3.1 Работа с высокомотивированными детьми

План работы с высокомотивированными учащимися 5, 6, 10, 11 классов по русскому языку и литературе

            Пояснительная записка

 

Приоритетный национальный проект «Образование» предусматривает ряд  мероприятий по государственной поддержке способных и талантливых учащихся. Это делает актуальной проблему методического сопровождения деятельности педагогов, которые работают с такими детьми в условиях обычной общеобразовательной школы.

Благодаря «Программе работы с одаренными детьми» учащиеся получают возможность улучшить свои знания по теории литературы, лингвистике, стилистике. Одним из приоритетов программы является привитие навыков рациональной, комплексной работы с текстом. Курс формирует их духовную культуру, гражданскую позицию, способствует развитию эстетического вкуса, творческих способностей и образного мышления учащихся.

Программа формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

 

Характеристика учеников: дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Цель работы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных де­тей, их самореализации, профессионального самоопределения в соот­ветствии со способностями.

 Задачи:

  • выявление способных детей и создание эффективных условий для гармонического развития личности;
  • расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах;
  • побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности;

Формы работы с высокомотивированными учащимися: 
 - групповые занятия с сильными учащимися;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам.

Список высокомотивированных учеников:

  1. Лапудёва Мария, 5б
  2. Сильнягина Ксения, 5б кл.
  3. Ткаченко Лолита, 5б
  4. Синюгина Дарья, 5б
  5. Безносикова Валерия, 5б
  6. Тайщикова Самира, 5б
  7. Девятьяров Алексей, 6а кл.
  8. Куликова Екатерина, 6а
  9. Ядыкин Тимофей, 6а
  10. Реутова Татьяна, 10 кл.
  11. Шишигина София, 11 кл.

Этапы  и сроки реализации:       

I. Организационный этап ( сентябрь 2020г.- октябрь 2021г.)

Данный этап  включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми,  повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование, курсы повышения квалификации.

II. Практический этап (ноябрь 2020 - апрель 2021 г.)

Данный этап предполагает:

-реализацию     программы   по работе  с одаренными учащимися; 

-расширение  форм работы с одарённым учащимся.

III. Обобщающий этап (май 2021 г)

На данном этапе предполагается соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы  педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных учащихся.

Ожидаемый результат:

- участие в олимпиадах;

- участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах разной направленности;
- выступление на научно-практических конференциях школы, района( защита проектов);

- участие детей в проведении внеклассных мероприятий по предмету;

- успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.

 

 

Содержание работы.

  1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и

литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
  • предоставить ученику:
  • название темы;
  • план изучения темы;
  • основные вопросы;
  • понятия и термины, которые он должен усвоить;
  • практические работы;
  • список необходимой литературы;
  • формы контроля;
  • задания для самопроверки.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы используются доступные сборники олимпиадных задач.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь  существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания. И, конечно же, учащийся выполняет задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии (представлены все акцентологически трудные слова);
  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
  • морфемики и словообразования (этимология морфем);
  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащегося при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

 

2. Исследовательская деятельность учащегося.

     Работа  педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащегося по осмыслению основных проблем исследования;
  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой.  Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащегося к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить:

а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними;   

б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения,

      в) облекать догадки и предположения в форму гипотез.

      На втором этапе формируется умение  исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования.

     На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы учащийся, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигался по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащийся, используя метод сравнения, может аргументированно высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

 В процессе исследовательской деятельности обучающегося используются следующие

 

учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование проверки гипотезы;
  • планирование результата;
  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
  •  установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задачи в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • олимпиада УРФО
  • конкурс Русский Медвежонок;
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Живая классика

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.

Достижения детей в олимпиадах, конкурсах

 

 

2020-2021

Ф.И. учащегося

Уровень

Олимпиада, конкурс

Место

Примечания

Реутова Татьяна (10)

Всероссийский

Конкурс сочинений

 

участие

Сильнягина Ксения (5б)

школьный

Школьный этап олимпиады Всероссийской олимпиады по русскому языку

2 место

 

Лапудёва Мария (5б)

школьный

Школьный этап олимпиады Всероссийской олимпиады по русскому языку

1 место

 

 

Ахметова Самира (10)

школьный

Школьный этап олимпиады Всероссийской олимпиады по русскому языку

3 место

 

 

Пономарёва Евгения (11)

школьный

Школьный этап олимпиады Всероссийской олимпиады по русскому языку

3 место

 

 

Сильнягина Ксения (5б)

школьный

Школьный этап олимпиады Всероссийской олимпиады по литературе

1 место

 

 

Лапудёва Мария (5б)

школьный

Школьный этап олимпиады Всероссийской олимпиады по литературе

2 место

 

 

Синельникова Ксения (5б)

школьный

Школьный этап олимпиады Всероссийской олимпиады по литературе

3 место

 

 

Безносикова Валерия (5б)

школьный

Школьный этап олимпиады Всероссийской олимпиады по литературе

3 место

 

 

 

Ядыкин Тимофей (6а)

школьный

Школьный этап олимпиады Всероссийской олимпиады по литературе

1 место

 

 

Конарев Егор (6а)

школьный

Школьный этап олимпиады Всероссийской олимпиады по литературе

3 место

 

 

Ахметова Самира (10)

школьный

Школьный этап олимпиады Всероссийской олимпиады по литературе

1 место

 

 

Реутова Татьяна (10)

школьный

Школьный этап олимпиады Всероссийской олимпиады по литературе

2 место

 

 

Ахметова Самира (10)

областной

Конкурс сочинений «Письмо ровеснику»

участие

 

 

Девятьяров Алексей

районный

Конкурс чтецов (Родники)

лауреат

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План работы30.25 КБ

Предварительный просмотр:

План работы с высокомотивированными детьми

по русскому языку и  литературе

на ______________учебный год

Цель работы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

 Задачи:

  • выявление способных детей и создание эффективных условий для гармонического развития личности;
  • расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах;
  • побуждение и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности;

Формы работы с высокомотивированными учащимися: 
 - групповые занятия с сильными учащимися;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам.

Список высокомотивированных учеников:

1.

2.

Этапы  и сроки реализации:       

I. Организационный этап ( сентябрь ____г.- октябрь ______г.)

Данный этап  включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми,  повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование, курсы повышения квалификации.

II. Практический этап (ноябрь _____- апрель ______ г.)

Данный этап предполагает:

-реализацию     программы   по работе  с одаренными учащимися; 

-расширение  форм работы с одарённым учащимся.

III. Обобщающий этап (май ______г)

На данном этапе предполагается соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы  педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных учащихся.

Ожидаемый результат:

- участие в олимпиадах;

- участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах разной направленности;
- выступление на научно-практических конференциях школы, района (защита проектов);

- участие детей в проведении внеклассных мероприятий по предмету;

- успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Содержание работы.

  1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и

литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
  • предоставить ученику:
  • название темы;
  • план изучения темы;
  • основные вопросы;
  • понятия и термины, которые он должен усвоить;
  • практические работы;
  • список необходимой литературы;
  • формы контроля;
  • задания для самопроверки.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы используются доступные сборники олимпиадных задач.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь  существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания. И, конечно же, учащийся выполняет задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии (представлены все акцентологически трудные слова);
  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
  • морфемики и словообразования (этимология морфем);
  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащегося при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

2. Исследовательская деятельность учащегося.

     Работа  педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащегося по осмыслению основных проблем исследования;
  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой.  Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащегося к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить:

а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними;   

б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения,

      в) облекать догадки и предположения в форму гипотез.

      На втором этапе формируется умение  исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования.

     На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы учащийся, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигался по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащийся, используя метод сравнения, может аргументированно высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

 В процессе исследовательской деятельности обучающегося используются следующие

учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование проверки гипотезы;
  • планирование результата;
  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
  •  установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задачи в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • олимпиада УРФО
  • конкурс Русский Медвежонок;
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Живая классика
  • Юниор
  • Всероссийский конкурс сочинений
  • Конкурс сочинений «Класс!»
  • Конкурс сочинений «Без срока давности»


Содержание работы

Направления и формы работы

Сроки
проведения

1.

Составление банка данных одаренных детей по русскому языку и литературе    

Анкетирование, собеседование

 Сентябрь

2 . 

 Разработка планов работы по русскому языку и литературе с одаренными обучающимися.

Индивидуальные планы

 В течение года

3.

Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д.

Анкетирование, собеседование

Сентябрь

4.

Участие в конкурсах сочинений на базе образовательного учреждения, муниципальном и всероссийском уровнях

Сочинения

Сентябрь

5.

Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе

Практические занятия

Сентябрь-октябрь

6.

Школьный тур олимпиад
по русскому языку и литературе    

Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий

Ноябрь

7

Предметные районные олимпиады  

 Декабрь

8

Участие в международной дистанционной олимпиаде по русскому языку  и русской литературе     проекта «Инфоурок»

Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми

Декабрь

9.

Неделя русского языка  и литературы.    

Участие в открытых уроках и внеклассных мероприятиях

Февраль

10.

Консультационная работа на уроке и  во внеурочное время.    

Индивидуальная и групповая работа по предмету  с одноклассниками

В течение года

11.

Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания.    

Самостоятельная работа обучающихся

В течение года

12.

Организация работы в Интернете по поиску и использованию информации, подготовка к урокам    

Индивидуальная работа

В течение года

13.

Участие одаренных детей в сетевой лаборатории «Путь к успеху»

Посещение занятий лаборатории

В течение года

14.

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей

Карточки, тесты, творческие работы

В течение года

15.

Создание портфолио обучающихся   "Творческие работы по русскому языку и литературе"

Творческие работы обучающихся

В течение года

16.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований

Изучение, систематизация и оформление материала

В течение года

17.

Участие в районном и областном конкурсе сочинений и стихотворений, посвяшенных   ?-летию Великой Победы

Стихотворения, сочинения

апрель

18.

Участие в конкурсе чтецов  "Живая классика"

Индивидуальное участие

Февраль-апрель

19

Участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее№

Индивидуальное участие

Март-апрель

20.

Участие в различных  дистанционных конкурсах и олимпиадах

Изучение, систематизация и оформление материала

В течение года

21.

Анализ работы с одаренными учащимися за _____ учебный год, перспективы в работе на ______ учебный год.

Диагностические работы, анкетирование

В конце учебного года