Система оценки достижений учащихся по предмету спортивный час и ритмика в начальной школе.
методическая разработка по зож

Михайлова Людмила Викторовна

В нашей Гимназии разрабтаны единые требования по оформлению работы над методической темой учителя, это очень удобно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»C:\Users\Smart Touch\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2 (2).jpg

Материалы по

самообразованию

Михайлова Людмила

Викторовна

Учитель физической культуры

Тема: «Система оценки достижений учащихся по предмету спортивный час и ритмика

в начальной школе»

Образование

Категория (дата присвоения)

  

Педагогический стаж

Сроки работы над темой:

г. Тихвин

Обоснованность

выбора

методической темы:

C:\Users\Smart Touch\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\depositphotos_72540535-stock-illustration-black-and-white-education-or.jpg

Методическая тема: «Система оценки достижений учащихся по предмету спортивный час в начальной школе»

        Выбор темы по самообразованию определён,  исходя  из методической темы школы, и обоснован важной тенденцией в современном образовании, где  наряду с усилением ориентации на формирование компетентностей, не менее значимым является усиление реализации индивидуальных интересов и ценностей. В этом контексте для оценки качества образовательного процесса становится важным рассмотрение предметных и общеучебных достижений учащихся в сравнении не с внешним эталоном, а «с самим собой», т.е. отслеживание и фиксация динамики собственных достижений. Таким образом, приобретается новая ориентация на мониторинг ресурсных (качественных) изменений самого учащегося.

Уроки  спортивный час и ритмика в общеобразовательной школе имеют свою специфику и  отличаются от регламентированного урока физической культуры. Кроме того, уроки ритмики т спортивного часа на сегодняшний день не имеют рекомендованных методических указаний для разработки рабочей программы. Ритмика и спортивный час не входят в число обязательных предметов но, несмотря на это достижения учащихся по этим предметам  необходимо оценивать. По средствам оценки необходимо регулировать образовательный  процесс всеми его субъектами, а именно учителем, учеником и его родителями.  Так же проблемы оценивания достижений учащихся общеобразовательной школы актуальны в связи с требованиями федерального государственного стандарта начального обучения.

Объект исследования - достижения учащихся на уроке спортивного часа и ритмики.

Предмет исследования - оценка достижений учащихся на уроке спортивного часа и ритмики.

Гипотеза. Оценка достижений учащихся по предмету начального уровня общеобразовательной программы будет соответствовать рекомендациям государственного образовательного стандарта, удовлетворять потребности родителей и учащихся если:

  1. Разработанная  модель обеспечения достижений учащихся в процессе физического воспитания позволит осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с учетом потребностей каждого ребенка.
  2. В основу системы оценивания достижений учащихся на уроках будет заложен комплексный подход, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования.
  3. Коррекция обучающего процесса основана на результатах оценки предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся.  

Цели и задачи

C:\Users\Smart Touch\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\depositphotos_72540535-stock-illustration-black-and-white-education-or.jpg

Цели самообразования: 

! Разработка системы оценки достижений обучающихся на уроке спортивного часа и ритмики, для коррекции обучающего процесса!

  1. Повышать  свой  профессиональный  уровень в области теории и методики преподавания физической культуры, изучать новые образовательные технологии, УМК,  участвовать в разработке рабочих программ по физической культуре, повышать свою квалификацию.  
  2. Формировать  способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
  3. Развивать профессиональные умения к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;
  4. Уметь воплощать творческие идеи и замыслы в своей деятельности.

Задачи: 

  1. Изучить различные образовательные технологии, которые можно использовать для реализации целей по самообраз ованию;
  2. На основе анализа педагогических исследований обосновать теоретические и методологические основы  достижений учащихся, оценки достижений, универсальных учебных действий.
  3. Разработать модель, обеспечивающую достижения учащихся в процессе физического воспитания.
  4. Овладеть  новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
  5. Выявить связь универсальных учебных действий с содержанием учебной образовательной программой по спортивному часу и ритмике.
  6. Разработать систему оценку достижений учащихся на уроке спортивного часа и ритмики в начальной школе.
  7. Создать методическую копилку разработанных конспектов уроков, выступлений, презентаций, памяток и других материалов с применением различных технологий.

Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая),
  • Интернет-ресурсы;
  • семинары, вебинары, коучинг-сессии,  конференции, мероприятия по обмену опытом,
  • мастер-классы,
  • курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план,
  • групповая – через участие в деятельности школьного, городского методических объединений учителей физической культуры и педагогических сообществ

Ожидаемый результат самообразования:

  1. повышение качества преподавания физической культуры;
  2. применение различных образовательных технологий или их элементов  для  конструирования уроков и разработка методических рекомендаций по их применению;
  3. разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;
  4. разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, проектов;
  5.  создание методической копилки  
  6. доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах с обобщением опыта.  

Срок работы над темой -  3 года.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2017-2018

Школьные  МО

Изучение литературы

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2017-2019

Выступление на заседании школьного МО учителей.

Практический

1.Внедрение опыта работы.

 2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2014-2017

1. Выступление на заседании МО учителей эстетического цикла и физической культуры.

2.Открытые уроки на школьном  уровне.

 

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2019-2020

1.Выступление на заседании МО учителей,

2.Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2018-2020

1.Принять участие в фестивале педагогических идей,

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном веб-сайте

3. Творческий отчет.      

План

работы по теме

 самообразования

на 2018-2019

 учебный год

C:\Users\Smart Touch\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\depositphotos_72540535-stock-illustration-black-and-white-education-or.jpg

Разделы плана

Содержание деятельности

Форма результатов

1

Изучение психолого-педагогической, методической литературы

1. Изучение и анализ научно-методической литературы

2. Обзор в Интернете информации по инновационным технологиям.

Рекомендации по оцениванию результатов обучения по физической культуре в начальной школе

2

Разработка программно-методического обеспечения

1. Разработка фонда оценочных средств по физической культуре

2. Изучить, систематизировать и использовать в своей практике приёмы формирования УУД

Фонд оценочных средств

3

Изучение информационно-коммуникационных технологий

1. Освоение новых компьютерных программ, приложений и учебных платформ

Методико-дидактические

Материалы по оцениванию учащихся.

4

Участие в методических школьном и районном объединениях, в жизни школы

1. Проведение открытых уроков для учителей школы

2. Обобщение опыта работы на школьном уровне,

3. Общение с коллегами в школе,

Конспект «Ритмика»

Разработка «Фонд оценочных средств»

Методические

 Разработки

C:\Users\Smart Touch\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\depositphotos_72540535-stock-illustration-black-and-white-education-or.jpg

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Основные требования к оценке достижений

Рассмотрим основные требования к реализации образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, которые содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - Стандарт): к структуре, условиям и результатам освоения образовательной программы. Они учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся на ступени начального образования. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования учащихся.

Стандарт обеспечивает:

  • равные возможности получения качественного начального общего образования;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся;
  • формирование критериальной оценки результатов освоения учащимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
  • условия для эффективной реализации и освоения учащимися образовательной программы, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

При ознакомлении со Стандартом можно выделить следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, на которые мы будем опираться при разработке системы оценки:

  • личностные, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции;
  • метапредметные, включающие освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Таким образом, можно заметить, что Стандарт, включает в себя такие два важных понятия, как универсальные учебные действия (результаты освоения образовательной программы) и компетенции. В свою очередь личностные результаты освоения образовательной программы образования должны отражать:

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование нацеленности на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
  6. определение общей цели и путей ее достижения;
  7. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы с учетом специфики содержания предметной области физической культуры, должны отражать:

  1. формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
  2. овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
  3. формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

  • системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;
  • обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;
  • коммуникативных и информационных умений;
  • системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы осуществляется образовательным учреждением. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования. Итоговая оценка освоения образовательной программы проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Результаты итоговой оценки освоения образовательной программы используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:

  • ценностные ориентации обучающегося;
  • индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

  • программу формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программу коррекционной работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они разрабатываются на основе:

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • программы формирования универсальных учебных действий.

И так, освоение любой образовательной программы не возможно без Системы оценки достижения планируемых результатов, так как только с помощью нее происходит коррекция учебного процесса. Поэтому общеобразовательная программа должна выполнять следующие функции:

  1. закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  2. ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
  3. обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
  4. предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
  5. позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения образовательной программы должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Выводы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Стандарт, включает в себя такие два важных понятия, как универсальные учебные действия (результаты освоения образовательной программы) и компетенции.

ФГОС представляет собой совокупность требований к оценке достижений учащихся, которая должна учитывать:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
  • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического);
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Особенности контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

Поскольку главным действующим лицом в учебном процессе является растущий человек, контроль и оценка имеют два взаимосвязанных аспекта:

  1. контроль и оценка со стороны учителя;
  2. контроль и оценка со стороны ученика.

С точки зрения учителя, это ответы на вопросы: чему я научила; что нужно скорректировать в будущем; какие ошибки были допущены. С точки зрения ученика, это ответы на вопросы: чему я научился (научилась); что у меня получается, а что нет; какие ошибки я допустил (допустила) и как их устранить.

Таким образом, главная цель контрольно-оценочной деятельности в 1-4 классах - определять уровень достижений школьника. Такой подход обеспечит ученикам адекватную оценку своей работы. В этой связи можно выделить основные этапы контрольно-оценочной деятельности в начальной школе:

  • раскрытие перед учеником его достижений в учении;
  • совместный анализ причин появления ошибок или недостатков в работе;
  • совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждения.

Оценка и контроль деятельности первоклассников также имеет дополнительные особенности:

  • контрольные работы в первом классе проводятся в конце года 20-25 апреля по русскому языку и математике (в то же время проводится входящая и итоговая диагностика, несущие скорее информационную, чем оценочную функцию);
  • оценка самостоятельных и контрольных работ проводится только словесно, отметки не ставятся;
  • учитель обязательно положительно оценивает любую удачу ученика, даже если она весьма незначительна;
  • для развития самооценки и самоконтроля используются учебные ситуации.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы.

Критериями оценивания являются:

  • сформированность мотивации учебной деятельности;
  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ «СПОРТИВНЫЙ ЧАС» И «РИТМИКА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Система оценки

Для разработки системы оценки нам необходимо было разобрать такие понятия как оценка достижений, достижения учащихся, универсальные учебные действия и компетенции. Каждое из этих понятий имеет смысловую связь друг с другом. Для полного понимания определения этих понятий нам необходимо было ознакомиться с требованиями ФГОС начального общего образования. Федеральный государственный стандарт начального общего образования включают в себя требования к разработке образовательной программы, которая в свою очередь включает в себя систему оценки достижений учащихся. С помощью этих требований мы выявили показатели, которые были включены в разработанную нами модель обеспечения достижений учащихся в процессе физического воспитания. Модель включает в себя критериально-компонентную и практическую часть. Первая часть основывается на теоретические психолого-педагогические исследования. В этой части модели мы связываем критерии оценки, согласно ФГОС, с универсальными учебными действиями и результатами освоения программы со стороны компетентносного подхода. Во второй, практической, части мы описываем формы, методы и приемы с помощью которых можно создать условия для обеспечения достижений учащихся в процессе физического воспитания. На основе этой модели можно разработать систему оценки достижений. Каждый компонент нашей модели содержит несколько составляющих, которые можно принять как критерии в будущей системе оценки достижений. Выделив главный критерий оценки по определенному компоненту, мы разделяем его на точные и достоверные индикаторы, по которым мы и будем производить оценку достижений учащихся на уроке ритмики. Рассмотрим введенное понятие «Индикатор». Индикатор – это инструмент оценки, с помощью которого измеряется достижение целей процесса образования с возможностью их объективной проверки. Индикатор позволяет ответить на вопрос, какой достигнут прогресс в достижении цели и достигнут ли он вообще. Индикатор определяет эффективность деятельности путем сравнения реальных результатов с ожидаемыми. Индикатор не раскрывает причин, по которым не удается достичь прогресса. Приведем основные характеристики индикаторов.

Индикатор должен:

  • соответствовать поставленной задаче;
  • обобщать информацию, не искажая ее;
  • быть структурно и организационно связан с другими индикаторами, что позволяет произвести общий анализ состояния системы;
  • быть точным и сравнимым;
  • быть достоверным и надежным.

С помощью индикатора возможно:

  • оценить качество выполняемых упражнений;
  • выявить проблемные или критические области физического развития;
  • сравнивать текущие результаты с аналогичными показаниями за предшествующие периоды.

Так же определимся с понятием «Показатель». Показатели - это величина, построенная из индикаторов.[17] Иначе говоря, индикаторы являются «элементарными» кирпичиками, из которых формируются показатели. Качественные показатели успеваемости — это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности. Количественные показатели успеваемости — это сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся обычно из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных; выносливости, гибкости и их сочетаний (силовой выносливости, скоростно-силовых качеств).

Выделяем следующие критерии из компонентов модели:

  • Мотивационно-эмоциональный компонент- интерес, сила и стойкость мотивов.
  • Интеллектуальный компонент – умение анализировать поставленную задачу.
  • Психомоторный компонент- двигательная память.
  • Физический компонент- двигательные навыки, координация.

Рассмотрим таблицу, в ней отражены индикаторы разработанной системы оценки достижений, соответствующие выбранным критериям.

Оценка

Критерии

Интерес, сила и стойкость мотивов

Умение анализировать поставленную задачу

Двигательная память

Двигательные навыки, координация

Оценка «5»

Внутренние мотивы:

- интерес к процессу

- интерес к результату

- поиск рациональных способов решения задачи

Креативный уровень

Исполнение: свободное.

Объем воспроизведения: полный (сочетание сложных и простых элементов).

Исправления: отсутствуют

Координация: перекрестная и симметричная работа конечностей

Темп: полный

Равновесие: отличное

Оценка «4»

Внутренние мотивы:

- стремление развить какие-то умения, качества

- стремление через обучение утвердить себя в обществе

Эвристический уровень

Исполнение: с усилием.

Объем воспроизведения: не полный (сочетание сложных и простых элементов).

Исправления: значительные, самостоятельные

Координация: хорошее качество, (перекрестная или симметричная)

Темп: не полный

Равновесие: устойчивое

Оценка «3»

Внутренние мотивы: отсутствуют.

Внешние мотивы:

- действие в силу долга и обязанности

- действия в силу похвалы учителя

- действия ради оценки

Стимульно –продуктивный уровень

Исполнение: с большим усилием.

Объем воспроизведения: не полный, простые элементы

Исправления: значительные, не самостоятельные

Координация: односторонняя

Темп: медленный

Равновесие: слабое

Оценка «2»

Внутренние мотивы:

отсутствуют

Внешние мотивы:

отсутствуют

Без инициативность, и пассивность при выполнении элементов

Исполнение: отсутствует

Объем воспроизведения: нулевой

Исправления: отсутствуют

Координация: слабая

Темп: медленный

Равновесие: слабое

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество выполнения танцевальных элементов. К мелким ошибкам в основном относятся нарушение ритма, неточность позиций рук и ног, неправильное исходное положение в команде (рисунок танца).

Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения танцевальных элементов. К значительным ошибкам относятся:

  • координация движений не полноценная (перекрестная или симметричная);
  • темп выполнения элементов не полный;
  • несинхронность выполнения танцевальных элементов в команде.

Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить достижения.

Оценка «2» выставляется, если танцевальный элемент просто не выполнен. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.

Результаты

 и достижения

C:\Users\Smart Touch\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\depositphotos_72540535-stock-illustration-black-and-white-education-or.jpg

Применение системы оценки достижений учащихся на уроке ритмики

в начальной школе.

При проведении разминки учитель оценивает физический компонент разработанной нами модели. Рассмотрим случай оценки «5» . Оценка «5» выставляется учащемуся в случае, когда индикатор оценки учащегося - «координация», выполняется конечностями симметрично и перекрестно. При этом упражнения сделаны в полный «темп» и «равновесие» в процессе его выполнения было сохранено отлично.

Упражнение 1. Вертикальная плоскость. Начать движение правой рукой  вверх, вниз, сгибая ее в локтевом суставе, присоединить по команде левую руку. Движения поочередные: левая рука -  вверх, правая -  вниз и наоборот.

Вращение рук, одновременно: правая вперед, левая назад.

Упражнение 2. Требующие согласованных действий двух или   нескольких детей (например, упражнения в парах «Ладошки») Каждый ученик, стоящий в паре напротив партнера, должен хлопнуть сначала правой рукой в правую руку партнера, затем левой рукой в левую руку партнера.

Упражнение 3. «Горячая стенка»: встав спиной к стене на расстоянии вытянутых рук, дотронутся до нее, обернувшись, и резко сгруппироваться; то же через другое плечо.

Темп выполнения упражнений 2/4.

Следующий компонент оцениваемый учителем - психомоторный.

Критерий этого компонента – двигательная память, проверяется в том случае, если танцевально ритмическая комбинация была пройдена на предыдущем уроке. При выполнении базового элемента «поворот на трех шагах», оценивается индикатор «исполнение», «объем воспроизведения» и «исправление».

Интеллектуальный компонент оценивается по критерию «Творческая инициативность ».

Мотивационно эмоциональный компонент рассматривается под призмой таких критериев как «интерес, сила и стойкость мотивов». В случае если у учащегося при выполнении ритмических элементов проявляются внутренние мотивы, а именно интерес к процессу и результату, а так же учащийся заинтересовался в поиске рациональных способов решения поставленной задачи- оценка, за работу на уроке, соответствует «5».

Конспект

урока «Ритмика» для учащихся 3 класса начальной общеобразовательной школы

     На уроке представлены: комплекс упражнений на разминку, танцевальные элементы, на развитие чувства ритма (темп), координации, равновесия. А так же апробирована система оценки достижений учащихся.

План урока

Тема урока: «Танец “Музыкальный”. Позиции в паре»

  1. Тип урока: комбинированный
  2. Цель:

1) Развитие ритма на уроке, формирование двигательных навыков (координация, равновесие), формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств учащегося, средствами музыки и ритмических движений.

2) Апробация системы оценки достижений учащегося на уроке «Ритмика».

  1. Задачи:
  • развивать чувство ритма;
  • учить слышать музыку;
  • способствовать развитию двигательной памяти;
  • способствовать развитию умения анализировать поставленную задачу;
  • способствовать формированию двигательных навыков (координация, равновесие);
  • анкетирование учащихся.

5. Форма работы: групповая, парная, игровая

6. Оборудование и источники информации:

  • аудио система
  • музыкальные трэки
  • методическая литература

7. Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

8. Структура урока:

  1. Организационная часть (организованный вход детей в актовый зал и построение по линиям, приветствие- поклон) - 2 минуты
  2. Разминка на середине (разогрев всех групп мышц) : – 9 минут
  3. Повороты по кругу – 4 минуты
  4. Основная часть: повторение и разучивание танцевальных упражнений и элементов (танцы и игры по кругу), музыкально – ритмические этюды, упражнения на ориентировку в пространстве (перестроение в колонну по одному, по двое, по четыре) – 10 минут
  5. Заключительная часть: упражнения для восстановления дыхания, работы рук, поклон – 5 минут.
  6. Подведение итогов. – 10 минут.
  7. Анкетирование – 5 минут.

Содержание урока:

  1. Организационная часть

Организованный вход детей в класс, приветствие – поклон, объявление темы и цели урока.

  1. Разминка на середине в линиях:
  1. Разминаем шейный отдел: круговые движения головой, наклоны вперед, назад, в стороны.
  2. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений.
  3. Ходьба на носках, на пятках, на наружных и внутренних сводах стоп.
  4. Ходьба по узкой площади, по линии. Быстрая ходьба на носках,  на согнутых ногах, на корточках. Бег приставным шагом.  
  5. Стоя на четвереньках выгибать и прогибать спину.
  6. Сидя на полу, ноги прямые, достать пальцами рук пальцев ног, задержаться в этом положении.
  7. Упражнение «Велосипед» и «Лодочка».
  1. Повороты по кругу: повороты с продвижением вперед, лицом в центр зала, спиной в центр зала.
  2. Основная часть:
  • Игра «Большой зоопарк». Включается музыка, ученики изображают услышанных в песне зверей.

Цель упражнения: уметь слушать и начинать движение после окончания вступления мелодии. Оценивание учащихся по критериям: двигательные навыки, координация.

  • Движение кистей и локтевого сустава в разных темпах: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движения в зависимости от изменения характера музыки.

Цель упражнения: формировать представление о различных темпах музыки. Оценивание учащихся по критериям: двигательные навыки, координация.

  • Игра «Громко-тихо». Учащиеся стоят парами лицом по линии танца. Под громкую ритмичную музыку идут шагом с пятки, под тихую – шагом с носка.

Цель упражнения: формировать умение различать силу музыкальных ударов. Оценивание учащихся по критериям: двигательные навыки, координация.

  • Упражнение «Пицца». Работа рук в разных направлениях относительно корпуса.

Цель упражнения: формировать координацию движений. Оценивание учащихся по критериям: двигательные навыки, координация.

  • Игра «Морские зверушки». Слушая музыкальные фразы, ученики выбирают тот или иной яркий образ морского жителя.

Цель упражнения: развивать воображение учащихся. Оценивание учащихся по критериям: интерес, сила и стойкость мотивов

  • Самостоятельная работа. Учитель задает три движения: хлопок, шаг приставка и прыжок от двух стоп вверх, из которых нужно составить ритмичную танцевальную комбинацию.

Цель упражнения: развивать чувство ритма. Оценивание учащихся по критериям:

  1. Умение анализировать поставленную задачу.
  2. Двигательная память.
  • Игра «Веселый паровозик». Под музыку ученики цепляются друг за друга, соблюдая интервал.

Цель задания: формировать чувство ориентации в пространстве. Оценивание учащихся по критериям: двигательные навыки, координация.

  • «Парам – зум – зум» (игра с ускорением темпа)

Игра не только дает отвлечься учащимся от напряженного темпа урока, но и учит согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень необходимо для развития внимания. Музыкальное сопровождение: песня «Aram Zam Zam»

1-2 такты: 3 хлопка по коленям – 2 раза

3-4 такты: круговые движения руками перед собой (мотор)

5-8 такты: повторить движения 1-4 тактов

9-10 такты: руки к щеке (спим), повторить с правой, левой – 2 раза

11-12 такты: повторить 3-4 такты

13 такт: 3 хлопка по коленям

14-16 такты: повторить движения 11-13 тактов

Постепенно музыка ускоряется и движения тоже.

Цель задания: способствовать развитию двигательной памяти. Оценивание учащихся по критериям:

  1. Интерес, стойкость и сила мотивов
  2. Умение анализировать поставленную задачу
  3. Двигательная память
  4. Двигательные навыки, координация
  1. Заключительная часть:
  • упражнения для восстановления дыхания
  • упражнения для расслабления рук
  • игра «Приседалки»
  • Прощальный поклон
  1. Подведение итогов. Оценить работу каждого учащегося по предложенным критериям. Каждая оценка обосновывается учащемуся по критериям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка системы оценки достижений учащихся на уроках ритмики в начальной школе

Уроки  ритмики в общеобразовательной школе имеют свою специфику и  отличаются от регламентированного урока физической культуры. Кроме того, уроки ритмики на сегодняшний день не имеют рекомен...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов учащимися начальной школы

 В данной работе гговорится о том, как оцениваются планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, так как они  являются одним из важ...

Презентация к докладу на тему "Система оценки достижений учащихся начальной школы"

В презентации раскрываются особенности системы оценки, рассказывается о принципах системы оценивания и требованиях к ее выстраиванию. Также перечисляются источники получения информации для оценивания,...

Система оценки достижений учащихся в курсе ОРКСЭ.

В работе содержатся предложения практикующего учителя, как организовать текущую оценку результатов обучения в рамках курса ОРКСЭ....

Работа с портфолио как с накопительной системой оценки достижений учащихся начальной школы

Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося. В ходе выполнения работы над портфолио неизбежно происходит осмысление учеником своих достижений, формирования личного отношения к...

Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся начальной школы ( в соответствии с ФГОС НОО)

Положениео системе оценок, формах и порядке проведения промежуточнойаттестации и переводе обучающихся начальной школы( в соответст...

Система оценки достижении учащихся!

Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам про...