Рабочая программа по математике 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования, а также авторской программы И.И. Аргинской, которая обеспечена учебником (И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина Математика: Учебник для 3 класса: В 2-х частях.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_matematike_3_kl.docx73.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -

Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район

Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры                 зам. директора по УВР                Директор МБОУ-Гимназия

_________Халиуллина С.М.        _________ Насибуллина Г.И.         _________Камильянов Р.Ф.

«____»______________2014 г.        «____»______________2014 г.        «___»___________2014 г        . протокол №________        

                

Рабочая программа по математике

для 3 класса

на 2014-2015 учебный год

 Рабочая программа по предмету «Математика» разработана на основе авторской программы Аргинской И.И. в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова.-  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.

                                                                     Составитель   Хузина С.А.,

  учитель начальных

  классов

2014год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы И.И. Аргинской, которая обеспечена учебником (И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина Математика: Учебник для 3 класса: В 2-х частях.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013).

Роль математики в начальной школе, ее образовательный, воспитательный и развивающий потенциалы нельзя переоценить. Математика помогает младшему школьнику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывать пути решения задачи. Наряду с этим она воспитывает такие качества, как настойчивость, объективность, и дает школьнику необходимый для ориентации в современном мире набор знаний и умений математического характера.

Курс математики для начальной школы I—IV классов является частью единого непрерывного курса математики I—IX классов, который разрабатывается в настоящее время с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.

        Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

        Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи, умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

- освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

- развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Содержание курса направлено на решение следующих задач:

  • научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
  • создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнения алгоритмов;
  • приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные;
  • воспитывать интерес к математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины.

Решению названных задач способствует особое структурирование определенного в программе материала.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математики решаются комплексно. Основные содержательные линии оставлены без изменений.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.

На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений - счетом. Числа участвуют в действиях (сложение, вычитание, умножение, деление); демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Содержание заданий, а также результаты счета и измерений представляются в виде таблиц, диаграмм, схем. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают представление о математике как науке, расширяющей общий и математический кругозор ученика, формируют интерес к ней, позволяют строить преподавание математики как непрерывный процесс активного познания мира.

Таким образом, цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения. Сочетание обязательного содержания и сверхсодержания (см. программу курса), а также многоаспектная структура заданий и дифференцированная система помощи создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.

Программа разработана для обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.

  Основным содержанием программы по математике в начальной школе является понятие натурального числа и действий с этими числами.

В 1 классе натуральное число возникает как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств, а инструментом отношений между ними становится установление взаимнооднозначного соответствия между элементами множеств.

На этой основе формируются понятия об отношениях «больше», «меньше», «равно» как между множествами, так и соответствующими им числами.

Изучение однозначных натуральных чисел завершается их упорядочиванием и знакомством с началом натурального ряда и его свойствами.

Расширение понятия числа происходит в ходе знакомства с дробными (3 кл.), а также целыми положительными и отрицательными числами (4 кл.). Основными направлениями работы при этом являются: осознание тех жизненных ситуаций, которые привели к необходимости введения новых чисел, выделение детьми таких ситуаций в окружающем их мире (температура воздуха, высота гор, глубина морей), относительность использования этих новых чисел как в жизни, так и в математике.

В 1 классе дети знакомятся и с интерпретацией числа как результата отношения величины к выбранной мерке. Это происходит при изучении таких величин, как «длина», а в последующие годы обучения в начальной школе  «масса», «вместимость», «время» (2 кл.), «площадь», «величина углов» (3 кл.) и «объем» (4 кл.).

Эти два подхода к натуральному числу существуют на протяжении всего начального обучения, завершаясь обобщением, в результате которого создаются условия для введения понятий точного и приближенного значений числа.

Основой первоначального знакомства с действиями сложения и вычитания является работа с группами предметов (множествами). Сложение рассматривается как объединение двух (или нескольких) групп в одну, вычитание  как разбиение группы на две. В дальнейшем сложение рассматривается как действие, позволяющее увеличить число на несколько единиц, вычитание  как действие, позволяющее уменьшить число на несколько единиц, а также как действие, устанавливающее количественную разницу между двумя числами, т.е. отвечающее на вопрос, на сколько одно число больше (меньше) другого (1 кл.).

Важными аспектами при изучении арифметических действий являются знакомство с составом чисел первых двух десятков и составление таблицы сложения (1 кл.) и таблицы умножения (2 кл.).

