Рабочая программа по ОЗОЖ для 3 класса по системе Л.Занкова
рабочая программа (3 класс) по теме

Анисимова Ирина Васильевна

В "Рабочую программу" по ОЗОЖ вошла пояснительная записка и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_zdorovogo_obraza_zhizni.docx20.09 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_ozozh.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Основы здорового образа жизни

Тематическое планирование

«Во имя общего блага»

№ п/п

Наименование раздела  и тем

Содержание тем учебного курса

Требования к уровню подготовленности учащихся

Учебно-методическое обеспечение

Календарные сроки

план

факт

Этический  блок (4 часа)

1

Человек на планете Земля. В дружбе с природой.

Роль и место человека на планете. Охрана природы.

Глобус

Карта России

2

Спор и ссора. Умение вести дискуссию.

Чем спор отличается от ссоры. Умение общаться друг с другом.

Знать что такое спор и ссора.

Уметь вести дискуссию

3

Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире.

Работа по индивидуальным проектам «Забота»

Знать что такое забота и ответственность.

Уметь проявлять заботу в окружающем мире

Иллюстрации окружающего мира

4

Проявление заботы в моем городе, в моей школе.

Отчет по работе над проектами «Забота»

Иллюстрации Саратова

Психологический блок (12 часов)

5

Этот странный взрослый мир.

Разговор о мире взрослых

Уметь различать мир взрослых от детского мира.

Иллюстрации

6

Кто я такой? Какой я? Каким я хочу быть?

Тестирование учащихся

Уметь анализировать свое поведение, свое отношение к делам и поступкам.

7

Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких.

Тренировка памяти при помощи различных упражнений .

Уметь применять упражнения для тренировки памяти.

Фотографии

8

Как развить хорошую память.

Тестирование памяти учащихся зрительной и слуховой.

9

Внимание человека или как научиться быть внимательным?

Тест «Мое внимание»

Знать, для чего нужно внимание человеку.

10

Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться.

Игра «Модельер»

Знать, для чего нужен человеку язык жестов и движений.

Иллюстрации с изображением людей

11

Что такое мой характер?

Тест «Характер»

Уметь анализировать положительные и отрицательные стороны характера.

12

Мир моих способностей.

Тест «Индивидуальные способности»

Знать, где и  как можно применить свои способности

Рисунки

13

С чем могут быть связаны проблемы общения?

Разговор о проблемах общения

Учить правильному поведению, если возникли проблемы общения

14

Леворукость и праворукость: что это такое?

Познакомить с упражнениями, определяющими ,какой рукой больше пользуется  человек

Уметь применять упражнения на практике

15

Конфликтный человек: какой он?

Дать определение понятию «конфликт».

Учить общению с конфликтными людьми

16

Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность.

Дать определение понятиям: застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность.

Уметь анализировать, какие черты характерны для тебя

Правовой блок (7 часов)

17

Правила в жизни человека.

Знакомство с общепринятыми правилами в жизни любого человека

Знать что такое милосердие и терпимость.

Уметь проявлять милосердие и терпимость.

Иллюстрации

18

Проявление милосердия и терпимости.

Учить проявлять милосердие и терпимость

Иллюстрации

19

Ответственность за жестокое поведение.

В каких случаях поведение можно назвать жестоким

Знать об ответственности за жестокое поведение

20

Правила поведения в школе и на улице.

Повторить правила поведения в школе и на улице

Знать основные правила поведения в школе и на улице.

Соблюдать правила поведения в школе и на улице

Презентация «Правила поведения»

21

Опасные ситуации. Как не стать жертвой преступления.

Какие опасные ситуации могут возникнуть  в жизни и

Знать что такое преступление, опасная ситуация.

Уметь предвидеть опасные ситуации и избегать их

Презентация

22

Стихийные бедствия.

Что такое стихийное бедствие

Знать что такое стихийные бедствия

Презентация

23

Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Знакомство с видами чрезвычайных ситуаций

Знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях, не поддаваясь панике

Презентация

Семьеведческий блок  (4 часа)

24

Что такое семья? Всем нужен дом!

Знакомство с понятием «семья»

Учить ценить заботу членов семьи друг о друге

Иллюстрации с изображением семьи

25

Что такое труд? Трудом славен человек!

Знакомство с понятием «труд»

Понимать, что только благодаря труду можно в жизни добиться поставленных целей

Иллюстрации с изображением людей, занимающихся тем или иным трудом

26

Труд в моей семье. Кем я хочу стать?

Тест на выявление ранних профессиональных наклонностей.

Презентация «Профессии»

27

Что я больше всего люблю делать. Мужские и женские обязанности.

Тест «Моё любимое дело»

Уметь различать мужские и женские обязанности.

Рисунки

Медико-гигиенический блок (7 часов)

28

Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие.

Учить понимать, что здоровье надо сохранять с детских лет

Знать правила укрепления здоровья

Презентация «Если хочешь быть здоров»

29

Полезные и вредные привычки.

Понятие о полезных и вредных привычках

Знать полезные и вредные привычки.

Уметь различать полезные и вредные привычки

Презентация «Вредные привычки»

30

Вред применения наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Учить понимать, какой вред наносят пагубные пристрастия

Знать какой вред приносят наркотики, алкоголь, табак, токсические вещества

Презентация «Вредные привычки»

31

Режим дня в жизни школьника.

Объяснить значение режима дня в жизни школьника

Знать что такое режим дня.

Уметь следовать режиму

Таблица «Режим дня»

32

Что мы едим, пьем, чем лакомимся?

Учить понимать, как важно в жизни правильное здоровое питание для организма

любого  человека

Уметь выбрать здоровые продукты

Презентация «Полезные продукты»

33

Золотые правила питания.

Знать правила питания

34

«Витаминка и её друзья» театрализованная игровая программа

Знать необходимость брать пример с тех, кто занимается делами,  полезными для здоровья



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка
к тематическому планированию

по   ОЗОЖ

Преподавание курса ОЗОЖ в 3 классе осуществляется в соответствии с:  

  1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
  2. Программой основного общего образования по ОЗОЖ.
  3. Федеральным базисным учебным планом начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.А.Павловой и в соответствии с требованиями регионального компонента.

Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

В программу включены совместные занятия родителей и детей.

Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков:

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Учебный план МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» отводит на изучение ОЗОЖ в 3 «А» классе по 1 уроку в неделю, что составляет 34 часа  в учебном году.

В данном классе ведущими  методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный  и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ.

 Для развития интереса используются электронные образовательные  ресурсы.

Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения  смежных дисциплин

Требования к уровню подготовки учащихся
к концу 3-го года обучения

К концу 3 года обучения обучающиеся

должны знать: как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совер шать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда пони мают друг друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подар кам; как следует относиться к нака заниями; как нужно одеваться; как вести себя с незна комыми людьми; как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за сто лом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в обще ственных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хо чется в школу; чем заняться после школы; что такое дружба и  кто может считаться настоя щим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощ ным.  

должны уметь: общаться без напряжения и страха; думать о своих по ступках; избегать при общении лжи; стараться пони мать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои по ступки, за которые получили наказа ние; одеваться по ситуации; быть ответст венным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по те лефону; уметь по мочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; вы брать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспо мощ ным.    

 

                               Учебно - тематическое планирование

по ОЗОЖ

Класс:  3 «А»

Учитель:  Анисимова И.В.

Количество часов:

всего  34 часа;  в неделю 1час.

 

   Планирование составлено на основе  региональной программы Павловой М.А.

Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В. Рабочая тетрадь для учащихся 3 кл. (Серия «Основы здорового жизни»). – Саратов:  КИЦ  «Саратовтелефильм» - «Добродея»,  2011

Список литературы

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 54-62.

Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 86-92.

Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти.// Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 41-45.

Заика Е.В., Лаптушко Г.Н. Игры для формирования раскрепощённости в познавательной сфере школьников // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 58-62.

Заика Е.В., Назарова Н.П., Малевич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 41-45.

Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям М., 1994.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1993.

Смирнова Н.П.«Основы здорового образа жизни» Методические рекомендации для начальных классов общеобразовательных школ . Саратов, «Научная книга», 2000 г.


Интернет ресурсы.

  1. http://www.rusedu.ru/
  2.  http://www.viki.rdf.ru/
  3. http://www.nachalka.info /
  4. http://www.4 stupeni.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике, 2 класс по системе Л.В. Занкова

Пояснительная записка Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы «Математика. Аргинская И.И., С.Н. Кормишина». («Программы начального образования. Система Л. В. Занкова....

Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в неделю. Тематичес...

Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данная рабочая программа   составлена на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. Программа  предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в не...

Рабочая программа по математике 3 класс по системе Занкова

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной программы системы Л.В.Занкова, для преподавания в четырехлетней нача...

Рабочая программа по математике 2 класс. Развивающая система Занкова. ФГОС

Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания ...

Рабочая программа по математике 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания ...

Рабочие программы для 1-4 классов по системе Л.В.Занкова

Рабочие программы для 1-4 классов, система Л.В.Занкова...