6. Литературное краеведение


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: литература

Класс: 5

Тема: «Нравственные уроки в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Продолжительность урока: 40 минут

Цель урока: Образовательная: развитие умения анализировать художественный текст; развитие навыков выразительного чтения.

        Воспитательная: формировать интерес к знаниям; доброжелательное отношение и взаимопомощь.

        Развивающая: развивать память, мышление, умение пользоваться полученными знаниями.

Цель деятельности учителя: на примере сказки «Тёплый хлеб» показать  значение  народной  мудрости и народной морали,  победу  добра  над  эгоистичными  чувствами; показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, труде и взаимной выручке.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному, формировать коммуникативные и речевые умения, учиться выражать собственное отношение к произведению, к поступкам героев.

Метапредметные УУД: продолжить формировать умение ставить цель и задачи учебной деятельности, понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы, формулировать выводы.

Личностные: учащийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное, формируются ценностные ориентации учащегося.

Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач, норм эффективной коммуникации.

Личностные результаты: совершенствовать духовно-нравственные качества личности обучающихся, учиться разграничивать понятия «добро» и «зло», понимать, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке; развивать уважительное отношение к русской литературе.

Словарь урока: добро, тёплый хлеб

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Методы и приёмы обучения:

Диалоговый метод. Приём: слово учителя.

Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста.

Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы, кубик Блума, лист самооценки, письмо писателю.

Оборудование урока:  учебник-хрестоматия, компьютер, презентация, карточки с заданиями.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя и обучающихся

Этап 1

Мотивации

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему?(глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.

Этап 2

Актуализации и пробного учебного действия

Ребята, послушайте стихотворение Нины Герасимовны Гурьевой, автора многочисленных поэтических сборников, нашей землячки (фото на слайде, текст стих-ия на столах):

Дорога домой

Музыка снега,
Колокол неба,
Вьётся дорога домой.
Детская нега,
Запахи хлеба
От колыбели родной.

Тёплые руки,
Нежные звуки
Тихо звенящей души.
Тёплая печка,
Яркая свечка-
Образ родимой избы.

Корочка хлеба,
Колокол неба-
Этим всегда дорожу.

Как вы думаете, о чем это стихотворение?(тема, идея).  Какое прилагательное встречается несколько раз? Каково лексическое значение слова «теплый» в этом стих-ии? А что еще может быть теплым? (Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)

- Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих.

Назовите слова-символы этого стихотворения, олицетворяющие родной дом и теплые воспоминания о нем? (Хлеб)

Ребята, назовите тему урока, опираясь на ключевые слова: теплый и хлеб?

А как можно объяснить словосочетание «тёплый хлеб», ставшее названием сказки? (возможно, затрудняются ответить сразу)

Этап 3

Целеполагание и планирование

Поставьте задачи на урок, используя опорные слова (выведенные на слайде или карточки на доске):

  1. Проанализировать…
  2. Выявить…
  3. Дать оценку…

 (Проанализировать поведение и поступки героев, выявить нравственные уроки; дать оценку поступкам героев)

Этап 4

Открытие нового знания

- К.Г.Паустовский известен как писатель-гуманист, который с помощью тонкого юмора и точного слова умеет пробудить лучшее в человеке: доброту, сочувствие, сострадание. Не случаен интерес писателя к теме детства, времени становления человека, когда душа особенно восприимчива к прекрасному, к справедливому, к гуманному. К.Г.Паустовский как добрый друг, рад помочь хорошим советом, поучительным примером. Писатель говорил: « Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. Как будто писатель взял крепко за руку друга и повел его за собой в жизнь, полную событий и света».

 Давайте вспомним сюжет сказки, а для этого восстановим план, пункты которого рассыпались (работа в парах)

Проверьте полученный вами план с тем, что вы видите на экране, у кого получилось так же,

 Раненый конь, которого оставили в деревне

Филька жестоко поступил с конем, просящим хлеба

Конь разозлился, и в деревню пришел сильный мороз

Рассказ бабушки о солдате

 Мальчик Филька у мельника Панкрата

Спасение мельницы

Мороз отступил

Примирение Фильки и коня

- Как называется деревня, в которой происходят события? (Бережки)

-Что вы можете сказать о названии деревни Бережки. От каких слов образовано это название? (от слов «беречь», «оберегать»). Какова роль уменьшительно-ласкательного суффикса в названии (выражение нежного, ласкового, любовного, тёплого отношения к деревне). – О чём это говорит? (Люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить добро окружающим). 

В этой деревне пахнет хлебом, он становится символом жизни.

- Найдите описание деревни. (Чтение отрывка «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «…и в неё кружились льдинки») (с. 73-74)

- Какая была погода? (Тихая, спокойная зима). – О чём это говорит? (Люди радовались тёплой зиме: реки не замёрзнут, мельница работать будет, значит, хлеб будет).

-Значит, что сплачивало людей? (Доброта).

- Давайте вспомним, почему кавалеристы оставили коня в деревне? (немецкий снаряд ранил в ногу вороного коня). 

- Почему именно дед Панкрат стал ухаживать за ним? (он пожалел коня, вылечил его, конь стал ему помогать чинить плотину, терпеливо возил глину, навоз и жерди). 

- Как жители деревни относились к коню? (Они отдавали ему всё, обделяя себя, даже сладкую морковку, которой можно было покормить детей. А ведь была война, голод). А ведь была война, голод. Вспомните рассказы своих бабушек (прабабушек и прадедушек) о тяжёлых годах войны.

- Предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент (стих-ие Зайцевой Любови Яковлевной, участницы трудового фронта, она сама сочиняет стихи, в котором рассказывает о своем тяжелом детстве).Как тема нашего урока связана со стих-ем? Благодаря чему выжили люди в тылу во время ВОВ? (благодаря хлебу). Что сплачивало их? (Доброта)

- А что же случилось в Бережках?! Обратимся ко второй части «Бездумный поступок». Прочитайте описание отрывка, когда Филька совершил бездумный поступок (читает учащийся, остальные следят и ?). (Чтение отрывка «В один из таких тёплых, серых дней…» до слов «…Иди, копай!») (с. 74)

-Какой жестокий поступок совершает Филька?  (Филька в это время ел хлеб. Герой бьет коня, закидывает хлеб в снег, называет его дьяволом и христорадником. Обидеть раненого коня, который жил под милосердием добрых людей). - А мы выяснили, что хлеб сделан с любовью во имя жизни.

- Большая роль в тексте отводится детали, которая по-особому характеризует героя («Слеза скатилась у коня из глаз»). Животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу.

- Понимает ли мальчик, что поступил плохо? (Он не переживает, не раскаивается)Осуждаете ли вы Фильку? Как бы вы поступили на его месте?

Дети, перед вами стикеры двух цветов: синие и красные. Как вы думаете, какой больше подходит для характеристики Фильки после жестокого обращения с конем? Напишите на стикерах синего цвета черты характера, которые проявил главный герой по отношению к животному и прикрепите их в левой колонке на ватмане у доски.(злой, жестокий, эгоистичный, жадный, бессердечный).

- Обратимся к третьей части сказки «Беда».

- Вспомним, что происходит в природе после того, как Филька совершил плохой поступок (читают):

…Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга… Ревела, обезумев, метель… Метель начала затихать к вечеру. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне….река застыла до самого дна (с. 74-75)

- Какой должна быть интонация чтения? (тревожная)

-Какие художественно-выразительные средства использует автор? Какова их роль в тексте? Найдём их и ответим на вопросы в карточках. Высказывания нужно подтверждать текстом. Работа будет проходить в группах.

1  группа: Найдите олицетворения и эпитеты в тексте. Какова их роль? «И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг другаРевела, обезумев, метельМетель начала затихать к вечеру. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне….река застыла до самого дна».

эпитеты (голых деревьях; колючий мороз, пронзительный ветер; мёрзлая солома; оторванные ставни; снежная пыль; окрестных полей; небесному своду) –

Вывод: эпитеты помогают не только увидеть картину, но и почувствовать. 

 олицетворения помогают увидеть природу живой.

2 гр.работает со схемой

Реальное в сказке

Фантастическое в сказке

Почему автор показал такой резкий переход – от тёплой, солнечной погоды к холодной, морозной? (Филька совершил зло)

-Какой приём использует автор? (противопоставление. Учитель знакомит с новым термином «антитеза»)

- Случайно ли после бесчеловечного поступка Фильки завыл ветер?  (Начало метели – это отклик волшебных сил природы. Природа плохо отнеслась к бессердечному поступку).

Что слышит Филька в этом завывании? (Филька ощущает смущение в душе.)

 - Сделаем вывод: Нельзя относиться безразлично к окружающему миру, человек в ответе за свои поступки, природа и животные ведут с нами диалог, но услышим ли мы их? Научимся ли этому?)

Физкультминутка.

Этап 5

Включение нового знания в систему знаний.

-Зачем бабушка рассказала внуку историю о раненом солдате и злом мужике?

-Догадалась ли она, что внук совершил это зло?

Какой урок жизни поведала Фильке бабка?

- Понял ли Филька, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять?

– Какова будет первая ступенька на пути к добру?

- Что овладело Филькой?

-Когда Филька понял свою вину перед конем и перед всей деревней, к кому советует обратиться бабушка?

Дети, что меняется в характере главного героя после того, как он осознал свою ошибку? Напишите на стикерах красного цвета и разместите на ватмане в правой колонке (раскаявшийся, решительный, целеустремлённый, отважный, добрый, благодарный, доброжелательный).

-Как Филька помирился с раненым конем? Найдите в тексте («Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню…Конь…осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слёзы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия»)

- Мальчик, угощая коня, почувствовал тепло его губ и по - доброму улыбнулся.

-Почему конь простил Фильку?
(Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел и был благодарен тем, кто простил его, поэтому простил его и конь.) 

- Почему же Паустовский назвал сказку «Теплый хлеб»? - Дайте лексическое значение слову теплый в словосочетании теплый хлеб(добрый, сделанный с любовью, употреблено в переносном значении). - Как вы понимаете значение слова «хлеб»? (Это житейская необходимость, главная пища). - Вспомним пословицы и поговорки о хлебе (домашнее задание).

Хлеб – всему голова.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб – батюшка, водица – матушка

- Когда  же  хлеб  становится  теплым?  (когда  согрет  теплом  души, когда мы видим общую радость, счастье, радость людей, когда заработала мельница)

- Хлеб – это жизнь. Им нельзя разбрасываться, им нельзя играть. В войну хлеб был главной пищей для людей. После войны, как и в Бережках. Благодаря ему люди выживали. Как вы относитесь к хлебу? Приведите примеры из жизни (Дети приводят примеры). Мы должны беречь хлеб, ценить его и ни для кого не жалеть: ни для людей, ни для животных.

- Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это искупление вины мальчика. Совершить зло легко, а осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно. Автор показывает в конце произведения, каким должен быть хлеб, а именно, какими должны быть отношения между человеком и природой

Этап 8

Включения в систему знаний и повторения

Приём «Кубик Блума» (на парте лежит кубик, дети составляют вопросы по сказке и записывают их в тетрадь)

Примеры вопросов:

Объясните, почему Филька пошёл именно к Панкрату?

Подумай, что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью? (Совет)

Почему мельник Панкрат назвал Фильку «бессмысленным гражданином»?

Вспомни, как мельник Панкрат назвал Фильку и почему?

Согласны ли вы, что Фильке было нелегко решиться обратиться  за помощью к Панкрату?

Предположите, почему Панкрат не рассердился на Фильку? (Он понимал, что каждый может совершить ошибку и нужно давать шанс ее исправить).

Этап 9

Рефлексии учебной деятельности

Сегодня мы проделали непростой путь в сказке с очень тёплым названием. Какой урок извлек каждый из вас?

Оцените свою работу на этом уроке с помощью листа самооценки:

Лист самооценки (от 0до5 баллов по каждому критерию)

ФИ

Знание текста

Выразительное чтение

Изобретение вопросов

Умение работать в паре, в группе

1

2

А чтобы узнать, какова же доброта на вкус, я предлагаю вам отломить и съесть по маленькому кусочку хлеба (теплый не хлеб, а добрые сердца и руки, которые его готовили)

Домашнее задание

Представьте, что у вас появилась возможность обратиться к автору сказки и высказать свое мнение о содержании произведения. Обратитесь к нему « уважаемый Константин Георгиевич, я понял, что вы хотели сказать…»



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: литература, 7 класс

Тема урока: Движение декабристов и «подвиг любви бескорыстной» жен декабристов в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» и в исторических очерках

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: технология творческой мастерской

Приемы: исследование, мини-проект, диаграмма Венна

Ресурсы урока: Президентская библиотека, персональный сайт учителя

Цели урока: познакомиться с историческим материалом, положенным в основу поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины», рассмотрев трагические страницы русской истории – декабристское движение и героический поступок жен декабристов.

Деятельностная цель: продолжить формирование навыков смыслового чтения и анализа художественного произведения

Содержательная цель: расширить содержательную базу обучающихся за счет включения краеведческого компонента (произведения за рамками школьной программы).

Планируемые результаты:

Метапредметные:

  1. обучающиеся смогут усовершенствовать читательские умения и культуру речи;
  2. обучающиеся смогут усовершенствовать умение выделять ключевую мысль в прочитанном, определять главные факты, устанавливать между ними логические цепочки;
  3. обучающиеся смогут усовершенствовать умение выделять главную информацию по теме и структурировать ее.

Предметные результаты:

  1. обучающиеся изучат историческую основу поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», проведут сопоставительный анализ художественного текста и записок-воспоминаний,
  2. развитие аналитического и выразительного чтения

Личностные:

  1. развитие интереса к истории своей Родины;
  2. развитие и формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, ответственность перед долгом – супружеским, семейным; умение сопереживать, прийти на помощь   ближнему;
  3. воспитание верности, способности на благородные   человеческие чувства – дружбу, любовь;
  4. умение работать в команде.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап 1

Мотивации

Звучит Вивальди «Зима»

Сегодня у нас необычный урок — урок в удивительный XIX век, который вписал золотыми буквами имена художников, музыкантов, поэтов. Один из них - Николай Алексеевич Некрасов…

Вы слышите его шаги на лестнице?!...

Вот он входит, зажигает свечи, садится за свой любимый письменный стол, и мысли уносят его далеко - далеко.

А мы вместе с ним переносимся в его творческую лабораторию.

Пленительные образы!

Едва ли в истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Высок и свят их подвиг незабвенный.

Н.А. Некрасов

Эти слова принадлежат Н.А. Некрасову – русскому поэту, прозаику, публицисту, классику русской литературы.

Обратите внимание на годы жизни писателя (1821-1878). Свидетелем каких исторических событий Российской империи стал писатель? (крепостное право).

- Предположите, о каких образах говорит автор?

- Почему их имена забыться не должны?

- С какими произведениями Вы уже познакомились? Кому они посвящены?

Этап 2

Актуализации и пробного учебного действия

Какие ассоциации у вас возникают со словом  «декабристы»? 

Приглашаю Вас познакомиться с исторической справкой «О восстании декабристов».

 (переход на сайт ресурсов Президентской библиотеки) https://www.prlib.ru/history/619844

(армия, ссылка, кровь, поражение, смелые, молодые, успешные, активные, ответственные, личность, гражданин)

Этап 3

Выявление места и причины затруднения

Какова была цель восстания декабристов на Сенатской площади?

Почему идеи декабристов не были реализованы?

Какое решение принял царь в отношении декабристов?

Подумайте и предположите цель сегодняшнего урока-лаборатории.

Исходя из цели сформулируйте тему урока.

Этап 4

Построение проекта выхода из затруднения

Сегодня в лаборатории писателя Н.А. Некрасова по поэме «Русские женщины», используя ресурсы читального зала Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, ресурсы моего личного сайта, мы проведем исследование в группах и ответим на ряд проблемных вопросов.

1 группа «Историки-краеведы» работают в читальном зале Президентской библиотеки имени Ельцина с документом «Декабристы в Тобольском крае: 1825-1925». Копотилов М.П.

Результатом работы группы станет составление карты расселения декабристов в Тюменской области (стр. 7) ответить на вопросы:

  1. Каковы условия жизни декабристов в сибирской каторге и ссылке? (стр. 6-7)
  2. Как относились местные власти и сибирское население к ссыльным декабристам? (стр. 9)

2 группа «Социологи». Вам поручается изучить роль декабристов в жизни Сибирского края на персональном сайте учителя во вкладке «Литературное краеведение» (переход по QR-код). Результатом работы группы станет ЛЭПБУК

3 группа «Исследователи-литературоведы». Вам предстоит соотнести текст поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» (Княгиня Трубецкая) с записками-воспоминаниями декабриста барона Розена Андрея Евгеньевича под редакцией историка Щеголева Павла Елисеевича «Записки декабриста» (стр. 152-153). Результатом работы группы станет диаграмма Венна «История княгини Трубецкой в поэме Н.А. Некрасова и записках-воспоминаниях А.Е. Розена». Ответить на вопрос «Почему княгиня отреклась от всех привилегий, уехала из богатого дома вслед за мужем? О каком долге говорит Некрасов? (найти ответ в поэме)

4 группа «Исследователи-литературоведы»

Вам предстоит соотнести текст поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» (Княгиня Волконская) с записками-воспоминаниями декабриста барона Розена Андрея Евгеньевича под редакцией историка Щеголева Павла Елисеевича «Записки декабриста» (стр. 152-153). Результатом работы группы станет диаграмма Венна «История княгини Волконской в поэме Н.А. Некрасова и записках-воспоминаниях А.Е. Розена». Ответить на вопрос «Почему княгиня отреклась от всех привилегий, уехала из богатого дома вслед за мужем? О каком долге говорит Некрасов? (найти ответ в поэме)

Этап 5

Реализации построенного проекта

Работа в группах

Учитель консультирует группы

Выполнение заданий проекта

Этап 6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Презентация проекта группами

Этап 7

Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Тест на персональном сайте учителя (кахут или ментиметр)

Этап 8

Включения в систему знаний и повторения

1. Как созрело решение о поездке в Сибирь, и почему оно было для этих женщин  единственно верным?

2.Почему Некрасов посвятил свою поэму не декабристам, а их женам? В чём их женский и человеческий подвиг?

Княгини Трубецкая и Волконская много лет прожили в Сибири, деля кров и кусок хлеба.

В 1856 г. Александр 2 издал манифест об освобождении декабристов и своим высочайшим повелением разрешал им вернуться в Россию. Не только им, но и их женам, детям.

К этому времени из 120 декабристов  остались в живых только 55. 34 из них вместе с семьями решили доживать свой век в Сибири, 16 семей  вернулись к родным и близким.

До этого времени княгиня Трубецкая не дожила. Она умерла в 1854 году и была похоронена в г. Иркутске.

С.П. Трубецкой возвращался в Петербург с двумя младшими детьми, двое старших уже обзавелись семьями и проживали в Иркутске.

Мария Волконская возвращалась в Петербург с мужем, сыном и дочерью.  

Сын Волконских – Михаил после встречи в театре и разговора о жизни декабристов в Сибири  передал дневники матери Некрасову.

Так появилась поэма «Русские женщины».

Этап 9

Рефлексии учебной деятельности

Синквейн (1 слово долг, честь, любовь, верность, русская женщина, жена декабриста)

Домашнее задание

Написать эссе: «Можно ли назвать жен – декабристов героинями? В чем их подвиг?»

 



Предварительный просмотр:

Декабристы в Тюменской области

В Тюменской области проживали более  40 декабристов.C:\Users\кабинет 25\Desktop\77_big.jpg

Декабристы оказались оторванными от политической борьбы, разбросанные по малолюдным сибирским просторам и в новой для себя жизни остались верны идеалам юности, сохранили нравственные начала. Даже в условиях постоянного полицейского надзора и всевозможных ограничений декабристы два с половиной десятилетия влияли на жизнь губернского города и вносили особую свежесть в Тобольском обществе.

Пребывание декабристов оставило заметный след в истории области. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. И это не удивительно, если учесть, что «цвет всего, что было образованного в России - отправлено в Сибирь», так писал Герцен, а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, называл Сибирь «страной умных людей».

Отстранение от участия в политической жизни, декабристы с энтузиазмом отдались просветительской деятельности в Сибири.

“Сохранившиеся архивные материалы, воспоминания сибиряков, эпистолярное наследие декабристов показывают, какую роль в общественной жизни Сибири и Тобольска играли ссыльные”.

Существенный вклад в народное образование внес Иван Дмитриевич Якушкин и его товарищи по ссылке. В Ялуторовске  (город Тюменской области) 1 июня 1846 года была открыта школа девочек и мальчиков, обучение в которой шло по Ланкастерскому методу.C:\Users\кабинет 25\Desktop\80848_original.jpg

А в Тобольске, продолжая традицию, заложенную в Ялуторовске Якушкиным, Тобольское общество при участии декабристов  открыло в 1852 году женскую школу, позднее преобразованную в Мариинскую гимназию. Александр Михайлович Муравьев на свои средства приобрел для школы помещение, где занимал должность «казначея и эконома».

Большой любовью жителей Тобольска пользовались декабристы-медики. Благодаря своим исключительно душевным качествам, бескорыстию и медицинским знаниям Фердинанд Богданович Вольф пользовался всеобщим уважением. Декабристы и жители Тобольска не раз благодарили судьбу за то, что среди них оказался этот замечательный врач.

Бесплатно лечил городских и сельских бедняков Павел Сергеевич Бобрищев - Пушкин.

Когда в 1848 году в Тобольске вспыхнула эпидемия холеры, унесшая за 40 дней 600 человеческих жизней, врачи-декабристы взяли на себя исполнение всех необходимых лечебных функций, они спасли 500 человек, а тогда в Тобольске проживало примерно 15 тыс. жителей. Врачам на помощь пришли семьи Фонвизиных, Муравьевых, Анненковых, Свистуновых, организовавшие в своих домах небольшие лазареты.

В 40-50 годы некоторые декабристы получили разрешение на государственную службу. Это была официальная и единственная форма деятельности ссыльных. Поступив на службу, декабристы использовали все возможности для социальной защиты крестьян и бедноты, боролись с казнокрадством и взяточничеством. Будучи сами людьми принципиальными, морально чистыми, они выгодно отличались от сибирских чиновников.

Интеллектуальная жизнь сословных дворян в Тобольске была чрезвычайно активна и это не удивительно: здесь жили теоретики декабризма и философы, выступавшие за отмену крепостного права и в своих трудах критиковавшие недостатки государственного устройства России.

В Тобольске продолжала звучать поэтическая лира человеколюбия и сострадания декабристов - поэтов. Нередки были литературные и музыкальные вечера, совместные чтения получаемых писем, обсуждения острых социальных произведений литературы, не менее острых социальных событий 1848 года в Европе и героической обороны Севастополя. Все это делало дома Фонвизиных, Муравьевых, Свистуновых центрами культурной и политической жизни города, где частыми гостями были и местные жители.C:\Users\кабинет 25\Desktop\caption.jpg

Александр Михайлович Муравьев создал театральную труппу и ставил в своем доме спектакли.

У Михаила Александровича Фонвизина и его жены Натальи Дмитриевны в доме по вечерам гости обсуждали проблемы теологии и философии. Михаил Александрович в Тобольске сам написал ряд философских работ.

Одаренный высокой музыкальной культурой Петр Николаевич Свистунов возглавил музыкальное учреждение города - хор певчих, кроме этого создал оркестр и струнный квартет, в котором играли три декабриста Михаил Фонвизин (скрипка), Петр Свистунов (виолончель), Евгений Оболенский (контрабас), четвертым был местный житель Челичеев (скрипка).

Декабристы были понятны и дороги своими человеческими ценностями, которые они передавали последующим поколениям. Им были присущи патриотизм и нетерпимость произволу, чувство гражданского долга и бескорыстного служения Отечеству, постоянная помощь обездоленным.C:\Users\кабинет 25\Desktop\image.jpgC:\Users\кабинет 25\Desktop\1829587371093963_d764.jpg



Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ К УРОКУ

Технологическая карта урока литературы общеметодологической направленности в 7 классе по теме «Савва Есипов. Сибирская летопись как один из основных источников сведений о походе Ермака и присоединении Сибири к России» реализует региональный компонент Тюменской области. Данный урок литературы вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала. Особое внимание уделяется нравственному и экологическому воспитанию. Данная тема включена в раздел «Древнерусская литература».  

На уроке использованы приемы развития смыслового чтения: составление ментальной карты, составление синквейна, ромашки Блума.

В процессе создания ментальной карты учащиеся самостоятельно кодируют учебный текст, выделяют главные понятия в тексте. Работа с ментальными картами позволяет ученикам воспринимать достаточно большой объем учебного материала в его целостности, облегчает осмысление и запоминание.

Приём «Ромашка Блума» основан на работе с текстом. Ромашка Блума» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка правильных вопросов к тексту и поиск ответов на них. «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.

Синквейн – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Синквейн обогащает словарный запас, готовит к краткому пересказу,учит формулировать идею (ключевую фразу), получается у всех.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: литература

Класс: 7

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Тема урока: Савва Есипов. Сибирская  летопись как один из основных источников сведений о походе Ермака и присоединении Сибири к России.

Цель урока: познакомить учащихся с есиповской летописью, личностью и судьбой Саввы Есипова.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Вид работы

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Этап 1

МОТИВАЦИИ

5 минут

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

  1. Прием «Эпиграф к уроку»
  • Скажите, как вы считаете, о чем мы сегодня говорить на уроке?
  • Как вы считаете, почему необходимо беречь «беречь старину»?

  1. Ученик выразительно читает эпиграф к уроку.

Учащиеся обсуждают эпиграф, записывают в тетрадь. Отвечают на вопрос учителя.

Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении а самореализации,

- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

- умение передавать информацию интонацией,

- слушать,

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- умение  строить речевое высказывание,

- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап 2

АКТУАЛИЗАЦИИ И ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ УЧЕБНОМ ДЕЙСТВИИ

10 минут

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

Вспомните, что такое летопись?

Какую летопись вы уже изучали на уроках литературы?

Технология продуктивного чтения.

  1. Работа с текстом до чтения. Прием «антиципации» (прогнозирования). Предположите, о чем/о ком будет текст по картинке.
  2. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста

Перечитывание текста

  1. Работа с текстом после чтения. Прием «Ромашка Блума»

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

  1. Учащиеся предполагают по предложенным иллюстрациям скринов  книги из Президенской библиотеки содержание текста.

  1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом. Отмечают в тексте знакомую информацию (V) и новую информацию (+).
  2. Учащиеся в группах составляют ромашку Блума. Задают полученные вопросы другой группе.

Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы,

- формулирование собственного мнения,

Познавательные:

- поиск и выделение информации,

- умение  строить речевое высказывание,

- анализ объектов с целью выделения признаков,

- синтез,

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- классификация объектов,

- подведение под понятие,

- выдвижение гипотез; их обоснование,

- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Регулятивные:

- планирование своих действий,

- различение способа и результата действий,

- внесение необходимых корректив в действие.

Этап 3

ЗАКРЕПЛЕНИЯ

С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Целью данного этапа является обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

Деятельность учащихся:

осознание иерархии тем в разделе учебного предмета;

выстраивание внутритемных связей в изученном разделе;

определение межтемных связей в изученном разделе;

определение места данного раздела в учебном предмете как в науке

  1.  Ответы на вопросы.

  1. Учащиеся задают получившиеся вопросы из приема «Ромашка Блума» друг другу. Важно давать полные развернутые ответы с цитированием изучаемого текста.

.

Личностные:

- формирование мотивов достижения целей,

Коммуникативные:

- умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-умение задавать вопросы;

-использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

- осуществление пошагового контроля по результату;

-адекватное восприятие оценки учителя;

-различение способа и результата действия.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-поиск разнообразных способов решения задач

Этап 4

ВКЛЮЧЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

Целью данного этапа является формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.

Деятельность обучающихся:

выявление границ применимости системы знаний;

самостоятельное составление заданий по изученным темам раздела;

выводы о применимости знаний в окружающем мире и рекомендации по применению  знаний.

И закрепление учащимися  системы знаний через способы действий.

  1. Работа в группах.
  • 2 группы составляет ментальную карту по предложенному тексту.
  1. Группы представляют друг другу получившийся продукт.

В центре 1 группы личность Саввы Есипова, в центре 2 группы Сибирская летопись.

Личностные:

--формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные:

- выделение существенной информации,

- структурирование знания.

Этап 5

РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью данного этапа является самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

Деятельность обучающихся:

соотнесение  цели урока и результатов собственной деятельности;

оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия.

  1. Прием «Синквейн» к теме урока.

  1. Прием «Лестница успеха»

  1. Учащиеся составляют синквейн по теме урока. Представляют получившиеся продукты.
  2. Учащиеся заполняют карточку «Лестница успеха»

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Домашнее задание

  1. Перевод  и чтение одной из глав Сибирской летописи.
  2. Выучить стихотворение, которое послужило эпиграфом к уроку.

ЭПИГРАФ К УРОКУ

Тюмень - мой главный город на Туре,

                       Прославила тебя сынов отвага…

                                       Родная, славная Тюмень, я у тебя в плену,

                                                 Мне радостно от этого желанного плененья.

                                          К потомкам обращаюсь: «Берегите старину,

  В ней мудрости заряд

                                                                          давно ушедших поколений!»

Э.С. Пахомов

Текст для изучения нового материала.

Имя Саввы Есипова. Сибирская летопись.

Савва Есипов (? — после 1643) — русский летописец, автор Есиповской летописи.Даты жизни, место рождения и смерти Саввы Есипова неизвестны. Он приехал в Тобольск в начале 1620-х годов. Служил дьяком при архиепископах Макарии, Нектарии и Герасиме. Впервые упоминается в 1635 году. В 1636 году создал летопись, названную его именем, которая рассказывает о походе Ермака в Сибирь. В Есиповской летописи подчёркивается важная роль православия и Православной церкви в присоединении Сибири. В качестве источника были использованы Написание казаков о походе Ермака, созданное кем-то из участников похода, и составленный на его основе Синодик (помя́нник или помина́льник — книга или список с перечислением имен умерших и живых для поминовения во время богослужения или в частной молитве) Ермаковым казакам. Возможно, Есипов написал два других произведения — «Сказание о явлении Абалацкой иконы Богородицы» (1641) и «Повесть о городах Таре и Тюмени» (1636—1642). Последнее упоминание Есипова относится к 1643 году, когда он отправился в Москву, чтобы сообщить о восстании служилых людей в Нарыме.

Сибирские летописи XVII - XVIII вв. единственный исторический источник, дающий последовательный рассказ об обстоятельствах похода Ермака в Сибирь, столкновениях с войсками Кучума, приходе царских воевод, гибели Ермака, основании русских городов и других событиях ранней истории русской Сибири.

Есиповская летопись — одна из основных сибирских летописей — названа по имени ее составителя — Саввы Есипова, взявшего за основу тексты Румянцевского летописца, Синодика, сказок казаков и других памятников.Его летопись задумана и выполнена как история Сибири. Начав с рассказа о ее природе, о народах, ее населяющих, о местных царьках и князьях, Есипов затем сосредоточивается на двух персонажах — на Кучуме и Ермаке. Кучума он изображает в традиционном для средневековой письменности обличье гордого царя-язычника, который переполнил чашу божьего терпения. Ермак — это орудие господне, «меч обоюдуостр». Бог избрал простого казака («не от славных муж», замечает летописец), чтобы посрамить Кучума. Ермак как личность, как характер Есипова не интересует; Ермак — орудие бога, и только. «Открытие характера» сибирским летописцем еще не освоено. Завершается летопись рассказом об основании тобольской епархии. Это событие наглядно знаменует победу православия в Сибири.

Савва Есипов составил в 1636 году самое первое русское географическое описание Урала. Оно помещено им в летописи под названием "О Сибири и сибирском взятии". "Есиповская  летопись" содержит, конечно, самые примитивные сведения о природе Урала, совершенно недостаточные для того, чтобы получить о нем более менее общее и верное представление. И тем не менее эта летопись дорога для нас прежде всего потому, что это наиболее раннее описание такого рода. Савва Осипов не был ученым. Он лишь посильно и добросовестно исполнил свое дело.  

Есиповская летопись основана как на доступных в то время автору письменных источниках, так и на свидетельствах очевидцев и собственных наблюдениях. Есипов даёт географическую справку, сообщает о Мангазее и даже о продолжительности «ходу» до неё. Он пишет, что в устье Оби и в районе Мангазеи из-за «стужи» хлеб и овощи не растут, что тамошние «ясашные» люди кочуют по тундре на оленях. Повествование «О Сибири и о сибирском взятии», как Есипов определял содержание своего произведения, воссоздаёт историю присоединения «Закаменьской страны» к Московскому государству и её христианизации.

Надо сказать, что до Саввы Есипова, летопись Сибири начал составлять  митрополит  Киприан, который собирал записки сибирской истории отобрав от казаков - сотоварищей Ермака-Тимофеева , завоевателя Сибири, первые письменные свидетельства о всех обстоятельствах их прихода в Сибирь. Есиповская летопись пользовалась большой популярностью в Сибири и послужила основой всего местного летописания.  Чтобы подчеркнуть светский характер произведения, автор стремился придать своему произведению общегражданское, а не узко церковное значение.

Памятка по составлению синквейна

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

• 1 строчка - одно существительное;

• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Пример ментальной карты

C:\Users\25 кабинет\Pictures\Desktop\Презентация1.jpg

C:\Users\ПК\Desktop\1 вариант.PNG C:\Users\ПК\Desktop\вариант 2.PNG C:\Users\ПК\Desktop\3.1.PNGC:\Users\ПК\Desktop\3.2.PNG



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: литература

Класс: 8

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема урока: РК Образ Пугачева Емельяна в художественном произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и историческом очерке А.И. Дмитриева-Мамонова, исследователя Сибири и Зауралья, «Пугачёвское восстание в Зауралье и Сибири»

Цель урока: исследовать образ Пугачева в художественном произведении и историческом очерке,  

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Вид работы

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Этап 1

МОТИВАЦИИ

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

  1. Прием «Эпиграф к уроку»
  • Подумайте и скажите, почему в 21 веке мы обращаемся до сих пор обращаемся к историческим трудам и художественным произведениям прошлых столетий?

К потомкам обращаюсь: «Берегите старину,

В ней мудрости заряд

давно ушедших поколений!»

Э.С. Пахомов

Слайд 1

  1. Ученик выразительно читает эпиграф к уроку.

Учащиеся обсуждают эпиграф, записывают в тетрадь. Отвечают на вопрос учителя.

Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении, а самореализации,

- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

- умение передавать информацию интонацией,

- слушать,

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- умение  строить речевое высказывание,

- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап 2

АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Целью является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий.

Вспомните такие литературоведческие понятия как «Историзм» и «художественный вымысел».  (2 термина должны быть перед глазами на видном месте)

Слайд 2

Учащиеся отвечают

Историзм в литературе- это художественное освоение конкретно-исторического содержания той или иной эпохи, а также ее неповторимого облика и колорита.

Художественный вымысел в литературе  — плод творческого воображения автора,  воплощающий его мировоззрение.

Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы,

- формулирование собственного мнения,

Познавательные:

- поиск и выделение информации,

- умение  строить речевое высказывание,

- анализ объектов с целью выделения признаков,

- синтез,

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- классификация объектов,

- подведение под понятие,

- выдвижение гипотез; их обоснование,

- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Регулятивные:

- планирование своих действий,

- различение способа и результата действий,

- внесение необходимых корректив в действие.

Этап  3

ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Сегодня, продолжая изучать роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы знакомимся с человеком, которой внес огромный вклад в изучение истории Сибири, нашего родного края – ученым А.И. Дмитриевым-Мамоновым.

Слайд 3

Предположите, что или кто может объединять труды Пушкина и Дмитриева-Мамонова?

Учащиеся предполагают, что может связывать труды писателей.

Формулируют тему и цель урока.

Записывают тему урока в тетрадь

Личностные:

- развитие "Я-концепции" и самооценки личности,

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:

- построение понятных для партнёров высказываний,

- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,

- поиск разнообразных способов решения задач,

- структурирование знаний,

- установление причинно-следственных связей,

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

- формулирование проблемы,

- создание способов решения проблемы.

Этап 4

ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

На основе предположений формулируют тему и цель урока.

Записывают тему урока в тетрадь  Образ Пугачева Емельяна в художественном произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и историческом очерке А.И. Дмитриева-Мамонова, исследователя Сибири и Зауралья, «Пугачёвское восстание в Зауралье и Сибири»

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:

- выделение существенной информации,

- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,

- поиск разнообразных способов решения задачи,

- структурирование знания.

Этап 5

РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Два творца разных веков – поэт, писатель А.С. Пушкин и учёный историк Сибири А.И. Дмитриев-Мамонов обращались к одним источникам: неопубликованным материалам и документам о восстании, к семейным архивам, воспоминаниям современников Пугачева.  

Предлагаю вам отправиться в электронный читальный зал Президентской библиотеки.

Работа с ресурсом Президентская библиотека имени Б.Ельцина

Откройте страницы 4-5 (2 абзацы)  в книге «Пугачевский бунт в Зауралье и Сибири». Учитель читает фрагмент из исторического очерка, дети следят за чтением учителя.

Найдите описание Оренбургской крепости в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Оформите ваши наблюдения в  карте наблюдений «Готовность Оренбургской крепости к сопротивлению».

(Кольца Венная 1)

Обратимся к  материалам  страницы 26  (1 абзац)  книги «Пугачевский бунт в Зауралье и Сибири». Учитель читает фрагмент из исторического очерка, дети следят за чтением учителя.

Как описывает внешность Емельяна Пугачева А.С. Пушкин?

Оформите ваши наблюдения в карте «Описание внешности».

(Кольца Венна 2)

Посмотрите страницу 29 (1 абзац) в книге В этой сцене фигурирует не только Пугачев, но тот, кто им помилован.   Можно ли говорить, что Башарин и Гринев – это один человек? Учитель читает фрагмент из исторического очерка, дети следят за чтением учителя. 

С каким эпизодом из романа А.С. Пушкина  можно соотнести этот фрагмент. Оформите ваши наблюдения в карте «Помилование»

(Кольца Венная 3)

В этой сцене фигурирует не только Пугачев, но тот, кто им помилован.   Можно ли говорить, что Башарин и Гринев – это один человек?

Сегодня, как уже говорилось, вы исследователи.  Достаточно ли настоящим исследованиям 1 факта для утверждения истины? Предлагаю Вам самостоятельно познакомится с содержанием книга Дмитриева-Мамонова «Пугачевский бунт в Зауралье и Сибири».

Учащиеся с планшетом входят в электронный читальный зал Президентской библиотеки им. Б. Ельцина, находят книгу «Пугачевский бунт в Зауралье и Западной Сибири»

Учащиеся находят в романе «Капитанская дочка» описание Оренбургской крепости. Фиксируют в карте наблюдений отличия и сходства в описании Оренбургской крепости.

Учащиеся находят в романе «Капитанская дочка» описание внешности Емельяна. Фиксируют в карте наблюдений отличия и сходства в описании внешности Емельяна Пушачева.

Учащиеся сопоставляю эпизод помилования Петра Гринева и помилование капитана Башарина. Находят сходства и различия. Фиксируют в карте наблюдений отличия и сходства в описании сцены помилования дворянина.

Учащиеся предполагают, предлагают свои варианты ответов.

Учащиеся отвечают (нет!)

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:

- формулирование собственного мнения (позиции),

- использование речи для регуляции своего действия,

- построение монологического высказывания.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

- формулирование собственного мнения (позиции),

- использование речи для регуляции своего действия,

- построение монологического высказывания.

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

поиск разнообразных способов решения задач,

решения задач,

- поиск разнообразных способов решения задач,

Установление причинно-следственных связей.

Этап 6

ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ

С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Вернемся к главному герою нашего урока, Емельяну Пугачеву. Каким его увидел Мамонов? Каким его показал Пушкин?

(Слайд 4)

Предлагаю Вам оформить наблюдения в диаграмме на доске.

Учащиеся в парах представляют на доске результат по каждому эпизоду.

Личностные:

- формирование мотивов достижения целей,

Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,

- ориентировка на позицию партнёра,

- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

- умение договариваться, приходить к общему решению,

- контроль действий партнёра,

- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,

- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения,

- различение способа и результата действия.

Познавательные:

- структурирование знаний,

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

- установление причинно-следственных связей,

- доказательство.        

Этап 7

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Вернемся к главному герою нашего урока, Емельяну Пугачеву. Каким его увидел Мамонов? Каким его показал Пушкин?

Учащиеся на основе составленной диаграммы отвечают на вопрос учителя.

Личностные:

- развитие самооценки личности,

- формирование адекватной позитивной самооценки,

- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с задачей,

- учёт правил в контроле способа решения,

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,

- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

Этап 8

ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Вернемся к эпиграфу урока (слайд 5). Какие ключевые слова в нем звучат? (мудрость ушедших поколений). Начиная читать «Капитанскую дочку» Пушкина, могли ли мы предполагать, что являемся потомками тех, кто внес огромный вклад в погашение Пугачевского бунта?

Размышления учащихся

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- различение способа и результата действия,

- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,

- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:

- структурирование знаний,

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

- доказательство.

Этап 9 
РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Каково ваше мнение  о Пугачеве как об историческом лице и литературном герое? Предлагаю Вам составить синквейн, где первым словом будет Пугачев.

Заканчивая наш урок, мои юные исследователи, я ставлю многоточие, потому что впереди нас ожидают новые встречи, новые исследования, новые открытия с произведениями  великого мастера слова  Пушкина и  исследователя Сибири и Зауралья А.И. Дмитриевым-Мамоновым.

Учащиеся в парах составляют синквейн. Представляют полученные стихотворения классу.

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

- анализ,

- синтез,

- установление причинно-следственных связей.

Домашнее задание

Домашнее задание в виде фантов (на входе учащиеся берут цветные квадратики, на выходе берут  снова цветные квадратики того же цета, но уже с записанным на нем домашним заданием).

ЭПИГРАФ К УРОКУ

                                          К потомкам обращаюсь: «Берегите старину,

  В ней мудрости заряд

                                                                          давно ушедших поколений!»

Э.С. Пахомов

Памятка по составлению синквейна

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

• 1 строчка - одно существительное;

• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

_______________________________________________________________________________

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»                                                                 А.И. Дмитриев-Мамонов «Пугачесвкое восстание в Зауралье

                                                                                                                            и Сибири»                                    

C:\Users\1\Desktop\hello_html_m1ab95089.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К потомкам обращаюсь : «Берегите старину, В ней мудрости заряд давно ушедших поколений!» Э.С. Пахомов

Слайд 2

Историзм в литературе - это художественное освоение конкретно-исторического содержания той или иной эпохи, а также ее неповторимого облика и колорита. Художественный вымысел- плод творческого воображения автора

Слайд 3

? Роман «Капитанская дочка» Исторический очерк по официальным документам «Пугачевский бунт в Зауралье и Сибири»

Слайд 4

? Роман «Капитанская дочка» Исторический очерк по официальным документам «Пугачевский бунт в Зауралье и Сибири»

Слайд 5

? Роман «Капитанская дочка» Исторический очерк по официальным документам «Пугачевский бунт в Зауралье и Сибири» Образ Пугачева в художественном произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и историческом очерке «Пугачевский бунт в Зауралье и Сибири» А. И. Дмитриева-Мамонова

Слайд 7

К потомкам обращаюсь : «Берегите старину, В ней мудрости заряд давно ушедших поколений!» Э.С. Пахомов



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: литература

Класс: 8

Тема урока: Образ Сибири в путевых заметках А.П. Чехова «Из Сибири»

Тип урока: открытия новых знаний

Форма работы на уроке: групповая/индивидуальная формы

Цели урока: изучить один из этапов творческого пути А.П. Чехова через краеведческий компонент. Ответить на проблемный вопрос «Какой увидел Сибирь А.П. Чехов?»

Содержательная цель: расширить содержательную базу обучающихся за счет включения краеведческого компонента

Деятельностная цель: продолжить формирование навыков смыслового чтения и анализа художественного произведения

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

- обучающиеся смогут усовершенствовать читательские умения и культуру речи;

- усовершенствуют умение выделять ключевую мысль в прочитанном, определять главные факты, устанавливать между ними логические связи.

Предметные результаты:

- обучающиеся изучат один из этапов творческого пути А.П. Чехова, смогут объяснить термин «жанр путевых заметок», проведут анализ изображения Сибири писателем, используя литературоведческие термины: антитеза, эпитет, сравнение.

Личностные результаты:

- обучающиеся смогут оценить писательский талант А.П. Чехова на примере путевых заметок «Из Сибири»;

- обучающиеся смогут использовать читательский опыт в реальных жизненных ситуациях и уяснить для себя некоторые уроки нравственности после прочтения путевых заметок: Сибирь населяют хорошие люди, здесь не врут, не воруют, уважают природу, чтут традиции, любят чистоту, гостеприимные.

Практическая ценность урока заключается в возможности использования материалов урока педагогами разных предметов в рамках внеурочной деятельности при изучении родного края, использование в исследовательской деятельности как обучающимися, так и педагогами.

Ресурсное обеспечение урока: ресурсным обеспечением в соответствии с целью и содержанием урока является рабочая программа учителя, информационные ресурсы (электронная библиотека ЛИТМИР, библиотека имени А.П. Чехова г. Тюмени, книга А.П. Чехова «Из Сибири», материалы краеведческого сайта «Город Т», биография А.П. Чехова, технологический ресурс - мультимедийное оборудование, методы и приемы, используемые на уроке, анализ собственного опыта.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап 1

Мотивации

Добрый день, юные друзья. Надеюсь, что мы подружимся.

Меня зовут Элла Хасановна, я учитель русского языка и литературы Онохинской школы. Перед вами дневник путешественника. Полистайте его. А сейчас отложите в сторону, он нам еще пригодится.

Внимание на экран  «РЕПОРТАЖ «Библиотека №8 г. Тюмени»

 

Вы можете посмотреть, как в настоящем выглядит то место, где находилась гостиница, в которой останавливался А.П. Чехов в дневнике путешественника на стр. 4

В этом году А.П. Чехов юбиляр – 160 лет со дня рождения. (слайд портрет с годами жизни).

Итак, мои юные друзья приглашаю Вас к новым открытиям, и они начинаются с путешествия. Первое мы уже с вами совершили в библиотеку имени Чехова г. Тюмени.

А куда отправился Чехов? Как связано имя писателя с нашим регионом? (на слайде к портрету добавляется карта Сибири).

Отметим дату начала нашего путешествия в дневнике путешественника на титульной странице.

Слушают учителя

Смотрят репортаж учителя

Просматривают дневник путешественника

 

Личностные:
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- слушать,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 
- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап 2

Актуализации и пробного учебного действия

Следуя к месту назначения, Чехов постоянно писал, фиксировал свои наблюдения.

Как вы думаете, с какой целью?

(Слайд) В публицистической речи существует жанр путевых заметок.

Характерная особенность их – достоверность фактов и событий, увиденных самим автором, их оценка. Все наблюдения подчинены единой авторской мысли, окрашены подлинным авторским чувством. Это дорожные впечатления, зарисовки природы, быта, описание достопримечательностей.

Сформулируйте (УСТНЫЕ ОТВЕТЫ) и запишите в дневнике путешественника определение жанра путевых заметок.

Что у Вас получилось? (слайд с выделенным жирным шрифтом итогом тетради)

Предполагают (вспоминают) цель Чехова

Формулируют и записывают определение в тетрадь, ориентируясь на представленное (доска, экран)  определение

Читают свои результаты

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные: 
- формулирование собственного мнения,

Познавательные: 

- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,

Этап 3

Выявление места и причины затруднения

Как вы считаете, из чего складывается у писателя- путешественника   художественный образ народа и местности.

Следуя пункту своего назначения, А.П. Чехову долгое время пришлось ехать по нашему краю, по Сибири. (КАРТА).

Как вы думаете, какие впечатления могли сложиться у писателя?

Да, действительно. Из этих заметок сложилась целая книга, состоящая из 18 томов, 2 из которых посвящены Сибири, нашему родному краю.

Удивительно, но в этом году исполняется 130 лет с момента начала путешествия Чехова, это еще один юбилей автора. (слайд на котором изображены: Чехов, карта, путевые заметки, книга)

Посмотрите на слайд, вспомните, о чем мы с вами говорили и сформулируйте тему урока. (Что? Где?).

Исходя из темы определите цель нашего урока

Дети предполагают, отвечают. (Выход на: ПРИРОДА, БЫТ, ХАРАКТЕРЫ).

Предполагают

Формулируют и записывают тему.

Формулируют и записывают цель урока.

Личностные:
- развитие "Я-концепции" и самооценки личности,
самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

Этап 4

Построение проекта выхода из затруднения

Приглашаю Вас в электронную библиотеку ЛИТМИР (на планшетах), где мы можем познакомиться с книгой А.П. Чехова «Из Сибири». Полное собрание сочинений можно найти в электронном читальном зале Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.

Но мы сегодня обратимся к нескольким заметкам.

Теперь я Вам предлагаю поработать в 3-х группах. Определитесь в ролях работы группы: кто лидер, оформитель, чтец, спикеры. На ваших столах лежат правила работы в группах.

Задачи группы

  1. Ответить  на проблемный вопрос «Какой увидел Сибирь А.П. Чехов?».
  2. Обратить внимание на художественные средства языка, которые использует автор (если забыли термины, то обратитесь к словарю литературоведческих терминов на стр. ).

В дневнике путешественника есть 3 заметки

группа 1 исследует образ природы

группа 2 исследуют образ быта сибиряков,

группа 3 исследует образ и характеры сибиряков. Результатом работы группы станет заполнение карты наблюдений.  

Предлагаю Вам открыть дневник путешественника на стр.  , заметка 1 «Природа».

Я прочитаю заметку из путешествия. Ваша задача -  проследить, какие детали по вашим исследованиям показаны автором в этой заметке, заполнить карту наблюдений в дневнике.

 Чтение отрывка учителем (ПРИРОДА) 2 минуты работают в группе.

Слово 1 группе/2 группе/3 группе. Слушаем спикера.

  1. Что говорит автор о природе/о быте/ о характере?
  2. Соответствуют ли представления Чехова нашей природе?
  3. Какие художественные средства использует автор?

Предлагаю обратиться к заметкам 2 и 3, прочитать, заполнить карту наблюдений.

 

Просматривают книгу в планшете.

Знакомятся с отрывком из путевых заметок, анализируют

1 группа ПРИРОДА

2 группа БЫТ

3 группа ЧЕЛОВЕК И ЕГО ХАРАКТЕР

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".
 Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

Этап 5

Реализации построенного проекта

Учитель консультирует группы

Работа в группах

Личностные:
-формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,

Этап 6

Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Прошу Вас представить получившиеся результаты

Представляют полученные результаты

Личностные:
- Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Этап 7

Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Предлагаю Вам составить синквейн о сегодняшнем вашем путешествии в чеховскую Сибирь. Ребята, вы знаете, что такое синквейн? Памятку по составлению синквейна вы найдете на стр. дневника путешественника.

Составляют синквейн

Личностные: 

- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные: 

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

Этап 8

Включения в систему знаний и повторения

Вернемся к началу нашего путешествия. С какого уникального места оно началось? Предлагаю Вам сделать еще одно открытие.

Внимание на экран. К вам обращается знаток биографии и творчества А.П. Чехова, заведующая библиотекой №8 г. Тюмени Шкурко Татьяна Сергеевна, которая уже получила ваши результаты и готова их оценить.

Еще одно удивительное совпадение. В этом году ровно 10 лет с момента получения библиотекой №8 имени А.П. Чехова.

Слушают учителя

Регулятивные: 

- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные: 

- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство

Этап 9

Рефлексии учебной деятельности

Достигнута ли цель урока?

Трудолюбивый, мужественный народ Сибири, ее природные богатства вселили в писателя уверенность, что у этого огромного края большое будущее. В Сибири «жизнь началась стоном, а кончится удалью. <…>. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега». Как вы считаете, сбылись ли слова А.А. Чехова?

Дорогие друзья, для подведения итогов нашей работы предлагаю Вам открыть чистый лист дневника путешественника, обвести руку

М (мизинец) – Что нового я сегодня узнал на уроке?

Б (безымянный) – Чего я сегодня достиг?

С (средний) – Каким было мое настроение?

У (указательный) – Чем я сегодня помог другим?

Б (большой) – Что я сделал для своего духовного обогащения?

Спасибо.

Завершить сегодняшнее путешествие, которое надеюсь у вас продолжится, хочу любимой музыкой А.П. Чехова «Лунная соната» соната №14  Людвига ван Бетховена.

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Домашнее задание

Домашнее задание записано в дневнике путешественника. Буду рада получить ваши ответы на электронную почту. Буду рада общению с вами через мой личный сайт, на котором вы найдете много интересного в том числе по литературе родного края.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Уроки литературы в 5 классе с включением регионального компонента

Книга в жизни человека. Писатели о роли книги. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги. Создатели книги. Учебник литературы и работа с ним.

Региональный компонент. Знакомство с писателями и поэтами Тюменской области.

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Развитие представлений о фольклоре: преображение действительности в духе народных идеалов, вариативная природа фольклора, сочетание коллективного и индивидуального. Исполнители фольклорных произведений

Региональный компонент. Жанры обрядовой поэзии Тюменской области.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки

Региональный компонент. Знакомство с традиционной праздничной культурой русского населения Тюменской области.

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Нравственное и эстетическое содержание сказок

Региональный компонент. Образы родного края в календарной поэзии, отражение в ней народного быта.

«Царевна-лягушка». Василиса        Премудрая   и Иван-царевич.     Образ    невесты-волшебницы.   Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших   человеческих   качеств. Иван-царевич   как   победитель житейских невзгод. Животные- помощники. Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-яги и Кощея Бессмертного. Народная мораль в характере и поступках героев.

Региональный компонент. Особенности бытования волшебной, социально-бытовой и сказки о животных в народной культуре Тюменского края.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. Главные и второстепенные герои сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.  Региональный компонент. Сказка «Царевна и жених»  из сборника А.Н.Афанасьева «Яйцо».

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных сказок. Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. Сказка в актёрском исполнении. Сказители.

Региональный компонент. Сказка «Царевна и жених»  из сборника А.Н.Афанасьева «Яйцо».

РР Подготовка к домашнему контрольному сочинению по теме «Устное народное творчество»

Региональный компонент. Игровые песни Тюменского края.

РР Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе

Региональный компонент. Поэты Тюменского края о красоте Родины.