Методическая разработка цикла занятий "Зеленый светофор"
методическая разработка по зож

Государственное бюджетное учреждение

«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних

Лысковского муниципального округа»

 

 

 

 

 

Методическая разработка

цикла занятий

 

«Зеленый светофор»

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

                                                              воспитатель отделения

                                                                   социальной реабилитации   

                                                             несовершеннолетних

Макарычева Зоя Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

г. Лысково

2022 г.

 Аннотация

Данная разработка цикла занятий предназначена педагогам и специалистам, занимающимся проблемами в области подготовки детей к безопасному поведению на улице. В разработке представлены методические и дидактические материалы, с помощью которых педагогу будет легче и удобнее подготовить и провести занятие по ознакомлению воспитанников правилам безопасного поведения на улице. Цикл занятий показывает, что можно с помощью игровых технологий проводить интересные, занимательные и увлекательные обучающие занятия для детей младшего школьного возраста по правилам дорожного движения.

Представленные материалы основаны на опыте работы в Государственном бюджетном учреждение «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Лысковского муниципального округа».

Настоящие материалы могут быть полезны воспитателям реабилитационных центров, учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования.

 

Введение

 

Ежегодно на дорогах России погибает более тысячи детей и подростков в возрасте до 16 лет. Около 25 тысяч получают различные повреждения. При этом, как свидетельствует статистика здравоохранения, более 5 % детей, травмированных в дорожно-транспортных происшествиях, остаются пожизненно инвалидами.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта приводит к целому ряду проблем. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков.

Как показывает анализ происшествий с детьми,  проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят  по халатности самих детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения.

Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются:

  • неподчинения сигналам светофора;
  • отсутствие светоотражающих элементов на одежде;
  • выход из-за стоящего транспорта, дерева, забора и т.д.;
  • неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте;
  • нарушение правил езды на велосипедах, самокатах, роликах и т.д..

Причины детского дорожно-транспортного травматизма:

  • невнимательность;
  • незнание правил дорожного движения;
  • неумение прогнозировать дорожную обстановку;
  • недостаточный надзор взрослых за поведением детей;
  • отсутствие навыков выполнения действий по безопасности движения и неосознанное подражание нарушающим ПДД взрослым и т.д..

Правительство Российской Федерации определило, что проблема аварийности на дорогах угрожает национальной безопасности страны. Чтобы решить эту проблему, необходимо разрешить противоречия, сложившиеся в последнее время между:

  • возрастающим уровнем дорожно-транспортного травматизма – и отношением участников дорожного движения к изучению и соблюдению Правил дорожного движения.
  • необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков – и недостаточной базой методических пособий для изучения Правил дорожного движения.
  • знаниями, умениями, навыками, приобретаемыми несовершеннолетними – и привычками взрослых, которые передаются детям.

 

Основная часть

 

В силу своего возраста младшие школьники, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже их видит и объедет, и часто в данной ситуации от детей можно услышать: «Не трамвай – объедет!». Они не способны замечать приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.

Детям сложно определить, откуда доносится шум, они реагируют только на те звуки, которые им интересны. В силу данного возраста, дети не могут быстро перевести взгляд с близких объектов – на дальние, и наоборот. Услышав сигнал автомобиля, дети могут сделать шаг навстречу автомобилю, чем самым подвергнуть себя опасности. Из наблюдений за детьми, было выявлено, что более габаритные по размеру транспортные средства вызывают у детей страх, нежели легковые автомобили, мотоциклы, велосипед, которые так же могут создать опасную для жизни ситуацию.

У воспитанников младшего школьного возраста плохо сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий. В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дети впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе.

Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей. Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно усваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Кроме того, возрастает восприимчивость к слову. Ребенку можно внушить необходимые правила поведения на улице, настроить на соблюдение правил дорожного движения. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

  Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников реабилитационного центра.

     Задачи:

  • формировать у воспитанников потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
  • формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  • обучать грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях  на дороге;
  • вырабатывать у несовершеннолетних культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
  • формировать навык предвидения опасности; 
  • уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
  • формировать умения применять полученные знания в жизни.

Ознакомление с основами безопасности дорожного движения имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Чтобы дети осознали логику безопасных действий, необходимы, с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в Правилах дорожного движения, а с другой – творческий поиск педагога вместе с воспитанниками выходов из сложных дорожных ситуаций.

Занятия должны быть направлены на развитие у детей целостности восприятия дорожной среды, на умение ориентироваться в дорожной среде: вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт, уметь различать его величину (большой – маленький), расстояние до приближающегося транспорта (далеко – близко), уметь визуально (зрительно) запоминать образы светофоров, различать символы на дорожных знаках.

Дети должны понять и осознать, что означают сигналы светофора и дорожные знаки. Им следует объяснить, что, управляя движущимся транспортом, водитель не может мгновенно остановить его, увидев на своем пути пешехода (ребенка). Воспитанники должны знать, что транспорт опасен, а на дорогах могут быть аварии с ранениями и гибелью людей.

При обучении основам безопасности дорожного движения важно не только акцентировать внимание детей на том, что нельзя делать на дорогах, но и объяснять им, как можно и должно поступить в той или иной ситуации. Если педагог говорит, например, что нельзя переходить дорогу в неположенном месте, то нужно объяснить где и как правильно переходить дорогу, по пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора и т.д..

У младших школьников хорошая двигательная, зрительная и слуховая память. У одних наглядно-образное мышление, а у других – абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим – на слух; одним требуется конкретное представление материала, а другим – схематическое и т.д. Пренебрежение индивидуальными особенностями детей при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей.

Из вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что при работе с детьми необходимо, как можно больше разнообразить формы, методы, приемы. Поэтому  на занятиях по изучению ПДД используем и рассказ педагога, и таблицы, и макеты, и игрушечные автомобили, и рассказы самих воспитанников и т.д..

Также занятия включают разнообразные игры: творческие, дидактические, импровизированные, сюжетно-ролевые, направленные на развитие у воспитанников культуры взаимоотношений, воображения, фантазии, художественно-эстетического вкуса, творчества.

Именно игровые технологии способствуют сотворчеству и содружеству взрослых и детей. Игровая обстановка способствует созданию более комфортной эмоциональной атмосферы, в которой дети входят в различные образы (водителя, пешехода, постового). Входя в образ, ребенок в своем социальном развитии поднимается на ступеньку выше – чувствует свою значимость, а главное ответственность. Игры-импровизации приводят ребенка к представлению различных ситуаций на дороге, в транспорте, в быту, которые сначала мысленно, а затем практически помогают ему разрешить или найти выход из-за создавшегося положения. Процесс решения кроссвордов, ребусов и других творческих заданий позволяют легко запомнить правила дорожного движения, изображение и значение дорожных знаков.

Только в этом случае можно предполагать, что необходимая информация дойдет до всех детей (до детей, имеющих различные типы восприятия информации).

В разработке представлены развлечения, игровые и конкурсные программы для воспитанников по правилам безопасного поведения на дороге:

  1. Игра – соревнование «Участники дорожного движения»;
  2. Игровая программа «Азбука дорог»;
  3. Квест – игра «Осторожно, автомобиль!»;
  4. Интеллектуальная игра «Внимание, внимание!»;
  5. Конкурсная программа «В гостях у дяди Степы»;

 

Ожидаемые результаты

 

В результате проведения занятий по основам безопасности дорожного движения воспитанники должны знать:

  • правила перехода проезжей части дороги;
  • опасные места вблизи школы, дома, в микрорайоне;
  • безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
  • типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и авариям;
  • места, где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах, санках и т. п.;
  • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.

Воспитанники должны уметь:

  • переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;
  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • переходить проезжую часть с двусторонним движением транспорта;
  • переходить проезжую часть дороги с односторонним движением вне зоны видимости пешеходных переходов и светофоров;
  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при групповом движении, при езде на велосипеде и роликовых коньках;
  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
  • правильно вести себя на посадочных площадках, при посадке на маршрутный транспорт и высадке из него.

 

Заключение

 

Деятельность ребенка в дорожных ситуациях состоит из четырех, тесно взаимосвязанных между собой этапов:

– восприятие информации (умение смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать сигналы, которые посылает улица);

– обработка информации (предвидение ситуации, т.е. определение уровня опасности или безопасности);

– выработка и принятие наиболее безопасного решения;

– исполнение принятого решения.

Дорожные ситуации – процесс динамичный, все эти этапы должны укладываться в определенный промежуток времени.  Поведение ребенка на улице должно стать навыком, а выполнение Правил дорожного движения – привычкой. Под навыками следует понимать способность ребенка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, привычку же следует рассматривать как сложившийся способ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, осуществление которого в отдельных ситуациях приобретает характер потребности.

Целью изучения Правил дорожного движения является усвоение детьми содержания, формирование у них умений использовать знание Правил для принятия правильных решений в конкретных различных дорожных ситуациях.  Достижение этой цели возможно, если совместная работа педагога и детей будет включать в себя:

- сообщение подлежащих усвоению положений и их демонстрацию;

- выполнение каждым ребенком заданий, требующих использования изучаемых понятий и реализации формируемых умений;

- регулярную проверку и оценку самостоятельной работы  детей;

- анализ причин допускаемых ошибок и организацию индивидуальной работы по устранению выявленных пробелов в знаниях детей.

Весьма полезно привлекать для организации и проведения мероприятий по ПДД родителей, сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, юных инспекторов движения. Их участие весьма позитивно скажется на процессе изучения Правил дорожного движения.

Достижение ожидаемого результата от изучения Правил дорожного движения, выраженное в снижении уровня детского дорожно-транспортного травматизма, реально возможно лишь при высоком качестве преподавания.

 

 

Литература для педагогов

 

  1. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  2. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010.
  3. Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок/ – Волгоград: Учитель, 2010.
  4. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – Новосибирск, 2007.
  5. Правила дорожного движения Российской федерации с изменениями, действующими с 1 октября 2008 года. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма /сост. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский дом Третий Рим, 2007.
  7. Усачёв А.А. Правила дорожного движения. Издательство «Самовар», 2009.
  8. Усачёв А.А. Программа развития и обучения (правила дорожного движения и уважения). - Москва «Олма – Пресс Экслибрис», 2012.
  9. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М., Книголюб, 2010.
  10. Элькин Г. Н.  Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
  11. Эльконин Л.Б. Психология игры. - М.: Туманит. Изд. центр Владос, 1999.
  12. Яковлев В.Ф. Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации. - М.: Издательский дом Третий Рим, 2008.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних

Лысковского муниципального округа»

Методическая разработка

цикла занятий

«Зеленый светофор»

Автор-составитель:

                                                              воспитатель отделения

                                                                   социальной реабилитации    

                                                             несовершеннолетних

Макарычева Зоя Алексеевна

г. Лысково

2022 г.

 Аннотация

Данная разработка цикла занятий предназначена педагогам и специалистам, занимающимся проблемами в области подготовки детей к безопасному поведению на улице. В разработке представлены методические и дидактические материалы, с помощью которых педагогу будет легче и удобнее подготовить и провести занятие по ознакомлению воспитанников правилам безопасного поведения на улице. Цикл занятий показывает, что можно с помощью игровых технологий проводить интересные, занимательные и увлекательные обучающие занятия для детей младшего школьного возраста по правилам дорожного движения.

Представленные материалы основаны на опыте работы в Государственном бюджетном учреждение «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Лысковского муниципального округа».

Настоящие материалы могут быть полезны воспитателям реабилитационных центров, учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования.

Введение

Ежегодно на дорогах России погибает более тысячи детей и подростков в возрасте до 16 лет. Около 25 тысяч получают различные повреждения. При этом, как свидетельствует статистика здравоохранения, более 5 % детей, травмированных в дорожно-транспортных происшествиях, остаются пожизненно инвалидами.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта приводит к целому ряду проблем. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков.

Как показывает анализ происшествий с детьми,  проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят  по халатности самих детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения.

Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются:

  •  неподчинения сигналам светофора;
  •  отсутствие светоотражающих элементов на одежде;
  •  выход из-за стоящего транспорта, дерева, забора и т.д.;
  •  неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте;
  •  нарушение правил езды на велосипедах, самокатах, роликах и т.д..

Причины детского дорожно-транспортного травматизма:

  •  невнимательность;
  •  незнание правил дорожного движения;
  •  неумение прогнозировать дорожную обстановку;
  •  недостаточный надзор взрослых за поведением детей;
  •  отсутствие навыков выполнения действий по безопасности движения и неосознанное подражание нарушающим ПДД взрослым и т.д..

Правительство Российской Федерации определило, что проблема аварийности на дорогах угрожает национальной безопасности страны. Чтобы решить эту проблему, необходимо разрешить противоречия, сложившиеся в последнее время между:

  •  возрастающим уровнем дорожно-транспортного травматизма – и отношением участников дорожного движения к изучению и соблюдению Правил дорожного движения.
  •  необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков – и недостаточной базой методических пособий для изучения Правил дорожного движения.
  •  знаниями, умениями, навыками, приобретаемыми несовершеннолетними – и привычками взрослых, которые передаются детям.

Основная часть

В силу своего возраста младшие школьники, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже их видит и объедет, и часто в данной ситуации от детей можно услышать: «Не трамвай – объедет!». Они не способны замечать приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.

Детям сложно определить, откуда доносится шум, они реагируют только на те звуки, которые им интересны. В силу данного возраста, дети не могут быстро перевести взгляд с близких объектов – на дальние, и наоборот. Услышав сигнал автомобиля, дети могут сделать шаг навстречу автомобилю, чем самым подвергнуть себя опасности. Из наблюдений за детьми, было выявлено, что более габаритные по размеру транспортные средства вызывают у детей страх, нежели легковые автомобили, мотоциклы, велосипед, которые так же могут создать опасную для жизни ситуацию.

У воспитанников младшего школьного возраста плохо сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий. В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дети впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе.

Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей. Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно усваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Кроме того, возрастает восприимчивость к слову. Ребенку можно внушить необходимые правила поведения на улице, настроить на соблюдение правил дорожного движения. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

  Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников реабилитационного центра.

     Задачи:

  •  формировать у воспитанников потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
  •  формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  •  обучать грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях  на дороге;
  •  вырабатывать у несовершеннолетних культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
  •  формировать навык предвидения опасности; 
  •  уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
  •  формировать умения применять полученные знания в жизни.

Ознакомление с основами безопасности дорожного движения имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Чтобы дети осознали логику безопасных действий, необходимы, с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в Правилах дорожного движения, а с другой – творческий поиск педагога вместе с воспитанниками выходов из сложных дорожных ситуаций.

Занятия должны быть направлены на развитие у детей целостности восприятия дорожной среды, на умение ориентироваться в дорожной среде: вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт, уметь различать его величину (большой – маленький), расстояние до приближающегося транспорта (далеко – близко), уметь визуально (зрительно) запоминать образы светофоров, различать символы на дорожных знаках.

Дети должны понять и осознать, что означают сигналы светофора и дорожные знаки. Им следует объяснить, что, управляя движущимся транспортом, водитель не может мгновенно остановить его, увидев на своем пути пешехода (ребенка). Воспитанники должны знать, что транспорт опасен, а на дорогах могут быть аварии с ранениями и гибелью людей.

При обучении основам безопасности дорожного движения важно не только акцентировать внимание детей на том, что нельзя делать на дорогах, но и объяснять им, как можно и должно поступить в той или иной ситуации. Если педагог говорит, например, что нельзя переходить дорогу в неположенном месте, то нужно объяснить где и как правильно переходить дорогу, по пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора и т.д..

У младших школьников хорошая двигательная, зрительная и слуховая память. У одних наглядно-образное мышление, а у других – абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим – на слух; одним требуется конкретное представление материала, а другим – схематическое и т.д. Пренебрежение индивидуальными особенностями детей при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей.

Из вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что при работе с детьми необходимо, как можно больше разнообразить формы, методы, приемы. Поэтому  на занятиях по изучению ПДД используем и рассказ педагога, и таблицы, и макеты, и игрушечные автомобили, и рассказы самих воспитанников и т.д..

Также занятия включают разнообразные игры: творческие, дидактические, импровизированные, сюжетно-ролевые, направленные на развитие у воспитанников культуры взаимоотношений, воображения, фантазии, художественно-эстетического вкуса, творчества.

Именно игровые технологии способствуют сотворчеству и содружеству взрослых и детей. Игровая обстановка способствует созданию более комфортной эмоциональной атмосферы, в которой дети входят в различные образы (водителя, пешехода, постового). Входя в образ, ребенок в своем социальном развитии поднимается на ступеньку выше – чувствует свою значимость, а главное ответственность. Игры-импровизации приводят ребенка к представлению различных ситуаций на дороге, в транспорте, в быту, которые сначала мысленно, а затем практически помогают ему разрешить или найти выход из-за создавшегося положения. Процесс решения кроссвордов, ребусов и других творческих заданий позволяют легко запомнить правила дорожного движения, изображение и значение дорожных знаков.

Только в этом случае можно предполагать, что необходимая информация дойдет до всех детей (до детей, имеющих различные типы восприятия информации).

В разработке представлены развлечения, игровые и конкурсные программы для воспитанников по правилам безопасного поведения на дороге:

  1. Игра – соревнование «Участники дорожного движения»;
  2. Игровая программа «Азбука дорог»;
  3. Квест – игра «Осторожно, автомобиль!»;
  4. Интеллектуальная игра «Внимание, внимание!»;
  5. Конкурсная программа «В гостях у дяди Степы»;

Ожидаемые результаты

В результате проведения занятий по основам безопасности дорожного движения воспитанники должны знать:

  •  правила перехода проезжей части дороги;
  •  опасные места вблизи школы, дома, в микрорайоне;
  •  безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
  •  типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и авариям;
  •  места, где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах, санках и т. п.;
  •  опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
  •  название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.

Воспитанники должны уметь:

  •  переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;
  •  переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  •  переходить проезжую часть с двусторонним движением транспорта;
  • переходить проезжую часть дороги с односторонним движением вне зоны видимости пешеходных переходов и светофоров;
  •  правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при групповом движении, при езде на велосипеде и роликовых коньках;
  •  обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
  •  ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
  •  правильно вести себя на посадочных площадках, при посадке на маршрутный транспорт и высадке из него.

Заключение

Деятельность ребенка в дорожных ситуациях состоит из четырех, тесно взаимосвязанных между собой этапов:

– восприятие информации (умение смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать сигналы, которые посылает улица);

– обработка информации (предвидение ситуации, т.е. определение уровня опасности или безопасности);

– выработка и принятие наиболее безопасного решения;

– исполнение принятого решения.

Дорожные ситуации – процесс динамичный, все эти этапы должны укладываться в определенный промежуток времени.  Поведение ребенка на улице должно стать навыком, а выполнение Правил дорожного движения – привычкой. Под навыками следует понимать способность ребенка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, привычку же следует рассматривать как сложившийся способ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, осуществление которого в отдельных ситуациях приобретает характер потребности.

Целью изучения Правил дорожного движения является усвоение детьми содержания, формирование у них умений использовать знание Правил для принятия правильных решений в конкретных различных дорожных ситуациях.  Достижение этой цели возможно, если совместная работа педагога и детей будет включать в себя:

- сообщение подлежащих усвоению положений и их демонстрацию;

- выполнение каждым ребенком заданий, требующих использования изучаемых понятий и реализации формируемых умений;

- регулярную проверку и оценку самостоятельной работы  детей;

- анализ причин допускаемых ошибок и организацию индивидуальной работы по устранению выявленных пробелов в знаниях детей.

Весьма полезно привлекать для организации и проведения мероприятий по ПДД родителей, сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, юных инспекторов движения. Их участие весьма позитивно скажется на процессе изучения Правил дорожного движения.

Достижение ожидаемого результата от изучения Правил дорожного движения, выраженное в снижении уровня детского дорожно-транспортного травматизма, реально возможно лишь при высоком качестве преподавания.

Литература для педагогов

  1. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  2. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010.
  3. Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок/ – Волгоград: Учитель, 2010.
  4. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – Новосибирск, 2007.
  5. Правила дорожного движения Российской федерации с изменениями, действующими с 1 октября 2008 года. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма /сост. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский дом Третий Рим, 2007.
  7. Усачёв А.А. Правила дорожного движения. Издательство «Самовар», 2009.
  8. Усачёв А.А. Программа развития и обучения (правила дорожного движения и уважения). - Москва «Олма – Пресс Экслибрис», 2012.
  9. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М., Книголюб, 2010.
  10. Элькин Г. Н.  Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
  11. Эльконин Л.Б. Психология игры. - М.: Туманит. Изд. центр Владос, 1999.
  12. Яковлев В.Ф. Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации. - М.: Издательский дом Третий Рим, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка цикла уроков по изобразительному искусству в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии» (на основе программы Б.М. Неменского)

.          Разработка может помочь учителям изобразительного искусства, незнакомым с программой Б.М. Неменского, найти для себя новый спектр тем для уроков...

Презентация методической разработки цикла занятий в группе продленного дня по подготовке к участию в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне «Пусть всегда будет солнце!»

Данная методическая разработка, представленная в виде презентации, поможет учителям, воспитателям ГПД, а также родителям выбрать направления участия в подготовке к празднованию Дня Победы не толь...

Методическая разработка цикла тематических внеклассных занятий. «Занятия по сплочению классного коллектива».

Методическая разраработка  внеклассных занятий направлена на сплочение классного коллектива в любом классе школы. Упражнения разработаны с учетом возможности их усложнять по мере необходимости, з...

Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...

Методическая разработка. Цикл практических занятий по краеведению в группе продленного дня на тему "Дымковская игрушка"

Представлен цикл занятий для младших школьников с целью развития наглядно-образного мышления, расширения общего кругозора и знаний о родном крае. Цикл включает беседу, посещение тематической выставки,...