программа "Здоровые дети-здоровое будущее"
проект по зож (2 класс) на тему

 
 
 
 
 
 

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

(Ж. Ж. Руссо)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Симкина Наталья Германовна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»

                       г.Черногорск,

Программа « Здоровые дети - здоровое будущее»

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

(Ж. Ж. Руссо)

1.Введение (актуальность проблемы).

Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования. Подготовить учащегося к современной жизни - значит сформировать у него адекватные механизмы физической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности. Соответственно, школа должна не только беречь, но и формировать здоровье школьника. Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательные оздоровительные программы для младшего школьного возраста - наш шанс решать проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно, постоянно.

Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% - от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 - 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 - 3 часов. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам - и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух - трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.

На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.

Здоровье - необходимое условие для гармоничного развития личности . И если недостаток образования можно восполнить , то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте - зачастую уже и невозможно.

Здоровье учащихся - один из основных показателей работы школы

Анализ состояния здоровья школьников

Состояние здоровья учащихся оценивается по результатам изучения внутришкольной медицинской документации по различным направлениям. Анализ распределения детей по группам здоровья показывает, что в 1А класс набраны дети со II и III группами здоровья.

Распределение детей по группам здоровья

Группы здоровья

В % отношении

Всего учащихся

I

II

III

IV

Соотношение количества здоровых детей и детей с различными отклонениями в здоровье

Здоровые дети

Дети, имеющие различные отклонения состояния здоровья

Количество учащихся, имеющих наиболее распространённые заболевания

Учебный год

Кол.

уч-ся

Хронич.

заболевания

Заболевания в %

Сердечн

сосудис

тые

Нервной

системы

ЛОР

Опорно-

двигател

ьного

аппарата

Зрение

Анализ данных, приведённых в таблицах, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья составляет 55 %. Во многом этот факт объясняется тем, что среди набранных первоклассников отмечаются имеющиеся заболевания хронического характера 19 - %. Факторы, вызывающие их развитие, зачастую не зависят от образовательного процесса.

Уровень физического развития

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Гармоническое развитие

Дефицит роста

Дефицит массы тела

Избыток массы

Причинами отрицательной динамики состояния здоровья детей являются:

  • Воздействие неблагоприятной окружающей среды;
  • Недостаточное или несбалансированное питание;
  • Существующая система проведения уроков физической культуры (2 часа в неделю);
  • Перегрузка учебных программ;
  • На низком уровне находится состояние лечебно-оздоровительной работы в школе;
  • Распространение нездоровых привычек;
  • Низкий уровень знаний родителей по проблеме;
  • Противоречие между существующей организацией обучения на уроке, наносящей ущерб здоровью детей, и необходимостью реализации учителем здоровьесберегающего подхода, сохраняющего и укрепляющего здоровье учащихся;
  • Снижению уровня отрицательной динамики физического и психического состояния учащихся препятствует слабая организация лечебно-оздоровительной работы в школе, а также воспитательного и учебного процессов в направления сохранения и укрепления здоровья.
  • Недостаточное оснащение материально-технической и методической базы.

В связи ухудшением состояния здоровья детей за последние годы охрана и укрепление здоровья детей являются одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений.

Поэтому в рамках программы «Здоровые дети - здоровое будущее» необходимо реализовать, проекты, способствующие формированию культуры здоровья; идея программы

полноценное и гармоничное развитие ребёнка в соответствии с его физическими и психическими возможностями.

П. Обоснование проблемы (проблемность).

Указанные недостатки в содержании и организации образовательного процесса в школе обуславливают ухудшение состояния здоровья детей.

Таким образом, необходимо констатировать наличие проблемы в работе с классом: противоречия между потребностью учащихся и их семей, требованиями государства в сохранении и укреплении здоровья обучающихся в школе и отрицательной динамикой физического состояния детей.

Исходя из вышеизложенных данных необходимо создание программы, объединяющей усилия всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья, достижению состояния физического, психического и социального комфорта обучающихся и воспитанников класса.

Ш. Целеполагание

Цель программы: Реализация всех возможностей школы по формированию психически здорового, социально адаптированного, физически развитого человека при усилении индивидуального подхода к профилактической деятельности с использованием ресурсов школы полного дня.

Задачи:

создать систему учебных и внеурочных форм и методов диагностики физического здоровья детей;

  • создать условия для физического развития детей с различными формами отклонений в состоянии здоровья;

сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.; сформировать у детей чувства психологического комфорта;

совершенствовать систему дополнительного образования путём увеличения количества кружков повышенной двигательной активности;

повысить квалификацию педагогов по вопросу сохранения здоровья детей;

  1. Pecypcнoe обеспечение (в плане).
  • Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормами;
  • Оснащённость кабинета необходимым оборудованием;
  • Питание в школьной столовой;
  • Занятия в малом физкультурном зале
  • Наличие справочной и художественной литературы, видеотеки, медиотеки

В школе с целью создания оптимальных условий для обучения, воспитания, развития профилактики заболеваний детей планируется дополнительно дооборудовать:

  • рекреации эстетического развития:
  • спортивную площадку.

