа жизни.

Формирование умения быть здоровым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОЗОЖ для 3 класса по системе Л.Занкова

В "Рабочую программу" по ОЗОЖ вошла пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М,А, Павловой и в соответсвии с  требованиями регионального компонента....

Рабочая программа по ОЗОЖ за 4 класс.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет реализовываться с помощью предметов УМК «Школа - 2100».Для реализации программного материала ...

Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс

рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс...

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс...

Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса

Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...