Мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация».
методическая разработка по зож

Злобина Ольга Анатольевна

Задачи:

1)  Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.

2) Показать практическую значимость использования здоровьесберегающих методов и приёмов в образовательной деятельности.

3)Убедить в целесообразности использования элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация».

Цель: трансляция опыта  применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС.

Задачи:

1)  Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.

2) Показать практическую значимость использования здоровьесберегающих методов и приёмов в образовательной деятельности.

3)Убедить в целесообразности использования элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация, звуковое сопровождение для упражнений.

Методы работы с аудиторией: эвристическая  беседа, практическое выполнение упражнений.

Ход мастер-класса:

  1. Организационный момент.

Уважаемые коллеги!

Вы пришли на мастер- класс

Рада видеть всех я Вас.

Прошу хором дать ответ

На мои вопросы: Да или нет.

 

Я вас понимаю…

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

 

Начнём, коллеги,

Дайте ответ:

Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)

 

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (нет)

 

И ещё спрошу тогда

Активными все вы будете? (да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

-Еще раз всем здравствуйте, уважаемые коллеги!

Хочу начать своё выступление с высказываний великих людей.

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда
.

(Конфуций)

“Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум”
(Геродот)

-О чём эти высказывания?

-Актуальны ли они на сегодняшний день?

— Сегодня я хочу поделиться опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства на уроках в начальной школе с применением  здоровьесберегающих технологий.

2.Эмоциональный настрой.

Упражнение «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»

   И начнём мы с эмоционального настроя. Положите свои руки сверху на руки соседа, посмотрите ему в глаза и улыбнитесь. Повернитесь назад и сделайте это же с соседом, сидящим позади вас.

  1. Обоснование проблемы.

     А сейчас я предлагаю вам опровергнуть переместительный закон сложения. Вы его помните? Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых всё резко изменится и обосновать своё решение.

 (Формула жизни:  Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.) 

-Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).

ВЫВОД  — Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одной из главных жизненных ценностей человека.

На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение.

Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Но поможете мне в этом вы, уважаемые коллеги!

 4. Здоровьесберегающие технологии.

— Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?

ВЫВОД - Положительно  на здоровье детей влияют следующие факторы:

— двигательная активность

— психологическое здоровье школьника

— творческий характер процесса обучения

— использование оздоровительной силы природы

— использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс

    Дети должны на уроках удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение.

       Для этого я обычно использую физминутки, пальчиковую, дыхательную, глазную гимнастику. Такие оздоровительные моменты, регулярно включаемые в урок, дают хороший эффект. 

    На уроках письма провожу физминутки с мячом  «Су-джок». Его хорошо использовать для расслабления и снятия усталости рук. Мы проговариваем стихи и делаем различные расслабляющие упражнения. Вот пример:

Мячик сильно пожимаю

и  ладошку поменяю.

Здравствуй, мой любимый мячик,

скажет утром каждый пальчик.

Мячик мой не отдыхает,

между пальцами гуляет.

Поиграю я в футбол,

и забью ладошкам гол.

Сверху - левой, снизу правой,

Я его катаю браво!

По столу круги катаю,

Из - под   рук не выпускаю.

Взад, вперед его качу,

Вправо, влево - как хочу!

Танцевать умеет  танец,

На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч катаю.

    Детям нравится делать массаж и с помощью карандашей. Такой массаж стимулирует речевое развитие детей, развитие мелкой моторики. И мы сейчас давайте сделаем массаж.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них капельки воды. Делайте дома такой массаж в свободное время и оздоравливайте свой организм.

    Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.  Например, аврал на работе, тщательно помассируйте большой палец. Мозг будет лучше работать и поможет  вам быстрее найти правильное решение.

Если вы плотно пообедали или поужинали, помассировав указательный палец, вы улучшите работу желудка.

Когда ваше сердце учащённо бьётся после сильного эмоционального напряжения или физических нагрузок, помассировав мизинец, вы поможете сердцу быстрее успокоиться и начать работать в привычном ритме.

     Также во время динамических пауз дети с удовольствием ходят по гальке, массажируя стопы ног. Это помогает снять напряжение и усталость с ног, повысить работоспособность всего организма.

    Мир, окружающий нас и наших детей, наполнен цветом. Любимые и нелюбимые цвета невольно влияют на наше эмоциональное состояние. При помощи разноцветных физкультминуток можно повлиять на улучшение самочувствия наших воспитанников. У каждого цвета есть специфические свойства и сила. Плохих цветов не существует. «Гармония в цвете - гармония в душе – гармония в движении - гармония в жизни» - известный постулат японских педагогов. Грамотно используя разноцветные физкультминутки, можно добиться этой гармонии.

   Перед началом разноцветных физкультминуток эффективно использовать сюрпризный момент – появление «гостя», то есть куклы, игрушки, либо другого предмета соответствующего цвета. Сначала надо детям дать возможность насладиться цветом, а потом уже предлагать упражнения.

      Оранжевые физкультминутки.

      Как цвет жизненности и тепла, этот цвет регулирует обменные процессы, оказывает положительное  влияние на работу эндокринных желез. Оранжевый и персиковый оказывают благоприятное воздействие на замкнутых и недоверчивых детей.                                               Рыжие клёны.

                                       Все клёны стали рыжие,

                          (Руки подняли вверх. Покачали руками.)

                                       И ни один не дразнится.

                    (Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны.)

                                       Раз всё равно все рыжие,

                                         (Руки подняли вверх.)

                                          Кому какая разница?

                                           (Покачали руками.)

        Жёлтые физкультминутки.

       Созерцание жёлтого цвета обеспечивает организму равновесие, самоконтроль, создаёт гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку и помогает при нервном истощении. Этот цвет полон радости и оптимизма. Это тонизирующий цвет. Жёлтый  стимулирует интеллект и общительность. Это последний из теплых цветовых лучей. Он связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям, дисциплиной.

                                                        Апельсин.

                                        Жёлтый, круглый, ты откуда?

                       (Руки на пояс, наклоны туловища влево – вправо.)

                                        - Прямо с солнечного юга.

                                          Сам на солнышко похож.

                                         (Руки в стороны – на пояс)

                                    Можешь съесть меня, но только

                                               (Прыжки на месте)

                                          Раздели сперва на дольки.

                                                 (Хлопки в ладоши.)

                                              Как меня ты назовёшь?

        Зелёные физкультминутки.

                Зелёный цвет – цвет самой природы, вечного обновления и бессмертия. Он вызывает чувство уравновешенности, гармонии, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции.

        В лечебном плане зелёный нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, снимает сильное сердцебиение, стабилизирует давление и функции нервной системы. Эффективно действие зелёного при головных болях, утомлении глаз и нарушениях зрения.

        Воздействие зелёного создаёт в организме ощущение мира и равновесия, недаром мы так замечательно себя чувствуем на природе, на зелёной лужайке, в лесу.

                                           Зелёная толстушка.

                                        Здесь сидеть мне неохота

           (Движения головой к левому – правому плечу, руки на поясе.)

                                        Лучше прыгну я в болото.

                                               (Прыжки на месте)

                                            Я – зелёная толстушка,

                                               (Хлопок в ладоши.)

                                         Все зовут меня … лягушка.

        Голубые физкультминутки.

        Голубой – это цвет эмоциональности, цвет общения. В цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим свойством, эффективен при воспалительных процессах, при лечении болезней горла, головных болях.

       Голубой цвет успокаивает душу. Это особенно важно для детей, страдающих страхами и навязчивыми идеями. Он также уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости.

                                                 Голубая речка.

                         Если речка голубая пробудилась ото сна

                         (Руки через стороны вверх, потянулись.)

                                     И бежит в полях, сверкая,

                                           (Прыжки на месте.)

                                     Значит, к нам пришла весна.

                                            (Хлопки в ладоши.)

        Синие физкультминутки.

        Синий цвет помогает  прийти к покою в себе, стимулирует вдохновение, творчество, преданность, снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли. Хорош этот цвет для слабых и утомлённых глаз. Синий цвет можно порекомендовать детям, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряжённостью, навязчивыми идеями.

                                               Синие лужи весны.

                                       Голубые, синие небо и ручьи.

                                        (Руки через стороны вверх.)

                             В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

                                                    (Приседания.)

                               На снегу прозрачные льдинки – кружева.

                                                (Прыжки на месте.)

                                     Первые проталинки, первая трава.

                                                (Хлопки в ладоши.)

Красные физкультминутки.

   Нередко красные цвета успешно используют для лечения детской анемии и апатии. Красный цвет – это сила. Это цвет огня, жажды жизни и скорости. Красный цвет даёт энергию, активизирует  и возбуждает. Он излучает тепло, оказывает тонизирующее действие на нервную систему. Под воздействием красного цвета у человека учащается пульс, увеличивается артериальное давление, учащается и углубляется дыхание, активизируется мускульная сила. Этот цвет может помочь в преодолении инерции, депрессии, страха и меланхолии.

                                   Наши красные цветки цветы.

                        Наши красные цветы распускают лепестки.                                                                                            

                               ( Плавно поднимают руки вверх )        

                        Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

                               (Качание руками влево – вправо)

                        Наши красные цветы закрывают лепестки

                                        (Присели, спрятались)

                                             Головой качают,

                              (Движения головой влево – вправо)

                                              Тихо засыпают.

       

        Белые физкультминутки.

        Белый способен стать великим исцеляющим цветом. Он оказывает тонизирующее действие на организм человека, благотворно влияет на замкнутых и скованных.

                                                Хлопья летят.

                                          Хлопья белые летят,

                                          (Лёгкий бег на месте)

                                              Холоднее стало,

                                                (Приседания.)

                                         Только, зимушка, ребят

                                   (Наклоны туловища влево – вправо.)

                                                Ты не испугала.

                                              (Прыжки на месте.)

На своих уроках я также использую комплекс упражнений автора данной технологии В.Ф. Базарного: Сделаем эти упражнения вместе.

  •  сделать глубокий вдох, затем, наклонясь вперед к крышке парты, выдох (5 раз)
  • Крепко зажмурить глаза, потом резко открыть (4-5 раз)
  • Руки на пояс, поворачивая попеременно голову в стороны, смотреть попеременно на правый, левый локоть (4-5 раз)
  • Смотреть сначала на доску, затем на кончик пальца перед собой (5-6 раз)
  • Руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать, глаза следят за пальцами (5-6 раз)
  • Держа указательный палец перед собой, проводить рукой слева направо («маятник») (4-5 раз)
  • Жмурки Игроки крепко зажмуривают глаза, учитель в это время меняет расположенные на столе, на доске, на стене предметы. Открыв по сигналу глаза, отвечают на вопрос «Какие изменения произошли». Зажмурившись, дети максимально напрягают веки. Продолжительность – 1,5 минуты

    А также давайте не будем забывать, что в школе необходимо оберегать здоровье не только детей, но и учителя. Ведь, как говорят «у нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников. А  ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит учитель в класс зависит успешность, здоровье и настроение учеников.

Поэтому сегодня я вам предлагаю урок здоровья для нас с вами.

А методы и приёмы, которые мы будем использовать сегодня сами можно успешно включать на любых уроках для обучающихся.

5.Практическая часть.

     Выполним  упражнение «Деревце»

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги  вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.

Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево; наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется, 15-20 сек).  Опустите руки и расслабьтесь.

  1. Приобретение практических навыков избавления от отрицательных эмоций.

      Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья учителя выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение.

Энергетические упражнения помогают избавиться от всякого рода «энергетического мусора», предотвращая его накапливание. Я применяю  энергетические упражнения, которые подходят  для детей младшего школьного возраста.

После таких энергетических минуток дети становятся заметно веселее и бодрее, проходит вялость и усталость.

  1. Хлопки в ладоши парами.
  2. Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно – какая хорошая погода! Улыбнулись друг другу, сели.
  3. Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.
  4. Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.
  5. Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули Фуф! Ну и денек!
  6. Снегопад. Ловим воображаемые снежинки, может на себе, друг на друге. Подарили «букет» соседу.
  7. Увидели летающую тарелку, поморгали от удивления, помотали головой. Вот это да-а!
  8. Приложили руки к сердцу, раскрыли, подули на ладошки, подарили тепло и любовь всему миру.
  9. Показываем жестами: много подарков! Ура! Все отлично! Совсем худой! Этого не может быть! И т.д.

      Включение в урок небольшой шутки, поговорки, весёлой иллюстрации или

музыкальной минутки позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности выполняя роль эмоциональной разрядки.

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Помните, тот, кто смеётся, живёт долго.

Можно провести упражнение « Минута шалости»

Ведущий по сигналу (удар в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает и т. п. повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

         Голос – драгоценный дар природы. Профессия учителя требует умелого владения своим голосом. Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения. Но учителю энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло. Например, можно трансформировать в энергию певческого звука. Интереснейшее и перспективное направление, которое используется в лечебных и оздоровительных целях, — музыкотерапия.

   Часто на уроках я использую упражнение-звукоподражание. Психологи рекомендуют пропевать гласные звуки,  и оказывается, что

 «Ее-ее-ее»   – тренирует горло

Звук «м-м-м» снимает стресс и дает полностью расслабиться.

Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление

Звук «и-и-и» — самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма, повышает настроение, чувства благополучия.

Звук «о-о-о» — горло лечит, средство мгновенной настройки организма.

Звук «ы-ы-ы» – лечит уши, улучшает дыхание.

 Звук «э-э-э» – улучшает работу головного мозга.

Участники тонируют на удобной для них ноте. (Этот мир придуман не нами…)

Вывод — За короткое время мы сняли стресс, расслабились, полечили горло, уши, улучшили дыхание, работу головного мозга, улучшили настроение.

— Я думаю, что вы в числе всего прочего пожелали всем и себе здоровья.

7.Упражнение — рефлексия «Изобрази эмоцию».

   Я думаю, мы не напрасно провели с вами время и каждый из вас в испытал разные эмоции. Я предлагаю изобразить эмоцию, присущую вам в данный момент. А поможет вам в этом звуковое сопровождение. (показывают смайлики)

Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение!

  1. Заключение

-Благодарю всех за работу!

И закончить хотелось небольшой легендой.

«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать  человека и заселить планету Земля. Стали решать... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное,     что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.

Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

-Я желаю Вам беречь то, что нам дано свыше,  сохранять и укреплять здоровье  своих  учеников и свое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС их виды и реализация.

Данная презентация раскрывает виды здоровьсберегающих технологий по ФГОСи их реализацию в начальной школе....

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе в рамках ФГОС (мастер-класс)

Методический семинар на городском конкурсе "Педагог года 2018"....

Мастер-класс на тему "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В данной презентации представлены здоровьесберегающие приемы, которые могут быть использованы в учебной деятельности младших школьников. Это приемы психологического настроя, приемы для снятия эмоциона...

Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация"

Задачи:1)  Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.2) Показать практическую значимость использования здоров...

"Применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС"

Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся....