Сопровождение обучающихся с ОВЗ

Шмыга Елена Николаевна

На этой страничке представлены рекомендации, памятки, правила организации урока для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

Организация деятельности на уроке.

  • Важны внешние мотивирующие подкрепления.
  • Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно.
  • Создание ситуации успеха на занятии.
  • Благоприятный климат на уроке.
  • Опора на эмоциональное восприятие.
  • Введение физминуток через 15-20 минут.
  • Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
  • Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
  • Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью.
  • Постоянное управление вниманием.
  • При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ.

Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:

  • Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
  • Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.
  • Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
  • Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
  • Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.

Вариативные приемы обучения.

  • Повтор инструкции.
  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
  • Речевой образец или начало фразы.
  • Демонстрация действий.
  • Подбор по аналогии, по противопоставлению.
  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
  • Совместные или имитационные действия.



Предварительный просмотр:

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

Организация деятельности на уроке.

  • Важны внешние мотивирующие подкрепления.
  • Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно.
  • Создание ситуации успеха на занятии.
  • Благоприятный климат на уроке.
  • Опора на эмоциональное восприятие.
  • Введение физминуток через 15-20 минут.
  • Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
  • Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
  • Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью.остоянное управление вниманием.
  • При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ.

Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:

  • Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
  • Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.
  • Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
  • Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
  • Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.

Вариативные приемы обучения.

  • Повтор инструкции.
  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
  • Речевой образец или начало фразы.
  • Демонстрация действий.
  • Подбор по аналогии, по противопоставлению.
  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
  • Совместные или имитационные действия.



Предварительный просмотр:

Особенности формулировки заданий:

  • Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
  • Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом. Побуждение ребенка к повторению задания.
  • Задание можно формулировать в несколько этапов. При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…).
  • Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.
  • Давать ребенку возможность закончить начатое задание.

Для успешного освоения адаптированной образовательной программы вся команда педагогов и специалистов должны учитывать следующие особенности при работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья:

  • Использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями. Ежедневно оценивать, акцентировать внимание на хороших оценках. Разрешать переделать задание, с которым ученик не справился. Проводить оценку переделанных работ.
  • Учитывать низкую скорость чтения, счета и письма. Многократное повторение основного материала.
  • Для лучшего запоминания чаще предлагать однотипные задания (одно — решили с учителем, другое — сообща, третье — каждый индивидуально). Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка. Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнение задания.
  • Излагать материал надо маленькими дозами, каждую из них закреплять повторением, констатацией сказанного, решением проблемного вопроса; 2-3 дозы изучаемого материала связывать кратким пересказом.
  • Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания, если ответ не верный, попросить ответить его через некоторое время.
  • Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  • Не отвлекать во время выполнения задания, на какие – либо уточнения, дополнения, так как процесс переключения у них снижен;
  • Организовывать учебную деятельность  с использованием зрительных опор, схем, таблиц.
  • Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.
  • С целью предупреждения переутомления проводить динамические паузы (через 10-15 минут).
  • Развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить у себя ошибки, но делать это тактично.
  • Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. 
  • Стараться активизировать не столько механическую память, сколько смысловую;
  • Сосредоточить внимание на сильных сторонах ученика и опираться на них в процессе обучения.
  • Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства.
  • Постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определенных усилиях. 

Чтоб правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать,

такие аспекты:

1.Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

2.Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

3.Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

4.Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.

5.Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

6.Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

7.Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.



Предварительный просмотр:

Организация обучения по АОП (вариант 5.1)

                

1. Специальные организационные условия:

  • Ежегодная первичная, промежуточная, итоговая психолого-педагогическая диагностика

2пециальные педагогические условия:                                                

  • Реализация адаптированной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития ребенка.
  • Создание адаптивной образовательной среды.

3. Психолого-педагогическое сопровождение:

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута.                        
  • Назначение куратора - члена ПМПк с целью координирования деятельности всех участников образовательного процесса.                

4. Методы, приемы психолого-медико-педагогической помощи:

  • Психолого-педагогическая помощь: сказкотерапия, игры, музыкотерапия, арт-терапия; дыхательная гимнастика (активная, пссивная); артикуляционная гимнастика (активная, пассивная).
  • Комплекс наглядных методов (наглядное подкрепление информации, наглядное подкрепление инструкций, образец выполнения).
  • Комплекс практических методов (индивидуальная корректировка объема задания, помощь в переходах от одной деятельности к другой, побуждение к самостоятельному поиску информации, обучение переносу знаний, обучение работе в паре, в группе).
  • Комплекс словесных методов (рассказ, беседа, объяснение методом "малых шагов" с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов с использованием учащимся схем, алгоритмических предписаний, таблиц, памяток)        .
  • Комплекс игровых методов (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры).
  • Медицинская помощь (по назначению врача).

5. Основные направления коррекционно - педагогической работы:

  • Совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики).                                                                
  • Воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.
  • Пропедевтика математических представлений формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса.                                
  • Развитие графических навыков.                                                                
  • Развитие речи: формирование фонетически правильной речи, фонематического восприятия, лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи        .        
  • Профилактика нарушений чтения и письма.                                                
  • Освоение предметных областей в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой.

        



Предварительный просмотр:

Организация обучения по АОП (вариант 5.2)

1. Сетевая форма реализации образовательных программ.

2. Специальные технические средства обучения: классная магнитная доска, мультимедийный проектор, мультимедийные образовательные ресурсы.

3. Специальные учебники и дидактические пособия:

учебники и дидактические пособия, рекомендованные адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ (вариант 5.2)        

                

4. Специальные организационные условия:

  • Ежегодная первичная, промежуточная, итоговая психолого-педагогическая диагностика
  • Создание доступного для учащихся пространства: удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядном материалом о правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событий в школе.

5пециальные педагогические условия:                                                

  • Реализация адаптированной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития ребенка.

        

6. Особые условия проведения промежуточной аттестации и ГИА:

  • Особая форма организации аттестации (в малой группе, индивидуально) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся.
  • Привычная обстановка в классе.                                                                
  • Адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению, упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность выполнения задания, дополнительное прочтение педагогом письменной  инструкции вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами).
  • Адаптирование текста задания с учетом образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (крупный шрифт, четкое ограничение одного задания от другого, упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению).        
  • При необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторное разъяснение инструкции к заданию).                                
  • Увеличение времени на выполнение заданий.                                                
  • Возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.                                
  • Исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.                                                

7. Методы, приемы психолого-медико-педагогической помощи:

  • Комплекс словесных методов (рассказ, беседа, объяснение методом "малых шагов" с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов с использованием учащимся схем, алгоритмических предписаний, таблиц, памяток)        .
  • Медицинская помощь (по назначению врача).

8. Психолого-педагогическое сопровождение:

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута.                        
  • Назначение куратора - члена ПМПк с целью координирования деятельности всех участников образовательного процесса.                                                        

9. Основные направления коррекционно - педагогической работы:

  • Совершенствование моторный функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики).                                                                
  • Воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.
  • Пропедевтика математических представлений формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса.                                
  • Развитие графических навыков.                                                                
  • Развитие речи: формирование фонетически правильной речи, фонематического восприятия, лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи        .        
  • Профилактика нарушений чтения и письма.                                                
  • Освоение предметных областей в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой.

        



Предварительный просмотр:

Организация обучения по АОП (вариант 7.1)

1.Сетевая форма реализации образовательных программ.

2. Специальные технические средства обучения: специализированные аппаратно-программные комплексы (классная магнитная доска, мультимедийный проектор с экраном, интерактивная доска,  программные продукты, музыкальные центры, мультимедийные образовательные ресурсы).

3. Специальные учебники и дидактические пособия: не требуются.

4.Специальные организационные условия:

  • Ежегодная первичная, промежуточная, итоговая психолого-педагогическая диагностика.
  • Организация рабочего пространства: обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога.
  • Создание доступного для учащихся пространства: удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядном материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе.
  • Организация временного режима: объем нагрузки регулируется с учетом времени на самостоятельную работу, отдых, удовлетворение потребности в двигательной активности.

5.Специальные педагогические условия:

  • Реализация адаптированной образовательной программы с учетом особенностей психофизического состояния обучающегося.                        
  • Обучение в процессе деятельности всех видов - игровой, трудовой, предметно-практической, учебной, путем изменения способов подачи информации, особой методики предъявления учебных заданий.                                                
  • Наглядное подкрепление информации.                                                        
  • Наглядное подкрепление инструкций.                                                        
  • Выполнения задания по образцу.                                                                

6. Особые условия проведения промежуточной аттестации и ГИА:

  • Особая форма организации аттестации (в малой группе, индивидуально) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся.        
  • Привычная обстановка в классе.                                                        
  • Адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению, упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность выполнения задания, дополнительное прочтение педагогом письменной  инструкции вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами).
  • Адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся  (крупный шрифт, четкое ограничение одного задания от другого, упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению).
  • При необходимости предоставление диффренцрованной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторное разъяснение инструкции к заданию).
  • Увеличение времени на выполнение заданий.
  • Возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.        
  • Исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

7. Методы, приемы психолого-медико-педагогической помощи:

  • Комплекс словесных методов (рассказ, беседа, объяснение методом "малых шагов" с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов с использованием учащимся схем, алгоритмических предписаний, таблиц, памяток)        .
  • Медицинская помощь (по назначению врача).                                                                                                

8. Психолого-педагогическое сопровождение

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута.                        
  • Назначение куратора - члена ПМПк с целью координирования деятельности всех участников образовательного процесса.        

                                                

9. Основные направления коррекционно - педагогической работы:                

1.Формирование способов учебной деятельности по следующим этапам:

  • обучение умению ориентироваться в задании
  • обучение выполнению учебных действий по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого
  • обучение выполнению учебных действий по словесной инструкции при ее последовательном изложении
  • выполнение учебных действий по внутреннему плану.                                

2.Развитие устной и письменной речи                                                

3. Формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.

4. Помощь в переходах от одной деятельности у другой.

5. Побуждение к самостоятельному поиску информации.        

6. Обучение переносу знаний.        

