Неделя "Психического здоровья"
план-конспект по зож

Сомова Ирина Викторовна

Неделя  психического  здоровья.

10 октября ежегодно с 1992 года отмечается всемирный день психического здоровья.

         В преддверии Дня психического здоровья с 5 по 9 октября , мною  была проведена Неделя психического здоровья.

В рамках данной недели проводились мероприятия, акции, в которые были вовлечены  дети и  сотрудники школы.

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество.

 Цель практической работы— это психическое здоровье ребенка, а личное развитие — условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано, как с соматическими заболеваниями, или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребенка и связанными с социальными условиями.

 Признаки психического здоровья:

 -        способность справляется с трудностями в сложных незнакомых ситуациях;

 -        чувство уверенности и доверия

-        формы проявления эмоций и поведения соответствуют и вероятным чувствам ребенка;

 -        достаточный диапазон чувств.

 Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание:

-        к внутреннему миру ребенка: в его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;

 -        обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.

 Задачи:

1. Привлечение внимания родителей к профессиональной деятельности педагога-психолога школы.

2. Психологическое просвещение педагогов и родителей.

3. Формирование интереса взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.

4. Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

5. Создание положительной эмоциональной атмосферы в школьном учреждении.

6.Мотивирование  родителей на  участие в образовательной деятельности школы.

  В первый день «Мое душевное здоровье»

Цель: знакомство детей с понятием «душевное здоровье».

Задачи: познакомить детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющими;

Обучение навыкам взаимодействия, сотрудничества;

Создание чувства сплоченности коллектива;

Снятие напряжение, релаксация;

Ход занятия:

Психолог.

«Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы, какой сегодня день? (ответы детей). Правильно, сегодня День Здоровья. Вы уже наверняка побеседовали о здоровье человека? Что такое, по-вашему, значит быть здоровым человеком? (ответы детей). Я хочу вам рассказать о том, что кроме физического здоровья есть здоровье душевное. Как вы понимаете это? (ответы детей).

Давайте начнем наше занятие с разминки. Упражнение называется «Клубочек». Я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубок ниток любому ребенку, говорить ему что-нибудь приятное. При этом каждый, кто передает и кому передается клубок, наматывает часть нитки на свой палец».

Психолог показывает, как это нужно делать. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.

«Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое».

 Второй день 

 Цель: развивать умения передавать эмоциональные состояния с мимикой;

Закрепить знания об эмоциональных состояниях;

 Задачи: обучение адекватным способам выражения своих эмоций, душевного состояния;

Закрепление навыка взаимодействия в парах;

Развитие умения выражать свое отношение к окружающим при помощи слов, жестом, мимики, эмоций;

Создание положительного эмоционального настроения.

 Ход занятия:

Как оставаться в хорошем настроении?

Притча.

— Ты такой мудрый.

Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. 

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. 

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. 

— И это всё? — недоумённо спросил ученик. 

— Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал: 

— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил: 

-— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

  Я предлагаю вам игру «Поссорились-помирились». Для этого вам нужно разбиться на пары».

Психолог предлагает каждому ребенку взяться за конец любой веревки (середины находятся в руках у психолога) и потянуть. Те дети, кто взялся за концы одной веревки, образуют пару.

«Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это произошло? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться!

Психолог.

«У каждого человека свой характер. Нам трудно изменить окружающих людей, но такое качество характера как терпение, помогает нам жить среди тех, кто нам нравится и не нравится. Что такое терпение, как вы это понимаете? (ответы детей). Терпимость – это способность принимать себя и окружающих такими, какие они есть. Терпимый человек не делит мир на черное и белое, людей на плохих и хороших. Никто не обязан думать, чувствовать и поступать так, как вы. У всех есть положительные и отрицательные качества. Мы часто замечаем недостатки друг друга. Но умеем ли мы хвалить своих друзей или недругов, находить в них что-то хорошее?».

 

В конце дня, мы решили нарисовать портреты друг друга необычным образом.  Один человек держал перед собой рамку со стеклом, а второй  обводил по стеклу лицо своего напарника, таким образом создавая портрет.

 Третий день был обозначен как «Уроки доброты».

Цель: формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;  расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека;

Задачи: учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость; воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим; развивать творческие возможности детей.

 Добрые пожелания сотрудникам школы  оставляли ребята на плакате  «детские ладошки», Пожелания любви, счастья, доброты, удачи, радости, успехов, а большинство – терпения – писались на ладошках.

 На плакате «Радуге настроения» было написано много пожеланий. Пожелания начали писать дети, а потом с удовольствием присоединились сотрудники.

 В этот день дети  подготовили позитивные объявления, которые были расклеены по школе и принесли много  хорошего настроения и радостных моментов не только ученикам всей школы, но и многим педагогам, которые  ими воспользовался.

 В четверг много было обсуждений на тему "Как совладать со своими эмоциями "

 Цель:  познакомить учащихся с понятием «эмоциональная саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции; развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний..

Задачи:  формирование у учащихся способность к осуществлению контрольной функции.

 

Ход занятия:

Упражнение   «Измени свой пульс»  

Нащупайте у себя на запястье место, где биение сердца ощущается отчётливее всего. Сосчитайте количество ударов в течение 15 секунд, умножьте полученный результат на 4. Так мы вычислим количество ударов в минуту.

Закройте глаза. Расслабьтесь. Вспомните и во всех деталях представьте ситуацию, когда вы сильно радовались. (Даю 2 минуты).
Сосчитайте пульс теперь. Запишите.
Далее предлагается вспомнить ситуации, когда ребята сильно боялись, испытывали обиду, чувствовали себя счастливыми. После каждого из воспоминаний фиксируется пульс и отмечается, как он изменяется по сравнению с предыдущими измерениями.

Так при каких же обстоятельствах нам может пригодиться умение произвольно изменять своё состояние? От чего зависит, насколько хорошо или плохо это получается у того или иного человека?

(Ответы учащихся).

Итак, ребята, это упражнение очень ярко демонстрирует, как наши физиологические реакции зависят от эмоционального состояния. Мы можем самостоятельно контролировать психологическое и физическое состояние через направленное воображение: представление тех ситуаций, которые подразумевают желательные изменения.

Нередко в нашей жизни возникают ситуации, требующие восприятия информации одновременно из нескольких источников и быстрой реакции на неё. Можете ли вы привести примеры из жизненного опыта, когда на человека специально обрушивают сразу слишком много информации, чтобы он растерялся, утратил возможность здраво мыслить? Какие рекомендации вы можете дать себе и другим, чтобы не растеряться, если вдруг возникнет такая ситуация?

 Упражнение   «Два дела»

Выбирается водящий и 3 помощника. Водящий садится на стул в центре комнаты. Первый помощник садится на стул против водящего и начинает совершать различные движения, постоянно меняя их. Водящий копирует движения, являясь как бы «зеркалом». Два других помощника в это же время садятся по бокам от него и начинают быстро поочерёдно задавать любые вопросы водящему. Тот должен, не прекращая повторять движения, отвечать на вопросы, желательно, логично и по смыслу.
Упражнение продолжается 1-2 минуты, затем приглашаются другие участники.

Мы тренировали умение распределять внимание между несколькими действиями, уверенно вести себя и не теряться в ситуации информационной перегрузки. Это, конечно, трудно, но возможно. Нужны только тренировка и ваше желание.

Есть способы, направленные на прекращение, угасание уже возникшей эмоции. Это, прежде всего, внутреннее расслабление и самовнушение успокаивающего характера.

По итогу дня, ребята написали на бумажках свои ситуации и опустили их в урны проблем.

Пятый день «День комплиментов» 

Цель: научить учащихся красиво делать комплименты.

 Задачи: сплотить коллектив, воспитывать любовь, уважение и доброе отношение к своим друзьям, педагогам, создавать атмосферу радости, развивать познавательную активность учащихся.

Ход занятия: 

Проведена психологическая акция «День комплиментов». Каждый сотрудник мог составить комплимент себе, и по желанию тайному другу, выразить его родителям, детям, любому сотруднику школы при встрече, или оставить свои написанный комплимент в шкатулке "тайный мастер". Проходя мимо, каждый желающий мог взять себе записочку с комплиментом.

 А так же с понедельника по пятницу работала «Почта доверия», где сотрудники и дети имели возможность высказать свои мнения, сделать предложения о  мероприятиях «Недели». Все делились своими впечатлениями, полученными результатами. «Неделя…» получилась целостной и законченной, ведь удалось вовлечь многих сотрудников  и детей.

 Педагог-психолог:  «Наша неделя психического здоровья подошла к концу. Что вы поняли, что запомнили из нашей недели? Хочется ли вам быть здоровыми людьми? Что нужно для того, чтобы сохранить свое душевное здоровье? Что вам понравилось на занятии, что не понравилось?» (подведение итогов детьми). Ребята поделилась впечатлениями о мероприятиях, в которых они участвовали.  Всем нам приятно, когда у нас и у окружающих хорошее настроение. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, и чтобы вы внимательно относились друг к другу».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".

Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Здоровые зубы – здоровый организм.Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе.

Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе. Здоровые зубы – здоровый организм....

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

День здоровья "Здоровье-это здорово!"

День здоровья "Здоровье-это здорово!"1 ведущий: Внимание! Внимание! Дорогие болельщики, спортсмены и судьи! Наши микрофоны установлены на школьной спортивной площадке.2 ведущий: Чтобы громче пел...