Статья "Как сохранить и укрепить здоровье школьника"
статья по зож по теме

Дадонова Людмила Фёдоровна

В статье даются рекомендации как укрепить здоровье ребёнка на уроках и в неурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №3 г. Красноармейска Саратовской области»

Сохранение и укрепление здоровья

младших школьников
в свете реализации ФГОС

(из опыта работы)

D:\ФОТОАЛЬБОМ\Звёздочки2011-2015\2011г 1 класс\ГПД\CIMG0817.JPG

Сообщение 

учителя начальных классов

 МБОУ «СОШ №3 г. Красноармейска

Саратовской области»

Л.Ф. Дадоновой.

январь 2016 год.

Забота о здоровье - это важнейший труд        

                                         воспитателя.

                                                                                               В. А. Сухомлинский

Я, учитель начальных классов, каждый день работаю над тем, чтобы сохранить и укрепить здоровье своих учеников. Эту работу провожу в урочное и неурочное время.

1 С первых минут урока, с приветствия, стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

- Доброе утро, ребята!

2 О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Поэтому в течение урока использую шутки. Улыбка, искренний  смех ученика на уроке  - это обретения радости и здоровья.

3 Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому  провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. На уроках применяю дифференцированный  подход.

         4 При планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую от 4-7 смен видов деятельности: опрос, чтение, письмо, слушание,   рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы,   а их смену осуществляю через 7-10 минут.

5 Для укрепления здоровья на уроках провожу здоровьесберегающие минутки: игры, упражнения, физминутки. Например, игра «Ночь, день»,

        Например, на уроке русского языка при изучении темы «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»  использовала такую физминутку.

6 На уроках использую пальчиковую гимнастику, которая  улучшает умственную деятельность, способствует запоминанию, улучшает процесс письма. Например,  упражнение  «Засолка капусты»                                                                                                      

Мы капусту рубим,          (Движения прямыми кистями вниз-вверх.                                                                                           Мы морковку трем,           Движения кулаков к себе и от себя.                                                                                          Мы капусту солим,      Движения пальцев, имитирующие посыпку солью.                                                                                             Мы капусту жмем.          Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.)

После провожу беседу о том, что в капусте много витаминов.                     - Кушайте свежую и солёную капусту, она полезна для здоровья.

7  В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, с первых дней обучения воспитываю  правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого  посвящаю специальный урок в        первом        классе.                                                                                                                          Показываю детям таблицу «Сиди   правильно», таблицу демонстрирующая дефект в осанке, возникающий  в результате неправильной посадки. На каждом уроке контролирую осанку и  расстояние от глаз до книги или тетради. У обучающихся 1-4 классов  оно должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.  Для выработки правильной осанки использую упражнение – медленно ходить с книгой на голове, упражнение «Цапля».  Эти упражнения использую на уроке и перемене.

8 Чтобы сохранить зрение детей я соблюдаю требования о продолжительности непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения согласно таблице.

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15

9 Чтобы сохранить хорошее зрение учеников  провожу упражнения для глаз. Но в начале провожу беседу о важности проведения этих упражнений.

Упражнения для глаз не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Иногда, на уроке, я использую музыкальные физминутки для глаз. Например, Чунга-Чанга. После физминутки говорю детям:

- Если у вас плохое настроение, то надо съесть банан и настроение улучшится.

10 На переменах провожу подвижную игру «Паровозик»,  танцевальные минутки.

11 На протяжении многих лет я провожу для детей кружок «Здоровье»  На занятиях дети  узнают правила как сохранить  зрение,  узнают, что на ухе есть точка глаз,  зубная точка и другие, которые помогают улучшить здоровье.  

На кружке «Здоровье» учимся делать массаж, разучиваем комплекс упражнений, играем в игры на свежем воздухе.

12 Мои учащиеся участвуют в исследовательской работе. Я помогаю им выбрать такую тему, работая над которой получат знания по укреплению здоровья. Например «Школьник и спорт», «Какой мёд лучше купить?»

13 На классном часе  рассказываю детям о правильном питании, о пользе занятий спортом и агитирую их записываться в спортивные секции.

14 В выходные дни организую экскурсию в парк, в лес.

Я познакомила вас, какую провожу работу по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, но над этим должен работать союз: союз учителя, врача и родителей.

Желаю вам здоровых учеников!

   

Приложение  1

Математика. 2 класс.                                                                                                                                           1) В каком растении больше всего витамина С?

38

17

26

27

19

13

14

28

36

Лимон - 58

Шиповник – 79

Яблоко - 86

-        Выберите из первой строчки таблицы наибольшее число, из
второй - наименьшее, из третьей - меньшее. Сумма этих трех чисел
поможет выбрать ответ:

38 + 13 + 28 = 79

- Шиповник удивительная ягода. В ней в 10 раз больше витамина С, чем в лимоне, в 100 раз, чем в яблоках.

ФИЗМИНУТКА

                   В понедельник я купался, (изображаем плавание)

 А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

                       В среду долго умывался, («умываемся»)

                        А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

                        В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

                        Очень долго танцевал.(кружимся на месте)

                        А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

                        Целый день я отдыхал.

Приложение  2

         

 Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то

  на 20% он зависит от наследственных факторов,

  20% - от действия окружающей среды,

 10% - от деятельности системы здравоохранения,

 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

 

             По данным Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения. По данным Минздрава России, только 5%  выпускников школ являются сегодня практически здоровыми .

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как сохранить здоровье школьника".

Материал для родителей....

Как сохранить здоровье школьника?

По статистике в период обучения здоровье школьников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70 процентов относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их остается всего 30 процентов. Врачи...

Как сохранить здоровье школьника?

По статистике в период обучения здоровье школьников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70 процентов относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их остается всего 30 процентов. Врачи...

Советы родителям "Как сохранить жизнь и здоровье школьника во время летних каникул"

Советы по летней безопасности можно использовать на родительских собраниях в начальных классах  в конце учебного года....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Сохраним и укрепим здоровье»

1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.2. Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.3.Сформировать представление о рациональной организации режима дн...

«Эмоциональное благополучие, или как сохранить и укрепить психологическое здоровье педагога».

Психологический стресс возникает когда идет несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями как страх, гнев, удрученность и т.д....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) Как сохранить и укрепить здоровье ребенка

laquo;Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось...