6.6. Разработки уроков по литературе

Разработки уроков по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы «Русский характер в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»

Цель:

1. Показать, как русский солдат проявляет свой национальный характер в сложной жизненной ситуации и сохраняет человечность (на примере судьбы главного героя рассказа). 2. Создать условия для осознания понимания того, что каждый человек в любой ситуации способен оставаться человеком и сохранять свое достоинство.

Задачи:

  •  обучающие: показать значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”;
  • развивающие: развивать навыки анализа текста, уметь выбирать главное обобщать; формировать коммуникативные и информационные компетентности;
  • воспитательные: способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.

Оборудование:

Мультимедиа, у каждого обучающегося на столе «Записная книжка», фрагмент из  фильма С.Бондарчука «Судьба человека», рассказ М.Шолохова «Судьба человека» (знание содержания рассказа).

Методы обучения: 

репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, частично-поисковый.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Деятельностная цель: продолжить формирование навыков смыслового чтения и анализа художественного произведения.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты: 

- обучающиеся смогут усовершенствовать читательские умения и культуру речи;

- усовершенствуют умение выделять ключевую мысль в прочитанном, определять главные факты, устанавливать между ними логические связи.

Предметные результаты: 

- знакомство с историей создания рассказа, способствовать развитию речи обучающихся, навыков выразительного чтения, монологического и диалогического высказывания.

Личностные результаты:

- обучающиеся смогут оценить писательский талант М.А. Шолохова на примере рассказа «Судьба человека»

- обучающиеся смогут использовать читательский опыт в реальных жизненных ситуациях и уяснить для себя некоторые уроки нравственности после анализа произведения.

Практическая ценность урока заключается в возможности использования материалов урока  (в том числе записной книжки) педагогами литературы. Выполнение заданий записной книжки делают учебную деятельность интересной, познавательной и соответствующей запросам времени. Материалы ЗК будут интересны как обучающимся, так и педагогам при проведении учебных занятий, внеурочной деятельности и исследовательской работы по литературе, истории.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап 1

Мотивация, целеполагание

Во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?" Наверное, такими вопросами задавался известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал в своих произведениях. И одно из них - рассказ "Судьба человека". Ребята, почему я взяла именно эти слова эпиграфом урока? Какова цель нашего урока?

Вдумайтесь в значение слова «характер». Какие положительные черты русского характера вы назовете.

Формулируют цель урока и записывают ее в записную книжку

 (примерные ответы: проследить за судьбой главного героя рассказа  Андрея Соколова и выявить его черты характера. Каким характером должен обладать человек, чтобы преодолеть испытания, посланные ему судьбой).

Примерные ответы: стойкость, уверенность в себе, великодушие, мужество, умение любить и т.д.

Личностные:

- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

- слушать,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап 2

Актуализация

Кому посвятил М.А.Шолохов свой рассказ и почему?

Что же послужило толчком к написанию рассказа? Прочитайте в записной книжке

От кого мы узнаем историю главного героя?

Шолохов использует композицию “рассказ в рассказе”, показывает, что автор-повествователь не просто слушатель, он переживает судьбу Андрея Соколова, становится соучастником происходящего, авторская боль, сочувствие  ощущаются в самом тоне повествования, в выборе героя- простого человека, ясно, на какой стороне автор, какие идеалы он отстаивает.

я предлагаю вместе с автором пережить судьбу героя.

Ребята, работая в парах, восстановите правильную последовательность основных моментов жизни Андрея Соколова. Запишите их в записную книжку

Какие черты  характера проявил Андрей  Соколов в мирной жизни?

А тут война

(звучит голос Левитана и фрагмент песни «Вставай, страна огромная»)

Как ведёт себя герой на фронте?

 

Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.

Как Соколов попал в плен?

Для более глубокого понимания текста нам необходим исторический комментарий. (в записной книжке)

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. Найдите в тексте слова, подтверждающие это высказывание.

Какие события в жизни Андрея Соколова можно считать значимыми для понимания его характера? 

Реализация индивидуального задания (подготовленный ученик: Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.)

Читают, отвечают

Андрей Соколов рассказывает о своей горестной судьбе “случайному” прохожему. Но в нём он видит родственную душу, человека, который всё поймёт, не спросит лишнего. “Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька”.

В записной книжке должна быть следующая последовательность:

  1. Мирная жизнь
  2. Война
  3. Фронт
  4. В церкви
  5. Плен
  6. Побег из плена
  7. Потеря близких
  8. Ванюшка

Озвучивают записи

Пересказывают эпизод с условным названием «Мирная жизнь».

Примерные ответы:

Радуется малому, самое ценное для него: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу.

В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства.

В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

Читают исторический комментарий

“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...”

сцена в церкви, поединок с Мюллером, встреча с Ванюшкой.

Личностные: 

- сформированность потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные: 

- умение задавать вопросы,
- формулирование собственного мнения,

Познавательные:

 - поиск и выделение информации,
- умение строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,

Регулятивные: 

- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

Этап 3

Открытие новых знаний

Работа в группах

Поработаем в группах:

1 группа отвечает на вопросы в ЗК

Сцена в церкви 

По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь.

-  Что происходит ночью в церкви? 

-  С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?

-  Как ведут себя герои в этой ситуации?

-  Какая позиция ближе всего Соколову?

-  Как повёл себя сам герой?

-  Как бы вы оценили поступок Андрея Соколова? Какие черты характера он проявил?

2 группа отвечает на вопросы в ЗК 

Сцена « Поединок с Мюллером»

- Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова? 

- Какую сцену видит Соколов?

- Что предложил ему Мюллер? 

- Как повёл себя наш герой? Почему? 

- Кто же победил в данном поединке? Какие черты характера проявил Андрей Соколов?

3 группа отвечает на вопросы

 Сцена усыновления Ванюшки

-  Не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

- Кто кого нашёл?

- Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту?

-  Как это характеризует Андрея Соколова?

- К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

- Охарактеризуйте средства выразительности и их роль в этом отрывке. (Обращайтесь  к литературоведческому словарю в ЗК)

 

Работают в группах

Примерные ответы:

Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.

Мюллер - безжалостный человек, “правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить”. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно. Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке. Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова “настоящим русским солдатом”.

Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека. Ванюшка не отвернулся, не убежал от Соколова, почувствовал его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник.

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:

- выделение существенной информации,

- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,

- поиск разнообразных способов решения задачи,

- структурирование знания.

Этап 4

Включение в систему новых знаний

Приглашаю спикеров представить результат работы

Перед выступлением 3 группы включаю фрагмент фильма С.Бондарчука «Встреча с Ванюшкой»

Представляют результаты работы, добавляют

Личностные:

- формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:

- ориентировка на позицию партнёра,

- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,

- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения,

- различение способа и результата действия.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Этап 5

Рефлексия учебной деятельности

Из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

Ребята, назовите те черты характера, которые мы отметили у Андрея Соколова и которые можно считать чертами характера русского человека? Оформите в виде кластера в ЗК

Читают в ЗК

Записывают в ЗК: стойкость, великодушие, уверенность, честность, верность, мужество, умение любить, сострадание, трудолюбие, самоотверженность, доброта

Личностные: 

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные: 

- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные: 

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.

Домашнее задание

Поблагодарить за хорошую работу, оценить

Рассказать про домашнее задание

Домашнее задание (на выбор)

1.         Напишите сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: «Что ждет впереди героя и его сынишку?»

2.        Напишите сочинение «Способен ли русский человек вынести все на своем пути, если позовет его Родина?»



Предварительный просмотр:

«Посеешь привычку – пожнешь характер,

Посеешь характер – пожнешь судьбу»

Восточная мудрость

        

        

Тема урока: ___________________ https://fhd.multiurok.ru/8/0/0/800fb38fec1711d3108ba1dadf1f8f5ba42783cb/sud-ba-chielovieka-voploshchieniie-traghichieskoi-sud-by-russkogho-naroda-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny_1.jpeg

_______________________________ 

______________________________

Цель урока: ___________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

История названия рассказа «Судьба человека».

    В 1946 году во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю, которого принял за шофера-фронтовика, историю своей жизни, навсегда оставшуюся у него в памяти. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы. И только через 10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека», который потряс многих. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, пережившие все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из-за границы – Хемингуэй, Ремарк).

    Многие люди хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, отдать ему свое тепло.

Жизненный путь Андрея Соколова

(Плен, мирная жизнь, потеря близких, в церкви, побег из плена, Ванюшка, война, фронт)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

   

https://tvbesedka.com/upload/2017/5/4/22/4/49/889f67ac-cf3a-4e82-a0d1-d0c6615418bd.jpghttps://stihi.ru/pics/2019/03/20/6330.jpghttps://sun9-23.userapi.com/impf/c851328/v851328571/1c7a62/aO6_QlkUpd0.jpg?size=1000x667&quality=96&sign=cddcff6f2cbc43a8bc7c49f1b1cc0b5e&type=album

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/0/6/3/12858360.jpghttps://cs10.pikabu.ru/post_img/big/2020/05/10/5/1589093912170156793.png

Исторический комментарий

«Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Военнопленные»

     К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

    8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: “...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата...”

    Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к  советским военнопленным.

    Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

     Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём — чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).

   

1 группа: В церкви

По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь.

-  Что происходит ночью в церкви? 

-  С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?

-  Как ведут себя герои в этой ситуации?

-  Какая позиция ближе всего Соколову?

-  Как повёл себя сам герой?

-  Как бы вы оценили поступок Андрея Соколова?Какие черты характера он проявил?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

2 группа: Поединок с Мюллером

- Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова? 

- Какую сцену видит Соколов?

- Что предложил ему Мюллер? 

- Как повёл себя наш герой? Почему? 

- Кто же победил в данном поединке?

- Какие черты характера проявил Андрей Соколов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

3 группаУсыновление Ванюшки 

Не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

- Кто кого нашёл?

- Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту?

-  Как это характеризует Андрея Соколова?

- К каждому ли человеку вот просто может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

- Охарактеризуйте средства выразительности и их роль в этом отрывке.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:

Из нобелевской лекции Михаила Шолохова:

 “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

https://sun9-34.userapi.com/impf/c629224/v629224097/34c23/UTw1vOyK5vA.jpg?size=604x453&quality=96&sign=39b92c5f10dba8b851fe108c9821006a&type=album

Домашнее задание (на выбор)

1.         Напишите сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: «Что ждет впереди героя и его сынишку?»

2.        Напишите сочинение «Способен ли русский человек вынести все на своем пути, если позовет его Родина?»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Статьи из литературоведческого словаря

Антитеза – это противопоставление, стилистическая фигура, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом, например, «Война и мир (Толстой), «Принц и нищий» (Твен).

Сравнение – это стилистический приём; уподобление одного явления другому, подчёркивающее их общий признак. Бывает простым, и тогда выражено оборотом со словами как, словно или будто: «тёмную, как ночь, тень…».

Эпитет – это образное определение предмета или действия, выраженное прилагательным или причастием, например, «крылатые качели»; «белоснежная зима»; «горькие слезы»; «ледяная вода».

Эпитет – это образное определение предмета или действия, выраженное прилагательным или причастием, например, «крылатые качели»; «белоснежная зима»; «горькие слезы»; «ледяная вода».

Дорогие ребята!

Буду рада продолжить с Вами общение на персональном сайте. Надеюсь, что Вы сможете найти здесь полезную для себя информацию.http://qrcoder.ru/code/?http%3A%2F%2Fhttps%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fuser%2F1061558&4&0

Марашова Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ Абатская СОШ №1