Дидактический материал к лексической теме: " Зима. Зимние забавы "

Гольская Оксана Геннадьевна

       Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

       Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

       Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

 

Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов.

  • ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ (3-4 года)

       Приблизительный пассивный и активный словарь: снеговик, ком, санки, коньки, лыжи, снежки, играть, кататься, лепить, кидать, бросать, катать, ехать, снежный, упасть, холодный, весело, быст­ро, скользко.

       Занятие 1. Тема «Снежная баба»

       Цель: ознакомление с русской народной зимней забавой «лепить снежную бабу», закрепление употребления предлога «на».

       Оборудование: сюжетная картина «Дети лепят снежную бабу», раздаточный материал для моделирования снежной бабы из трех кругов белой бумаги разного размера.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Предварительно дети с воспитателем должны слепить снежную бабу.

Что вы лепили на прогулке? (Снежную бабу.) Из чего делают снежную бабу? (Из снега.)

2. Рассматривание сюжетной картины.

Какое время года изображено на картине? Кто нарисо­ван на картинке? (Последовательно внимание детей обра­щается на каждого ребенка, изображенного на картине.) Что делает мальчик? (Катит ком.) Какой ком скатал мальчик? (Снежный.) Снежный ком — большой, средний или ма­ленький? (Средний.) Где большой ком? Что делает эта де­вочка? (Помогает мальчику.) Куда поставят дети этот ком? (На большой ком.) Что делает этот мальчик? (Катит ма­ленький ком.) Какая часть тела снежной бабы это будет? (Голова.) Что дети наденут на голову снежной бабе? (Вед­ро.) Вместо носа снежной бабе поставят морковку, а вмес­то рук ... (Веточки.)

3. Дидактическая игра «Собери снежную бабу».

Каждому ребенку выдается раздаточный материал, состоящий из трех белых кругов разного размера. Дети должны смоделировать снеж­ную бабу.

4. Прослушивание загадки и объяснение ее смысла.

Меня не растили, из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза — угольки, руки — сучки.

Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба.)

5. Итог.

Что можно слепить из снега? (Снежную бабу.)

       Занятие 2. Тема «Зимние игры»

       Цель: формирование элементарных представлений о зимних спортивных играх, закрепление употребления предлога «на».

        Оборудование: сюжетные картины, изображающие детей, катаю­щихся на лыжах, санках и коньках; предметные картинки с изоб­ражением коньков, санок, лыж.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Что дети любят делать зимой?

2. Рассматривание сюжетных картин.

Дети последовательно рассматривают картины, изображающие де­тей, катающихся на лыжах, санках и коньках. Педагог задает вопросы.

Кто изображен на картинке? Что делает этот ребенок? На чем катается этот ребенок?

3. Подвижная игра «Катание на санках»

Дети становятся парами друг за другом. Стоящий впереди ребе­нок отводит руки назад и берет за руки позади стоящего ребенка. Дети «катают» друг друга на «санках».

4. Чтение потешки.

На санках Саня с Соней    Санки скок, Саню в бок, Едут, санки погоняя!        Соню бух в сугроб! Что может случиться, когда катаешься на санках? Ка­таться с горы на санках опасно или нет?

5. Итог.

На чем вы любите кататься зимой?

       Занятие 3. Тема «Зимние забавы»

       Цель: закрепление знаний о зимних играх, обучение ответам на вопросы распространенным предложением с предлогами «на» и «в».

       Оборудование: сюжетные картины с изображением детей, (ката­ющихся на санках, коньках, лыжах и т.д.), «снежки» (ватные ко­мочки, обшитые марлей)

       ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Что дети делают зимой?

Дети называют зимние забавы по памяти.

2. Составление предложений по картинам.

Педагог последовательно показывает картины с изображением детей, катающихся на санках, коньках и лыжах, лепящих снежную бабу, играющих в снежки. С помощью вопросов помогает составить предложение.

Что делает Вова? (Вова катается на санках.) Что делает Коля? (Коля катается на лыжах.) Что делают дети? (Дети лепят снежную бабу.)

3. Подвижная игра «Снежки».

Когда лепят снежную бабу, катают большой снежный ком. А если снежный ком маленький, как его называют? ( Снежок.)

Детям раздаются «снежки». По сигналу педагога они бросают друг в друга «снежки», стараясь попасть.

4. Дидактическая игра «Так бывает или нет».

В какую игру мы с вами сейчас играли? Можно играть в снежки летом? Я буду задавать вопросы, а вы будете отве­чать «да» или «нет». Зимой плавают в речке? Зимой катают­ся на санках? Зимой катаются на велосипеде? Зимой ката­ются на лыжах?

5. Итог.

О каких играх мы сегодня говорили? Назовите каждый свою любимую зимнюю игру.

 

Тематический цикл «Зимние забавы» для детей 4-5 лет

(пятнадцатая неделя)

       Дети должны усвоить: что такое зимние забавы.

  •        Лексико-грамматические игры и упражнения

       «Зимние забавы». Составление предложений по сюжетным картинкам.

       Логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картинки, дети составляют предложения. Логопед обращает внимание детей на то, что происходящее на картинках бывает только зимой.

Дети катаются на санках.

Дети катаются на лыжах.

Дети катаются на коньках.

Дети катаются на снегокате.

Дети лепят снеговика.

Дети лепят зайчика.

Дети лепят крепость.

Дети играют в снежки.

Дети катаются с горки.

Дети наряжают елку.

Дети танцуют у елки.

       «Когда это бывает ?"  Дифференциация понятий зима лето.

       Логопед произносит ряд слов, а дети должны сказать, когда это бывает — зимой или летом: снегопад, дождь, снегурочка, цветы, санки, травка, лед, солнышко, снежинка, самокат, снегокат и т. д.

       Чтение с выражением потешки (народное творчество).

Ты мороз-мороз-мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой,

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки - самокаточки.

Да с горы-то — ух!..

В снег пушистый — бух!

       «Идем на прогулку». Логопед или воспитатель перед прогулкой спрашивает детей, что они будут делать на улице. Дети по очереди отвечают:

Я буду лепить снеговика.

Я буду кататься на санках.

Я буду играть в снежки. И так далее.

  •        Развитие связной речи

       Чтение отрывка из рассказа «Снежинка» Т. Бушко (перевод с белорусского).

       «Выбежала Татьянка из дома. Снег падает. Вытянула Таня руки в синих нарядных рукавицах. Мама на них белые снежинки вышила. Вот к маминым снежинкам еще одна снежинка прибавилась. Настоящая. Маленькая. Таня разглядывает снежинку, а она все меньше и меньше становится. А потом совсем пропала. Куда же она делась? А тем временем на ладошку опустилась другая снежинка.

       «Ну, теперь я ее не потеряю», — подумала Таня. Сжала она снежинку в рукавичке и побежала домой к маме.

Мама, смотри, — закричала Татьянка и разжала руку. А на ладошке нет ничего.

Куда же делась снежинка? — расплакалась Татьянка.

Не плачь, не потеряла ты ее...

И мама объяснила Тане, что случилось со снежинкой. А вы догадались, куда она делась?»

Опираясь на вопросы логопеда, дети пересказывают рассказ.

  •        Сенсорное развитие

       «Снеговика сложи и об этом расскажи». Логопед раздает детям геометрические фигуры, из которых они складывают снеговика. Затем рассказывают о том, что они делали.

        «Построй по росту».

       На столе пять снеговиков, разных по величине. Логопед просит детей расположить их по росту: самый большой, большой, поменьше, маленький, самый маленький.  

  •        Работа над звуковой стороной речи

       «Найди картинку».

       Дети должны найти картинку, название которой начинается с части сне.

       Картинки: снеговик, санки, снегурочка, лыжи, снег, конь­ки, снежинка, шуба, снегокат, елочка, снегопад, шапка.

  •        Физкультминутка -логоритмика

       Импровизация движений в такт стихотворения «Снег идет».

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой...

М. Познанская

 

 

Детям 5 - 7 лет.

  • Спросить у детей, какое сейчас время года? Повторить название времён года, зимних месяцев.
  • Рассказать, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр.
  • Вспомнить, в какие игры нельзя играть зимой на улице и почему.
  •  Вспомнить и назвать зимние виды спорта.
  • Поиграть в дидактическую игру «Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов): конькобежец (бегает на коньках); саночник (катается на санках); лыжник (катается на лыжах); хоккеист (играет в хоккей); фигурист (занимается фигурным катанием).
  • Поиграть в дидактическую игру «Кому что нужно?»: клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны …; санки нужны …; лыжи нужны …; шайба нужна … .
  • Разучить речевую подвижную игру «Зимой». Импровизация движений.

            Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

            По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

            И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

            На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

            И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

            Гостью- зиму любим мы, любим мы, любим мы.

  • Выложить из спичек фигурку по образцу.

            Санки зимой с горки летят.

            В санках ребята хохочут, визжат.                                                                                                            

                                                                                                                        

  • Зимний праздник "Игры в зимнем городке"

Автор – составитель:

 Чалдова Галина Яковлевна -инструктор по физическому воспитанию

Цель: формирование положительного отношения к занятиям физической культурой.

Задачи:

    Совершенствовать двигательные умения и навыки.

    Стимулировать детей к включению в процесс двигательной активности.

    Создать положительный эмоциональный комфорт у детей.

Оборудование: санки - 2 шт., клюшки - 2 шт., шайбы - 2 шт., метлы - 2 шт., флажки - 4 шт.; для подсчета очков игрокам выдаются плоскостные изображения снеговиком и снежинок; снежинки для игры "Собери снежинки".

Ход развлечения

Скоморох.

       Добрый день, ребята! Ребята, от куда появился на территории детского сада, этот чудесны снежный городок. Какие снежные фигуры вам нравятся больше? Где вы любите играть? (Ответы детей).

    Снег сегодня белый-белый,

    От него кругом светло.

    Рукавички мы надели,

    В зимней одежде нам тепло.

    Начинаем зимний праздник:

    Будут игры, будет смех,

    Будут сказки, будут танцы -

    Праздник, радостный для всех!

       Сегодня мы собрались в нашем прекрасном снежном городке, чтобы повеселиться и поиграть и сказать спасибо: А кому, вы отгадайте:

    "Кто поляны белит белым

    И на стенах пишет мелом,

    Шьет пуховые перины,

    Разукрасил все витрины".

Дети - Зима.

Скоморох.

    Величава Зима -

    Называть ее хочется

    Не по имени просто,

    А по имени отчеству.

    Ой, Зима, ты - Морозовна!

    Ой, Зима, ты - Метельевна!

    Утром розовым

    Снег под синими елями.

    Ветер в ветках березовых

    Сыплет хлопья на головы:

    Ой, Зима, ты - Морозовна!

    Ой, Зима, ты - Метельевна!

        Внимание! Внимание! Начинаем спортивные соревнования! Сегодня соревнуются команды "Снеговик" и "Снежинка".

    "Пусть мороз трещит.

    Вьюга в поле кружит -

    А ребятам-дошколятам,

    Не страшна стужа.

    Молодцы у нас ребята:

    Сильные и смелые,

    Дружные умелые".

       Пора кончать слова говорить, надобно игру заводить. А для начала сделать разминку: Динамические упражнения, слова А. Ануфриева ("Копилка методиста" № 5, 2007)

    На дворе мороз и ветер,

    На дворе гуляют дети, /дети шагают на месте/

    Ручки, ручки потирают,

    Ручки, ручки согревают. /обнимают себя за плечо/

    Чтоб не зябли наши ручки

    Мы похлопаем в ладошки, /хлопают в ладоши перед собой/

    Вот так хлопать мы умеем,

    Вот как ручки мы согреем. /наклоняются и хлопают по коленям/

    Чтоб не зябли наши ножки,

    Мы потопаем немножко, /топают на месте/

    Вот как топать мы умеем,

    Вот как ножки мы согреем. /приставной шаг вправо и влево/

    Нам мороз теперь не страшен,

    Все мы весело попляшем. /приседают/

    Вот как мы плясать умеем,

    Вот как ножки мы погреем.

    Ура! Ура! Начинается игра.

Первое задание:

    "Тех, кто смелей,

    Кто быстрей и храбрей,

    Приглашаем в игру

    Под названием "хоккей".

Игра "Гонки с шайбой"

       Участвуют две команды у каждого игрока клюшка и шайба. По сигналу игроки, по очереди, пробегают с шайбой до линии, отмеченной флажками, и возвращаются на место. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Скоморох. А сейчас ребята, отгадайте загадку:

    "Схватил за щеки, кончик носа,

    Разрисовал окно без спроса,

    Но кто же это - вот вопрос?

    Всё это делает :

Дети. Мороз.

Дед Мороз.

    Я летел на крыльях ветра

    Много тысяч километров,

    Над замершими морями, над лесами и полями.

    Там снежинки в танце кружат,

    Там Зима с Морозом дружит,

    Я спешил, ребята, к вам,

    Моим маленьким друзьям.

Скоморох. Здравствуй Дедушка Мороз! Мы рады видеть тебя на нашем празднике.

Дед Мороз. Ну, докладывай скоморох. Как у вас обстоят дела.

Скоморох. Дедушка Мороз, разрешите доложить? Команды "Снеговик" и "Снежинка" начали соревнование в ловкости, быстроте и силе. Пока лидирует команда: _____________

Дед Мороз. Молодцы! А у меня для вас есть задание.

    "Стали звездочки кружиться,

    Стали на землю ложиться,

    Нет, не звезды, а пушинки,

    Не пушинки, а снежинки!"

Игра "Собери снежинки"

       От одной команды участвуют по 3-4 игрока. На площадке разбросаны "снежинки". Игроки за определенное время должны собрать: кто больше. Игра может повториться с другими игроками команд.

 

Выбегает Баба Яга. Ой, куда это я попала? Ой, какие детки! Ой, какие хорошенькие! Я к вам на праздник пришла и пакости принесла!

Дед Мороз. Не нужны нам твои пакости. Ребята собрались здесь поиграть и повеселиться, свою силу и ловкость показать.

Баба Яга. А я тоже хочу повеселиться и поиграть с ребятами.

Игра "Береги ноги".

Дети стоят в кругу, Баба Яга метет метлой по кругу, стараясь задеть ноги детей. Дети подпрыгивают по мере приближения метлы.

Баба Яга.

    Растяни меха гармошка,

    Веселее топни ножка.

Частушка Бабы Яги (с плясками):

    А я Баба Яга -

    Костяная нога,

    Мне сказали, что я тоже

    На Снегурочку похожа.

Дети:

    Ишь ты подишь ты!

    Да, что ж ты говоришь ты! (2 раза)

Баба Яга:

    Все зовут меня ребята Бабою Ягою,

    А я в этот Новый год стану молодою.

Дети:

    Ишь ты подишь ты!

    Да, что ж ты говоришь ты! (2 раза)

Баба Яга:

    А друзья у меня - Леший, Чёрт и вся родня.

    Как запляшем мы втроем, ходит лес ходуном.

Дети:

    Ишь ты подишь ты!

    Да, что ж ты говоришь ты! (2 раза).

Баба Яга:

    Буду доброй, а не злой и даже не косматой.

    Полюбите вы меня, веселые ребята!

Дети:

    Ишь ты подишь ты!

    Да, что ж ты говоришь ты! (2 раза)

Дед Мороз. Ну, уморила. Ну, развеселила.

Скоморох. Баба Яга, а какое задание ты можешь предложить ребятам, чтобы проверить силу, да ловкость?

Баба Яга.

    А вот послушайте внимательно.

    "Метла не роскошь, а мое авто.

    Баба Яга без метлы - никто.

    Полет на метле - это кайф, это рай.

    Проверить вам надо мои летательные аппараты.

    На метле полетайте что есть силы,

    Чтобы у всех дух захватило".

Игра " Гонки на метлах"

       Участвуют две команды по 4-5 игроков. У впереди стоящего игроков, между ног метла. По сигналу игроки по очереди начинают бег галопом до флажка и обратно. Передают метлу следующему игроку. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.

Дед Мороз. Вы ребята не устали? Молодцы! соревнования продолжаются!

Скоморох.

        А у меня ребята, есть для вас загадка:

    "Загляните во дворы:

    Есть они у детворы.

    Нам нужны они зимой,

    Вдаль везут нас планочки.

    Не загнать детей домой,

    Очень любят:"

Дети. Саночки.

    "Санки быстро мчаться,

    Ветру не угнаться".

Игра "Гонки на санках"

       От каждой команды участвуют 3-4 пары. Каждая пара садиться на санки спиной друг другу. По команде игроки стараются как можно быстрее приехать к указанной отметке и к финишу.

Участники команд подсчитывают свои очки. Дед Мороз объявляет победителей.

Баба Яга.

    Ну, спасибо, ребята повеселили вы старую Ягу.

    Ой, ребятишки смелые,

    Быстрые, ловкие, умелые.

    Участники молодцы!

    Вам в подарок леденцы!

    Званьем можете гордиться -

    В жизни все пригодиться.

    Эни - бени - комитет!

    Исчезаю, меня нет!

Дети. До свидания!

Дед Мороз принимает от Бабы Яги мешок, заглядывает в него, а там:

Дед Мороз. Ах, плутовка, ах пакостница, чего удумала! В мешке то, одни льдинки, да сосульки! Ничего ребятушки, не будь я Дедом Морозом, если не исправлю пакость Бабы Яги. (Дед мороз шепчет над мешком и вытаскивает леденцы).

Дети получают угощение.

Дед Мороз. Спасибо, ребята, за теплый прием! Увы, но нам пора прощаться. Желаю вам расти здоровыми, сильными, крепкими и радовать мам, пап и своих воспитателей.

Дети. До свидания!

 

Источники

       Л. Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 72 с.

 

                                                    

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                                                             С уважением, О.Г. Гольская.

      "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу.

                                                                                                                                                                                                                                                         

Скачать:

Предварительный просмотр: