ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка

Мамедова Лейла Ализада кызы

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostnoe_i_professionalnoe.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                       Подготовила:   учитель начальных                              

                                       классов  Мамедова Лейла Ализада кызы

                                                               

Нижневартовск - 2020

   Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В начале 90-х годов прошлого века стало очевидным, что обеспечить адаптацию к информационному взрыву и новым социальным условиям можно только в корне пересмотрев цели образования, а вместе с ними и всю систему организации работы школы. Если раньше приоритетной целью являлось усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и их исполнению, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
             Усложнение технологии организации процесса обучения влечет за собой потребность в развитии личностных и профессиональных качеств педагога.В связи с этим возникает необходимость в определении средств, мотивирующих учителя к росту его профессионализма и достижению максимального уровня реализации своей профессиональной деятельности.

1 сл.               Профессионализм педагога определяется:

  • профессиональной пригодностью – совокупностью психофизических особенностей и наличием у педагога специальных знаний, умений и навыков;
  • профессиональным самоопределением — поиском себя в профессии, собственной профессиональной роли, профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности;
  • саморазвитием – целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.                

    Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.

   Одним из стимулов к повышению педагогического мастерства является любовь детей к педагогу. Учитель случайно или сознательно применяет на практике какой-то прием, и в результате завоевывает уважение, сердце ребенка. Это доставляет ему профессиональное удовлетворение, и тогда он пытается не только усвоить известный способ, но и ищет новые подходы. Равнодушный же педагог не нуждается в любви детей. Он может созерцать хулигана, двоечника или неряшливого ребенка, не пытаясь изменить их. Желание влюблять в себя воспитанников профессионально необходимо и оправдано, что означает завоевывать доверие и авторитет. Однако педагог должен сам состояться как личность, создать свой образ, тогда он будет авторитетным для воспитанников. Многое зависит от того, сформирована ли у него самообразовательная, самовоспитательная потребность. Учитель должен постоянно учиться, и отбирать ту литературу, которая поможет ему в профессиональном становлении.

Исследования Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования показали, что многие педагоги недостаточно психолого-педагогически и методически подготовлены, почти 80% опрошенных учителей испытывают интеллектуальные, эмоциональные и другие психологические трудности. Именно это обусловливает отставание их профессиональной деятельности от новых требований.

Многие учителя не готовы к осознанному выбору, эмоциональному принятию той или иной педагогической модели обучения, а также к созданию оптимальных условий для развития личности младшего школьника, к повышению уровня собственного профессионализма.

3 сл. В нормативных и методических документах по начальному образованию отмечается, что современный учитель начальных классов — это педагог, который:

  • осознаёт смысл и цели образовательной деятельности в современной школе; имеет собственную образовательную позицию;
  • умеет составить целостную образовательную программу;
  • наделён способностями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать обучение в соответствии с ними;
  • владеет формами и методами сопровождающего обучения;
  • способен изменять задачи уро ка в соответствии с изменяющейся реальностью;
  • умеет подготовить качественную характеристику образовательных

изменении ученика;

  • способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности.

Мы знаем достаточно хорошо о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов в начальном образовании.  

Почти все учителя страдают от апатичных учеников, дисциплинарных проблем, недовольных родителей, а также от повседневных трудностей.

4 сл.  Неудовлетворённость учителя профессиональной деятельностью: можно ли её преодолеть?

    Счастлив человек, который утром с радостью идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она даёт широкий круг общения. Между тем с сожалением приходится констатировать, что достаточно большое количество учителей испытывает неудовлетворенность своей деятельностью, в которой не редко преобладают негативные эмоции, накапливаются раздражение и горечь, нарастает физическая и эмоциональная усталость. Почему всё это происходит?

Причины тому разные, и у каждого учителя неудовлетворённость (как явление временное, ситуативное или затянувшееся, ставшее хроническим) вызвана конкретными обстоятельствами. Тем не менее, не претендуя на полноту и основательность классификации, обозначим (следующие типичные причины неудовлетворённости, чаще всего называемые учителями:

  • недостаточное материальное и моральное вознаграждение за тяжёлый педагогичес ий труд;
  • неуважительное отношение к учителю со стороны учеников и низкий престиж профессии в обществе;
  • жёсткость, чрезмерная требовательность, а порой и грубость администрации;
  • многообразие требований и обязанностей, возлагаемых на педагога, и столь же многообразная и многоуровневая ответственность (причём не только за себя и учеников, но почему-то и за родителей).

Этот перечень можно продолжать...

6 сл.  Неудовлетворённость свидетельствует и о возникших отклонениях, нарушениях в профессиональном развитии. Ими могут быть:

  • отставание, замедленный профессиональный рост, например, из-за болезни, длительной нетрудоспособности;
  • несформированность компонентов профессиональной деятельности, таких, как мотивация, средства и способы труда, самоконтроль и самоанализ, что снижает уровень профессиона изма, квалификации, затрудняет работу;  
  • бедность профессионального общения из-за усталости, монотонии, напряжённости;
  • утрата нравственной значимости труда, ценностных его смыслов;
  • ослабление прежних профессиональных качеств — снижение работоспособности, падение интереса к работе, замедленность реакции, профессионального мышления в критических ситуациях.

6 сл.  Неудовлетворённость делом и собой свидетельствует о профессиональном кризисе, что может происходить на любых возрастных и профессиональных этапах деятельности учителя. В этом случае неудовлетворённость провоцируется внутренними причинами, когда учитель существенно пересматривает профессиональные ценности, мотивы, заново осознаёт смысл педагогического труда. Кризис наступает, когда привычное, освоенное в профессии уже не удовлетворяет, а новое ещё не найдено, и появляется ощущение исчерпанности своих деловых и лично стных возможностей. Если справиться с кризисом как естест венным сопровождением профессионального роста не удаётся, то могут возникнуть различного рода личностные деформации — искажение реального «образа Я», негативное отношение к себе и к другим людям.

Таким образом, проблема неудовлетворённости в профессиональной деятельности далеко не праздная и заслуживает пристального внимания прежде всего самого учителя, требует её осознания. Преодолеть состояние неудовлетворённости поможет анализ сложившейся ситуации, способность увидеть объективную картину событий, выделить те факторы, которые становятся стрессорами на рабочем месте. Важно понять: что служит причиной стрессового напряжения, неудовлетворённости именно для вас? 

7 сл.  Попробуем вычленить эти причины:

  • постоянно не хватает времени, и вы ничего не успеваете из многих необходимых дел;
  • слишком часто испытываете усталость;
  • считаете, что у коллег получается лучше, что они достигают больших успехов;
  • гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а что нужно, входит в обязанности;
  • вы не чувствуете уважения со стороны учеников (коллег, родителей, администрации);
  • вы постоянно зажаты в тиски напряжения;
  • вам не нравится большинство людей, которые вас окружают;
  • вы не видите реальных результатов своей работы;
  • вам не с кем поговорить о своих проблемах (вы стесняетесь или даже опасаетесь говорить коллегам о своих трудностях);
  • у вас не складываются отношения с администрацией (коллегами, учениками, родителями);
  • вы часто испытываете затруднение в выборе поведения в разных педагогических ситуациях.

Определите, что вас беспокоит, и внимательно отнеситесь к тем сферам деятельности, которые стрессогенны для вас, вызывают чувство неудовлетворённости. Оценка их поможет перевести та кие сигналы из эмоциональной сферы в рациональную. Если вы поняли суть происходящего, то легче будет найти способы преодолеть эмоциональный диском форт. Вам придётся определить стратегические и тактические свои позиции, ли нии поведения, способы действия в сложившейся и не удовлетворяющей вас ситуации, ответить на вопросы: на сколько сильна ваша потребность в «перестройке»? Готовы ли вы приложить усилия к тому, чтобы изменить ситуацию? Эти размышления приведут вас к убеждению в том, что целесообразнее стремиться к обновлению, чем покорно следовать сложившейся ситуации, сетуя на других и ощущая постоянное недовольство собой.

7 сл.      Наша профессия такова, что наряду с общими стрессогенными факторами в ней присутствует множество профессиональных стресс-факторов:          

  • постоянная повышенная ответственность,
  • необходимость быть объектом наблюдения и оценивания,
  • каждодневно (а то и еже часно — на уроках) подтверждать свою компетентность,
  • преодолевать непредсказуемость ситуаций,
  • непостоянство деятельности (необходимость быть готовым к обсуждению любой темы, к контакту с разными аудиториями, классами, к любой форме занятия).

