Рабочая программа по математике 2 класс. Развивающая система Занкова. ФГОС
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования, а также авторской программы И.И. Аргинской, которая обеспечена учебником (И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина Математика: Учебник для 2 класса: В 2-х частях.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike.docx63.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -

Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район

Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры                 зам. директора по УВР                Директор МБОУ-Гимназия

_________Халиуллина С.М.        _________ Насибуллина Г.И.         _________Камильянов Р.Ф.

«____»______________2013 г.        «____»______________2013 г.        «___»___________2013 г        . протокол №________        

                

Рабочая программа по математике

для 2 класса

на 2013-2014 учебный год

 Рабочая программа по предмету «Математика» разработана на основе авторской программы Аргинской И.И. в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова.-  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.

                                                                     Составитель   Хузина С.А.,

  учитель начальных      классов

2013-2014 уч.год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы И.И. Аргинской, которая обеспечена учебником (И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина Математика: Учебник для 2 класса: В 2-х частях.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012).

Цель курса:

  • Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
  •  Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
  • Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Для достижения поставленных целей изучения математики  в начальной школе необходимо решение следующих задач:

  •  создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
  •  научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
  • создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
  •  приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.

Основным содержанием программы по математике в начальной школе является понятие натурального числа и действий с этими числами.

Внетабличное сложение и вычитание строится на выделении и осознании основных положений, лежащих в фундаменте алгоритма их выполнения: поразрядности выполнения каждой из этих операций и использования таблицы сложения для вычислений в каждом разряде.

Умножение рассматривается как действие, заменяющее сложение в случаях равенства слагаемых, а деление - как действие, обратное умножению, с помощью которого по значению произведения и одному множителю можно узнать другой множитель. Затем умножение и деление представляются и как действия, позволяющие увеличить или уменьшить число в несколько раз, а деление - как действие, с помощью которого можно узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого. В связи с решением задач рассматриваются также случаи, приводящие к делению на равные части и к делению по содержанию.

В курсе математики изучаются основные свойства арифметических действий и их приложения:

- переместительное свойство сложения и умножения;

- сочетательное свойство сложения и умножения:

Применение этих свойств и их следствий позволяет составлять алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число и формировать навыки рациональных вычислений.

Знакомство с понятиями равенства, неравенства, выражения и активная работа с ними позволяют расширить объем этих понятий в последующих классах. Рассмотрение ситуаций, в которых неизвестен один из компонентов арифметического действия, приводит к появлению равенств с неизвестным числом - уравнений.

Текстовые задачи являются важным разделом в преподавании математики. Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений.

В ходе обучения в начальной школе учащимся предстоит решать задачи, содержащие отношения «больше на (в) ...», «меньше на (в) ...»; задачи, содержащие зависимости, характеризующие процессы: движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы); задачи на расчет стоимости (цена, количество, стоимость), задачи на нахождение периодов времени (начало, конец, продолжительность события); а также задачи на нахождение части целого и целого по его доле.

Значительное место в программе по математике для начальной школы занимает геометрический материал, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии.

Геометрические величины (длина, площадь, объем) изучаются на основе единого алгоритма, базирующегося на сравнении объектов и применении различных мерок.

На изучаемом математическом материале учащиеся устанавливают истинность или ложность утверждений. На простейших примерах учатся читать и дополнять таблицы, и диаграммы, кодировать информацию в знаково-символической форме, составлять краткие записи задач в виде графических и знаковых схем.

Таким образом, содержание курса математики построено с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребенка и способствует его личностному развитию.

  1. Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей и др.);
  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека(памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет учащемуся совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

.

  1. Место учебного предмета «Математика» в учебном плане

Продолжительность изучения математики во 2 классе – 34 учебных недель по 5 часов в неделю.

Курс изучения математики рассчитан на 170 часов.

количество часов в неделю – 5

количество часов в I четверти – 41;

количество часов во II четверти – 38;

количество часов в III четверти – 48;

количество часов в IV четверти – 41;

В авторскую программу изменения не внесены.

Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем.

