Опасная сигарета
методическая разработка по зож (4 класс) на тему

Ананьева Марина Григорьевна
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opasnaya_sigareta.docx40.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

(ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА)

ТЕМА: Влияние курения на организм человека.

 

Социальный педагог: М. Г. Ананьева

2014 год.

Методическая разработка занятия по формированию здорового образа жизни для учащихся 4 класса.

Тема: «Влияние курения на организм человека».

Цель занятия: 

создание условий для формирования навыков отрицательного отношения к курению.

Задачи:

  • Способствовать формированию знаний о курении;
  • Воспитывать ответственность за свое здоровье и отрицательное отношение к курению;
  • Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Планируемый результат занятия: у учащихся должно сформироваться представление о вреде курения, отрицательное отношение к курению; сформированы предпосылки к ЗОЖ.

Методы: наглядные, словесные, практические с применением интерактивной технологии.

Оснащение: 

  1. кроссворд,
  2.  цветные карандаши,
  3. ПК,
  4. мультимедийных проектор и экран,
  5. презентация Power Point,
  6. бумажные сердечки,
  7. плакаты,
  8. рисунки о вреде курения,
  9. цитаты по теме,
  10. Литература:
  1. Матвеева Е. М. , Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции. 5-9 классы./.-М.: Глобус, 2007
  2. Назаренко И.,  Без сигарет – в двадцатый век. // Издательский дом «Первое сентября» Начальная школа, №12, 2005
  3. Кулинич Г. Г., Вредные привычки: профилактика зависимостей6 1-4 классы.- М.:ВАКО, 2009
  4. Смирнов Н.К., Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. - М: АРКТИ, 2005

Место проведения: кабинет информатики.

Продолжительность занятия: 40 минут.

План и хронокарта практического занятия

  1. Организационная часть.
  2. Определение темы классного часа.
  3. Работа по теме.
  1. Беседа – информация.
  2. Влияние курения на организм человека.
  3. Экономический расчет.
  1. Заключительный этап. Рефлексия.

Ход  занятия:

  1. Организационная часть.

Здравствуйте ребята, посмотрите, пожалуйста, на фотографию этого молодого человека. Как он красив, молод. Запомните его лицо. В конце занятия я вам все объясню.

Перед тем, как я объявлю тему нашего занятия, прошу вас разгадать кроссворд.

                                    5.  

       1.

3.

4.

Н

6.

Т

О

И

А

Р

К

Б

          2.

Г

О

А

П

Н

А

Т

К

У

Р

Е

Н

И

Е

И

Т

Ы

Н

В

Ы

Ч

К

А

1. Растение, которое используют для курения …

2. Курение – это вредная …

3. Человек, предложивший тебе закурить, должен услышать от тебя слово …

4. Курение плохо влияет на все внутренние …. человека.

5. Яд, содержащийся в табачном дыме - …

6. Втягивание дыма тлеющих растений – это…

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня? (ответы детей)

  1. Определение темы классного часа.

Миллионы лет трудилась наша матушка-природа над созданием высшего земного существа – человека, одарив его здоровьем и умом. Но человек часто поступает неразумно. Причиняя тем самым вред своему здоровью. Говоря так, я имею в виду одну из вредных привычек человека – привычку курить. Ведь наше здоровье – это наше богатство, дар природы. А курение разрушает здоровье человека. Выходит, что человек сам причиняет вред своему здоровью. Сегодня мы узнаем об этом подробнее. Поэтому наш классный час называется  « Влияние курения на организм человека». А посвящён он курению и его последствиям.

Вы знаете какие-нибудь пословицы и поговорки о вреде курения? Сейчас мы это выясним. Давайте разделимся на 4 группы. И продолжим работу в группах. У вас на парте лежат разрезанные пословицы. Ваша задача их собрать. (Игра «Собери пословицу»).

- Итак, что у вас получилось? (каждый учащийся читает по одной пословице и объясняет в чем ее смысл). Молодцы!

  1. Работа по теме.
  1. Беседа – информация.
  • Ребята, вы наверняка видели курящих людей. А знаете ли вы, какие вещества содержатся в табачном дыме? (Выслушиваются ответы детей).
  • Табачный дым состоит из множества ядовитых веществ, которые способствуют возникновению злокачественных опухолей – рака. Но самым главным отравляющим веществом является никотин.
  • Никотин – это главный яд, влияет на работу мозга, приводит к привыканию, затрудняет доставку кислорода  к мышцам и сердцу, учащает сердцебиение.
  • Поэтому люди, которые курят, не могут пробежать даже короткую дистанцию, быстро начинают задыхаться, их сердцу очень тяжело, оно страдает и болит.
  • Никотин – это прозрачная маслянистая жидкость со жгучим вкусом. Именно такой вкус ощущает курильщик, когда докуривает окурок, где оседает никотин. В фильтре сигареты может скопиться такое количество никотина, которого достаточно, чтобы убить мышь.
  • Вы, наверняка, слышали такое выражение «Капля никотина убивает лошадь». Но если быть более точным, то одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей массой до 500 кг каждая. Такова реальная сила никотинового яда.
  • В познавательной литературе проводится интересный опыт: к телу человека прикладывали пиявок, и через несколько минут после выкуривания им сигареты пиявки отваливались – у них были судороги.
  • Ребята, что еще вы можете добавить к сказанному мной? (Выслушиваются ответы детей).

  1. Влияние курения на организм человека.  

Реклама на улицах и в журналах пестрит яркими заголовками, лозунгами картинками, создается впечатление, что курить это хорошо. Но так ли это на самом деле?

Наши учащиеся подготовили антирекламу сигареты, посмотрим, а потом обсудим.

- Пожалуйста, ребята.

           

 Антиреклама сигареты.    (Мини сценка)                                                                 

    ( участники: два покупателя, сигарета)                                                                                                          

( Ученица держит и показывает модель сигареты)                                                                         

  • Сигарета: Покупайте сигареты, прекрасные сигареты. Я не простая, а с секретом. От моего табака  собака не укусит,  вор в дом не залезет, стариком не будешь .                                                                                                     Покупатели: А почему собака не укусит?                                                          
  • Сигарета: Так ведь с палкой будешь ходить.                                                    
  • Покупатели: А почему вор в дом не залезет?                                                                            
  • Сигарета: Потому что всю ночь кашлять будешь
  •  Покупатели: А почему стариком не буду?                                                
  • Сигарета: Потому что не доживёшь.                                                                                            

Моё имя – сигарета                                                                                                                                                

Я красива,  я сильна                                                                                                                

Я знакома с целым светом,                                                                                                    

Очень многим я нужна.                                                                                                      

Мозг и сердце я дурманю                                                                                              

 Молодым и старикам,                                                                                                                  

Независимо от знаний,                                                                                              

Скажем прямо – слабакам.                                                                                                        

  • Покупатели: (сигарете)       

 Запомни: человек не слаб,                                                                                                                                                     Рождён свободным, он не раб!                                                                                            

Сегодня вечером, как лягут спать,                                                                                                                   Курильщик должен сам себе сказать:                                                                                                                 «Я выбрал сам себе дорогу к свету                                                                                                                    И презираю сигарету,                                                                                                                          

Не стану ни за что курить                                                                                                                

Я – человек! Я должен жить!»  

- Спасибо, ребята.  

Хорошая реклама получилась? Если бы было больше таких роликов, ситуация в стране наверняка изменилась бы.                                                                                            

Ведь действительно, нет такого органа, который бы не поражался табаком.  Посмотрите внимательно на курящего человека, на цвет его лица, кожу, пальцы, зубы, обратите внимание на его голос. Вы можете заметить внешние признаки табачного отравления. Но курение не только внешне обезображивает человека, оно также влияет и на внутренние органы.

Игра: собери картинку и ответь на вопрос, на какие внутренние органы влияет курение? (ответы детей)

  • На какие органы влияет табачный дым?
  • Как вы думаете, что с ними при этом происходит?
  • Курение способствует заболеванию раком лёгких, гортани, ротовой полости, пищевода, поджелудочной железы, почек.
  • Никотин, содержащийся в табачном дыме, затрудняет работу сердца, ускоряет пульс.
  • Дым сигарет затрудняет дыхание, вызывает аллергический кашель.
  • Человек, который курит, не способен, в полную меру, ощущать вкус еды, у него чаще всего не бывает аппетита.
  • Дым сигарет делает зубы и пальцы курильщика желтыми, кожу – серой.
  • Курящий человек, чаще всего, бывает раздражительным, напряженным.
  • Из-за курения происходит ухудшение памяти, внимания, повышение утомляемости зрения, снижение слуха и скорости чтения.
  • Теперь, для того, чтобы закрепить знания о последствиях курения, я попрошу вас снова разделиться на 4 группы и выполнить следующее задание.

Игра: «Раскрась курильщика». (вопросы к группам: почему изобразили именно в таком цвете? и т. д. )

Физминутка.

3. Наблюдение над вредными последствиями для здоровья.

- Как вы считаете, человек, который курит, наносит вред только себе?  Кому еще? (окружающим людям)   

                                                                                                                                           

 Причиной заболеваний курильщика является табачный дым, в нем  содержится более 400 вредных веществ. Любой человек, находящийся рядом тоже вдыхает этот дым и получает те же дозы вредных веществ. Такой человек называется пассивным курильщиком.                                             

- Подумайте, а какими  болезнями может заболеть пассивный курильщик? (Пассивный  курильщик  болеет  теми  же болезнями, что и курильщик.)

  • Итак, давайте выясним, что вы еще можете назвать в качестве пагубных последствий курения.
  1. Одежда и волосы курильщика плохо пахнут.
  2. Курение – является более частой причиной пожаров.
  3. Из-за  курения у подростков чаще всего возникают ссоры со взрослыми: родителями, педагогами.
  4. На сигареты тратиться очень много денег.

