Школа здоровья и развития
статья по зож (4 класс) на тему

«Школа здоровья и развития»

Дети нашей школы - это особые дети с особыми образовательными потребностями, большинство из них дети-инвалиды. Основной акцент в обучении и воспитании таких детей, делается на физическое развитие и трудовое обучение, опирающееся на новою стратегию отношения к детям-инвалидам. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

Мы, воспитатели, работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, конструируем собственные методики и средства коррекционно-педагогического сопровождения. С 2015 года я работаю над темой «Здоровьесберегающие технологии в условиях школы-интерната VIII вида», в результате этого родилась программа «Школа здоровья и развития». Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности. Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ "Об образовании"(1992 г.).

Очень важно в период детства формировать потребность в сознательном участии в сохранении и укреплении здоровья, в здоровом образе жизни.  Это должно стать одним из ведущих направлений педагогической деятельности  в подготовке  учащихся с нарушениями  интеллекта  к самостоятельной жизни и производственному труду, т.к. способствует коррекции психофизического развития и является одним из средств успешной социальной реабилитации и интеграции детей в общество.

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

Поэтому именно на этапе школьного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на  здоровый образ жизни.  Однако в отличие от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности, здорового образа жизни соответственно возрастным особенностям детей, состоянию  здоровья,  которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.

Назрела необходимость разработки программы  по формированию здорового образа жизни в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Предложенная программа является комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни у детей в период с 7 до 18 лет и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему  отношений к  образу  жизни, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.

Цель программы: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам, как основы социализации и успешной интеграции в общество.

 

Задачи:

а) образовательно-оздоровительные задачи:

Удовлетворение потребности воспитанников в физической активности, в создании социально-психологического комфорта, что в свою очередь, создаст предпосылки для формирования:

- уверенной жизненной позиции;

- системных представлений об окружающем мире, о роли человека в нем;

- познания самого себя и своих возможностей;

- привития гигиенических навыков и привычек;

-приобретения новых знаний о культуре здоровья;

- восстановления физических,  интеллектуальных, эмоциональных сил в течение дня;

-активизации и совершенствования основных психических процессов: внимания, восприятия, памяти и наглядно-действенного мышления.

в) социально-развивающие:

-развитие физических способностей воспитанников;

- расширение функциональных возможностей организма;

- формирование двигательных навыков;

- освоение детьми положительного социального опыта;

- выработка ценностных ориентаций и способности к рефлексии;

- умение наполнять свое свободное время эмоционально и психологически комфортным содержанием;

- развитие функций социального взаимодействия.

в) воспитательные:

- формирование познавательной деятельности;

- воспитание нравственных качеств личности;

- создание коллектива, в котором каждый воспитанник бы чувствовал себя комфортно;

 - воспитание оптимизма в отношении к реальности;

 - выработка стремления к поиску жизненных ценностей;

 - развитие творческих способностей, фантазии и воображения, навыков эмоциональной культуры.

В основу концепции формирования  здорового образа жизни в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения  положены следующие принципы:

- природосообразности, который обеспечивается воспитанием личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил;

- единства валеологической и физкультурной деятельности;

- непрерывности и преемственности;

- единства индивидуализации и дифференциации;

- целеполагающего подхода к педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни.

 

Реализация данной программы предусматривает:

  • использование личностно-ориентированного подхода;
  •  постоянное медицинское сопровождение в период нахождения в детском доме;
  •  учет интересов потребностей и устремлений воспитанника;
  •  применение элементов игрового моделирования ситуаций, как восхождения к ценностям детства;
  •  применение элементов одухотворения  ситуаций процессом творчества;
  •  контакты с природой.

Формы и методы работы

Формы работы: коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные.

Формы обучения: традиционные – групповые занятия, индивидуальные.

Нетрадиционные – беседы, ролевые игры, спортивные праздники, занятия творчества, занятия, которые ведут воспитанники, интегральные занятия, занятия « круговая тренировка», занятия « суды над …», походы, тестирование.

