Планирование

Шмыга Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                  УТВЕРЖДАЮ:                

на заседании

методического совета                                                                         Директор муниципального    автономного  

протокол №1                                                                                   общеобразовательного учреждения, протокол

«_____»_______2013г                                                                        средней общеобразовательной школы №54

                                                                                                           __________________/Л.И.Самохвалова

                                                                                               «___»________________2013г                

                                                                

ПЛАН

 работы психолога Шмыга Е.Н. на 2013-14 учебный год

Тема  работы школы

        Модель  инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы

Методическая тема школы

        Современный урок на основе системно-деятельностного подхода:  технологии,  методики обучения и воспитания школьников в соответствие с требованиями нового государственного образовательного стандарта

Цели работы психологической службы:

  1. Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
  2. Психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе и психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса

Задачи службы:

  1. Выявление основных психолого-педагогических проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
  2. Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков.
  3. Содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании обучающихся,   в формировании личностного и нравственного развития на каждом возрастном этапе.
  4. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе.
  5. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и развитии обучающихся.

Основные формы работы:

  • организационно-методическая
  • диагностическая
  • просветительская
  • профилактическая
  • коррекционная.
  1. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Цель: организация рабочего времени, создание новых и адаптация старых методов обучения и воспитания, разработка новых методов диагностики и психопрофилактики, обусловленная нуждами ОУ.

Вид деятельности

Срок

Результаты

Планирование деятельности

До 06.09.13

План работы

Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки коррекционно-развивающих программ.

Январь-март

Повышение профессиональной компетентности. Расширение методической базы.

Участие в научно – практических семинарах, конференциях школы.

По плану работы школы

Рекомендации для специалистов, повышение профессиональной компетентности.

Посещение семинаров и методических объединений.

Первая среда месяца –

 МО психологов района

2 среда – работа в творческих группах

3 среда – городские семинары

4 среда – повышение квалификации

Повышение профессиональной компетентности.

Посещение уроков

В рамках внутришкольного контроля

Аналитические материалы

Анализ деятельности

Апрель- май

Анализ работы за учебный год

  1. ПРАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
  1. ДИАГНОСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Цель: Информационное обеспечение: составление социально- психологического портрета школьника, определение путей и форм оказания помощи детям, выбор средств и форм психологического сопровождения школьников.

Вид деятельности

Объект

Срок

Результаты

Диагностика уровня адаптации учащихся, в рамках изучения преемственности обучения

Обучающиеся  5а, 5б,  5в, 5г, 10а классов

октябрь

апрель

Данные диагностики (аналитические материалы, карта, справка, рекомендации)

Диагностика выпускников начальной школы (уровень актуального развития, готовность к обучению в среднем звене)

Обучающиеся 4а, б, в классов

Октябрь(минимум)

Январь (вся д-ка)

Результаты диагностики (уровень готовности перехода в среднее звено, выпускник). Аналитические материалы

Диагностика выпускников основной школы (уровень актуального развития, готовность к обучению в старшем звене)

Обучающиеся 9а, б  классов

Октябрь

Результаты диагностики (уровень готовности перехода в старшее звено, выпускник). Аналитические материалы

Диагностика учащихся, включенных в эксперимент по инклюзивному образованию

Обучающиеся, включенные в инклюзивное образование

Октябрь, февраль, апрель

Результаты диагностики, карта. Аналитические материалы, составление программы развития

Диагностика учащихся, имеющих протокол ГПМПК

Обучающиеся, имеющие протокол ГПМПК (5-9 классы)

Март - апрель

Результаты диагностики, карта. Аналитические материалы, составление программы развития

Диагностика учащихся, для подготовки к ГПМПК

Обучающиеся, имеющие трудности в обучении (2,9 кл)

Ноябрь

Результаты диагностики, карта. Аналитические материалы, составление программы развития

Диагностика учащихся, в рамках предпрофильной подготовки

Обучающиеся 8,б, 9а, б классов

Февраль

Результаты диагностики (уровень готовности выбора профиля, готовность к выбору профессии).Аналитические материалы

Диагностика учащихся, в рамках профильной подготовки (осознанность выбора профиля, мотивация)

Обучающиеся 10а, 11а классов

Октябрь

Результаты диагностики (уровень готовности выбора профиля, готовность к выбору профессии).Аналитические материалы

Диагностика обучающихся 3а, 3б, 3в, 3г классов, в рамках сопровождения внедрения ФГОС

Результаты диагностики, карта

Март

Аналитические материалы, выделение группы риска

Индивидуальная диагностика по частным проблемам по запросам учителей и родителей.

