Орнаменты народов Приамурья (нанайцев) - аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВОЕОБРАЗИЕМ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ
... ... ... Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера — смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм; вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой интернациональной культуры .... ... ...
Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые увидят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это обусловливает необходимость более глубокого изучения воспитателем творческого опыта народных мастеров, овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения изделий быта, костюма и др.
Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступным для восприятия и изображения детьми дошкольного возраста является аппликация — древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха сукна, бересты, бумаги.
Народный орнамент в аппликации из разных материалов
Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории культуры народа, с особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий и наличия природных материалов. В ходе длительного исторического процесса формирования национальных традиций орнаментирования были созданы способы обработки природного материала, мотивы узоров, их композиционный и цветовой строй.
Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, но Они не просто копируют ее образы, а, отвлекаясь от индивидуальных особенностей конкретного цветка, птицы, животного или насекомого, свободно перерабатывают их в декоративные формы. Но, несмотря на то что в орнаментах образы передаются плоскостно, изменяются их реальные формы, пропорции, нарушается естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, они по-своему реальны.
Народное декоративно-прикладное искусство обладает большими возможностями для вариативной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов.
Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании радостные ассоциации с солнцем, с источником всего живого на Земле.
В изделиях, создаваемых народными мастерами, в большинстве случаев применяется цветной фон, что усиливает звучание орнамента, смягчает его, в целом создавая богатую цветовую палитру.
Аппликации из мякгих материалов
Народы Приамурья (нанайцы, ульчи, орочи, удэге и др.) занимаются рыболовством и охотой. Ловкие женские руки научились делать из звериных шкур и рыбьей кожи нарядную одежду, обувь и другие предметы быта, используя для их орнаментации красочные накладные аппликации.
Основной вид одежды приамурских народов — халаты. Они обильно украшаются аппликациями по вырезу ворота, вдоль борта, рукавов и подола (рис. 1).
Оригинально выполняются ковры. Их полотно разбивается на квадраты, круги, треугольники. На плоскости каждого из них помещаются аппликации. Они сшиваются вместе, а их соединительные швы маскируются декоративной тесьмой или вышивкой. Самобытность нанайских ковров заключается и в цветовом многообразии. В них доминируют зеленые, оранжевые, желтые, синие тона со сложными сочетаниями охристых, зеленых, синих, белых цветов.
Рис.1. Нанайский халат.
Аппликации из мягких материалов в изделиях декоративно-прикладного искусства подчеркивают красоту и многообразие национальных орнаментов, установившиеся традиции использо вания в них природных материалов и образов, самобытносп композиции и цвета.
Аппликация из твёрдых материалов
Изделия из твердых материалов (металла, кости, дерева, бересты) часто украшаются накладными или прорезными узорами, выполненными способами приколачивания, припаивания, серебрения, сквозной резьбы.
В технике сквозной резьбы создаются орнаменты из железа и жести, а также из дерева, кости и бересты.
В этой технике создавались украшения сундуков, ларцов композициями из полос и завитков, которые прикреплялись на деревянную основу. Красота сочетаний и очертания рисунка подчеркивались цветными подкладками из слюды. Сквозь ажур прорези она поблескивала теплым искристым мерцанием.
Рис.2. Коробочка из бересты с наклеенными узорами.
Изобретательность нанайских умельцев, а также ульчских и нивхских мастеров (Приамурье) проявляется в украшении берестяных предметов аппликациями из окрашенной бересты, рыбьей кожи и бумаги. Узор вырезают из бересты, окрашенной, как правило, в черный цвет. Элементы такого узора приклеивают рыбьим клеем, а потом пришивают их по контуру сухожильными нитками редкими стежками. Когда же создается тонкая аппликация (в один слой бересты или рыбьей кожи), орнамент наклеивается как бумажный.
Так, использование различных твердых материалов в создании накладных или врезанных в поверхность украшаемых предметов узоров побуждало мастеров к поиску большей художественной выразительности орнамента, к созданию новых способов скрепления аппликаций.
ОРНАМЕНТЫ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ (НАНАЙЦЕВ)
В нанайских аппликациях основные элементы узора образуются способом комбинаций рогообразных завитков, спиралевидных фигур. Завитки напоминают формы улиток, змей, червячков. Очень часто их очертания приближаются к очертаниям формы рыб, птиц.
Элементы нанайского орнамента получаются способом складывания заготовки пополам для передачи в вырезках симметричности расположения противоположных частей. (На рисунке 3 изображено 10 элементов национального нанайского орнамента.)
Рис. 3. Разновидности нанайских аппликационных образцов.
Наиболее простой элемент вырезается приемом симметричного изображения. Несколько одинаковых фигур получаются складыванием полоски гармошкой (рис.3, 1). Расположение узорных мотивов подчеркивает постепенное усложнение очертаний узоров: от изображения одиночного завитка с отростком, подковообразных фигур к вырезанию сложных завитков с различными ответвлениями и комбинациями. Так, в подковообразных формах (рис.3, 2) простое закругление парных завитков трактуется то в виде волнообразного мотива, то с отростками и загнутыми друг к другу спиралями. Эти элементы вырезают из прямоугольных листов после деления пополам по вертикальному сечению. Длина прямоугольника берется в зависимости от особенностей строения элемента так, чтобы в сложенную часть полностью вписалась полонина фигуры. Далее помещены более сложные аппликации, в которых по-разному отображена направленность противопоставленных завитков с дополнительными ответвлениями, отростками, прорезными частями. Эти элементы дошкольники могут вырезать толко по нарисованному контуру на половине заготовки. Два других элемента (рис.) также сложные, в них переплетения завитков даны в зеркальном соответствии друг с другом. Использование их в детских аппликациях возможно лишь в частичном исполнении по заранее намеченному воспитателем контуру .
Сочетания традиционных элементов по мотивам народного орнамента применяются в украшении национальной одежды, обуви, ковров и т. д.
Рис. 4. Мотивы украшения нанайских изделий.
Рассмотрим орнаментацию в украшении некоторых изделий - детских халатов, рукавиц, домашних туфель (рис.4). На хахая орнамент идет по вырезу ворота и на рукавах. Цветные полос акцентируют главные линии силуэта, выделяя запах, границы подола. На рукавицах аппликацией украшается тыльная сгорав образуя замкнутое узорное решение в сочетании с меховыми on рочками. Домашние тапочки орнаментируются ажурными нашивками на союзках и боках сплошным узором, декоративность которого достигается расположением под прорези цветных подкладок. Такой прием используется нанайскими мастерицами для красочного сопоставления двух контрастных цветов фона и узора. Широко применяются нанайцами такие сочетания, как синий с белым и красным, черный с белым и синим, красный с желтым и черным. Эти комбинации цвета наряду с многообразными завитками opнамента в четком ритме и чередовании позволяют воспитателю организовать знакомство детей старшего дошкольного возраста со своеобразием декоративно-прикладного искусства народов Приамурья.
Источники.
Богатеева 3. А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1982.-175 с. ил.
Уважаемые коллеги, не забудьте зайти на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего информационно-образовательного ресурса.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ".