Формирование здорового образа жизни у младших школьников.Из опыта работы
статья по зож

Так как здоровье закладывается в детском возрасте, в начальной школе этому отводится значительная роль, потому что именно через начальную школу проходят все. В статье рассматриваются подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и работе с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни

у младших школьников. Из опыта работы

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Я хочу рассмотреть подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и работе с родителями. Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, особая роль принадлежит учителю начальных классов. Так как здоровье закладывается в детском возрасте, в начальной школе этому отводится значительная роль, потому что именно через начальную школу проходят все.

     Проанализировав причины школьных болезней учащихся, можно сделать вывод о необходимости решать проблемы в области здоровьесбережения комплексно. Основной целью комплексной работы учителя начальной школы становится формирование ЗОЖ у младших школьников. Для достижения поставленной цели, мною решаются следующие задачи:

  • сформировать знания о здоровье, о факторах его формирующих, укрепляющих и разрушающих;
  • укреплять физическое здоровье;
  • осуществлять профилактику заболеваний;
  • научить учащихся чувствовать свой организм;
  • совершенствовать умения в соблюдении правил личной и школьной гигиены;
  • выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья;
  • содействовать правильному физическому развитию;
  • учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к своему поведению;
  •  способствовать стремлению учащихся понять окружающих и анализировать своё отношение к ним;
  • учить эффективно общаться;
  • учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;
  • способствовать увеличению знаний о ЗОЖ путём обсуждения проблем;
  • содействовать утверждению в жизни школьников идей красоты и доброты, физического и духовного совершенствования;
  • развивать творческие способности;
  • способствовать развитию эстетической и эмоциональной личности.

Разрешение поставленных цели и задач повлияли на построение моей системы работы.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока, в основном, и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу следующие моменты.

1. Специальные занятия для наиболее успешной адаптации учащихся “Минутки вхождения в день”.

В 1-ом классе я проводила эти занятия 3 раза в неделю в сентябре и октябре, в последующие месяцы 1 раз в неделю (в понедельник обязательно) и по мере необходимости в дальнейшем. Во 2-м-3-м и 4-м классах в понедельник обязательно, в дальнейшем по необходимости, по желанию. В 1-м классе “Минутки” проводятся 10 минут перед занятиями (такая возможность существует, т.к. уроки в период адаптации длятся 30 минут), в дальнейшем “Минутки” можно проводить на этапе “оргмомент”. “Минутки” можно проводить в виде бесед, упражнений с сюжетным содержанием, с музыкальным сопровождением, с элементами психогимнастики. После проведения таких занятий детям намного легче было войти в школьную жизнь.

2. Одним из направлений в укреплении здоровья школьников является снижение психоэмоционального напряжения, стресса, тревожности.

С этой целью я провожу с учащимися своего класса мероприятия по профилактике стрессогенных состояний путём обучения школьников навыкам управления своими эмоциями и формирования чувства уверенности в себе. Это курс специальных занятий на развитие различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) – психогимнастика. На этих занятиях широко используются элементы изотерапии, практически все занятия имеют музыкальное сопровождение. Занятия строю на воображаемом материале, чтобы не отвлекать внимание детей на атрибуты. Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, которые я провожу 2 раза в неделю по 30-35 минут.

3. Известно, что при эмоциональном напряжении возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.

Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, поэтому я учу детей расслаблять мышцы, чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на релаксацию я провожу в течение 3-5 минут на любом уроке. Для освоения техники релаксации применяю следующие приёмы:

  • метод подражания (имитация) – поза “дремлющего кучера”;
  • метод удобного положения;
  • метод смены напряжения и расслабления мышц;
  • метод “дыхания по кругу”.
  • словесный метод (рифмованные упражнения).

4. С целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки, повышения внимания и эмоционального тонуса я использую кратковременные перерывы на занятиях(1-3 мин.) – физкультминутки и физкультурные паузы. Они проводятся ежедневно, по 2-3 на каждом уроке, примерно на 10-й и 20-й минутах.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
- упражнения по формированию осанки,
- по укреплению зрения,
- для укрепления мышц рук,
- для отдыха позвоночника,
- упражнения для ног,
- упражнения на ковре,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- потягивание,
- массаж области груди, лица, рук, ног,
- психогимнастика,
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.


5.Сохранение высокой работоспособности и здоровье детей в значительной степени зависит от их умения правильно дышать. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. В своей работе я освоила и применяю программу «Гимнастика мозга», созданную американскими учеными П.И. Деннисон и Г.И. Деннисон. Когда учащиеся знакомятся с «Гимнастикой мозга», она обычно нравится им, они просят о ней, обучают упражнениям программы своих друзей и используют их в собственной жизни без напоминаний и контроля. Дыхательные упражнения не просто оздоравливают организм, но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного перенапряжения вследствие нагрузки.

6. В оздоровительных целях в нашем учреждении созданы условия для удовлетворения потребности учащихся в движении. Одним из мероприятий для осуществления двигательной активности является проведение динамических пауз, предполагающих проведение подвижных игр, спортивных часов, эстафет.

Главная цель, которую я ставлю перед собой, дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать значение двигательной активности.

Для проведения динамических пауз подбираю игры, правила которых позволяют детям, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё в любое время. Чаще всего для проведения подвижных перемен я использую народные игры, т.к. они способствуют совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Кроме того, в играх много познавательного материала, способствующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности. Мой опыт работы показывает, что проведение динамических пауз необходимо, чтобы утомление не наступало слишком быстро, не было чересчур глубоким, чтобы отдых был более эффективным.

7. Проблеме укрепления и сохранения здоровья способствует проведение курса внеурочной деятельности «Здоровячок», который проводится в 1-4 классах начальной школы и курса «Плавание», проводимого на базе плавательного бассейна.

В своей работе я ориентировалась не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы, гигиенического поведения, реализацию усвоенных ребёнком знаний и представлений в реальном его поведении. Методику работы с учащимися я строила в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком, делала акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинги, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения т.д.), необходимыми для развития навыков ребенка. Занятия включают в себя не только вопросы физического развития, но и вопросы духовного здоровья. Занятия провожу в виде бесед, практикумов, дискуссий и т.д. Все занятия я старалась строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования. Такие занятия учат школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников и контролировать своё поведение, преодолевать стресс и тревогу.

8. Большую роль в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья играет семья. Основной целью работы с родителями я поставила просвещение в вопросе по воспитанию ЗОЖ у детей в семье, переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества. Младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье.

В своей работе с родителями я использую следующие формы и методы:

  1. родительские собрания, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников;
  2. наглядная пропаганда ЗОЖ;
  3. беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению      эмоционального здоровья;
  4. анкетирование;
  5. дни открытых дверей.

Все эти формы и методы работы дают возможность осуществлять неформальные связи с родителями, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.

9.Мониторинг по ЗОЖ.

Проанализировав ответы родителей и учащихся на анкеты по сформированности гигиенических навыков и мотивации к ЗОЖ в начале и в конце учебного года, я пришла к выводу: результаты значительно изменились (показатели улучшились). Значительно возрос процент учащихся, соблюдающих правила гигиены и режимные моменты, положительный результат виден и в развитии мотивации ЗОЖ.

Проводимая в течение года (в 1-м классе) психокоррекционная работа способствовала улучшению психического состояния детей, что нашло отражение в динамике изменений исследуемых параметров. Повысились показатели адаптации, с низким уровнем адаптации в конце учебного года учащихся не наблюдалось. На начальной ступени обучения отмечается высокий уровень распространенности простудных и хронических заболеваний. К концу обучения в начальной школе эти показатели значительно снижаются. Увеличивается количество неболевших детей, количество детей с хроническими заболеваниями остаётся стабильным.

Наблюдается положительная динамика в распределении детей по группам здоровья. Увеличивается число учащихся с I и II группами. Показатели физкультурных групп, которые в значительной степени определяются общей учебной нагрузкой остаются стабильными. Уровень физической подготовки у учащихся вырос. Количество учащихся с высоким уровнем увеличилось.

Анализируя заболеваемость учащихся своего класса, я пришла к следующему выводу: всплеск заболеваемости проявляется в октябре (конце 1-й четверти), в конце декабря (конец 2-й четверти) в феврале. Эти данные помогли мне в распределении учебной нагрузки, программного материала, в определении сроков завершающих контрольных работ. Наблюдается снижение заболеваемости учащихся (от 1-го к 4-му классу), уменьшается количество дней, пропущенных по болезни по классу в целом и одним учащимся, увеличивается индекс здоровья с 25 до 41,7.

ВЫВОД: Проанализировав результаты всех исследований и наблюдений за учащимися своего класса за 4 года, я пришла к выводу: работа, проводимая мной по охране и укреплению здоровья учащихся, дала положительный результат. Здоровье так же заразительно, как и болезнь.

“Заразить здоровьем” - вот цель, к которой стремится школа.

В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.

Литература.

  1. Корначева И. М. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников», Фестиваль педагогических идей
  2. Алябьева Е.А.Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А.Алябьева.- М.:ТЦ Сфера. – 2003. – 88с.
  3. Бутова С.В.Оздоровительные упражнения на уроках / С.В.Бутова //Начальная школа.- №8.- 2006.-с.98.
  4. Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе/ Л.Н.Елизарова, С.Н.Чирихин// Начальная школа. - №9.- 2000. – с.93.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4 классы/ В.И.Ковалько.- М.:ВАКО. -2004. – 296с.
  6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра/Е.П.Митина//Начальная школа. - №6. – 2006.- с.56.
  7. Ракитина Л.И. Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках/Л.И.Ракитина, Г.Д.Чамовских//Завуч начальной школы. - №8. – 2007. – с.69.
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/Н.К.Смирнов.- М.:АПКПРО. – 2002.- с.10.
  9. Сураева Л. Технология педагогики здоровья/Л.Сураева, О.Федорахина//Приложение к журналу “Директор школы”: “Экспресс опыт”.- №2.- 1999. – с.6-12.
  10. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/С.А.Цабыбин. – Волгоград: Учитель. – 2008.- 172с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

Формирование здорового образа жизни младших школьников

В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....

Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе

Статья Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Доклад "Формирование здорового образа жизни младших школьников"...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. В своей работе я описываю как мы это делаем....