Методика воспитания звуковой культуры речи детей - дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»

Гольская Оксана Геннадьевна

     Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!       

К студентам

           Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи. Позвольте объяснить ,как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по  испытанной  классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.

            Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:

ИБ - Информационный блок;

РБ - Расширяющий блок;

ПБ - Проблемный блок;

СБ - Ситуационный блок;

БС - Блок самоконтроля;

КБ - Корректирующий блок.

            Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.

           Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения.  РБ "оживляют" теоретическую информацию, содкржат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.

           Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. "Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни", - заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над  практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим  завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой - это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь - теория; теория - жизнь.

            Блоки самоконтроля (БС) т коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога - профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:

информация    _   ситуация    _    коррекция   _   контроль

ИБ -РБ - ПБ               СБ                      БС                    Тест

 

 

      Модуль  5. Методика воспитания звуковой культуры речи детей

(дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»)

 

Задачи: изучить некоторые особенности звуковой стороны речи детей дошкольного возраста;познакомить с разными формами и методами работы по воспитанию звуковой культуры речи в дошкольном учреждении;формировать у студентов умение отбирать содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах;формировать у студентов навыки фронтальной и индивидуальной работы с детьми по обучению их правильному звукопроизношению.

                Основные понятия: звуковая культура речи; словопроизношение; звукопроизношение; речевая интонация; фонематический слух; фонематическое восприятие; речедвигательный аппарат.

             Основные идеи:

  • Развитие слухового анализатора и речедвигательного аппарата – важнейшая предпосылка для овладения правильным звуко- и словопроизношением и приобретения общих речевых навыков.
  • Развитие речевой культуры детей рассматривается как процесс освоения ими социально закрепленных норм звуко- и словопроизношения и речевой выразительности.
  • Методика формирования звуковой культуры речи строится на сочетании разнообразных средств, методов, форм фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

 

 

 

Понятие о звуковой культуре речи.

                                                                                                                                                                

Приемы проверки речи детей.

                                                                                                                                                                

Пути формирования правильного звукопроизношения.

                                                                                                                                                                

Методика развития слухового внимания и фонематического слуха у детей разных возрастных групп.

                                                                                                                                                                

Воспитание речевого дыхания.

                                                                                                                                                               

Выработка дикции.

                                                                                                                                                               

Воспитание интонационной выразительности речи.

                                                                                                                                                               

Контрольная работа по модулю № 5.

                                                                                                                                                               

 

Литература основная

  1. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников. – М., 1995.
  2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка // Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – С. 114-148.
  3. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
  4. Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5.
  5. Максаков А.И., Фомичёва М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 56-77.
  6. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М., 1987.
  7. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи на занятиях // Дошкольное воспитание. – 1979. – № 1-3.
  8. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М., 1987.
  9. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 124-129.
  10. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.
  11. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М., 1968.
  12. Рубинштейн С.Я. К психологии речи // Проблемы общей психологии. – М., 1973. – С. 116-131.
  13. Ушакова О.С. Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
  14. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.
  15. Эльконин Д.Б. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – С. 159-169.
  16. Эльконин Д.Б. Речь // Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – Гл. 4. – С. 115-134.

Литература дополнительная

  1. Алексеева М.М. Вопросы обучения правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – М., 1975.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М., 1978.
  3. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сала. – М., 1979.
  4. Максаков А.И., Фомичёва М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 48-56.
  5. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1984.
  6. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 146-148.
  7. Федоренко Л.П., Фомичёва М.Ф., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 562-74.
  8. Фельдберг А.С. Воспитание у детей правильного произношения // Обучение грамоте в детском саду. – М., 1963.
  9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.. 1983.

"Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).

 

      

       Для того чтобы  с любой страницы сайта вернуться НА ГЛАВНУЮ страницу, достаточно кликнуть мышкой по ФИО автора сайта (Гольская Оксана Геннадьевна), также находящейся в верхнем правом углу страницы.