Обучающиеся, по заявленным проблемам

в течение года  

Выявление причин возникновения проблем в развитии обучающихся и выработка рекомендаций по их устранению.

  1. Коррекционно-развивающее направление

Цель: Создание социально психологических условий для целостного психологического развития школьников (познавательная, эмоциональная, личностная сферы), решение конкретных проблем обучения, поведения или психологического самочувствия.

Вид деятельности

Объект

Срок

Результат

Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие  занятия по программе с детьми, имеющими протокол ПМПК (5а, 5б, 5в, 5г, 6а, 6б, 6в, 7а, 7б, 7в, 8а, 8б, 9а, 9б)

Обучающиеся  

По отдельному расписанию

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся, профилактика отклоняющегося поведения, профилактика дезадаптации обучающихся.

Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие  занятия по программе с детьми, включенными в инклюзивное образование

Обучающиеся

По отдельному расписанию

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся, профилактика отклоняющегося поведения, профилактика дезадаптации обучающихся.

Психокоррекционная работа с детьми с трудностями в обучении, в общении, в «группах риска» по выявленным проблемам

Учащиеся «группы риска»

По отдельному расписанию

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся, профилактика отклоняющегося поведения, профилактика дезадаптации обучающихся.

  1. Консультативная и просветительская работа
  1. работа с педагогами

Цель: создание условий, в рамках которых педагоги могут получить профессионально и личностно значимое для них знание, позволяющее организовывать эффективный процесс обучения школьников, построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах, осознать и осмыслить себя в профессии  с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

Вид деятельности

Объект

Срок

Результат

Индивидуально психологическое консультирование педагогов по вопросам личностного и профессионального роста

Педагоги

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Активизация процесса самопознания, повышение профессиональной компетентности педагога, развитие способности к инновационной деятельности

Индивидуальное и групповые (тематическое) психологическое консультирование педагогов (по результатам проведенной групповой и индивидуальной диагностики)

Педагоги

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Активизация процесса самопознания, овладение эффективными способами взаимодействия с ребенком и построение конструктивных отношений с детьми, родителями.

Тематические консультации для педагогов по особенностям классных коллективов

Педагоги

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Знакомство классных руководителей с результатами исследования, совместная разработка путей оптимизации взаимоотношений в детских коллективах.

  1. работа с обучающимися

Цель: создание условий для активного усвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.

Вид деятельности

Объект

Срок

Результат

Тематические консультации для старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения

Обучающиеся

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Обсуждение перспектив дальнейшего обучения и карьеры, помощь в выработке стратегии обучения

Индивидуальные консультации обучающихся по возникающим проблемам

Обучающиеся

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Психологическая поддержка, поиск эффективных способов поведения в проблемной ситуации

Индивидуальное и групповое (тематическое) психологическое консультирование обучающихся (по результатам проведенной групповой и индивидуальной диагностики)

Обучающиеся

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Активация процесса самопознания, овладение эффективными способами взаимодействия с окружающими и построение конструктивных отношений с близкими

  1. работа с родителями

Цель: Создание социально-психологичсеких условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, создание ситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения родителей к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

Вид деятельности

Объект

Срок

Результат

Индивидуальное психологическое консультирование родителей

Родители (законные представители)

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Повышение психологической компетентности, обогащение способов взаимодействия с детьми

Тематические консультации для родителей выпускников, по особенностям восприятия экзаменационного стресса и способам психологической поддержки выпускников школы

Родители (законные представители)

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Профилактика экзаменационного стресса, содействие в психологической подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ

Индивидуальное и групповое (тематическое) психологическое консультирование родителей по результатам проведенной диагностики

Родители (законные представители)

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Активация процесса самопознания, овладение эффективными способами взаимодействия с ребенком и построение конструктивных отношений с близкими

Тематические родительские собрания:

-«Результаты диагностики. Прогноз и профилактика трудностей обучения».

-«Особенности процесса адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено». Результаты диагностики.

-«Особенности процесса адаптации десятиклассников при переходе на новую ступень обучения». Результаты диагностики.

-«Возрастные особенности подростков»

-«Вопросы воспитания. Эффективность поощрения и наказания».

Родители (законные представители)

По отдельному графику

Повышение психологической компетентности, обогащение способов взаимодействия с детьми

  1. профилактическая работа

Цель: Сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного возраста. Предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии. Морально-волевое воспитание учащихся, формирование у них определенных личностных качеств, организация адекватных межличностных отношений. Предупреждение возникновения явлений дезадаптации.

Вид деятельности

Объект

Срок

Результат

Сотрудничество с зам. директора по воспитательной работе, социальным педагогом, с Советом Профилактики

Зам директора по УВР, соцпедагог

В течение года

Профилактика детской и подростковой дезадаптации и правонарушений

Ознакомление со списком детей «группы риска», формирование плана дальнейшей деятельности

Обучающиеся

1 неделя каждого месяца

Выявление проблем.  Типологическая карта личности, рекомендации

Сопровождение психолого-педагогических консилиумов

Обучающиеся, члены ПМПк

в течение года

Помощь педагогам в создании оптимальных условий обучения детей с различными особенностями психической деятельности. Профилактика неблагоприятных условий обучения учащихся.

Работа по предупреждению и преодолению профессиональной деформации в педагогической деятельности. (цикл занятий)

Педагоги

в течение года

Поддержка эмоционального благополучия учителей. Повышение сопротивляемости стрессу, развитие эмоционально – волевой сферы, развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы, освоение навыков конструктивного взаимодействия.

Психологическое сопровождение и помощь аттестующихся педагогов.

Педагоги

в течение года, по запросу

Предоставление психологической информации. Поддержка эмоционального благополучия учителей.

Индивидуальные беседы с обучающимися «группы риска».

Обучающиеся

в течение года

Снижение количества дисциплинарных нарушений. Профилактика правонарушений. Развитие отдельных качеств личности, способствующих конструктивному общению учащихся, повышение коммуникативной компетентности.



Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Методист МУ, ИМЦ г. Томска

Тимофеева А.И._____________

«_____»___________________2018

ПЛАН

РАБОТЫ МО ПЕДАГОГОВ – ПСИХОЛОГОВ ШКОЛ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

НА 2018– 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Приоритетное направление МО: Особенности работы педагога-психолога по формированию и гармонизации детско-родительских отношений. Профилактика профвыгорания педагога-психолога.

Цель: расширить применение различных форм и методов просветительской деятельности педагога-психолога с целью профилактики деструктивных тенденций и улучшения функционирования семьи.

Задачи:

  1. Актуализация проблем детско-родительских отношений в работе школьного психолога.
  2. Определение круга возможных способов работы педагога-психолога по гармонизации детско-родительских отношений, а также определение возможной эффективности данных способов работы.
  3. Знакомство с новыми психологическими техниками, применяемых при работе с родителями.
  4. Создание условий для определения собственной роли, как специалиста-психолога, работающего с проблемой гармонизации детско-родительских отношений.
  5. Формирование представлений о закономерностях функционирования семьи.
  6. Оптимизация использования современных знаний по психологии семьи в консультировании семей.
  7. Формирование представлений о закономерностях функционирования семьи на разных этапах своего развития.
  8. Формирование навыков и умений использования методов психодиагностики взаимоотношений в семье.
  9. Формировать навыки решения практических задач в области семейных взаимоотношений.

Применение на практики методов саморегуляции с целью профвыгорания педагога-психолога.

Тематика районных МО

Содержание работы

Сроки проведения

Место проведения

Ответственные

Предполагаемый результат

Корректировка и утверждение плана работы МО, организационные вопросы

5.09.18

Школа №11

Шмыга Е.Н.

Беч Е.С.

План работы МО.

Уточненный списочный состав МО.

  1. Актуализация знаний по теме. Социально-педагогические особенности современной семьи (Карауш)

3.10.18

Шарыпова Е.В.

Лекция: формирование представления о роли и значении семьи в современном обществе, роли супругов и родителей, тенденций современного развития семей; представления о влиянии семьи на развитие ребенка.

  1. Сценарий родительского собрания по теме: «Особенности подросткового возраста»

Шекетера А.А.

(Иванова А.В.

Шарыпова Е.В.

– по другим темам)

Мастер-класс. Обмен опытом проведения. Расширение копилки проведения родительского собрания, текст выступления, презентация.

  1. Обсуждение должностных инструкций педагога-психолога в соответствии со стандартом

Иванова А.В.

Шекетера А.А.

Молокшонова Е.А

Круглый стол. Обсуждение должностных

инструкций педагога-психолога в соответствии со стандартом, обмен опыта по составлению и исполнению.

  1. Использование авторских методик в работе с детьми, по выявленным семейным проблемам

7.11.18

Маршанкин И.Н.

Мастер-класс. приобретение практических навыков коррекции и профилактики. Знакомство с методикой и способами её применения, овладение ею.

  1. Использование метафорических карт в работе педагога-психолога при работе с родительско-детскими отношениями

Басанец Е.С.

Шатунова И.А.

Мастер-класс. приобретение практических навыков коррекции и профилактики. Знакомство с методикой и способами её применения, овладение ею.

  1. Актуализация знаний по теме. Социально-педагогические особенности современных детей.

5.12.18

Беч Е.С.

Замятина Е.И.

Басанец Е.С.

Круглый стол. Обсуждение проблемы: Современные дети и их развитие. Формирование представления о современных детях. Расширение знаний по актуальным направлениям:

-Особенности воспитания

-Современные дети и дисциплина

-Личностные качества

-Проблемы современных детей

-Что делать родителям?

  1. Использование Арт-терапии в работе с семьей и с целью профилактики профвыгорания педагога-психолога

Молокшонова Е.А.

Мастер-класс. приобретение практических навыков коррекции и профилактики. Знакомство с методикой и способами её применения, овладение ею.

  1. Использование авторских методик, схем, форматов, клеше и т.д. при консультировании современных семей

09.01.19

Молокшонова Е.А.

Шекетера А.А.

Мастер-класс. приобретение практических навыков по современному консультированию семей. Знакомство с методикой и приемами, способами их применения, овладение ими.

  1. Использование травяных чаев  с целью профилактики профвыгорания педагога-психолога

Шмыга Е.Н.

Мастер-класс. Выявление влияния полезных свойств фиточая  на организм человека. Систематизация  информации.

Составление сборника рецептов приготовления и употребления витаминных напитков. Создание коллекции витаминного фиточая, разработка красивого оформления.

Сценарий тренинга для детей по теме: семья и семейные традиции

06.02.19

Солодовникова Е.В.

Мастер-класс. Обмен опытом проведения. Расширение копилки проведения тренинга для детей, текст выступления, презентация.

Сценарий родительского собрания по теме: «Семья и школа: пути взаимодействия.»

06.03.19

Шмыга Е.Н.

Мастер-класс. Обмен опытом проведения. Расширение копилки проведения родительского собрания, текст выступления, презентация.

Использование телесной терапии для профилактики профвыгорания педагога-психолога

Маршанкин И.Н.

Мастер-класс. Деструктивные чувства, стрессы создают психологический дискомфорт, разрушают личность. Для снятия внутреннего напряжения, коррекции состояния используется телесно-ориентированная психотерапия, основанная на взаимодействии психики и тела. Интегративный метод направлен на выявление провоцирующих причин, высвобождение замкнутых эмоций, раскрепощение ума и тела.

Сценарий тренинга для родителей по теме: Тропинка родительской любви

03.04.19

Молокшонова Е.А.

Шекетера А.А.

Мастер-класс. Обмен опытом проведения. Расширение копилки проведения тренинга для родителей, текст выступления, презентация.

Подведение итогов работы МО. Обсуждение плана работы на следующий учебный год.

08.05.19

Шмыга Е.Н

Анализ проделанной работы за год. План работы МО на следующий учебный год.



Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Методист МУ, ИМЦ г. Томска

Тимофеева А.И._____________

«_____»___________________2014

ПЛАН

РАБОТЫ МО ПЕДАГОГОВ – ПСИХОЛОГОВ ШКОЛ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

НА 2017– 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Приоритетное направление МО: «Особенности работы педагога-психолога по формированию навыка чтения у школьников как залога успешного личностного развития школьника»

Цель: выявить особенности и возможности создания оптимальных условий для формирования навыка интереса чтения».

Задачи:

  1. Актуализировать теоретические знания по психологической характеристике процесса чтения и навыка чтения.
  2. Изучить современные представления о нарушениях чтения у детей.
  3. Изучить и проанализировать причины, влияющие на трудности формирования навыка чтения у учащихся общеобразовательной школы.
  4. Подобрать методы и приемы, по формированию и развитию навыка чтения.
  5. Подобрать и разработать основные направления работы по предупреждению нарушений навыка чтения.
  6. Подобрать и разработать методические рекомендации для педагогов, родителей и психологов по предупреждению и преодолению трудностей чтения у учащихся.

Тематика районных МО

Содержание работы

Сроки проведения

Место проведения

Ответственные

Предполагаемый результат

Корректировка и утверждение плана работы МО, организационные вопросы

6.09.17

Школа №3

Шмыга Е.Н.

Шарыпова Е.В.

Лежнева Е.М.

План работы МО.

Уточненный списочный состав МО.

  1. Психофизиология процессов чтения, психологическая структура чтения

4.10.17

Каждый готовит что-либо по темам

Круглый стол. Теоретические основы понятий: процесс чтения, структура чтения, психологическая характеристика процесса чтения и навыка чтения.

  1. Психологическая характеристика процесса чтения и навыка чтения.
  1. Современные представления о нарушениях чтения у детей

Получение сведений о современных представлениях о нарушениях чтения у детей

  1. Анализ причин, влияющих на трудности формирования навыка чтения у учащихся общеобразовательной школы

Выявление и анализ причин, влияющих на трудности формирования навыка чтения у учащихся общеобразовательной школы

  1. Дефицитарные психические функции, оказывающие негативное влияние на формирование навыка чтения у детей

1.11.17

Гимназия 55

Шекетера А.А. Молокшонова Е.А.

Иванова А.В.

Шмыга Е.Н.

Круглый стол.

 Определить общую структуру, дефект, свойственный расстройствам чтения,  нарушений нейрофизиологических процессов.

  1. Специфическое нарушение процесса чтения
  1. Изучение трудностей формирования навыка чтения у учащихся (Диагностика сформированности навыка)

Мастер-класс. Подбор и овладение методиками  для диагностики сформированности навыка чтения

  1. Буллинг в школе: выявление, устранение и профилактика
  2. Использование авторской методики « На что мы тратим жизнь»

Маршанкин И.Н.

Мастер-класс. Получение информации о специфической проблеме жестокости в детском коллективе,  называемой буллингом или травлей среди сверстников, а также предложение способов работы с этим явлением.

Мастер-класс: приобретение практических навыков коррекции и профилактики. Знакомство с методикой.

  1. Принципы коррекционной работы. Основные направления работы по предупреждению нарушений навыка чтения

6.12.17

Каждый готовит что-либо по темам

Круглый стол.

  1. Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения

Быстрова Н.А.

Каждый готовит что-либо по темам

Мастер-класс. Подбор и овладение методиками  для развития основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения педагогом-психологом

  1. Методика работы над сознательностью чтения

Молокшонова Е.А.,

Шекетера А.А.

Мастер-класс. Овладение навыками формирования сознательного чтения

  1. Формирование умений работы с текстом

Лежнева Е.М.

Мастер-класс. Овладение навыками по Формированию умений работы с текстом

  1. Становление навыка чтения. Формирование беглости чтения.

10.01.18

МАОУ СОШ№16

Держанович Е.П.

Мастер-класс. Овладение навыками по формированию беглости чтения

  1. Формирование беглости и умений выразительного чтения.

Школа №28

Южанина Н.М. Аветисян Э.П.

Семинар-практикум (практические приемы работы с детьми по формированию беглости чтения)

  1. Психологические приемы формирования навыка чтения у детей мл.школьного возраста".

Шатунова И.С.

Практические задания и упражнения по развитию навыка чтения

7.02.18

3 школа

Шарыпова Е.В. Иванова А.В.

Набор заданий и упражнений

Методические рекомендации по предупреждению и преодолению трудностей чтения у учащихся (сопровождение учеников и родителей)

7.03.18

МАОУ СОШ №11

Каждый готовит что-либо по темам

Составление методических рекомендаций по предупреждению и преодолению трудностей чтения у учащихся (сопровождение учеников и родителей), для педагога-психолога

Хмыз В.Ф.

Осознанность чтения. Приемы (методы), способствующие формированию осознанности прочитанного.

Беч Е.С.

Замятина Е.

Мастер-класс. Овладение приемами способствующими формированию осознанности прочитанного.

"Коррекция несовершенного навыка чтения. Формы и методы работы"

4.04.18

МАОУ СОШ №2

Басанец Е.С.

Степанова Н.С.

Мастер-класс. Овладение приемами коррекции несовершенного навыка чтения.

Подведение итогов работы МО. Обсуждение плана работы на следующий учебный год.

2.05.18

Шмыга Е.Н

Анализ проделанной работы за год. План работы МО на следующий учебный год.



Предварительный просмотр:

Согласовано на заседании                                                               УТВЕРЖДАЮ:                

методического совета                                                                         Директор муниципального    автономного  

протокол №1                                                                                   общеобразовательного учреждения, протокол

«_____»_______2017г                                                                        средней общеобразовательной школы №54

                                                                                                           __________________/С.М.Никульшин

                                                                                               «___»________________2017г                

ПЛАН (скорректированный)

 работы психолога Шмыга Е.Н. на 2017-18 учебный год

Методическая тема школы:

        «Формирование компетентностей участников образовательных отношений как условие повышения качества образования и успешной социализации обучающихся»

Цели работы психологической службы:

  1. Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
  2. Психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе и психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса

Задачи службы:

  1. Выявление основных психолого-педагогических проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
  2. Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков.
  3. Содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании обучающихся, в формировании личностного и нравственного развития на каждом возрастном этапе.
  4. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе.
  5. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и развитии обучающихся.

Основные формы работы:

  • организационно-методическая
  • диагностическая
  • просветительская
  • профилактическая
  • коррекционная.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Цель: организация рабочего времени, создание новых и адаптация старых методов обучения и воспитания, разработка новых методов диагностики и психопрофилактики, обусловленная нуждами ОУ.

Вид деятельности

Срок

Результаты

Планирование деятельности

До 06.09.17

План работы

Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки коррекционно-развивающих программ.

В течение учебного года

Повышение профессиональной компетентности. Расширение методической базы.

Участие в научно – педагогических советах, научно-практических семинарах, конференциях школы и других образовательных организаций.

По отдельному плану (графику)

Практические рекомендации для специалистов, повышение профессиональной компетентности, представление своего опыта работы и т.д.

Участие в работе городского профессионального сообщества школьных психологов (посещение семинаров, конференций и методических объединений).

По циклограмме:

Первая среда месяца –

 МО психологов района

2 среда – работа в творческих группах

3 среда – городские семинары

4 среда – повышение квалификации

Повышение профессиональной компетентности, представление своего опыта работы.

Посещение уроков у педагогов

В рамках внутришкольного контроля

Аналитические материалы

Анализ деятельности

Апрель- май

Анализ работы за учебный год

  1. ПРАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
  1. ДИАГНОСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Цель: Информационное обеспечение: составление социально- психологического портрета школьника, определение путей и форм оказания помощи детям, выбор средств и форм психологического сопровождения школьников.

Вид деятельности

Объект

Срок

Результаты

Диагностика учащихся, имеющих заключение ГПМПК (в рамках ПП сопровождения детей с ОВЗ)

учащихся, имеющие заключение ГПМПК

Октябрь, февраль, апрель

Результаты диагностики, карта. Аналитические материалы, составление программы развития, заполнение ПДН

Исследование уровня психологической комфортности и мотивации выбора профиля

Обучающиеся 10 класса

Ноябрь

Определение уровня психологической комфортности и мотивации выбора профиля

Определение эмоционального состояния школьников в условиях профилизации

Обучающиеся 8-9 классов

Апрель

Определение эмоционального состояния обучающихся в условиях профилизации

Матрица выбора профессии

9-е

Март

Определение объекта и вида привлекательной профессиональной деятельности

Анкета самоопределения обучающихся в условиях профилизации школы

8-е, 9-е

Апрель

Выявление запросов обучающихся на организацию профильных классов; выявление детей, испытывающих затруднения при выборе обучающего профиля.

«Диагностика профессиональных склонностей и предпочтений»

Обучающиеся 9а, б,в классов

Январь-апрель

Результаты диагностики, карта. Аналитические материалы

Профессиональные и жизненные планы и намерения обучающихся

Обучающиеся 9а, б,в классов

Февраль

Определение учебных и профессиональных интересов, отношения к учебным предметам и профессиональных намерений

Определение начального уровня готовности учащихся в сфере профессионального самоопределения. (Анкета самоопределения обучающихся в условиях профилизации школы).

8а, 8б, 9а, 9б

Сентябрь-октябрь

Выявление запросов обучающихся на организацию профильных классов; выявление детей, испытывающих затруднения при выборе обучающего профиля.

Индивидуальная диагностика по частным проблемам по запросам учителей и родителей.

Обучающиеся, по заявленным проблемам

в течение года  

Выявление причин возникновения проблем в развитии обучающихся и выработка рекомендаций по их устранению.

Диагностика уровня развития познавательных процессов и особенности формирования эмоционально- волевой сферы у обучающихся 1а, 1б, 1в, 1г, 1 д классов

обучающихся 1а, 1б, 1в, 1г, 1 д классов

Апрель-май

Определение уровня развития психических процессов у детей младшего школьного возраста и выявление детей с проблемами в развитии. Определение уровня готовности к обучению в школе, с целью построения коррекционно-развивающих программ

Определение уровня адаптации к обучению в школе у обучающихся 1а, 1б, 1в, 1г, 1д классов. Изучение мотивации учащихся 1а, 1б, 1в, 1г, 1д классов.

