Методическое объединение "Здоровье педагога"
методическая разработка по зож

В безумном ритме школьной жизни нельзя забывать о создателях школьного уюта и учебной атмосферы, о педагогах. данный материал поможет актуализировать их самоопределие и заботу о здоровье. обеспечит взаимодействие и позитивный настрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_pedagoga.doc39 КБ
Файл zdorove_pedagoga.pptx132.83 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_uchiteley.doc402 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровье педагога»

  1. Вступление

Здравствуйте уважаемые учителя! Меня зовут Мария, я являюсь педагогом-психологом

Сегодня у нас с вами особенная встреча: мы посвятим ее разговору про общение и своему здоровью.

Начнем с разминки

  1. Разминка «Улыбнитесь»

Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

Теперь поднимите, пожалуйста, руки те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, не все. Ну что ж, кто не смог сделать этого утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Слайд 1 Спасибо.

Теперь вы готовы к работе, и эта информация для вас.

  1. Тестовая психологическая игра «Кокология» Тест «Стирка»

Проведем маленькую самодиагностику по определению уровня стресса  у нас.

Слайд 2

Инструкция:

Представьте себе, что вы живете в те времена, когда все стирали белье вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжелыми свинцовыми тучами.
Какие мысли при этом приходят вам в голову? Запишите кратко.

Слайд 3

Варианты, выберите тот, который ближе всего к вашему варианту и запомните его номер.

  1. Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что, же одеться?»
  2. "Подожду немного, может быть, погода наладится»
  3. "Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода»
  4. "Не важно, пойдет дождь или нет, я все-таки начну стирку"

Описание теста. Слайд 4,5,6,7

  1. Разговор

Современная школа насыщена различными образовательными технологиями, реализуются новые образовательные стандарты, которые, с одной стороны, помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в соответствии с современными требованиями  развития общества. Но с другой стороны- с каждым годом увеличивается на интеллектуальную, психоэмоциональную, энергетическую, информационную сферы деятельности учителей. Поэтому учителю, для успешного общения и взаимодействия с детьми и родителями необходимо повышать свою психологическую устойчивость и овладевать способами сохранения и восстановления работоспособности.

  1. Упражнение «Пессимист, оптимист и юморист» Слайд 8

Для нашей дальнейшей работы я попрошу вас объединиться в 3 группы по цвету:

Оранжевый, зеленый и желтый

Придумайте пожалуйста затруднительную ситуацию например :Мы шли на работу, вас облили.

На каждую ситуацию, происходящую с нами всегда можно взглянуть с трех различных позиций.

Оптимиста - зеленый цвет, Пессимиста – оранжевый цвет, Юмориста - желтый.

Обменяйтесь ситуациями, каждой группе необходимо придумать выход из ситуации, которую она получила с точки зрения цвета.

  1. Упражнение «Оставь свой след»

На листе а4 обведите пожалуйста фломастером свою ладонь, в середине подпишите имя. Передайте пожалуйста ладошки по цепочке, и каждый оставьте на ладошках свои пожелания участнику сегодняшней встречи. Работа будет завершена когда ладошки вернутся к владельцам. Слайд 9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

«Стирка» Представьте себе, что вы живете в те времена, когда все стирали белье вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжелыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?

Слайд 3

ВАРИАНТЫ "Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?» "Подожду немного, может быть, погода наладится» 3. "Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода» 4. "Не важно, пойдет дождь или нет, я все-таки начну стирку"

Слайд 4

Вариант № 1 Вы выбрали первый вариант, значит по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. П репятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время.

Слайд 5

Вариант № 2 Вы надеетесь, что погода может улучшиться, значит уровень стресса, ипытываемого вами, составляет 50 по шкале от 0 до 100. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате все складывается благополучно.

Слайд 6

Вариант № 3 Вы выбрали третий вариант, значит уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причин тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую мудрую житейскую философию: мое волнение не станет препятствием для дождя, он все равно пойдет.

Слайд 7

Вариант № 4 Вы ответили, что начнете стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, уровень испытываемого вами стресса равен 100 по шкале от 0 до 100. Вы ощущаете гнет такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удается, то вы сталкиваетесь с еще более серьезной проблемой и, следовательно, испытываете еще больший стресс, чем прежде. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

Слайд 8

о птимист, пессимист, юморист

Слайд 10

Благодарю вас за внимание и работу!



Предварительный просмотр:

   На современном этапе развития общества и образования педагог испытывает большие перегрузки, подчас превышающие ресурсы организма: физиологические, психологические, когнитивные, энергетические. В связи с этим появляется переутомление, нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Одним из компонентов компетентности педагога по вопросам сохранения здоровья является умение поддерживать свое здоровье и противодействовать СЭВ, эффективно применять способы сохранения здоровья и создавать здоровьесберегающую среду для своих учеников.

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:

  • во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
  • во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима работы и благоприятных условий для воспитания и обучения детей.

Главная причина возникновения    СЭВ    

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ   ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

   Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (физическими и психологическими),    у человека нарушается состояние равновесия, что неизбежно приводит к возникновению СЭВ.