Методы: практический, наглядный, словесный.

Контроль за успешностью реализации программы:

  • мониторинг уровня психосоматического здоровья;
  • сравнительный анализ экспресс- оценки здоровья в начале и в конце года и по годам обучения;
  • открытые занятия по основным направлениям в оздоровительной практике;
  • выборочные контрольные тесты.  

 

Программа включает  3 направления:

1. Человек – главное чудо света.

2. Личная гигиена и здоровье.

3. Вредные привычки.

Программой предусмотрено спиралевидное построение обучения и воспитания. То есть обучение оздоровительным комплексам повторяется, следуя трем принципам воспитания и обучения, но с учетом возрастных особенностей. Происходит углубление в учебно-воспитательном процессе. Это позволяет закрепить знания.

   Для успешности реализации программы необходимо тесное взаимодействие и преемственность всех звеньев школы-интерната, участвующих в воспитательно-образовательном процессе: психологов, учителей, воспитателей и медицинских работников.

Учитель всегда живет в детстве, оно как почва, в которую падают семена добра, здоровья, душевной чистоты. К сожалению, не все ростки из этих семян превратятся в  крепкие колосья добра, из некоторых вырастет чертополох. Я уверена , что в каждом ребенке есть скрытый талант и развить этот талант, дать ему верное направление самая благородная задача педагога и поэтому я стремлюсь помогать ребятам, чтобы каждый мой воспитанник освоил свою высоту, пережил полноту бытия и сумел стать  полноценным гражданином современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_programmy_shkola_zdorovya_i_razvitiya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

        «Школа здоровья и развития»

Дети нашей школы - это особые дети с особыми образовательными потребностями, большинство из них дети-инвалиды. Основной акцент в обучении и воспитании таких детей, делается на физическое развитие и трудовое обучение, опирающееся на новою стратегию отношения к детям-инвалидам. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

Мы, воспитатели, работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, конструируем собственные методики и средства коррекционно-педагогического сопровождения. С 2015 года я работаю над темой «Здоровьесберегающие технологии в условиях школы-интерната VIII вида», в результате этого родилась программа «Школа здоровья и развития». Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности. Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ "Об образовании"(1992 г.).

Очень важно в период детства формировать потребность в сознательном участии в сохранении и укреплении здоровья, в здоровом образе жизни.  Это должно стать одним из ведущих направлений педагогической деятельности  в подготовке  учащихся с нарушениями  интеллекта  к самостоятельной жизни и производственному труду, т.к. способствует коррекции психофизического развития и является одним из средств успешной социальной реабилитации и интеграции детей в общество.

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

Поэтому именно на этапе школьного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на  здоровый образ жизни.  Однако в отличие от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности, здорового образа жизни соответственно возрастным особенностям детей, состоянию  здоровья,  которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.

Назрела необходимость разработки программы  по формированию здорового образа жизни в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Предложенная программа является комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни у детей в период с 7 до 18 лет и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему  отношений к  образу  жизни, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.

Цель программы: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам, как основы социализации и успешной интеграции в общество.

Задачи:

а) образовательно-оздоровительные задачи:

Удовлетворение потребности воспитанников в физической активности, в создании социально-психологического комфорта, что в свою очередь, создаст предпосылки для формирования:

- уверенной жизненной позиции;

- системных представлений об окружающем мире, о роли человека в нем;

- познания самого себя и своих возможностей;

- привития гигиенических навыков и привычек;

-приобретения новых знаний о культуре здоровья;

- восстановления физических,  интеллектуальных, эмоциональных сил в течение дня;

-активизации и совершенствования основных психических процессов: внимания, восприятия, памяти и наглядно-действенного мышления.

в) социально-развивающие:

-развитие физических способностей воспитанников;

- расширение функциональных возможностей организма;

- формирование двигательных навыков;

- освоение детьми положительного социального опыта;

- выработка ценностных ориентаций и способности к рефлексии;

- умение наполнять свое свободное время эмоционально и психологически комфортным содержанием;

- развитие функций социального взаимодействия.

в) воспитательные:

- формирование познавательной деятельности;

- воспитание нравственных качеств личности;

- создание коллектива, в котором каждый воспитанник бы чувствовал себя комфортно;

 - воспитание оптимизма в отношении к реальности;

 - выработка стремления к поиску жизненных ценностей;

 - развитие творческих способностей, фантазии и воображения, навыков эмоциональной культуры.

В основу концепции формирования  здорового образа жизни в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения  положены следующие принципы:

- природосообразности, который обеспечивается воспитанием личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил;

- единства валеологической и физкультурной деятельности;

- непрерывности и преемственности;

- единства индивидуализации и дифференциации;

- целеполагающего подхода к педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни.

Реализация данной программы предусматривает:

  • использование личностно-ориентированного подхода;
  •  постоянное медицинское сопровождение в период нахождения в детском доме;
  •  учет интересов потребностей и устремлений воспитанника;
  •  применение элементов игрового моделирования ситуаций, как восхождения к ценностям детства;
  •  применение элементов одухотворения  ситуаций процессом творчества;
  •  контакты с природой.

Формы и методы работы

Формы работы: коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные.

Формы обучения: традиционные – групповые занятия, индивидуальные.

Нетрадиционные – беседы, ролевые игры, спортивные праздники, занятия творчества, занятия, которые ведут воспитанники, интегральные занятия, занятия « круговая тренировка», занятия « суды над …», походы, тестирование.

Методы: практический, наглядный, словесный.

Контроль за успешностью реализации программы:

  • мониторинг уровня психосоматического здоровья;
  • сравнительный анализ экспресс- оценки здоровья в начале и в конце года и по годам обучения;
  • открытые занятия по основным направлениям в оздоровительной практике;
  • выборочные контрольные тесты.        

Программа включает  3 направления:

1. Человек – главное чудо света.

2. Личная гигиена и здоровье.

3. Вредные привычки.

Программой предусмотрено спиралевидное построение обучения и воспитания. То есть обучение оздоровительным комплексам повторяется, следуя трем принципам воспитания и обучения, но с учетом возрастных особенностей. Происходит углубление в учебно-воспитательном процессе. Это позволяет закрепить знания.

   Для успешности реализации программы необходимо тесное взаимодействие и преемственность всех звеньев школы-интерната, участвующих в воспитательно-образовательном процессе: психологов, учителей, воспитателей и медицинских работников.

Учитель всегда живет в детстве, оно как почва, в которую падают семена добра, здоровья, душевной чистоты. К сожалению, не все ростки из этих семян превратятся в  крепкие колосья добра, из некоторых вырастет чертополох. Я уверена , что в каждом ребенке есть скрытый талант и развить этот талант, дать ему верное направление самая благородная задача педагога и поэтому я стремлюсь помогать ребятам, чтобы каждый мой воспитанник освоил свою высоту, пережил полноту бытия и сумел стать  полноценным гражданином современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурсной программы для начальной школы "Здоровым быть здорово!"

7 апреля – Всемирный день здоровья. Отмечается он в день создания Всемирной организации здравоохранения. Ежегодное проведение Дня здоровья стало традицией с 1950 года. Эта дата установлена для того, ч...

Внеклассное мероприятие по здоровому образу жизни: "Путешествие в школу здоровья"

В доступной для младших школьников интересной и занимательной форма рассказывается о продуктах питания....

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИЯ К УКРЕПЛЕНИЮ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Современная социальная и экономическая ситуация в стране, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабил...

Родительское собрание «Сохранение здоровья и развитие мотивации к здоровому образу жизни в семье и школе»

Родительское собрание «Сохранение здоровья и развитие мотивации к здоровому образу жизни в семье и школе»...

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...

«Азбука здоровья» ГБНОУ Школа здоровья индивидуального развития

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин: фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, ...