Представления опыта

Шмыга Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

имидж современного учителя Шмыга Елена Николевна Педагог-психолог МАОУ СОШ №54 Г.Томска

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 Выберите, какой учитель, вам больше всего нравится. Поднимите соответствующий номер

Слайд 3

(от англ. Image – образ) – ореол, создаваемый вокруг конкретной личности с целью ее популяризации и оказания эмоционально-психологического воздействия на общественное мнение. Имидж личности эмоционально окрашенный стереотип восприятия ОБРАЗА учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Имидж педагога

Слайд 4

Структура имиджа

Слайд 5

ОДЕЖДА РЕЧЬ МИМИКА ПРИЧЕСКА МАНЕРА ВНЕШНОСТЬ Внутренняя составляющая ГОЛОС ЖЕСТЫ ПОХОДКА

Слайд 6

www.themegallery.com ВНУТРЕННИЕ СОТОЯВЛЯЮЩИЕ Личность Помыслы Идеи Эрудиция Интересы Интеллект Способ мышления Чувство юмора

Слайд 7

Ядро имиджа Позиции Установки легенда

Слайд 8

Традиции Темперамент Профессионализм Энергичность Форма общения Процессуальные составляющие Пластичность , выразительность

Слайд 9

Внешняя составляющая имиджа: от причёски до обуви, включая выражение лица, мимику, жесты, голос и его силу, тембр, а также костюм, манеры, походку. Красивым (по принятым в западной культуре стандартам) людям окружающие приписывают, как правило, гораздо больше позитивных личностных черт, чем некрасивым или «обыкновенным». Внешняя составляющая имиджа может сильно расходиться с внутренней. Можно иметь красивое лицо, замечательный костюм, прекрасную походку, но если внутреннее содержание расходится с внешним, это всегда обнаруживается в речи и поведении.

Слайд 10

Внутренняя составляющая имиджа Это уровень духовного и интеллектуального развития, социального опыта и интересов личности – все то, что проявляется в поступках, речи и деятельности человека. Человеку, не обременённому духовным багажом, кругозором и эрудицией всё время приходится принимать «серьёзную мину при плохой игре», чтобы не оплошать, не опростоволоситься, не обнаружить элементарных пробелов в эрудиции, не выказать отсутствие самостоятельного мнения и вкуса. И наоборот: человек, по-настоящему причастный к культуре, всегда может позволить себе непринуждённую шутку по адресу бесспорных авторитетов, он легко и весело общается.

Слайд 11

Процессуальная составляющая имиджа показывает то, как человек делает что-либо: насколько он энергичен, как быстро он реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действий на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преоб­ладают в общении и т. д.

Слайд 12

Позиции, установки и легенда – ядро имиджа Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя» - конкурентоспособной самодостаточной личности. Это люди без «комплекса неполноценности». Они добились положения, уважения и самоуважения, они живут в ладу со своей совестью. Их называют победителями. Общим у этих людей были основополагающие жизненные установки.

Слайд 13

Ядро имиджа Первая установка - высокая самооценка. Вторая установка – позитивное отношение к жизни. Третья установка – вера в добро. Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему. Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия. Позиция – “Я – хороший, ты – хороший” - позиция “победителя”.

Слайд 14

Высокая самооценка. Это необходимо человеку, чтобы сохранить себя как личность. Если человек не видит того, что можно в нём оценить, как его смогут ценить другие? Позитивное отношение к жизни. Если мы будем видеть в жизни только негативное, что будет с нашей жизнью? А между тем очень многие люди чрезвычайно критично относятся ко всему, что их окружает. Повышен­ная критичность часто рассматривается как отсутствие личностной самодостаточности.

Слайд 15

3. Вера в добро. Это мораль сильного человека. Разуверившись в добре, мы уступаем место злу и становимся перед ним безоружными. 4. Умение чувствовать свою сопричастность к происходящему, даже, если кажется, что в той или иной ситуации мы были ни при чём. В этой установке — ответственность за происходящее, присутствие мудрости, ощущение себя частицей социального организма, всей Природы, Вселенной. 5. Умение меняться, учиться у жизни всю жизнь, умение рисковать, использовать новые нормы бытия. Иногда говорят: «Я к этому привык». А может быть стоит попробовать, может быть что-то пойдёт по-другому, гораздо успешнее, хотя, возможно, не сразу.



Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете «имидж учителя»

Каждый из нас создает определенный образ (имидж) – представление о человеке, складыва­ющееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д. Что же такое имидж?

Имидж – образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими со­циальной значимостью для воспринимающего этот объект. Имидж человека – образ, возникающий в результате восприятия проявления его внешних и внутренних характеристик.

Формирование имиджа позволяет, опираясь на ожидания аудитории, презентовать необходимые характеристики объек­та и осуществлять тем самым воздействие на поведение субъекта. Иными словами, имидж есть об­раз, приобретающий черты стереотипа и рассматриваемый в контексте задачи по его целенаправ­ленному изменению и соответственно развитию.

Психологию имиджа можно определить как раздел психологической науки, научную теорию, предметом которой является имидж как социально-психологический феномен, а также закономер­ности его возникновения и функционирования.

В рамках построения имиджа утверждается необходимость существования термина «про­фессиональный имидж», которому должны соответствовать представители различных профес­сий – учитель, врач, инженер, предприниматель и т.д.

Сформированность профессионального имиджа напрямую зависит от того, как удастся создать облик специалиста-профессионала, соответствующий ожиданиям других людей. Появление учителя, создающего собственный имидж, вызывает необходимость возникновения новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. Имидж учителя – это символический образ субъек­та, создающийся в процессе взаимодействия педагога с участниками целостного педагогическо­го процесса.

Я-концепция является динамичным психологическим образованием. Ее развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами. При этом социальная среда оказывает особое влияние на формирование Я-концепции. В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности учителя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и без­опасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя. В результа­те позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрыва­ется его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему воз­можность более полно реализовать себя.

Целью педагогической имиджелогии является целенаправленно организованный процесс по развитию позитивного имиджа учителя в представлении коллектива учащихся, коллег, социально­го окружения, в массовом сознании.

Нам представляется целесообразным выделение следующих принципов педагогической имиджелогии как науки:содержательных принципов педагогической имиджелогии, отражающих закономерности, связанные с отбором содержания имиджа учителя как профессионала (принципы гражданственно­сти, гуманизма, любви к детям, профессионального долга, чести, совести, справедливости, уваже­ния, коммуникативности, единства требований всех участников целостного педагогического про­цесса и др.); организационно-методических принципов педагогической имиджелогии, отражающих особенности и закономерности, связанные с организацией и технологией реализации работы по формированию профессионального имиджа учителя (принцип фундаментальности и практиче­ской направленности развития имиджа учителя, принципы научности, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям учителя, сознательности и творческой активности (креативности) педагога, доступности при достаточном уровне его трудности, наглядности и визуальности, преемст­венности, последовательности и систематичности и др.).

Для педагога  как  профессионала важен контакт с окружающим миром. Поэтому главной  составляющей  его имиджа, психологии являются:

высокая самооценка и уверенность в себе

позитивный  взгляд на мир

социальная и личная ответственность за реальные  дела

желание меняться  в  соответствии с велениями времени

умение  разумно рисковать

Учитель начинается с того, как он выглядит. В структуре имиджа профессионала, выделяются компоненты:

  1. Структура имиджа
  2. Внешний

В настоящее время в специальной литературе можно встретить большое число определений имиджа. Перечислим некоторые, наиболее часто встречающиеся из них. Нередко имидж определяется как целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. Объектом или носителем имиджа могут быть человек, группа людей, организация и т.п. Семенов А. К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. 2-е изд. М., 2000 - с. 86-87. Когда речь идет о корпоративном имидже, то его определяют как "специально проектируемый в интересах фирмы, основанный на особенностях деятельности, внутренних закономерностях, свойствах, достоинствах, качествах и характеристиках образ, который целенаправленно внедряется в сознание (подсознание) целевой аудитории, соответствует ее ожиданиям и служит отличию фирмы (товара, услуги) от аналогичных" Федоров И. А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни общества: Диссертация на соискание уч. ст. доктора социологических наук. Тамбов, 1998 - с. 87.

Имидж информативен, он сообщает о некоторой совокупности признаков, которые присущи самому объекту. Причем эти признаки могут существовать объективно или же произвольно приписываться объекту создателями имиджа.

Многие авторы признают, что имидж, поскольку он зависит от многих факторов, которые могут изменять свои значения, не является чем-то однажды заданным и неизменным. Он динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом носителе или в групповом сознании.

Важной особенностью имиджа является его активность. Он "способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения. Как следствие, люди отдают предпочтение тем или иным товарам, фирмам, банкам или политическим партиям" ПанасюкА. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М., 2001 - с. 78.

Внешний

Внешняя составляющая — это мимика, жесты, тембр и силу голоса, одежда, манеры, походка.

Требования  к внешнему  виду  педагога

Культура одежды  является визитной карточкой учителя.

Стиль одежды. Классический, несколько  консервативный вид предпочтительнее, чем сверхмодные одежды Внешний вид педагога   должен быть элегантен, аккуратен, чистый, опрятный .  Он   должен внушать уважение, вызывать доверие. Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.

Силуэт одежды. Большинство людей  воспринимают  респектабельный костюм как   свидетельство  солидного статуса  его  владельца. Силуэт  респектабельного  костюма — это такой, который   приближается  к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (как для женщин, так и для мужчин). К респектабельному  стилю не относятся  джемпер, свитер (особенно пушистый), джинсы  или мягкие брюки, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании   людей такие  элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют  о низком социальном статусе его владельца.

Форма одежды. Идеальная одежда для учителя  способствует концентрации внимания учеников не на изучении особенностей одежды, а  на усвоении материала. Такой одеждой является деловой костюм. Он  подчеркивает профессиональные, личные качества  педагога и и официальность  его  отношений с учениками. К деловому костюму относится   пиджак с юбкой или брюками и блузку. Это может быть также красивое, элегантное, но деловое  платье.

Цвет одежды. Учитель может корректировать свой имидж, улучшить его, меняя свои цвета в одежде. Общепринято, что  черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих. А яркая цветная гамма привлекает внимание   учеников только к внешнему виду учителя.

Лучше  выбрать  пастельные, спокойные цвета. Тогда внимание будет сконцентрировано именно на изучении  материала.

Правильный  проект деловой имидж  важен. Выбор  цветовой  гаммы  одежды педагога  может помочь найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе.

Предпочтительными цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Следует  избегать блесток, люрекса, кожи, искусственных материалов.

Украшения. Украшений в  наряде   педагога должно быть минимальное количество. Они должны быть неяркими, неброскими. Подойдут бусы из мелкого жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.

В противном  случае, в течение урока ученики будут изучать шикарное  новое колье  педагога вместо того, чтобы учиться.

Прическа, макияж. Они должны  производить впечатление ухоженной женщины. Лучше  выглядеть максимально естественно. Макияж и маникюр  нужно   подобрать в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть достаточно строгой, а  цвет волос — естественным.

Удачно подобранный гардероб способствует  благоприятному  впечатлению  внешнего вида   педагога на окружающих. Он  выгодно подчеркнет его профессиональные и личные качества.

Деловые качества и  профессиональные манеры.

Для имиджа педагога  важны деловые качества – профессиональная  компетентность, пунктуальность, деловитость.

Уважение к чужому труду, к чужому времени .Потребность в самообразовании: постоянный  интерес к научно-методическим инновациям.

Профессиональные  манеры, соблюдение делового  этикета  в общении с учащимися,  коллегами, родителями школьников .А также — соблюдения субординации.

Правильная  лексика, отсутствие жаргонных  слов.

Негативно  влияет  на  имидж педагога  курение, тем более  употребление алкогольных напитков.

Голос.

Голос – это  главное орудие труда  педагога на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях. Над своим звуковым имиджем нужно  постоянно работать.

Голосом можно  увлечь, овладеть вниманием  аудитории  при условии  использования правильной дикции, тона, громкости, выразительности. Если использовать в голосе повышенные, невротические тона, это отталкивает и раздражает  аудитории.

Арома-имидж

Запах – это  сигнал о его социальном статусе  человека, один из главных  показателей того, из какого социального слоя человек ( дорогие духи  бизнес-леди, например).

Запах  сильно действует на подсознание. Дети привыкают к запаху любимого учителя.

Арома-имидж включает в себя аромат классной комнаты, запах духов учителя, запах свежести проветриваемого помещения.

Но  случается,  что все   имеются  элементы правильного  имиджа , но он все-равно не дает желаемого результат. Возможно, вам  не хватает  самого главного  аспекта вашего личного успешного  имиджа  – привлекательности в глазах окружающих.

Опосредованный во внешнем виде педагога, оформленный в контексте классического стиля; вербальный элемент, характеризующий речь учителя; кинетический элемент, выраженный в «языке приятия», отсутствии агрессивных проявлений в жестах, мимике, позах педагога; средовой и овеществленный элементы, связанные с гармоничным и целесообразным оформлением предметно-пространственной среды кабинета, в котором осуществляется взаимодействие учителя с субъектами образовательного процесса.

Процессуальный

Процессуальная сторона имиджа включает эмоциональную выразительность, страстность, энергию, скорость реакций - все то, что относят к темпераменту. Но и не только это: чувство юмора, артистичность, лицедейство».

Процессуальный: стиль руководства педагога; стиль общения. Как целостная система имидж педагога характеризуется устойчивыми связями, существующими между элементами и объединяющими, закрепляющими структуру. При рассмотрении взаимовлияний компонентов имиджа за основу нами взяты представления о категории «связь» и учение о содержании и форме, согласно которым, формирование имиджа учителя обеспечивается не отдельным компонентом, а их системой, взаимосвязью и взаимообусловленностью различных элементов. Важны и внешний вид педагога, и его внутреннее состояние, опосредованное в самооценке, системе ценностей и установок, Я-концепции, и его профессиональные знания и умения, и среда, в которой протекает взаимодействие. Каждый из этих элементов вносит свой «вклад» в имидж педагога, который проявляется в деятельности учителя, в характере взаимодействия со школьниками, родителями, коллегами и т. д. В этом – первая линия связи компонентов имиджа педагога – в их «работе» на целое – на формирование положительного представления педагога о себе как о личности и профессионале, на формирование представления об учителе у целевой аудитории имиджа педагога (школьников, родителей, коллег).

Внутренний.

Внутренний образ - это культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

знания (общепрофессиональные знания, знания теоретических основ педагогической имиджелогии); умения (методические, перцептивные, умения в области психотехнологий, диагностико-оценочные); способности к эмпатии и толерантности; установки, ориентированные на понимание, сопереживание, относительную независимость и самостоятельность обучающихся, на демократический стиль управления и заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе; ориентация на профессиональный, личностный рост и саморазвитие, выраженные в установке на формирование позитивного имиджа; ценности (ценность жизни ребенка, его личности как самоценности, ценность его и собственного здоровья); адекватная самооценка учителя; развитая Я-концепция педагога;

Имидж педагога

2. Модель имиджа педагога.

Работу по формированию имиджа можно представить в виде следующей модели:

  1. Определение требований аудитории. Каждая задача требует опоры на сегмент аудитории. Каждая аудитория обладает своими представлениями на все происходящее. Этот момент является первой точкой отсчета.
  2. Определение сильных и слабых сторон объекта. Объектом может быть любой участник целостного педагогического процесса. Следует реально представить не только его позитив, но и не меньше важно знание негатива, т.к. именно туда может быть направлен удар.
  3. Конструирование образа и подведение характеристик объекта под требования аудитории. Это важнейший срез процесса, т. к. практики советуют не столько работать над слабыми сторонами, чтобы их прикрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, поскольку именно такая стратегия признана более эффективной.
  4. Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы, которые более достоверно оцениваются аудиторией. При этом основным этапом является конструирование образа с учетом определенной инертности и консервативности массового сознания, которое не позволяет резких изменений и старается держаться раз и навсегда введенного типа образа. Поэтому исходный вариант образа является весьма важным. Существуют варианты образа: образ созданный, образ идеальный и образ реальный. При этом каждый из них соответствует разным точкам сознания. Образ идеальный представляет точку зрения аудитории на идеал педагога. Образ реальный соответствует имеющимся у объекта характеристикам с его сильными и слабыми сторонами. Образ созданный относится к точке массового сознания. И хотя имидж многослоен, но при этом отдельные составляющие этого образа должны коррелировать с целым. В имидже невозможны черты, которые были бы не выводимы или независимы от остальных. В этом плане имидж является органичным целым, из которого трудно удалить какую- либо часть без серьезной трансформации всего образа.

2.1. Визуальная привлекательность

Визуальная привлекательность – первостепенная составляющая имиджа педагога.

Весь облик педагога должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Внешность педагога является либо продолжением его достоинств, либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Каждый педагог просто обязан быть красивым. Успешная «самоподача» требует усилий  по поддержанию созданного впечатления. Здесь значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж,  и модная стрижка или укладка. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Интерес к личности педагога, таким образом, – средство активизации интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свой собственный имидж, который включает и визуальную привлекательность.

Вот несколько выдержек из высказываний учеников: «Когда учитель хорошо одет, мы проникаемся невольным уважением к нему». «То, как учитель одет, влияет на запоминание материала. Я думаю, здесь такой механизм: если она со вкусом, современно одета, мы ей верим».

Формирование личного обаяния  педагога приносит хорошие плоды: формирует позитивное отношение учащихся к нему, делает общение с ним приятным и комфортным. Поговорка гласит: «Встречают по одежке, провожают по уму». Для учащихся информация,  полученная от зрительного образа педагога, является «банком данных», на котором они выстраивают своё отношение к нему. И чем точнее создан визуальный образ педагога, тем легче учащимся общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.

Визуальная привлекательность включает значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от педагога. Это одежда, прическа, макияж.

Одежда. Основной стиль педагога – классика. Он подчеркивает авторитет, уверенность, самообладание. Классический стиль имеет четкие и строгие формы. Добавляя модные пропорции, нюансы покроя, используя ткани новых фактур и актуальных  цветовых оттенков можно сделать этот стиль современным, отвечающим модным тенденциям. Тёплые цвета в одежде способствуют доверительности, холодные дистанционируют и дисциплинируют. Одежда педагога несет большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратная и чистая одежда педагога воспитывает эти качества у учащихся. Во-вторых, одежда педагога может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения. Разноцветная и слишком яркая одежда может негативно влиять на учащихся. Безвкусный и легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и недоверие. В-третьих, сильно облегающая, чрезмерно короткая и открытая, прозрачная одежда может порождать у учащихся сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания  учебного материала. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то из благородных  металлов и натуральных камней.

Макияж должен быть модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – лёгкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей. Инструментом мощного  воздействия  на учащихся имеет лицо педагога. Этим инструментом надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень тонко им управлять. Лицо педагога должно быть доброжелательно – заинтересованным. Такое выражение лица показывает, что то, что происходит на уроке интересно и важно самому учителю, а значит должно быть интересно и важно учащимся.

 Руки педагога должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой  этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, но в тон губной помаде цветом: бледно-розовым, тельным, светло-бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.

Педагогический этикет

Педагогический этикет включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют взаимоотношения между педагогами и учащимися, педагогом и родителями, педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к учащемуся, его родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения, доставляющие радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности педагога – в профессиональном имидже, речевой манере (вербальном поведении), в реальном поведении.

Соблюдение правил педагогического этикета помогает осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании, создает условия для педагогического общения педагога и учащегося, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде учащихся, способствует установлению правильных взаимоотношений как с группой учащихся, так и с отдельными учащимися.

Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета педагога среди учащихся, например, педагог высказал учащемуся комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует учащегося, но и повысит его эмоциональную доверенность к педагогу. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит учащегося от педагога, а внушит ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам педагога. Учащиеся высоко ценят интеллектуальность и деликатность педагога, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным.

Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в  поведении и деятельности, а что – непринятым. Учащиеся достаточно быстро научаются оценивать, деликатен ли педагог, насколько его требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении со своими коллегами, родителями, учащимися.

  1. исследование.
  1. Отношения учеников к внешнему имиджу

3

4

5

6

7

8

9

10

1.    Мне важно, чтобы у учителя было улыбающееся выражение лица

А) Да  

77,78

85,71

86,96

61,54

56,00

83,33

57,69

62,50

 Б) Нет  

16,67

7,14

13,04

23,08

24,00

16,67

23,08

16,67

В) Другое

5,56

7,14

0,00

15,38

20,00

0,00

19,23

20,83

2.    Я хотел бы видеть требовательного лицо

А) Да  

27,78

10,71

13,64

15,38

16,67

38,89

46,15

50,00

Б) Нет  

66,67

82,14

72,73

61,54

66,67

44,44

34,62

45,83

В) Другое

5,56

7,14

13,64

23,08

16,67

16,67

19,23

4,17

3.    Для меня имеет значение телосложение учителя 

А) Да  

38,89

28,57

13,04

15,38

12,50

5,56

15,38

8,70

Б) Нет  

55,56

64,29

78,26

61,54

79,17

83,33

80,77

86,96

В )Другое

5,56

7,14

8,70

23,08

8,33

11,11

3,85

4,35

4.    Мне нравится, когда у учителя аккуратная прическа 

А) Да  

77,78

82,14

91,30

38,46

58,33

77,78

57,69

87,50

Б) Нет  

11,11

3,57

8,70

30,77

16,67

11,11

15,38

4,17

В )Другое

11,11

14,29

0,00

30,77

25,00

11,11

26,92

8,33

5.    Я считаю, что у учителя должна быть: 

А) Короткая стрижка

21,05

10,71

8,33

7,69

4,00

5,56

3,70

4,00

Б) Длинные волосы

15,79

17,86

12,50

15,38

4,00

5,56

7,41

0,00

В) Важнее аккуратность прически

5,26

10,71

37,50

0,00

24,00

22,22

37,04

36,00

Г) Прическа учителя не имеет значения

47,37

60,71

37,50

61,54

68,00

55,56

51,85

56,00

Д) Другое

10,53

0,00

4,17

15,38

0,00

11,11

0,00

4,00

6.    Мне нравится, когда учитель носит: 

А) платье

26,32

32,26

20,83

7,69

18,52

45,00

22,58

42,42

Б) юбочный костюм

10,53

12,90

8,33

7,69

3,70

10,00

6,45

18,18

В) брючный костюм

5,26

0,00

20,83

7,69

14,81

10,00

6,45

15,15

Г) джинсы

21,05

25,81

20,83

15,38

22,22

5,00

12,90

15,15

Д) я хотел бы видеть учителя в форме

26,32

25,81

29,17

46,15

25,93

25,00

19,35

9,09

не важно

10,53

3,23

0,00

15,38

14,81

5,00

32,26

0,00

7.    Какие цвета вы бы предпочли в одежде учителя? 

А) Красный

16,67

16,13

18,18

10,53

7,50

8,33

7,14

7,58

Б) Желтый

8,33

6,45

2,27

0,00

2,50

8,33

0,00

7,58

В) Зеленый

4,17

9,68

11,36

15,79

10,00

11,11

3,57

7,58

Г) Черный

6,25

14,52

20,45

21,05

12,50

16,67

17,86

16,67

Д) Синий

10,42

9,68

18,18

15,79

12,50

11,11

16,07

21,21

Е) Розовый

10,42

8,06

0,00

5,26

5,00

0,00

7,14

1,52

Ж) Голубой

16,67

16,13

9,09

10,53

5,00

2,78

5,36

6,06

З) Серый

2,08

3,23

0,00

0,00

10,00

8,33

17,86

12,12

И) Коричневый

4,17

4,84

2,27

5,26

5,00

11,11

5,36

4,55

К) Сиреневый

14,58

9,68

9,09

0,00

2,50

2,78

3,57

4,55

Л) Другое (классич стиль)

4,17

0,00

9,09

10,53

10,00

11,11

3,57

9,09

не важно

2,08

1,61

0,00

5,26

17,50

8,33

12,50

1,52

8.    Вам кажется, что труднее воспринимать материал, если на учителе одежда: 

А) Яркая

26,92

39,39

26,09

14,29

30,77

36,36

17,14

25,71

Б) Траурная (бело-черная)

7,69

12,12

17,39

14,29

7,69

0,00

14,29

14,29

В) в клеточку

3,85

6,06

13,04

7,14

11,54

9,09

2,86

5,71

Г) в полосочку

7,69

0,00

8,70

0,00

7,69

4,55

2,86

8,57

Д) прозрачная

11,54

18,18

26,09

28,57

7,69

9,09

17,14

28,57

Е) блестящая

38,46

21,21

8,70

21,43

19,23

31,82

17,14

17,14

не важно

3,85

3,03

0,00

14,29

15,38

9,09

28,57

0,00

6

7

8

9

10

11

3.      Учитель должен обладать такими профессиональными данными, как:

а) глубокое знание предмета и умение увлечь им детей

36,36

42,42

56,52

48,84

45,24

40,00

б) умение найти подход к каждому ученику

36,36

51,52

30,43

37,21

38,10

60,00

в) требователен и объективен в оценке знаний

27,27

6,06

13,04

13,95

16,67

0,00

4.      Должен ли учитель заниматься спортом  

А) да

50,00

28,00

16,67

11,54

12,50

20,00

б) нет

10,00

4,00

0,00

0,00

4,17

0,00

в) не имеет значение

40,00

68,00

83,33

88,46

83,33

80,00

5.      Должен ли учитель петь и играть на музыкальных инструментах

а) да

10,00

8,00

5,56

3,85

4,17

20,00

 б) нет

10,00

8,00

5,56

0,00

4,17

0,00

 в) не имеет значение

80,00

84,00

88,89

96,15

91,67

80,00

6.      Имеет ли значение внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников

а) да

30,00

40,00

47,06

42,31

79,17

100,00

б) нет

70,00

60,00

52,94

57,69

20,83

0,00

7.      Должен ли учитель находить общий язык с каждым учеником:

а) да

88,89

79,17

83,33

88,46

83,33

100,00

б) нет

11,11

20,83

16,67

11,54

16,67

0,00

8.  Должен ли учитель повышать свою квалификацию

а) да

33,33

64,00

88,89

92,00

91,67

100,00

б) нет

66,67

36,00

11,11

8,00

8,33

0,00

9.  Должен ли учитель совершенствоваться как личность

а) да

11,11

36,00

61,11

69,23

62,50

80,00

 б) нет

22,22

8,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 в) я об этом не задумывался

66,67

56,00

38,89

30,77

37,50

20,00

10.  Какие качества должны преобладать у учителя?

а) профессиональные  

41,67

51,72

50,00

29,55

45,45

40,00

б) интеллектуальные

33,33

20,69

21,43

25,00

20,45

0,00

в) коммуникативные

16,67

13,79

14,29

34,09

27,27

40,00

г) личностные

8,33

13,79

14,29

11,36

6,82

20,00

11.  Каких качеств не хватает современному учителю?

а) юмора

10,00

24,24

14,71

27,08

22,00

20,00

б) доброты

40,00

18,18

17,65

25,00

14,00

0,00

 в) терпения

30,00

18,18

14,71

6,25

22,00

20,00

г) взаимопонимания с учениками

10,00

36,36

29,41

37,50

24,00

20,00

д) профессионального знания предмета

10,00

0,00

8,82

2,08

10,00

20,00

е) строгости

0,00

3,03

14,71

2,08

8,00

20,00

12.  Изменилось ли ваше отношение к учителю по мере взросления

а) изменилось в лучшую строну

22,22

29,17

33,33

42,31

58,33

60,00

 б) изменилось в худшую сторону

33,33

8,33

11,11

15,38

16,67

20,00

в) не изменилось

44,44

62,50

55,56

42,31

25,00

20,00

13.  На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс   

а) на настроение

75,00

62,50

65,22

85,71

64,52

80,00

б) на одежду

12,50

20,83

21,74

10,71

29,03

0,00

в) на прическу

0,00

8,33

8,70

0,00

3,23

20,00

г) на макияж

12,50

8,33

4,35

3,57

3,23

0,00

14.  Случалось ли у вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?

а) один раз было

12,50

63,64

50,00

48,00

37,50

40,00

б) такого никогда не было

87,50

22,73

38,89

32,00

41,67

60,00

в) постоянно происходит

0,00

13,64

11,11

20,00

20,83

0,00

15.  Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?

а) да

55,56

58,33

61,11

73,08

62,50

100,00

б) нет

33,33

12,50

5,56

3,85

29,17

0,00

в) я об этом не задумывался

11,11

29,17

33,33

23,08

8,33

0,00

16.  Какими качествами учитель не должен обладать?

а) грубость

40,00

35,00

16,67

20,51

21,05

0,00

б) равнодушие к ученикам

10,00

27,50

29,17

12,82

23,68

20,00

в) деление учеников на «любимчиков» и остальных

30,00

30,00

33,33

30,77

21,05

20,00

г) ни одним из этих качеств

20,00

7,50

20,83

35,90

34,21

60,00


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическое сопровождение профориентации Для того чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование. Хуан Уарте , испанский ученый (1575)

Слайд 3

Этапы профориентации

Слайд 4

Первый этап - пассивно-поисковый Этап первичного профессионального выбора – для учащихся 1-7 классов. Цель: развитие интересов и способностей школьников, создание поля самоактуализации учащихся младших классов и подростков в различных сферах деятельности, формирование потребности ребят в профессиональном самоопределении.

Слайд 5

Второй этап - активно-поисковый для учащихся 8-9 классов. Цель: оказание помощи подросткам в формулировании конкретных личностных задач профессионального и личностного самоопределения и обеспечение психолого-педагогического сопровождения выбора выпускников основной общей школы (9-го класса)

Слайд 6

Третий этап – профессиональное определение учащихся 10-11 классы Цель: подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда

Слайд 7

Целью психолого-педагогического сопровождения является помощь в подготовки учащихся к сознательному выбору профессии и профиля обучения. Задачи психолога : консультационная и информационная поддержка учебно-воспитательного процесса; повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся, а также взаимодействия “педагог – ученик”; создание условий для оказания психологической помощи учащихся в решении проблем профессионального самоопределения. Для реализации поставленных задач используются основные направления работы психолога: Психодиагностика Психоконсультирование Психопросвещение Коррекционно-развивающая работа

Слайд 8

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах. Таким образом, предпрофильное обучение должно сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, сформировать готовность прикладывать усилия для получения качественного образования и ответственное отношение к своему выбору, т. е. высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.

Слайд 9

9 класс - сформированность произвольности психических процессов и поведенческой саморегуляции ; сформированность осознания сферы интересов и склонностей, соотнесение их с возможным профессиональным будущим (период развития профессионального самосознания) 10-11 классы - готовность к профессиональному самоопределению (период уточнения социально-профессионального статуса).

Слайд 10

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Диагностика Индивидуальное и групповое консультирование Групповые занятия Интересы и склонности Потребность в достижениях Уровень притязаний и самооценка Готовность к выбору профессии Типы мышления Установление профессионально- ориентированных типов личности “Дифференциально – диагностический опросник” Другие личностные характеристики Диагностика мотивации выбора профессии Тест для выявления иерархии трудовых ценностей По запросу - учащихся - родителей - учителей - постановка целей в жизни, - формула ответственности, - позиция лидера в жизни, -основные знания и умения в общении с другими людьми, -умение познавать самого себя, свой характер, темперамент, различать особенности эмоционально-волевой сферы -составлять план по развитию воли и самоконтролю.

Слайд 11

ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Чтобы правильно выбрать свою будущую профессию вам надо найти "золотую середину" по формуле " ХОЧУ-МОГУ-НАДО". Наша задача помочь подросткам найти такую профессию, которая бы отвечала всем трём требованиям.

Слайд 12

ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Сделать правильный выбор - значит, найти профессию, которая соответствует: 1 . интересам и склонностям «ХОЧУ» Это все, что ученик выполняет в школе и во внеурочное время с интересом, желанием, по собственной инициативе. 2.Возможностям и способностям «МОГУ» Это деятельность, которая ученику по силам, отвечает уровню его знаний, умений, навыков, состоянию здоровья. Есть дела, в которых он не может добиться высоких результатов, а есть такие, которые выполняет с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних. 3.Спросу на рынке труда «НАДО» Необходимо учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица - не самое лучшее начало профессиональной карьеры.

Слайд 14

эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям. Наличие интереса облегчает выполнение деятельности и приносит успех. стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Их формирование предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности. свойственные для человека характеристики. Требующиеся для освоения многих профессий. Человек должен отвечать тем требованиям, которые предъявляет профессия к личности работающего. Заключаются в уровне развития темперамента и характера.

Слайд 16

Вопрос 1: Как засунуть жирафа в холодильник? Правильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда жирафа, закрыть холодильник. Этот вопрос позволяет выяснить, нет ли у вас склонности выискивать чересчур сложные решения для простых задач. Вопрос 2: Как засунуть в холодильник слона? Неправильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда слона, закрыть холодильник. Правильный ответ: Открыть холодильник, вынуть оттуда жирафа, засунуть туда слона, закрыть холодильник. Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы при принятии решений учитывать последствия ваших предыдущих действий. Вопрос 3: Лев созвал всех зверей на собрание. Явились все, кроме одного. Что это за зверь? Правильный ответ: Это слон. Он же в холодильнике, помните? Этот вопрос проверяет вашу память. Вопрос 4: Вам нужно пересечь широкую реку, которая кишит крокодилами. Как вы это сделаете? Правильный ответ: Вплавь. Ведь крокодилы-то все на собрании у льва. Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы учиться на собственных ошибках.

Слайд 17

Правильность выбора Хочу Могу Надо Диагностика Консультирование Профильные предметы Элективные курсы Экскурсии, беседы, встречи со специалистами

Слайд 18

Проблема неправильного выбора: пути решения своевременная психологическая и педагогическая диагностика; реальный уровень обученности ребёнка; создание развивающей среды в семье для самоопределения (занятия в системе ДО, информация о востребованности профессий на рынке труда, традиции семьи и т.д.); возможность для проб ребёнка на практике (профессия, наука, социально значимая деятельность и др.); устранение пробелов свободно конструируемый профиль, появляющийся как результат индивидуального выбора ученика развитие умений учащихся формулировать цели и планы собственных действий, рефлексировать личностный рост. многоаспектная диагностика способностей и склонностей учащихся; формирование портфолио с 7 класса по ряду предметов (участие в олимпиадах, творческих и предметных конкурсах …) обучение способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного маршрута; выявление основных ограничителей (затруднений, проблем) выбора; определение готовности к самостоятельному выбору профиля обучения; изучение индивидуально-психологических особенностей личности; коррекция психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению



Предварительный просмотр:

Почему именно круг? Круги в разных проявлениях окружают нас со всех сторон. Круг, без сомнения, самая универсальная из всех геометрических фигур, символ цельности, единства и совокупности, полноты и ограниченности, постоянства и цикличности, вечности и бесконечности. Круг – символ гармонии, символ единения. Все мы наслышаны о магической силе круга: люди садятся вокруг костра, чтобы спеть под гитару песню; в семье всегда приятна трапеза за круглым столом; за круглым столом переговоров даже противники стремятся договориться. Круг дает возможность раскрепоститься, услышать всех и быть услышанным.

И, наконец, «Встаньте, дети, встаньте в круг!» – значит, сейчас будет игра, будет интересно.

Приглашаю всех встать и выйти в центр зала.

Сегодня мы представляем вашему вниманию две технологии из тематического набора «Круглые методики», которые весьма эффективно работают для профилактики эмоционального выгорания педагогов. Первая технология - «Веревочные технологии». Главная идея - все вместе, словно связаны одной веревкой. В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе.

        Такие игровые упражнения, которые позволят сплотить всех участников в мероприятия. Сплоченность позволит осознать нам наличие общей цели, проявить умение координировать действия для достижения общей цели, ощутить взаимное доверие, почувствовать положительный эмоциональный и мотивационный фон (что тоже способствует профилактике эмоционального выгорания.

«Одной рукой узла не завяжешь»

Упражнение «Кольцо»

Исходное положение участников: участники стоят в кругу, держась за руки. На плечо одному из них ведущий вешает смотанную кольцом веревку.

Задание: необходимо, чтобы веревка обошла весь круг, при этом:

  • участникам нельзя разговаривать друг с другом;
  • участникам нельзя расцеплять руки;
  • участникам нельзя передавать веревку с помощью рук;
  • при падении или разматывании веревки упражнение выполняется сначала.

Упражнение «Переход пропасти»

На полу раскладывается веревка. Все участники делятся на две команды. Игроки становятся в ряд, боком друг к другу, и берутся за руки. Каждая команда приставным шагом двигается по веревке (команды начинают движение с противоположных концов веревки). Самое трудное — разойтись по веревке, когда команды встречаются (лицом друг к другу). Команда, игроки которой сошли с веревки, считается проигравшей.

Упражнения с веревками

Играющие встают в круг, держась обеими руками за общую веревку, после чего веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда: «Закрыть глаза и не открывать их» – и задание: «Образуйте квадрат».

Глаза можно открыть всем вместе, только после того, как группа решит, что квадрат получился. После этого упражнения и короткого перерыва предлагается опять встать в круг, закрыть глаза и (следующее задание): образовать равносторонний треугольник. Те, кто все-таки открыл глаза, выбывают из игры и могут стать наблюдателями, которые помогут группе обсудить это упражнение.

Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить участникам построить звезду, шестиугольник.

Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование веревки как средства коммуникации. При обсуждении задаются вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи? Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?»

Упражнения «Проворные мотальщики»

К середине 3–5-метрового веревки привязывают ленточку. Концы веревки прикрепляются к палочке. Игроки берут в руки палочки и расходятся в разные стороны. По команде каждый начинает быстро наматывать веревку на палочку, продвигаясь вперед. Выигрывает тот, чья палочка коснется финишной ленточки. Вращать палочку можно на себя и от себя, как условились заранее.

Варианты:

1. Двое играющих (две команды) растягивают в стороны два связанных конца веревки длиной по 2 м. По команде начинают кружиться, стараясь быстрее обвить вокруг пояса кусок репшнура, чтобы первым оказаться у узла посередине.

2. Два соперника цепляются руками за веревку длиной 4–5 м. По сигналу дети, перехватывая руками, перемещаются по веревке. Выигрывает участник, первым достигший условной метки.

Упражнения «Завязываем узел»

Простая и увлекательная игра, суть которой заключается в том, что участники должны завязать узел, пользуясь только одной общей веревкой, не выпуская ее из рук. Достаточно комичное упражнение, поднимающее настроение, раскрепощающее людей и сближающее их друг с другом. Если команда большая, ее можно разделить на две или более мелких. Для разнообразия одна команда может завязывать узел, а другая – развязывать его.

Члены команды встают в ряд и берутся за веревку обеими руками. Теперь участники должны представить, что все они и есть эта веревка. Задание заключается в следующем: команда должна завязать обычный простой узел как можно ближе к отмеченному центру веревки. Нельзя выпускать из рук веревку.

Вариант.

Нужно разделиться на две команды. Построиться в линию. Каждый из группы должен взяться за веревку. Задача — завязать веревку в узел на границе (привязанная ленточка) между командами.

Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

Итоги упражнения:

Как вы себя чувствуете?

Что мы могли наблюдать в ходе нашего упражнения?

Что вас удивило?

Что вы еще хотели бы сказать?

Упражнения «Нога к ноге»

Участники встают плечом друг к другу. Ноги попарно связываются.

Задание: пройти пять метров по комнате. При этом все идут одновременно, стопы участников соприкасаются друг с другом.

Упражнение «Многоугольник в тумане».

Группа встает в круг, и все участники закрывают глаза (надевают повязки). На пол у ног игроков кладется веревка, и дается задание найти и поднять ее. Когда все участники держат веревку в руках им предлагается складывать из нее различные геометрические фигуры. При этом соблюдаются правила: веревку должны держать все участники; члены группы могут говорить друг с другом, но никто не должен открывать глаза. Группе необходимо: образовать квадрат, создать равносторонний треугольник, сложить любую трапецию.

Упражнение «Мостик»

Две команды. На полу раскладывается веревка во всю длину комнаты. На этом мостике выстраивается одна команда друг за другом с интервалом около метра. Каждый участник второй команды должен пройти через мостик, разминувшись с каждым участником другой команды. Если кто-то оступится (независимо от того, в какой команде), вся команда начинает прохождение мостика с самого начала. Затем команды меняются местами.

Упражнение «Кукан»

Команда выстраивается в линию. Ведущий дает участникам веревочку, которую нужно как можно быстрее пропустить через одежду каждого участника.

Упражнение «Сквозь веревочные кольца»

Две (или больше) соревнующихся группы встают напротив друг друга в шеренги, взявшись за руки. Крайний в шеренге держит в руке одно верёвочное кольцо (верёвочка длиной примерно 1,5 метра, концы которой связаны друг с другом). По команде ведущего группы одновременно начинают (не расцепляя рук) быстро пролазить сквозь своё кольцо. Побеждает та группа, в которой кольцо окажется в руке у участника, стоящего с другого края шеренги.

Колец может быть запущено несколько:

- каждое очередное кольцо «запускается» в тот момент, когда предыдущее кольцо дошло до края;

- по одному кольцу находится между всеми участниками (сколько участников, столько и колец), и они одновременно начинают пролазить через все эти кольца, пока все кольца не окажутся в руках у крайнего участника;

- одновременно «запускается» несколько колец – в этом случае группа сама решает: или участникам пролазить через них по очереди, чтобы не перепутать кольца, или же пролазить через кольца, пропуская их с определённой периодичностью, чтобы не запутаться

Упражнение «Циферблат»

Описание

Веревкой на полу выкладывается круг. Участники встают вокруг веревки, таким образом, образуют “циферблат часов” — каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 — тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому—то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие—либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто—ни будь заказывает время, а “циферблат” его показывает — сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем — минутной. Первые 1—2 заказа времени может сделать ведущий, потом — каждый из участников по кругу.

Смысл упражнения

Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие.

Обсуждение

Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

Упражнение «Рулет»

Группа выстраивается в колонну по одному, в левой руке у каждого протянутый вдоль колонны канат. Участникам дается задание плотно скрутиться по часовой стрелке в “рулет”, после чего ведущий обвязывает группу оставшимся концом каната на уровне пояса. В таком состоянии группу просят перемещаться по помещению по траектории, задаваемой ведущим.

Возможно дополнительное задание: в процессе перемещения каждый из участников сообщает три интересных факта про себя, а после завершения упражнения другие участники вспоминают эти факты. Ведущему следует внимательно следить за траекторией движения, чтобы избежать столкновения участников с неподвижными предметами.

Время выполнения — 2—3 минуты. Если в группе 14 и более человек, целесообразно организовать два “рулета” и устроить между ними соревнование на скорость.

Смысл упражнения 

Развитие умения координировать совместные действия, сплочение группы, снятие психологической напряженности, развитие внимательности.

Обсуждение 

Краткий обмен впечатлениями: кто испытывал дискомфорт и почему, кто был лидером и руководил передвижением.



Предварительный просмотр:

Экологическое образование в работе педагога-психолога

Педагог-психолог МАОУ СОШ №54 г Томска

Елена Николаевна Шмыга

25.10.2017

Городские Экологические чтениях «Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экологическое образование для устойчивого развития: психологический аспект»: «Система формирования и сохранения психического здоровья всех участников образовательных отношений»

Сл 2 Из выступления Президента Российской Федерации на заседании Государственного Совета 27 декабря 2016 года:

«Ещё в начале ХХ века Владимир Иванович Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придётся взять на себя ответственность за развитие и человека, и природы. И такое время, безусловно, наступило».

«Я просто убеждён, доверие к инициативам граждан, диалог и партнёрство с общественными движениями – очень важное условие формирования высокой экологической культуры в стране»

Экологическое образование готовит обучающихся к жизни в гармонии с окружающей средой, вооружая их знаниями для решения основных экологических проблем современности и необходимыми навыками для улучшения условий жизни и сохранения среды обитания.

Сл 3 В 2013 году вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», фактически поддерживающий Европейскую Стратегию образования в интересах устойчивого развития (ОУР).

Стратегия призвана обеспечить переход от простой передачи знаний и навыков к формированию у обучающихся готовности и способности жить в быстроменяющихся экологических, экономических и социальных условиях.

Сл 4 В связи с этим изменяются акценты экологического образования. Содержание экологического образования соотносится с такими проблемами, как здоровье, здоровый образ жизни, права человека, и т.д.

Сл 5   В связи с этим, нам необходимо разбираться в новых понятиях, например, таких, как устойчивое развитие. Важно отметить, что не существует единого определения устойчивого развития и полного согласия по концепции образования для устойчивого развития.

Устойчивое развитие личности – это свойство, благодаря которому человек может реализовать свой творческий потенциал, решая, как социальные, так и индивидуальные проблемы, обучаясь и созидая.

Мне очень понравилось образное представление этого понятия. Устойчивое развитие подразумевает достижение разумного баланса между экономическим, социальным, культурным и экологическим развитием и потребностями.

Сл 6 Для работы педагога-психолога наиболее важными представляются: Социальная устойчивость подразумевает, что в ходе развития люди должны приобретать больший контроль над собственной жизнью, вовлечение всех социальных групп в принятие решений и участие каждого в развитии, которое можно назвать устойчивым.

Культурная устойчивость означает поддержание разнообразия культурных групп и признание ценности их наследия и традиций. Для этого нужно, чтобы развитие учитывало ценности тех людей, которых оно затрагивает.

Сл 7. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В самом широком смысле, образование в интересах устойчивого будущего включает в себя повышение качества базового образования, переориентацию образования на нужды устойчивости.

Сл 8. Чем могут помочь педагоги-психологи. Необходимо развивать личные навыки устойчивого развития. Сюда входит готовность влиять на образ и условия жизни, принимать на себя ответственность. или, если сформулировать иначе, внешняя и внутренняя мотивация.

Также используется выяснение ценностей, оно поможет понять, каковы на самом деле ваши мнения, как их можно изменить или развить, как выработать новые взгляды.

Сл 9. Таким образом, формирование устойчивого развития личности:

  • формирование ориентационной системы ценностей личности;
  • развитие продуктивного общения: навыки эффективного общения и взаимодействия с окружающими (в том числе умение сопротивляться давлению извне), навыки совместной мотивационной деятельности;
  • умение брать ответственность за свои поступки на себя;
  • умение конструктивно мыслить (умение предвидеть последствия);
  • умение управлять своими чувствами и преодолевать стрессовые воздействия.

Чтобы иметь успех Образование для устойчивого развития должно дать ученикам практические навыки, которые позволят продолжать обучение после окончания школы, иметь устойчивый заработок, и жить устойчивой жизнью.

Считается, что устойчиво развитая к асоциальным проявлениям личность должна в первую очередь быть психологически устойчивой. Это значит, необходимо личность «содержать» в состоянии спокойствия, равновесия, заинтересованности, то есть в состоянии психологической устойчивости.

Сл 10. Цели образования для устойчивого развития включают в себя не только расширение знаний, опыта и умений, но также формирование жизненных позиций и нравственных ценностей.

Какие самые важные способности мы хотим развить в детях?

- рассуждать критически

- делать выбор

- разрешать конфликты ненасильственным путем

- признавать ответственность как потребителей

- учиться на протяжении всей жизни

- находить информацию

- понимать взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер жизни

- эффективно общаться (как устно, так и письменно)

- думать – чтобы предвидеть, обдумывать заранее и планировать

- видеть различия между количеством, качеством и ценностью

- работать совместно с другими людьми

Сл 11. Развивать перспективы, знания и навыки для устойчивого развития возможно используя, так называемые «ЗЕЛЕНЫЕ АКСИОМЫ».

Сл 12. На своих занятиях психолог может помочь детям сформулировать для себя ПРИНЦИПЫ действий на основе экологических привычек («ЗЕЛЕНЫЕ АКСИОМЫ»), чтобы следовать им в любом новом деле, в новых ситуациях. Они помогут детям задуматься, всегда ли правильно они поступают по отношению к природе и людям.

Сл 13. Для устойчивого развития целесообразно акцентировать внимание детей на необходимости Учиться вносить вклад в общее дело, работать в команде и СОТРУДНИЧАТЬ.

Сл 14. Взаимодействовать с детьми развивая принцип: МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВМЕСТЕ!

Сл 15. Надо учить слушать и слышать друг друга, нацеливать на то, что сохранение культурного разнообразия, взаимообогащение разных культур в обществе – его спасательный «круг»!!!

Проектировать БУДУЩЕЕ, ценя настоящее и прошлое!

Сл 16. Одно из направлений работы нашей школы -  образовательная философия Хартии Земли принцип 14 (раздел III. ДЕМОКРАТИЯ, НЕНАСИЛИЕ И МИР)

Сл 17. Вводить в курс государственного образования, а также в процессы познания, происходящие в течение всей жизни каждого человека, знания, ценности и навыки, необходимые для устойчивого развития.

Цель школы: Создание педагогических условий для развития способностей учащихся, необходимых для устойчивого развития. Цель педагога-психолога – сопровождение, формирование и развитие способностей.

Сл 18. Выделяется группа способностей обучающихся, необходимых для устойчивого развития.

Основные группы способностей и умений:

Логическое мышление

Сл 19. И все  процессы, входящие в него, а также:

Сл 20.