Эта вечная изменчивость как основная характеристика педагогической деятельности и вызывает постоянную напряжённость, внутреннюю настройку на определённое поведение, мобилизацию сил на активные и целесообразные действия, реакции. Всё это требует повышенной интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, волевой готовности. Можно ли воспитать в себе эту готовность к специфике профессиональной деятельности, к её изменчивости, содержательной неопределённости, а значит — и к стрессогенности.

8 сл. Направления по преодолению неудовлетворённости в работе.

9 сл. Предла гаю несколько общих рекомендаций, ко торые помогут вам обрести определённую стрессоустойчивость.

  • Регулярно планируйте (дела календарные, текущие), чтобы не допускать дезорганизации и путаницы в намеченном.
  • Признавайте и принимайте некоторые ограничения, чтобы не подвергать себя ощущению несостоятельности и несоответствия; ставьте только достижимые цели.
  • Избегайте ненужной конкуренции: слишком сильное стремление к выигрыванию во многих областях жизни создаёт тревогу и напряжение, делает человека излишне агрессивным.
  • Будьте положительной личностью, из бегайте критиковать других, сосредоточь те внимание на положительных качествах окружающих, хвалите их за то, что вам в них нравится.

Снизить стрессогенность условий своей деятельности очень важно, но это лишь одно из направлений ваших усилий по преодолению неудовлетворённости в работе.

Другое направление — осознание своих личностных особенностей, усиливающих и закрепляющих неудовлетворённость. 

10 сл. Каковы эти особенности, инди видуальные характеристики? Вспомним некоторые из них.

11 сл. Известно, что одним свойствен депрессивный (пессимистический) стиль мышления. Это специфический способ объяснять как неприятности, так и удачи, которому свойственны такие шаблоны мышления: ожидание неприятностей и не удач, неверие в добрые намерения людей. Что-то хорошее — для таких людей — лишь случайность и кратковременное явление, вокруг — одна несправедливость во всём и всегда; ситуация к лучшему не изменится никогда. Многочисленными исследованиями доказано, что пессимизм повышает уровень «гормонов стресса» — адреналина и норадреналина, а это ведёт к болезням и к снижению иммунитета. Человек с таким мышлением, как правило, отказывается от любых действий в ситуациях, когда требуется что-то изменить, не способен к эффективной и целенаправленной деятельности. В обществе та кие люди создают негативное энергоинформационное поле, которое препятствует развитию личности и проявлению активности.

  12 сл. Преодолевать негативные, трудные жизненные ситуации по плечу тем, кто вырабатывает оптимистический способ мышления (саногенное, позитивное мы шление). Оно характеризуется способностью человека отдавать предпочтение «хорошим» мыслям, выстраивать закономерности из тех ситуаций, когда дела шли успешно, ставить удачу себе в заслугу и делать полезные выводы на будущее. Люди с позитивным мышлением считают, что окружающий мир устроен по законам гармонии, что в людях больше достоинств, чем недостатков, что чело век, к чему-то стремящийся, обязательно этого добьётся. Для учителя особенно важно, профессионально просто необходимо выбрать именно стратегию оптимизма, позитивного мышления, помогающего открывать в себе новые резервы и личностные возможности.

14 сл. Другая значимая характеристика, существенно влияющая на вос приятие профессиональной деятельности, — локусконтроля (от лат. —место). Имеется в виду склонность человека видеть источник управления своей жизнью, причину тех или иных событий либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе.

15 сл. У человека преобладает интернальный локус контроля, если он боль шей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями. Постулаты такой личности: «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи», «От меня и моих поступков зависит то, как будут разворачиваться события», «Я должен и могу это сделать». В экспериментальных исследованиях установлено, что интерналы более спокойны и благожелательны, более позитивно относятся к окружающим и критично к себе. 

16 сл. При экстернальном локусе контроля человек приписывает ответственность внешним факторам: другим людям, судьбе, случайности, сложившимся обстоятельствам. По данным многих исследований, экстерналов отличают повышенная агрессивность, неспособность управлять своими делами и людьми. Понятно, что неудовлетворёнными чаще всего бывают те, кто в большей степени склонен винить в своих неудачах и срывах других людей, окружающую среду. Обвинения в адрес других блокируют собственную активность, мешают сосредоточить внимание на выборе конструктивных способов собственного поведения, закрепляя тем самым и ситуацию, и состояние неудовлетворённости.

17 сл. Вот небольшой тест для того, чтобы понаблюдать за этой личностной особенностью. Прочтите нижеизложенные суждения и выразите с ними своё согласие или несогласие:

                   

  • Мои успехи в учении и в последующей жизни во многом зависели от везения, от удачи, а не от моих усилий.                    
  • Моё счастье зависит от моей судьбы и поведения окружающих.                      
  • Я лучше выполняю порученное мне дело, если знаю, что меня контролируют.
  • Если бы мне не мешали (родственники, коллеги, обстоятельства), я бы достигла) в жизни большего.
  • Престиж и авторитет школы полностью зависят от администрации и лично от директора.

Если среди ваших ответов преобладает согласие, то у вас, скорее всего, выражен экстернальный локус контроля, а это может затруднять анализ сложившейся ситуации и выбор адекватных способов поведения.

Нужно обратить внимание на особенности, характер своего                                                     — с коллегами, учениками, родителями. В каждодневном общении мы не всегда задумываемся над тем, от каких качеств нашей личности и поведения зависит впечатление окружающих о нас. Однако, наверное, у каждого из нас в той или иной степени есть опыт взаимодей ствия с «лёгкими» и «тяжёлыми» людьми. Вы замечали, кем бываете в общении чаще всего — «тяжёлым» или «лёгким» человеком? Может, иногда бывает так, что окружающие стараются отойти от вас на «безопасное» расстояние, прервать побыстрее начатый разговор или вообще его избежать? В результате возникает неудовлетворённость подобными контактами, она даже может закрепиться надолго, если такие дест руктивные ситуации в общении повторяются слишком часто.

18 сл.  Вот вкратце особенности «тяжёлого» человека.

  • Он, как правило, всегда недоволен собой, жизнью, окружающими.
  • Часто бывает сварлив, брюзжит, обвиняет, бранится.
  • Он несёт внутреннюю тяжесть в самом себе, задавая себе тем самым соответствующую жизненную и поведенческую программу.
  • Очень часто тяжёлые люди «зацикливаются» на себе, погружаются в свои внутренние состояния, производят впечатление, будто вынужденно тянут какую-то ношу и не могут от неё избавиться.

Эти угнетённость и подавленность передаются окружающим, поэтому рядом с «тяжёлым» чело веком обычно портится настроение.

19 сл.  А вот «лёгкие» люди:

  • принимают и любят жизнь в любом её проявлении, довольствуются ею вне зависимости от происходящих событий.
  •  «Всё нормально», «Всё будет хорошо», — говорят они, не застревая, не утопая в мелочных житейских делах.
  • В общении такие люди проявляют открытость, доброжелательность, прямоту, весёлость.
  • При этом они спокойны, надёжны, ценят время собеседника, бережливы по отношению к своей жизни и жизни других.

 Нетрудно догадаться, кому из этих двух типов людей в большей степени свойственна не удовлетворённость работой, коллегами, учениками, жизнью в целом.

А ведь мы сами можем при желании управлять своим «душевным весом». Можем отказаться от каких-либо «тяжёлых» черт своего характера и стать чело веком «лёгким». Надо только почувствовать и укрепить в себе жизнеутверждающее внутреннее состояние, обозначить его для себя («жизнь — самоценна»!), поддерживать его в себе. Не стоит принимать «тяжесть» от других людей; надо находить в себе силы и время радоваться достигнутому в жизни, получать удовольствие от общения с окружающими.

По мнению самих учителей, наиболее травмирующими причинами, вызывающими неудовлетворённость, становятся издержки отношений, профессионального общения, межличностного взаимодействия в процессе педагогической деятельности. Поэтому стоит поговорить и о третьем направлении собственных усилий, помогающих преодолеть ситуацию неудовлетворённости.

20 сл. Это — развитие своих коммуникативных умений и навыков, повышение коммуникативной культуры. Как говорил Ф. Ницше, «Помогай себе сам, тогда поможет тебе каждый». И, видимо, был прав: чтобы изменить соотношение к себе других, на до измениться самому.

Каковы же наиболее проблемные для учителя аспекты педагогического (профессионального) общения? Традиционно в течение долгих лет внимание и основные усилия учителя были направлены на удовлетворение потребностей школьников в получении информации, знаний, что на определённом этапе системы образования было вполне обоснованно. В ка кой-то степени это абсолютизировалось в сознании учителя. Но времена изменились, изменился социум, и учитель уже не столь авторитетный, всеобъемлющий, исчерпывающий источник информации (есть многоканальное ТВ, компьютер, Интернет-общение). Это надо понять и принять. Акценты во взаимодействии между педагогом и учащимися сместились. Принятие какой-либо информации от учителя сегодня может быть эффективным только на основе конструктивного общения, когда школьники признают во взрослом лицо значимое, референтное, уважаемое в силу особых личносных качеств.

 21 сл. Наиболее успешными и популярными среди современных школьников становятся учителя

  • с более выраженной общительностью,
  • умением устанавливать контакты с учениками с открытостью,
  • активностью, дипломатичностью и тактом,
  • более выраженной экспрессией, выразительностью в процессе общения.

22 сл. В группу признаваемых школьниками характеристик входят так же      

  • эмоциональная пластичность,
  • высокий самоконтроль эмоций и поведения,
  • глубина эмоциональных переживаний и в то же время интуитивность восприятия действительности, артистичность.
  • повышенная уверенность в себе и в своих силах,
  • адекватность восприятия себя и действительности,
  • развитая внутренняя самодисциплина, адекватная самооценка.

      Авторитетного учителя учащиеся всегда наделяют «эмоциональной референтностью»: у такого педагога школьники черпают эмоциональную информацию, которую затем используют для осмысления происходящего. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих- наиболее важные качества, необходимые для успешного педагогического взаимодействия.

Совокуп ость этих качеств определяет партнёрский тип личности.

Учителю стоит расширить «зону» поиска неопробованных резервов личности в коммуникативной сфере, определить неиспользованные личностные ресурсы. Конечно, это трудно, поскольку требуется пересмотреть некоторые стереотипы своего профессионального по ведения, отказаться от чрезмерной авторитарности и категоричности, от навязывания другому своего стиля общения. Но, если стремление увидеть себя в общении в ином ключе, в иной роли будет достаточно сильным, то достижение результата окажется возможным. При этом не будем отрицать, что далеко не всё в профессиональном общении зависит только от личности учителя.

  В контактах с учениками, коллегами и родителями педагогам приходится сталкиваться с грубостью, бестактностью, иногда и с оскорблениями. Чтобы сохранить достойный уровень общения в таких ситуациях, надо уметь защитить себя — порой в жёсткой, но социально-приемлемой форме, сохранив при этом достоинство и нравственный облик. Психолого-педагогический смысл и значимость этической защиты в том, чтобы косвенно и ненавязчиво скорректировать поведение ученика, «негласно» предложить ему другой вариант поведения — этического. Педагог создаёт некий образец для подражания в ситуациях осознанного или неосознанного посягательства на достоинство личности. Смысл этической защиты и в том, чтобы сохранить взаимоотношения, не отрезать путь к дальнейшим контактам, совместным решениям педагогических задач.

23 сл.              Не которые способы этической защиты:

  • вопрос на воспроизведение

«Повторите, пожалуйста, я не расслышала, что вы сказали».

Как правило, негатив после такого вопроса не воспроизводится, а звучат варианты фраз в общепринятых и более приемлемых формах;                      

  • наивное удивление

«Разве такое возможно? Могу ли я верить своим ушам?»

Такое замешательство может быть выражено как вербально, так и невербально;                      

  • взять вину на себя и истолковать причины этического нападения собственными просчётами, какой-либо своей слабостью

«Наверное, я вас обидела, иначе вы бы...», «Возможно, я вела себя не так, как следовало бы...» — функция оценки как бы перекладывается на другого, а собственное положение укрепля ется за счёт некоторой уступки и уверенности в своём авторите те, достоинстве, что усиливает уважение к такому партнёру ;                    

  • ссылка на особенности характера 

«Мне жаль, но я не умею и не могу разговаривать в таком тоне», «Я плохо понимаю суть дела, когда кричат».

Тем самым вы снизите агрессивность партнёра и «негласно» предложите ему более высокий уровень общения;    

               

  • доброжелательное толкование поступка другого человека «Наверное, вы хотели договориться со мной о том, чтобы... по мочь дочери в...».

Объяснение грубости, бестактности добрыми мотивами сохраняет положительное отношение к партнёру, воз вышает его и ставит в ситуацию осмысления своего поведения;      

                 

  • противопоставление достоинств партнёра совершаемо му им поступку 

«Я считала вас добрым человеком, а вы...», «Как может образованный, красивый человек позволять себе такое?» — эту более жёсткую форму защиты используйте с уважительной интонацией и с обязательным прекращением дальнейшего обсуждения темы;    

               

  • констатация неосознанности действий партнёра 

«Вы, видимо, не осознаёте, что сказали...», «Жаль, что сейчас ты не можешь понять...»

Предотвращает скандальное развитие собы тий, выражает надежду на изменение ситуации в будущем.

Подчеркну, что каждый из этих способов этической за щиты предполагает уход от негативной оценки совершённого действия. Владея способами защиты, учитель не только защищает своё достоинство от невольного посягательства, но и показывает некий эталон поведения, демонстрирует формы конструктивного общения. Способы этической защиты полезно взять на заметку всем педагогам, это позволит сохранять эмоциональное равновесие в напряжённых ситуациях общения в непредсказуе мом образовательном процессе.

 

24 сл. Таким образом, удовлетворение в работе, — результат не только внешних обстоятельств, вознаграждений (признание и уважение окружающих, достойный уровень общения), но и внутренних (самоутверждение, самопохвала за достойное поведение в конфликте и др.). Очень многое в этой проблеме зависит от восприятия и пони мания ситуации самим учителем, от прогнозирования им последствий поведения, выбираемого в условиях неудовлетворённости. Совершенно очевидно, что в самом человеке есть нечто такое, что можно отнести только к его личной инициативе. Чувство удовлетворённости от работы во многом зависит и от частных, казалось бы, незначительных обстоятельств, создаваемых им самим. Важно признать ответственность за выбор из множества различных, каждодневных возможностей способа реализации своих замыслов, планов, желаний, способ ностей. Известно, что чем большие усилий человек прилагает к работе, чем бо лее она для него стимулирующий и привлекательный фактор («работа как ценность»), тем выше результативность деятельности и удовлетворённость ею. Иначе говоря, чем более человек «вкладывает себя в работу» (инвестирует в труд свою личность), тем труд только результативнее и мотивированнее. Такое инвестирование даёт не только результат, но приносит удовлетворённость де лом. Следовательно, невозможно до биться высокой мотивации, удовлетворённости работой без значительных усилий (вложений) в неё.

25 сл. Есть некоторые способы самомотивирования, которые полезно знать.

                       

  • Настраивайтесь на успех, то есть осознанно и уверенно выбирайте поведение, ориентированное на реализацию общественных и личностных норм, ценнос тей, достижение намеченных планов

и целей.                      

  • Возьмите на себя основную ответственность за свою мотивацию к жизни, к работе. Чем в большей степени вы ощущаете себя хозяином своего поведения, чем выше ваши усилия и личностный вклад в деятельность, тем выше мотивированность и удовлетворённость.
  • Определяйте приоритеты своих целей. В разное время приоритетные для человека сферы его жизнедеятельности (самореализация, семья, здоровье, карьера, ближайшее окружение, духов ность) могут выстраиваться в разную по значимости шкалу, позволяя нам контролировать срочность и значение выполнения задач. Умение ставить перед собой чёткие и ясные цели, а затем планировать их достижение делает человека пре успевающим в жизни. При этом важно иметь в виду их соизмеримость, достижимость и реальность исполнения, обдумывать и находить адекватный способ продвижения к цели, соответствующий возможностям для её реализации.
  • Выработайте в себе аналитическое отношение к кризису, воспринимайте его как необходимый этап развития, личностного роста. Ищите новые решения старых проблем. Из кризиса научитесь извлекать уроки, делать ценные выводы.
  • Доводите начатое, задуманное до конца. Приучите себя, столкнувшись

с препятствиями и отказами, не отступать от желаемого, от запланированного. Как известно, нельзя добиться результата, не проявив упорства. Надо убедить себя в том, что неудач не бывает (в основе неудач часто ваши нерешительность, неумение). Опирайтесь на свой опыт, который учит, даёт импульс к новому действию.                    

  • Уважайте себя, старайтесь себе нравиться. Чувство неуверенности в себе блокирует социальную активность. Заниженная самооценка часто становится результатом того, во что вас заставили по верить окружающие люди, навязавшие вам своё мнение. Неуверенный в себе человек чаще всего переоценивает других, недоверчив и мнителен, замыкается в себе.

 26 сл. Помните: вы, как и каждый человек, обладаете уникальностью, исключительностью.

И последнее. Попробуем отнестись к обстоятельствам, вызывающим негативные эмоции, по-философски.

Тот период, когда вы были удовлетворены профессиональной деятельностью и вам сопутствовала удача, можно определить, как время активности, эффективных действий и актуализации.

А период, когда мучает неудовлетворённость, а порой усталость и апатия, попробуйте воспринять как время потенциального накопления энер ии, глубокого осмысления и оценки уже достигнутых результатов, когда надо прислушаться к себе, проанализировать пройденный этап жизни и деятельности, внести изменения в систему своего развития. Ведь даже конфликты могут быть необходимы ми спутниками, которые помогут самонастраивающейся личности развиваться оптимально в процессе профессиональной деятельности, осознавать свои актуальные потребности.

(При одном условии — умении разумно выходить из конфликтов, извлекая необходимые уроки и признавая порой и долю своего «вклада» в его возникновение.)

Следуя философской логике, уместно предположить, что то или иное заболевание (а устойчивые негативные эмоции, вы званные неудовлетворённостью работой, общением, — не что иное, как «заболевание») связано с необходимостью очищения.

Главное в этот период — понять, что человек может и должен извлечь из своего недуга, что ему следует осознать, какие выводы сделать по поводу следующего жизненного этапа и восстановления равновесия в деятельности. Всякие негативные изменения, как известно, побуждают разум к выживанию.

27 сл.  Период неудовлетворённости в работе имеет не только отрицательные, но и положительные (такова диалектика!) стороны, благотворно влияющие на человека.

  • Неудовлетворённость тем, как сейчас складываются де ла в работе, может означать неосознанную потребность в отдыхе, в некоторой передышке, необходимость уйти от переутомления и возможного нервного срыва.
  • Если человек переживает чувство неудовлетворённости, то это знак того, что он действует не так, как должен или как хотел бы. Значит, нужно что-то менять в своей деятельности, в поведении, в своих отношениях с людьми, чтобы улучшить на строение и повысить жизненную энергию.
  • Неудовлетворённость может указывать человеку на то, что он, имея выраженные способности в какой-либо сфере своей деятельности, тем не менее не реализует своё предназначение, не использует возможные способы самовыражения.
  • Неудовлетворённость, возникшая при столкновении с какой-либо проблемой, трудностью, сигнализирует о необходимости проявить активность в преодолении препятствия, по искать способ, как разрешить проблему и сосредоточить на этом усилия.

Личностный потенциал современного учителя до статочно богат, характер закалён в трудностях, и в значимой для себя ситуации он сумеет прибегнуть к психологической саморегуляции, проявить способность к новому целеполаганию и достичь нового уровня реализации в профессии, удовлетворённости ею и жизнью...

Литература: 

 Лукьянова, М. Неудовлетворённость учителя профессиональной деятельностью : можно ли её преодолеть? / М. Лукьянова // Народное образование. - 2006. - N 2. - С. 207215.

Николаева М. В., Сопровождение учителей начальных классов в условиях обновления начального образования (Кто поможет учителю?) Наука, образование, общество

Журнал «Завуч» 2010 год № 7.

Степанов В.Е., Ступницкий В.П.,  Психология, учебник для вузов, - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в педагогической деятельности

Уважаемые коллеги,очень надеюсь,что эта работа поможет преодолеть многие трудности с которыми мы сталкиваемся на работе, тк в статье раскрываются причины неудовлетворённости делом и собой,описываются ...

Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов

Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов по методической теме "Использование метода проектов и ИКТ для активизации познавательного интереса и творческой деятельности уч...

Личностное и профессиональное развитие учителя начальных классов

          Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В начале 90-х годов п...

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проанализировав современные тенденции развития начального образования можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в началь­ной школе - это условия развития личности в культуросоо...

Проект профессионального развития учителя начальных классов

Проект профессионального развития учителя начальных классов.Тема: «Деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС НОО»....

Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов Гариповой Рузалии Дамировны

  Индивидуальный план профессионального развития                            учителя начальных классов     ...