7. Обучение работе в паре, группе        .

8. Освоение предметных областей в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой.



Предварительный просмотр:

Организация обучения по АОП (вариант 7.2)

1.Сетевая форма реализации образовательных программ.

2. Специальные технические средства обучения: специализированные аппаратно-программные комплексы (классная магнитная доска, мультимедийный проектор с экраном, интерактивная доска,  программные продукты, музыкальные центры, мультимедийные образовательные ресурсы)

3. Специальные учебники и дидактические пособия: учебники и дидактические пособия, рекомендованные адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2)        

4.Специальные организационные условия:

  • Ежегодная первичная, промежуточная, итоговая психолого-педагогическая диагностика.
  • Организация рабочего пространства: обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога.
  • Создание доступного для учащихся пространства: удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядном материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе.
  • Организация временного режима: объем нагрузки регулируется с учетом времени на самостоятельную работу, отдых, удовлетворение потребности в двигательной активности.

5.Специальные педагогические условия:

  • Реализация адаптированной образовательной программы с учетом особенностей психофизического состояния обучающегося; с учетом скорости и объема предъявляемого материала.                        
  • Обучение в процессе деятельности всех видов - игровой, трудовой, предметно-практической, учебной, путем изменения способов подачи информации, особой методики предъявления учебных заданий.                                                
  • Наглядное подкрепление информации.                                                        
  • Наглядное подкрепление инструкций.                                                        
  • Выполнения задания по образцу.                                                                

6. Особые условия проведения промежуточной аттестации и ГИА:

  • Особая форма организации аттестации (в малой группе, индивидуально) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся.        
  • Привычная обстановка в классе.                                                        
  • Адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению, упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность выполнения задания, дополнительное прочтение педагогом письменной  инструкции вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами).
  • Адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся  (крупный шрифт, четкое ограничение одного задания от другого, упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению).
  • При необходимости предоставление диффренцрованной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторное разъяснение инструкции к заданию).
  • Увеличение времени на выполнение заданий.
  • Возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.        
  • Исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

7. Методы, приемы психолого-медико-педагогической помощи:

  • Комплекс словесных методов (рассказ, беседа, объяснение методом "малых шагов" с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов с использованием учащимся схем, алгоритмических предписаний, таблиц, памяток).
  • Медицинская помощь (по назначению врача).                                                                                                

8. Психолого-педагогическое сопровождение

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута.                        
  • Назначение куратора - члена ПМПк с целью координирования деятельности всех участников образовательного процесса.        

                                                

9. Основные направления коррекционно - педагогической работы:                

1.Формирование способов учебной деятельности по следующим этапам:

  • обучение умению ориентироваться в задании
  • обучение выполнению учебных действий по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого
  • обучение выполнению учебных действий по словесной инструкции при ее последовательном изложении
  • выполнение учебных действий по внутреннему плану.                                

2.Развитие устной и письменной речи                                                

3. Формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.

4. Помощь в переходах от одной деятельности у другой.

5. Побуждение к самостоятельному поиску информации.        

6. Обучение переносу знаний.        

7. Обучение работе в паре, группе        .



Предварительный просмотр:

Методы и приемы используемые на уроке

Принцип коррекционно-развивающего обучения

Принципы

Методы реализации в уроке

1

Динамичность восприятия

  1. задания по степени нарастающей трудности;
  2. включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный характер: дети слушают и отвечают (беседа), слушают и смотрят (рассказ учителя), читают и думают (с.р. с учебником), пишут, играют. Только при таком подходе реализуется охранительный режим обучения
  3. разнообразные типы структур уроков для смены видов деятельности учащихся

2

Продуктивная обработка информации

  1. задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;
  2. дозированная поэтапная помощь педагога;
  3. перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание.

3

Развитие и коррекция ВПФ

  1. включение в урок специальных упражнений по коррекции ВПФ;
  2. задания с опорой на несколько анализаторов.

4

Мотивация к обучению

  1. постановка законченных инструкций;
  2.  включение в урок современных реалий;
  3. создание условий для достижения, а не получения оценки;
  4.  проблемные задания, познавательные вопросы;
  5. призы, поощрения, развернутая словесная

Рекомендации по работе с детьми с ЗПР

Ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание.

  1. Привлекайте различные виды деятельности - игровую, трудовую, предметно- практическую, учебную - для повышения уровня умственного развития учащихся: для того, чтобы избежать быстрого утомления, типичного для детей с задержкой психического развития, целесообразно переключать учеников с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
  2. При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребенок Вас понял.

Рационально используйте разнообразный наглядный материал в соответствии задачами урока. Это позволит создать полисенсорную основу для обучения, повысить мотивацию учащихся, однако не даст возможности детям отвлекаться от содержания урока.

Используйте для каждого ребенка с задержкой психического развития необходимые ему наглядные опоры (например, у каждого ребенка есть своя тетрадь, в которой он фиксирует именно то правило, которое плохо усваивает).

  1. Поддерживайте и поощряйте любое проявление детской любознательности и инициативы.
  2. Используйте разнообразные педагогические меры по отношению к ученику: интересы детей с задержкой психического развития, как правило, имеют узкую направленность, малоустойчивы; найти нужную меру воздействия удается не всегда сразу - одна и та же мера нередко теряет силу в связи с адаптацией ученика к ней.
  3. Нужно как можно лучше наладить внешнюю обратную связь в преподавании и внутреннюю обратную связь в учении. Обратная связь нужна не только учителю (контроль и регуляция), но и ученику (самоконтроль и саморегуляция).
  4. Оценивайте успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, к познавательной самостоятельности, от действенного интереса к учению.
  5. Учитывайте и не нарушайте этапность формирования способов учебной деятельности: сначала детей учат ориентироваться в задании, затем выполнять учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого, затем - по словесной инструкции при ее последовательном изложении.
  6. Проявляйте особый педагогический такт в работе с детьми с задержкой психического развития - необходимо замечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности, поддерживать положительный эмоциональный настрой.
  7. Используйте индивидуальный подход при оценивании деятельности детей: обязательно поощряйте ребенка, если он справился с заданием, и не допускайте никаких упреков в адрес тех детей, которые что-то хуже сделали.
  8. Не оценивайте результаты труда ребенка в сравнении с другими учащимися. Важно поощрять каждое отдельное продвижение вперед конкретного ученика и оценивать не столько конечный результат, сколько познавательный процесс, деятельность ребенка, его динамику в развитии.
  9. Для детей с задержкой психического развития оценивание учебных действий, выполненных заданий чрезвычайно важно, так как позволяет им ориентироваться на произведенное действие, получившее положительную оценку взрослого, как на образец, инструкцию к дальнейшей деятельности.

Составлять планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании. 

Формы могут быть разные, главное - отразить в ходе урока траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе детей «нормы».

Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения поставленных задач урока. Их следует умело отбирать и использовать.

Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. 

Конечно, работая с детьми с ограниченными  возможностями, необходимо учитывать  и их психологические особенности.

Как формулировать задание  для детей ОВЗ

1.Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде. 

2.Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.

3.Дайте возможность ребенку закончить начатое дело.

Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе.

На уроках используется система взаимоконтроля, проводиться работа в группах, что позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих одноклассников.

Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения определенных заданий чаще всего составление диалога.

 Необходимо создавать алгоритм (карточка-инструктаж) для учащихся для большинства их действий. Он может быть представлен в наглядных схемах, таблицах, памятках, которые помогут в проверке самого себя и осознания ученика, на каком этапе у него возникает проблема и устранить (исправить) ее. Алгоритм так же может присутствовать в проведении всего урока, который потом станет привычным для учащихся и будет самостоятельно регулировать дисциплину и качество урока (план урок, и на каждом этапе урока оцениваем себя). Однако урок не должен представлять собой рутину и однообразие каждый день. В начале урока всегда нужно придумывать что-то, что привлечет внимание учащихся и настроит их на продуктивную работу, таким образом, вы организуете детей к уроку и к восприятию новой темы или продолжению изучения. (кроссворд, ребус, стих и т.д.)

–Иллюстративный материал для смены вида деятельности, использующийся в ходе занятий, который развивает зрительное восприятие, внимание и память ребенка.

– Обязательно наличие физминуток на уроках математики, хорошо, когда их можно связать с темой, которая рассматривается на уроке, это поможет переключить внимание детей на другой вид деятельности, даст возможность учащимся отдохнуть и в то же время сделает акцент на использовании того, что изучается на уроке;

Кинезиологические упражнения, которые включают в себя растяжку, глазодвигательные, дыхательные, телесные упражнения, а так же упражнения развития мелкой моторики, релаксация и массаж, также можно использовать в качестве физминутки. Эти упражнения очень важны для детей с ОВЗ, в силу особенностей развития.



Предварительный просмотр:

Общие особенности развития детей с ОВЗ, которые определяют трудности формирования УУД

  1. Трудности во взаимодействии с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, искажению способов общения с другими людьми.
  2. Особенности развития личности детей и подростков с ОВЗ: для них характерна неадекватная самооценка - переоценка или недооценка собственных возможностей, способностей, достижений. Нарушения в развитии личности особенно сильно выражены в тех случаях, когда коррекционная работа проводится несвоевременно, или при неблагоприятном социальном окружении, при неадекватных изменениях в родительских установках.

Специфические закономерности нарушенного развития

  1. Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, которое может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерным только для определенного периода онтогенеза (например, снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор при нарушении зрения или слуха).
  2. Трудности словесного опосредствования.
  3. Замедление процесса формирования понятий.

Диагностика познавательных универсальных учебных действий

Школьники с ОВЗ затрудняются:

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • ориентироваться в разнообразных способах решения задач, в осмыслении художественных и познавательных текстов;
  • не всегда могут выделять существенную информацию (в том числе – из текстов разных видов);
  • с большим трудом осуществляют анализ и синтез, сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • с большим трудом устанавливают причинно-следственные связи, не умеют устанавливать аналогии;
  • не всегда могут осуществлять расширенный поиск информации (с использованием ресурсов библиотеки);
  • сложно создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
  • Дети с ОВЗ не умеют осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач (когнитивные составляющие).

Уровни сформированности познавательных УУД

При высоком уровне развития познавательных УУД ребенок осуществляет анализ объектов, самостоятельно достраивая недостающие компоненты. Осуществляет синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. Проводит сравнение, сериацию и классификацию предметов и явлений по самостоятельно выбранным критериям. Строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, в широком круге изучаемых явлений. Формулирует и выстраивает логическую цепочку рассуждений. Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач. Произвольно и осознанно владеет общими приемами решения задач.

На базовом уровне осуществляет анализ объектов, выделяет их существенные и несущественные признаки. Осуществляет синтез как составление целого из частей. Проводит сравнение, сериацию и классификацию предметов и явлений по заданным критериям. Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Выстраивает логическую цепочку рассуждений с анализом истинности утверждений. Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (включая концептуальные) для решения задач.

• При низком уровне испытывает трудности (не осуществляет) анализа объектов, не выделяет их существенные признаки. Испытывает значительные затруднения в осуществлении синтеза как составление целого из частей. Затрудняется в проведении сравнения, сериации и классификации предметов и явлений по заданным критериям. Испытывает выраженные сложности в установлении причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений. Не может выстроить логическую цепочку рассуждений с анализом истинности утверждений. Затрудняется в использовании знаково- символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

  • принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);
  • план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
  • контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);
  • оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);
  • мера разделенности действия (совместное или разделенное);
  • темп и ритм выполнения.

Диагностика Личностных и коммуникативных УУД

  1. У детей с ОВЗ всех категорий недостаточно сформированы личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:
  • они не в полной мере овладевают умениями соотносить поступки и события с принятыми этическими и моральными нормами;
  • у них замедленно формируются все компоненты личностной структуры (эмоционально-волевые компоненты ООП).
  1. Особые трудности вызывает овладение коммуникативными УУД, обеспечивающими социальную компетентность:
  • школьники с ОВЗ при переходе часто не учитывают разные точки зрения собеседников, не стремятся к сотрудничеству;
  • не умеют четко формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в конфликтной ситуации;
  • затрудняются задавать вопросы, контролировать себя и партнера, адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, продуктивный диалог.

Критерии сформированности коммуникативных УУД

  • этапы развертывания коммуникативного акта

(коммуникативное ядро, первичные коммуникативные навыки, комплексные коммуникативные умения); структура коммуникативного акта (инициация, коммуникативная стратегия (цель), коммуникативная ситуация, коммуникативные тактики (речевые действия);

  • организационные формы общения (установление отношений, планирование совместных действий, обсуждение результатов деятельности); Sобщение на разных уровнях (в паре; в группе; в

классе);

  • вид общения (речевое монологическое, диалогическое; речевое устное, письменное;

Особенности детей с ЗПР

  1. Свойственна поверхностность мышления, его направленность на случайные признаки, что особенно ярко проявляется на словесном уровне снижение познавательной активности. Примером является невыраженность возраста «почемучек»; в проблемных ситуациях.
  2. При обучении дети не стремятся эффективно использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало предположительных суждений до начала решения задачи. При запоминании снижение познавательной активности проявляется в недостаточной эффективности использования времени, предназначенного для ориентировки в задании, в необходимости постоянного побуждения к припоминанию, 8 неумении использовать приемы, облегчающие запоминание, в сниженном уровне самоконтроля. Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определенного взрослым.

Для детей с НОДА

Для детей с НОДА в коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций. Предметы коррекционного цикла следует определять в зависимости от имеющихся у детей нарушений:

  • преимущественно двигательных; - преимущественно речевых;
  • сочетание двигательных и речевых,
  • недостатков общего психического развития.

В цикл коррекционных занятий для детей с НОДА обязательно включаются:

  • логопедические занятия для детей с речевой патологией, с использованием компьютерных программ при самых тяжелых нарушениях (анартрия);
  • индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций;

        Содержание индивидуальных и групповых коррекционных занятий в начальной школе определяется соответствующими рекомендациями (методические рекомендации «Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами», НИИД, 1975).

        В них сформулированы основные требования к достижениям учащихся в овладении двигательными навыками и речью. В дальнейшем содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от структуры речевого и двигательного дефекта каждого учащегося. Соотношение методов на каждом этапе обучения и воспитания детей с НОДА определяется уровнем двигательного, познавательного, речевого развития детей и задачами, стоящими перед педагогом.

Описание специальных образовательных условий для детей с нарушениями умственного развития

        Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана: математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика (3-й час физической культуры), трудовое обучение.

        В содержание учебных программ «Русский язык» (автор программ - РД. Тригер), «Литературное чтение» (авторы программ - Ю.А. Костенкова, Н.А. Цыпина), «Математика» (автор программ - Г.М. Капустина) введены разделы, ориентированные на подготовку детей к восприятию последующего учебного материала. Изучение наиболее трудных разделов программ предваряется различного рода практическими заданиями, которые способствуют накоплению у школьников непосредственных наблюдений.

        На уроках «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (автор программы - С.Г. Шевченко) решаются задачи восполнения пробелов в развитии детей, расширения их кругозора, обогащения чувственного опыта, формирования общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненному опыту ребенка материале, пополнения словаря и развития связной монологической речи. Использование Содержание программ «Физическая культура» (автор - Е.Н. Морсакова) и «Ритмика» (автор - Н.А. Цыпина) направлено на обеспечение двигательных потребностей детей, на развитие их моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, на улучшение эмоционального состояния.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционные приемы по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ Педагог-психолог МАОУ СОШ №54 Шмыга Елена Николаевна

Слайд 2

1.Составлять планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями. 2. Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

Слайд 3

Формы могут быть разные, главное - отразить в ходе урока траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе детей «нормы». Методы и приемы учителя - это средства, при помощи которых он добивается решения поставленных задач урока. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности.

Слайд 4

Как формулировать задание для детей ОВЗ 1.Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде. 2.Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом. 3.Дайте возможность ребенку закончить начатое дело.

Слайд 5

Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. На уроках используется система взаимоконтроля, проводиться работа в группах, что позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих одноклассников. Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения определенных заданий чаще всего составление диалога.

Слайд 6

Необходимо создавать алгоритм (карточка-инструктаж) для учащихся для большинства их действий. Он может быть представлен в наглядных схемах, таблицах, памятках, которые помогут в проверке самого себя и осознания ученика, на каком этапе у него возникает проблема и устранить (исправить) ее. Алгоритм так же может присутствовать в проведении всего урока, который потом станет привычным для учащихся и будет самостоятельно регулировать дисциплину и качество урока (план урок, и на каждом этапе урока оцениваем себя). Урок не должен представлять собой рутину и однообразие каждый день. В начале урока всегда нужно придумывать что-то, что привлечет внимание учащихся и настроит их на продуктивную работу, таким образом, вы организуете детей к уроку и к восприятию новой темы или продолжению изучения. (кроссворд, ребус, стих и т.д.)

Слайд 7

– Иллюстративный материал для смены вида деятельности, использующийся в ходе занятий, который развивает зрительное восприятие, внимание и память ребенка. – Обязательно наличие физминуток на уроках математики, хорошо, когда их можно связать с темой, которая рассматривается на уроке, это поможет переключить внимание детей на другой вид деятельности, даст возможность учащимся отдохнуть и в то же время сделает акцент на использовании того, что изучается на уроке; Кинезиологические упражнения, которые включают в себя растяжку, глазодвигательные, дыхательные, телесные упражнения, а так же упражнения развития мелкой моторики, релаксация и массаж, также можно использовать в качестве физминутки. Эти упражнения очень важны для детей с ОВЗ, в силу особенностей развития (глаз путешественник: развесить в разных углах класса(доски), рисунки животных, дроби, геометрические фигуры и не поворачивая головы найти указанный предмет)

Слайд 8

Получи предложение 22 юиян 9114 огад аначальс овйна. Епврйы опелт в окмссо ыбл 21 паерял 9116 огад.

Слайд 9

Найди лишнее Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание Запятая, точка, двоеточие, союз, тире Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг 8,20, -4, 18, 5 145, -434, 56, -186, 875

Слайд 10

Выделение существенных признаков Геометрия (фигура, точка, свойства, уравнения, теорема) Уравнение (корень, равенство, сумма, неизвестное, произведение) Сумма (слагаемое, равенство, плюс, делитель, множитель) Периметр (разность, сторона, сумма, фигура, прямоугольник) Координата (плоскость, абсцисса, ось, ордината, прямая)

Слайд 11

Исправь ошибку! 10 < 10 8+7 6+3=10

Слайд 12

Проверь! 10 < 10 6+3=10 10 <100 6+3=10-1 10< 10+1 1+6+3=10 12-10 < 10

Слайд 13

«Продолжи числовой ряд» . 2, 4, 6, 8, ... 21, 18, 16, 13, 11, 8, ... 9, 1, 7, 1, 5, 1, ...

Слайд 14

Проверь 2, 4, 6, 8, ... (10, 12); 21, 18, 16, 13, 11, 8, ... (6, 3); 9, 1, 7, 1, 5, 1, ... (3, 1)

Слайд 15

На доске написаны части выражений и цифры. Из этих частей вам надо составить полное выражение (правило, утверждение и т.д.). Периметр – это (1) вопросы: Кто? Что? (9) Подлежащее отвечает на (2) сумма длин всех сторон (5) Графиком линейной функции озеро (8) является (3) Байкал – это (4) прямая (7) Ответы: 15, 29, 37, 48

Слайд 16

Расшифруйте слова при помощи таблицы — шифра. Зашифрованные слова: 6740, 434675, 43125, 624ь, 9265, 521290. Ответы: лиса, суслик, сурок, лось, волк, корова Найдите лишнее слово. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А Р О У С К Л И Ы В

Слайд 17

Используя таблицу, решите зашифрованные примеры. Ответы зашифруйте и запомните. МА - В =? (П)/8; ПО - МО =? (ИА)/70; ВЕ - Е =? (ВА)/20; ТС - СС =? (ЕА)/30; СА - МА =? (ОА)/50 КК - ВВ =? (ВВ)/22 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А М В Е К О С И П Т

Слайд 18

Выделение признаков предмета: Русский язык. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе яблока, лимона, апельсина? Сколько букв имеют слова: снег, кит, морж, метр? Сколько в них слогов? Укажите признаки слов: пенал, кнопка, фломастер.

Слайд 19

Выделение признаков предмета: Природоведение. Что можно сказать о тигре, кошке, мыши слоне, как о животных? Назовите признаки времен года? Как изменяется состояние почвы?

Слайд 20

Выделение признаков предмета: Математика. Из каких цифр состоит число 27? С какой цифры начинаются числа: 14, 18, 25, 46, 37, 56? Какую форму имеет эта фигура? Укажите признаки чисел: 2, 24, 241.

Слайд 21

Узнавание предметов по заданным признакам: Русский язык. Назови предмет, про который можно сказать: белый, сладкий, твердый? Какой предмет обладает одновременно данными признаками: пушистый, ходит, мяукает? Кто или что может быть: высоким или низким, холодным или горячим, узким или широким?

Слайд 22

Узнавание предметов по заданным признакам: Природоведение. Какому времени года соответствует это описание: жарко, печет солнце, день длинный, на деревьях зеленая листва? День становиться длиннее, все больше становиться солнечных дней, появляется зеленая травка?

Слайд 23

Узнавание предметов по заданным признакам: Математика. Какой предмет обладает одновременно данными признаками: имеет 3 стороны и 3 угла; 4 стороны и 4 угла? Вставь пропущенные числа: 5,15,…,35, 45,… 2,6,…, 18, 22,…, 30

Слайд 24

Классификация: Русский язык. Ухо Перо Ваза Кот Гриб Стол Ель Выбери подпись к каждому столбику: Слова разделены по числу букв. Слова разделены по числу слогов. Слова разделены по родам.

Слайд 25

Классификация: Русский язык. Ваза Роза Рука Перо Рот Зуб Ток Ель Выбери подпись к каждому столбику: Слова разделены по числу букв. Слова разделены по числу слогов. Слова разделены по родам.

Слайд 26

Классификация: Математика. Отметь, по какому признаку разделены кружки: По цвету. По величине. По цвету и величине.

Слайд 27

Классификация: Береза Клен Тополь Дуб Ель Сосна Лиственница Шиповник Орешник Жимолость Одуванчик Колокольчик Тимофеевка Природоведение. Выбери подпись к каждому столбику: Кустарники, деревья лиственные, деревья хвойные, травы.



Предварительный просмотр:

Массаж «Заряд бодрости»

 Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей - один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку. Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку, помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую.

Учитель следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильность нахождения точек.

Для улучшения общего и мозгового кровообращения.

Стоя, в быстром темпе подниматься на носки 10 раз. Дыхание произвольное. Сядьте на край стула. Опуская голову и наклоняя туловище вперед, вдохните диафрагмой. Отклоняя голову назад и выпрямляя туловище, сделайте выдох. (8 раз).

Для снятия усталости и нервного напряжения.

Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы, опираясь о руки, выглядываете из окна. Всего 10 – 15 сек. – и стало жарко. Повторите 3 раза, и у всех во рту станет влажно.

Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвонка. Тяните ровно так, чтобы было приятно в течение 10 – 15 сек.

Упражнение лучше выполнять перед сложной работой.

Учащиеся быстро сжимают и разжимают пальцы рук и одновременно так же быстро моргают. Затем крепко зажмуривают глаза, сжимают кулаки и про себя говорят: «Я справлюсь! Я могу ! Я ничего не боюсь!..»

Движения выпрямленными пальцами

  1. Поднять кисти рук на уровень груди и повернуть их ладонями друг к другу. Разогнув до предела пальцы, и отведя их, как можно больше друг от друга, начиная от мизинца, поочередно приближая пальцы к ладони, не сгибая их в суставах фаланг. Волнообразные, от мизинца к большому пальцу и опять к мизинцу, движения выполнять симметрично обеими руками. Дыхание не задерживать. Повторить упражнение 15- 20 раз.
  2. Симметричные пальцы обеих рук соединены кончиками, локти отведены в стороны. Разводя выпрямленные пальцы, с усилием медленно приблизить ладони друг к другу, затем вернуться в исходное положение, расслабляя пальцы. Дыхание произвольное повторить 15- 20 раз.
  3. Сидя за партой, положить на нее руки. Сжимать и разжимать пальцы рук, одновременно плотно открывать и закрывать глаза (3-4 раза, темп медленный). Упражнение является активным отдыхом для мышц кистей рук и зрительного анализатора. Его необходимо выполнять с небольшой паузой.
  4. Сидя за партой, опереться на локти. Разводить и сводить пальцы «веером» (3-4 раза, темп медленный). Упражнение способствует укреплению мышц пальцев.

Упражнения для улучшения памяти

Надавливание кончиками пальцев

  1. Большой и указательный пальцы сложить кончиками вместе, с усилием прижать друг к другу. То же упражнение сделать для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца, стараясь, чтобы остальные пальцы были при этом максимально выпрямленными и напряженными.
  2. Кончиком большого пальца сильно надавить на основание каждого последующего пальца. Каждое упражнение повторить по 15 – 20 раз для каждой руки.

Упражнения для повышения внимательности

 К основанию мизинца левой руки, слегка сжатой в кулак, подвести кончики пальцев правой ладони. В следующее мгновение сжимают в кулак пальцы правой руки, а кончики пальцев левой руки подводят к основанию мизинца правой руки.

Повторяют эти движения по 10 раз каждой рукой. При смене рук делать выдох через рот.

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Упражнение выполняется вначале каждой рукой в отдельности, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет упражнение сначала вместе с педагогом, затем по памяти 8-10 раз. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя одновременно.

«Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смен позиций.

«Ухо-нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейка»

Соедините ладони, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцами поочередно в прямом и обратном направлении.

«Горизонтальная восьмерка»

Вытянуть перед собой правую руку  на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний пальцы. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера.

Для развития абстрактно-логического мышления

В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, активизируется работа головного мозга.

  1. Оттянуть уши вперед, затем назад. Медленно считая до десяти. Начинают с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
  2. Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев.
  3. Двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лобной части.
  4. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз – 1 минуту.

Упражнения для развития творческого мышления.

В результате упражнений повышается устойчивость к стрессам, стабилизируется психика, развивается интуиция, активизируются творческие способности.

  1. Левая рука в области пупка, правая на груди, в области сердца. Сильно тереть грудь, представляя в области груди растущий зеленый шар.
  2. Левая рука на животе, правая чуть выше межбровья.

Дыхательно-координационные упражнения

        Направлены для профилактики нарушения осанки, вестибулярного аппарата. Помогают  избежать перевозбуждения и переутомления через снятия физического и эмоционального напряжения.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОВА».

Инструкция: Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Разведите с силой плечи. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, медленно с силой выдохните через рот. Посмотрите назад через правое плечо, снова с силой разведите плечи, сделайте вдох, задержите дыхание и выдохните медленно с силой через рот. Опустите руки, уроните голову на грудь. Сделайте вдох и выдох в свободном режиме. Повторите упражнение, держа левой рукой правое плечо.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШАПКА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ»

Инструкция: Сделайте глубокий вдох через нос. Мягко заверните уши от верхней точки до мочки («надеть шапку»). Задержите дыхание. Выдохните через рот с открытым сильным звуком УУУУ. Задержите дыхание. Снова «наденьте шапку» — сделайте вдох. Задержите дыхание. Выдохните с сильным звуком ЫЫЫЫ.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ.

Инструкция: Возьмите по карандашу в каждую руку и нарисуйте в тетради обеими руками одновременно человечков, правой рукой — веселого, левой — грустного.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ».

Инструкция:  Встаньте прямо. Руки опустите вдоль тела. Сделайте глубокий вдох, медленно поднимая прямые руки до уровня груди, ладонями вперед. Направьте внимание в центр ладони, представьте там «горячую монетку» и задержите дыхание. Теперь медленно выдыхайте, рисуя обеими руками одновременно два квадрата с разных точек слева направо. Повторите упражнение сначала, но на выдохе с разных точек рисуйте два треугольника. Снова повторите, только чертить перед собой на этот раз с разных точек два круга.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПЕВЕЦ».

Инструкция: Сделайте глубокий вдох, руки при этом медленно поднимите через стороны вверх. Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком АААА, медленно при этом опуская руки. Снова задержите дыхание. Сделайте глубокий вдох, поднимая руки до уровня плеч через стороны. Задержите дыхание. Во время выдоха поете ОООО, опуская голову на грудь. Задержите дыхание на выдохе. Сделайте глубокий вдох. Руки при этом поднимите до уровня груди и снова задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком УУУУ, опуская при этом руки вниз, а голову на грудь.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧАЙКА».

Инструкция: Встаньте прямо, руки опущены вдоль тела. Сделайте глубокий вдох через нос. Во время вдоха руки поднимите через стороны до уровня плеч. Задержите дыхание. Подожмите правую ногу, закройте глаза и постарайтесь удержать равновесие. Сделайте медленный выдох через нос, опустите при этом руки через стороны вниз, станьте на обе ноги и откройте глаза. Задержите дыхание на выдохе и постарайтесь не дышать как можно дольше. Снова медленно глубоко вдохните через нос, поднимите руки через стороны до уровня плеч, задержите дыхание, закрыв глаза, и подожмите левую ногу. Постарайтесь удерживать равновесие. Не открывая глаз, медленно с силой выдохните через нос. Опустите руки вниз и станьте на обе ноги. Откройте глаза (обратите внимание, на какой ноге вам легче было удерживать равновесие).

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВЕТОЧКА».

Инструкция: Встаньте прямо, опустите руки вдоль тела. Медленно поднимайте руки вверх, делая при этом глубокий вдох через нос. Потянитесь вверх к солнцу — задержите дыхание. Сделайте медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой. Снова задержите дыхание. Медленный вдох через нос, выпрямляясь. Снова задержите дыхание. Наклоняясь влево, медленно выдохните через рот. Снова задержите дыхание.