Профориентация в начальной школе

Шмыга Елена Николаевна

На этой страничке находятся материалы для работы психолога по профориентации в начальной школе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическое сопровождение профориентации Для того чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование. Хуан Уарте , испанский ученый (1575)

Слайд 2

Этапы профориентационной работы в школе

Слайд 3

Этап первичного профессионального выбора – для учащихся 1-4 классов . Ознакомление с миром наиболее распространенных (популярных) профессий, с профессиями своих родителей и близких. Цели: развитие интересов и способностей школьников, создание поля самоактуализации учащихся младших классов в различных сферах деятельности, формирование потребности ребят в профессиональном самоопределении.

Слайд 4

Основная идея: Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене. По существу в начальной школе надо вести деятельность по психологической подготовке детей к труду, выявлению их индивидуальных склонностей и способностей.

Слайд 5

Возрастные особенности Повышенная чувствительность к внешним воздействиям; Ведущая деятельность – учебная; В учебе руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер; Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых; Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда . мало дифференцированное представление о мире профессий и неопределенное представление о собственных возможностях и предпочтениях .

Слайд 7

эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям. Наличие интереса облегчает выполнение деятельности и приносит успех. стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Их формирование предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности. свойственные для человека характеристики. Требующиеся для освоения многих профессий. Человек должен отвечать тем требованиям, которые предъявляет профессия к личности работающего. Заключаются в уровне развития темперамента и характера.

Слайд 9

Вопрос 1: Как засунуть жирафа в холодильник? Правильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда жирафа, закрыть холодильник. Этот вопрос позволяет выяснить, нет ли у вас склонности выискивать чересчур сложные решения для простых задач. Вопрос 2: Как засунуть в холодильник слона? Неправильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда слона, закрыть холодильник. Правильный ответ: Открыть холодильник, вынуть оттуда жирафа, засунуть туда слона, закрыть холодильник. Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы при принятии решений учитывать последствия ваших предыдущих действий. Вопрос 3: Лев созвал всех зверей на собрание. Явились все, кроме одного. Что это за зверь? Правильный ответ: Это слон. Он же в холодильнике, помните? Этот вопрос проверяет вашу память. Вопрос 4: Вам нужно пересечь широкую реку, которая кишит крокодилами. Как вы это сделаете? Правильный ответ: Вплавь. Ведь крокодилы-то все на собрании у льва. Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы учиться на собственных ошибках.

Слайд 10

Психологическая диагностика с целью : использования ее результатов для выявления и устранения недостатков , пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности; учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии; учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности , предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида; использования результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.



Предварительный просмотр:

Для того чтобы никто не ошибался
в выборе профессии,
которая больше всего подходит
к его природному дарованию,
государю следовало бы
выделить уполномоченных людей
великого ума и знания, которые
открыли бы у каждого его дарование.
Хуан Уарте, испанский ученый (1575)

Психолого-педагогическое сопровождение

профориентационной работы

сл.1 Большинство из людей проводят на работе около 100 тысяч часов своей жизни - приблизительно половину всего остающегося от сна времени. А поскольку мы проводим большую часть времени на работе, то она должна приносить радость и удовлетворение. Современной молодёжи сложнее осуществить выбор. Сейчас социально-экономическая ситуация такова, что нельзя не учитывать такие факторы как постоянно меняющиеся требования к профессии, мобильный рынок труда. Многие профессии отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих.

Сл 2-3 этапы профориентационной работы

Сл 4 основная идея профориентации в НК

Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене.

По существу в начальной школе надо вести деятельность по психологической подготовке детей к труду, выявлению их индивидуальных склонностей и способностей.

Сл 5 возрастные особенности - первый этап (младший школьный возраст)

Возрастные особенности

  1. Повышенная чувствительность к внешним воздействиям;
  2. Ведущая деятельность – учебная;
  3. В учебе руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.
  4. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер;
  5. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых;
  6. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.
  7. - мало дифференцированное представление о мире профессий и неопределенное представление о собственных возможностях и предпочтениях.

Сл 6-8 интересы-способности-склонности личноть

Сл 9 тестирование

Сл 10 диагностика

Помогает в осуществлении один из видов деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школы - психодиагностика.

Психологическая диагностика с целью:

- использования ее результатов для выявления и устранения недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

- учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

- учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;

- использования результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.

Групповая работа: как учитель начальной школы может использовать результаты психодиагностики (в соответствии с целями). Каждая группа разбирает виды работы, формы, темы, методы, мероприятия в соответствии со своей целью (одной из 4-х)

Справочный материал:

Формы работы:

- вербальные или словесные формы (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);

- практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков, тренинги и т.п.);

- наглядные формы (выставки творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.).

Целесообразнее использование этих форм в комплексе, чтобы они дополняли друг друга.