  1. Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;

понимание роли математических действий в жизни человека;

- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

- понимание причин успеха в учебе;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;

- первоначачьной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

- общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

- самооценки на основе заданных  критериев успешности учебной деятельности;

- первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о значении математики   для   познания окружающего мира.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- выполнять действия в устной форме;

- учитывать выделенные учителем   ориентиры   действия в учебном материале;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- принимать установленные правила  в  планировании  и контроле способа решения;

- осуществлять  пошаговый контроль  под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной   деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

- воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

- использовать рисуночные и символические варианты математической записи;

- кодировать информацию в зна-ково-символической форме;

- на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;

- строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 15 предложений);

- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

- в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;

- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

Учащийся получит возможность научиться:

- под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;

- работать с дополнительными текстами и заданиями;

- соотносить содержание схематических изображений с математической записью;

- моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

- устанавливать  аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

- строить рассуждения о математических явлениях;

- пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

- допускать  существование различных точек зрения;

- стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости;

- использовать простые речевые  средства для  передачи своего мнения;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

- использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

- корректно формулировать свою точку зрения;

- проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

- контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

  1. Предметные результаты

Числа и величины

Учащийся научится:

- читать и записывать любое изученное число;

- определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами;

- группировать числа по указанному или самостоятельно установленному признаку;

- устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью;

- называть первые три разряда натуральных чисел;

- представлять двузначные и трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;

- дополнять запись числовых равенств и неравенств в соответствии с заданием;

- использовать единицу измерения массы (килограмм) и единицу вместимости (литр);

- использовать единицы измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и соотношения между ними: 60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 сут., 7 сут. = 1 нед., 12 мес. = 1 год;

- определять массу с помощью весов и гирь;

- определять время суток по часам;

- решать несложные задачи на определение времени протекания действия.

Учащийся получит возможность научиться:

- классифицировать изученные числа по разным основаниям;

- записывать числа от 1 до 39 с использованием римской письменной нумерации;

- выбирать наиболее удобные единицы измерения величины для конкретного случая;

- понимать и использовать разные способы называния одного и того же момента времени.

Арифметические действия

Учащийся научится:

- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик;

- использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;

- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;

- устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней;

- находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия;

- использовать термины: уравнение, решение уравнения, корень уравнения;

- решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя различными способами.

Учащийся получит возможность научиться:

- выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени);

- использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и свойства вычитания для рационализации вычислений;

- применять переместительное свойство умножения для удобства вычислений;

- составлять уравнения по тексту, таблице, закономерности;

- проверять  правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

- выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;

- дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи;

- выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;

- выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в ...», «меньше в ...», задач на  расчет стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события);

- решать простые и составные (в 2 действия) задачи на выполнение четырех арифметических действий;

- составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению.

Учащийся получит возможность научиться:

- составлять задачи, обратные для данной простой задачи;

- находить способ решения составной задачи с помощью рассуждений от вопроса;

- проверять  правильность предложенной краткой записи задачи (в 1-2 действия);

- выбирать правильное решение или правильный ответ задачи из предложенных (для задач в 1-2 действия).

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Учащийся научится:

- чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными сторонами;

- определять вид треугольника по содержащимся в нем углам (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) или соотношению сторон треугольника (равносторонний, равнобедренный, разносторонний);

- сравнивать пространственные тела одного наименования (кубы, шары) по разным основаниям (цвет, размер, материал и т.д.).

Учащийся получит возможность научиться:

- распознавать цилиндр, конус, пирамиду и различные виды призм: треугольную, четырехугольную и т.д.

- использовать термины: грань, ребро, основание, вершина, высота;

- находить фигуры на поверхности пространственных тел и называть их.

Геометрические величины

Учащийся научится:

- находить длину ломаной и периметр произвольного многоугольника;

- использовать при решении задач формулы для нахождения периметра квадрата, прямоугольника;

- использовать единицы измерения длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения между ними: 10 мм = 1 см, 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м.

Учащийся получит возможность научиться:

- выбирать удобные единицы измерения длины, периметра для конкретных случаев.

Работа с информацией

Учащийся научится:

- заполнять простейшие таблицы по результатам выполне-ния практической работы, по рисунку;

- читать простейшие столбчатые и линейные диаграммы.

Учащийся получит возможность научиться:

- устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;

- понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;

- выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;

- выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;

- строить простейшие высказывания с использованием логических связок «если ... то ...», «верно /неверно, что ...»;

- составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.

  1. Содержание программы

Числа и величины

Двузначные числа

Завершение изучения устной и письмен-нон нумерации двузначных чисел. Формирование представления о закономерностях образования количественных числительных, обозначающих многозначные числа.

Знакомство с понятием разряда. Разряд единиц и разряд десятков, их место в записи чисел.

Сравнение изученных чисел. Первое представление об алгоритме сравнения натуральных чисел.

Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Трехзначные числа

Образование новой единицы счета - сотни. Различные способы образования сотни при использовании разных единиц счета.

Счет сотнями в пределах трехзначных чисел. Чтение и запись сотен. Разряд сотен.

Чтение и запись трехзначных чисел. Устная и письменная нумерация изученных чисел.

Общий принцип образования количественных числительных на основе наблюдения за образованием названий двузначных и трехзначных чисел.

Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел.

Римская письменная нумерация

Знакомство с цифрами римской нумерации: I, V, X. Значения этих цифр.

Правила образования чисел при повторении одной и той же цифры, при различном расположении цифр.

Переход от записи числа арабскими цифрами к их записи римскими цифрами и обратно.

Сравнение римской письменной нумерации с десятичной позиционной системой записи. Выявление преимуществ позиционной системы.

Знакомство с алфавитными системами письменной нумерации (например, древнерусской).Сравнение такой системы с современной и римской системами нумерации.

Величины

Знакомство с понятием массы. Сравнение массы предметов без ее измерения.

Использование произвольных мерок для определения массы.

Общепринятая мера массы - килограмм.

Весы как прибор для измерения массы. Их разнообразие.

Понятие о вместимости. Установление вместимости с помощью произвольных мерок.

Общепринятая единица измерения вместимости - литр.

Понятие о времени. Происхождение таких единиц измерения времени, как сутки и год.

Единицы измерения времени - минута, час.

Соотношения: 1 сутки = 24 часа, 1 час = 60 минут.

Прибор для измерения времени - часы. Многообразие часов.

Различные способы называния одного и того же времени (например, 9 часов 15 минут, 15 минут десятого и четверть десятого, 7 часов вечера и 19 часов и т.д.).

Единица измерения времени - неделя.

Соотношение: 1 неделя = 7 суток.

Знакомство с календарем. Изменяющиеся единицы измерения времени - месяц, год.

Арифметические действия

Сложение и вычитание

Сочетательное свойство сложения и его использование при сложении двузначных чисел.

Знакомство со свойствами вычитания: вычитание числа из суммы, суммы из числа и суммы из суммы.

Сложение и вычитание двузначных чисел. Знакомство с основными положениями алгоритмов выполнения этих операций: поразрядность их выполнения, использование таблицы сложения при выполнении действий в любом разряде.

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел: подробная запись этих операций, постепенное сокращение записи, выполнение действий столбиком.

Выделение и сравнение частных случаев сложения и вычитания двузначных чисел. Установление иерархии трудности этих случаев.

Изменение значений сумм и разностей при изменении одного или двух компонентов.

Умножение и деление

Понятие об умножении как действии, заменяющем сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (•).

Термины, связанные с действием умножения: произведение, значение произведения, множители. Смысловое содержание каждого множителя с точки зрения связи этого действия со сложением.

Составление таблицы умножения.

Переместительное свойство умножения и его использование для сокращения таблицы умножения.

Особые случаи умножения. Математический смысл умножения числа на единицу и на нуль.

Деление как действие, обратное; умножению. Знак деления (:).

Термины, связанные с действием деления: частное, значение частного, делимое, делитель.

Использование таблицы умножения для выполнения табличных случаев деления.

Особые случаи деления - деление на единицу и деление нуля на натуральное число. Невозможность деления на нуль.

Умножение и деление как операции увеличения и уменьшения числа в несколько раз.

Сложные выражения

Классификация выражений, содержащих более одного действия.

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих более одного действия одной ступени.

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней.

Элементы алгебры

Понятие об уравнении как особом виде равенств. Первое представление о решении уравнения. Корень уравнения.

Нахождение неизвестных компонентов действия (сложения, вычитания, умножения и деления) различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, с помощью таблиц сложения и вычитания, на основе связи между действиями).

Знакомство с обобщенной буквенной записью изученных свойств действий.

Работа с текстовыми задачами

(в течение учебного года)

Отличительные признаки задачи.

Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса, данных и искомого (искомых). Установление связей между ними.

Преобразование текстов, не являющихся задачей, в задачу.

Знакомство с различными способами формулировки задач (взаимное расположение условия и вопроса, формулировка вопроса вопросительным или побудительным предложением).

Простые и составные задачи. Решение задач, содержащих отношения «больше в ...», «меньше в ...»; задач на расчет стоимости (цена, количество, стоимость); задач на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события). Преобразование составной задачи в простую и простой в составную с помощью изменения вопроса или условия.

Поиск способа решения задачи с помощью рассуждений от вопроса. Составление логических схем рассуждений.

Обратные задачи: понятие об обратных задачах, их сравнение, установление взаимосвязи между обратными задачами, составление задач, обратных данной. Зависимость между количеством данных задачи и количеством обратных к ней задач.

Краткая запись задачи: сокращение ее текста с точки зрения сохранения ее математического смысла.

Использование условных знаков в краткой записи задачи.

Пространственные отношения.

Геометрические фигуры

Классификация треугольников по углам: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные.

Классификация треугольников по соотношению сторон: разносторонние, равнобедренные и равносторонние.

Многоугольники с равными сторонами.

Пространственные тела: цилиндр, конус, призма, пирамида. Установление сходств и различий между телами разных наименований и одного наименования.

Знакомство с терминами: грань, основание, ребро, вершина пространственного

тела.

Геометрические величины

Нахождение длины незамкнутой ломаной линии.

Понятие о периметре. Нахождение периметра произвольного многоугольника.

Нахождение периметров многоугольников с равными сторонами разными способами.

Работа с информацией

(в течение учебного года)

Получение информации о предметах по рисунку (масса, время, вместимость и т.д.), в ходе практической работы. Упорядочивание полученной информации.

Построение простейших выражений с помощью логической связки «если ... , то ...». Проверка истинности утверждений в форме «верно ли, что ... , верно/неверно, что ...».

Проверка правильности готового алгоритма.

Понимание и интепретация таблицы, схемы, столбчатой и линейной диаграммы.

Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки). Самостоятельное составление простейшей таблицы на основе анализа данной информации.

Чтение и дополнение столбчатой диаграммы с неполной шкалой, линейной диаграммы.

Требования к учащимся к концу второго года обучения математике

Учащиеся должны владеть общеучебными умениями:

получать информацию об объекте в ходе наблюдения, сравнения, измерения;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст - рисунок, текст - знаково-символическая запись, текст-схема, и обратно);

модифицировать и применять изученные алгоритмы в новой ситуации;

воспринимать и осмысливать устную и письменную речь;

выделять главное и второстепенное в тексте задания, делить текст на смысловые части, преобразовывать текст задания;

высказывать свое мнение и доказывать его (устно).

По разделу «Изучение чисел» учащиеся должны

■ иметь представление:

- о различии понятий «число» и «цифра»

■ знать:

- арабские цифры и значение каждой из них;

- римские цифры I, V, X и значение каждой из них;

- названия первых трёх разрядов натуральных чисел

■ уметь:

- читать и писать любое изученное число;

- определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между ними,

- представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

По разделу «Изучение действий» учащиеся должны

■ иметь представление:

- о смысле каждого из четырех арифметических действий;

- о переместительном и сочетательном законах сложения и свойствах вычитания;

- о переместительном законе умножения;

- о связи между обратными действиями;

- о зависимости изменения результатов действий от изменения их компонентов;

■ знать:

- таблицу сложения в полном объеме;

- особые случаи арифметических действий;

- знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;

- порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней;

■ уметь:

- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку и в столбик;

- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования справочника «Таблица умножения»;

- находить значение сложных выражений, содержащих 2-3 действия.

По разделу «Изучение элементов алгебры»

■  иметь представление:

 о связи между уравнениями вида а _ x = b, x – a = b, а также a · x = b, x : a = b, a : x = b;

■  знать/понимать:

 термины: уравнение, решение уравнения, корень уравнения;

■  уметь:

 решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя.

По разделу «Изучение элементов геометрии» учащиеся должны

■ иметь представление:

- о видах треугольников по углам и по соотношению сторон;

- о длине ломаной и периметре произвольного многоугольника (в том числе прямоугольника и квадрата);

- о признаках сходства и различия между объемными телами одного вида и разных видов;

■ знать:

- термин периметр и его значение, обозначение периметра (Р);

- термины основание, грань, ребро, вершина в применении к объемным телам;

■ уметь:

- определять вид треугольника;

- находить длину ломаной и периметр произвольного многоугольника;

- находить основания, грани, ребра и вершины объемных тел.

По разделу «Величины и их измерение» учащиеся должны

■ иметь представление:

- о массе и вместимости и их измерении;

- о происхождении единиц измерения времени сутки, год;

- об особенностях года и месяца как единиц измерения времени;

■ знать:

- единицы длины - миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения: 10 мм = 1 см, 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м;

- единицу измерения массы - килограмм и единицы измерения вместимости - литр;

- единицы измерения времени минута, час, сутки, неделя, месяц, год и соотношения: 60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 сут., 7 сут. = 1 нед., 12 мес. = 1 год;

■ уметь:

- определять массу при помощи весов и гирь;

- определять время суток по часам;

- решать несложные задачи на определение времени протекания действия.

По разделу «Работа с задачами» учащиеся должны

■ иметь представление:

- об особенностях и признаках задачи как особого вида математического задания;

- о краткой записи задачи;

- о возможности формулировать задачу разными способами;

- об обратных задачах и о связи между ними;

■ знать:

- термины условие, вопрос, данные, искомое (искомые);

- условные знаки, используемые в краткой записи задачи;

■ уметь.

- выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое, устанавливать их отсутствие;

- дополнять текст до задачи;

- выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;

- составлять задачи, обратные данной;

- выбирать и обосновывать выбор действия для решения простой задачи на любое из четырех арифметических действий.

Базовый минимум

■ называть, приводить примеры:

- компонентов умножения и деления (произведение, множители; частное, делимое, делитель)

■ различать:

- математические выражения «произведение» и «частное»;

- многоугольники по числу углов;

■ воспроизводить по памяти:    -

- результаты всех табличных случаев сложения и вычитания;

■ решать практические задачи:

- читать и записывать в десятичной системе счисления однозначные и двузначные числа и звать их в порядке возрастания и убывания;

- сравнивать однозначные и двузначные целые неотрицательные числа;

- сравнивать длину отрезков, массу и время;

- выполнять устно несложные случаи сложения и вычитания в пределах двузначных чисел;

- выполнять письменно все случаи сложения и вычитания двузначных чисел;

- соотносить единицы измерения величин. Длины: 1 м = 10 дм = 100 см, 1 см = 10 мм; Времени: 1 ч = 60 мин., 1 сут. = 24 ч, 1 год =12 мес;

- решать простые текстовые задачи;

- вычислять периметр прямоугольника.

7. Учебно-методический комплекс

1. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина  С.Н.  Математика: Учебник для 2 класса: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012.

2. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 2 класса. -Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература» 2013.

3. Итина Л.С, Кормишина С.Н. Волшебные точки: Рабочие тетради по математике для 2 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»2013.

4. Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас. Тетради для практических работ для 2, 3 классов. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»2013.

5. Методические пособия для учителя по курсу «Математика» для 1, 2, 3, 4 классов. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

6. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2013.

7. Примерное планирование уроков математики для 1-4 классов/О.В. Федоскина. -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2013.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Контрольные и проверочные работы по математике 1-4 класс / Пособие для начальной школы. – К, 2011.
  2. Контрольная работа по системе Л.В. Занкова 1-е полугодие /сост. С.Г. Яковлева.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012
  3. Математика: Итоговые и тематические контрольные работы и тесты 1-2 классы /авт.-сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2005.-142с
  4. Сборник контрольных проверочных работ по математике 1-4 класс / Пособие для начальной школы. – К, 2012.
  5. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 2012.

Дополнительная литература для ученика:

  1. Справочник школьника. М.: - Просвещение. – 1999.

  1. Формы организации учебного процесса

Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а так же нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др. (обучение строится на деятельностной основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы учащихся.

  1. Формы и средства контроля

Во втором классе четырёхлетней начальной школы в первой четверти исключена система балльного (отметочного) оценивания. Оценивание знаний учащихся проводится со 2 четверти.

Для контроля за освоением  программного материала используются тематические проверочные работы, итоговые контрольные работы, тесты.

Тематические проверочные проводятся несколько раз в год сразу после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований школьной программы. В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Контроль за уровнем достижений учащихся по математике  производится в форме комплексной  работы. Для этого используется сборник О.Б.Логиновой «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс». 

№ п/п

Дата

Форма контроля

1

Входная контрольная работа №1.

2

Проверочная работа по теме «Масса и её измерение»

3

Проверочная работа по теме «Уравнения и их решения»

4

Контрольная работа за 1 четверть

5

Проверочная работа по теме «Составляем и решаем задачи»

6

Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел»

7

Контрольная работа  за 2 четверть

8

Поверочная работа по теме «Умножение и деление»

9

Контрольная работа за 3 четверть

10

Контрольная работа по теме «Таблица умножения»

11

Итоговая контрольная работа за год

12

Комплексная работа

  1.  Материально-техническое обеспечение

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса математики): электронные справочные и учебные пособия

Технические средства обучения (ТСО)
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитная доска
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Демонстрационные пособия
Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 1 до 10
Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 1 до 20
Наглядное пособие для изучения состава числа (в том числе карточки с цифрами и другими знаками)
Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 1 до 100
Демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100
Демонстрационные таблицы сложения и умножения (пустые и заполненные)
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки)
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел
Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.

Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты, отражающие основные темы обучения
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 1 до 10
Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 1 до 20
Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 1 до 100
Линейка, угольники классные. Модель циферблата часов
Игры: настольные развивающие игры, конструкторы, электронные развивающие игры .

Календарно-тематическое планирование по математике во 2 классе

на 2013-2014 учебный год

№ урока

Тема урока

Дата проведения урока 

Примечание

МАССА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Вводный урок

Знакомство с понятием «масса»

Сравнение предметов по массе

Сравнение предметов по массе

Измерение массы предметов с помощью произвольных мерок

Измерение массы предметов с помощью произвольных мерок

Входная контрольная работа

Работа над ошибками.  Повторение изученного.

Килограмм

Килограмм

Определение массы с помощью гирь и весов

Определение массы с помощью гирь и весов

Старинные меры массы

Разрядные слагаемые

Проверь себя

Проверочная работа по теме «Масса и её измерение»

Работа над ошибками.  Повторение изученного. 

УРАВНЕНИЯ И ИХ РЕШЕНИЯ

Введение понятие «уравнение»

Решение уравнений способом подбора

Сложение круглых десятков

Решение уравнений на основе связи между слагаемыми и суммой

Решение уравнений на основе связи между слагаемыми и суммой

Сочетательное свойство сложения

Решение уравнений на нахождение неизвестного вычитаемого

Решение уравнений на нахождение неизвестного вычитаемого

Вычитание круглых десятков

Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого

Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого

Корень уравнения. Вычитание круглых десятков из двузначного числа

Решение уравнений. Сложение и вычитание в пределах 100

Решение уравнений. Сложение и вычитание в пределах 100

Проверочная работа по теме «Уравнения и их решения»

Работа над ошибками.  Повторение изученного.

Повторение изученного. 

СОСТАВЛЯЕМ И РЕШАЕМ ЗАДАЧИ

Вопрос как часть задачи. Вычитание однозначного числа из круглого десятка

Условие как часть задачи. Сложение двузначных и однозначных чисел с получением круглых десятков

Прямоугольный треугольник

Контрольная работа

Работа над ошибками.  Повторение изученного.

Повторение изученного.

Составные части задачи. Взаимосвязь между ними

Данное и искомое задачи

Структура задачи

Обобщающий урок

Проверочная работа по теме «Составляем и решаем задачи»

Работа над ошибками.  Повторение изученного.

Повторение изученного. 

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Сложение двузначных чисел

Способы сложения двузначных чисел

Сложение двузначных чисел

Сложение двузначных чисел

Вычитание двузначных чисел

Миллиметр

Равнобедренный треугольник

Применение сложения и вычитания в разных ситуациях

Применение сложения и вычитания в разных ситуациях

Применение сложения и вычитания в разных ситуациях

Равнобедренный прямоугольный треугольник

Сложение двузначных чисел с переходом через разрядную единицу

Сложение двузначных чисел с переходом через разрядную единицу

Сложение двузначных чисел с переходом через разрядную единицу

Сложение двузначных чисел с переходом через разрядную единицу

Равносторонний треугольник

Вычитание двузначных чисел с переходом через разрядную единицу

Составление алгоритма вычитания двузначных чисел с переходом через разрядную единицу

Составная задача

Проверь себя

Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Работа над ошибками.  Повторение изученного.

Повторение изученного. 

ВМЕСТИМОСТЬ

Вместимость

Литр

Старинные меры вместимости 

ВРЕМЯ И ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ

Понятие времени как величины

Сутки-единица измерения времени

Разносторонний треугольник

Контрольная работа

Работа над ошибками.  Повторение изученного.

Определение времени по часам

Определение времени по часам

Час, минута

Час, минута

Периметр многоугольника

Обобщение изученного материала

Обобщение изученного материала

Обобщение изученного материала

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ

Сложение одинаковых слагаемых

Введение понятия «умножение»

Конкретный смысл умножения

Произведение

Компоненты и результат действия умножения

Компоненты и результат действия умножения

Арабские и римские цифры

Арабские и римские цифры

Арабские и римские цифры

Правило вычитания числа из суммы

Схема рассуждения при решении задач

Действие деления

Действие деления

Свойство противоположных сторон прямоугольника

Взаимно обратные арифметические действия

Частное чисел

Делимое, делитель

Задачи на увеличение числа в несколько раз

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

Умножение и деление

Умножение и деление

Поверочная работа по теме «Умножение и деление»

Работа над ошибками.  Повторение изученного.

ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ

Таблица умножения на 2

Таблица умножения на 2

Таблица умножения на3

Таблица умножения на3

Действия первой и второй ступеней

Таблица умножения на 4

Таблица умножения на 4

Таблица умножения на 5

Таблица умножения на 5

Формулы периметра прямоугольника и квадрата

Порядок действий в выражениях без скобок

Переместительное свойство умножения. Таблица умножения на 6

Порядок действий в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней

Таблица умножения на 7

Таблица умножения на 7

Таблица умножения на 8

Таблица умножения на 8

Таблица умножения на 9

Таблица умножения на 9

Контрольная работа

Работа над ошибками.  Повторение изученного.

Порядок действий в выражениях со скобками

Таблица умножения

Умножение единицы на число и числа на единицу

Деление числа на само себя и на единицу

Взаимосвязь между компонентами и результатом действия деления

Умножение числа на 0 и 0 на число

Деление нуля на число

Цена, количество, стоимость. Невозможность деления на 0

Обобщающий урок по теме Таблица умножения»

Контрольная работа по теме «Таблица умножения»

Работа над ошибками.  Повторение изученного.

ТРЕХЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА

Новая счётная единица – сотня

Круглые сотни

Разные способы получения сотни

Соотношения между единицами длины

Образование, чтение и запись трёхзначных чисел при счёте десятками

Образование, чтение и запись трёхзначных чисел при счёте десятками

Образование, чтение и запись трёхзначных чисел

Образование, чтение и запись трёхзначных чисел

Разрядный состав трёхзначных чисел

Объёмные тела. Основание объёмного тела

Календарь

Месяц и год – единицы времени

Нумерация трёхзначных чисел

Элементы объёмных тел

Элементы объёмных тел

Закрепление пройденного

Закрепление пройденного

Закрепление пройденного

Закрепление пройденного

Итоговая контрольная работа за год

Работа над ошибками.  Повторение изученного.

Повторение изученного.

Закрепление  и повторение пройденного

Закрепление  и повторение пройденного

Закрепление  и повторение пройденного

Закрепление  и повторение пройденного

Закрепление  и повторение пройденного

Закрепление  и повторение пройденного

Закрепление  и повторение пройденного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса по системе Занкова

Рабочая программа для 1 класса по системе Л.В.Занкова (ФГОС по всем предметам, с соблюдением новых требований к оформлению рабочих программ)...

Рабочая программа по математике 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания ...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 2г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. З...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 3 г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. ...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния второго поколения, Ко...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния второго поколения, Ко...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­...