6.6. Разработки уроков по литературе
Разработки уроков по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.2 КБ |
![]() | 524.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы «Русский характер в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»
Цель:
1. Показать, как русский солдат проявляет свой национальный характер в сложной жизненной ситуации и сохраняет человечность (на примере судьбы главного героя рассказа). 2. Создать условия для осознания понимания того, что каждый человек в любой ситуации способен оставаться человеком и сохранять свое достоинство.
Задачи:
- обучающие: показать значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”;
- развивающие: развивать навыки анализа текста, уметь выбирать главное обобщать; формировать коммуникативные и информационные компетентности;
- воспитательные: способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.
Оборудование:
Мультимедиа, у каждого обучающегося на столе «Записная книжка», фрагмент из фильма С.Бондарчука «Судьба человека», рассказ М.Шолохова «Судьба человека» (знание содержания рассказа).
Методы обучения:
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, частично-поисковый.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Деятельностная цель: продолжить формирование навыков смыслового чтения и анализа художественного произведения.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
- обучающиеся смогут усовершенствовать читательские умения и культуру речи;
- усовершенствуют умение выделять ключевую мысль в прочитанном, определять главные факты, устанавливать между ними логические связи.
Предметные результаты:
- знакомство с историей создания рассказа, способствовать развитию речи обучающихся, навыков выразительного чтения, монологического и диалогического высказывания.
Личностные результаты:
- обучающиеся смогут оценить писательский талант М.А. Шолохова на примере рассказа «Судьба человека»
- обучающиеся смогут использовать читательский опыт в реальных жизненных ситуациях и уяснить для себя некоторые уроки нравственности после анализа произведения.
Практическая ценность урока заключается в возможности использования материалов урока (в том числе записной книжки) педагогами литературы. Выполнение заданий записной книжки делают учебную деятельность интересной, познавательной и соответствующей запросам времени. Материалы ЗК будут интересны как обучающимся, так и педагогам при проведении учебных занятий, внеурочной деятельности и исследовательской работы по литературе, истории.
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Этап 1 Мотивация, целеполагание | Во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?" Наверное, такими вопросами задавался известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал в своих произведениях. И одно из них - рассказ "Судьба человека". Ребята, почему я взяла именно эти слова эпиграфом урока? Какова цель нашего урока? Вдумайтесь в значение слова «характер». Какие положительные черты русского характера вы назовете. | Формулируют цель урока и записывают ее в записную книжку (примерные ответы: проследить за судьбой главного героя рассказа Андрея Соколова и выявить его черты характера. Каким характером должен обладать человек, чтобы преодолеть испытания, посланные ему судьбой). Примерные ответы: стойкость, уверенность в себе, великодушие, мужество, умение любить и т.д. | Личностные: - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - слушать, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков, Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
Этап 2 Актуализация | Кому посвятил М.А.Шолохов свой рассказ и почему? Что же послужило толчком к написанию рассказа? Прочитайте в записной книжке От кого мы узнаем историю главного героя? Шолохов использует композицию “рассказ в рассказе”, показывает, что автор-повествователь не просто слушатель, он переживает судьбу Андрея Соколова, становится соучастником происходящего, авторская боль, сочувствие ощущаются в самом тоне повествования, в выборе героя- простого человека, ясно, на какой стороне автор, какие идеалы он отстаивает. я предлагаю вместе с автором пережить судьбу героя. Ребята, работая в парах, восстановите правильную последовательность основных моментов жизни Андрея Соколова. Запишите их в записную книжку Какие черты характера проявил Андрей Соколов в мирной жизни? А тут война (звучит голос Левитана и фрагмент песни «Вставай, страна огромная») Как ведёт себя герой на фронте?
Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен. Как Соколов попал в плен? Для более глубокого понимания текста нам необходим исторический комментарий. (в записной книжке) Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. Найдите в тексте слова, подтверждающие это высказывание. Какие события в жизни Андрея Соколова можно считать значимыми для понимания его характера? | Реализация индивидуального задания (подготовленный ученик: Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.) Читают, отвечают Андрей Соколов рассказывает о своей горестной судьбе “случайному” прохожему. Но в нём он видит родственную душу, человека, который всё поймёт, не спросит лишнего. “Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька”. В записной книжке должна быть следующая последовательность:
Озвучивают записи Пересказывают эпизод с условным названием «Мирная жизнь». Примерные ответы: Радуется малому, самое ценное для него: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства. В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы. Читают исторический комментарий “Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...” сцена в церкви, поединок с Мюллером, встреча с Ванюшкой. | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение задавать вопросы, Познавательные: - поиск и выделение информации, Регулятивные: - планирование своих действий, |
Этап 3 Открытие новых знаний Работа в группах | Поработаем в группах: 1 группа отвечает на вопросы в ЗК Сцена в церкви По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. - Что происходит ночью в церкви? - С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде? - Как ведут себя герои в этой ситуации? - Какая позиция ближе всего Соколову? - Как повёл себя сам герой? - Как бы вы оценили поступок Андрея Соколова? Какие черты характера он проявил? 2 группа отвечает на вопросы в ЗК Сцена « Поединок с Мюллером» - Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова? - Какую сцену видит Соколов? - Что предложил ему Мюллер? - Как повёл себя наш герой? Почему? - Кто же победил в данном поединке? Какие черты характера проявил Андрей Соколов? 3 группа отвечает на вопросы Сцена усыновления Ванюшки - Не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика. - Кто кого нашёл? - Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту? - Как это характеризует Андрея Соколова? - К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок? - Охарактеризуйте средства выразительности и их роль в этом отрывке. (Обращайтесь к литературоведческому словарю в ЗК)
| Работают в группах Примерные ответы: Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату. Мюллер - безжалостный человек, “правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить”. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно. Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке. Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова “настоящим русским солдатом”. Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека. Ванюшка не отвернулся, не убежал от Соколова, почувствовал его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. |
Этап 4 Включение в систему новых знаний | Приглашаю спикеров представить результат работы Перед выступлением 3 группы включаю фрагмент фильма С.Бондарчука «Встреча с Ванюшкой» | Представляют результаты работы, добавляют | Личностные: - формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - ориентировка на позицию партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
Этап 5 Рефлексия учебной деятельности | Из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”. Ребята, назовите те черты характера, которые мы отметили у Андрея Соколова и которые можно считать чертами характера русского человека? Оформите в виде кластера в ЗК | Читают в ЗК Записывают в ЗК: стойкость, великодушие, уверенность, честность, верность, мужество, умение любить, сострадание, трудолюбие, самоотверженность, доброта | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, Регулятивные: - восприятие оценки учителя, Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, |
Домашнее задание | Поблагодарить за хорошую работу, оценить Рассказать про домашнее задание Домашнее задание (на выбор) 1. Напишите сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: «Что ждет впереди героя и его сынишку?» 2. Напишите сочинение «Способен ли русский человек вынести все на своем пути, если позовет его Родина?» |
Предварительный просмотр:
«Посеешь привычку – пожнешь характер,
Посеешь характер – пожнешь судьбу»
Восточная мудрость
Тема урока: ___________________
_______________________________
______________________________
Цель урока: ___________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
История названия рассказа «Судьба человека».
В 1946 году во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю, которого принял за шофера-фронтовика, историю своей жизни, навсегда оставшуюся у него в памяти. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы. И только через 10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека», который потряс многих. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, пережившие все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из-за границы – Хемингуэй, Ремарк).
Многие люди хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, отдать ему свое тепло.
Жизненный путь Андрея Соколова
(Плен, мирная жизнь, потеря близких, в церкви, побег из плена, Ванюшка, война, фронт)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Исторический комментарий
«Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Военнопленные»
К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.
8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: “...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата...”
Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.
Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.
Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём — чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).
1 группа: В церкви
По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь.
- Что происходит ночью в церкви?
- С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?
- Как ведут себя герои в этой ситуации?
- Какая позиция ближе всего Соколову?
- Как повёл себя сам герой?
- Как бы вы оценили поступок Андрея Соколова?Какие черты характера он проявил?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
2 группа: Поединок с Мюллером
- Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова?
- Какую сцену видит Соколов?
- Что предложил ему Мюллер?
- Как повёл себя наш герой? Почему?
- Кто же победил в данном поединке?
- Какие черты характера проявил Андрей Соколов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
3 группа: Усыновление Ванюшки
Не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.
- Кто кого нашёл?
- Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту?
- Как это характеризует Андрея Соколова?
- К каждому ли человеку вот просто может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
- Охарактеризуйте средства выразительности и их роль в этом отрывке.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
Из нобелевской лекции Михаила Шолохова:
“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
Домашнее задание (на выбор)
1. Напишите сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: «Что ждет впереди героя и его сынишку?»
2. Напишите сочинение «Способен ли русский человек вынести все на своем пути, если позовет его Родина?»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Статьи из литературоведческого словаря
Антитеза – это противопоставление, стилистическая фигура, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом, например, «Война и мир (Толстой), «Принц и нищий» (Твен).
Сравнение – это стилистический приём; уподобление одного явления другому, подчёркивающее их общий признак. Бывает простым, и тогда выражено оборотом со словами как, словно или будто: «тёмную, как ночь, тень…».
Эпитет – это образное определение предмета или действия, выраженное прилагательным или причастием, например, «крылатые качели»; «белоснежная зима»; «горькие слезы»; «ледяная вода».
Эпитет – это образное определение предмета или действия, выраженное прилагательным или причастием, например, «крылатые качели»; «белоснежная зима»; «горькие слезы»; «ледяная вода».
Дорогие ребята!
Буду рада продолжить с Вами общение на персональном сайте. Надеюсь, что Вы сможете найти здесь полезную для себя информацию.
Марашова Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ Абатская СОШ №1