Исследовательская работа " Что у нас в солонке и сахарнице" ученика 2кл Ичетовкина Станислава
опыты и эксперименты по зож (2 класс)

 Быданцева Анжела Геннадьевна

Каждый день на нашем столе мы пользуемся такими веществами как соль и сахар. А какую роль они играют в жизни человека. Исследования провёл ученик 2 класса Ичетовкин Станислав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ichet_stas.docx170.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Московская


Что у нас в солонке  и сахарнице

Исследовательская работа

Номинация: биология

Выполнил:    Ичетовкин Станислав,

учащийся 2 класса

МБОУ  ООШ д. Московская

Руководитель: учитель начальных классов  

 Быданцева Анжела Геннадьевна

2020

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Из истории поваренной соли................................................................ ...4
  3. Полезные и вредные свойства соли ……………………………………5
  4. Что такое углеводы? …………………………………………………….6
  5. Производство сахара …………………………………………………….7
  6. Полезные и вредные свойства сахара…………………………………..8
  7. Практическая часть ……………………………………………………...9
  8. Выводы. …………………………………………………………………11
  9. Библиографический список ……………………………………………12

Введение

На нашем столе всегда есть два интересных продукта – соль и сахар. Интересны они для меня тем, что если их поместить в воду, то они исчезают, растворяются.

Я решил провести исследование и узнать, что это за вещества, откуда они берутся, для чего они нужны и можно ли самому  получить соль и сахар в твердом виде из раствора, какую роль играют эти вещества в жизни человека.

Объект исследования:  взаимосвязь объектов живой и неживой природы.

Предмет исследования:  роль углеводов и минеральных солей в жизни живых организмов и человека.

Цель исследования: углубить знания о соли и сахаре и дать оценку роли  соли и углеводов в жизни человека и общества.

Задачи исследования:    1. Изучить исторические сведения о соли и сахаре.

    2. Узнать о значении соли и сахара в жизни людей. 

    3. Найти интересные факты о соли и сахаре.

    4. Изучить свойства соли и сахара и узнать                                                           технологию их производства.

    5. Провести опыты с поваренной солью и сахаром, проанализировать полученные результаты.

Гипотезы:        1. Вода в море солёная, так как в ней растворено много соли.

         2. Солёная вода хуже замерзает, и, если посыпать лёд солью, то он быстрее растает.

         3. В морской воде легче плавать, так как она солёная.

         4. Если соль и сахар растворяются в воде, то, испарив воду, я смогу опять получить соль и сахар.

 

Метод исследования: Для проверки своих гипотез  я использовал следующие методы исследования:

  1. Поговорил со взрослыми.
  2. Изучил научно-популярную литературу.
  3. Почитал статьи в интернете.
  4. Провёл собственные опыты.

Актуальность работы заключается в том, чтобы найти интересный материал о привычных для нас продуктах, изучить вредные и полезные свойства поваренной соли и сахара .

Значимость исследования: работа может быть использована в младших классах как пособие на уроках окружающего мира и факультативных занятиях по предмету.

Из истории поваренной соли

Соль (поваренная соль, каменная соль) представляет собой хлорид натрия NaCl с небольшим количеством примесей. Главный источник соли – моря и океаны. Десятки тысяч соляных озер разбросаны по всей поверхности земли.

Отложения соли в земной коре образовались на месте бывших морей около 250 млн. лет назад.

В зависимости от места и способа добычи соль имеет различные названия и соответственно свойства: каменная соль - добывается из осадочных пород;

самосадочная соль - добывается из соляных озер (отлагается сама);

  садочная поваренная соль - производится бассейным способом из морской и озерной воды (выращивается людьми);

выварочная соль - добывается путем выварки ее из естественных и искусственных рассолов

В далекие времена добывать соль было очень трудно. Часто привозить её приходилось издалека. Поэтому в Древнем Риме считали, что соль дороже золота. В самом деле, без золота прожить можно, а без соли -  нет. В  античные времена и жалованье воинам порой платили солью, и чиновникам выдавали солевой паек.

 На протяжении долгих столетий соль была ценным товаром. Из-за соли устраивали войны, образовывались и разрушались  государства.

В царской России, несмотря на богатые природные запасы соли, из-за примитивных способов добычи и транспортировки ее не хватало. Многие века соль как жизненно необходимый продукт была источником обогащения и наживы торговцев.  А по русскому обычаю, когда дорогим гостям подносят хлеб-соль, тем самым желают им здоровья и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только  знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши».

.

Полезные и вредные свойства соли

Соль – хлорид натрия, пищевой продукт.

Без обычной соли большинство животных испытывают солевое голодание. Хищники обеспечивают свой организм солью поступающей с мясом и кровью добычи, травоядные ищут

выступы соли, соленые почвы, лижут их. Как гласит русская народная пословица «Недосол на столе, пересол на спине». Соль — необходимый строительный материал для человеческого организма. В ней содержатся важные микроэлементы – натрий и хлор. Соль – единственный источник хлора для человека. Суточная потребность в поваренной соли взрослого человека составляет 6-15 грамм. Это связано с тем, что соль выводится их организма с потом и для восстановления утрат в организм нужно постоянно вводить новые порции соли. Медики установили, что в организме человека без соли не происходит обмена веществ, прекращается пищеварение. Недостаток соли вызывает мышечную слабость, судороги, учащённое сердцебиение, понижение кровяного давления. Живое существо, не получая соли, гибнет тем быстрее, чем больше пищи получает.

Но в больших количествах соль вредна организму. При ее избытке изменяется строение сосудов, стенки их становятся хрупкими, утолщаются, плохо проводят кровь. Недаром говорят, что если бы сосуды могли говорить, они бы кричали, когда мы едим много соли.

Большое употребление соли приводит к задержке жидкости,  появлению отеков и отложению солей. Для людей чувствительных к соли (это каждый третий), избыточное потребление натрия может привести к повышению артериального давления.

Потребление продуктов питания, содержащих большое количество соли, может увеличить риск развития заболеваний почек, печени и сердца. Клинические исследования доказали, что диета с пониженным содержанием соли является эффективным средством профилактики появления симптомов токсемии, отеков, гипертонии, снижения зрения.

Соль не только лечит, но и убивает. На засоленной почве ничего не растет, а мягкие луга превращаются в пустыни. Основная проблема в том, что наше влечение к соли часто не соответствует реальным потребностям. Зачастую мы употребляем гораздо больше соли, чем требуется. Очень часто она поступает в организм в скрытом виде, особенно опасны готовые блюда. Например, сыры, колбасы и пр. содержат большое количество соли. Любой фаст-фуд (пицца, лапша быстрого приготовления, гамбургеры) содержит много соли и если его употреблять слишком часто, то настолько меняется наш вкус, что нормальная еда начинает казаться пресной. В итоге мы стремительно набираем и перебираем норму. По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения суточная норма современного человека должна быть не более 5г (около 1 чайной ложки) соли.

Итак, соль действительно важна для нашего организма, но в тоже время её переизбыток вредит нашему здоровью. Нужно помнить, что лучше не досолить, чем пересолить.

Что такое углеводы?

 Из различных источников информации  мне удалось выяснить некоторые сведения по данному вопросу.

Сахар – это вещество, которое химики называют углеводом. Углеводы бывают разные: одни растворяются в воде – их называют моносахаридами и дисахаридами (сахар в сахарнице – это дисахарид, сахароза), другие не растворяются – их называют полисахаридами (это крахмал, целлюлоза).

Целлюлоза очень важный для растений углевод, из него образуется   оболочка растительной клетки, из которых состоит растение. Даже если растительная клетка погибает, то клеточная стенка все равно остается. Вот эти остатки растительных клеток у дерева образуют древесину, которая держит живые веточки и листья высоко над землей. А в листьях под действием солнечного света  из воды, минеральных солей и углекислого газа образуются разные углеводы, а из них все остальные вещества растения. Если бы не было  целлюлозы, то все растения были бы как водоросли - лежали на земле, а целлюлоза делает их твердыми, крепкими. Если бы не было целлюлозы, то и люди жили бы по-другому. Не было бы одежды из хлопка, льна, не было бы деревянных домов, мебели, дров и угля.

Для человека целлюлоза нужна, но в меньшей степени, чем остальные углеводы.  Употребляя растительную и животную пищу,  человек получает белки, жиры и углеводы, как строительный материал, но углеводы нужны человеку еще и  как источник энергии для работы и движения. ценными для человека являются моно- и дисахариды.

Сахароза является весьма распространённым в природе дисахаридом, она встречается во многих фруктах, плодах и ягодах.

Когда человек питается регулярно и пища его разнообразна, то содержащихся в растительных продуктах углеводов вполне достаточно для его жизни, когда еды мало и она однообразна, тогда углеводов не хватает и человек быстро устает и не может работать.

История происхождения сахара

    Сахар был знаком человеку с древних времён... Распробовав вкус мёда, спелых ягод и плодов, люди издавна искали способы выделить сладкое вещество из растений, чтобы подсластить и другую пищу. В Индии  нашли способ получать тростниковый сахар – тот самый, что по сей день подслащивает жизнь доброй половины планеты: они собирали сок сахарного тростника и варили его до образования белоснежных кристаллов.

      В России сладкий продукт появился в конце 17 века. Сахар доставлялся из других стран, найти его можно было только в аптеках. Продукт был предметом роскоши. Сахар появился в России благодаря Петру 1, который приказал начать строительство собственных заводов. В 18 веке было создано более 20 сахарных фабрик, которые обеспечивали население продуктом. В 19веке Россия отказалась от поставок тростника и перешла на свекольное производство. С этого времени продукт стал доступен для простого населения. Первый сахарный завод был построен в Москве в 1719 году.

http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_2625ae2db013cfc6dc35225cd2441eb9.jpg      http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_6306983cd2e59110b9bb7bae10a2faf0.jpg           

Производство сахара из сахарного тростника

Во времена эпохи Возрождения (XIII – XIV вв.) португальские моряки завезли тростник на острова Карибского бассейна. Растению

требуется много солнца, тепла и воды, а также плодородная почва. Именно поэтому сахарный тростник возделывают только в областях с жарким и влажным климатом. При благоприятных условиях он растет очень быстро, его плантации перед уборкой похожи на непроходимые джунгли.

Уборка сахарного тростника ведется вручную (с помощью длинных ножей-мачете), побеги срубают у самой земли, после чего удаляют листья и разрезают стебли на короткие куски, удобные для переработки. Сахар получают из сока, который выжимают из стебля.

Сначала сахар был доступен только богатым людям, однако необходимость накормить рабочих потребовала увеличение производства сахара, что сделало его дешевым продуктом

Производство сахара из сахарной свеклы

Однако еще более дешевым сахар стал, когда в 1802 году придумали способ производства сахара из сахарной свеклы, которую можно выращивать и у нас.

Современный свеклосахарный завод — мощное механизированное предприятие. Свекла прибывает сюда по железной дороге, на грузовиках. На заводе сахарная свёкла  проходит определённые процессы производства. В конечном итоге получается белый сахар.

Получается, что сахару уже больше 2000 лет, но его производство началось только 200 лет назад, когда надо было накормить бедных рабочих, а сейчас этот сахар нам нужен лишь как сладость, чтобы чай был вкуснее, а конфеты были сладкими.

 Полезные свойства сахара:

Нехватка сахаридов приводит к сбою, нарушению деятельности нервной системы и головного мозга, замедляет циркуляцию крови. Употребляя одну чайную ложку в день, организм получает энергию и стимуляцию различных процессов. Сахарный песок улучшает память и зрение из-за содержания в составе глюкозы. Серотонин (гормон радости) сахар улучшает выброс в кровь.Употребление в малых количествах сахара снижает появление артрита, остеохондроза, остеопороза. Сахар полезен детям школьного и дошкольного возраста (в умеренных количествах) для повышения умственной деятельности и энергии.Вред сахара:

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/758638/pub_5ab8fe2120ea2b158f037f84_5aba36df51aa4de9de8c9db7/scale_1200

Переработка сахара сопровождается большим количеством кальция, впоследствии разрушается костная ткань. Сахар нейтрализует коллаген, который отвечает за упругость кожи. Кожа становится дряблой. Из-за большого количества глюкозы в крови приводит к плохой усвояемости витаминов, что приводит к авитаминозу. Повышает артериальное давление и вызывает заболевание сосудистых стенок, гипертонической болезни и болезни сердца. Употребление большого количества сахара дает нагрузку на поджелудочную железу, связанную с выработкой инулина. Железа изнашивается и перестает вырабатывать инулин, впоследствии возникает болезнь сахарный диабет. В последствии окисления ухудшается структура кожи, ногтей и волос. Что произойдет с  организмом если отказаться от сахара. Похудеете. Улучшится сон. Снижается риск диабета. Улучшится здоровье сердца. Кожа станет свежее. Повысится иммунитет. Улучшится состояние зубов и полости рта. Снизится уровень вредного холестерина. Уменьшится риск развития онкологии.

Практическая часть

Опыт 1 «Растворимость»

Мне понадобится: 3 стакана тёплой воды, соль, сахар

1. В первый стакан я добавил чайную ложку соли, во второй – чайную ложку сахара, третий оставил нетронутым, размешал.

Результат: через некоторое время все три стакана выглядели одинаковою соль и сахар полностью растворились. В первом стакане вода стала соленой на вкус, во втором – сладкой, в третьем безвкусной.

Вывод 1: соль состоит из мелких прозрачных кристалликов, хорошо растворяется в воде и делает воду солёной.

Вывод 2:сахар также состоит из мелких прозрачных кристалликов, хорошо растворяется в воде (лучше горячей) и делает воду сладкой.

Опыт 2 «Влияние соли на таяние льда» Зачем тротуары посыпают солью?

Мне потребуется: 2 стакана воды, соль и 2 кубика льда

1. В один из стаканов добавил столовую ложку соли и размешал

2. Поместил по кубику льда в каждый стакан

Результат: лёд в стакане с солёной водой растаял намного быстрее, чем в пресной воде.

Вывод: лёд в солёной воде тает гораздо быстрее, поэтому если посыпать лёд солью, то он быстро расплавит лёд

Опыт 3 «Влияние соли на замерзание воды»

Мне потребуется: 2 стакана воды, соль, пищевой краситель жёлтого цвета, пластиковый контейнер из-под яиц

1. В первый стакан я добавил столовую ложку соли, пищевой краситель и перемешал до полного растворения

2. В первый ряд контейнера я вылил пресную воду, а во второй – солёную воду с красителем. Поставил контейнер в морозилку на ночь

Результат: пресная вода замёрзла, а солёная вода (с красителем) осталась жидкой.

Вывод: соль в воде затрудняет процесс замерзания. Чем больше соли в растворе, тем ниже температура его замерзания.

Опыт 4 «Влияние соли на плотность воды» Почему в море легче плавать, чем в реке или бассейне?

Мне потребуется: 2 стакана с водой, 2 сырых яйца, соль.

1. Во второй стакан я добавил столовую ложку соли и перемешал до полного растворения

2. В оба стакана положил яйца

Результат: в первом стакане яйцо опустилось на дно, а во втором осталось плавать на поверхности

Вывод: при добавлении соли плотность воды увеличивается, поэтому легче плавать в море, чем в реке или бассейне

Опыт 5 «Кристаллизация» Смогу ли я получить соль и сахар из раствора?

Мне понадобится: 2 стакана с горячей водой, соль, сахар, 2 карандаша и 2 шерстяные нитки.

1. В первый стакан я постепенно насыпал соли и все время размешивал до полного насыщения раствора.

2. Я привязал нитку к карандашу. Обмакнул её в соль (это затравка).

3. Опустил нитку с затравкой в соляной раствор  и поставил на подоконник

4. То же самое проделал с сахаром. Раствор сахара получился густой.

Результат: на стенках первого стакана появился белый налёт из соли, а на нитке образовалось целое ожерелье из мелких кристалликов соли правильной кубической формы.

Во втором стакане часть сахара выпала на дно, а нитка оказалась вся облеплена крупными кристаллами сахара.  

Вывод: при испарении воды в солёном и сахарном растворе происходит кристаллизация соли и сахара.

Выводы:  Таким образом, я  узнал, что вещества, которые мы видим почти каждый день у себя на столе, пришли к нам из мира природы, из мира растений. Эти вещества, оказывается,  имеют огромное значение для живых организмов и могут превращаться в удивительные по своим формам и структурам кристаллы. Больше всего меня удивило то, что существует тесная связь между живой и неживой природой! Выращенные мною кристаллы из соли и сахара получились очень красивыми.

 А также узнал , что сахар получают из сахарного тростника и сахарной свеклы.

Соль добывают из-под земли, где она залегает в виде минерала галита, а также из морской воды.

Соль и сахар обладают удивительными свойствами, это интересный материал для опытов.

Библиографический список и интернет-ресурсы:

1. Б. Боннет и Д. Кин «Химия без лаборатории. Увлекательные опыты и развлечения» изд-во АСТ, Астрель 2008 г.

2. И. А. Леенсон «Занимательная химия для детей и взрослых» изд-во Мир энциклопедий  Аванта+ 2010 г.

3.        Энциклопедия «Всё обо всём». Т. 2,6,8,11 М.: «Пресса», 1995 8. www. nguide ru/data интернет - ресурсы

4.www.vredno-vsyo.ru/food/71-vred-soli.html интернет – ресур

5.www.ja-zdorov.ru/blog/polza интернет – ресурсы

6. sol_-drug_sol_-vrag..docx

«Занимательные опыты на кухне» - http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ  (на ...