"Круглые методики"

Шмыга Елена Николаевна

На этой страничке собраны методики, в основе которых, лежит круг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проективная методика исследования личности «Рисование кругов» (авторы - Б. Лонг, Р. Циллер и Р. Хендерсон).

Цель: символическое задание на выявление социального «Я», того как испытуемый сознательно и бессознательно представляет себе систему «Я и другие». Определение самооценки.

Инструкция:

1 задание.

Нарисуйте цепочку из восьми одинаковых кружков:

Каждый кружок – это знакомый Вам человек. Выберите и обозначьте кружок, обозначающий Вас.

2 задание.  

Нарисуйте пять одинаковых кружков:

Вспомните авторитетного человека и обозначьте его инициалом центральный кружок. Из оставшихся четырех выберите свой кружок  и обозначьте.

3 задание.

Выберите из двух кружков под чертой тот, который обозначает Вас.

4 задание.

В вершинах равностороннего треугольника поместите кружки, обозначающие  знакомых Вам людей (это могут быть члены одной группы – семьи, класса и т.п.). Разместите где-нибудь четвертый кружок, обозначающий Вас (внутри треугольника, вне его, на линии, рядом с другим кружком – где угодно).

5 задание.

Нарисуйте три цепочки по восемь одинаковых кружков. Каждый первый кружок в каждой цепочке обозначает знакомого Вам человека, проставьте их инициалы. Выберите в каждой цепочке свой кружок и пометьте их.

6 задание.

Внутри большого круга разместите как угодно 2 кружка,  один из которых – Вы, другой – человек, который для Вас много значит. Обозначьте кружки.

Интерпретация:

  1. задание. Определение самооценки человека. Самооценка определяется как восприятие субъектом своей ценности, значимости в сравнении с другими.  Чем левее расположен кружок собственного «Я», тем выше самооценка человека. 1-й слева – завышенная, 2-й – высокая, 3-4-й – средняя с тенденцией к завышению, 5-6-й – средняя с тенденцией к занижению, 7-й – низкая, 8-й – заниженная.
  2. задание. Определение силы «Я». Подчиненность, равенство или превосходство по отношению к авторитетной фигуре. Мерой силы является более высокое положение кружка, обозначающего «Я», в сравнении с кружками, обозначающими других Верхний кружок – ощущение собственного превосходства над авторитетным для испытуемого человека (авторитетный человек выбирается самим испытуемым). Нижний кружок – подчиненность авторитетной фигуре. Кружок «Я» расположен на одном уровне с авторитетной фигурой слева – равенство и партнерство с авторитетной фигурой, причем испытуемый ощущает себя ведущим в данном партнерстве. Расположение кружка «Я» справа на одной линии – ощущение себя равным авторитетной фигуре, но ведомым в данном партнерстве.
  3. задание. Определение индивидуализации, т.е. переживание внутреннего сходства или отличия с другими людьми. Конформность и нонконформизм. Незаштрихованный кружок – ощущение себя подобным другим людям, «одним из…», заштрихованный – склонность к индивидуализации, переживание себя как уникальной, ни на кого не похожей личности.
  4. задание. Социальная заинтересованность, восприятие себя частью группы или отдельно от других. Внутри треугольника – восприятие себя частью группы, частью целого. Вне – отдельное, самостоятельное, независимое состояние. На линии – двойственное положение: внизу – высокая зависимость человека от данной группы, слева – личная сила и высокая самооценка, переживание собственной значимости для данной группы и позиция ведущего в ней, справа – желание дистанцироваться от данной группы. Если испытуемый ставит кружок своего «Я» в вершину – подчеркивание своей значимости для данного социума. Если кружок «Я» - в центре  треугольника – высока вероятность эгоцентризма. Близость кружка «Я» к одному из кружков в вершинах треугольника  говорит о близости испытуемого с данным человеком.
  5. задание. Включение или не включение себя в «Мы». Чем больше кружков между «Я» и другими людьми, тем слабее чувство «Мы». Чем ближе кружки друг к другу, тем сильнее выражено чувство «Мы». Если круг собственного «Я» расположен максимально далеко от кружка другого, это говорит о значимости этого человека для испытуемого, но при этом чувство «Мы» с этим человеком отсутствует.
  6. задание. Показатель эгоцентризма. Эгоцентричность - восприятие себя «фигурой» либо «фоном». Испытуемый располагает кружок, означающий «Я», и кружок, означающий другого, внутри большого круга. Если свой кружок испытуемый располагает ближе к центру, чем кружок другого, это свидетельствует об эгоцентричности.

Чем «Я» ближе к центру, тем выше эгоцентризм. Если в центре круга находится другой, а кружок «Я» находится на его орбите, то можно говорить о центрации на интересах другого. Положение «Я» слева относительно кружка значимого человека интерпретируется как ощущение собственной силы, ценности большей, чем у  него – ощущение себя ведущим в данной паре. Положение «Я» над кружком другого  интерпретируется как чувство собственного превосходства над ним. Положение «Я» справа относительно другого интерпретируется  как  ощущение значимости данного человека, ощущение себя ведомым в данной паре. Положение «Я» под другим – говорит об ощущении  своей подчиненности и о превосходстве другого.  Близость кружков друг к другу – ощущение психологической близости и чувства  «Мы» с данным человеком. Расстояние между кружками – ощущение психологической дистанции, собственной самостоятельности.

Литература: Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. - Общая психодиагностика,  СПб.: Изд-во «Речь», 2000.



Предварительный просмотр:

Проективный тест: Два круга

Для начала нужно выбрать испытуемого. Предложите ему лист бумаги и карандаш и попросите нарисовать на листе два обыкновенных круга. Первый круг нарисовать будет не сложно, а вот когда дело дойдет до второго, человек обязательно призадумается. Когда на листе образуется какая-то готовая картинка, можно приступать к интерпретации нарисованного.

По большому счёту, здесь имеют значение и расположение на листе, и нажим на карандаш, и многие другие элементы. Однако здесь мы коснемся только основных ключей теста.

Первый нарисованный круг символизирует самого рисовавшего, а второй, как можно легко догадаться – его партнёра, прежде всего супруга или любимого человека. Вспомните какой символ украшает крышу свадебной машины и свадебные пригласительные. Это два кольца, частично перекрывающих друг друга. У большинства людей, воспитанных в классических традициях, получается именно такой символ. Мужчина обычно пририсовывает к первому кругу частично перекрывающий его кружочек поменьше, а женщина, наоборот — побольше. Если эти круги имеют одинаковый размер, то скорее всего брак или партнерство представляется как равноценное сотрудничество, где нет ни ведущего, ни ведомого, и оба партнера равны.

Возможен вариант практически полностью перекрывающихся кругов. В данном случае, скорее всего, человек стремится взять своего партнера под контроль. Или, когда второй кружок практически вписан в первый. Такую картину обычно изображают авторитарные мужчины, тоталитарные руководители, или сверхзаботливые женщины.

Личности с более свободолюбивыми взглядами обычно изображают касательные окружности, которые как бы говорят: «Мы с тобой вместе, но не вмешиваемся во внутренние дела друг друга».

Ещё больше свободы и меньше близости – и кружки оказываются лежащими рядом, но не касаясь друг друга – «рядом, но не вместе» – весьма распространённый случай в наше время.

Но стоит принимать во внимание ещё один довольно интересный факт: особы, принадлежащие к двум последним типам очень легко могут поменяться ролями. Человек способен быть повелителем в семье и одновременно рабом на службе. И наоборот… А вот равным партнёром ему стать гораздо труднее.

Существует один интересный случай из практики психологов. Однажды при помощи данного теста был обследован человек, который был прирождённым одиночкой – таёжник, имеющий полмира знакомых и ни одного близкого друга. Брак для него вообще был немыслим. Нарисовав первый круг, он призадумался и начал выискивать на листе бумаги наиболее подходящее место. И наконец, перебрав все возможные варианты, он перевернул листок и изобразил второй круг, символизирующий партнёра по жизни, в самом дальнем углу обратной стороны листа.



Предварительный просмотр:

Методика «6 кругов».

Детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов. Оно состоит в следующем: детям дается стандартный альбомный лист бумаги (А4) с нарисованными на нем в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см), на одинаковом расстоянии от верхнего и нижнего края листа. Предлагается рассмотреть нарисованные круги и подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво.

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом:

по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребенком в образы, и составляет тот балл, который выставляется. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставляется оценка 6, если 5, то оценка была 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания всей группы в целом.

Следующий критерий — «разработанность образа», этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребенком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трехбалльной шкале.

1 балл — дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);

2 балла — дорисовывание с передачей нескольких (2—3) признаков;

3 балла — дорисовывание с передачей более трех признаков.

К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» также оцениваются по трехбалльной системе.

Оценка «3» — высокий уровень — ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного, например, яблоко (желтое, красное, зеленое) или мордочек зверюшек (заяц, мишка и т. п.), или близкого образа.  

Оценка «2» — средний уровень — ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допустили почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформили круги в изображении очень простых, часто встречающихся в жизни предметов (шарик, мяч, яблоко и т. п.).

Оценка «1» — низкий балл — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

Оцениваются не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка: использование цвета в дорисовывании и раскрашивании изображений может быть оценено по 3-балльной системе.

1 балл — использование при закрашивании 1—2 цветов;

2 балла — использование в рисунках в целом 3—4 цветов;

3 балла — использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.



Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ  Я-КОНЦЕПЦИИ

(дошкольники)

Определение эмоционального уровня самооценки  выполняется на основе проективной методики, включающей в себя семь субтестов, в которых школьнику предлагается выбрать свое место или место близких ему людей в схематичных рисунках. Все спонтанные высказывания испытуемого при выполнении субтетов фиксируются в протоколе.

Цель: получить практические навыки применения проективной методики определения эмоционального уровня самооценки.

Материал: рисунки для выполнения субтестов.

Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.

Обработка результатов

Субтест 1. Нормой для ребенка является указание на третий-четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего Я-образа, осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого — заниженную самооценку.

Субтест 2. Позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ними.

Субтест 3. Определяет социальную заинтересованность, чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир людей, а также степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.

Субтест 4. Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства (при указании на левый круг) или своей уникальности (правый круг).

Субтест 5. Идентификация. С кем из перечисленных людей ребенок сильнее идентифицирует себя, при анализе экспериментатор должен обратить внимание на адекватность идентификации полу ребенка.

Субтест 6. Определение степени эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в самом центре круга), более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.

Субтест 7. Оценка сложности Я-КОНЦЕПЦИИ. Чем сложнее выбранная фигура, тем более сложная Я-КОН-ЦЕПЦИЯ ребенка.

По итогам обработки результатов опытов и группового обсуждения выполнить описание Я-КОНЦЕПЦИИ испытуемого.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методика изучения творческого воображения (тест "Круги")

Цель работы: изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения.

Экспериментальный материал: бланк с 20 кругами (диаметр каждого - 3 см); секундомер.

Описание методики: Испытуемому предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу.

Инструкция: "На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Под каждым кругом подпишите что нарисовано. Рисуйте слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты Вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков".

Обработка результатов.

Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.

Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков.

Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом:

а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека ("Природа");

б) предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, т.е. предметы быта, домоводства ("Быт");

в) предметы, используемые в научно-технической деятельности ("Наука и техника");

г) предметы, используемые в спортивных занятиях ("Спорт");

д) предметы, которые не имеют практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать).

Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.

Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.

За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 - 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:

а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека);

б) несуществующие предметы и явления (жилой дом на другой планете);

в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления (ядра атомов, микроб под микроскопом).

Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:

1) по степени самостоятельности:

- репродуктивные, передающие существующие, известные образы:

- конструктивные (творческие), передающие необычные или несуществующие образы;

2) по степени обобщенности:

- конкретные рисунки, изображающие предметы;

- обобщающие ряд зрительных представлений и образов; служащие символом какого-то абстрактного понятия (гранит науки, колесо истории, злость, смерть, печаль);

3) по степени эмоциональности:

- нейтральные (фонтан, Эйфелева башня);

- эмоционально окрашенные, юмористические ("Я дарю вам солнце", "Автобус в час "пик").

Интерпретация результатов.

Конкретные рисунки говорят, в основном, о богатстве образов памяти, сформированности умения быстро актуализировать в кратковременной памяти образы редко встречающихся предметов или явлений.

Обобщающие рисунки являются результатом оперирования более сложными образами, синтезирующими данные чувственного и абстрактного отражения действительности.

Конструктивные (творческие) рисунки являются результатом работы фантазии, воображения. Именно эти рисунки можно считать проявлением оригинальности как качества мыслительной деятельности, творческой активности в процессе выполнения задания.

Выводы: На основе качественной интерпретации рисунков сделать вывод об уровне развития и характере творческого воображения.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА «КОЛЕСО ЖИЗНИ»

На качество жизни каждого человека, его развитие влияет очень много факторов, в том числе и окружение. Личная, социальная, творческая сферы тесно переплетены. Для того, чтобы что-то изменить, важно учитывать их, как по отдельности, так и в целом.

Методика «Колесо жизни» поможет увидеть своеобразную «отправную точку» и понять, куда двигаться дальше, чтобы ощущать себя счастливым человеком.

Итак, «Колесо жизни» – это отражение различных сфер вашей жизни.

   Шаг 1. Сделайте пометки на каждой из осей этого колеса: насколько вы удовлетворены тем, что вы имеете, насколько вы реализовали себя в данном направлении. Оцените каждую сферу вашей жизни по субъективной шкале от 0 до 10 баллов, где 0 – полная неудовлетворенность, а 10 – полная удовлетворенность. Будьте честны по отношению к себе.
   В качестве основных потребностей, напрямую влияющих на качество жизни, были выделены следующие:
Пространство вокруг нас. Насколько вы удовлетворены тем, что вас окружает? Начните с того, что вам ближе всего: например, со своего стола. Ваш стол может быть заваленным, неудобным – или вашей радостью, куда руки ложатся и за которым работать хочется. А ваш рабочий кабинет, ваша квартира... Вы живете в этих пространствах: они вам по душе? Дом, в котором вы живете, – вы им любуетесь? Подъезд, через который вы проходите каждый день, – вас устраивает? Город, в котором живете вы и будут жить ваши дети, – это именно тот город, в котором вы хотите жить? Страна – вы выбираете именно эту? Итак, насколько вас устраивает или нет это пространство, окружающее вас? Свою оценку поставьте на оси черточкой. 10 баллов – устраивает полностью, 0 – не устраивает совершенно.
Семья и друзья – это ваши близкие и родные люди (родители, муж или жена, дети, родственники, круг друзей). Это именно то, что вам нужно? Вы счастливы с ними, у вас такая семья и такие друзья, о которых вам всегда мечталось? Эти люди вам по-настоящему близки? Вас тут все устраивает? Кто-то легко скажет: «Я счастлив, и мне не нужно ни больше, ни меньше!», а кто-то задумается и загрустит…
Здоровье. Полностью здоровых людей, по мнению врачей, в наше время нет. Но каждый из нас знает и чувствует, когда он был более здоров: в этом году или в прошлом, этой осенью или прошедшим летом. Кроме сравнения с тем, что было, важно и сопоставление с теми задачами, которые перед вами стоят. Когда-то вы можете сказать уверенно: «Со здоровьем все в полном порядке, на все мои задачи мне здоровья хватит вполне», а когда-то чувствуете: много чего есть, а вот здоровья явно не хватает...
Деньги. Много денег не бывает. Но у каждого свое ощущение, хватает ему денег или нет. Это сугубо личное, совершенно субъективное ощущение: кто-то и с сотнею долларов в месяц будет счастлив, а для кого-то несколько тысяч долларов является критической чертой, ниже которой опускаться тяжело или вообще немыслимо. Это и вопрос ваших личных потребностей, и обязательств перед другими людьми, и величина задач, которые вы перед собой ставите. Но кто-то скажет уверенно: «С деньгами у меня все в порядке, запас есть», а другой из-за денег готов стреляться или стрелять, настолько вопрос больной и острый.

Карьера. Есть карьера вертикальная – восходящая смена должностей, есть горизонтальная – повышение личного мастерства, а есть еще карьера человека, в которого я вложилась... У каждого есть какая-то субъективная удовлетворенность (или неудовлетворенность) карьерой. Какая она у вас?

Свободное время. Если вдруг вам с утра до вечера нечего делать, нечем заняться, вы ходите и скучаете, ищете чем себя занять – это не свободное время, а пустота вашей жизни. С другой стороны, ваш день может быть как угодно загружен, но если вы можете его менять, убирать ненужное и вставлять то, что вам дорого, ваша жизнь насыщенна, то вы свободны в своем времени. Свободное время – это не пустое время, а время, которым вы можете распоряжаться сами. Как много у вас возможности распоряжаться своим временем?
Развлечение и отдых. Отдых – это дело, после которого хочется поработать. Для кого-то отдых – полежать с книжкой на диване, для другого – побегать на футбольном поле. Мы  разные, но качество своих развлечений и своего отдыха каждый может оценить вполне объективно. Тут все просто: если вам хочется жить и работать – вы отдохнули, если вы веселы, бодры и энергичны – вы развлеклись. Где вы поставите пометку на оси «развлечение и отдых»?

Любовь. Насколько у вас в жизни есть любовь? Неважно, откуда эта любовь, это не обязательно конкретный любимый мужчина или конкретные мои любимые дети, любимая работа, любимый кофе. Это вопрос про ощущение: я живу с любовью или сейчас любовь из моей жизни ушла. Ваша оценка?

Шаг 2. Соедините все ваши пометки плавной линией и посмотрите, какую фигуру вы получили.

  Именно на этом колесе вы едете по жизни. Два основных показателя – это насколько полученная вами фигура гармонична, похожа все-таки на колесо, и каков диаметр этого колеса.
И чем оно у вас «квадратнее», тем больше трудностей и переживаний в вашей жизни. Чем ближе «колесо» к форме правильного круга, тем лучше сбалансирована ваша жизнь. Чем большую площадь занимает фигура, тем более счастливым вы себя ощущаете. Средние показатели отметок – около 5, критический уровень – около 3, отличным результатом являются оценки от 7 и выше во всех секторах.
Если у вас ровное, красивое, но маленькое колесико – вы едете по жизни тихо, спокойно, все ровно плохо, но вы к этому уже привыкли... Когда плохо все, на душе возникает даже определенное спокойствие: «Значит, судьба моя такая!» Но если вдруг на фоне общего ровного «плохо» на одной какой-то оси вспыхивает: «Хорошо, здорово, классно!» – пошла карьера, появились деньги, то прежний уровень вдруг становится ямой, куда так больно падать после жизненного пика...
Если у вас по основным осям высокие показатели, а по какому-то одному пункту – провал. Например, все замечательно: любовь, семья и друзья, но – денег нет. Или: все великолепно – деньги, карьера, любовь, а здоровье подводит. В этой ситуации каждый оборот «колеса» будет вас больно бить в этом месте...

Т.е. сейчас вы видите ту отправную точку, от которой вы пойдете. Вы можете для себя сделать определенные выводы, что вот здесь я практически не участвую, а вот здесь я очень много отдаю самого себя. Можно по любой сфере сказать, что если вы в какой-то сфере очень сильно участвуете, то от этого страдаю другие сферы, на которых практически не остается ни сил, ни времени. Т.е. вы чувствуете себя не совсем счастливым в этой жизни и задаете себе вопросы: что делать? Сколько можно? Почему я что-то делаю, а у меня все равно в жизни что-то происходит не так?

Поэтому вы сейчас видите рисунок вашей жизни и можете исходя из этого рисунка понять, куда вам двигаться, для того, чтобы это колесо превратить в максимально круглое. Чтобы ощущать себя счастливым, полноценным, богатым во всех планах человеком.
Шаг 3. Заштрихуйте ваше сегодняшнее «колесо» и нарисуйте, как оно должно выглядеть через 1 год, через 5-10 лет.

Едва ли серьезным будет рисунок, где вы поверх своего маленького «колесика» нарисуете свое новое «колесо» идеальным кругом с максимальным диаметром (10 баллов по всем осям; через 1 год). Так не бывает. Чудес нет, за любое изменение в своей жизни вам придется платить большой работой, и иногда чем-то приходится жертвовать: когда-то заплатить развлечениями и отдыхом за деньги или карьерой за переезд в другой город, где будет другое, более устраивающее вас пространство жизни.

Нечасто, но бывает, что прибавка только по одной оси вдруг поднимает и все остальные оси. Иногда решение сменить место жительства, купить новую квартиру оказывается и способом наладить отношения с родителями, и качественной мотивацией к работе (отсюда карьера и деньги), и прекращением ненужных «дружб», пустых развлечений, и  возможностью любви...

Шаг 4. «Глядя на колесо моей жизни, я думаю, что мне стоит...». Что добавить, что себе подарить, чтобы ваша жизнь стала и бодрее, и гармоничнее? С какого направления, с какой оси сделать самые первые шаги? На чем сконцентрироваться после этого, чтобы поддержать изменения? А чтобы все это начать делать, чем себя конкретно озадачить в ближайшие дни?
Запишите три своих решения, что вы решаете изменить в ближайшее время в своей жизни. И список конкретных действий, каким образом вы собираетесь эти решения реализовывать.

По каждому сектору, по каждой сфере своей жизни нужно прописать 3-5 задач, целей, которые позволят вам выправить этот сектор. К примеру, у вас стоит низкая оценка в секторе «Здоровье». Вы ставите себе задачу: С завтрашнего утра начать выполнять утреннюю зарядку, начать закаливаться, записаться на этой неделе на фитнес, сходить к врачам и сделать полную проверку своего здоровья и т.д. Т.е. предпринять определенные шаги, чтобы этот сектор начал выравниваться.

Если у вас «просадка» по финансам, то, к примеру, поискать дополнительные источники заработка, подумать об инвестициях, о пассивном доходе.

Ну и так далее. Нужно пройтись по всем секторам и поставить себе задачи, чтобы выровнять ваше колесо. Постарайтесь поставить себе такие задачи, которые вы совершите уже в ближайшее время. Ограничивайте себя двумя месяцами. Т.е. нужно писать те задачи, которые вам по силам выполнить за 2 месяца. Есть такой момент, что если вы о чем-то думаете, то, как правило, вы это не делаете. Если вы это записываете на бумаге, то включается определенные механизмы, которые заставляют это свершиться.

Теперь вы видите цельную картину основных сфер вашей жизни. Все сферы между собой взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Эта методика позволит вам гармонично жить. Поэтому очень желательно, чтобы в последующем каждой из этих сфер вы уже могли поставить высокую оценку. Смогли поехать на своем колесе.

 У любого человека есть множество возможностей улучшить свою жизнь. Дерзайте! Кто, собственно, сможет помешать вам сделать свою жизнь по-настоящему счастливой, если вы действительно этого захотите?



Предварительный просмотр:

Проективный тест «круги и линии» (ваше отношение к карьере)

Инструкция: Перед вами круги и линии (рис. 12). Ваша задача – закрасьте сплошным цветом тот из кругов, который вам больше всего нравится. И еще один круг заштрихуйте или выделите любым удобным вам способом.

Интерпретация:

Рис. 12. Круги и линии

Линии на рисунке имеют свою нумерацию:

Диагональная – первая линия.

Горизонтальная, примыкающая к вертикальной – вторая.

Вертикальная короткая линия – третья.

Отдельная горизонтальная линия – четвертая.

Полностью закрашенный круг – это вы сами, то, что вы собой представляете  в  деловом  и  карьерном  отношении.  А  заштрихованный круг – ваши мечты о карьере, ваши планы, карьерные надежды. Особое значение имеет расположение круга.

Первая линия – это карьерный рост, иерархия, продвижение по службе, деловое поприще, стремление к лидерству.

Вторая линия – работа в коллективе, трудолюбие, исполнительность.

Третья линия – пассивность, лень или усталость, боязнь самостоятельности, неумение действовать решительно.

Четвертая линия – склонность к индивидуальной работе,

независимость, творческая жилка, отстраненность.

Если ваш закрашенный круг находится на первой линии, то это говорит о том, что вы активно строите планы карьеры, вы честолюбивы и амбициозны. Чем выше ваш круг, тем грандиознее ваши планы и карьерные желания.

Круг, расположенный выше всех, – высшая ступенька на карьерной лестнице, и если вы закрасили именно этот круг, то можно сказать, что вы хотели  бы  достичь  высокого  положения  на  службе.  Ролью  простого клерка  вы  не  удовольствуетесь.  Карьера  для  вас  значит  очень  многое. Если же ваш круг находится в нижней точке первой линии, то это говорит либо о достаточной скромности ваших запросов, либо о том, что вы пока не успели осмотреться и предпочитаете некоторое время переждать, прежде чем строить какие-то определенные планы в карьере.

Закрашенный круг на второй линии говорит о том, что вы с удовольствием работаете в коллективе и ничего иного не желаете. Причем круг, расположенный на конце второй линии говорит о том, что в принципе вы могли бы взять на себя руководящую роль при желании.

Закрашенный круг на третьей линии говорит о том, что вы либо очень устали и в настоящий момент нуждаетесь в отдыхе, либо же о том, что вы не любите работать и делаете все от вас зависящее, чтобы увильнуть от работы.

Закрашенный круг на четвертой линии – вы ярко выраженный индивидуалист, не любите и не умеете работать в коллективе, а поддержание   командного   духа   –   явно   не   ваша   сильная   сторона. Вы привыкли отвечать только за себя.

Заштрихованный круг покажет вам, о чем вы мечтаете. Возможно, вы не желаете больше быть карьеристом и хотели бы стать одиночкой, забыть обо всем и снять с себя ответственность



Предварительный просмотр:

Методика определения эмоциональной самооценки  (авт. А.В.Захаров)

 Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

 

 

Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя.

При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.

При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.



Предварительный просмотр:

Семейная социограмма

... возьмите лист бумаги, нарисуйте на нем кружочек диаметром сантиметров 10, и в нем нарисуйте самого семья и членов своей семьи в форме кружков и подишите их имена. 
Социограмма готова.
Было бы интересно, если бы это же самое сделали и другие члены семьи (не сговариваясь между собой), а если потом раздать им ещё по листочку с кругом и попросить нарисовать кружочками "идеальную семью" - информации можно получить много и инсайтов словить массу.


Итак, давайте взглянем на рисунки повнимательнее... (интереснее сначала нарисовать, потом читать интерпретацию)

Семейная социограмма - это рисуночная проективная методика.
Она позволяет наглядно представить семейную систему и разобраться с тем, какое место занимает в семье тот или иной ее член. И даже разобраться в характере коммуникаций в семье. 

На что смотрим: 

1) Число членов семьи, попавших или не попавших в площадь круга. 

  • Если кого-то из членов реальной семьи нет в круге, это может говорить о наличии к ним бессознательных негативных чувств или отсутствие эмоционального контакта с ними.
  • Если в кругу нет самого автора рисунка, то это может быть про трудности его самовыражения в отношениях с близкими, и как результат - чувство неполноценности или безразличие к родным.
  • Если при этом на картинке "идеальная семья" он появляется - значит, у него есть стремление занять место в семье, ему хочется быть вовлеченным в процессы семейных отношений.
  • Изображение персонажа, который к реальной семье официально не принадлежит (например, друг или сказочный герой), говорит о неудовлетворенных потребностях.
  • Умерший член семьи изображается часто в случае непережитого горя утраты.



2) Величина кружков- тема значимости, самооценки, иерархии.

  • Если кружок "Я" по сравнению с другими членами семьи меньшего размера - можно предположить низкая самооценка и непринятие образа "Я".
  • Если кружок "Я" идеального больше "Я" реального, то можно допустить наличие внутриличностного конфликта и (или) повышенного уровня невротизации.
  • Величина кружков других членов семьи свидетельствует об их значимости в глазах автора рисунка.



3) Расположение кружков относительно друг друга- о психологической дистанции.

  • Кто ближе всех к автору рисунка эмоционально, либо кто вызывает у автора наибольшее беспокойство (за этого человека), тот ближе нарисован.
  • Кружки, которые соприкасаются, говорят о тесном психологическом контакте или коалиции.
  • Удаленность одного кружка от других может указывать на конфликтные отношения в семье, переживание эмоционального отвержения.
  • Накладывание одного кружка на другой - слияние, симбиотическая связь, недостаточная дифференцированность (выделенность, отдельность) "Я". Об этом же может говорить изображение членов семьи в одну линию.
  • Кружок, который изображен выше всех, обозначает того, кто обладает, по мнению автора рисунка, большей властью. Ниже всех, соответственно, тот, кто самой меньшей.



4) Пространство круга

Круг - аналог жизненного пространства. Каждый член семьи, как и в жизни, бессознательно стремится занять столько места, сколько он заслуживает. Если в реальной и идеальной картинке человек "занимает" одинаковое пространство, он удовлетворен своим жизненным пространством, если нет - то неудовлетворен. 
Член семьи, вызывающий наибольшую тревогу, изображается в виде сильно заштрихованного кружка или его контур обведен в несколько раз.
 

Как можно "поиграть" с социограммой, чтобы получить информацию о самочувствии членов семьи и динамике внутри семейной системы (варианты использования):

  • Семейная хроника (как выглядела ваша семья до рождения ребенка... как после....)
  • Динамика изменений семьи при наличии какого-то симптома (как выглядит ваша семья в момент побега ребенка из дома... как после возвращения... и т.д.)
  • Как бы изобразила социограмму ваша дочь? (отсутствующий член семьи)
  • "Идеальная" семья
  • Рисование членов семьи в виде разных фигур (психогеометрический тест)
  • Рисование различными цветами (предварительно ранжировать: "разложи карандаши в ряд от того, который больше всего нравится до того, который меньше всего" - перед рисованием карандаши смешиваются в кучку)
  • Ребенку до 7 лет лучше дать готовые вырезанные кружки разного размера - "Разложи"
  • Особенно интересно делать одну общую социограмму всей семьей - и обсуждать процесс и результат :)



Предварительный просмотр:

"Циклический тест времени"

     "С помощью трех кругов попробуйте изобразить на бумаге свои представления о времени. Круги обозначают прошлое, настоящее и будущее. Расположите эти круги так, чтобы они выражали ваши переживания, взаимосвязи вашего личного прошлого, настоящего и будущего. Вы можете использовать круги разной величины. Обозначьте, какой круг соответствует прошлому, какой - настоящему, какой - будущему". (Е.И.Головаха, А.А.Кроник. Психологическое время

личности. - К., 1984, с.79)

Возможная интерпретация: первый и второй временные модусы связаны, образуя один полюс. «Будущее» не понятно, пугает, переживание отсутствия средств для дальнейшего овладения предстоящими событиями. Достижение поставленных целей забирает дальние перспективы. Человек, забравшись «наверх», не знает куда двигаться дальше. Покоренные высоты в профессиональной деятельности не дают нового направления, потому что не отрефлексированы пути дальнейшего развития. Вот и наш начальник растерялся, всю свою сознательную жизнь двигался к намеченной цели, а, достигнув ее, оценил свой путь как пройденный, лишенный значимых перспектив.

Обращаясь к данной методике, какие еще могли быть результаты исследования?

При условии взаимосвязи трех образов времени — гармоничное представление о себе. «Я» мыслится плавно меняющимся, без ярко выраженных метаморфоз.

Если образ «прошлого» оторван от «настоящего с будущим», то оно представляется чем-то совершенно чуждым, отношение к нему неизменно критично.

Изоляция «настоящего» свидетельствует об утрате личностью актуального состояния. Человек, двигающийся в намеченном направлении останавливается, и не может определиться, что делать дальше и имелся ли смысл в прошедшем. Возникает желание вернуться и исправить что-то в настоящем, чтобы наладить временную цепочку.

Три времени мыслятся как разные состояния, каждое из которых наступает вдруг, вне каких бы то ни было предпосылок на предшествующих этапах развития. Это свидетельствует о низком уровне рефлексии, отсутствии желания к чему-то привязываться, чтобы позже не разочароваться, то есть, характерна высокая степень тревожности.

Кроме вышеперечисленных достоинств проективной методики, необходимо выделить следующий аспект — представление о времени в форме кругов предоставляет возможность выразить мысль о себе как о человеке, развивающемся, двигающемся от прошлого к будущему. Также важно учитывать масштаб и соотношение геометрических фигур — в этом заключается приоритет идентификации во времени.

Вернемся к нашему начальнику, потерявшему с некоторых пор вкус к жизни. Проблема HR-специалистами была обнаружена, что послужило основой для более детального изучения. Теперь требовалось определить внутреннюю картину травмирующей ситуации. Мы знали, что образ будущего доставляет работнику особенную тревогу и напряженность. Но в чем именно заключается неудовлетворенность во времени?

Согласно методике, человеку, проходящему психологический тест, необходимо выделить наиболее важные события своей жизни, число которых не ограничивается.

События определяются:

  • по времени (дата) и
  • по силе значимости (оценка от +5 до +1 позитивные; от -5 до -1 негативные).

Результаты исследования показали следующее: среди событий прошлого назывались достижения по службе, выполнение крупного проекта, домашние радости, но больше превалировали события рабочего плана, причем оценка им была дана высокая, что подчеркивает эмоциональную значимость. Значит, ценностные ориентации человека лежат именно в этой плоскости. Среди событий будущего (это скорее намеченные цели) не обнаружено четко поставленных приоритетов, к которым необходимо стремиться. Только ожидаемые социальные заслуги, достижения в профессиональном развитии не были освещены. Что еще раз подчеркнуло гипотезу о том, что человек не видит дальнейших перспектив, так как реализация навыков и знаний состоялась. В целом отсутствовала согласованная и непротиворечивая система событий.

Чтобы решить данную проблему, необходимо было определить ориентиры и тем самым восстановить целостную картину жизни.

HR-менеджеры, обсудив с работником полученные результаты исследования, порекомендовали попробовать себя в другой — смежной области. Сотруднику предложили вакансию в соседнем отделе, где должностные обязанности не были настолько знакомы, чтобы выполнять автоматически. Человеку пришло понимание того, что есть куда расти и развиваться!

Сохранение чувства молодости, бодрости духа и хорошего настроения возможно, если это связано с продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее.