6.3 Дидактический материал к урокам русского языка и литературы (реализация регионального компонента)

Региональный компонент

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал к урокам русского языка и литературы

Краеведческий материал на уроках изучения морфемики и словообразования имени существительного в 6 классе.

Я обращаюсь к таким произведениям.

1.Колыбельная

Тихо мать поёт над колыбелью:

Закрывай, мой маленький глаза.

За окошком звёздною метелью

Плещутся ночные небеса.

Спи, малышка, слышишь, даже птички,

Тоже притомились, не поют.

Опусти пушистые реснички,

Глазки пусть немного отдохнут.

Мишка, твой приятель неуклюжий,

Спит давно над книжкою в углу,

Быстрая юла уже не кружит,

Дремлет на оранжевом лугу.

Сон твой будет сказочен и ярок,

Спи, а завтра солнышко взойдёт,

Солнечного зайчика в подарок

Утречком в кроватку принесёт. ( В. Илюшкин, кн. «Радуга»)

2. Весна.

Мама с дочкой шла из сада

И спросила маму дочка:

-Это что, зайчишки хвостик? –

Указав на вербы почку.

Мама тихо улыбнулась:

- Это всё Весна-голубка.

Верба солнцу приглянулась -

Распушистилась малютка.

Скоро-скоро из пушишек

Выйдут мелкие листочки,

Вновь проснётся вся природа,

Поясняла мама дочке,-

В хоровод берёзки встанут,

Зимний свой наряд меняя,

К солнцу веточки протянут.

Журавлей вернётся стая.

В догонялки друг за другом

Зажурчат ручьи, играя

Огласится небо звуком,

Зацветёт земля родная».

Мама с дочкой шла из сада

И сказала маме дочка:

«Это надо ж – сколько шуму

Из обычной вербной почки! (Е. Туманова кн. «На творческой волне»)

Прошу после выразительного чтения найти слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и определить роль этих слов.

Учащиеся понимают, что слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (малышка, реснички, солнышко, зайчик, утречко, кроватка) выражают любовь матери к ребёнку, учат малыша воспринимать окружающий мир как мир доброты и света. А слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами во втором стихотворении учат школьника быть к наблюдательными к окружающему миру, любить жизнь и радоваться её многообразию.

Краеведческий материал на уроках изучения лексики.

В 10 классе использую стихотворение Н.Гурьевой

http://www.abbiblioteka.ru/wp-content/uploads/2020/07/7-1.jpg

Любовь Федоровна Першина «Село родное»

(песня)

Село раскинулось старинное

Среди полей, среди лугов,

Леса зовут за земляникою,

Озера манят рыбаков.

Здесь по весне цветет черемуха,

И яблони ласкают глаз,

И даже, как в Москве,        

Черемушки

Свои в Абатске есть у нас.

А рядом трасса всероссийская

Зовет в далекие края,

Но далеко ль уеду, близко ли –

Обратно возвращаюсь я.

К своим, знакомым с детства улицам,

Где клены машут мне листвой.

Родной Абатск, тобой любуюсь я,

Грущу и радуюсь с тобой!

Проходят годы, но не старится

Мое любимое село,

И, может, тем уже я счастлива,

Что здесь родиться повезло.

Судьба моя с тобою связана,

Сибирский легендарный край.

Тебя, село родное, славлю я,

Живи, Абатск, и процветай.

Анатолий Пучкарев

Одуванчики спят, от прохлады закрылись,

Пряча листики желтые в росной траве,

И кукушка с утра своих птенчиков ищет,

Одиночество песни неся на крыле.

Звезды тают, рассвет колосится

Золотистою краской во весь горизонт.

Новый день в мое сердце легонько стучится,

Распустив надо мной голубеющий зонт.

Воздух вкусен, безмерно целебен,

Насыщаясь глотаю этот чудный настой

С ароматом живительным, хлебным…

Только здесь он волшебный такой.

  1. Выразительно прочитайте стихотворения.
  2. Найти слова в переносном значении.
  3. Определите, к какой тематической группе относятся имена существительные?
  4. Какие из них можно отнести к ключевым понятиям произведения?
  5. Назовите имена прилагательные. Какие из них используются в переносном значении? Определите их роль в стихотворении.

http://www.abbiblioteka.ru/wp-content/uploads/2020/07/8-1.jpg

Стихотворение богато ИВС. Назовите их?

Александр Евгеньевич Шестаков

БЕРЕЗОВЫЕ СЛЕЗЫ

Удивлен рогатый лось:

- Мне увидеть довелось

На пригорке, за рекой,

Пикничок один людской.

От компании повес

Содрогался в сгоне лес.

В ход пустили топоры,

Разожгли огонь-костры.

В речку смыли с лимузинов

Вековечную грязину.

Громом «магов» и гитар

Оглушили наш гектар.

Навезли всего для пира,

Прихватили пса Рапира.

Тог ловил в густых кустах

И больших, и малых птах...

Помрачнел добряк сохатый:

- А еще спалили хаты

Муравьишек-работяг.

Это тоже не пустяк.

Даже ночью не «остыли»,

Били вдребезги бутыли.

В травах пики от стекла.

У берез слеза текла...

После вот таких гостей

Как нам в лес пускать детей?

Какие изобразительные средства использует автор? Каким настроением проникнуто стих-ие, о чем заставляет задуматься нас поэт?

Стихотворения местных поэтов - богатый материал для работы по орфографии и морфологии.

Задание1.

Нет родины милей

Я пройду по полям, перелескам

Да по лугу к реке Китерне,

И запросит душа моя песни

О любимой родной стороне.

Песен сложено разных немало,

Этот край не напрасно воспет,

Я во многих местах побывала,

Но милее Абатска мне нет.

Ветерок пролетает пахучий,

Ивы косы купают в реке,

И, конечно, красивей и лучше

Не увидишь заката нигде.

Разольются весной незабудки

Голубым озерком на лугу,

Я, наверно, прожить ни минутки

От Абатска вдали не смогу.

Мне в печали протянет он руку,

Улыбнется, когда загрущу.

 Я ему доверяю, как другу,

И стихи посвящаю ему...

За Ишимом-рекой над Увалом

Занимается робкий рассвет,

Мест чудесных я знаю немало,

Но прекраснее родины нет.

 ( Л.Першина «Нет Родины милей»)

1.Объясните написание падежных окончаний имён существительных и прилагательных.

2. Выпишите глаголы с орфограммой «Безударная проверяемая гласная в корне».

http://www.abbiblioteka.ru/wp-content/uploads/2020/07/3-1.jpg

  1. Выпишите местоимения, определите их разряд и морфологические признаки.

2. Определите наклонение глаголов.

3. Какую роль выполняют глаголы в повелительном наклонении?

4.  Определите спряжение глаголов.

5. Объясните значение слова «страстотерпцы», как оно образовано?

Леонид ТКАЧУК

ВЕСЕННЕЕ

Ныне,

             Присно,

                                Всегда 

                                      

                                             и   на все времена

Ты

          для каждого

                                   сердца

                                                   мужского – одна!

Ах, Весна!

                       Дочь Весны!

               

                                                  О тебе мои сны!

Каждый росчерк в судьбе

                                              

                                                 Посвящаю  тебе!..

Назовите особенность построения стихотворения, стиль какого известного поэта-футуриста напоминает?

Изучение имени числительного в 6 классе.

Обращение к литературному краеведению позволяет узнать новые факты из истории родного края, а также закрепить знания по теме «Имя числительное».

Задания:

1.Прочитайте тексты, обратите внимание на правильное произношение окончаний числительных. Определите разряд числительных.

2.Спишите, подчеркните имена числительные как члены предложения.

3.Определите морфологические признаки имён числительных.

В годы Великой Отечественной войны на территории нашего села военных действий не было. 11 тысяч абатчан ушли на фронт защищать нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков. С войны не вернулись 6085 защитников. Из них в бою погибли 3268, пропали без вести 2232, умерли от ран 562, в плену погибли 23.

Испокон веков на Руси во все времена были свои герои. Со времён Великой Отечественной войны в Абатском районе шесть Героев Советского Союза: Маслов Н.В., Артамонов Ф.В., Игнатенко И.Е., Цуканова М.Н., Горчаков И.П., Гурьев М.Н. Три земляка являются полными Кавалерами ордена Славы всех трёх степеней: Розе Я.Я., Петраш Н.А., Астрахов Ф.М. Мы чтим память о воинах-земляках

http://www.abbiblioteka.ru/wp-content/uploads/2020/07/7-1.jpg

1.Найдите приложения, обращения. Объясните постановку знаков препинания.

2. Найдите сравнительные обороты, риторические вопросы. Объясните постановку знаков препинания.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: