Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 2г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С. В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011; авторской программы В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой  «Литературное чтение» утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования. и обеспечена учебником Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 2 ч. / В.Ю. Свиридова, Н.А.Чуракова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Фёдоров, 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_lit._chteniyu_.docx78.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -

Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район

Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры                 зам. директора по УВР                Директор МБОУ-Гимназия

_________Халиуллина С.М.        _________ Насибуллина Г.И.         _________Камильянов Р.Ф.

«____»______________2013 г.        «____»______________2013 г.        «___»___________2013 г        . протокол №________        

                

Рабочая программа по литературному чтению

для 2 класса

на 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа  по предмету «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение», в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011год.

                                                                     Составитель   Хузина С.А.,

  учитель начальных      классов

2013-2014 уч.год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 2г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С. В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011; авторской программы В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой  «Литературное чтение» утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования. и обеспечена учебником Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 2 ч. / В.Ю. Свиридова, Н.А.Чуракова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Фёдоров, 2012 г.

        В основе данного курса лежит единый методологический подход  изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики  художественной образности.

         Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

-развитие личности школьника, его творческих способностей;

-сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

-воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Цель курса литературного чтения: воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.  

Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;

3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;

  1. развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).

  1. Общая характеристика учебного предмета

Во 2 классе программа предусматривает дальнейшее формирование  отношения к литературе как к искусству: включение  литературы в контекст других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки.

Углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена. портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом эпитета, олицетворения, гиперболы, ритма. На протяжении второго года  обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой  работы с текстом.

Итогом  второго года обучения должно стать интуитивное  понимание образного характера литературы, осознание особенностей искусства в целом по сравнению с наукой, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

Предполагается формирование у школьников убеждения, что мир литературы  интересен, разнообразен, что каждый читатель может найти в нём близкое и нужное себе.

Основные содержательные линии курса

  • Вступление, или Детективное начало...
  • Завязка, тайны искусства
  • Погоня за секретами литературы...
  • Новые загадки следствия...
  • Кульминация! Вершина воображения...
  • Распутанные тайны ...
  • Развязка

Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическим и нормами.

Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.

Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

  1. Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

На предмет «Литературное чтение» для 2 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 170 часов (5 часов в неделю; 34 учебных недели). Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем.

Количество часов в неделю – 5 ч.

количество часов в I четверти – 40 ч.

количество часов в II четверти – 38 ч.

количество часов в III четверти - 48 ч.

количество часов в IV четверти – 43 ч.

  1. Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

  • способность осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы;
  • эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе;
  • способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;
  • способность осознавать свою этническую идентичность;
  • умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
  • представления о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отраженного в литературе разных времен и народов; желание рассказывать о любимом литературном герое как источнике положительных эмоций и примере для подражания;

- осознавать себя как личностную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней.

Учащийся получит возможность для формирования:

- мотивации к освоению содержания предмета «Литературное чтение»;

- начальных представлений об отраженных в литературных текстах нравственных понятиях, таких как родной дом, родители, малая родина, ответственность за родных, природу, любовь к родному дому, малой родине;

- ответственности за свое дело, понятий о коллективизме, верности в дружбе;

- мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

- стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

- ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;

- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

- оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.

Учащийся получит возможность научиться:

- работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

- корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку;

- самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;

- выбирать книги для внеклассного чтения.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

- пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии;

- ориентироваться в содержании учебника;

- представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;

- осуществлять первоначальный анализ художественного текста;

- обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения,

- подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;

- понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;

- осознавать роль названия произведения;

- подбирать слова-определения для характеристики героев;

- сравнивать художественный и научно-популярный тексты;

- видеть отличия народного и авторского текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- уважать мнение собеседников;

- проявлять интерес к общению и групповой работе;

- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;   .

- понимать контекстную речь взрослых;

- ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;

- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

- корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

  1. Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

 Учащийся научится:

 · Читать целыми словами вслух и про себя в удобном для него темпе; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию;

·  Читать наизусть стихотворения разных авторов;

·  Эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;

·  Называть заглавия и рассказывать содержание произведений любимого автора;

·  Выделять главную мысль прочитанного произведения; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

·  Строить высказывание по образцу;

·  Отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;

·  Находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

·  Понимать средства авторской оценки героя;

·  Оценивать литературного героя по его поступкам;

·  Составлять описание природы, предметов.

 Учащийся получит возможность научиться:

 · Отличать искусство от науки;

·  Представлять сходство и различие литературы и других видов искусства;

·  Определять тему произведения;

·  Пересказывать текст подробно и выборочно;

·  Сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему;

·  Осознавать особенности интерпретации литературных произведений в театре и кино;

·  Воспринимать поэзию как особый взгляд на мир;

·  Осознавать наличие художественного вымысла в произведении;

·  Узнавать традиционные выразительные средства фольклора;

·  Определять тональность и характер произведения.

Круг детского чтения

Учащийся научится:

 · Ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника;

·   Выделять основную тему произведений, использовать понятия: сюжет, герои, персонажи, образ, эпизод, репродукция, эпиграф;

·   Ориентироваться в заданиях учебника по значкам;

·   Пользоваться словарем учебника и справочной литературой;

·   Дополнительно знакомиться с произведениям в хрестоматии;

·   Представлять тематическое разнообразие литературы разных времен и народов.

Учащийся получит возможность научиться:

 ·  Различать тематику книг;

·   Ориентироваться в мире детской литературы;

·   Определять особенности произведений зарубежной литературы;

·   Рассказывать о прочитанных самостоятельно произведениях;

·   Ориентироваться в публичной библиотеке;

·   Называть одно периодическое детское литературно-художественное издание.

Литературоведческая пропедевтика

Учащийся научится:

 ·        Различать диалогический и монологический характер произведения;

·        Различать особенности построения малых фольклорных жанров;

·        Узнавать особенности народной сказки;

·        Понимать особенности жанра рассказа;

·        Различать жанры авторской прозы;

·        Пересказывать сюжет, находить элементы сюжета;

·        Узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка;

·        Различать виды рифмовки, придумывать точную рифму.

Учащийся получит возможность научиться:

 ·        Воспринимать и оценивать эмоциональный тон художественного текста;

·        Понимать юмор. Насмешку, иронию;

·        Различать точку зрения героя и автора на событие;

·        Анализировать систему героев и событий произведения;

·        Пользоваться выразительными средствами при рассказе о героях и событиях;

·        Находить неточные рифмы;

·        Воспринимать изобразительные возможности ритма.

Творческая деятельность учащихся

Учащийся научится:

 ·        Воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;

·        Выразительно читать по ролям;

·        Придумывать точную рифму;

·        Сочинять устное рассуждение на свободную тему;

·        Подбирать, создавать иллюстрации к произведению;

·        Озаглавливать произведение и его части.

 Учащийся получит возможность научиться:

 ·        Осознанно использовать при выразительном чтении паузы, логические ударения,  выбирать темп речи;

·        Подбирать точное и выразительное слово в соответствии с задачей высказывания;

·        Пересказывать небольшие тексты с творческой задачей;

·        Сочинять устные тексты на заданную тему, передавая собственное отношение к изображаемому;

·        Сочинять устно и письменно произведения разных жанров по образцу.

  1. Содержание программы по литературному чтению (170 ч.)

                Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.

Чтение вслух. Чтение про себя. Постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Развитие навыков чтения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов). Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной форме. Осознание диалога как вида речи. Умение в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения) в рассказе (описание, повествование). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, системы героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (описание), рассказе на заданную тему

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Привлечение иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей научно-популярных текстов. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании).

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Описание места действия. Понимание содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Самостоятельное воспроизведение текста: последовательное воспроизведение эпизода, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста. Краткий пересказ (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, периодическое издание, справочные издания (энциклопедии, словари). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Литература вокруг нас. Разнообразие книг. Домашняя библиотека. Публичные библиотеки. Практическое ознакомление. Как найти нужное. Знакомство со словарями и справочниками, детскими журналами и другими периодическими изданиями. Любимая книга. Любимый писатель.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Литература - вид искусства. Литература в ряду других видов искусства: живопись, музыка, скульптура, архитектура, театр, кино. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства. Общность разных видов искусства.

Отличие художественного текста от научного (наличие сюжета, развития действия, выражение авторского отношения к описываемым событиям, использование художественных приемов для создания образа в художественном тексте).

Как создается литература. Кто такой писатель. Зачем пишет писатель. О чем и как говорит литература. Представление о теме литературного произведения. Выражение словом красоты мира, разнообразия чувств, опыта человека.

Изображение окружающего мира. Пейзаж в литературе. Изображение животного мира. Сочинение устных и письменных зарисовок на тему мира природы. Природа и человек. Образ человека, характер человека. Событие как предмет внимания писателя. Чувства, переживания и их изображение. Авторский взгляд, новый аспект видения, понятие о точке зрения автора. Художественный вымысел и его смысл.

Как читает читатель. Всегда ли читатель правильно понимает прочитанное. Как глубже и точнее понять, что хотел выразить писатель. Собственное изображение словом. Зарисовки с натуры, изображение реальности. Фантазия на основе реальности.

Устное народное творчество

Малые жанры устного народного творчества: колыбельная, потешка, прибаутка, небылица, считалка, скороговорка, пословица, поговорка. Педагогическое мастерство народа, мудрость, смекалка, юмор. Выразительные средства малых жанров фольклора. Наблюдение за ритмом. Загадка. Практическое освоение приема сравнения, олицетворения, метафоры (без термина) на примере загадки. Сочинение потешек, прибауток, небылиц, считалок, загадок, скороговорок, частушек.

Сказка о животных. Герои-животные, характерные для русских народных сказок. Традиционные характеры героев-животных.

Волшебная сказка. Особенности сказочного жанра. Характерные герои сказок. Выразительные средства в описании положительных и отрицательных персонажей: постоянные эпитеты, особенности описания внешности, речи. Нравственные ценности в народной сказке. За что вознаграждается герой, а за что наказывается. Два мира волшебной сказки. Волшебные помощники, волшебные предметы, чудеса. Магия числа и цвета. Некоторые черты древнего восприятия мира, которые отразились в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Традиционная композиция сказок. Особенности построения волшебной сказки. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Стиль повествования. «Бродячие сюжеты» в сказках народов мира.

Бытовая сказка. Герои бытовой сказки - люди и животные. Сюжеты древних бытовых сказок (конфликт или дружба между человеком и животным).

Авторская литература

Литература и фольклор. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии. Волшебная авторская сказка и ее связь с народной сказкой. Сказка в стихах. Использование сюжетов народных сказок. Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Дна мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка.

Волшебная сказочная повесть. Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа. Авторское отношение к происходящему, внимание к внутреннему миру героя, современные нравственные проблемы.

Художественная, научно-популярная, научная литература. Жанры художественной литературы. Поэзия и проза. Выразительные средства поэзии и прозы. Средства выражения авторского отношения в художественной литературе. Заглавие и его смысл. Герои произведения, их имена и портреты. Характеры героев, выраженные через их поступки и речь.

Наблюдение роли композиции. Практическое знакомство с простейшими видами тропов: сравнение, эпитет, гипербола, литота, антитеза, олицетворение. Наблюдение за неточными рифмами. Наблюдение за ритмом как чередованием ударных и безударных слогов.

Жанр рассказа. Жанровые особенности рассказа: жизненность изображаемых событий, достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа.

Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.

Способность поэзии выражать разнообразные чувства и эмоции. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, взаимопонимания, любви. Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Поэтическое мировосприятие, выраженное в прозе.

Практическое освоение художественных приемов: сравнение, эпитет (определение), гипербола (преувеличение), литота, контраст, олицетворение, звукопись.

Круг чтения второго года обучения

Малые жанры фольклора; малые жанры авторской литературы. Потешки, прибаутки, заклички, побасенки, считалки, небылицы, скороговорки, поговорки, пословицы, загадки.

Русские и зарубежные народные и авторские сказки.

«Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Кот, петух и лиса»*, «Морозко»*, «Волшебное кольцо»*, «По щучьему велению»*, «Кузьма Скоробогатый»*.

«Айога» (нанайская сказка), «Медведь и охотник» (эвенкийская сказка), «Три дочери» (татарская сказка).

Ш. Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица»*, «Мальчик-с-пальчик»*; братья Гримм «Три брата»*, «Сказка о рыбаке и его жене»*, «Храбрый портной»*, «В стране небывалой»*.

В. Одоевский «Мороз Иванович»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...», «Сказка о рыбаке и рыбке»; П. Ершов «Конек-горбунок»; А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Классики русской литературы.

A. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев,        А. Фет, А. Майков, А. Плещеев, И. Никитин, И. Суриков, П. Вяземский, С. Есенин, Н. Некрасов*, А. Блок*, И. Бунин*, К. Бальмонт,  Саша Черный, В. Маяковский*, М. Цветаева.

М. Исаковский, А. Твардовский*, Д. Кедрин, Н. Рыленков, Л. Друскин, Н. Матвеева*, А. Смирнов, М. Матусовский.

B. Даль «Старик-годовик»; К. Ушинский «Четыре желания», «Играющие собаки», «Кто дерет нос кверху»*; Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Лев и собачка», «Прыжок», «Акула».

Современные русские и зарубежные писатели и поэты.

C. Маршак,  К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер, Д. Хармс, Ю. Владимиров*,Е. Благинина, Э. Мошковская, В. Берестов, И. Токмакова, Р. Сеф, З. Александрова, Е. Серова, Г. Сапгир*, Ю.   Мориц,   Е.   Чеповецкий,  А.   Кушнер, A.        Усачев, О. Григорьев*, И. Шевчук*,   Л. Дьяконов, И. Пивоварова, М. Бородицкая, О. Дриз, С. Козлов, Н. Орлова, Тим Собакин, Н. Друк, В. Лунин, Г. Кружков*, Э. Успенский.

Дж. Чиарди, Э. Нийт, Ф. Галас, О. Вацетис, Я. Бжехва*, Ю. Тувим*, Э. Лир*, Л.Е. Керн*, С. Миллиган*, хокку.

А. Гайдар «Чук и Гек»; В. Катаев «Цветик-семицветик»; Л. Пантелеев «Честное слово»*;

Л. Воронкова «Рассказы»*; М. Пришвин «Осеннее утро», «Глоток молока»; В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», «Муравейник зашевелился»; Г. Скребицкий «Передышка»; И. Акимуш-кин «Природа чудесница», «Кто без крыльев летает»*; Б. Житков «Рассказы о животных»*; Г. Снегирев «Чембулак»*; Э. Шим*; С. Баруздин*.

Н. Носов «Фантазеры», «Мишкина каша», «Заплатка», «Как Незнайка сочинил стихи»,«Живая   шляпа»*,   «Телефон»*; B.        Драгунский «Что я люблю», «...И чего не люблю!», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Кот в сапогах»; Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик»; С. Козлов «Ежик в тумане», «Красота»; О. Кургузов «Рассказы маленького мальчика»*; И. Пивоварова «Мы пошли в театр»; Л. Петрушевская «Кот, который умел петь», «Все непонятливые»; С. Прокофьева «Ученик волшебника»*; В. Губарев «Королевство кривых зеркал»*.

Дж. Родари «Отчего идет дождь?»; Л. Муур «Крошка Енот»; О. Пройслер «Маленькая Баба-яга», «Маленький Водяной»*; Р. Киплинг «Откуда взялись броненосцы»*, «Слоненок»*, «Почему у кита такая глотка»*; Т. Янссон «Приключения Му-ми-Тролля»*; Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»*; Д. Биссет «Путешествие дядюшки Тик-Так»*.

Творческая деятельность учащихся

(на основе литературных произведений)

Чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование, работа с деформированным текстом; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) или на основе личного опыта.

Требования к программе в конце 2-го класса.

Учащиеся должны иметь общее представление:

  • об отличии искусства от науки;
  • о сходстве и различии литературы и других видов искусства (музыка, живопись, скульптура);
  • о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отражённого в литературе разных времён и народов;
  • о наличии художественного вымысла в произведении;
  • о традиционных выразительных средствах фольклора;
  • о многообразии художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому; о разнообразии мира литературы.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 8 -10 стихотворений разных авторов по выбору ученика;
  • имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы, 2-3 современных писателей (поэтов); названия основных произведений любимого автора.

Учащиеся должны уметь:

  • читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения 60 - 70 слов в минуту;
  • эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;
  • оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
  • понимать средства авторской оценки героя (имя, портрет, речь героя);
  • узнавать простейшие виды тропов (сравнение, эпитет, гиперболу, литоту, олицетворение, звукопись, цветопись);
  • пользоваться выразительными средствами произведения при рассказе о героях и событиях;
  • находить неточные и составные рифмы;
  • сочинять устный и письменный отзыв о прочитанном, передавая собственное отношение к изображаемому;
  • ориентироваться в публичной библиотеке на уровне элементарных навыков.

7. Учебно-методический комплекс

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

  1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».-2012г.
  2. Свиридова В.Ю., Березина Э.В. Учись читать: Пособие по чтению. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».- 2012г.
  3. Хрестоматия по литературному чтению.  2 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»- 2013г.
  4. Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение».  2 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».-2013г.
  5. Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 2-4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература. – 2013г.
  6. Волшебный мир картины: Иллюстративный материал (компакт-диск). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». – 2013г.

  1. Формы организации учебного процесса

Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а также нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-театр, урок-зачёт, урок-сказка, урок-путешествие и др. (обучение строиться на  деятельностной основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).

Форма организации деятельности детей: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Виды учебной деятельности:

  • аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо  (культура письменной речи);
  • работа с разными видами текстов;
  • самостоятельная продуктивная творческая деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация, создание различных форм итерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа;
  • создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

  1. Формы и средства контроля

Один раз в год оценка знаний и умений учащихся проводиться с помощью итоговой контрольной работы.

Текущий контроль, после изучения каждого основного раздела, проводиться в форме зачета.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
         Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

 Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:                                                                                                          

-искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

-неправильная постановка ударений (более двух);

-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

 -непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

-неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

-нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-нетвердое знание наизусть подготовленного текста;                                                            

-монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты.

-не более двух неправильных ударений;

-отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

-неточности при формулировке основной мысли произведения;

-нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Особенности организации контроля по чтению.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведении в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

 Плановых контрольных уроков - 1.

  1. Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Специальное сопровождение (оборудование)

  • Классная доска
  • Магнитная доска
  • Экспозиционный экран
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор

Специфическое сопровождение (оборудование)

  • Комплект для обучения грамоте (касса букв, образцы письменных букв и др.);
  • Алфавит;
  • Таблицы к основным разделам грамматического материала;
  • Наборы сюжетных (предметных) картинок, иллюстрации к литературным произведениям;
  • Портреты писателей;
  • Репродукции произведений живописи;
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • Наборы ролевых игр;
  • Настольные развивающие игры;
  • Аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
  • Слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности);
  • Интерактивная доска (по возможности)

Мультимедийные средства обучения

  • Различные презентации к урокам по темам курса
  • CD «Детский энциклопедический словарь»
  • СD Кирилла и Мефодия

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

во 2г классе на 2013-2014 учебный год

№ п\п

Название раздела и тема урока

Дата проведения

урока

Примечание

Глава  I. Вступление, или Детективное начало…

Знакомство с учебником (обложка, форзац, содержание, словарь.) Вступительная статья.

 Характер лирического героя в рассказе В. Драгунского  «Что я люблю…»

Характер лирического героя в стихотворении И. Токмаковой   «Мне грустно – я лежу больной…»

 Характер лирического героя в рассказе В. Драгунского  «Что любит Мишка…»

 Характер литературного героя. В.Драгунский «И чего не люблю!»

Прием контраста в литературе.

Б.Заходер «О границах поэтического творчества»

Прием контраста в литературе. Дж.Чиарди «…Скажу я слово ВЫСОКО…», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Прием контраста в литературе. К.Ушинский «Четыре желания», А. Усачев «Первое сентября»

Прием контраста в литературе. К.Ушинский «Четыре желания», А. Усачев «Первое сентября»

Поэтические образы в стихотворении Д. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето».   

 Сравнение научного и художественного текста. М. Пришвин «Осеннее утро», статья из энциклопедического словаря, В.Друк «Нежно смотрит на микроба…».

 Образ ночи. В. Драгунский «Тиха украинская ночь…», А. Пушкин «Тиха украинская ночь…».

Образ ночи. В. Драгунский «Тиха украинская ночь…», А. Пушкин «Тиха украинская ночь…».

Образ ночи в поэзии, живописи и музыке.  Репродукция А. Куинджи  «Ночь на Днепре», «Лунная соната» Л.ван Бетховена.

 Проверь себя. Работа над проектом «Что читают мои одноклассники»

Защита проектной работы.

Внеклассное чтение. Образ осени в поэзии.

Глава 2. Завязка, тайны искусства…

Звучащие образы в стихотворении И. Пивоваровой «Картина» и на полотне А. Васнецова «Осенние листья»

Песни осени. Д. Кедрин «Осенняя песня». Начало обсуждения написания сочинения.

Р\р Сочинение на тему «Осенний парашютист»

Песни осени. О. Дриз «Кончилось лето».

Олицетворение как поэтический прием.

М. Лермонтов «Утес»

Олицетворение как поэтический прием.  Ф.Тютчев «Что ты клонишь над водами…»

Олицетворение как поэтический и живописный прием. Н.Мушкудиани «Что его беспокоит»

Образ осени в стихотворении С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» и на полотне И. Левитана «Золотая осень».

Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств(музыки, поэзии, живописи)

Секреты загадок

Картины мира.    И. Пивоварова «Песня зарянки», Л. Толстой̆ «Какая бывает роса на траве».

Картины мира.    И. Пивоварова «Песня зарянки», Л. Толстой̆ «Какая бывает роса на траве».

Урок-концерт «Родная природа»

 Чудесный̆ дар – видеть красоту мира. М. Цветаева «Одна половина окна растворилась...»,

С. Козлов «Ежик в тумане».

Чудесный̆ дар – видеть красоту мира. Оницура (хокку), С. Козлов «Красота».

Нравственный урок нанайской народной сказки «Айога».

Как смотрят на мир поэт и ученый.И. Пивоварова «Как я считал», Г. Корнилова «Кто такой Бумчик», «Про бабочку».

Как смотрят на мир поэт и ученый.

Г. Корнилова «Вертолет».

Как смотрят на мир поэт и ученый. Н. Орлова «Самолет», К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь»

Как смотрят на мир поэт и ученый. Е. Серова «Лесной аэродром»

Проверь себя.

Работа над проектом « Красавица осень»

Внеклассное чтение.  Сказки С. Козлова

Глава 3. Погоня за секретами литературы…

Мир литературы – мир образов.

Японские трёхстишия (хокку) Тиё, Басё.

Художественный образ в поэтическом тексте. Э. Нийт «Каменный замок...».

 Ироническое отношение автора к герою. К. Чуковский «Федотка», Е. Чеповецкий отрывок из книги «Непоседа, Мякиш и Нетак», С. Маршак «Попрошайка», Э. Мошковская «Жадных нет».

 Портрет литературного героя. С. Михалков «Про мимозу».

 Нравственная коллизия. Л. Толстой «Прыжок».

 Нравственная коллизия. Л. Толстой «Прыжок».

Характер героя, его портрет, поступок.  Л. Толстой «Лев и собачка».

Черты сказки и загадки в стихотворении. П. Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане...», В. Даль «Старик- годовик».

Реальные и фантастические образы. Ю. Мориц «Сто фантазий».

Реальные и фантастические образы. Н. Носов «Фантазеры».

Реальные и фантастические образы. Н. Носов «Фантазеры», Ф. Галас «Мир наоборот».

Авторская сказка. Сходство

с народными волшебными сказками. В. Катаев «Цветик- семицветик».

Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик». Сходство и различие с народными волшебными сказками.

Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик». Нравственная коллизия.

 Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик». Нравственная коллизия.

Автопортрет.

Проверь себя.

Глава 4. Идем по невиданным следам…

Исследуем законы волшебных сказок. Ю. Мориц «Песенка про сказку».

Исследуем законы волшебных сказок. А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...».

Особенности авторской сказки.

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Фольклорная основа сказки.

Особенности авторской сказки. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Различия с фольклорной сказкой.

Особенности авторской сказки. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Различия с фольклорной сказкой.

Урок читательской самостоятельности. Братья Гримм «Сказка о рыбаке и его жене»

Исследуем законы волшебных сказок.

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...».

  Различение сказок о животных и волшебной на примере сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», русских народных сказок «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса»

Сказочные законы в русской народной волшебной сказке «Кузьма Скоробогатый»

 Сходство сюжетов сказок: русская народная сказка «Кузьма Скоробогатый», сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

Зимняя страничка. А. Пушкин «Опрятней модного паркета...».

Образы сказки, волшебства, ночи в стихотворении И. Сурикова «Все темней, темней и тише...».

 Образы сказки, волшебства, ночи в сказке П. Ершова «Конек- горбунок».

Лирическая тональность   сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Лирическая тональность   сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Лирическая тональность  сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» .  Работа по картине В. Васнецова «Аленушка»

Бытовая сказка. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Бытовая сказка. Эвенкийская народная сказка «Медведь и охотник».

Сказочный праздник. Р. Кудашева «Зимняя песенка».

Юмор в литературном произведении. В. Драгунский «Заколдованная буква».

Форма стихотворного произведения. Л. Друскин «Я сплю...».

Глава 5. Кульминация! Вершина воображения…

Художественные приемы

в авторском поэтическом тексте. С. Есенин «Зима».

Народная и авторская сказка с похожими сюжетами. Работа по сказке «Морозко»

Народная и авторская сказка с похожими сюжетами.  Работа по сказке Одоевского «Мороз Иванович».

Народная и авторская сказка с похожими сюжетами.  Работа в учебнике по сказке Одоевского «Мороз Иванович».

Русская народная сказка «Морозко»,

 Братья Гримм «Госпожа Метелица»,  

 В. Одоевский «Мороз Иванович».

Художественные приемы в народных и авторских поэтических текстах. Загадки, скороговорки, стихотворения Е. Благининой.

Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери».

Разгадываем загадки сказок.

О. Вациетис «Подснежник».

Разгадываем загадки сказок.

Народная сказка «Снегурочка».

Разгадываем загадки сказок.

Народная сказка «Снегурочка».

Разгадываем загадки сказок. Репродукция Б. Кустодиева «Масленица».

Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Волшебное кольцо».  

Следы сказочного жанра в стихотворении И. Сурикова «Детство».

Следы сказочного жанра в стихотворении Д. Хармса «Как Володя быстро под гору летел».

Особенности авторского взгляда на сказку. М. Бородицкая «Колдунье не колдуется».

Особенности авторского взгляда на сказку. О. Пройслер «Маленькая Баба-яга».

Внеклассное чтение. О. Пройслер «Маленький водяной»

Мир авторской сказки (фрагмент сказки  А. Толстого «Золотой ключик»).

Жанры в литературе и живописи.

А. Кушнер «Что я узнал!»

Исследуем законы рассказа.

Л. Толстой «Акула».

 Исследуем законы рассказа.

 Л. Толстой «Акула».

Учимся сопереживать и сочувствовать. М. Пришвин «Глоток молока», Л. Дьяконов «Щенок и снег».

Внеклассное чтение. К. Ушинский  «Кто дерет нос кверху»

Проверь себя.

Творческий проект «Стихотворения о весне»

Глава 6. Вперед по дороге открытий…

Уроки добра. Э. Мошковская «Дедушка Дерево».

Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка».

Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка»

Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка», А. Куинджи «Березовая роща» (репродукция).

Внеклассное чтение. Г. Скребицкий. Рассказы.

Следы волшебных сказок в авторских текстах. Ф. Тютчев «Зима не даром злится...».

В. Бианки – писатель и ученый. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

В. Бианки – писатель и ученый. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

Научный и художественный текст. В. Бианки «Муравейник зашевелился».

 «Точка зрения» художника в литературе и живописи. С. Махотин «Жук», репродукции Ф. Толстого.

Саша Черный «Песня мухи», отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Уроки этики в авторском произведении.

К. Ушинский «Играющие собаки».

Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Исследуем жанры устного народного творчества. Потешки.

 Особенности авторской сказки

Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

 Особенности авторской сказки

Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

 Колыбельные в авторской поэзии. Саша Черный «Колыбельная», А. Барто «Старший брат сестру баюкал...».

Закон смешного в поэзии и прозе.

Э. Успенский «Разгром».

Мир детей и мир взрослых в стихах и рассказах. А. Усачев «Самый лучший день».

Современная авторская сказка.

Л. Петрушевская «Кот, который умел петь».

Современная авторская сказка.

Л. Петрушевская «Все непонятливые».

 Наедине с книгой. Библиотечный урок по произведениям Л. Петрушевской. 

Проверь себя.

Внеклассное чтение.

 Г. Снегирев «Чембулак»*

Глава 7. Развязка. Раскрытые тайны…

Юмор в литературном произведении.

Н. Носов «Мишкина каша», рецепт.

Юмор в литературном произведении.

Н. Носов «Мишкина каша», рецепт.

Юмор в литературном произведении.

Н. Носов «Мишкина каша», рецепт.

Юмор в литературном произведении. Н. Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер».

Юмор в литературном произведении. Н. Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер».

Что такое – быть настоящим поэтом.

Н. Носов «Как Незнайка сочинил стихи».

Что такое – быть настоящим поэтом.

Н. Носов «Как Незнайка сочинил стихи».

Наедине с книгой. Произведения Н. Носова «Живая   шляпа»*,  «Телефон»*.  

О. Дриз «Как сделать утро волшебным», весенние пьесы А.Вивальди,П.Чайковского.

С. Козлов – сказочник и поэт. С. Козлов «В небе туча хмурится...», Н. Рыленков «После дождя».

Исследуем научные и художественные тексты Дж. Родари «Отчего идет дождь».

Сочинение сказки «Путешествие капельки».

Формулирование выводов о различии между научным и художественным текстом

Мир детей в рассказе И. Пивоваровой 

«Мы пошли в театр».

Понятие о видах искусства (театр, архитектура, скульптура).

Проверь себя.

Проектная работа «Весна шагает по планете».

Внеклассное чтение .Кургузов «Рассказы маленького мальчика»*

Глава 8. Счастливые минуты с книгой

 Поэтические и живописные образы детей.  С. Маршак «О мальчиках и девочках», В. Лунин «Грусть».

Поэтические и живописные образы детей.   Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», репродукция З. Серебряковой «За завтраком».

Внеклассное чтение. Л.Пантелеева «Честное слово»

Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В. Драгунского «Кот в сапогах».

Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В. Драгунского «Кот в сапогах».

Как смотрят на мир поэт и ребенок.

 А. Барто «В пустой квартире».

Сопричастность миру семьи, Родины. А. Смирнов «Кто был на войне», В. Берестов «Мир».

Наедине с книгой. Стихи о войне.

Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 1. Телеграмма.

Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 2. Дорога к отцу.

Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек». Часть 3. Вот и приехали...

Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек». Часть 4. Одни в лесной сторожке.

Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек». Часть 5. Вот оно – счастье!

Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек».

Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказах А. Гайдара. («Горячий камень», «Голубая чаша»)

Сопричастность миру семьи, Родины. М. Матусовский «С чего начинается Родина?».

Проверь себя.

Наедине с книгой. Ш. Перро «Спящая красавица»

Наедине с книгой. Ш. Перро «Синяя борода»

Наедине с книгой. Г.-Х. Андерсон «Огниво»

Наедине с книгой. Ш. Перро «Спящая красавица»

Контрольная работа за II полугодие.

Анализ контрольной работы.

Что читать летом (работа с выставкой̆ книг).

Обобщение пройденного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс. Развивающая система Занкова. ФГОС

Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания ...

Рабочая программа по математике 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания ...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 3 г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. ...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния второго поколения, Ко...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния второго поколения, Ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...