Внетабличное сложение и вычитание (2 кл.) строится на выделении и осознании основных положений, лежащих в фундаменте алгоритма их выполнения: поразрядности выполнения каждой из этих операций и использования таблицы сложения для вычислений в каждом разряде. Такой же подход используется при выполнении внетабличного умножения и деления (3 кл.) с применением таблицы умножения.

В курсе математики изучаются основные свойства арифметических действий и их приложения:

  • переместительное свойство сложения и умножения;
  • сочетательное свойство сложения и умножения;
  • распределительное свойство умножения относительно сложения.

Применение этих свойств и их следствий позволяет составлять алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число и формировать навыки рациональных вычислений.

В третьем классе помимо числовых неравенств появляются неравенства с переменной, а наряду с нахождением значений числовых выражений ученики находят значения буквенных выражений при заданных значениях этой переменной.

В ходе обучения в начальной школе ученикам предстоит решать задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …»; задачи, содержащие зависимости, характеризующие процессы:  движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы); задачи на расчет стоимости (цена, количество, стоимость), задачи на нахождение периодов времени (начало, конец, продолжительность события); а также задачи на нахождение части целого и целого по его доле.

Значительное место в программе по математике для начальной школы занимает геометрический материал, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии.

Изучение геометрических фигур начинается со знакомства с точкой и линией и рассмотрения их взаимного расположения. Сравнение разных видов линий приводит к появлению различных многоугольников, а затем  к знакомству с пространственными фигурами. Геометрические величины (длина, площадь, объем) изучаются на основе единого алгоритма, базирующего ся на сравнении объектов и применении различных мерок. Умение строить различные геометрические фигуры и развертки пространственных фигур, находить площади и объемы этих фигур необходимо при выполнении различных поделок на уроках технологии, а также в жизни.

Изучение линии величин завершается в 4 классе составлением таблиц мер изученных величин и соотношений между ними, а также сравнением этих таблиц между собой и с десятичной системой счисления.

Работа по поиску, пониманию, интерпретации, представлению информации начинается с 1 класса. На изучаемом математическом материале ученики устанавливают истинность или ложность утверждений. На простейших примерах учатся читать и дополнять таблицы и диаграммы, кодировать информацию в знаково-символической форме, составлять краткие записи задач в виде графических и знаковых схем. Ученики получают возможность научиться поиску способа решения задачи с помощью логических рассуждений, оформляя их в виде схемы. Диаграммы и схемы усложняются в последующих классах в двух направлениях: во-первых, увеличивается количество символов в схемах, во-вторых, они приобретают все более абстрактную форму (в соответствии с уровнем развития абстрактного мышления учащихся). В первом классе ученикам диаграммы предлагаются только для чтения, в дальнейшем детям предлагается дополнить диаграммы своими данными или подписями. Таблицы применяются в самых разных ситуациях: в качестве краткой записи условия задач, в качестве формы записи решения задач, как источник информации об изменении компонентов действия и для представления данных, собранных в результате несложных исследований.

Эта линия работы поддерживается программами и учебниками всех учебных предметов.

Таким образом, содержание курса математики построено с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребенка и способствует его личностному развитию.

  1. Место учебного предмета «Математика» в учебном плане

Продолжительность изучения математики в 3 классе – 34 учебных недель по 5 часов в неделю.

Курс изучения математики рассчитан на 170 часов.

количество часов в неделю – 5

количество часов в I четверти –44;

количество часов во II четверти – 40;

количество часов в III четверти – 46;

количество часов в IV четверти – 40;

В авторскую программу изменения не внесены.

Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем.

  1. Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей и др.);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека;

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет учащемуся совершенствовать коммуникативную деятельность.

  1. Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе;

– понимание значения математики в собственной жизни;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;

– понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– общее представление о понятиях «истина», «поиск истины».

Учащийся получит возможность для формирования:

широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики;

– восприятия эстетики логического умозаключения, точности математического языка;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности к математическому наследию России, гордости за свой народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания важности осуществления собственного выбора.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир;

– осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;

– осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;

– принимать участие в групповой работе;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Учащийся получит возможность научиться:

понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. заданий, развивающих смекалку;

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делать несложные теоретические выводы о свойствах изучаемых математических объектов;

контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

– самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернета;

– кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;

– на основе кодирования информации самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций;

– строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме;

– проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление), самостоятельно строить выводы на основе сравнения;

– осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);

– проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение

объектов на группы по выделенному основанию);

– выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;

– проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;

– строить индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирование общего вывода на основе сравнения нескольких объектов о наличии у них общих свойств; на основе анализа

учебной ситуации и знания общего правила формулировать вывод о свойствах единичных изучаемых объектов);

– понимать действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);

– с помощью педагога устанавливать отношения между понятиями (родо-видовые, отношения пересечения, причинно-следственные).

Учащийся получит возможность научиться:

самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации в открытом информационном пространстве;

моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

расширять свои представления о математических явлениях;

проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов;

осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий; в новых ситуациях);

пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;

– координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве; приходить к общему решению в спорных вопросах;

– использовать правила вежливости в различных ситуациях;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;

– контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат);

– задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

– понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека.

Учащийся получит возможность научиться:

корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для партнера высказывания;

адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач;

аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;

понимать относительность мнений и подходов к решению задач;

стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;

осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;

активно участвовать в учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности.

  1. Предметные результаты

Числа и величины

Учащийся научится:

– читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;

– устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;

– выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его

в соответствии с этой закономерностью;

– классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия;

– представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;

– находить долю от числа и число по его доле;

– выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонна;

– применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг.

Учащийся получит возможность научиться:

читать и записывать дробные числа, понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;

находить часть числа (две пятых, семь девятых и т.д.);

изображать изученные целые числа на числовом (координатном) луче;

изображать доли единицы на единичном отрезке координатного луча;

записывать числа с помощью цифр римской письменной нумерации C, L, D, М.

Арифметические действия

Учащийся научится:

– выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;

– выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;

– выполнять деление с остатком;

– находить значения сложных выражений, содержащих 2–3 действия;

– решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах изученных чисел.

Учащийся получит возможность научиться:

выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени, площади);

изменять результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия;

решать уравнения, требующие 1–3 тождественных преобразования на основе взаимосвязи между компонентами действий;

находить значение выражения с переменной при заданном ее значении (сложность выражений 1–3 действия);

находить решения неравенств с одной переменной разными способами;

проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений;

выбирать верный ответ задания из предложенных.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

– выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т.д.;

– выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2–3 действия;

– решать задачи, рассматривающие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы);

– преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия;

– составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертеж и т.д.).

Учащийся получит возможность научиться:

сравнивать задачи по сходству и различию в сюжете и математическом смысле;

изменять формулировку задачи, сохраняя математический смысл;

находить разные способы решения одной задачи;

преобразовывать задачу с недостающими или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточным количеством данных;

решать задачи на нахождение доли, части целого и целого по значению его доли.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Учащийся научится:

– различать окружность и круг;

– строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;

– строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника.

Учащийся получит возможность научиться:

использовать транспортир для измерения и построения углов;

делить круг на 2, 4, 6, 8 равных частей;

изображать простейшие геометрические фигуры (отрезки, прямоугольники) в заданном масштабе;

выбирать масштаб, удобный для данной задачи;

изображать объемные тела (четырехугольные призмы, пирамиды) на плоскости.

Геометрические величины

Учащийся научится:

– находить площадь фигуры с помощью палетки;

– вычислять площадь прямоугольника по значениям его длины и ширины;

– выражать длину, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними;

– применять единицу измерения длины километр (км) и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм;

– использовать единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный километр (км2) и соотношения между ними: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2.

Учащийся получит возможность научиться:

находить площади многоугольников разными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, перестроением частей фигуры;

использовать единицу измерения величины углов градус и его обозначение (°).

Работа с информацией

Учащийся научится:

– использовать данные готовых таблиц для составления чисел, выполнения действий, формулирования выводов;

– устанавливать закономерность по данным таблицы, заполнять таблицу в соответствии с закономерностью;

– использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач.

Учащийся получит возможность научиться:

читать несложные готовые круговые диаграммы, использовать их данные для решения текстовых задач;

соотносить информацию, представленную в таблице и столбчатой диаграмме;

 -определять цену деления шкалы столбчатой и линейной диаграмм;

дополнять простые столбчатые диаграммы;

понимать, выполнять, проверять, дополнять алгоритмы выполнения изучаемых действий;

понимать выражения, содержащие логические связки и слова («… и …», «… или …», «не», «если .., то … », «верно/неверно, что …», «для того, чтобы … нужно …», «каждый», «все», «некоторые»).

  1. Содержание программы

Числа и величины (30 часов)

Числовой (координатный) луч

Понятие о координатном луче. Единичный отрезок. Определение положения натурального числа на числовом луче. Определение точек числового луча, соответствующих данным натуральным числам, и обратная операция.

Разряды и классы

Завершение изучения устной и письменной нумерации

трехзначных чисел. Образование новой единицы счета – тысячи. Разные способы образования этой единицы счета. Счет тысячами в пределах единиц тысяч. Чтение и запись получившихся чисел. Разряд тысяч и его место в записи чисел.  Устная и письменная нумерация в пределах разряда единиц тысяч. Образование следующих единиц счета – десятка тысяч и сотни тысяч. Счет этими единицами. Запись получившихся чисел. Разряды десятков тысяч и сотен тысяч, их место в записи числа. Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. Таблица разрядов и классов. Представление изученных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Устная и письменная нумерация в пределах двух первых классов. Общий принцип образования количественных числительных в пределах изученных чисел. Сравнение и упорядочивание чисел классов тысяч и единиц.

Римская письменная нумерация

Продолжение изучения римской письменной нумерации. Знакомство с цифрами L, C, D, M. Запись чисел с помощью всех изученных знаков. Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение).

Дробные числа

Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел, дроби вокруг нас.

Понятие о дроби как части целого. Запись дробных чисел. Числитель и знаменатель дроби, их математический смысл с точки зрения рассматриваемой интерпретации дробных чисел.

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и разными числителями.

Расположение дробных чисел на числовом луче.

Нахождение части от числа и восстановление числа по его доле.

Величины

Скорость движения. Единицы измерения скорости: см/мин,км/ч, м/мин.

Единицы измерения массы – грамм (г), центнер (ц), тонна (т). Соотношения между единицами измерения массы:1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц = 1000 кг.

Сравнение и упорядочивание однородных величин.

Арифметические действия (50 часов)

Сложение и вычитание

Сложение и вычитание в пределах изученных чисел. Связь выполнения этих действий с таблицей сложения и разрядным составом чисел.

Умножение и деление

Кратное сравнение чисел. Распределительное свойство умножения относительно сложения. Его формулировка и запись в общем виде (буквенная запись).

Деление суммы на число (рассмотрение случая, когда каждое слагаемое делится без остатка на делитель).

Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений.

Внетабличное умножение и деление на однозначное число в пределах изученных чисел.

Использование таблицы умножения при выполнении внетабличного умножения и деления на однозначное число. Роль разрядного состава многозначного множителя и делимого при выполнении этих действий. Понятие о четных и нечетных числах с точки зрения деления. Признаки четных и нечетных чисел. Деление с остатком. Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на данное число без остатка.

Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший из возможных остатков.

Расположение в натуральном ряду чисел, дающих при делении на данное число одинаковые остатки.

Связь делимого, делителя, значения неполного частного и остатка между собой. Определение делимого по делителю, значению неполного частного и остатку.

Различные способы внетабличного деления на однозначное число: разбиением делимого на удобные слагаемые и на основе деления с остатком. Выполнение внетабличного умножения и деления в строку и в столбик. Знаки умножения и деления, используемые

при выполнении этих действий в столбик.

Определение числа знаков в значении частного до выполнения операции.

Нахождение значений сложных выражений со скобками и без скобок, содержащих 3–5 действий. Нахождение неизвестных компонентов действия в неравенствах с помощью решения соответствующих уравнений. Нахождение неизвестных компонентов действия в уравнениях на основе использования свойств равенств и взаимосвязи между компонентами действия. Выражения с одной переменной. Определение значений выражений при заданных значениях переменной. Построение математических выражений с помощью словосочетания «для того, чтобы … , надо …».

Работа с текстовыми задачами (в течение года)

Таблица, чертеж, схема и рисунок как формы краткой записи задачи. Выбор формы краткой записи в зависимости от особенностей задачи. Обратные задачи (продолжение). Установление числа обратных задач к данной. Составление всех возможных обратных задач к данной, их решение или определение причины невозможности выполнить решение. Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полным набором данных (дополнение условия задачи недостающими данными, изменение вопроса в соответствии с имеющимися данными, комбинация этих способов).

Задачи с избыточными данными. Различные способы их преобразования в задачи с необходимым и достаточным количеством данных. Сравнение и решение задач, близких по сюжету, но различных по математическому содержанию. Упрощение и усложнение исходной задачи. Установление связей между решениями таких задач. Анализ и решение задач, содержащих зависимости, характеризующие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время,

объем работы).

Оформление решения задачи сложным выражением. Решение задач на нахождение части от целого и целого по значению его доли.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры(16 часов)

Знакомство с окружностью. Центр окружности. Свойство точек окружности.

Радиус окружности. Свойство радиусов окружности. Построение окружностей с помощью циркуля. Взаимное расположение точек плоскости и окружности (на окружности, вне окружности). Окружность и круг, связь между ними. Масштаб и разные варианты его обозначения. Выбор масштаба для изображения данного объекта. Определение масштаба, в котором изображен объект. Определение истинных размеров объекта по его изображению и данному масштабу. Продолжение знакомства с объемными телами: шаром, цилиндром, конусом, призмой и пирамидой. Установление сходства и различий между ними как внутри каждого вида, так и между видами этих тел. Частный случай четырехугольной призмы – прямоугольный параллелепипед. Знакомство с различными способами изображения объемных тел на плоскости.

Геометрические величины (30 часов)

Сравнение углов без измерений (на глаз, наложением).Сравнение углов с помощью произвольно выбранных мерок.

Знакомство с общепринятой единицей измерения углов –градусом и его обозначением.

Транспортир как инструмент для измерения величины углов, его использование для измерений и построения углов заданной величины.

Единица измерения длины – километр (км). Соотношения между единицами длины: 1 м = 1000 мм, 1 км = 1000 м.

Понятие о площади. Сравнение площадей способами, не связанными с измерениями (на глаз, наложением).

Выбор произвольных мерок и измерение площадей с их помощью.

Палетка как прибор для измерения площадей. Использование палетки с произвольной сеткой. Знакомство с общепринятыми единицами измерения площади: квадратным миллиметром (мм2), квадратным сантиметром (см2), квадратным дециметром (дм2), квадратным метром (м2), квадратным километром (км2); их связь с мерами длины.

Соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2.

Нахождение площади прямоугольника (знакомство с формулой S = а · b) различными способами: разбиением на квадраты, с помощью палетки, по значениям длины и ширины.

Нахождение площади фигуры различными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, с помощью перестроения частей фигуры.

Работа с информацией (10 часов)

Чтение готовых таблиц. Использование данных таблицы для составления чисел (таблица разрядов и классов), выполнения действий, формулирования выводов.

Определение закономерности по данным таблицы, заполнение таблицы в соответствии с закономерностью (деление с остатком).

Решение логических задач с помощью составления и заполнения таблицы.

Соотнесение данных таблицы и столбчатой диаграммы. Определение цены деления шкалы столбчатой диаграммы на основе данных задачи. Дополнение столбчатой и линейной диаграмм. Решение текстовых задач с использованием данных столбчатой и линейной диаграмм. Чтение готовой круговой диаграммы. Чтение, дополнение, проверка готовых простых алгоритмов. Составление простых алгоритмов по схеме (деление с остатком, деление многозначного числа на однозначное и др.).

Построение математических выражений с помощью логических связок и слов («и», «или», «не», «если … , то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «некоторые»).

Календарно-тематическое планирование по математике в 3 классе

на 2014-2015 учебный год

№ урока

Тема урока

Дата проведения урока 

Примечание

Тема 1. Площадь и ее измерение. 21 ч

Повторение изученного во 2 классе. Знакомство с учебником.

Понятие о площади.

Сравнение площадей различных фигур.

Измерение площадей с помощью произвольных мерок.

Сравнение площадей с помощью наложения.

Клетка – мерка измерения площади фигуры.

Измерение площади фигуры с помощью палетки.

Измерение площади прямоугольника различными мерками.

Разрядный состав трехзначных чисел.

Входная контрольная работа.

Квадратный сантиметр - единица измерения площади.

Разрядный состав трехзначных чисел.

Квадратный сантиметр.

Площадь прямоугольника.

Вычисление площади прямоугольника по длинам его сторон.

Формула площади прямоугольника.

Соотношения между единицами измерения площади.

Закрепление пройденного материала. Решение задач на нахождение площади прямоугольников.

Обобщающий урок по теме «Площадь и ее измерение».

Контрольная работа по теме

«Площадь и ее измерение»

Работа над ошибками. Повторение изученного материала.

Закрепление пройденного материала. Решение задач на нахождение площади прямоугольников.

Тема 2. Деление с остатком (15часов)

Понятие деления с остатком.

Единицы измерения массы: тонна и центнер.

Килограмм, тонна, центнер.

Алгоритм устного деления с остатком.

Кратное сравнение чисел.

Задачи на кратное сравнение. Самостоятельная работа.

Деление с остатком.

Деление с остатком.

Нахождение делимого при делении с остатком.

Четные и нечетные числа.

Четные и нечетные числа.

Деление с остатком. Нумерация чисел в пределах 1000.

Контрольная работа по теме

«Деление с остатком»

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Повторение изученного.

Тема 3. Сложение и вычитание трехзначных чисел (18 часов)

Увеличение и уменьшение трехзначных чисел на круглые сотни и десятки.

Поразрядное сложение и вычитание трехзначных чисел.

Сложение трехзначных чисел столбиком.

Вычитание трехзначных чисел столбиком.

Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд.

Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд.

Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд.

Задачи с недостающими данными.

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

Окружность и круг.

Радиус окружности.

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

Самостоятельная работа.

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

Обобщающий урок по теме

«Сложение и вычитание трехзначных чисел»

Контрольная работа по теме

«Сложение и вычитание трехзначных чисел»

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками, допущенными в работе.

Тема 4. Сравнение и измерение углов (12 часов)

Виды углов. Развернутый угол.

Сравнение углов.

Сочетательное свойство умножения.

Измерение угла с помощью мерки.

Римские цифры  С и L.

 Градусная мера измерения углов.

Измерение и построение углов с помощью транспортира.

Измерение и построение углов с помощью транспортира.

Деление окружности на 2, 4, 6, 8 равных частей.

Задачи с избыточными данными.

Сравнение и измерение углов. Обобщение.

Контрольная работа по теме

«Сравнение и измерение углов»

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками, допущенными в работе.

Тема 5. Внетабличное умножение и деление (35 часов)

Распределительное свойство умножения относительно сложения.

Применение распределительного свойства умножения при умножении двузначного числа на однозначное.

Умножение 10,100 на однозначное число.

Умножение круглых десятков и сотен на однозначное число.

Деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число.

Умножение двузначного числа на однозначное.

Самостоятельная работа.

Умножение трехзначного числа на однозначное.

Контрольная работа по материалу I полугодия

Работа над ошибками. Повторение изученного.

Умножение числа на 10 и 100.

Умножение однозначного числа на двузначное число.

Деление суммы на число.

Внетабличное деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное.

Обобщение материала, изученного в I полугодии.

Новые приемы умножения трехзначного числа на однозначное. Умножение чисел столбиком.

Умножение чисел столбиком.

Самостоятельная работа.

Деление двузначного числа на двузначное.

Деление двузначного числа на двузначное.

Письменное умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд.

Умножение чисел с переходом через разряд.

Самостоятельная работа.

Решение простейших неравенств с одним неизвестным.

Письменное умножение трехзначного числа на однозначное.

Деление двузначного числа на однозначное.

Деление двузначного числа на однозначное.

Умножение трехзначного числа на однозначное.

Умножение трехзначного числа на однозначное.

Деление трехзначного числа на однозначное.

Деление трехзначного числа на однозначное.

Самостоятельная работа.

Решение неравенств с помощью составления соответствующего уравнения.

Изображение объемных тел на плоскости.

Решение неравенств. Самостоятельная работа.

Обобщающий урок по теме «Внетабличное умножение и деление».

Обобщающий урок по теме «Внетабличное умножение и деление».

Контрольная работа по теме

«Внетабличное умножение и деление»

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками, допущенными в работе.

Тема 6. Числовой (координатный) луч (15  часов)

Понятие «числовой  луч».

Числовые лучи с разными мерками.

Построение числового луча.

Производительность труда.

Понятие единичного отрезка.

Числовые лучи с разными единичными отрезками.

Координаты точек.

 Скорость движения.

Скорость движения.

Скорость, время, расстояние.

Взаимосвязь между ними.

Скорость, время, расстояние.

Взаимосвязь между ними.

 Координатный луч. Обобщение материала по изученной теме.

Закрепление пройденного.

Контрольная работа по теме

«Числовой (координатный) луч»

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками, допущенными в работе.

Тема 7. Масштаб (6  часов)

Понятие масштаба.

Формула скорости.

 Формула времени.

Масштаб, увеличивающий изображение предмета.

 Выбор удобного масштаба.

Обобщающий урок по теме «Масштаб».

Тема 8. Дробные числа (18  часов)

Знакомство с понятием дроби.

Названия и обозначения дробей.

Запись дробей.

Числитель и знаменатель дроби.

Запись дробей по схематическому рисунку.

Сравнение дробей с одинаковыми знаменатеями.

Задачи на нахождение части числа.

 Сложное (двойное) неравенство.

Задачи на нахождение части числа.

История возникновения дробей.

Дроби на числовом луче.

Самостоятельная работа.

Задачи на нахождение числа по его доле.

Распределительное свойство умножения при решении уравнений.

Круговые диаграммы.

Обобщающий урок по теме «Дробные числа».

Контрольная работа по теме «Дробные числа»

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками, допущенными в работе.

Повторение пройденного

Повторение пройденного

Тема 8. Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. (31 час)

Тысяча - новая счетная единица.

Счет тысячами.

Четырехзначные числа в натуральном ряду.

Четырехзначные числа в натуральном ряду.

 Единица измерения расстояния - километр.

Соотношение между единицами массы.

 Разряд десятков тысяч.

 Пятизначные числа в натуральном ряду.

Сложение многозначных чисел.

Сложение многозначных чисел.

 Разряд сотен тысяч.

Шестизначные числа.

Шестизначные числа.

Таблица разрядов и классов.

Умножение и деление многозначных чисел на однозначные.

Умножение и деление многозначных чисел на однозначные.

Умножение и деление многозначных чисел на однозначные.

Контрольная работа за год.

Работа над ошибками.

Действия с числами в пределах 1000 000.

Действия с числами в пределах 1000 000.

Действия с числами в пределах 1000 000.

Действия с многозначными числами.

Действия с многозначными числами.

Действия с многозначными числами.

Действия с многозначными числами.

Закрепление пройденного материала.

Повторение изученного материала.

Повторение за год.

7. Учебно-методический комплекс

1. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина  С.Н.  Математика: Учебник для 3 класса: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2013.

2. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 3 класса. -Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература» 2014.

3. Итина Л.С, Кормишина С.Н. Волшебные точки: Рабочие тетради по математике для 3 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»2014.

4. Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас. Тетради для практических работ для 2, 3 классов. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»2014.

5. Методические пособия для учителя по курсу «Математика» для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

6. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2013.

7. Примерное планирование уроков математики для 1-4 классов/О.В. Федоскина. -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2013.

8. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 5000 задач по математике. 3 класс. Задания для повторения и закрепления / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 2014.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Контрольные и проверочные работы по математике 1-4 класс / Пособие для начальной школы. – К, 2011.
  2. Контрольная работа по системе Л.В. Занкова 1-е полугодие /сост. С.Г. Яковлева.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012
  3. Математика: Итоговые и тематические контрольные работы и тесты 1-2 классы /авт.-сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2005.-142с
  4. Сборник контрольных проверочных работ по математике 1-4 класс / Пособие для начальной школы. – К, 2012.
  1. Формы организации учебного процесса

Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а так же нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др. (обучение строится на деятельностной основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы учащихся.

  1. Формы и средства контроля

Для контроля за освоением  программного материала используются тематические проверочные работы, итоговые контрольные работы, тесты.

Тематические проверочные проводятся несколько раз в год сразу после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований школьной программы. В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Контроль за уровнем достижений учащихся по математике  производится в форме комплексной  работы. Для этого используется сборник О.Б.Логиновой «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс». 

  1.  Материально-техническое обеспечение

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса математики): электронные справочные и учебные пособия

Технические средства обучения (ТСО)
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Демонстрационные пособия
Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 1 до 100
Демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100
Демонстрационные таблицы сложения и умножения (пустые и заполненные)
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки)
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел
Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.

Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты, отражающие основные темы обучения
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 1 до 100
Линейка, угольники классные. Модель циферблата часов
Игры: настольные развивающие игры, конструкторы, электронные развивающие игры .

Оборудование класса

Ученические столы  двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса по системе Занкова

Рабочая программа для 1 класса по системе Л.В.Занкова (ФГОС по всем предметам, с соблюдением новых требований к оформлению рабочих программ)...

Рабочая программа по математике 2 класс. Развивающая система Занкова. ФГОС

Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания ...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 2г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. З...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 3 г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. ...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния второго поколения, Ко...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния второго поколения, Ко...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­...