Программа школьного оздоровительного лагеря "Кладовая солнца"
учебно-методическое пособие по зож

Хоменко Любовь Николаевна

 

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы.  Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_letnego_ozdorovitelnogo_lagerya.docx238.95 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 691»

Программа

детского школьного лагеря

с дневным пребыванием

LANDS023

Содержание программы:

Пояснительная записка…………………………………………………………

Цель и задачи программы…………………………………………    

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

Направления и виды деятельности…………………………………

Механизм реализации программы…………………………………

Организация взаимодействия с социумом…………………………

Условия реализации программы……………………………………

Диагностика…………………………………………………………

Ожидаемые результаты ……………………………………………

Список используемой литературы…………………………………

Приложение…………………………………………………………

        

Наименование программы

Программа детского школьного  лагеря дневного пребывания   «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»

Разработчики программы

Учитель начальных классов

Участники программы

Учащиеся  в возрасте 6-14 лет.

Цель программы

Расширить знания обучающихся об окружающей природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.

Задачи программы

  • Расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
  • Формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
  • Максимальное использование возможностей природного окружения;
  • Выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
  • Организация активного отдыха и оздоровление детей;
  • Развитие творческих и коммуникативных способностей детей.

Принципы реализации программ

  • Принцип нравственного отношения друг к другу и

к окружающему миру.

  • Принцип творческого отношения к делу.
  • Принцип добровольности участия в делах.
  • Принцип учета возрастных особенностей детей.
  • Принцип доступности выбранных форм работы.

 

Формы и методы

- тематические мероприятия;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- экологические  игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции.

 

Сроки и этапы реализации программы

I этап.  Подготовительный – апрель – май

 II этап. Организационный

III этап. Основной

IV этап. Заключительный

 

Основные программные мероприятия

Направления:

  1. Правила поведения в природе
  2. Парк, водоём. Знакомство с окрестными экосистемами.
  3. Практикум «Озеленение территории школьного двора»
  4. Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц города.
  5. Лекарственные растения  в природе
  6. Охрана окружающей среды

 

Ожидаемые результаты

реализации

программы

- повышение уровня экологической культуры.
- укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- развитие лидерских качеств.
- выпуск школьной экологической газеты.
- эстетическое оформление клумб пришкольного участка.


«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас

кладовая солнца с великими сокровищами жизни»

М. Пришвин

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы.  Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

Лагерь – это жизнь в новом коллективе,  новая  деятельность, новое знакомство. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий. Это период свободного общения детей. Летние  оздоровительные лагеря выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МОБУ СОШ№3. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, детей из многодетных, социально-опасных и  малообеспеченных семей.

Период нахождения ребенка в лагере как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Для того, чтобы отдых сделать полноценным разработана программа «Кладовая солнца».Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющим собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.

         Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

           Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной.  В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют  отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому  сохранение среды  приобретает первостепенное значение. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

        Новизна данной программы заключается в том,   весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания, представлением возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу
в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

 

 

:создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры, развития творческих способностей детей.

  • расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
  • формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
  • максимальное использование возможностей природного окружения;
  • выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
  • организация активного отдыха и оздоровление детей;
  • развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

 

Программа летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

  • Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
  • Принцип творческого отношения к делу.
  • Принцип добровольности участия в делах.
  • Принцип учета возрастных особенностей детей.
  • Принцип доступности выбранных форм работы.

Лагерь комплектуется на лето  из числа учащихся 1-6 классов, продолжительность пребывания в лагере 15 дней, количество детей 150 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.


     Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Программа используется в лагере дневного пребывания при школе. Она рассчитана на одну лагерную смену, т. е. 15 дней.
Сопутствующими технологиями являются
коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических идей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.


Ф
ормы и методыработы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- экологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции.

 

I этап. Подготовительный –  апрель- май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  1. проведение совещаний при директоре и заместителе директора
    по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  2. издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  3. разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей;
  4. подготовка методического материала для работников лагеря;
  5. отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  6. составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.п.)

II этап. Организационный – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

  1. встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  2. комплектование отрядов;
  3. запуск программы «Кладовая солнца»;
  4. знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

  1. реализация основной идеи смены;
  2. вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
  3. работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический – июль

Основной идеей этого этапа является:

  1. подведение итогов смены;
  2. выработка перспектив деятельности организации;
  3. анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

  • Управлениеобразования
  • Отдел администрации по культуре и спорту
  • СЮН
  • ЦВР;
  • Кинотеатры
  • СЮТ
  • Детская поликлиника
  • Детская  центральная библиотека;
  • Городские газеты, радио, телевидение
  • ГИБДД;
  • Городской краеведческий музей;
  • Спортивный стадион

Нормативно-правовые условия:

Закон «Об образовании РФ»

Конвенция о правах ребенка.

Устав  «СОШ»

Положение о лагере дневного пребывания.

Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

Приказы Управления образования.

Должностные инструкции работников.

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

Заявления от родителей.

Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

Акт приемки лагеря.

Планы работы.

Кадровые условия.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

  • начальник лагеря,
  • заместитель директора по ВР;
  • педагог-психолог,
  • социальный педагог;
  • педагог-организатор;
  • музыкальный работник

Кураторы отрядов:

  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
  • вожатые (из числа актива школы)

Руководители творческих мастерских

  • из числа педагогов

Методические условия предусматривают:

  • наличие необходимой документации, программы, плана;
  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
  • коллективные творческие дела
  • творческие мастерские
  • индивидуальная работа
  • тренинги
  • деловые и ролевые игры

Материально-технические условия

кабинеты, закрепленные за каждым отрядом;

  • спортивная площадка и стадион;
  • большой спортзал;
  • малый спортзал;
  • библиотека;
  • медиацентр;
  • читальный зал;
  • музей;
  • медицинское отделение
  • столовая.

Вводная диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

  • анкетирование;
  • беседы в отрядах;
  • планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателей.

Пошаговая диагностика

Беседы по результатам мероприятий и дел лагеря, на отрядных сборах.

Итоговая диагностика

Анкетирование
Беседы в отрядах

В ходе реализации данной программы ожидается:

  • укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
  • эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
  • развитие творческой и исследовательской  активности каждого ребенка, творческий рост детей.
  • повышение уровня экологической культуры
  • приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
  • повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
  • развитие лидерских качеств.
  • развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  • выпуск экологической газеты.
  • конкурс рисунков на тему «Экология вокруг нас».
  • выставка поделок из бросового материала.
  • эстетическое оформление клумб пришкольного участка.
  • расширение кругозора детей.



.

  • Летний лагерь: Организация , работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы - Летний лагерь -М., 2007 г.

  • Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006

  • Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.

  • Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.

  • Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

  • Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.

  • Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. -  (Библиотека вожатого)

  • Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.

  • Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).

  • Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.

  • Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей -  М., 2003 г.

  • Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод.биб-ка).

  1. Режим дня
  2. Режим работы специалистов в лагере
  3. План работы лагеря
  4. Расписание работы кружков
  5. Устав лагеря
  6. Наш девиз
  7. Примеры речевок
  8. Название, девизы отрядов
  9. Сценарии мероприятий

9.00 – 9.15

Мы вам рады!

9.15 – 9.30

Горн  трубит: пора,  пора!
С  добрым  утром , детвора!
И  тотчас  же  по  порядку
Все  ребята  -  на зарядку!

Зарядка.

9.30 – 10.00

Все  за  стол! Узнать  пора,
Чем  богаты  повара.

Завтрак.

 

10.00 – 13.00

Кто-то  любит  танцевать, 
Кто-то  петь  и  рисовать,
Только  бездельники  маются,
А  все  ребята  занимаются!

 

Мероприятия по плану.

13.00. – 13.30

Подвижные игры на свежем воздухе

13.30. – 14.00

Но  у  всех,  смешливых  даже,
За  столом серьезный  вид,
За  обедом  виден  сразу
Наш  ребячий  аппетит.

Обед.

14.00. – 14.15

На линейку становись!
И делами похвались.

Линейка по итогам дня.

14.30

До свиданья! До новых встреч!

Уход домой.

 PE02278_

        

9.06

«Будем знакомы!»

13.06

Открытие лагерной смены

Праздник «Моя земля – моя родина»

Конкурс рисунков «Планета – наш дом»

14.04

Экскурсия по экологической тропе

Игра «Найди клад»

15.06

День юннатского движения

Экскурсия в природу, СЮН

16.06

Викторина «День животных»

Выставка рисунков, поделок

19.06

День природы. Экологический конкурс

20.06

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Спортивный праздник

21.06

«Забавные штучки из мусорной кучки»

Конкурс поделок из бросового материала

22.06

День летнего солнцестояния

Первый день войны

Митинг

23.06

День основания российского музея леса

Викторина – игра «По лесной тропинке»

26.06

Конкурс мини-клумбы

«Цветочная полянка»

27.06

Лагерная спартакиада

«Хочу быть здоровым»

28.06

Экологическая игра «Тропа испытаний»

29.06

Закрытие смены

Модный показ одежды из бросового материала

Инструктор по физкультуре – ежедневно j0234131

Медицинский работник – ежедневно

Музыкальный руководитель – ежедневно

Социальный педагог – понедельник, среда, пятница

Педагог-психолог – вторник, четверг.

j0240719

MCj04283330000[1]

План работы медицинского работника

Цель: соблюдение гигиенических условий пребывания, отдыха,     питания, оздоровления и медицинского обслуживания детей.

Задачи:

-создание адекватных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в помещениях, соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам.

-соблюдение режима

-соблюдение норм  полноценного и рационального питания детей.

-проведение максимально возможных оздоровительных процедур и мероприятий.

Мероприятия:

CRCTR189Контроль за санитарным состоянием игровых комнат и участка

Осмотр детей (педикулез, кожные заболевания и т.д.)

Контроль за здоровьем детей в лагере

Контроль за организацией питания и качеством приготовления пищи

Осуществление суточной пробы и хранение её в соответствующих условиях.

Работа с отдельными категориями детей

Для детей часто и длительно болеющих простудными заболеваниями

Цель: повышение имуннобиологических функций организма

Мероприятия:

  1. Закаливающие процедуры
  2. Правильная организация режима дня
  3. Максимальное пребывание на свежем воздухе (не менее 3-х часов)
  4. Занятия физкультурой на свежем воздухе
  5. ЛФК

Для детей с ослабленным зрением

Цель: вторичная профилактика нарушений зрения

Мероприятия:

  1. Правильная организация режима дня с максимальным исключением зрительных нагрузок
  2. Максимальное пребывание на свежем воздухе
  3. Аутотренинг для глаз

Для детей с неврозами, ВСД

Цель: снятие утомления, психоэмоционального напряжения

Мероприятия:

  1. Психологическая помощь
  2. Рациональное питание
  3. Ежедневное занятие физкультурой

Для детей с нарушением осанки и плоскостопием

Цель: вторичная профилактика сколиоза и плоскостопия

Мероприятия:

  1. Правильная организация режима дня
  2. Максимальное пребывание на свежем воздухе
  3. Занятия физкультурой
  4. ЛФК для профилактики сколиоза и плоскостопия (ходьба босиком по бревну, по песку и т.д.)

AMBULNC1

План работы инструктора по физкультуре

Цель: формирование здорового образа жизни и содействие всестороннему развитию личности детей.

Задачи:

-развитие физических качеств и укрепление здоровья детей через физическую культуру

-развитие интереса к организационно-спортивной деятельности

-воспитание по установлению спортивных контактов в духе взаимопонимания, уважения и добра

Мероприятия:

  • Ежедневное проведение зарядки
  • Проведение спортивных занятий в отрядах по легкой атлетике, футболу, подвижным играм
  • Проведение состязания по бегу на 30м, 40м, 60м, 100м за звание «Чемпион лагеря»
  • Организация общелагерных спортивных мероприятий

J0318810J0324694

План работы музыкального руководителя

Цель: развитие творческого и музыкального потенциалов личности детей

Задачи:

-формирование музыкальной культуры учащихся

-создание условий для максимальной реализации детьми индивидуальных музыкальных и творческих способностей

-практическое применение полученных умений, навыков в общественной социально-досуговой деятельности

Мероприятия:

  • Ежедневное музыкальное оформление зарядки.
  • Разучивание отрядных песен.
  • 2 раза в неделю проведение в каждом отряде музыкальной тридцатиминутки.
  • Аккомпанирование на общелагерных мероприятиях.
  • Проведение лагерных дискотек.

M_MODERN

Устав лагеря «Планета детства»

DRAGNFLYNOTES2

Под парусом лета

Летит Планета Детства

Здесь очень много смеха,

Здесь от улыбок тесно!

        

Название отряда: «Жуки»
Девиз:

Мы подвижные жуки
Две ноги и две руки
Мы на месте не сидим
Тут и там мы победим!

Название отряда: «Бурундуки»
Девиз:

Бурундуки не знают скуки
Они умельцы на все руки!

Название отряда:«Сороки»
Девиз:

Мы все видим, мы все знаем
Мы по лагерю летаем!

Название отряда: «Лесные шишки»

Девиз:

Мы братва — лесные шишки,

Все тихони словно мышки,

Не гуляем по углам,

Все на свете пополам.

Название отряда: «Муравьи»

http://deti.jofo.me/data/userfiles/4988/images/324669-gvard1.gifДевиз:

Мы веселые ребята —

Коротышки муравьи,

Наш девиз — вперед отряд!

Вместе весело пошли!

Отряд: Дельфин
Девиз: 

Дельфин всегда плывет вперед

И никогда не отстает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при МБОУ СОШ № 8 г. Бирска РБ на 2012-2015гг.

Данная прграмма рекомендована для школьных оздоровительных лагерей, которые создаются на базе городских школ. Она полно и целостно  отражает все виды работ, проводимых с детьми в рамках школьного...

Программа детского школьного оздоровительного лагеря "Пчелка"

    Детские оздоровительные лагеря – это часть социальной среды, в которой дети реализуют  свои возможности, потребности, в индивидуальной физической и социальной компенсации в с...

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ «Радуга»

СодержаниеПояснительная записка.           Цели и задачи организации работы лагеря   Положение о школьном оздоровительном лагере. ...

Программа деятельности школьного оздоровительного лагеря « Дружба»

В основе программы деятельности школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей– целенаправленный процесс, который представляет собой выстроенную систему занятий, дел, игр, экскурсий, об...

Программа школьного оздоровительного лагеря "Книга открывает сердца"

Программа школьного оздоровительного лагеря "Книга открывает сердца"...