Профориентация в начальной школе
На этой страничке находятся материалы для работы психолога по профориентации в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педсовет "Профориентация в начальной школе" | 833.28 КБ |
Педсовет "Профориентация в начальной школе" | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы профориентационной работы в школе
Этап первичного профессионального выбора – для учащихся 1-4 классов . Ознакомление с миром наиболее распространенных (популярных) профессий, с профессиями своих родителей и близких. Цели: развитие интересов и способностей школьников, создание поля самоактуализации учащихся младших классов в различных сферах деятельности, формирование потребности ребят в профессиональном самоопределении.
Основная идея: Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене. По существу в начальной школе надо вести деятельность по психологической подготовке детей к труду, выявлению их индивидуальных склонностей и способностей.
Возрастные особенности Повышенная чувствительность к внешним воздействиям; Ведущая деятельность – учебная; В учебе руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер; Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых; Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда . мало дифференцированное представление о мире профессий и неопределенное представление о собственных возможностях и предпочтениях .
эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям. Наличие интереса облегчает выполнение деятельности и приносит успех. стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Их формирование предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности. свойственные для человека характеристики. Требующиеся для освоения многих профессий. Человек должен отвечать тем требованиям, которые предъявляет профессия к личности работающего. Заключаются в уровне развития темперамента и характера.
Вопрос 1: Как засунуть жирафа в холодильник? Правильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда жирафа, закрыть холодильник. Этот вопрос позволяет выяснить, нет ли у вас склонности выискивать чересчур сложные решения для простых задач. Вопрос 2: Как засунуть в холодильник слона? Неправильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда слона, закрыть холодильник. Правильный ответ: Открыть холодильник, вынуть оттуда жирафа, засунуть туда слона, закрыть холодильник. Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы при принятии решений учитывать последствия ваших предыдущих действий. Вопрос 3: Лев созвал всех зверей на собрание. Явились все, кроме одного. Что это за зверь? Правильный ответ: Это слон. Он же в холодильнике, помните? Этот вопрос проверяет вашу память. Вопрос 4: Вам нужно пересечь широкую реку, которая кишит крокодилами. Как вы это сделаете? Правильный ответ: Вплавь. Ведь крокодилы-то все на собрании у льва. Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы учиться на собственных ошибках.
Психологическая диагностика с целью : использования ее результатов для выявления и устранения недостатков , пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности; учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии; учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности , предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида; использования результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.
Предварительный просмотр:
Для того чтобы никто не ошибался
в выборе профессии,
которая больше всего подходит
к его природному дарованию,
государю следовало бы
выделить уполномоченных людей
великого ума и знания, которые
открыли бы у каждого его дарование.
Хуан Уарте, испанский ученый (1575)
Психолого-педагогическое сопровождение
профориентационной работы
сл.1 Большинство из людей проводят на работе около 100 тысяч часов своей жизни - приблизительно половину всего остающегося от сна времени. А поскольку мы проводим большую часть времени на работе, то она должна приносить радость и удовлетворение. Современной молодёжи сложнее осуществить выбор. Сейчас социально-экономическая ситуация такова, что нельзя не учитывать такие факторы как постоянно меняющиеся требования к профессии, мобильный рынок труда. Многие профессии отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих.
Сл 2-3 этапы профориентационной работы
Сл 4 основная идея профориентации в НК
Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене.
По существу в начальной школе надо вести деятельность по психологической подготовке детей к труду, выявлению их индивидуальных склонностей и способностей.
Сл 5 возрастные особенности - первый этап (младший школьный возраст)
Возрастные особенности
- Повышенная чувствительность к внешним воздействиям;
- Ведущая деятельность – учебная;
- В учебе руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.
- Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер;
- Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых;
- Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.
- - мало дифференцированное представление о мире профессий и неопределенное представление о собственных возможностях и предпочтениях.
Сл 6-8 интересы-способности-склонности личноть
Сл 9 тестирование
Сл 10 диагностика
Помогает в осуществлении один из видов деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школы - психодиагностика.
Психологическая диагностика с целью:
- использования ее результатов для выявления и устранения недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;
- учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;
- учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;
- использования результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.
Групповая работа: как учитель начальной школы может использовать результаты психодиагностики (в соответствии с целями). Каждая группа разбирает виды работы, формы, темы, методы, мероприятия в соответствии со своей целью (одной из 4-х)
Справочный материал:
Формы работы:
- вербальные или словесные формы (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);
- практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков, тренинги и т.п.);
- наглядные формы (выставки творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.).
Целесообразнее использование этих форм в комплексе, чтобы они дополняли друг друга.
Направления работы:
Интересы
Интересы— эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям. Наличие интереса облегчает выполнение деятельности и приносит успех.
Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «нелюбимые» предметы). Помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности.
Склонности
склонности– стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность - «хочу сделать».
Склонности проявляет учащийся (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время).
Способности
Способности– такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Формирование способностей предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности.
Сфера деятельности, в которой проявляются способности | Характеристика ребенка |
Интеллектуальная | Наблюдателен, любознателен, имеет отличную память, с интересом и легко учится всему новому, знает намного больше своих сверстников, умеет хорошо и логически верно излагать свои мысли |
Академические достижения | Чтение: ребенок любит читать и делает это с удовольствием, использует в своей речи богатый словарный запас, сосредоточен и внимателен, когда ему читают, способен надолго удерживать в памяти символы, буквы и слова, с удовольствием демонстрирует свое умение читать |
Математика: проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию и иному, обнаруживает весьма необычное для своего возраста понимание математических отношений, демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков), без затруднений выполняет простейшие операции сложения и вычитания, разбирается в измерении времени (по часам, календарю) или денег | |
Художественная деятельность | Естествознание: внимателен к предметам и явлениям, проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации, любит задавать вопросы о происхождении предметов и их функциях |
Изобразительное искусство: проявляет интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием или лепкой, осознанно строит композиции из картин или рисунков | |
Музыка: проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям, реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием подпевает | |
Двигательная: | Проявляет повышенный интерес к деятельности, которая требует тонкой и точной моторики, любит подвижные игры, обладает широким диапазоном движений (от медленного к быстрому, от плавного к резкому), хорошо удерживает равновесие, для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазанье, прыжки, умение бросать и ловить предметы) |
Личные качества
перечень качеств личности младшего школьника:
– патриотизм (включающий любовь к своей Родине, народу, гражданственность);
– любознательность (как обобщенная характеристика наличия активного стремления к получению знания);
– ответственность (включающая обязательность, к примеру, в выполнении правил здорового и безопасного образа жизни, организованность, самостоятельность);
– уважение и принятие ценности семьи и общества (умение считаться с мнениями, интересами других людей, толерантность);
– доброжелательность (как высоконравственное качество);
– общительность (включающая коммуникативность и коммуникабельность);
Бережливость, Организованность, Вежливость Ответственность Воля Познавательная активность Деловитость Послушание Дисциплинированность
Предприимчивость Заботливость Прилежание Изобретательность Самостоятельность Инициативность Смелость Коллективизм Трудолюбие
Креативность Честность Надежность Капризность Находчивость Аккуратность
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками
- Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
- Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
- Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
- Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
- Анкетирование учащихся.
Работа с родителями
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
- Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
- Анкетирование родителей.
- Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
- Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
- Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).
Исходя из психологических особенностей младших школьников, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о мире профессий в процессе его участия в профориентационных играх, в общении со взрослыми.
Взаимодействие педагогических работников по организации профориентационной работы.
Классный руководитель:
- составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
- организует индивидуальные и групповые беседы, игры, классные часы, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, фиксируются в индивидуальной карте ученика);
- помогает учащимся осуществлять анализ собственных достижений, составлять портфолио;
- организует посещение учащимися дней открытых дверей в средних профессиональных учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся по проблеме самоопределения;
- приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с рассказами о своей профессии, привлекает их для организации кружковой работы.
Учителя-предметники:
∙обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся обще-трудовые, профессионально важные навыки;
∙способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
∙проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
Библиотекарь:
∙изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, веб
-сайты, Интернет-ресурсы помогающие в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях;
∙обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о
потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии,
вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
∙регулярно устраивает тематические выставки по сферам и отраслям
(машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и др.)
Социальный педагог:
∙оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их
профессионального и жизненного самоопределения;
∙осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
∙оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Педагог -психолог:
∙проводит изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
∙осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и
профессиональному самоопределению через анкетирование, психодиагностику
учащихся;
∙проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся, игры;
∙проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
∙осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
∙создает базу данных по профдиагностике;
∙организует встречи учащихся с выпускниками школы -студентами вузов, средних
профессиональных учебных заведений;
∙проводит психологические занятия –уроки выбора профессии.
Медицинский работник:
∙используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у
школьников установки на здоровый образ жизни;
∙проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
∙оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному
педагогу в анализе деятельности учащихся