Направления  работы:

Интересы

Интересы— эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям. Наличие интереса облегчает выполнение деятельности и приносит успех.

Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «нелюбимые» предметы). Помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности.

Склонности

склонности– стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность - «хочу сделать».

Склонности проявляет учащийся (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время).

Способности

Способности такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Формирование способностей предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности. 

Сфера деятельности, в которой проявляются способности

Характеристика ребенка

Интеллектуальная

Наблюдателен, любознателен, имеет отличную память, с интересом и легко учится всему новому, знает намного больше своих сверстников, умеет хорошо и логически верно излагать свои мысли

Академические достижения

Чтение: ребенок любит читать и делает это с удовольствием, использует в своей речи богатый словарный запас, сосредоточен и внимателен, когда ему читают, способен надолго удерживать в памяти символы, буквы и слова, с удовольствием демонстрирует свое умение читать

Математика: проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию и иному, обнаруживает весьма необычное для своего возраста понимание математических отношений, демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков), без затруднений выполняет простейшие операции сложения и вычитания, разбирается в измерении времени (по часам, календарю) или денег

Художественная деятельность

Естествознание: внимателен к предметам и явлениям, проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации, любит задавать вопросы о происхождении предметов и их функциях

Изобразительное искусство: проявляет интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием или лепкой, осознанно строит композиции из картин или рисунков

Музыка: проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям, реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием подпевает

Двигательная:

Проявляет повышенный интерес к деятельности, которая требует тонкой и точной моторики, любит подвижные игры, обладает широким диапазоном движений (от медленного к быстрому, от плавного к резкому), хорошо удерживает равновесие, для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазанье, прыжки, умение бросать и ловить предметы)

 Личные качества

перечень качеств личности младшего школьника:

– патриотизм (включающий любовь к своей Родине, народу, гражданственность);

– любознательность (как обобщенная характеристика наличия активного стремления к получению знания);

– ответственность (включающая обязательность, к примеру, в выполнении правил здорового и безопасного образа жизни, организованность, самостоятельность);

– уважение и принятие ценности семьи и общества (умение считаться с мнениями, интересами других людей, толерантность);

– доброжелательность (как высоконравственное качество);

– общительность (включающая коммуникативность и коммуникабельность);

Бережливость, Организованность, Вежливость Ответственность Воля Познавательная активность Деловитость Послушание Дисциплинированность

Предприимчивость Заботливость Прилежание Изобретательность Самостоятельность Инициативность Смелость Коллективизм Трудолюбие

Креативность Честность Надежность Капризность Находчивость Аккуратность

Формы профориентационной работы в школе

Работа с учениками

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
  • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
  • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
  • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
  • Анкетирование учащихся.

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
  • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
  • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Исходя из психологических особенностей младших школьников, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение  кругозора и осведомленности ребенка о мире профессий в процессе его участия в профориентационных играх, в общении со взрослыми.

Взаимодействие  педагогических работников по организации  профориентационной работы.

Классный руководитель:

  • составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий  разнообразные  формы,  методы,  средства,  активизирующие  познавательную,  творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые беседы,  игры, классные часы, деловые игры,  семинары,  круглые  столы,  конференции,  предметные  недели,  олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения;
  • ведет  психолого-педагогические  наблюдения  склонностей  учащихся  (данные наблюдений, анкет, фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает  учащимся  осуществлять  анализ  собственных  достижений,  составлять портфолио;
  • организует  посещение  учащимися дней  открытых  дверей  в  средних  профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся  по проблеме самоопределения;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с рассказами о своей профессии, привлекает их для организации  кружковой  работы.

Учителя-предметники:

обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся обще-трудовые, профессионально важные навыки;

способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

Библиотекарь:

изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, веб

-сайты, Интернет-ресурсы помогающие в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях;

обобщает  и  систематизирует  методические  материалы,  справочные  данные  о

потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии,

вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

регулярно  устраивает тематические выставки  по  сферам  и  отраслям

(машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и др.)

Социальный педагог:

оказывает  педагогическую  поддержку  детям  группы  риска  в  процессе  их

профессионального и жизненного самоопределения;

осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог -психолог:

проводит изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;

осуществляет  мониторинг  готовности  учащегося  к  профильному  и

профессиональному  самоопределению  через  анкетирование,  психодиагностику

учащихся;

проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся,  игры;

проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

осуществляет  психологические  консультации  с  учётом  возрастных  особенностей учащихся;

создает базу данных по профдиагностике;

организует встречи учащихся с выпускниками школы -студентами вузов, средних

профессиональных учебных заведений;

проводит психологические занятия –уроки выбора профессии.

Медицинский работник:

используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у

школьников установки на здоровый образ жизни;

проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному

педагогу в анализе деятельности учащихся