МО ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

Шмыга Елена Николаевна

Методические материалы педагогов-психологов школ Ленинского района города Томка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика профессиональной деформации, синдрома эмоционального сгорания школьных психологов и педагогов

По данным ряда исследований работа вызывает стресс у довольно значительного числа людей. Подвержены стрессу и работники системы образования. Педагоги, психологи, социальные работники работают с индивидуальным общественным сознанием. Повышенное нервно- психическое напряжение создают большие перегрузки на работе, высокие требования, постоянно творческий характер работы, необходимость всех понимать и принимать, низкая оценка профессиональных результатов и перспектив. Бесспорными стимулами стрессов являются и преследующие  всех нас шумы, запахи и другие явления изменившейся экологической обстановки. Серьёзным источником стресса может стать семейная атмосфера.

Всё настойчивее звучит вопрос, можно ли свести стресс к минимуму до того, как он подорвёт моральный дух и здоровье человека? Зарубежный опыт показывает важность заблаговременной борьбы со стрессом, его предупреждение. В программах по профилактике стрессовых состояний большое внимание уделяется повышению культуры саморегуляции, методикам релаксации, пропаганде здорового образа жизни.

Первое, что рекомендуется человеку при появлении психического напряжения, - это заняться собой, провести «внутреннюю» инвентаризацию «актуальных проблем», то есть найти причины стресса. Затем следует трезво оценить, что можно реально сделать для их устранения. А далее лучше всего сесть за стол и составить список всех причин, порождающих стресс, и против каждой – условие, которое позволяет её контролировать или же нейтрализовать. Естественно, что перед этим необходимо ознакомиться хотя бы с самыми основными правилами борьбы со стрессом.

Профессиональная деформация, синдром профессионального сгорания педагогов и психологов есть форма психологической защиты. Её формированию способствуют существующие мифы (деструктивные когнитивные установки) и профессиональные «ловушки» педагогической профессии.

Мифы профессии педагога:

  1. Мне нельзя ошибаться.
  2. Я должен быть сдержанным.
  3. Я не имею права быть предвзятым.
  4. Я должен быть во всём примером для подражания.

Профессиональные «ловушки»:

  1. Монотонность в работе (многократное проведение одного и того же урока в разных классах).
  2. Трудоголизм (рано пришёл - поздно ушёл с работы, все друзья на работе, высокий стандарт ответственности, соединение личной самооценки с профессиональной).
  3. Ассоциирование своей работы с миссией спасателя (девиз в работе «Надо вмешаться и спасти»).

Признаки профессионального сгорания педагогов и психологов: застой в работе, педантизм, привычка рассуждать вслух, сужение кругозора, упрощение речи до детского уровня, повышение тревожности, чувство безнадёжности и бессмысленности дела.

Лучший путь к восстановлению – не воспринимать эти симптомы как трагедию, а сигнал для осмысления  важнейших вопросов  бытия вообще и в профессии в частности. Эмоциональное сгорание связано с игнорированием эмоций и чувств своих и учащихся, педагоги часто их не осознают, либо свои  позитивные чувства проявляют редко. Для учителя важно стоять выше, но не ставить себя выше, проявлять эмпатию, но не нарушать границ другого человека. Это не зависит от уровня заработной платы, интеллекта, а определяется готовностью человека  брать на себя или отдавать внешним обстоятельствам ответственность за всё происходящее в жизни, может сказываться недостаточная вузовская подготовка, экзистенциальные проблемы- страх перед жизнью , неверие в неё.

Причины профессионального сгорания психологов связаны со сверхпозитивной легендой о психологах - об отсутствии у них проблем, с

многочисленными запретами в работе, например, нельзя сливаться с клиентом, интроецировать его и др. Это обязывает психолога быть застёгнутым на все пуговицы.

К важным причинам профсгорания психологов литовский психотерапевт Римантас Качунас относит:

  • монотонность в работе, особенно если она воспринимается как ненужная;
  • вкладывание в работу больших личностных  ресурсов при недостатке признания и положительной оценки;
  • строгая регламентация работы при нереальных сроках её исполнения;
  • работа с немотивированными (например, дети), сопротивляющимися клиентами;
  • напряжённость или конфликты в профессиональной среде, отсутствие поддержки коллег, их критичность;
  • подавление экспериментирования и инноваций, нехватка условий для самовыражения;
  • невозможность дальнейшего роста, образоваия;
  • неразрешимые личностные проблемы консультанта.

В настоящее время школьный психолог вынужден быть практически универсальным специалистом, им приходиться уметь делать всё или почти всё. При этом, однако, не снимается проблема индивидуальных выборов каждого психолога, его профессионального и личностного самоопределения на основе имеющихся у него способностей и индивидуально- психологических особенностей.

Как не потерять своё место в психологической профессии и свою индивидуальность? Для этого рекомендуется переосмысление важных вопросов, на которые трудно, а порой и невозможно однозначно ответить:

  • Какой работой в психологии мне лучше заниматься – индивидуальным консультированием или групповыми тренингами?
  • Выбирать « мягкий» или «жёсткий» стили в общении с учителями, школьниками и их родителями?
  • Какая психологическая техника « лучше мне подойдёт»: гештальттерапия, психодрама, телесная терапия или ещё что-то?
  • Клиенты какого возраста являются моими: младшие школьники, подростки или старшеклассники?
  • Какую мне выбрать проблему?
  • Могу ли я консультировать семейные пары, если сама уже несколько раз побывала в браке, развелась и теперь живу одна?
  • Имею ли я право учить родителей тому, как им воспитывать своих детей, если у меня детей нет и, судя по всему, уже не будет?
  • Если у меня возможность консультировать конфликтующих учителя и ученика, если дома со своим мужем я всё время ссорюсь, и мы никак не научимся с ним конструктивно разрешать собственные конфликты?
  • И, наконец, вопрос, который задают все, всегда и везде: а у вас дома и на работе, конечно же всё в порядке?

В искусстве осознания и овладения собственными мыслями, чувствами и поведением  важны ответы на такие вопросы: Кто я?  Зачем я здесь?

Самонаблюдению поможет выполнение следующего упражнения.

Упражнение «Мудрый старец»

Сядьте прямо. Сделайте несколько глубоких вздохов.

Вообразите, что вы находитесь в старом большом доме викторианской эпохи, в котором никто сейчас не живёт. Пройдите через все комнаты, посмотрите на старую мебель, лампы, картины, интерьер. Поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдитесь по спальням. Вы замечаете бархатный занавес, который прикрывает какую-то дверь. Отодвиньте занавес и откройте дверь. За ней вы видите ступени, по которым, судя по пыли, давным – давно никто не ходил.

Поднимитесь по ступеням. Вы видите дверь, откройте её и войдите.

Вы находитесь в заставленной книгами комнате, куда свет проникает со всех сторон и сверху. Вы начинаете читать заголовки книг и вдруг замечаете, что в одном из углов комнаты сидит старец.

«Я ждал тебя», - говорит он. Вы понимаете, что он знает всё и ответит на любой вопрос, который вы зададите.

Теперь спросите: «Зачем я родился на этот свет?»

Послушайте его ответ и задайте любой другой вопрос, который хотите. Поблагодарите мудрого старца, попрощайтесь, выйдете из комнаты, спуститесь по лестнице и покиньте дом.

Когда вы закончите упражнение, сделайте о нём запись. «Мудрый старец» - это, конечно, скрытая мудрость, которая есть в каждом из нас. Многие не решаются это признать и поэтому проецируют её вовне, на других.

Следующее упражнение «Три года» тоже полезно для многих. Оно помогает людям остро осознать, что они действительно хотят делать в этой жизни и как хотят её прожить. Они осознают, кого именно больше всего любят и о ком хотели бы заботиться (и в результате решают больше проводить с ними времени). Или вдруг с мучительной ясностью понимают, что отпущенное им время тратится зря на нелюбимую работу, на жизнь в неприятной среде. Или что учёба не приносит ни какого удовлетворения, а всего лишь средство закончить школу.

Упражнение «Три года»

Следите за вашим дыханием… вы вдыхаете и выдыхаете… отмечайте попутно, какие части вашего тела движутся, когда вы дышите … заметьте, где ваше тело касается кресла (пола, кровати)… Позвольте себе довериться креслу( полу), пусть оно само поддерживает ваше тело.

Представьте, что вы узнали: вам осталось жить три года. Вы будете совершенно здоровы всё это время… Какова ваша первая реакция на это известие?.. Начали ли вы сразу строить планы или разозлились, что вам дано так мало времени?

Вместо того, чтобы испытывать « ненависть к тому, что меркнет свет», или завязнуть в трясине фантазий о деталях надвигающейся смерти, решите лучше, как вам хочется провести это время, как вы хотите прожить эти последние три года.

Где бы вы хотели их прожить?

С кем бы вы хотели их прожить?

Хотите ли вы работать?

Учиться?

После того, как ваше воображение построит картину жизни в течение этих трёх лет, сравните её с той жизнью, которой вы живёте сейчас.

В чём сходство между ними?

В чём отличие?

Есть ли в этой воображаемой картине что-то, что вы хотели бы включить в ваше нынешнее существование?

Теперь хорошенько осознайте, что предположение о вашей смерти через три года – это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение. Вы можете отбросить эти мысли. Но оставьте от этой игры то, что вам подходит и что вы хотели бы сохранить. Запишите, какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение.



Предварительный просмотр:

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания        В.В. Бойко

Прочитав суждения, отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках теста идет речь о партнерах, то имеются в виду люди, с которыми вы работаете.  

да

нет

Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое место).

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть наедине с собой, ни с кем не общаясь.

Моя работа притупляет эмоции.

Бывает, я долго засыпаю и плохо сплю из-за переживаний, связанных с работой.

Я бы сменил место работы, если бы представилась такая возможность.

Иногда самое обыденное общение на работе вызывает раздражение.

При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

Обстановка на работе мне кажется очень сложной и напряженной.

У меня часто возникают тревожные предчувствия, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все.

Я очень переживаю за свою работу.

При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

Последнее время меня преследуют: неудачи на работе.

Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

На работе я испытываю постоянные физические или психологические

Я часто работаю через силу.

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился.

да

нет

Подсчитайте количество утвердительных ответов и определите уровень эмоционального выгорания (каждый утвердительный ответ - 1 балл).

Уровни:

от 6 до 0 баллов - низкий уровень эмоционального выгорания, синдром выгорания Вам не грозит.

от 13 до 7 баллов - средний уровень эмоционального выгорания, вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел, либо сменить работу, либо лучше, переменить стиль жизни.

от 20 до 14 баллов - высокий уровень эмоционального выгорания, положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек, нужно, чтобы он не погас.



Предварительный просмотр:

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов "Брать — давать"

Бирман Наталья Ильинична, педагог-психолог 

Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба 

Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Задачи: 

  • Организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыков взаимоподдержки;
  • Развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров;
  • Помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.

Время проведения: 2–3 часа

Ход занятия

Музыкальный настрой. Видеоряд “Виды природы”.

Этап 1. Разминка

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Игра “Поменяйтесь местами те, кто….” (цель: снятие накопившегося напряжения; сплочение членов группы)
Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего – занять чье-то место.
Упражнение “Я люблю, и я не люблю” (цель: телесная самопрезентация)
Каждый должен встать и пантомимой показать, что он любит, и что он не любит. Повторяться нельзя.

Презентация “Если вы никак не можете себя заставить работать ...” цель: включение в работу, переход к основной части занятия) (Приложение 1)

Этап 2.Оновной

Цель: развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров осознание и принятие своих чувств.

Упражнение “Свобода – долг – власть – ответственность” (цель: изучение и осознание собственных взглядов)

I ЧАСТЬ – педагогам предлагается изобразить на листе бумаги метафорично четыре понятия: “свобода”, “долг”, “власть”, “ответственность””.
II ЧАСТЬ – Объединившись в пары или в общем круге, обсудить полученный результат с психологической точки зрения. Задача: прояснить значение этих метафор в жизни человека.

“Как (что) это в твоей жизни?”, “Помогает тебе это или мешает?”.

Необходимо обратить внимание на размеры и расположение рисунков, вложенный смысл.

ДОЛГ ни с чем здоровым, как правило, у нас не ассоциируется. Для того, чтобы более оптимистично относиться к своим “долженствованиям”, важно перевести их в желания:

“Я должна хорошо работать!” —> “Я хочу хорошо работать, т.к. это соответствует ценностям моей личности!” и т.п.
“Что из долга является нашей правдой, а что нам навязывается?”, “Кем это навязывается?”

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ДОЛГ часто “сливаются” в нашем сознании. Многих из нас, спасибо нашим родителям, с детства приучили быть ответственными за что-то. Но, как и в любом деле, необходимо чувство меры, чтобы не происходило дисгармоний в отношении воспитания ответственности наших детей. Необходимо четко научиться разграничивать, где чья ответственность.

Кто, кроме меня? Беря все в свои руки, мы посягаем на ответственность других. То есть, чем больше ответственности мы берем за человека (за своего ребенка, супруга, коллегу и т.д.), тем меньше этой ответственности у этого человека остается. Тем самым мы инфантилизируем этого человека и перегружаем себя. И не нужно потом удивляться тому, что нам так тяжело живется, а остальным в нашем окружении ни до чего нет дела!

Задача: Если у командира роты 100% ответственности, сколько % ответственности у каждого солдата? (ответы родителей)

Ответ: у солдата тоже 100% ответственности – 100% солдатской ответственности.

У каждого из нас 100% ответственности: дочерней, родительской, профессиональной.
Не надо брать всю ответственность, нужно взять только свою!
Ответственность – это ответ за наши ценности, за наши поступки, за нашу жизнь, и т.д.
Что для вас свобода?

СВОБОДА – в психологическом смысле более сложное понятие, нежели обыденное.

“Свобода к …” (к действиям, к творчеству и т.п.) – более взрослая; “Свобода от …” – более детская (запереться, объесться, оторваться и т.п.).
А много ли свободы нам надо?
Те, кому предоставляется много свободы, тяготятся ею, становятся более тревожными.

ВЛАСТЬ – это то, что над нами, подавляющее (нас так воспитывают).

А для чего нам нужна власть?
Нас нигде не учат, что нужно делать со своей властью, для чего она нам нужна.
У власти есть два важных положительных момента:

1) власть – это возможность сделать все по-своему, построить мир так, как хочешь, в соответствии со своими ценностями (например, воспитать собственного ребенка так, как считаешь нужным);

2) власть – это возможность защитить себя.

Властью не наделяют, ее берут. Идет борьба за власть и отстаивание власти.

Упражнение. “Хочу – не хочу, но делаю... ” (цель: преодоление психологических барьеров, осознание и принятие своих чувств)

Участникам предлагается на отдельных листах написать:

  • Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще.
  • Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.
  • Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.
  • По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.
  • “Если есть желание, есть тысяча возможностей! Если нет желания, есть тысяча причин!”

Психотерапевтическая сказка “Коряга” (цель: коррекция самопринятия педагогов, осознание жизненного предназначения).

Инструкция: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свое окончание.

Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей.

Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая – ни красоты, ни проку … Как ей было обидно!

(Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)

Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику.

“Счастливчики ... ”, – думала Коряга, завидуя этим деревьям, – “Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании ...”.

(Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд)

Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут... Но, не смотря на это, она была счастлива!

(Метафора: метафора “нужности”, которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя “на самоубийство”, мы “сгораем”)

В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств …

(Бессознательные процессы)

В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась!

О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю ... , но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза).

(Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)

Она упала в море.

“Что это? Куда я попала? Что со мной будет?” – думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью ... Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец ...

Но вот шторм начал потихоньку стихать … на небе показалось солнышко ... Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны ... Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу … Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого с кем можно было бы ее сравнивать ... Здесь она была одна такая ..., единственная ... И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза)

(Метафора: Вода и шторм – метафорические символы души и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т.е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение. Кризис меняет человека. Шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей стало спокойнее – именно кризис принес оздоровление. Чем больше мы в своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем “здоровее”, сильнее мы становимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)

Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность – так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики …

(Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)

Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: “Это просто чудо! Настоящее чудо!”. На нее никто не смотрел с такой любовью ..., (Пауза) ...и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес ..., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза).

Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком.

(Метафора: признание индивидуальности; придача “товарного вида”)

Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью ... (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью “Дар моря” и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.

“Сколько бедствий я перенесла, – думала Коряга, – и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно”.

(Метафора: торжество)

Анализ впечатлений. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.

Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе? Какую вы придумали концовку? Почему именно такую?

Ведущий: “Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. Хотя, имеет ли смысл конец сказки?”

Упражнение “Настоящая женщина (настоящий мужчина) – это …” (цель: коррекция самопринятия)

Необходимо выбрать 10 критериев настоящей женщины (настоящего мужчины). Группа называет, а каждый член группы записывает только те, которые к нему относятся. Они выписываются на листочке слева. Далее группа делится на пары, где друг с другом меняются записями и оценивают выраженность этих качеств по 10-балльной шкале. Потом можно поменять партнера и проделать ту же самую процедуру. При оценивании друг друга участники аргументируют свое решение.

В конце упражнения рефлексия:

  • чувства;
  • возникали ли несовпадения мнений.

Упражнение “Брать – давать” (цель: анализ энергетического баланса в жизни)

Все члены группы выкладывают на свой стул всю мелочь из своего кошелька. Считают, какая сумма у них была изначально.

1 этап – Все члены группы ходят по кругу и раздают свои деньги другим членам группы.

Обсуждение:

– Сколько денег было и сколько стало?
– Что чувствуем при этом?
– Как это соотносится с реальной жизнью? (сколько отдаешь энергии и кому, и сколько принимаешь)

2 этап – То же самое, но деньги забираем.

Обсуждение.
Самое лучшее, когда наблюдается баланс между тем, сколько было изначально и сколько оказалось в конце – между тем, что отдаем и тем, что берем.
В конце упражнения каждый забирает деньги со своего стула к себе в кошелек.

Этап 3. Заключение

Цель: сплочение коллектива, формирование доверия, осознание личностных ресурсов.

Упражнение “Похвали себя” (цель: овышение самооценки)

Каждому участнику (в порядке личной инициативы) нужно выйти в центр круга и хвалить себя не менее 1 минуты. А остальные слушают и отмечают “точки роста”.

А все ли знают, что значит хвалиться? Это преувеличение своих достоинств и способностей, достижение, а не хвала своими детьми, мужем и т.п.

Группа решает, по какой системе оценивания будет оценено каждое выступление (с аргументацией ответа). Отмечается общение глаза в глаза, умение говорить без остановки в течение 1?; не соскакивание на “Я люблю …”, уверенность в голосе, аргументация.

Упражнение “Посудомоечная машина” (цель: сплочение группы через телесный контакт)

Участники делятся на две группы и встают в две шеренги напротив. Выходит человек и говорит, какая он посуда и как он хочет, чтобы его помыли. Затем он проходит через “посудомоечную машину”, где все его гладят, массируют, “трут” и т.п. именно так, как он пожелал. Последние два человека в шеренгах играют роль сушки – они его бережно обнимают. Человек, прошедший через “посудомоечную машину”, становится “сушкой”.

Таким образом, через эту процедуру проходит каждый участник тренинга. В конце ведущий спрашивает, как себя чувствует этот человек.

Видеоряд “Желаю тебе сил для всех жизненных дел” (цель: создание позитивного настроя) (Приложение 2)

Упражнение “Аплодисменты” (цель: повышение самооценки, сплочение педагогов)

(В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний участник получает аплодисменты всей группы.)

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас сложилась очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Рефлексия

(цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе).

Использованная литература:

  1. Млодик И.Ю. Материал с курсов по детской психотерапии “Детская комната”.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.



Предварительный просмотр:

10 способов увеличить свой стресс

Насколько вы овладели искусством управлять стрессом? Можете ли вы его увеличить на 100%? На фоне полного здоровья, благополучия и мира? Все в ваших руках, это не так сложно, как кажется. Можно использовать приведенные ниже тактики.

Когда он скажет: «Ты выглядишь усталой», — вы отвечаете: «Я так и знала, что больше тебе не нравлюсь». А уж если он скажет: «Кажется, мясо недосолено», это дает вам право сказать: «Ты всегда стремишься меня унизить».

  1. Напряжение

Просто напрягите свои мышцы. Нахмурьте брови. Сожмите зубы. Сдавите грудную клетку, чтобы дыхание стало тяжелой работой. В принципе, этого достаточно. При желании можно добавить кисти рук, мышцы бедер и так далее.

Эффект: Ваши переживания, чувства и мысли сразу становятся на порядок более катастрофическими.

  1. Не двигайтесь

Занимайтесь весь день сидячей работой, а остальное время проводите перед телевизором.

  1. Зачем нам нужен стресс?

Почему люди искусственно увеличивают свой стресс, когда его по жизни хватает и без наших усилий? Потому что состояние стресса позволяет нам решать какие-то проблемы или, как сказали бы психологи, доставляет «вторичную выгоду». В частности, стресс:

  • дает адреналиновую встряску и бодрит, когда в жизни недостаточно риска;
  • позволяет чувствовать себя важным, значимым человеком, который всегда занят и всегда не успевает;
  • позволяет избегать близости и хранить дистанцию: когда человек боится отношений, он может с головой уйти в важную работу;
  • позволяет избегать ответственности («мне некогда решать эту проблему, я очень занят»);
  • позволяет требовать от окружающих послушания, как в государстве на военном положении.

Эффект: Не пройдет и нескольких дней неподвижной жизни, как стресс сильно возрастет. Вы начнете думать о неприятностях, от чего вас раньше отвлекали движения.

  1. Естественная фармакология

Никотин, кофеин, сахар — постоянно и в возрастающих количествах. Можно также чередовать кофе с алкоголем.

Эффект: Вы скоро узнаете, насколько сильно самочувствие зависит от биохимии. Даже самые законные и обычные «психотропные средства» в больших количествах нарушают естественные механизмы бодрствования и расслабления.

  1. Прислушайтесь к телу

Обратите пристальное внимание на свое тело. У вас нет никаких странных ощущений в левой руке? А в животе – нет ли каких-то почти незаметных вибраций и покалываний? Разве это не подозрительно?

Эффект: Вы обязательно найдете непонятные ощущения и можете фантазировать о своих неведомых болезнях. Данная техника особенно эффективна в сочетании с изучением медицинской литературы.

  1. Думайте глобально

Регулярно беспокойтесь о вещах, которые вы не способны контролировать. Размышляйте по полчаса в день об эпидемиях, ураганах, похолодании планеты и тому подобных глобальных материях.

Эффект: Чувство беспомощности, тревога, напряжение.

  1. Чего мне не хватает для счастья?

Посмотрите на свою жизнь с точки зрения: чего мне не хватает. Можно перебирать в уме преуспевших в чем-то знакомых или биографии знаменитостей. Полезно также полистать каталоги и найти там вещи, которые вы не способны купить из-за их высокой цены.

Эффект: Если смотреть на жизнь в таком ключе, у вас всегда будет повод чувствовать себя несчастной.

  1. Спешка

Смех и стресс

Смех и стресс плохо уживаются друг с другом. Вот что смех делает со стрессом и его последствиями:

  • увеличивает психическое и мышечное расслабление;
  • поддерживает ощущение благополучия;
  • высвобождает естественные гормоны счастья — эндорфины;
  • снижает уровень гормонов стресса (эпинефрина, кортизола и некоторых других);
  • понижает давление крови;
  • держит сердце в хорошем тонусе;
  • очищает легкие от углекислого газа;
  • повышает гибкость мышц;
  • стимулирует иммунную систему.

Попробуйте постоянно спешить. Даже на отдыхе или играя с ребенком.

Эффект: Все дела в вашей жизни будут делаться поверхностно и начисто перестанут приносить удовлетворение.

  1. Сделаем после

Систематически откладывайте все дела и решения на потом.

Эффект: Это поддерживает постоянное чувство вины, а через некоторое время появится беспомощность перед неподъемной горой накопившихся проблем.

  1. Добивайтесь полного совершенства

Ориентируйтесь на самые высокие стандарты и проклинайте себя за малейшую тень неуспеха или несовершенства.

Эффект: Поскольку совершенство практически недостижимо, постоянное чувство хронического провала вам обеспечено.

  1. Ничего смешного

Устраните из жизни юмор и смех.

Эффект: Стресс стразу возрастет, поскольку он плохо совмещается с юмором. Ведь стресс — дело серьезное.

Это, конечно, далеко не все тактики увеличения вашего стресса на ровном месте. Их тысячи. Может быть, вы уже успешно применяете какие-то из них? Или у вас есть другие излюбленные и оригинальные методики? Их важно увидеть. Когда вы понимаете, каким способом увеличиваете свой стресс, вам становится легче его контролировать. Потому что вы обретаете свободу: применять их или от них отказаться.

Стресс для двоих

Увеличением стресса можно успешно заниматься и в паре с любимым человеком. Вот, например, несколько простых рецептов:

  • Пускай он изменится

Поставьте своей задачей изменить другого человека.

Эффект: Задача нерешаемая, а ваш любимый, когда его хотят изменить, начинает сопротивляться. Тогда любое совместное занятие: секс, ужин или прогулка в супермаркет — становится беспощадной и бесплодной битвой.

  • Стресс в постели.

Никогда не говорите любимому о том, что вам нравится в сексе, а что нет.

Эффект: Это обеспечивает постоянную неудовлетворенность сексом плюс дает право хронически обижаться на непонимание и нечуткость со стороны любимого.

  • Чтение мыслей

Когда он скажет: «Ты выглядишь усталой», — вы отвечаете: «Я так и знала, что больше тебе не нравлюсь». А уж если он скажет: «Кажется, мясо недосолено», это дает вам право сказать: «Ты всегда стремишься меня унизить».

Эффект: С помощью умелой интерпретации тайных мыслей любимого вы в каждой самой невинной его реплике найдете повод для обиды. Если вы еще подключите сюда любительскую психологию («Это в тебе говорит неосознанная агрессия и неразрешенный Эдипов комплекс»), любое слово и действие партнера будет увеличивать стресс, а оправдаться он никогда не сможет.

  • Не закрывая рта

Попытайтесь говорить без остановки все время, когда вы вместе с любимым, заполняя словами любую паузу.

Эффект: Типичный мужчина быстро почувствует перегрузку — он вообще способен внимательно слушать лишь 10-15 секунд. Поэтому он, скорее всего, уйдет в себя, а вы вправе жаловаться, что вас не слушают и не понимают.

  • Молчи, скрывайся и таи…

Не говорите с любимым о неприятном: о том, что вам не нравится в совместной жизни, или о том, чего бы вам хотелось, но вы не получаете от него.

Эффект: Эта техника не дает мгновенного эффекта, но зато оставляет после себя очень стойкий стресс, причем на многие годы. Если вы не говорите любимому о своих разочарованиях, о неудовлетворенности и проблемах, стресс постоянно и невидимо наращивает свое напряжение. Что может кончиться взрывом — или полным охлаждением и разочарованием.



Предварительный просмотр:

О спонтанном танце                  

Во время спонтанного танца человек раскрепощается физически и эмоционально. Процесс спонтанного танца воздействует на психику, гармонизируя ее.

Процесс спонатанного танца похож на релаксацию и настройку, но в динамическом варианте, когда человек не сидит или лежит неподвижно, а движется. Движения задаются сферой подсознания, поэтому во время спонтанного танца не нужно думать, в какой последовательности осуществлять то или иное движение.

Во время спонтанного танца происходит разрядка отрицательных доминант, сформированных и сохраняющихся в головном мозге.

Вообще понятие «доминанта» (dominare) в переводе с латинского языка означает «господствовать». Физиолог А.А. Ухтомский дал следующее определение доминанты: «Это временно господствующий набор реакций, который направляет в данный момент времени все поведение организма на решение одной, наиболее важной для него задачи».

Иными словами, подобные доминанты формируются тогда, когда необходимо совершить что-то важное, защититься от какого-либо негативного воздействия, то есть они формируются как защитная реакция, например, на стрессовое воздействие. В головном мозге образуется очаг возбуждения, то есть группа клеток нервной системы для решения необходимых задач переходит в состояние повышенной активности. Это и есть начало образования доминанты. Эти клетки постоянно находятся в состоянии боевой готовности, и энергию любого раздражения, направленного на организм, используют на собственное укрепление и усиление, увеличивая доминанту.

И еще одна особенность подобной доминанты: однажды появившись, она изменяет и тормозит все другие реакции, которые могут помешать ее существованию.

Например, человека обидели. Он пережил обиду, сделал какие-то выводы, подавил свои реакции как мог, но уже образовалась доминантная группа клеток. Подсознательно этот человек начинает ожидать, что его еще могут обидеть. Кто-то где-то сказал какие-то слова; человек принял их на свой счет, интерпретировав их как обидные в свой адрес - доминанта подпиталась. Далее кто-то на него не так посмотрел в транспорте. Затем ему сказали комплимент, похвалили. Это уже не имело значения, потому что даже подобный раздражитель доминанта «рассмотрела» как издевательство.

В результате доминанта обиды растет, выстраивая себя и стереотипы восприятия и поведения субъекта. Она держит организм в напряженном состоянии готовности, чтобы в любой момент подхватить любую энергию извне и изнутри и направить ее в одно русло - на свою подпитку.

При этом происходит сдвиг в ранее уравновешенных реакциях, и организм, да и сам человек меняются. Меняется и характер человека.

Доминанта не исчезает даже после того, как произойдет удовлетворение сформировавшей ее потребности. Она откладывается в памяти человека, составляя основу жизненного опыта. А в итоге человек смотрит на мир через призму своих доминант, которые формируют набор негативных стереотипов. Как сказал А.А. Ухтомский: «Из прошедшего вырастают доминанты и побуждения настоящего для того, чтобы предопределить будущее».

Человек воспринимает реальность через призму своих доминант - каковы доминанты, такова и личность. Наиболее прочные и детальные отпечатки в памяти закладываются в раннем возрасте, когда восприимчивость и пластичность нервной системы еще очень высокие.

Менее прочные следы от переживаемого закрепляются в зрелые годы и в старости. Обычно в старости люди мало запоминают текущие события, а живут воспоминаниями о прошлом.

При этом у отрицательных доминант есть еще одна неприятная особенность - они проецируются на физическое тело болезнями. И эти болезни также усиливаются по мере питания доминанты энергиями извне или изнутри. И если субъект подходит к восприятию мира только с точки зрения своих доминант, своих личностных, эгоистических потребностей, то он видит только то, что ему нужно для их удовлетворения, не замечая всего остального.

Чтобы быть здоровыми, важно сохранять и культивировать в себе позитивные доминанты. Например, когда любишь другого, невольно идеализируешь его и стремишься проявлять по отношению к нему самые лучшие, добрые и красивые свои состояния и качества.

Именно идеализация приближает каждого к истинной реальности.

Чтобы перестать быть жертвой отрицательных доминант, нужно подчинить их своей воле. Для этого вам придется учиться через идеомоторные движения спонтанного танца трансформировать избыток энергии, которую поглотили доминанты в нужное вам состояние или качество.

Процесс спонтанного танца - это та же настройка на определенные вибрационные частоты, создающие силу, здоровье, радость в физическом теле и психике, но настройка в динамике. И как показывает опыт, скорость восприятия нужного состояния и его глубина, при спонтанном танце, оказываются более значительными. Во время спонтанного танца раскрепощается внимание, нейтрализуется напряжение, развиваются гармоничные ощущения тела. Свобода движений во время спонтанного танца отражает внутреннюю свободу человека.

Для вхождения в состояние спонтанного танца используйте музыку, которая ассоциируется со спокойствием, красотой, здоровьем, радостью, легкостью и другими позитивными ощущениями.

Для спонтанного танца можно пользоваться аудиозаписями, произведенными в ЦПФС «Единение», где музыка сопровождается соответствующими настройками, которые проводит преподаватель здорового образа жизни. Резонанс музыки и слова приводит к движениям тела, через которые вновь формирующиеся нейронные связи забирают энергию у отрицательных доминант в пользу формирования и усиления желаемого качества и состояния.

Практикуя спонтанный танец, вы сможете ощутить реальные изменения в своем состоянии, и не только эмоциональном. Постепенно начнут разрушаться и исчезать ваши хронические недуги. Тело будет становиться здоровее.

Посредством спонтанного танца можно выразить любое явление и чувство, показать любой предмет, животное и т.д. С помощью спонтанного танца можно даже гармонизировать ситуации и усиливать свои человеческие качества, вытанцовывая смелость, волю, чуткость и т.п.

Во время спонтанного танца ощущайте свое тело и подчиняйтесь тем движениям, которые оно само желает исполнить. Посредством этих движений (в спонтанном танце) тело стремится избавиться от навязанных ему зажимов.

Начиная практиковать спонтанный танец, вы сможете убедиться в реальном воздействии вашего воображения на ваше тело. Например, вытяните руки перед собой ладонями друг к другу. Закройте глаза и представьте, что:

1. Руки не перед вами, а развернуты в стороны ладонями вниз;

2. Ладони - одинаковые полюса магнита, одноименные заряды и т.п.

Ощущайте, как мозг воспримет образы вашего воображения, которые сработают как команда к действию. Руки, как под влиянием магнита, начнут расходиться в стороны, принимая ту конечную позицию, которую вы представили.

Главное - не сопротивляйтесь тонким и нежным ощущениям, которые вы воспримете в самом начале спонтанного танца, не ожидайте мощного воздействия как обухом по голове и не пытайтесь включать здравый смысл, анализируя происходящее в процессе спонтанного танца...

Во время спонтанного танца могут приходить осознавания, озарения, ответы на вопросы. Вращения в спонтанном танце меняют структуру клеток, оздоравливают, омолаживают. Ваши собственные руки во время спонтанного танца могут показать места в теле, которые нуждаются в вашем внимании. Во время спонтанного танца вы можете спросить у своего тела, какие спонтанные движения - ключи - стирают, например, обиды, при каких движениях происходит набор энергии и т.п.

Спонтанный танец: 17 примеров                  

спонтанный танец 1: безмятежность и спокойствие

Представьте, что вы - водоросль. Вы находитесь на дне озера. Чистая прозрачная вода слегка колышется. Водоросль легко и мягко колышется в воде.

С каждым движением исчезают отрицательные эмоции, растворяется напряжение. С каждым движением в тело вливаются безмятежность и спокойствие.

спонтанный танец 2: Радость и легкость

Представьте, что вы - ребенок 5 лет. Вы находитесь на берегу реки. Солнечный летний день. Мягкий светлый песок под ногами.

Вы танцуете у кромки воды. Вокруг вас разноцветные брызги. Вы ощущаете радость каждого движения. В ваших движениях появляется легкость. Вы ощущаете радость и легкость. Вас охватывает предвкушение счастливого будущего.

спонтанный танец 3: Легкость и безмятежность

Представьте, что вы - сильфида - прекрасное юное создание в развевающемся воздушном одеянии. Вы находитесь на летнем лугу. Ощущаете чистый легкий воздух.

Ваше тело по вашему желанию становится легче воздуха. Вы движетесь, воплощая собой легкость, элегантность и безмятежность.

спонтанный танец 4: Гибкость и устремленность

Представьте себя травинкой на весенней проталинке. Вы устремлены к солнцу, всем телом ловите его лучи.

Вы наполняетесь здоровой светлой энергией Солнца. Ощущаете свою гибкость и устремленность.

спонтанный танец 5: Свобода

Представьте, что вы птица, парящая в весеннем утреннем небе. Ощутите прозрачность и легкость воздушного океана. Вас поднимают и опускают воздушные потоки. Ощутите их движение, растворитесь в них. Почувствуйте свою легкость и невесомость. Ощутите свободу, которая наполняет каждую клеточку вашего тела.

спонтанный танец 6: Волшебство

Представьте, что вы - прекрасная разноцветная бабочка. Вы находитесь в сказочном саду, где растет множество необыкновенных цветов.

Вы видите, какие это яркие прекрасные цветы. Вы ощущаете их дивный аромат, легкость своего сказочного тела. Вы порхаете между цветами и танцуете танец бабочки.

спонтанный танец 7: Плавность и текучесть

Представьте, что вы -речная вода, чистая и светлая. Вы ощущаете свою текучесть, плавность.

Вы движетесь вместе с течением реки. Вы становитесь легкими и текучими.

спонтанный танец 8: Огонь

Представьте себя внутри разгорающегося костра Жизни. Вы - яркое чистое пламя этого костра. Все ваши болезни, неприятности и проблемы являются пищей для этого огня. Вы усиливаетесь, сжигая все темные места в теле. Пламя Жизни восстанавливает ваше тело.

Вы движетесь вместе с пламенем. Ваше тело здоровеет, молодеет и крепнет. Вы видите, как наливаются золотым светом и восстанавливаются ваши органы и ткани. Мышцы обретают силу, а суставы - подвижность. Каждая клеточка вашего тела излучает свет, тепло и любовь.

спонтанный танец 9: Радость и свобода

Представьте, что вы маленькая рыбка в водах прозрачного голубого озера. Вы легко и свободно движетесь среди множества водорослей, плавно огибая каждое растение. Вы видите светлые солнечные лучи, среди которых играют рыбки.

Вы движетесь вместе с рыбками, насыщая себя состояниями радости и свободы. Вы становитесь гибкими и свободными в потоке жизни.

спонтанный танец 10: нежность и чистота

Представьте себя снежинкой. Ясный морозный солнечный день. Огромные пушистые сугробы. Яркое солнце на синем небе. От дуновения ветерка поднимаются и кружатся легкие пушистые снежинки. Они переливаются в лучах солнца.

Вы кружитесь и переливаетесь вместе с ними. Каждая снежинка светится чистотой. Все ваше тело наполнятся чистой красотой. Вы - белая пушистая снежинка. Вы излучаете чистоту и нежность.

спонтанный танец 11: радость полета

Представьте весеннее утреннее небо. Первые солнечные лучи показались из-за горизонта. Ощутите прозрачность и легкость воздушного океана.

Представьте себя парящими в воздушном потоке. Растворитесь в нем. Почувствуйте легкость и невесомость. Ощутите свободу, наполняющую каждую клеточку Вашего тела. Тело впитывает легкость, свободу и радость полета.

спонтанный танец 12: Легкость и чистота

Представьте себя одуванчиком на летнем поле. Вокруг Вас - зеленые стебли с белыми легкими воздушными шапочками. Солнышко отражается от пушистых шапочек. Вы готовы взлететь с первым порывом легкого ветерка. Вот подул ветерок. Вместе с ним вы ощущаете приподнятость, легкость и радость предстоящего полета. Видите, как пушинки отрываются от стебельков и взлетают. Их становится все больше и больше.

Ощутите себя летящими среди них, включитесь в это движение. Ваше тело наполняется чистотой, легкостью и светлой ясностью. Вы ощущаете свободу и подвижность.

спонтанный танец 13: Гибкость

Представьте себя на берегу полноводной реки. Вы видите переливы солнечных лучей в ее волнах. Подходите к воде. Постепенно погружаетесь в нее. Ощущаете теплое течение. Каждая клеточка вашего тела впитывает плавность и текучесть непрерывного потока.

Ваше тело растворяется в воде, становится гибким. Плавные движения вашего тела повторяют мягкие колебания водной глади. Тело становится пластичным, гибким, наполняется силой и энергией.

спонтанный танец 14: уверенность

Представьте себя на берегу широкой реки. Глубокий и мощный поток плавно и уверенно течет навстречу восходящему солнцу. Войдите в этот неспешный поток.

Вместе с водой в тело втекает уверенность и сила, тело наполняется уверенностью и силой. Ощутите себя частью течения, влейтесь в уверенный поток жизни. Почувствуйте, как в вашем теле увеличивается уверенность и Сила жизни.

спонтанный танец 15: Легкость и пустота

Ощутите себя воздушным шариком. Почувствуйте его состояние, цвет, внутреннюю структуру. Ощутите, как он поднимается и опускается в ритме вашего дыхания.

Почувствуйте напряженность его стенок, пустоту внутри, веревочку, не отпускающую в полет. Испытайте чувство невесомости.

спонтанный танец 16: Красота

Представьте себя среди цветущих кустов роз. Почувствуйте их запах. Остановите внимание на самом красивом бутоне.

Внимательно наблюдайте, как под действием вашего взгляда бутон начинает медленно раскрываться. Ощутите себя бабочкой, порхающей вокруг раскрывающегося бутона розы.

спонтанный танец 17: Восторг и восхищение

Представьте вокруг себя синее бездонное небо. Внизу - цветущая земля. Ощутите себя птицей. Под вами проплывают прекрасные пейзажи.

Опуститесь ниже. Посмотрите, как красивы озера, реки, леса, лужайки. Вас охватывают восторг и восхищение. Найдите свою поляну и начинайте плавно опускаться на нее.



Предварительный просмотр:

Кто уклоняется от игры, тот ее проигрывает.

Ришелье

Люди никогда не обнаруживали большего остроумия, чем в изобретении игры.

Готфрид Лейбниц

Работа — это то, что человек обязан делать, а Игра — это то, чего он делать не обязан. Поэтому делать искусственные цветы или носить воду в решете есть работа, а сбивать кегли или восходить на Монблан — забава.

Марк Твен

В конце концов, вот что значит учиться: важно не то, проиграем ли мы в игре, важно, как мы проиграем и как мы благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным образом поражение оборачивается победой. 

Ричард Бах

Ты   развиваешься только  тогда,  когда играешь  с  более сильным  соперником.

Основа Шахмат, 1655 год

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые - смотреть.  

Пифагор Самосский

Игра обладает своей собственной сущностью, не зависимой от сознания тех, кто играет.

Ханс Георг Гадамер 

Игра привлекает игрока, вовлекает его и держит.

Ханс Георг Гадамер

Игра - в значительной степени основа всей человеческой культуры. 

А. В. Луначарский

Тот, кто не принимает игру всерьез, портит ее

Ханс Георг Гадамер

Люди никогда не обнаруживали большего остроумия, чем в изобретении    игры.

Готфрид Вильгельм Лейбниц 

Всякая Игра есть прежде всего и в первую голову свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра.

Йохан Хёйзинга 

Талант выигрывает игры, а командная работа -чемпионаты.

Майкл Джордан 

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых..

Януш Корчак 



Предварительный просмотр:

«Обвинитель»: «Петя - хулиган. Он не может долго сидеть на одном месте. На уроках он постоянно крутится и оборачивается. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает».

«Адвокат»: «Петя - вовсе не хулиган. Психологи говорят, что дети бывают "шустриками" и "мямликами". Так вот, Петя - «шустрик». Он не может долго сидеть на одном месте, он очень подвижный ребенок. На уроках он крутится, чтобы снять накопившееся напряжение. Молодому растущему организму нужны физические упражнения, это естественно. На переменах он бегает, что-то роняет и кого-то задевает - так как эта неловкость движений свойственна подросткам. Руки и ноги вытянулись, а он еще не научился управлять своим телом.

«Обвинитель»: «Петя - хулиган. Он не может долго сидеть на одном месте. На уроках он постоянно крутится и оборачивается. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает».

«Адвокат»: «Петя - вовсе не хулиган. Психологи говорят, что дети бывают "шустриками" и "мямликами". Так вот, Петя - «шустрик». Он не может долго сидеть на одном месте, он очень подвижный ребенок. На уроках он крутится, чтобы снять накопившееся напряжение. Молодому растущему организму нужны физические упражнения, это естественно. На переменах он бегает, что-то роняет и кого-то задевает - так как эта неловкость движений свойственна подросткам. Руки и ноги вытянулись, а он еще не научился управлять своим телом.

«Обвинитель»: «Петя - хулиган. Он не может долго сидеть на одном месте. На уроках он постоянно крутится и оборачивается. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает».

«Адвокат»: «Петя - вовсе не хулиган. Психологи говорят, что дети бывают "шустриками" и "мямликами". Так вот, Петя - «шустрик». Он не может долго сидеть на одном месте, он очень подвижный ребенок. На уроках он крутится, чтобы снять накопившееся напряжение. Молодому растущему организму нужны физические упражнения, это естественно. На переменах он бегает, что-то роняет и кого-то задевает - так как эта неловкость движений свойственна подросткам. Руки и ноги вытянулись, а он еще не научился управлять своим телом.

«Обвинитель»: «Петя - хулиган. Он не может долго сидеть на одном месте. На уроках он постоянно крутится и оборачивается. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает».

«Адвокат»: «Петя - вовсе не хулиган. Психологи говорят, что дети бывают "шустриками" и "мямликами". Так вот, Петя - «шустрик». Он не может долго сидеть на одном месте, он очень подвижный ребенок. На уроках он крутится, чтобы снять накопившееся напряжение. Молодому растущему организму нужны физические упражнения, это естественно. На переменах он бегает, что-то роняет и кого-то задевает - так как эта неловкость движений свойственна подросткам. Руки и ноги вытянулись, а он еще не научился управлять своим телом.