Медицинское обеспечение осуществляют:

  • медицинский работник
  • педагогические кадры:

учитель начальных классов, учитель физической культуры, учитель музыки, психолог, хореограф, инструктор по закаливанию.

  1. Направления работы по сохранении, н укреплению здоровья учащихся (основные разделы программы).
  1. Совершенствование образовательного процесса:
  • осуществление контроля соответствия условий обучения санитарно-гигиеническим нормам;
  • нормализация учебной нагрузки, создание комфортных условий на уроках, выявление трудностей, их анализ и поиск путей преодоления:
  • планирование работы ОУ с учётом анализа состояния здоровья учащихся;
  • планирование и осуществление мероприятий по предупреждению переутомления учащихся в процессе учебной деятельности;
  • работа по адаптации учащихся при поступлении в ОУ;
  • предоставление учащимся ежедневною горячего питания с сезонной дотацией витаминов;
  • формирование и организация коррекционных групп с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и зрительного анализатора;
  • анализ эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий;
  1. Создание  здорового воспитательною пространства:
  • осуществление комплексной псих юго-педагогической диагностики развития детей для определения причин возникновения проблем в обучении, общении, поведении;
  • диагностика психологического климата в классном коллективе;
  • профилактика социально-психологической дезадаптации;
  • оказание индивидуальной педагогическом, психологической и социальной помощи детям "группы риска" и их родителям;
  1. Создание условий для укрепления здоровья детей и подростков:
  • формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой;
  • анализ оздоровительного влияния двигательной активности на организм ребенка;
  • организация и проведение спортивно-оздоровительной работы в учебном учреждении;
  • разработка проектов, способствующих формированию потребности следить за своим здоровьем.

Также Программа содержит:

  • этапы реализации программы (табл. 1):

- мероприятия по реализации программы (табл. 2);

  • циклограмму работы классного руководителя с классом;

комплексный план работы школы по предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике табакокурения среди учащихся (табл.З);

  • общую программу оздоровительной работы с детьми (табл. 4);
  • план — график работы учителя на 200 -2008 учебный год по сохранению и укреплению здоровья детей.

Таблица 1

Этапы реализации программы

Учебный год

Название этапа

Содержание

Диагностико- прогностический

1. Накопление фактического материала

Экспериментальный

1. Введение программы, реализация программы

Обобщающее - аналитический

  1. Анализ и подведение итогов
  2. Корректировка программы по результатам анализа

Таблица № 2

Мероприятия по реализации программы

Основные направления

Мероприятия, сроки

Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся

  1.  Изучение мед. карт детей в период адаптации (диетсестра)

2. Ежегодные углублённые медосмотры, выявление отклонений, смотр специалистами, составление, карточек здоровья учащихся (создание базы данных)

  1. Анализ состояния здоровья учащихся

  1. Контроль качества заполнения листков здоровья учащихся в классных журналах ( мед. сестра, ЗДУВР)

5. Изучение уровня физического развития детей

Коррекция состояния здоровья учащихся

1. Приобретение физиотерапевтических приборов, медикаментов для учащихся

  1. Организация горячего питания, введение в рацион витаминных и йодсодержащих препаратов

Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма

Ежегодно

  1. Постоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора

  1. Регулярная корректировка инструкций по технике безопасности и проверка их выполнения.

Усиление двигательного режима

  1. Проведение физкультминутки в начальных классах

  1. Увеличение количества уроков физкультуры

  1. Приобретение спорт инвентаря

  1. Организация для детей занятий по корректирующей гимнастике

  1. Проведение утренней гимнастики

  1. Организация подвижных перемен

  1. Организация проведение спортивных  часов

  1. Организация и проведение спортивных праздников

Психологическое сопровождение

Ежегодно

  1. Определение уровня психологической готовности к обучению детей

  1. Снятие стрессовых ситуаций

  1. Проведение тренингов, психологическое сопровождение учащихся «группы риска»

  1. Методические рекомендации по работе с учащимися «группы риска»

Здоровьесберегающая деятельность «группы риска», длительно и часто болеющих

Ежегодно

  1. Диспансеризация учащихся 1 – 4 кл.

  1. Оценка состояния здоровья детей, выявление детей «группы риска», длительно и часто болеющих

  1. Разделение детей по группам на основании медицинских карт и консультаций врача

  1. Определение состояния зрения учащихся

  1. Проведение витаминотерапии

  1. Проведение гимнастики для глаз

  1. Создание физкультурно-оздоровительного комплекса (фитобар, физиокабинет, тренажерный зал).

  1. Работа кабинета психологической разгрузки

  1. Организация групп корригирующей гимнастики

  1. Оздоровление детей в летний период.

Анализ динамики текущих и хронических заболеваний

Ежегодно

  1. Мониторинг результатов по данным медосмотра

  1. Разработка мероприятий по уменьшению количества текущих и хронических заболеваний

Циклограмма работы классного руководителя

Еженедельно

- проведение утренней гимнастики (перед уроками);

- контроль за тепловыми, санитарным режимом и освещаемостью классного помещения;

- проведение физкультминуток (на уроках) и подвижных перемен;

- организация горячего питания.

Еженедельно

- занятия на уроках физической культуры;

- занятия в спортивных секциях и танцевальных кружках;

- прогулки с классом;

- выпуск «Страничек здоровья».

Ежемесячно

- проведение консультационных встреч с родителями;

- организация классных часов с приглашение мед.работников;

-. генеральная уборка класса

Один раз в четверть

- организация родительских собраний, классных семейных праздников;

- проведение дня здоровья.

Один раз в полугодие

- проведение «Дня открытых дверей» для родителей;

- анализ мед.карт учащихся;

- организация встреч детей и родителей для участия в спортивных соревнования;

Один раз в год

- организация мед. осмотра и посещения кабинета стоматолога;

- профилактика гриппа и других вирусных инфекций (вакцинация, чесночная терапия, самомассаж);

- организация праздника здоровья.

Система лечебно-профилактических процедур:

  1. Ингаляции: в домашних условиях

- паровые;

- с настойкой календулы, ромашки, эвкалипта;

- с хвойным экстрактом.

В группах продленного дня  можно проводить следующие мероприятия:

- полоскание горла травами;

- перманганатом калия;

- закапывание луково-медовой смеси;

- промывание носа мыльным раствором;

- дыхательная гимнастика;

- хождение по ребристым и солевым дорожкам;

- одномоментное обливание;

- витаминотерапия;

- бег босиком по разнофактурной поверхности.


Таблица №4

                                 Общая программа оздоровительной работы с детьми

                                  (Система физкультурно-оздоровительной работы)

Виды работы. Мероприятия

Периодичность

Витаминотерапия

2 раза в год

Полоскание горла травами

Периодически

Оздоровительный бег

1 раз в неделю

Дыхательная гимнастика

Ежедневно

Прогулки

Ежедневно

Выезд на природу

1 раз в год

Гимнастика для глаз

Ежедневно

Уроки здоровья

1 раз в неделю

Оздоровительная гимнастика с элементами хат йоги

1 раз в неделю

Закаливающие процедуры (час закаливания)

  • в холодный период -контрастное обливание ног г обтирание варежкой;
  • в теплый - воздушные и солнечные ванны

1 раз в неделю

Оздоровительный комплекс: бассейн, чай с травами и мёдом

1 раз в неделю

Гимнастика по профилактике сколиоза (спорит час)

2 раз в неделю

Музыкотерапия

1 раз в неделю

Физкультурная

  1. Утренняя гимнастика Б) Физкультурные занятия
  2. Спортивные игры Г) «Тропа здоровья»

Д)Ритмика

Ежедневно 2 раз в неделю 1 разв неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю

Активный отдых

  1. Спортивные досуги Б) Динамические паузы
  2. Кружки и спортивные секции Г) Подвижные игры

2 раза в год Ежедневно По расписанию Ежедневно

Питание

А) 4-5 разовое питание (дома и в школе) с повышенным содержанием белков, жиров, углеводов

Ежедневно

Контроль за соблюдением режима дня и санитарно-гигиенических требований.

Ежедневно

  1. Ожидаемые результаты реализации программы

В результате реализации программы; "Здоровье" ожидается:

  • создание здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей воспитанию культуры

здоровья детей;

  • снижение заболеваемости детей;
  • снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья;
  • совершенствование системы физического воспитания и оздоровительной работы;
  • повышение заинтересованности сотрудников в креплении здоровья детей;
  • повышение эффективности психологической и медицинской помощи детям.
  • обеспечение статистического учета, контроля и анализа данных по вопросам здоровья и физического развития ребенка.

Оценка результатов выполнения программы «Здоровья» будет осуществляться в ходе системных занятий в течение года, а также диагностического обследования детей в начале и конце учебного года.

Диагностический аспект предполагает выявление уровня физического и психического развития каждого ребенка, а также состояние то здоровье.

В качестве критериев оценки результатов проведенной работы будут использоваться данные сравнительного анализа по таблице заболеваемости, физического развития, физической подготовленности.

Критериями работы учителя по данному направлению являются:

  1. индивидуальный режим;
  2. эмоциональный режим;
  3. смена видов деятельности;
  4. наличие физпауз на уроке:
  5. учет физиологических особенностей в развитии организма;
  6. расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.

  1. Заключение.

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Здоровые сибирячки»

Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни    «Здоровые сибирячки»  ...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

Внеклассное занятие по воспитанию у детей здорового образа жизни «В здоровом теле – здоровый дух»

развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;- развивать инициативу детей вести здоровый образ жизни;3. Воспитывающие:- воспитывать умение работать в коллективе;- воспитывать чувство ответ...

Анализ работы по реализации программы « Здоровые дети - здоровое будущее»

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.(Ж. Ж. Руссо)...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ - ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ"

Цель проведения: - пропаганда ЗОЖ  и профилактика вредных привычек; - сохранение  и укрепление здоровья;- расширение понятий учащихся о ЗОЖЦель проведения: - пропаганда ЗОЖ...