Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"
статья по зож

Спорыхина Лилия Александровна

Аромотерапия – это одно из средств в воспитании и развитии детей, расширяя их потенциальные возможности  она позволяет поддерживать их здоровье, предупреждать болезни, оказывать регулирующий эффект на нервную систему учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе  начальной школы.

 

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он находится.  

Под здоровьесберегающей образовательной технологией О. В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)[1].

«Наше обоняние – единственное чувство, которое посылает информацию прямо в мозг. Из двенадцати нервных окончаний, подающих сигналы в мозг, только обоняние проходит прямо в мозг без обработки. Некоторые запахи влияют на ниши способности познавать, творить и думать. Другие способствуют концентрации внимания и сосредоточению» [2].

Проблема сохранения физического и психического здоровья младших школьников является одной из актуальных. В современное время наблюдается рост заболеваемости детей и увеличение болезней психики. Это осложняет процесс воспитания  младших школьников. Одним из популярных и приятных приёмов повышения настроения и работоспособности детей является аромотерапия.

Этот вид технологии  был случайно открыт в 1928 году французским парфюмером Рене Гаттефоссе, который во время работы в своей лаборатории получил достаточно сильный ожог руки.  Рене опустил в сосуд с лавандовым маслом свою пострадавшую руку, а через некоторое время с удивлением обнаружил, что рана быстро и без последствий зажила. А в 1939 году физиолог  Д.И. Шатенштеин впервые научно обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность [3].

Аромотерапия  играет значимую роль в учебно-воспитательном процессе.  Дети - очень чувствительны и впечатлительны. Их реакция на различные эфирные масла всегда положительна, так как воспринимают это без всякого предубеждения. Они любят пробовать всё новое, особенно если это вкусно пахнет. Поэтому, такие процедуры с эфирными маслами станут для учащихся увлекательной игрой.

В образовательном процессе начальной школы ароматерапия располагает следующими возможностями:

1) Использование эфирных масел в педагогической практике обосновано. Интенсивный труд учащихся может привести к утомлению, что впоследствии может вызвать снижение адаптационных возможностей их организма. Школа – это источник детских инфекций и простудных заболеваний, особенно в период эпидемий вирусного гриппа.  Поэтому в последнее время начали  часто применять средства аромотерапии в детских комнатах и учебных классах для поддержания иммунитета, первичной профилактики многих заболеваний.

Технология применения эфирных масел основана на искусственной компенсации недостатка фитонцидов в воздухе в классной комнате.  Преимущество использования аромотерапии в том, что его действие направлено не на одного ребенка, а на весь класс, т.е. рассчитано для массового применения.  

Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм ещё активно развивается, то применять средства аромотерапии  для них следует в минимальных дозировках.

Дозировка аромосредств:

- младенцам (0-12 месяцев) для массажа или ванн достаточна одна капля ароматического масла (лавандового, розового, ромашкового или мандаринового), разведенная в одной столовой ложке основного масла;
- детям 1-5 лет для массажа или ванн используют две-три капли  ароматического масла (нетоксичного и не вызывающего раздражение кожи), разведенные в одной столовой ложке основного масла;
- детям постарше (6-12 лет) помогут те же ароматические масла, что и взрослым, но вдвое меньшей концентрации;
- для подростков (старше 12 лет) можно использовать  те же ароматические масла, как и для взрослых.

2) Аромомасла действуют на младших школьников положительно со всех сторон, т.е. повышают работоспособность, улучшают настроение, при надобности успокаивают (например, гиперактивного ребенка), ну и конечно повышают иммунитет.  

Крепкий иммунитет – залог успешной учебной деятельности и гармоничного развития детей. Укрепить его можно с помощью таких эфирных масел как анис, базилик, гвоздика, жасмин, ромашка, пихта, чайное дерево, корица, лаванда.

Каждый ребенок должен быть на занятиях в хорошем настроении, это очень облегчит работу учителю и самому ребенку, так как знания будут усваиваться с удовольствием. Но часто преподаватель сталкивается с отсутствием хорошего настроения учащихся, поэтому помочь решить эту проблему сможет смесь эфирных масел апельсина и иланг-иланга.

Укрепить и повысить способность к запоминанию материала поможет масло розмарина.

А вот гиперактивных детей в современное время стало больше. Гиперактивный ребенок может плохо засыпать, что не может не сказаться на его успехах в школе. Снизить активность ребенка поможет масло ромашки.

У каждого учащегося наступает день важной и ответственной работы, дни, когда проверяют его знания. Конечно, ребенок испытывает волнение, страх и даже тревогу перед проверочной работой. Но всё это можно свести к минимуму благодаря эфирным маслам илан-иланга, розмарина, бергамота, душицы, тимьяна, лаванды, герани.

Экспериментально установлено, что вдыхание запаха лимона, эвкалипта, мускуса снимает чувство усталости, возбуждает нервную систему, способствует умственному труду, повышает работоспособность. Розмарин способствует процессу познания, стимулирует работу памяти. Роза вызывает способность к сосредоточению и быстрому выполнению заданий.

3) Наносить масла можно на терракотовые и глиняные фигурки, аромомедальоны и аромокулоны (их удобно носить учащимся с собой). А вот аромолампу или аромосвечи можно просто установить в нескольких местах в классе.

Но помимо этого, детям можно предложить интересные виды занятий, куда включены аромосредства. Например, добавив эти средства в краски, можно попросить детей нарисовать «ароматные картинки», также собирать с детьми гербарий и выполнять различного рода поделки. А дома родители могут предложить, для возбуждения активности мозга, испечь булочки с корицей, сделать мятные леденцы и лимонады.

Таким образом, аромотерапия – это одно из средств в воспитании и развитии детей, расширяя их потенциальные возможности  она позволяет поддерживать их здоровье, предупреждать болезни, оказывать регулирующий эффект на нервную систему учащихся.

 

Литература:

1. Все секреты самых хороших мам  http://www.parenting.ru/zhenskoe-zdorove/aromaterapiya-priyatnyy-metod-lecheniya (дата обращения 27.03.2022).

2. Скиллер П. Здоровый и умный ребенок. - Минск, 2004.

3. Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал) http://www.science-education.ru/31-1171 (дата обращения 27.03.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве начальной школы

Здоровье учащихся - одна из острых проблем современой жизни. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающийся организм, на формирование здорового образа жизни. Наша задача, со...

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Доклад по теме самообразования "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"....

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы

Одним из приоритетных направлений современной школы является сохранение и укрепление здоровья школьников.Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе,  его полноценного разви...

Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе.

Данный отчёт выполнила Хитрова Е.Н. при подготовке к аттестации для профессионального портфолио, где поделилась опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках. во внеурочной д...

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Цель работы – внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс начальной школы с целью улучшения состояния  здоровья детей....

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропа...