Мои публикации

Шмыга Елена Николаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мы работаем в команде!

Шмыга Елена Николаевна,

педагог-психолог МАОУ СОШ №54

«Мы - это больше, чем я и ты». Это высказывание немецкого драматурга и поэта Бертольда Брехта стало основой для написания этой статьи. Применительно к методическому объединению педагогов-психологов школ Ленинского района эту мысль можно трактовать следующим образом: каждый участник нашего сообщества дополняет другого. «Мы – одна команда! Мы – единое целое!» Сегодня нередко можно услышать - работа в команде, командный дух, командный настрой, сила коллективной мысли, коллективный разум. Это то, что помогает специалисту и коллективу, в целом, реализовать задуманное, справиться с заданием. Команда – это единый механизм, в котором каждый винтик, самая маленькая деталь выполняет жизненно важную, незаменимую функцию.

Люди на 80% состоят из отношений и только на 20% – из навыков и компетенций. Людям, работающим в нашем МО, повезло - они всегда могут быть уверены  друг в друге и в том, что при необходимости могут получить необходимую помощь и поддержку со стороны коллег. Какую бы задачу не поставили перед нами, мы точно знаем, что кто-то из нашего коллектива обязательно обладает необходимыми знаниями, потенциалом или ресурсами, и это позволяет нам мобилизоваться, быстро и качественно выполнить задание и  достигнуть желаемого результата. Командный дух, уникальное отношение каждого из нас к общему делу, к жизни в целом, единство взглядов – отличительная особенность МО педагогов-психологов школ Ленинского района. Каждый из нас, занимаясь своим любимым делом, раскрывая себя и проявляя свои способности, в то же время поддерживает и вдохновляет другого. А все вместе - мы делаем одно общее дело. В итоге- выигрывают все.

А когда случаются непредвиденные ситуации, происходят какие-то сбои - здоровье подвело, или проверка нагрянула, и катастрофически  не хватает сил и времени, или просто муза куда-то «ушла и потерялась», снова спасает команда. Каждый готов прийти на помощь, равнодушное «Это меня не касается! У меня и так много работы!» в нашем сообществе невозможно! Коллеги приходят на выручку, начинают «вытаскивать» друг друга, подбадривать, мотивировать, помогать словом и делом. И смотришь – все,  процесс пошел.

В нашем МО мы стараемся выстраивать живые, личные, близкие отношения, стиль которых - доверие и сотрудничество. Главные принципы нашего взаимодействия: «Людям можно доверять, люди могут помогать», или «Один за всех, все за одного». В нашем МО приветствуются открытость, доверительные отношения,  здесь можно спрашивать, спорить, обсуждать, и при этом быть уверенным в том, что тебя правильно поймут. Мы — это команда единомышленников, коллег и добрых друзей!

На сегодняшний день в методическом объединении педагогов-психологов школ Ленинского района работает около ? человек. Как в любом коллективе, есть старожилы, работающие уже много лет, а есть те, кто влился в наш коллектив только совсем недавно. Но эту статью я хочу посвятить тем психологам, которые составляют основу, ядро нашего дружного коллектива. Вместе мы уже более 15 лет!

Вот эти люди:  

  • Шарыпова Елена Владимировна, Лежнева Елена Михайловна, педагоги-психологи МАОУ Мариинской СОШ № 3;
  • Беч Евгения Сергеевна, педагог-психолог МАОУ СОШ № 11 имени В.И. Смирнова;
  • Хмыз Владимир Федорович, педагог-психолог МАОУ СОШ № 14 имени А. Ф. Лебедева;
  • Южанина Наталья Михайловна, педагог-психолог МАОУ СОШ № 28;
  • Шмыга Елена Николаевна, педагог-психолог МАОУ СОШ № 54;
  • Иванова Анна Валерьевна, Гуслова Ирина Владимировна, педагоги-психологи МАОУ гимназии № 56.

C:\Users\Лена\Downloads\SANY0089.JPG

Это не только профессионалы своего дела, они еще и очень творческие люди. Например, Анна Валерьевна Иванова, обладающая разносторонними знаниями и успешно применяющая их в работе с детьми разных возрастных категорий, автор многочисленных программ и успешный реализатор любых идей,  очень любит Румбокс – увлекательное хобби для творческих натур и дизайнерских экспериментов.

Ирину Владимировну Гуслову отличает высокий профессионализм, ответственность и творческое мышление. Она - наш графитовый стержень, в любой ситуации сохраняет спокойствие и выдержку. А в свободное от работы время  Ирина Владимировна увлекается историческими танцами.C:\Users\Лена\Downloads\11.JPG

Елена Владимировна Шарыпова  - очень ценный сотрудник для нашего МО. Она, как никто, умеет грамотно написать или отредактировать методическую разработку, пособие, является постоянным экспертом в различных конкурсах, олимпиадах. А еще она вяжет оригинальные носочки, которые дарит  родным, и друзьям, и коллегам! Это одновременно и хобби, и терапия, и творчество. Сколько носочков сносили члены нашего МО, связанные Еленой Владимировной!

 C:\Users\Лена\Downloads\DSC_3947.jpg

Владимир Фёдорович Хмыз широко применяет психоаналитический подход. Он постоянно что-то изучает, анализирует, сопоставляет, меняет, стараясь идти в ногу со временем. А еще он…. пишет стихи и прозу, сочиняет интересные вступления для семинаров, что делает их оригинальными и неповторимыми.

Наталья Михайловна Южанина поет старинные и современные романсы, играет на фортепиано И. С. Баха, Л. В. Бетховена, П. И. Чайковского. В психологической деятельности не мыслит себя без музыкатерапии, пения. Свой талант она успешно применяла при проведении методических десантов «Курорт одного дня» для педагогических коллективов школ,  где вместе с Еленой Сергеевной Басанец, исполняя на синтезаторе музыкальные произведения для создания атмосферы расслабления и душевной гармонии. C:\Users\Лена\Downloads\DSC05021.JPG

Елена Михайловна Лежнева психологическую деятельность совмещает с работой социального педагога. В психологии самое близкое для нее - формирование семейных ценностей, а в методическом объединении она - наш конструктивный критик. В свободно время Елена Михайловна - заядлый театрал и не пропускает ни одного спектакля.

Евгения Сергеевна Беч любит активные формы работы – с удовольствием проводит различные тренинги с учениками, применяет интерактивные формы работы с родителями, использует игровые методы, верёвочные технологии, арт-терапевтические методики, ей интересны проекты с детьми. Евгения Сергеевна считает, что главное - не быть равнодушным! Может придумать что-нибудь интересное, а потом с удовольствием воплощать это в жизнь.

Вот такая у нас команда! Мне повезло быть руководителем этого коллектива! Мне легко быть руководителем этого коллектива!  Благодаря этим людям мне удается быть вдохновителем, локомотивом и во многом первопроходцем, организуя работу МО.

Многие наши коллеги часто нам говорят: «Хорошо вам, Вы – команда!» Я согласна. Нам хорошо быть одной командой, потому что мы хотим быть ею, мы стремимся к этому. Мы всегда рады помочь и поддержать тех, кто пока что одинок в бескрайнем море школьной психологии. И не только в вопросах психологии, но и в любом другом жизненно важном вопросе. Очень надеемся на то, что наши новые коллеги вольются в нашу команду!



Предварительный просмотр:

Подсказки для учителя, работающего с трудными подростками

Шмыга Елена Николаевна,

педагог-психолог МАОУ СОШ №54

«Именно хорошая среда является для организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья».

А. Маслоу

Происходящие значительные экономические, политические и социальные перемены в обществе касаются и усложняют условия жизни каждого человека, в том числе и влияют на становление и развитие личности школьников.  Здоровье школьников - это забота о безопасности каждого растущего человека сегодня и безопасности нации завтра. Содействие здоровью детей в образовательной среде сегодня становится национальным приоритетом. Однако, необходимо рассматривать психологическую безопасность также в контексте с профессиональной деятельностью в системе «человек-человек». Следовательно, очень значимым становится тема психологической безопасности во взаимодействии всех участников образовательной среды, для сохранения психического здоровья всех участников образовательного процесса.

Таким образом, перед педагогами встает острая необходимость в умении создавать условия для личностного, интеллектуального и социального развития детей, и получать ответы на вопросы:

  • почему ученик ведет себя так, а не иначе?
  • какие мотивы «плохого» поведения существуют?
  • как различать мотивы «плохого» поведения и выбирать соответствующую технику педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке?

Данная статья направлена на расширение представления педагогов о психологии поведения «трудных» подростков, повышение компетентности в общении с учениками и коллегами, а также способствовать профилактике эмоционального выгорания на работе.

Трудные дети — довольно обобщенное понятие, которое используется в литературе для обозначения широкой категории детей, проявляющих очевидное отклонение в личностном развитии. Причисляют ребенка к данной категории, чаще всего, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, поведение которого явно отклоняется от общепринятых социальных норм и препятствует воспитанию. Вследствие чего, применяется также словосочетание «трудновоспитуемые дети», т. к. они проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.

Что можем сделать мы?

Воспитание «трудных» детей подразумевает ведение целенаправленной работы по их нравственному просвещению. Это возможно посредством:

  1. уроков этики, нравственных бесед, индивидуальных консультаций и т.п.,
  2. актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная и общественно полезная деятельность, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель - ученик, учитель - родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы).

Целенаправленная работа обязательно включает в себя:

  1. Изолирование подростков от прежнего окружения.
  2. Обеспечение широкого выбора досуговой деятельности (основу составляет спорт, музыка, рукоделие и художественный труд, разнообразная творческая деятельность)
  3. Организация профессионального ориентирования.
  4. Обеспечение в основе педагогической деятельности принципа «ежедневного создания ситуации успеха» для каждого подростка.
  5. Обеспечение применения «бесконфликтной педагогики», предусматривающей все возможные неадекватные реакции детей.
  6. Исключение, категорически, как средства решения проблемы методы и приемы насилия.

Далеко не всякое педагогическое воздействие приводит к позитивным изменениям в ребенке, а только то, которое принимается им, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

При взаимодействии с данной категорией учеников, целесообразно использовать специально направленные приемы и методы. Приемы воспитания трудных подростков - это такие педагогические действия, с помощью которых оказываются внешние воздействия на поведение обучаемого, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение.  В следствие этого подключаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений, поведения и поступков.

Одним из методов, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. По образному выражению В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать - это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

Еще один метод - требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

В ряде случаев эффективным оказывается требование-просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба - форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

К этой форме требования близка следующая - требование-намек, которая успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками; в ряде случаев оно почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.

Существует и требование-одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.

«Трудным» обучающимся нужно дать шанс на то, чтобы их жизнь состоялась.

Для этого очень важно проявлять психологическую поддержку ребенка:

  1. Опираться на его сильные стороны.
  2. Избегать подчеркивания его промахов.
  3. Проявлять веру в ребенка.
  4. Уметь и демонстрировать уважение к ребенку.
  5. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  6. Разрешить ему самому решать проблемы там, где это возможно.
  7. Принимать индивидуальность ребенка.

Чаще использовать слова поддержки:

- зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо,

- у тебя хорошие соображения по этому поводу. Готов ли ты начать…

- это серьезный вызов, но я уверен, что готов к нему.

Реже использовать слова, вызывающие разочарование:

- зная тебя и твои способности, я думаю, что ты смог бы сделать это гораздо лучше,

- эту идею ты никогда не сможешь реализовать,

- это для тебя слишком трудно, поэтому я сам сделаю.

Поддерживать ребят можно с помощью:

- отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово и т.д.),

- высказываний (я горжусь тобой, мне нравиться как ты работаешь, я рад твой помощи

- прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, слегка обнять его и т.д.)

- совместных действий, (стоять рядом с ребенком, играть с ним, есть вместе с ним и др.)

- выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ….

Возник конфликт во время урока.

Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших руках, поэтому берегите их и не тратьте на бесполезные сиюминутные споры и выяснения отношений с учениками, возникающие в течение урока – это обычно приводит лишь к затяжному конфликту и срыву урока. Лучше отложите их на послеурочное время, когда можно будет выяснить причину поведения и спокойно обсудить ситуацию. Если вы чувствуете, что не справитесь в одиночку, то обратитесь за помощью, либо к психологу, либо к человеку, которого данный ученик больше всех уважает.

При обсуждении желательно не указывать на совершенные подростком проступки и ошибки, не требовать их мгновенного исправления и не добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу на себя, объясните, как лучше следовало поступить в такой ситуации и почему (дайте действительно выгодную для подростка модель поведения). Предоставьте ему возможную модель поведения и дайте время обдумать. Вернитесь к этому разговору через время, еще раз обсудите, и выслушайте его мнение. Важно, чтобы подросток сам принял решение о том, как поступить в следующий раз при возникновении такой ситуации.

Если ситуации возникла повторно, и подросток повел себя на основании принятой им новой адекватной модели поведения, то обязательно похвалите его, и еще раз покажите все плюсы такого поведения, и хвалите каждый раз, пока он не примет эту модель как единственно возможную в данной ситуации. Если ситуация повторилась, а подросток продолжает действовать неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что он нарушил слово, особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение ситуации и причин мешающих поступить по-новому. Логическое обоснование выгоды желаемого поведения – самое сильное убеждение для подростка. Это долгий процесс, требующий много терпения и сил, а самое главное желание действительно помочь ребенку измениться, а не только избавиться от факторов, мешающих проведению урока и сохранению дисциплины.

Ученик проявляет агрессивность.

Проявления агрессивности обычно бывают двух типов: физическая – драка, насилие и т.д; вербальная – нецензурные выражения, крик, угрозы. Оба этих типа агрессивности у подростков – это следствие плохого самоконтроля, неуравновешенности нервной системы и постоянного внутреннего конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто защитный характер. Подросток в душе очень боится, что его не любят, что его не принимают таким, какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие. Поэтому при общении с такими подростками желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный характер. К любым вопросам и проблемам подростка желательно проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. Запугивание же подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.

«Трудный» ученик дал неправильный ответ.

В случаях неправильного ответа на заданный вопрос, не сравнивать с успешными ответами сверстников, лучше обратить внимание на возможность исправления ошибки или плохой оценки. В случаях же любого правильного или близкого к правильному ответу поощрять такого подростка вниманием и похвалой при всем классе. Важно дать понять «трудному» подростку, что он не хуже других, что он имеет право на ошибку.

Как правило, у таких детей, существуют некоторые объективные причины для низкой успеваемости: слабые интеллектуальные способности, низкая осознанность собственных действий, отсутствие мотивации достижения. Поэтому не надо ждать от него много успехов после первой похвалы и признания его заслуг, а стоит дарить ему успешные ситуации и поддерживать его до тех пор, пока в нем не появится уверенность в собственных силах и способностях. Только тогда у него действительно может появиться интерес и желание учиться.

В общем

В работе с «трудными» обучающимися используйте соответствующий юмор.

Юмор – мощное средство коммуникации. Целесообразно используемый, юмор может пролить свет на истину, нейтрализовать трудное поведение, и показать, что у вас есть превосходное самообладание. Велика роль юмора в разрешении конфликтов и нахождения различных способов педагогического воздействия чтобы уменьшить или устранить сложное поведение. Педагог, обладающий чувством юмора, сохраняет дружелюбие по отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике.

Юмор может выступать не только как черта характера, но и рассматриваться как педагогическое средство. Для учителя развивать в себе и в своих воспитанниках чувство юмора — это значит содействовать росту творческого потенциала своей личности и личности подростков. Относитесь ко всем трудностям и неожиданностям при общении с подростком с чувством юмора и используйте его для сглаживания острых углов и конфликтов.

Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда сдержанным, говорить только правду, никогда не делать ошибок и т.д. Каждый раз, выдвигая требование к ребенку, задумывайтесь о том, выполнимо ли оно. Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение.

Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность — лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.

  1. Тимофеева М. А. Особенности и проблематика подросткового кризиса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1736–1740. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86374.htm.
  2. http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/4_1/
  3. http://blaggimn1.narod.ru/index/rekomendacija_pedagogam_kak_obshhatsja_s_agressivnym_podrostkom/0-102
  4. http://schkola8vida.ucoz.ru/index/dlja_pedagogov/0-36



Предварительный просмотр:

Активизация и развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер, посредством интегрированного психологического и логопедического сопровождения.

Педагог-психолог МАОУ СОШ №54 г.Томска

Шмыга Е.Н.

Все дети нуждаются в заботе, любви и поддержке взрослых. Всех детей необходимо обучать определенным социальным навыкам, а также способствовать обретению самоуважения и веры в себя. Главная задача всех взрослых, работающих с особым ребенком, - воспитать самостоятельного человека, способного учиться и развиваться. Необходимо помочь ему ориентироваться в мире и найти свое место в нем, научать любить и быть любимым.

К сожалению, в школу приходят дети, которые  не достигают достаточного для начала обучения уровня развития памяти, внимания, мышления и других необходимых для обучения познавательных процессов. У большинства первоклассников наблюдается замедленность процессов переработки информации, снижение уровня работоспособности. Наши исследования выявили у многих первоклассников неразвитость зрительно-моторной координации,  интуитивного, логического и визуального и образного мышления, внимательности.

Нарушения в развитии познавательных процессов, произвольности,  речи и двигательной сферы приводят к тому, что первоклассники  как только начинают учиться в школе, испытывают трудности, которые приводят к отставанию в учебе. Также достаточно много проблем  в развитии речи. Все это  ярко проявляется при освоении  письма и чтения, при обучении математике (решению задач и вычислении).

Следовательно, для того чтобы сделать обучение понятным для ребенка, необходимо реализовывать коррекционно-развивающую деятельность. Особенности данного вида деятельности с особыми детьми, в  общеобразовательной школе, заключаются в том, чтобы реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, и составить индивидуальные маршруты сопровождения командой специалистов и педагогов.  

Тесная взаимосвязь специалистов предполагает совместное планирование деятельности. Вокруг ребенка должно быть организовано единое образовательное, коррекционно-развивающее  пространство. Следовательно, о результативности ППС сопровождения можно говорить только тогда, когда осуществляется  именно комплексный подход, т.е. сотрудничество  коллектива специалистов, когда   реализуется преемственность и согласованность  в работе логопеда и психолога и соблюдаются  единые требований, предъявляемые детям.

Важно, что в коррекционно-развивающую работу входит  именно комплекс мероприятий психологического, логопедического и педагогического воздействия на ученика. Следовательно в среде общеобразовательной школы для оказания поддержки ученикам с особыми потребностями в обучении, необходимо создать комплексную модель психолого-педагогического и социального  сопровождения, куда обязательно включаются и учитель-логопед и педагог-психолог.

В нашей школе была создана "Программа интегрированных занятий педагога-психолога и учителя–логопеда для обучающихся 1–4 классов, имеющих трудности в обучении, в условиях инклюзивного образования".

Предполагаются следующие виды и формы педагогической деятельности при реализации программы,:

•        Групповые занятия.

•        Индивидуальные занятия.

•        Театральное представление.

•        Написание авторской сказки.

На интегрированных занятиях широко применяется: игровой материал (куклы, мозаики, ростовые куклы, мягкие игрушки и т.д.), кукольный  театр (перчаточные куклы), арттерапия (работа с восковыми мелками, красками, на сенсорном мониторе компьютера), сказкотерапия, куклотерапия музыкотерапия (музыкальное сопровождение занятий),  упражнения  нейропсихологического воздействия, упражнения для сохранения зрения и осанки, артикуляционные и дыхательные упражнения, и др.

Практическая значимость заключается в использовании таких приемов коррекционной работы, которые могли бы в большей степени способствовать и развитию познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер учеников младшей школы, что, в итоге, позволит эффективнее решать проблему целесообразности коррекционно-развивающей деятельности как учителя-логопеда, так и педагога-психолога.

Работа логопеда  в рамках реализуемой программы  заключаться в следующем:

-        развитие звуковой стороны речи;

-        развитие лексического запаса и грамматического строя речи;  

-        формирование связной речи;  

-        формирование полноценных учебных умений;

        Работа психолога в рамках реализуемой программы заключаться в следующем:

-        развитие и коррекция высших психических функций;

-        активизация познавательной деятельности

-        коррекция эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка

Теперь чуть подробнее о работе по данной программе.

В работе с детьми применяются элементы АРТ-терапии: ученик изображает на листе бумаги или экране сенсорного монитора сюжет прочитанной психологом сказочной истории, продумывает продолжение или изменяет окончание истории. У ребенка с проблемами в развитии и обучении, при творчестве, происходят положительные  изменения в развитии.

На время общения с прекрасным он уходит от личных переживаний, эмоционального отрицания, одиночества, страха и тревожности и/или от конфликтных межличностных и семейных взаимоотношений.

 О положительном влиянии искусства на развитие ребенка обращал внимание  еще Л.С.Выготский, высказываясь об особой значимости художественной деятельности, как для развития психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей в различных видах искусства (музыка, живопись, театр). Современная специальная (коррекционная) психология и педагогика при решении вопросов эффективности коррекции все больше ориентируются на применение искусства в процессе обучения и развития детей  с особыми образовательными потребностями.

Арт-терапия позволяет перевести переживания ребёнка из внутреннего мира во внешние проявления через результат творчества. Позволяет переживать новые позитивные эмоции, проявлять творческие способности, удовлетворять потребность в творчестве. Арт-терапия наилучшим образом помогает переживать ребенку психотравмирующие обстоятельства. Она задействует  невербальные каналы общения, влияет непосредственно на эмоции и чувства человека.

Задачи, которые решаются с помощью арт-терапии при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:         

-        овладение различными художественными материалами и средствами выражения своих чувств и эмоций с их использованием,

-        развитие навыков деятельности с изобразительным материалом,

-        развитие сенсомоторики,

-        развитие пространственного мышления,

-        развитие самоощущения, схемы, образа и положения тела,

-        развитие самооценки,

-        развитие речи,

-        расширение стереотипов,

-        работа со страхами, тревожностью, агрессивностью,

-        решение поведенческих проблем,

-        развитие активности и инициативности.

Коррекционные занятия методом куколотерапии проводятся для детей, имеющих проблемы поведения (страхи, повышенная агрессивность, застенчивость, своеволие и др.).

 В реализуемой программе "куклотерапия" – рассматривается как способ  коррекции детских проблем посредством кукольного театра (дети куклами проигрывают небольшие сценки по специально подобранным темам, отражающим индивидуальные трудности конкретного ребенка). Этот метод, используется  как основной прием психокоррекционного воздействия на куклу, как на промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

В процессе куклотерапии возможно осуществлять проективную диагностику личностного отношения  к различным (специально изучаемым) областям его жизнедеятельности (самооценочная, учебная, игровая, межличностная и т.д.) Такой вид диагностики может осуществляться  в ходе театрализованного действия, как спонтанно выдуманного ребенком так и специально предложенного психологом. Главной задачей  диагностики в данном случае, является выявление  психологической особенности ребенка, которая в каких-либо  жизненных обстоятельствах вызывает у него трудности переживания.

Функции которые, в данном случае, выполняет куклотерапия:

-        коммуникативную - устанавливает  эмоциональный  контакт ребенка с другими детьми или взрослым,

-        релаксационную – способствует снятию эмоционального напряжения;

-        воспитательную – позволяет корректировать  негативные  проявление личности в жизненных ситуаций через игру;

-        развивающую – способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия и т.д.), моторики;

-        обучающую – способствует расширению кругозора.

Одной из часто используемых в данной программе технологией является технология "Сказкотерапия". Использование сказки открывает  большие возможности в коррекционно-развивающей работе. Данная технология  позволяет проводить «сказочные» занятия для детей с  разным уровень развития (в том числе речи, памяти, мышления и в целом интеллектуальных способностей). При работе со сказкой у ребенка снижается уровень тревожности, агрессивности, негативизма. Появляется возможность отдохнуть и восстановиться от стресса. Сказки наполняют ребенка оптимизмом: так как добро побеждает зло, и совместно с героями сказок ребенок становится более уверенным в себе и своих способностях.

Язык сказок конкретен, поэтому дает возможность развивать у детей наглядно – образное и наглядно – действенное мышление, как способ  освоения человеческих взаимоотношений. Переживание сказочных событий  позволяет ребенку почувствовать и выделить собственные переживания и волнения. Задействованные в сказке психические процессы, помогают понять смысл и важность собственных чувств ребенка. Технология "Сказкотерапия"  может использоваться также для:

1.        нахождения способа решения конкретной проблемы ребенком;

2.        взаимообогащения  языка взрослого и ребенка;

3.        воспитания внутренней свободы ребенка.

 

В то время, когда ребенок работает со сказкой, его нервная система находится в таком состоянии, во время которого совершается бессознательная проработка личностных проблем ребенка. Сказка помогает ребенку восстановить  и гармонизировать свой внутренний мир. "Сказкотерапия" для детей (а особенно детей с ОВЗ) является наиболее эффективной технологией для развития адаптивных способностей к окружающему миру.

 Приведем некоторые наиболее распространенные приемы работы со сказкой:

1.        Обсуждение содержания сказки, прежде всего ее важнейшей темы и смысла.

2.        Придумывание детьми вопросов, адресованных сказочным персонажам.

3.        Изменение конца сказки. Этот прием надо использовать только тогда, когда он представляется крайне необходимым: в случае, например, если конец сказки вызывает резко негативную реакцию у ребенка.

4.        Продолжение известной сказки (А что случилось дальше?).

5.        Рисование иллюстраций к сказке.

6.        Подбор цвета под каждого персонажа и цветовой гаммы всей сказки.

7.        Театрализация (постановка всей сказки или отдельного эпизода).

8.        Сочинение сказок (по опорным словам; сказка по кругу; сказка по заданной теме; свободное сочинение сказок).

Для того, чтобы увеличить эффективность занятий, рекомендуется  использовать музыку, рисование (иллюстрирование), театрализацию.

Условия работы со сказками

1.        При чтении или рассказывании сказки психологом должны передаваться истинные эмоции и чувства.

2.        Во время работы со сказкой психологу следует занять такое место, чтобы ребенок мог видеть его лицо и наблюдать за его жестами, мимикой, выражением глаз, обмениваться взглядами.

3.        Нельзя допускать излишне затянувшихся пауз.

4.        Для коррекционной  работы должна использоваться  сказка, отвечающая задачам занятия. Выбранную сказку необходимо читать вслух.

5.        Сказочная ситуация не должна иметь готового правильного ответа.

6.        Сказочная ситуация обязательно должна охватывать актуальную для ребенка проблему, которая «шифруется» в образном ряде сказки.

7.        Задания и вопросы должны быть построены и сформулированы таким образом, чтобы мотивировать ребенка самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

8.        Сказки должны соответствовать возрасту ребенка.

Алгоритм занятий

-        Ритуал – приветствие

-        Прослушивание сказки (сочинение, изменение окончания, драматизация, театрализация)

-        Беседа о сказке

-        Рисование под музыкальное сопровождение

-        Рассказывание детьми нарисованный эпизод, определение нравственного урока (самостоятельно или с помощью взрослого)

-        Ритуал – прощание.

Однажды, в конце занятия, я спросила у ребенка о том, нравятся ли ему занятия со сказкой. Ответ был такой: "Конечно же да! На таких занятиях мне становится ХОРОШО!"



Предварительный просмотр:

Сценарий индивидуального

сказкотерапевтического коррекционно-развивающего занятия

«Роза и Ромашка».

Сценарий занятия составлен для ребенка-инвалида, обучающегося в общеобразовательном классе общеобразовательной школы. Передвигаться ребенок без посторонней помощи не может. Девочка успешна в обучении (учится на 4 и 5), однако воспитывается властной мамой и имеет склонность себя недооценивать и трудности в принятии себя в целом.

Возраст: младший школьный (четвертый класс).

Продолжительность занятия: 45 минут.

Цель: обучение позитивному восприятию себя.

Основные задачи:

  • развитие самопознания
  • повышение самооценки;
  • развитие эмпатии;
  • развитие конструктивных форм взаимодействия с другими;
  • гармонизация межличностных отношений.

Задачи:

  1. Оказание помощи ребенку в формировании навыков позитивного общения.
  2. Повышение самооценки ребенка.
  3. Повышение уровня самопринятия.
  4. Гармонизация внутреннего состояния.

Необходимые материалы:

  • лист бумаги формата А4;
  • карандаши, фломастеры, мелки;
  • запись музыки "Звуки леса";
  • запись песни «Здравствуй сказка»;
  • текст сказки «Роза и Ромашка» из книги О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. Лабиринт души. - М. : Академический проект, 2010.

Психолог:  Здравствуй, Н...! Я очень рада тебя видеть. Какое у тебя сегодня настроение? (Выслушать ответы). На какой цветок оно похоже? (Выслушать ответы).

Психолог: На прошлом занятии мы с тобой рисовали «Сказочную поляну». Помнишь, какие красивые, загадочные цветы у тебя там получились? Они были такие разные. Что ты можешь о них сказать, какие они? (Выслушать ответы).

Психолог: Н..., а что ты можешь сказать про себя? Ты – какая?

Упражнение 1. «Какая я». (А)

Психолог: Я буду начинать предложение – а ты заканчивать его прилагательным, подходящим к тебе или ответить на вопрос. ответ должен быть только положительным:

Какая ты девочка? -…

Ты красивая, потому что…

Когда ты на уроке – ты…

Какая ты дочка? - …

Когда ты на перемене – ты…

Когда ты мечтаешь – ты…

Когда ты  поешь – ты…

Когда ты улыбаешься – ты…

Если ребенок затрудняется с ответом, необходимо ему помочь - назвать несколько, чтобы он выбрал подходящее для себя. Похвалить ребенка за выполненное упражнение.

Психолог:  Сегодня, я предлагаю тебе оправиться на ту самую сказочную поляну. Итак, мы с тобой отправимся в сказку. Чтобы там очутиться, нужно сказать вместе «Здравствуй, сказка!».

Психолог и ребенок вместе повторяют эти слова.

Звучит вступление к песне «Здравствуй, сказка».

Психолог: Вот мы с тобой и оказались на сказочной поляне.  Сейчас я расскажу тебе сказку «Роза и Ромашка».

«В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от нее росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной головке была большая мечта – стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок. Когда шли дожди, розу закрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка.

«Как же ей хорошо", - думала ромашка.

«Оказаться бы мне на ее месте», - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылья бабочек.

Но вот однажды шел по дорожке малыш. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок! ». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш объяснил ромашке, что все цветы хороши по-своему».

Обсуждение сказки.

1. Почему ромашка с восхищением смотрела на розу?

2. Что значит «все цветы хороши по-своему»?

3. Можно ли эту фразу сказать про людей?

Психолог: Каждый человек по-своему хорош. Мы все разные: у нас разная внешность, голос, характер. Нигде, нигде на планете нет такой замечательной девочки как Настя. Ты на свете одна такая единственная, второго такого ребенка нет.

Упражнение 2. игра "Комплимент". (з)

Психолог: А сейчас попробуем сказать друг другу комплименты.

Комплимент – это любезные, приятные слова сказанные кому-нибудь. Когда делают комплимент стараются сказать о положительных чертах человека.

Психолог и ребенок обмениваются комплиментами.

Упражнение 3. Релаксационная игра: «На полянке». (з)

Звучит релаксационная музыка.

Психолог: «Представь себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Ляг на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои щечки. Ласковый ветерок щекочет тебя. Как только почувствуешь это - открываешь глазки.

Все это время за тобой наблюдало солнышко.

Психолог показывает картинку с улыбающимся солнышком.

Посмотри, как оно широко улыбается для тебя. Давай улыбнемся солнышку в ответ.

А теперь нарисуем улыбающееся лицо.

Ребенок рисует улыбающееся лицо.

Психолог: этот рисунок пригодиться нам на следующем занятии. а сейчас - последнее упражнение.

Упражнение 4. Психогимнастика «Цветы на полянке» (з)

Звучит музыка "Звуки леса"

Психолог:  Давай представим, что мы – разные цветы на этой полянке.

Светит ласковое солнышко. Как наши головы поворачиваются за солнышком.

А теперь подул легкий ветерок. Закачались наши стебельки (покачать руками).

Ветер усиливается, на небе появляются тучи. Надвигается гроза, упали первые капли дождя. Что происходит с цветами? Покажи.

Но вот тучи рассеиваются, гроза стихает, вновь показывается солнышко. Стекают последние капельки с твоих лепесточков. Умытые и свежие стоят цветочки на полянке и улыбаются солнцу.

Психолог: сегодня наше занятии подошло к концу. Я благодарю тебя за совместную работу. Мы прощаемся со сказочной страной.