4.Экономический расчет.

  • Молодцы! Вы верно назвали последствия курения. И чтобы подтвердить вашу правоту я предлагаю вам провести небольшие математические расчеты.
  • Давайте попытаемся просчитать, сколько денег тратит курильщик впустую.
  • Предположим, что пачка сигарет стоит 30 рублей. Курильщик курит по 1 пачке в день. Как вы думаете, сколько денег он истратит на сигареты за 1 год? (вызывается учащийся к доске).
  • Итак, начинаем считать. Нам известно, что пачка сигарет стоит 30 рублей, также нам известно, что в году 365 дней. Умножаем 30 рублей на 365 дней, получаем 10 950 рублей.
  • Ребята, как вы думаете  большая это сумма или маленькая?
  • А что можно купить, имея данную сумму денег? (велосипед, телефон, роликовые коньки, самокат, магнитолу и т. д.)
  • Какой вывод можем сделать?
  • Верно у курильщика, «в трубу улетают» огромные деньги, которые можно было бы использовать для других целей.
  • Ребята, мы с вами сделали серьезные выводы о том, что курение – не только пагубно влияет на организм человека, но и наносит серьезный ущерб бюджету.
  • А как вы думаете, почему многие люди курят? (выслушиваются ответы).
  • Итак, причины, названные вами - это просто отговорки. Поэтому разумнее всего не начинать курить вообще.

Наше занятие подходит к концу. Вспомним фотографию с начала занятия. Этого молодого человека зовут Уэйн Мак Ларен. Это знаменитый на весь мир «ковбой Мальборо», герой рекламных роликов. Этот американец сам много курил и призывал курить остальных. Умер он в 51 год, в мучениях, от рака легких. Но перед смертью он покаялся. Попросил перед всеми прощения. Вот его слова : «Меня погубило курение, оно разрушает доброе и хорошее в человеке».

Что вы думаете по этому поводу? А мог бы он избежать подобной участи?

5.Выбор безопасных и интересных способов времяпровождения.

  • Человек в своей жизни может найти массу безопасных и интересных способов проводить время. Что, по вашему мнению, может являться интересным для человека занятием?
  • Ребята, а как вы думаете, люди, занимающиеся серьезно спортом, курят?
  • Курение не совместимо со спортом, поэтому, большинство спортсменов, никогда даже не пробовали курить.
  • Давайте вместе попробуем выбрать безопасные для здоровья и интересные способы времяпровождения.
  • Занятия спортом.
  • Занятия любимым делом (хобби).
  • Занятия в кружках.
  • Чтение литературы….

  1. Заключительный этап. Рефлексия.

 Сегодня вы многое узнали, о вреде курения, о его губительном действии на здоровье людей. Пришло время подвести итоги.

  • О чем шла речь сегодня?
  • Какие факты были для вас наиболее интересными?
  • Какие выводы сделали в ходе занятия?

Я предлагаю вам сделать свой выбор. У вас у каждого на столах лежат 2 сердечка – красное и черное. Это не просто символы, это бюллетень для голосования. Мне очень интересно, какое решение принял каждый из вас после нашего занятия. Красное сердечко – для тех, кто выбирает здоровый образ жизни, т. е. жизнь без сигарет, а черное кто считает, что курение  не навредит ему. Итак:

Пусть на минутку станет в классе тихо

Подумайте, чего хотите вы

Прислушайтесь, что сердце скажет

И разум ваш какой дает ответ

Силен ты или слаб?

Свободен или раб?

Наше занятие подошло к концу, я благодарю всех за активное участие и надеюсь, что сегодняшняя наша беседа оставит след в вашей памяти.

Социальный педагог: М. Г. Ананьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Губительная сигарета

Классный час на доступных  примерах доводит до понятия детей пагубность влияния курения на здоровье  людей; подводит  учащихся к выводу о том, что  курение – это не личное де...

Классный час "Губительная сигарета"

Данное мероприятие поможет детям разобраться с понятием "зависимость" и рассказать о вреде курения....

Классный час "Губительная сигарета"

Данное мероприятие знакомит детей с понятием "зависимость" и рассказывает о вреде курения....

письмо сигареты

это письмо от имени сигареты для классного часа о курении...

Губительная сигарета

Предупредить формирование у детей вредной привычки;на доступных примерах раасказать детям о вреде курения;способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью....

Классный час "Губительная сигарета."

Классный час о вреде курения....

Конспект по внеурочному занятию " Здоровейка" по теме "Опасные шалости и игрушки. Профилактика опасных ситуаций в быту. Опасная высота"

Кружок «Здоровейка»по теме "Опасные шалости и игрушки. Профилактика опасных          ситуаций в быту. Опасная высота"  Цель: Обобщить знания учащихся...