Программы элективных и специальных курсов
Если разработанные мной рабочие программы помогут вам составить свои, буду рада.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 92 КБ | |
| 103.5 КБ | |
| 104.5 КБ | |
| 25.57 КБ | |
| 38.19 КБ | |
| 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на МО учителей Заместитель директора Директор МБОУСОШ
гуманитарных наук по учебной работе п.Коммунистический
пр.№1от 30.08.2024г. ________________ ________________
___________________ О.П.Кокшарова С.А.Фалина
М.С.Пупырева «___»__________ 2024г. «___»__________2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса по русскому языку «Подготовка к итоговому собеседованию»
для учащихся 8 класса
Составитель:
Ширяева Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория.
2024г.
Пояснительная записка
Данный спецкурс рассчитан на учащихся 8 класса, которым в 9 классе предстоит прохождение итогового собеседования, являющегося одним из этапов допуска к сдаче Основного Государственного Экзамена. Данный курс рассчитан на 9 часов (0,25 часа в неделю). Итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Характеризуя цели изучения современного курса русского языка, необходимо иметь в виду, что значение этого предмета в достижении глобальных целей школьного образования и результатов обучения и воспитания предопределяет метапредметную роль этой учебной дисциплины в системе образования. Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении. В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.
Цель курса: способствовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся посредством работы с текстом.
Задачи курса:
- подготовить обучающихся к итоговому собеседованию;
- познакомить с приёмами смыслового чтения;
- познакомить с азами ораторского искусства;
- способствовать снятию психологического барьера по отношению к экзаменам.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные:
- понимание значимости владения русским языком для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении;
- формирование мотивации к изучению русского языка, стремления к речевому самосовершенствованию, умения осмысливать собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
Метапредметные:
- умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
- умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- умение смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;
- умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.
Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать результаты освоения русского языка в коммуникативной сфере (говорении, чтении), в социокультурной сфере, в познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) - универсальные учебные действия (УУД) и специальные учебные умения (СУУ), в ценностно-ориентационной сфере, в эстетической и трудовой сферах.
Место курса в учебном плане.
Данная программа рассчитана на 0,25 часа в неделю в 8 классе. Тематическое планирование составлено на 9 учебных часов в год.
Учебно – тематический план
№ пп | Раздел, тема | Теория | Практика |
Общие вопросы подготовки к итоговому собеседованию. Задание 1. Чтение текста. | 1 | 1 | |
Задание 2. Пересказ текста с включением дополнительной информации. | 1 | 1 | |
Задание 3. Монологическое высказывание. | 1 | 1 | |
Задание 4. Ведение диалога. | 1 | 1 | |
Пробное собеседование. | 1 | ||
Итого: 9 часов | 4 | 5 | |
Содержание курса.
1. Чтение текста вслух. Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста. Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания. Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности. Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.
3. Монологическое высказывание. Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
4. Диалог. Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема занятия | Форма занятия |
Итоговое собеседование. Анализ демоверсии. Критерии оценки. Задание 1. Чтение текста | Комбинированное | |||
Интонационное оформление текста. Темп чтения. Имена собственные. Склонение имён числительных | Практикум | |||
Задание 2. Пересказ с включением цитаты. Требования к выполнению задания. Выделение микротем в тексте. Включение цитаты. | Комбинированное | |||
Практикум по заданию 2. | Практикум | |||
Задание 3. Монологическое высказывание. Требования к выполнению задания. | Комбинированное | |||
Словесное описание изображения | Практикум | |||
Задание 4. Требования к ведению диалога | Комбинированное | |||
Практикум по заданиям 3 и 4. | Практикум | |||
Пробное собеседование | Практикум |
Список литературы.
- Васильева В.В., Коньков В.И. Устная речь. Практикум – Санкт-Петербург: СПбГУ Институт Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2015г.
- Лешутина И. Риторика. Искусство публичного выступления – М.: Претекст, 2008г.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова.. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011г.
- Цыбулько И.П. Устное собеседование. Типовые варианты – М.: Национальное образование, 2023г.
Дополнительные источники.
1. Сайт ФИПИ:
- открытый банк заданий ОГЭ;
- демоверсия;
- кодификатор, спецификация.
2. Сайт reshuоge.ru (тренировочные упражнения).
3. Видеопрезентации «Инфоурок» («Публичная речь», «Ораторское мастерство» и другие)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на МО учителей Заместитель директора Директор МБОУСОШ
гуманитарных наук по учебной работе п.Коммунистический
пр.№1от 30.08.2024г. ________________ ________________
_________________ О.П.Кокшарова С.А.Фалина
М.С.Пупырева «___»__________ 2024г. «___»__________2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Подготовка к итоговому сочинению»
для учащихся 11 класса
Составитель:
Ширяева Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
п.Коммунистический
2024 г.
- Пояснительная записка
Сочинение - связное письменное высказывание на заданную литературную или публицистическую тему, опирающееся на историко-литературный материал и личный опыт. Умение писать — одно из важнейших условий получения полного среднего образования. Работая над сочинением, учащийся приобретает умения и навыки, которые требуются в его дальнейшей практической деятельности. Вместе с навыками владения связной литературной речью развиваются память, логическое и образное мышление, повышается уровень логической культуры высказывания, развиваются волевые качества: усидчивость, терпение — все это необходимо человеку любой профессии.
Курс “Подготовка к итоговому сочинению” предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов.
На занятиях элективного курса учащиеся занимаются различными видами познавательной и творческой деятельности. Учащиеся воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность). Также используется метод анализа (анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности употребления).
Цель курса: формирование у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
Задачи:
- углубить знания учащихся о тексте, способах его информационной переработки;
- выработать умение глубоко и точно понимать текст;
- развивать умение логически выстроить высказывание на заданную тему;
- развивать умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста;
- развивать умение осуществлять речевой самоконтроль;
- развивать умение убедительно аргументировать свою мысль;
- развивать умение соблюдать точность в выборе слова, следовательно, точность в выражении своей мысли (внимание к нюансам высказывания);
- развивать умение различать жанровые особенности текста;
- развивать умение осмысливать роль художественных средств выразительности и использовать их;
- развивать аналитическое, логическое и образное мышление учащихся;
- развивать умение применять (соблюдать) нормы языка в речевой письменной практике.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны
знать:
- теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
уметь применять такие коммуникативные умения, как умение:
- интерпретировать содержание исходного текста;
- последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
- выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
- создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
владеть:
- коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
Формы обучения - занятия организованы следующим образом: лекция, практическая работа по отработке теоретических навыков, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.
Аттестация за курс предполагает написание сочинения.
- Учебно – тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Теория | Практика |
Требования к итоговому сочинению | 1 | ||
Вступление | 1 | 1 | |
Основная часть | 1 | ||
Заключение сочинения | 1 | 1 | |
Основные разделы и подразделы тем сочинений в 2022-2023 учебном году | 1 | 8 | |
Написание пробного сочинения | 2 | ||
Итого: 17 часов | 5 | 12 | |
- Содержание курса
Требования к композиции и структуре классического сочинения.
- Понятия текста, темы, идеи, литературного образа, сюжета, пафоса произведения. Роль ключевых слова в создании собственного текста: хронологический и тематический способ построения сочинения.
Композиционные узлы создаваемого текста:
- Введение: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое.
- Основная часть.
- Заключение-выводы и заключение-следствие.
Смысловая цельность и логическая последовательность изложения: смысловые и логические особенности абзаца; лексические связи между предложениями.
Обзор основных разделов и подразделов тем сочинений.
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека.
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека.
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
№ занятия | Дата проведения план | Дата проведения факт | Тема занятия | Тип, форма занятия |
Требования к итоговому сочинению | Презентация | |||
Основные разделы и подразделы тем сочинений | Презентация | |||
Композиционные узлы создаваемого текста. | Лекция | |||
Вступление | Комбинированное | |||
Написание вступления к сочинению | Практикум | |||
Основная часть. Подбор материала | Аналитическая беседа | |||
Заключение сочинения | Аналитическая беседа | |||
Написание заключения | Практикум | |||
Подбор материала к разделу «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» | Комбинированное | |||
Подбор материала к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека» | Комбинированное | |||
Подбор материала к разделу «Природа и культура в жизни человека" | Комбинированное | |||
Пробное сочинение | Практикум | |||
Написание сочинения | Практикум | |||
Анализ работ | Комбинированное | |||
Анализ возможных тем сочинения по подразделу « Внутренний мир человека и его личностные качества» | Комбинированное | |||
Анализ возможных тем сочинения по подразделу «Человек и общество» | Комбинированное | |||
Анализ возможных тем сочинения по подразделу «Природа и человек" | Комбинированное |
Подбор материала для аргументации по каждому направлению
IV. Календарно – тематическое планирование
V.Список литературы
Литература для учителя:
- Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2024.
- В Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. Методическое пособие для учителя. – М., Просвещение, 2015.
- http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
- https://4ege.ru/sochinenie/
Литература для учащихся:
- Тексты художественных произведений
- Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. – М.: «Просвещение», 2015.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на МО учителей Заместитель директора Директор МБОУСОШ
гуманитарных наук по учебной работе п.Коммунистический
пр.№1от 30.08.2024г. ________________ ________________
_________________ О.П.Кокшарова С.А.Фалина
Пупырева М.С. «___»__________ 2024г. «___»__________2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Сочинение на ЕГЭ»
для учащихся 11 класса
Составитель:
Ширяева Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
п.Коммунистический
2024 г.
- Пояснительная записка
Сочинение - связное письменное высказывание на заданную литературную или публицистическую тему, опирающееся на историко-литературный материал и личный опыт. Умение писать — одно из важнейших условий получения полного среднего образования. Работая над сочинением, учащийся приобретает умения и навыки, которые требуются в его дальнейшей практической деятельности. Вместе с навыками владения связной литературной речью развиваются память, логическое и образное мышление, повышается уровень логической культуры высказывания, развиваются волевые качества: усидчивость, терпение — все это необходимо человеку любой профессии.
Курс “Сочинение на ЕГЭ” предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов.
На занятиях элективного курса учащиеся занимаются различными видами познавательной и творческой деятельности. Учащиеся воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность). Также используется метод анализа (анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности употребления).
Цель курса: формирование у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
Задачи:
- углубить знания учащихся о тексте, способах его информационной переработки;
- выработать умение глубоко и точно понимать текст;
- развивать умение логически выстроить высказывание на заданную тему;
- развивать умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста;
- развивать умение осуществлять речевой самоконтроль;
- развивать умение убедительно аргументировать свою мысль;
- развивать умение соблюдать точность в выборе слова, следовательно, точность в выражении своей мысли (внимание к нюансам высказывания);
- развивать умение различать жанровые особенности текста;
- развивать умение осмысливать роль художественных средств выразительности и использовать их;
- развивать аналитическое, логическое и образное мышление учащихся;
- развивать умение применять (соблюдать) нормы языка в речевой письменной практике.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны
знать:
- теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
уметь применять такие коммуникативные умения, как умение:
- интерпретировать содержание исходного текста;
- последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
- выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
- создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
владеть:
- коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
Формы обучения - занятия организованы следующим образом: лекция, практическая работа по отработке теоретических навыков, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.
Аттестация за курс предполагает написание сочинения.
- Содержание курса
|
|
|
|
- Учебно – тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Теория | Практика |
Требования к заданию 27 ЕГЭ по русскому языку. План сочинения по исходному тексту | 1 | ||
Этапы анализа исходного текста | 1 | 1 | |
Проблема текста. Позиция автора | 1 | 1 | |
Комментарий к позиции автора | 1 | 2 | |
Смысловая связь и её анализ | 1 | 1 | |
Обоснование собственной позиции | 1 | 1 | |
Заключение сочинения | 1 | 1 | |
Написание сочинения-рассуждения и анализ работ | 3 | ||
Итого: 17 часов | 7 | 10 | |
IV. Календарно – тематическое планирование | ||||
№ занятия | Дата проведения план | Дата проведения факт | Тема занятия | Тип, форма занятия |
Требования к заданию 27 ЕГЭ по русскому языку. План сочинения по исходному тексту | Аналитическая беседа | |||
Этапы анализа исходного текста | Комбинированное занятие | |||
Связь и средства связи предложений в тексте. Тема, основная мысль, микротемы текста. | Практикум | |||
Проблема и позиция автора | Комбинированное занятие | |||
Определение позиции автора по данной проблеме | Практикум | |||
Комментарий к позиции автора. Структура комментария. Примеры-иллюстрации. | Аналитическая беседа | |||
Нахождение в тексте примеров-иллюстраций | Практикум | |||
Пояснение примеров-иллюстраций | Практикум | |||
Смысловая связь между примерами. | Аналитическая беседа | |||
Определение смысловой связи между примерами-иллюстрациями и её анализ | Практикум | |||
Собственная позиция и её обоснование | Аналитическая беседа | |||
Обоснование собственной позиции | Практикум | |||
Примеры заключений сочинения | Комбинированное занятие | |||
Написание заключения | Практикум | |||
Выполнение задания 27 ЕГЭ | Практикум | |||
Выполнение задания 27 ЕГЭ | Практикум | |||
Анализ работ | Практикум |
V.Список литературы
Литература для учителя:
- 1.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2024.
- 2.Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2024.
Литература для учащихся:
- Тексты художественных и публицистических произведений
- Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. – М.: «Просвещение», 2015.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на МО учителей Заместитель директора Директор МБОУСОШ
филологии по учебной работе п.Коммунистический
пр.№1от 31.08.2020г. ________________ ________________
О.П.Кокшарова С.А.Фалина
«___»__________ 2020г. «___»__________2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса по русскому языку
«От знания к творчеству»
для учащихся 5 класса
Составитель:
Ширяева Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория.
2020 г.
Пояснительная записка
Любовь к родному языку воспитывается через пробуждение у школьников интереса к предмету «Русский язык», возникающего как на классных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит спецкурс, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Программа спецкурса по русскому языку «От знания к творчеству» предназначена для обучающихся, обладающих склонностью к русскому языку по подготовке к решению грамматических задач повышенной трудности, нестандартных заданий, ребусов и т. д. Программа спецкурса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Программа данного спецкурса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к родному языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательной лингвистики» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.
Цель занятий по русскому языку – создание условий для самореализации талантливых школьников, способных к достижению высоких результатов в интеллектуальном труде и повышения их интересов к русскому языку.
Задачи спецкурса:
- формировать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развивать творческие способности и обогащать словарный запас обучающихся;
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с различными источниками.
Принципы организации работы:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Формы проведения занятий спецкурса:
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов,
- творческие мастерские;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; издание стенгазет, презентаций, создание творческих проектов.
Основные методы и технологии:
- технология развития критического мышления;
- игровые технологии;
- исследовательская деятельность;
- информационно-коммуникационная технология
Ожидаемые результаты
Личностными результатами освоения программы спецкурса являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести - самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
-умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Предметными результатами освоения программы являются:
1) усвоение основ научных знаний о родном языке;
2) освоение базовых понятий лингвистики;
3) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка;
4) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
5) проведение различных видов анализа слова;
Образовательный продукт: создание словесных игр, грамматических сказок.
Планирование составлено на 9 часов. Количество часов в неделю на изучение спецкурса – 0,25 часа.
Содержание курса
Русский язык – это интересно! Словесные игры. |
Ребусы: разгадываем и составляем. |
Кроссворды и сканворды. Правила составления, отличительные особенности. |
Метаграммы и анаграммы. |
Шарады. |
Криптограммы. |
«Её Величество Грамматика». |
Сочиняем грамматическую сказку. |
Защита творческой работы (сказки, игры) |
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
Теоретических занятий | Практических занятий | |||
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Словесные игры | 5 | 5 | |
3. | Грамматика | 2 | 1 | 1 |
4. | Подведение итогов | 1 | 1 | |
ИТОГО | 9 | 2 | 7 | |
Календарно-тематическое планирование
Раздел | № занятия | Дата проведения планируемая | Дата проведения фактическая | Тема занятия | Форма занятия |
Введение | 1 | Русский язык – это интересно! Словесные игры. | Устный журнал | ||
Словесные игры | 2 | Ребусы: разгадываем и составляем. | Творческая мастерская | ||
3 | Кроссворды и сканворды. Правила составления, отличительные особенности. | Мастер-класс | |||
4 | Метаграммы и анаграммы. | Ролевая игра | |||
5 | Шарады. | Творческая мастерская | |||
6 | Криптограммы. | Ролевая игра | |||
Грамматика | 7 | «Её Величество Грамматика». | Путешествие | ||
8 | Сочиняем грамматическую сказку. | Творческая мастерская | |||
Подведение итогов | 9 | Защита творческой работы (сказки, игры) | Презентация |
Список литературы
- Брагина С.А. «Необычные диктанты», Волгоград, 2009 г.;
- Волина В. «Весёлая грамматика». Москва, «Знание», 1995 г.;
- Григорян Л.Т.«Язык мой - друг мой», М. «Просвещение»,1988 г.;
- Любичёва Е.В. «Учиться языку как искусству». Санкт-Петербург, «Паритет», 2005 г.;
- Люстрова З.Н. «Мир родной речи», М. «Знание»,1998 г.;
- Чеснокова Л.Д. «На берегах Лингвинии…». М. «Просвещение», 2004 г.;
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический»
Рассмотрено Согласовано. Утверждаю.
на МО учителей Заместитель директора Директор МБОУСОШ
филологии по учебной работе п.Коммунистический
пр.№1от 31.08.2021г. ________________ ________________
О.П.Кокшарова С.А.Фалина
«___»__________ 2021г. «___»__________2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуально-групповых занятий по русскому языку
«Трудные случаи орфографии и пунктуации»
для учащихся 6 класса
Составитель:
Ширяева Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория.
2021 г.
Пояснительная записка
1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Программа спецкурса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в связи с
- невысоким уровнем грамотности учащихся 6 класса;
- с недостаточностью времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга.
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
- повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
- поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;
- подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
- формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 6 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти государственную итоговую аттестацию.
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. Кроме того, в зависимости от уровня усвоения той или иной темы, группы учащихся, посещающих занятия, могут меняться. В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих универсальных учебных действий:
- коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Структура спецкурса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 6 класс рассматривается как этап основного учения, имеющий морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации.
Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала. Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
2. Цель программы:
обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:
- Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;
- Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
- Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
3. Сроки реализации программы.
Объем спецкурса – 35 часов.
Количество часов в неделю – 1 час.
4. Формы, виды занятий.
Курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические занятия.
5. Методы обучения.
- Объяснительно-иллюстративный;
- Частично-поисковый, исследовательский;
- Словесно-наглядный, практический;
- Самостоятельная работа учащихся с информацией.
6. Средства обучения.
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.
Технические: мультимедийная установка, компьютер, ЦОР, ЭОР.
7. Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.
После изучения курса учащиеся должны знать
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний;
уметь
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
- правильно писать сложные слова,
- правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
- правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
- правильно писать не с разными частями речи;
- ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях, предложений с прямой речью;
- ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).
Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.
8. Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Раздел программы | Количество часов | Из них вводное и промежуточное тестирование |
1 | Пунктуация | 6 | 2 |
2 | Орфографические правила, изучаемые в 5 классе | 10 | 2 |
3 | Орфографические правила, изучаемые в 6 классе | 19 | 1 |
Итого | 35 | 5 |
Содержание программы.
Правописание гласных и согласных корня.
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.
О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов.
Правописание приставок.
Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре-/при-.
Правописание н и нн в различных частях речи
Употребление н и нн в полных формах отыменных прилагательных, в кратких формах имён прилагательных, в именах существительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных.
Слитные и раздельные написания имён числительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.
Правописание форм глагола.
Правописание личных окончаний глагола.
Употребление мягкого знака в глагольных формах.
Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.
Правописание не с разными частями речи.
Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.
Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи.
Написание не с именами существительными, прилагательными.
Пунктуация в простых и сложных предложениях.
Пунктуация в предложениях с обращениями.
Пунктуация в предложениях с однородными членами.
Пунктуация в предложениях с прямой речью, при оформлении диалога.
Пунктуация в сложных предложениях.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Плани-руемая дата проведения | Факти-ческая дата проведения | Темы занятий | Форма занятия |
1 | Вводное тестирование по пунктуации | Самостоятельная работа | ||
2 | Пунктуация в предложениях с однородными членами | Комбинированное занятие | ||
3 | Пунктуация в сложных предложениях | Комбинированное занятие | ||
4 | Пунктуация в предложениях с прямой речью | Комбинированное занятие | ||
5 | Оформление диалога | Деловая игра | ||
6 | Промежуточное тестирование по пунктуации | Самостоятельная работа | ||
7 | Вводное тестирование по орфограммам, изучаемым в 5 классе | Самостоятельная работа | ||
8 | Правописание безударных гласных в корне слова | Игровое занятие | ||
9 | Правописание приставок | Комбинированное занятие | ||
10 | Разделительный Ъ и Ь | Комбинированное занятие | ||
11 | Мягкий знак после шипящих | Комбинированное занятие | ||
12 | Правописание окончаний имён существительных | Комбинированное занятие | ||
13 | Правописание окончаний глаголов | Комбинированное занятие | ||
14 | Буквы Ы, И после Ц | Комбинированное занятие | ||
15 | Буквы О,Ё после шипящих | Комбинированное занятие | ||
16 | Промежуточное тестирование | Самостоятельная работа | ||
17 | Правописание корня КОС-КАС | Практикум | ||
18 | Правописание корня ГОР-ГАР | Практикум | ||
19 | Правописание корня ЗОР-ЗАР | Практикум | ||
20 | Буквы Ы,И после приставок | Комбинированное занятие | ||
21 | Правописание приставок ПРЕ-ПРИ | Практикум | ||
22 | Правописание сложных слов | Практикум | ||
23 | Правописание суффиксов имён существительных | Практикум | ||
24 | НЕ с именами существительными | Комбинированное занятие | ||
25 | Правописание суффиксов имён прилагательных | Игровое занятие | ||
26 | НЕ с именами прилагательными | Комбинированное занятие | ||
27 | Правописание сложных имён прилагательных | Комбинированное занятие | ||
28 | Правописание простых имён числительных | Комбинированное занятие | ||
29 | Правописание составных имён числительных | Комбинированное занятие | ||
30 | Правописание сложных количественных имён числительных | Практикум | ||
31 | Правописание сложных порядковых имён числительных | Практикум | ||
32 | НЕ и НИ в местоимениях | Комбинированное занятие | ||
33 | Дефис в местоимениях | Комбинированное занятие | ||
34 | Правописание глаголов | Практикум | ||
35 | Итоговое тестирование | Самостоятельная работа | ||
Литература
- для учителя.
- Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.
- Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.
- Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М., 1966.
- Гольдин, З. Д. Русский язык. Таблицы и тесты / З. Д. Гольдин, В. Н. Светлышев. – М. : Издатель Булатникова И. С., 2004.
- Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977.
- Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / В. Ф. Иванова. – 2-е изд., перераб. - М., 1982.
- Лисовская, Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии / Е. А. Лисовская. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.
- Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
- Пронина, И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И. В. Пронина. – М. : Просвещение, 1964.
- Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1996.
- Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н. С. Рождественский. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960.
- Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации / С. Н. Борунова [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2006.
- для учащихся.
- Граник, Г. Г. Секреты орфографии : кн. для учащихся 5-7 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.
- Долбик, Е. Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы / Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. – Минск : Вышэйшая школа, 2008.
- Панов, М. В. Занимательная орфография : кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.
- Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М., 1964.
- Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с.
- Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. -- 4-е изд., испр. – М. : ЧеРо, 2001.
- Солодовникова, Э. В. Русский язык в таблицах и схемах: для школьников / Э. В. Солодовникова. - 2-е изд. – Минск : Аверсэв, 2007.
Электронные образовательные ресурсы
(в том числе Internet-ресурсы).
http://school-collection.edu.ru - Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm - сайт «Образовательные ресурсы и Интернет»
http://www.5ballov.ru - сайт «5 баллов.ру»
http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm сайт «Словесник»
http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР
http://www.gramota.ru/ Грамота.ру
http://likbez.spb.ru/ портал «Тесты по русскому языку»
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm портал «Основные правила грамматики русского языка»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический
Рассмотрено Согласовано. Утверждаю.
на МО учителей Заместитель директора Директор МБОУСОШ
филологии по учебной работе ________________ пр.№1от 31.08.2018г. ________________ С.А.Фалина
О.П.Кокшарова «___»__________2018г.
«___»__________ 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса
«Проектно-исследовательская деятельность»
для учащихся 8 класса
Составитель:
Ширяева Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени - направленность его на ребенка.
В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Метод проектов, обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько и корни их не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:
- необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.);
- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Программа курса написана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в логике компетентностного подхода и ориентирована на обучающихся второй ступени обучения.
При разработке программы учитывались следующие факторы:
- личностно значимые потребности обучающихся, опыт их деятельности;
- потребность в развитии базовой теоретической и практической подготовки обучающихся в области проектно-исследовательской деятельности.
Цель курса: создание условий для самостоятельного приобретения знаний из разных источников и использование их для решения познавательных и практических задач.
Задачи:
- сформировать у обучающихся целостное знание основ разработки исследовательского проекта;
- сформировать умения разработки собственного проекта;
- содействовать развитию творческого потенциала обучающихся.
Результаты освоения программы:
- обучающиеся получат базовые знания о сущности проектно-исследовательской деятельности;
- обучающиеся разовьют универсальные учебные действия;
- обучающиеся будут способны продемонстрировать знания в области разработки проектов и определенные исследовательские навыки;
- обучающиеся будут способны продемонстрировать навыки работы индивидуально, в паре и в группе;
- обучающиеся приобретут умения применять полученные знания на практике.
Работа по программе включает следующие этапы:
- сообщение целей, выявление потребностей и ожиданий участников;
- теоретическое введение в проектно-исследовательскую деятельность;
- организация практической работы;
- подведение итогов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Раздел | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Презен тация |
1. | «Все из жизни, все для жизни» | 1 | 1 | ||
2. | Разработка совместного проекта | 16 | 5 | 10 | 1 |
3. | Подведение итогов | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 18 | 7 | 10 | 1 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ заня-тия | Дата проведе-ния занятия | Тема | Форма работы | Основное содержание темы | ||||
Что такое проект? | Беседа с демонстрацией слайдов | -Проект как документ, в котором определены проблемы, цели, задачи, состав участников, осуществляемые действия и используемые в них ресурсы. -Проект как определенная форма организации деятельности. | ||||||
Типология проектов | В соответствии с доминирующим в проекте методом выделяют следующие типы проектов:
По характеру координации:
По характеру контактов проекты могут быть:
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
По продолжительности проведения проекты могут быть:
| |||||||
Исследователь-ская работа. Её особенности | Беседа с демонстра-цией слайдов | -Название учебно-исследовательской работы сложное, указывает на конкретность исследуемого вопроса, в нем присутствуют такие понятия как «причины», «моделирование», «роль», «особенности», «оценка», «анализ», «влияние», «характеристика» и т. п. -Исследовательская деятельность связана с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. -Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. -Особенностью исследовательских работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. | ||||||
Методика проектирования «Зеркало прогрессивных преобразова-ний» | Практиче-ская работа | 1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее. 2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»). 1 и 2 шаги представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс». 3 шаг: Проблема переформулируется в цель. 4 шаг: Причины становятся задачами. 5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по их достижению. Для каждого шага определяются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий. 6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятий. 7 шаг: Для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи. | ||||||
Этапы работы над исследователь-ским проектом | Беседа с демонстра-цией слайдов |
| ||||||
Выбор темы. Выдвижение гипотезы | Беседа с демонстра-цией слайдов | Тема -должна быть понятной; - не должна быть необъятной; - не должна быть абсолютно неизведанной; -результаты исследования должны найти применение в практической деятельности; -должна быть интересна; - должна быть оригинальной. Гипотеза -должна быть проверяемой; - в результате исследовательской работы либо подтверждается, либо нет. | ||||||
7. | Составление плана исследователь-ской работы | Практиче-ская работа | План оформляется в виде таблицы:
| |||||
8. | Поиск информации | Практиче-ская работа | - В литературе; - в средствах массовой информации; - в электронных энциклопедиях: - на сайтах. | |||||
9. | Осмысление и анализ прочитанного. Отсев ненужных источников. | Практиче-ская работа | Работа с информацией | |||||
10. | Составление списка источников | Практиче-ская работа |
1.Нормативно-правовые акты органов федеральной власти (в алфавитной последовательности). 2. Ведомственные нормативно-правовые акты (в последовательности по подчиненности). 3.Официальная статистическая информация (в алфавитном порядке). 4.Документы и материалы архивов (в хронологической последовательности). 5.Книги и статьи (в алфавитном порядке). 6.Электронные источники информации. | |||||
11. | Написание текста | Практиче-ская работа | Введение включает - преамбулу (предназначение, актуальность, практическую значимость); - описательную часть (концептуальные подходы к раскрытию темы, кратко этапы решения проблемы, цель, задачи, методы и средства их достижения); - текстуальную подводку (переходную часть к первому разделу). Заключение включает
| |||||
12. | Методы исследования | Беседа с демонстра-цией слайдов | - Наблюдение - Измерение - Эксперимент | |||||
13. | Экспериментальное исследование | Беседа с демонстра-цией слайдов | Презентация проекта «Курить – здоровью вредить» | |||||
14. | Обработка текста | Практиче-ская работа | - Составление развернутого плана исследовательской работы. - Систематизация и анализ записей. - Увязка текста с результатами практического эксперимента. - Редактирование текста. | |||||
15. | Оформление текста. Структура исследователь-ской работы | Практиче-ская работа |
| |||||
16. | Подготовка презентации работы | Практиче-ская работа | Оформление слайдов. | |||||
17. | Презентация | Демонстра-ция слайдов | Просмотр и комментирование слайдов | |||||
18. | Подведение итогов | Беседа, проведение методики «Свободное высказыва-ние» |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учебных заведений /И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А.Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005г.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003г.
- Материалы курсов повышения квалификации «Современные образовательные технологии как инструмент реализации идей нового стандарта общего образования» Повзун В.Д., профессора кафедры педагогики ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», Югорск, 2011г.
