Статья "Повышение уровня культуры здоровья школьников во внеурочной деятельности"
статья по зож

Павлова Юлия Сергеевна

В статье описывается опыт работы школьного научного общества ГБОУ школы-интерната № 49 "Школа здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

опыт работы школьного научного общества

ГБОУ школы – интерната № 49 Петродворцового района Санкт – Петербурга

«Школа здоровья»

        На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровье школьников – одна из важнейших задач образования. Реализация в образовательном учреждении программ валеологического содержания, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни помогут решить вопросы по сохранению и укреплению здоровья школьников, что обеспечит физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье учащихся 1-4 классов [3]

        ГБОУ № 49 является школой-интернатом для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата  и, таким образом, относится к разряду общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем внимания к здоровью учащихся. Приоритетное направление деятельности нашей школы – формирование культуры здоровья школьников.

        Для формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни образовательное учреждение может использовать не только образовательный процесс, но и внеучебную деятельность. Задача данных занятий с позиции здоровьесбережения – предоставить ученикам  как можно больше сфер, где они бы могли реализовать свои возможности, создать условия  для развития  творческих способностей  и формирования культуры здоровья.

        Как один из возможных путей формирования установки на здоровый образ жизни можно использовать проектно-исследовательскую деятельность. Такая деятельность раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижает тревожность и психическое напряжение учащихся. Таким образом, данную технологию можно смело считать здоровьесберегающей.

        В нашей школе уже четыре  года работает «Школьное научное общество» Это добровольное объединение школьников, которые стремятся к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Основная цель «Школьного научного общества» – создание в начальной школе образовательной и воспитательной среды, способствующей развитию самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей школьников. Учащиеся в соответствии со своими желаниями и интересами готовят проекты, многие из которых были удостоены дипломов победителей районных и городских конкурсов.

        Выполнение ребятами таких работ как «Сон и здоровье человека», «Гаджеты: вред или польза?», «Влияние мультфильмов на здоровье детей» ориентированы на получение знаний и умений по управлению собственным психо-физическим состоянием. Проекты «Аквариум и его обитатели» и «Эти красноухие черепахи» связаны с исследованием среды обитания и соблюдением правил экологической безопасности. Работа над такими проектами как «Влияние комнатных растений на здоровье человека», «Шоколад: вред или польза», «Как укрепить иммунитет», «Охрана зрения», «Эти загадочные камни» позволила ребятам стать победителями в городском конкурсе научных и исследовательских работ «Знайка».

        Примерами включения учащихся в проектную деятельность на внеурочных занятиях уже в первом классе могут служить как самые простые ситуации, когда учитель предлагает детям подумать о том, что бы они хотели узнать об окружающем мире, так и более сложные. В первом случае учитель предлагает придумать вопросы, которые начинаются с определённых слов. Во втором случае, более сложном, дети приобретают элементарный опыт исследования. Так, на одном из занятий, посвящённому теме «вода» учащиеся 3 класса проводили опыт по очистке воды через самостоятельно изготовленные фильтры, и на основании этого сами делали выводы о более эффективном способе очистки воды.

        Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что проектно-исследовательская деятельность несёт в себе большой потенциал для решения задач сохранения здоровья школьников, а именно:

- дают радость открытия

- создают атмосферу увлеченности

- повышают мотивацию, работоспособность

- помогают избежать разнообразие видов деятельности

- создают условия для психической и умственной активности ребенка

- способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения

- позволяют усваивать учебный материал без перегрузок, снимая элементы стресса  и напряжения

- позволяет использовать демократический стиль общения педагога и учащихся

- дает возможность учителю помочь ребенку в осознании своих способностей и интересов и их дальнейшего развития

Литература:

  1. Алексеев С. В. Здоровая школа: проектирование программы здоровьесозидания: настольная книга для руководителей образовательных учреждений и педагогов: Учебно-методическое пособие. – СПб: СПбАППО, 2010. – 178 с.
  2. Алексеев С. В., Барышников Е. Н., Беловицкая Л. М. и др. Формирование здоровьесберегающего поведения и укрепление здоровья учащихся: Методические материалы.– СПб.: СПбАППО. 2008. – 160 с.
  3. Лободина Н. В. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия. – Волгоград.: Учитель, 2013. –  208  с.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности

В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

«Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности средствами курса М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"»

Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысле­ния истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.  Работа напра...

Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями и обществом в целом.Проблема нравственного воспитания и духовного разв...

Статья "Формирование культуры здоровья через систему внеурочной деятельности"

Статья в журнале "Создание экологизированной образовательной среды" (из опыта работы в рамках ОИП)Автор Иванова Л.И....

«Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи»

Выступление на ШМО по физической культуре на тем "Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи" ....