Стадии синдрома эмоционального     выгорания:

1. Истощение (формируется в течение 3–5 лет)

2.Личностная отстраненность

                        (формируется в течение 5–10 лет)

3. Ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания

                        (формируется в течение 10-20 лет)

КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

  • Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  • Подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  • Перестаньте искать в работе счастья или спасения. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
  • Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  • Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  • Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за кого-то его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИК ЕВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

- Определение краткосрочных и долгосрочных целей

- Уход от ненужной конкуренции

- Эмоциональное общение

- Поддержание хорошей физической формы

- Использование «тайм-аутов» (отдых от работы)

- Овладение навыками саморегуляции

- Профессиональное развитие и самосовершенствование

- Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки

- Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой

- Проще относиться к конфликтам на работе

- Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

- Иметь в виду, что управление своими эмоциями основывается на сознательном контроле.

- Сказать себе: «Я понимаю, почему так переживаю. Раз я понимаю причину, то я должна прекратить нервничать и спокойно решать вопрос (или спокойно ждать, когда время изменит ход ситуации)».

- Не занимайтесь постоянной самокритикой, это приводит еще к большему «самобичеванию».

- Лучшее спасение от тревоги – уверенность в себе!

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА

1. Утренняя гимнастика:

- «Твист»-гимнастика

- Массаж кистей и стоп

- Гимнастика для суставов

2. В течение дня упражнения для снятия усталости, напряжения:

-  «Владей собой среди толпы смятенной»

- Упражнение на снятие физического напряжения

- Массаж точек на лице

3. При стрессе и в конце  рабочего дня:

- Лобно-затылочная коррекция.

- Дыхательные упражнения

  • Настрои-утверждения: «Я справлюсь! Я молодец! Я владею ситуацией! Я уже чувствую себя лучше!»

4. Улыбка в течение всего дня.

Walking_to_school  Описание: http://myfortuna.3dn.ru/_ph/12/2/932476360.gif

Упражнение
«Владей собой среди толпы смятенной…»

.1. Сложите руки в «замок» за спиной.    напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

2. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти.

Во время потягивания в организм поступает «гормон  счастья» - эндорфин.

3.  Улыбнитесь!

4. Зафиксируйте улыбку на лице на 10–15 секунд. Почувствуйте, как  расслабляется ваше тело от улыбки!

Техника  расслабления
1. Попытайтесь сконцентрировать свое внимание на неестественно напряженной группе мышц, стиснутых зубах, сильно наморщенном лбе и т.п.

2. Далее постарайтесь еще сильнее напрячь эти мышцы (сильнее стисните зубы, наморщите лоб и т.д.).

3. Затем начинайте медленно снимать напряжение. Почувствуйте, как расслабляются ваши мышцы, вплоть до полного расслабления. Получите от этого удовольствие.

                                           Улыбнитесь!

Массаж точек на лице

1-я т. – область лба «третий глаз»;                                                       2-я т. – у крыльев носа;

3-я т. – область подбородка;

4-я т. – область висков;

5-я т. – нижнечелюстной сустав (около козелка уха);

6-я т. – в области затылка (2 точки);

7-я т. – 1-й шейный позвонок.

Массируем плавными круговыми движениями по и против часовой стрелки – 8 раз.

Используемая и рекомендуемая литература:

1.  Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и  на  других.  –  М.: Информационно-издательский дом  «Филинъ», 1996.

2.   Митина Л.М., Асмаковец  Е.С.  Эмоциональная  гибкость  учителя.  – М.: Флинта, 2001.

3.   Орел В.Е. Феномен  «выгорания» в  зарубежной  психологии:  эмпирические  исследования // Журнал  практической  психологии   и   психоанализа. –   2001. –  Сентябрь.

4.   Трунов Д.Г. Синдром «сгорания»: позитивный подход к  проблеме //  Журнал  практического психолога. – 1998. – № 

5.   Форманюк  Т.В.  «Синдром   эмоционального  сгорания»  как  показатель профессиональной дезадаптации учителя //.  Вопросы  психологии. – 1994. – №  6.

6.   «Школьный психолог»

Психологическое здоровье учителя

в учебном процессе

является центральным звеном,

и в условиях школы

нужно не только знать и уметь, 

как сохранить свое здоровье и здоровье учащихся, но желать это сделать.

     Желаю творческих успехов в обучении

и воспитании детей!

Контакты:

педагог-психолог

Никулина Мария Николаевна

сот. 8-923-293-65-13

Муниципальное казённое образовательное  учреждение «Туринская средняя общеобразовательная школа»

п. Тура

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».

Сократ 

Как сохранить здоровье педагога в условиях школы

Памятка для учителей

Для  вас,  уважаемые учителя эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по сохранению психологического здоровья в условиях школы.

От того, как будет сохраняться ваше здоровье и работоспособность, будут зависеть здоровье учащихся и успешность  реализации образовательных программ ФГОС.

Тура  2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования.

Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования.«Технологии  художественно-эстетического образования как средства социализации школьников в условиях полик...

Методические рекомендации педагога ДО Калашникова В.И. по теме"Спортивно-воспитательная работа с юными боксёрами"

Данный материал рассказывает о том что наряду  с тренировочным процессом в боксёрской секции должен ещё быть и воспитательный аспект...

Методические рекомендации педагога ДО Калашникова В.И. по теме"Возрастные особенности учеников занимающихся боксом"

При занятии боксом педагогу нужно обязательно учитывать возрастные особенности своих воспитанников...

Методическая разработка педагога ДО МБОУ СОШ №154 г.о. Самара Кейкиевой Л.В. по теме: "Развитие техники в классе скрипки"

Материал расказывает об методах и приёмах развития техники игры на скрипкев образовательных учреждениях эстетического цикла...

Методические рекомендации педагогу. Урок-исследование

Методические рекомендации педагогуУрок-исследование...