Работа психолога над развитием навыка чтения
На этой странице представлен материал, который можно использовать при формироании и развитии навыка чтени в коррекционной работе педагога-психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
влияние навыка чтения на успеваемость школьников | 947.17 КБ |
развитие навыка чтения с использованием ИКТ технологий | 2.22 МБ |
полезные ссылки для работы над навыком чтения | 14.86 КБ |
упражнения для развития навыка чтения | 2.15 МБ |
чтение с картинками вместо слов | 623.84 КБ |
упражнения-змейки | 1.19 МБ |
упражнение "Алфавит" | 162.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации , резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – овладение навыком чтения.
Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями.
Вопросы, касающиеся формирования навыка чтения раскрываются в работах В.М . Бакутова , В.Г . Горецкого, Т.Г . Егорова, Н.А . Зайцева, И.Е . Колгановой, А.М . Лобока , Е.Н . Леоновича , Н.И . Светловской , Ю . Райхена , К.Д . Ушинского, И.Н . Шапошникова.
М.Лами, К. Лонай отмечают наследственную предрасположенность при нарушениях чтения Рейнхольд отмечает наследие незрелости головного мозга в его отдельных зонах
ВЛИЯНИЕ нарушения чтения на формирование личности ребёнка Неуверенность в себе Робость Тревожная мнительность Озлобленность Агрессивность Склонность к негативным реакциям
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕХАНИЗМОВ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Основные приёмы овладения навыком чтения формирование устной речи, фонетико-фонематической её стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико- грамматического строя развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, синтеза и мнезиса.
ПРИЧИНЫ нарушения чтения ОРГАНИЧЕСКОГО характера ФУНКЦИОНАЛЬНОГО характера внутренние факторы внешние факторы длительное соматическое заболевание ОРГАНИЧЕСКИМИ повреждениями зон головного мозга неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов
Нарушения, наиболее часто встречающиеся у детей: 1. Несформированность звуковой стороны речи. 2. Незаконченность формирования фонематического восприятия. 3. Бедность словарного запаса. 4. Нарушения в грамматическом оформлении речи. 5. Ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога. 6. Неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных. 7. Низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений. 8. Слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.
выделил в чтении две взаимосвязанные стороны: одна из них «находит свое выражение в движении глаз и в речезвукодвигательных процессах», другая - «в движении мыслей, чувств и намерений читающего, вызванных содержанием читаемого».
Психологические приемы формирования навыка чтения у детей. Одна из важнейших задач начальной школы – формирование навыка чтения. Сформированный навык чтения включает в себя два компонента: 1 ) техника чтения и 2) понимание текста.
Диагностика Н. Н. Баль , И. А. Захарченя ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА у младших школьников Преснухина Т. А ., педагог-психолог «Давайте научим ребенка хорошо читать». А.Н.Корнев «Стандартизованная методика исследования навыка чтения ( СМИНЧ )» Л.А.Ясюкова «Навык чтения»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Таблицы Шульте Такие таблицы представляют собой квадрат, на котором объекты расположены в случайном порядке (обычно это числа или буквы). Это упражнение способствует развитию скорочтения, потому что улучшает периферийное зрение, так же помогает развивать память и устный счет .
Таблицы Шульте https ://cepia.ru/speedreading/schulte / https :// logiclike.com/logic-game/schulte Буквенные таблицы Шульте https :// cepia.ru/speedreading/schulte/letters Красно-черные таблицы Горбова-Шульте https://cepia.ru/speedreading/schulte/gorbov Поиск цифр или чисел https :// cepia.ru/speedreading/findnumbers
Чтение пристрелкой Тренинг чтение пристрелкой учит за небольшой промежуток времени, за маленький миг увидеть и понять большой объем текста . Чтение пристрелкой больше относится к фоточтению , разделу скорочтения. Метод фоточтение позволяет за одну-две секунды прочитывать целый абзац или даже страницу. Но чтобы прийти к этому, нужно начинать тренироваться с небольших фраз и предложений. https :// cepia.ru/speedreading/shot http :// www.dadon.ru/mik/words_pristrelka
Утки согласились выполнить просьбу Лягушки. Нашли они дощечку, посадили на неё Лягушку и, взяв дощечку лапками за оба конца, полетели. Лягушке строго приказали, чтобы она во время полета не кричала .
Чтение строчки прикрытой нижней ( верхней) половиной ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ. НАШ ПОЛКАН ПОПАЛ В КАПКАН У ёлки иголки колки.
"Разорви текст на полоски и читай" - упражнение из курса быстрого чтения http:// magicspeedreading.com/rus/strips.swf
«Чтение базового текста » (сквозь решетку) Утята и стрекоза Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро". Лев и мышь. Л.Н. Толстой
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро". Лев и мышь. Л.Н. Толстой
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро". Лев и мышь. Л.Н. Толстой
Чтение через решётку Шарик Была у Бори собака Шарик. Идёт Боря в школу, а Шарик за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик на дворе лежит, ждёт Борю. Идут дети из школы, и Шарик бежит с ними, лает. Шарик не отстаёт от Бори. Проверка -Прочитай
Утята и стрекоза Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.
Чтение перевернутого текста Онлайн-конвертер текста «Обратный порядок » http:// mrtranslate.ru/tools/revert.html Переворачивание текста вверх ногами и задом наперед https:// olegon.ru/pr/flip.html Генератор заданий « Скорочтение » https:// childdevelop.ru/generator/letters/speedreading.html#preview
17 https:// magicspeedreading.com/rus/rotation_letters.html
Упражнения онлайн Тренажер https :// chtenie.net/otvet71.php?i1=1&i2=1&pr=0&npr=0&npr1=0&sk=8 Тренажер скорочтения http://readster.club /
Предварительный просмотр:
№ | ссылка | Описание |
https://cepia.ru/speedreading/schulte/ | Таблица Шульте - таблица случайно расположенных чисел, обычно размером 5x5 элементов и обычно состоит из цифр и букв. Это упражнение способствует развитию скорочтения, потому что улучшает периферийное зрение, так же помогает развивать память и устный счет. Тренажер таблицы Шульте для онлайн тренировок Скачать и распечатать таблицы Шульте Скачайте бесплатно таблицы Шульте, чтобы заниматься без интернета или напечатать их на бумаге. | |
http://nataliigromaster.blogspot.com/2014/04/blog-post_4.html | Блог о живых играх. Живые игры – значит НЕ компьютерные! Наталья Чистоклетова | |
http://chtenie.net/otvet71.php?i1=1&i2=1&pr=0&npr=0&npr1=0&sk=1# | Тренажер для обучения быстрому чтению в онлайн | |
"Разорви текст на полоски и читай" - упражнение из курса быстрого чтения Возьмите книгу и режете одну страницу на три вертикальные полосы. Сдвиньте полоски относительно друг друга вверх - вниз или влево и вправо. Читайте! Скорее всего вы удивитесь, что текст можно понимать если читать его на определенной, достаточно высокой скорости! Хотя это, кажется на первый взгляд невозможным. Это связано с тем, что обычный текст содержит большую долю избыточной информации, а так же связано с тем, что человек в общем то знакомые тексты воспринимает как единое целое. Теперь вам незачем портить страницы книг. Перед вами онлайн тренажер, который может порезать на куски любую страницу. Тренируясь этим тренингом вы за одно осваиваете навык быстрого чтения (скорочтения). | ||
https://orechi.ru/razvitie-rechi/obuchenie-chteniyu-v-igrovoj-forme#i-8 | Игры и задания для обучения чтению | |
https://orechi.ru/razvitie-rechi/skorochtenie-dlya-detej-uprazhneniya | Скорочтение для детей: методики обучения, упражнения в домашних условиях |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРИЧИНЫ нарушения чтения ОРГАНИЧЕСКОГО характера ФУНКЦИОНАЛЬНОГО характера внутренние факторы внешние факторы длительное соматическое заболевание ОРГАНИЧЕСКИМИ повреждениями зон головного мозга неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов
Основные приёмы овладения навыком чтения формирование устной речи, фонетико-фонематической её стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико- грамматического строя развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, синтеза и мнезиса .
Нарушения чтения обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения И также возможные причины: Несформированность звуковой стороны речи. Незаконченность формирования фонематического восприятия. Бедность словарного запаса. Нарушения в грамматическом оформлении речи. Ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога. Неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных. Низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений. Слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями. Нарушения чтения часто сопровождаются неречевыми расстройствами, которые представляют собой нарушения пространственных представлений
СЛЕДОВАТЕЛЬНО - ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ НА СВОИХ ЗАНЯТИЯХ, МОЖЕТ И ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ НАД РАЗВИТИЕМ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
Что можно использовать в работе по формированию навыка чтения 6
Галина Михайловна Зегебарт . «Учение без мучения» Что можно использовать в работе по формированию навыка чтения
8 Пример использования « Обводилок »
9 Примеры упражнений
Примеры упражнений
Определи границы предложений. Закрась красным карандашом заглавную букву начала предложения. Поставь точку в конце предложения и закрась её синим. 1. НА ДАЧЕ НА ДАЧЕ СОБРАЛИСЬ ГОСТИ МАМА ХЛОПОЧЕТ НА КУХНЕ БАБУШКА ВЫНИМАЕТ ПИРОГИ ИЗ ДУХОВКИ ИЗ КОМНАТЫ ДОНОСИТСЯ МУЗЫКА ДЕТИ РАССТАВЛЯЮТ ПОСУДУ НА СТОЛЕ 2. ПРОГУЛКА МАША С МАМОЙ ПОШЛИ ГУЛЯТЬ В ЛЕС НА ОПУШКЕ ЛЕСА РАСТУТ ГРИБЫ МАМА СКЛАДЫВАЕТ ИХ В КОРЗИНКУ ПОД ЛИСТОЧКАМИ ЗРЕЮТ ЯГОДКИ ЗЕМЛЯНИКИ НАД ДЕРЕВЬЯМИ ПОРХАЮТ ПТИЦЫ Примеры упражнений
Примеры упражнений
Примеры упражнений
Алфавит Учащиеся громко произносят верхнюю букву в паре и поднимают, соответственно, правую руку, если снизу буква «П», и левую руку, если снизу буква «Л». Если буква «О», то одновременно поднимаются обе руки. Примеры упражнений
Лабиринты Карточки 1 и 2 уровней интуитивно понятны. Учащимся необходимо как можно быстрее найти выход из лабиринта лишь взглядом. Лабиринты 3 уровня так же не представляют сложности. Но учащимся необходимо запомнить результаты, ставить буквы в соответствии с цифрами Примеры упражнений
Таблицы Шульте Такие таблицы представляют собой квадрат, на котором объекты расположены в случайном порядке (обычно это числа или буквы). Они помогают развивать скорость нахождения объектов в установленном порядке, например, числа от 1 до 9. Для учеников младших классов стоит применять таблицы, у которых простое деление поля на равные прямоугольники, при этом количество цифр в таблице – 25 и 36, а количество букв – 20. Примеры упражнений
«Шифровки» Задача ребенка — вписать в пустующие ячейки таблиц необходимые буквы и знаки, расшифровать (зашифровать) слова согласно прилагаемым образцам, а затем проверить свои результаты. Подобные игры развивают внимание, способность к его переключению. Навык быстрого перекодирования информации очень полезен в процессе обучения чтению. Примеры упражнений
Чтение строчки прикрытой нижней половиной. Прикрыто может быть больше или меньше. ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ. НАШ ПОЛКАН ПОПАЛ В КАПКАН Примеры упражнений
«Чтение базового текста» Утята и стрекоза Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Примеры упражнений
Утята и стрекоза Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Примеры упражнений
Чтение строк справа налево Примеры упражнений
Примеры упражнений
Примеры упражнений
Упражнение «Рисуем двумя руками» Примеры упражнений
Получи предложение. Можно использовать учителю при формулировании темы урока. 22 юиян 9114 огад аначальс овйна . Епврйы опелт в окмссо ыбл 21 паерял 9116 огад . Примеры упражнений
Упражнения, помогающие расширить поле зрения Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно. МА * МА ШИ * ЛО КЕ * ДЫ РЕ * КА ВО * ДА ОЧ * КИ ДЫ * НЯ ЮБ * КА ПУ * ЛЯ АР * ФА БУ * СЫ 26 Примеры упражнений
Упражнения, помогающие расширить поле зрения 27 Примеры упражнений
Упражнения, помогающие расширить поле зрения 28 Примеры упражнений
29 Примеры упражнений
30 . Найди и закрась буквы Найди и закрась гласные красным цветом. Найди и закрась согласные: одну половинку — синим, другую — зелёным Примеры упражнений