обучающихся 1а, 1б, 1в, 1г, 1д

Апрель-май

Выявление учащихся с трудностями в адаптации к школьному обучению. Выявление детей со слабой учебной мотивацией, признаками дезадаптации

Диагностика выпускников начальной школы (уровень актуального развития, готовность к обучению в среднем звене) обучающихся в 4а, 4б, 4в, 4г

обучающихся в 4а, 4б, 4в, 4г

Февраль-апрель

Определение уровня готовности к обучению в среднем звене

Умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям обучающихся 2а,2б, 2в,2г классов (в рамках ФГОС)

обучающихся 2а,2б, 2в,2г классов

март-май

Выявить уровень сформированности

Мотивы учебной деятельности, личностный смысл учения у обучающихся 4а,4б,4и,4г классов (в рамках ФГОС)

обучающихся 4а,4б,4и,4г

Февраль-апрель

Выявить адекватно сформированное мотивационное поле

Группа познавательных УУД 4а,4б,4в,4г классов (в рамках сопровождения ФГОС)

обучающихся 4а,4б,4и,4г

Февраль-апрель

Выявить уровень сформированности

  1. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Цель: Создание социально психологических условий для целостного психологического развития школьников (познавательная, эмоциональная, личностная сферы), решение конкретных проблем обучения, поведения или психологического самочувствия.

Вид деятельности

Объект

Срок

Результат

Развивающие занятия с классом (по результатам диагностики)

Обучающиеся 5-9 классов

По отдельному расписанию

Помощь детям в адаптации к школе, развитие социально-психологических навыков. Оказание помощи обучающимся в самопознании и социальной адаптации.

Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по программе с детьми, включенными в инклюзивное образование

Обучающиеся, включенные в инклюзивное образование, имеющие заключение ПМПК

По отдельному расписанию

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся, профилактика отклоняющегося поведения, профилактика дезадаптации обучающихся.

Психокоррекционная работа с детьми с трудностями в обучении, в общении, в «группах риска» по выявленным проблемам

Учащиеся «группы риска»

По отдельному расписанию

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся, профилактика отклоняющегося поведения, профилактика дезадаптации обучающихся.

Развивающие занятия по программе «Учусь общаться»

Обучающиеся 7-х классов

По отдельному расписанию

Формирование неприятия вредных привычек.

Способы противостояния опасным предложениям. Защита от психологических манипуляций. Социальное партнёрство как условие устойчивого развития общества. Способы общения в команде.

  1. КОНСУЛЬТАТИВНОЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
  1. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Цель: создание условий, в рамках которых педагоги могут получить профессионально и личностно значимое для них знание, позволяющее организовывать эффективный процесс обучения школьников, построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах, осознать и осмыслить себя в профессии с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

Вид деятельности

Объект

Срок

Результат

Индивидуально психологическое консультирование педагогов по вопросам личностного и профессионального роста

Педагоги

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Активизация процесса самопознания, повышение профессиональной компетентности педагога, развитие способности к инновационной деятельности

Индивидуальное и групповые (тематическое) психологическое консультирование педагогов (по результатам проведенной групповой и индивидуальной диагностики)

Педагоги

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Активизация процесса самопознания, овладение эффективными способами взаимодействия с ребенком и построение конструктивных отношений с детьми, родителями.

Тематические консультации для педагогов по особенностям классных коллективов

Педагоги

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Знакомство классных руководителей с результатами исследования, совместная разработка путей оптимизации взаимоотношений в детских коллективах.

Актуализация навыков эффективного общения. Заседание с элементами социального тренинга

Педагоги

октябрь

Овладение педагогами самодиагностикой навыков педагогического общения. Анализ и проработка полученных результатов.

Тренинг педагогической осознанности для педагогов, продолжающих работу по теме. Семинар - практикум

Педагоги

октябрь

Овладение педагогами анализом своей педагогической деятельности. Выделение доминирующей мотивации. Психологические рекомендации.

Тренинг педагогической осознанности для вновь пришедших педагогов. Семинар - практикум.

Педагоги

октябрь

Овладение педагогами навыками самодиагностики. Набор упражнений. Психологические рекомендации.

Личностный рост учителя, через навыки эффективного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Семинар с элементами тренинга.

Педагоги

февраль

Овладение педагогами навыками эффективного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Тестовый материал. Специальные упражнения.

Овладение навыками эффективного отдыха. Семинар - практикум с элементами тренинга психоэмоциональной разгрузки.

Педагоги

май

Знакомство педагогов с методами эффективного отдыха с использованием специально заваренных чаев. Психоэмоциональная разгрузка.

  1. РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

ЦЕЛЬ: создание условий для активного усвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития.

Вид деятельности

Объект

Срок

Результат

Тематические консультации для старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения

Обучающиеся

Понедельник

17.00 – 18.00

четверг

13.00 – 15.00

Обсуждение перспектив дальнейшего обучения и карьеры, помощь в выработке стратегии обучения

Индивидуальные консультации обучающихся по возникающим проблемам

Обучающиеся

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Психологическая поддержка, поиск эффективных способов поведения в проблемной ситуации

Индивидуальное и групповое (тематическое) психологическое консультирование обучающихся (по результатам проведенной групповой и индивидуальной диагностики)

Обучающиеся

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Активация процесса самопознания, овладение эффективными способами взаимодействия с окружающими и построение конструктивных отношений с близкими

  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: Создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, создание ситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения родителей к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

Вид деятельности

Объект

Срок

Результат

Индивидуальное психологическое консультирование родителей

Родители (законные представители)

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Повышение психологической компетентности, обогащение способов взаимодействия с детьми

Индивидуальные консультации по проблемам адаптации

Тематические консультации для родителей выпускников, по особенностям восприятия экзаменационного стресса и способам психологической поддержки выпускников школы

Родители (законные представители)

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Профилактика экзаменационного стресса, содействие в психологической подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ

Индивидуальное и групповое (тематическое) психологическое консультирование родителей по результатам проведенной диагностики

Родители (законные представители)

Понедельник

17.20 – 18.00

четверг

13.40 – 14.25

Активация процесса самопознания, овладение эффективными способами взаимодействия с ребенком и построение конструктивных отношений с близкими

Тематические родительские собрания:

-«Результаты диагностики. Прогноз и профилактика трудностей обучения».

-«Особенности процесса адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено». Результаты диагностики.

-«Возрастные особенности подростков»

-«Вопросы воспитания. Эффективность поощрения и наказания».

Родители (законные представители)

По отдельному графику

Повышение психологической компетентности, обогащение способов взаимодействия с детьми

Диагностика взаимоотношений родителей и детей. Заседание родительского клуба с элемент. социального тренинга

Родители (законные представители)

декабрь

Освоение навыков партнерского общения с детьми.

Знакомство с основными закономерностями личностного развития ребенка. Результаты тестирования.

Взаимодействие родителей с детьми.  Тренинг

Родители (законные представители)

январь

Исследование родительских стереотипов поведения;

Причины возникновения типичных конфликтов между родителями и ребенком, формирование эффективной стратегии поведения в конфликте.

Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком. Организационно-деятельная игра

Родители (законные представители)

февраль

Психологические "ловушки" в общении с ребенком . Психологические рекомендации, навыки

Активизация коммуникативных навыков. Тренинг

Родители (законные представители)

апрель

Скрытые мотивы "плохого" поведения ребенка, приемы коррекции нежелательного детского поведения. Приемы психологической поддержки и эмоциональной саморегуляции.

  1. ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Цель: Сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного возраста. Предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии. Морально-волевое воспитание учащихся, формирование у них определенных личностных качеств, организация адекватных межличностных отношений. Предупреждение возникновения явлений дезадаптации.

Вид деятельности

Объект

Срок

Результат

Сотрудничество с зам. директора по воспитательной работе, социальным педагогом, с Советом Профилактики

Зам директора по УВР, соцпедагог

В течение года

Профилактика детской и подростковой дезадаптации и правонарушений

Ознакомление со списком детей «группы риска», формирование плана дальнейшей деятельности

Обучающиеся

1 неделя каждого месяца

Выявление проблем.  Типологическая карта личности, рекомендации

Сопровождение психолого-педагогических консилиумов

Обучающиеся, члены ПМПк

в течение года

Помощь педагогам в создании оптимальных условий обучения детей с различными особенностями психической деятельности. Профилактика неблагоприятных условий обучения учащихся.

Психологическое сопровождение и помощь аттестующихся педагогов.

Педагоги

в течение года, по запросу

Предоставление психологической информации. Поддержка эмоционального благополучия учителей.

Индивидуальные беседы с обучающимися «группы риска».

Обучающиеся

в течение года

Снижение количества дисциплинарных нарушений. Профилактика правонарушений. Развитие отдельных качеств личности, способствующих конструктивному общению учащихся, повышение коммуникативной компетентности.

Осуществление профилактических занятий и тренингов (в рамках антисуицидальных мероприятий)

Обучающиеся

По отдельному графику

Развитие устойчивых качеств личности, способствующих конструктивному и положительному отношению к собственной жизни, умение находить адекватный выход из кризисной ситуации