Профессиональная деятельность (объединение "Шахматы")

Интеллект определяется не пройденным путем, а результатом.
Гарри Каспаров

В стране, где сделана ставка на инновации, обязательно должен развиваться самый интеллектуальный вид спорта - шахматы. Являясь сложным социокультурным явлением, шахматы, являются, универсальным методом воспитания творческого мышления, моделирования. Шахматный спорт стал уникальным «тренажёром» эмоционально-волевого регулирования. Ведь достижение намеченного результата в шахматной партии невозможно без железной выдержки, упорства, умения владеть собой и своей нервной системой. Шахматы – это увлекательная форма организации досуга, тонкий расчет, замечательная тренировка памяти и умения просчитать игру на несколько ходов вперед, мастерство предвидеть ходы соперника.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon diploma-1248.pdf1.89 МБ
Файл sistema_deystviy_po_optimalnomu_razvitiyu_detey_po_shahmatam.docx20.52 КБ
PDF icon scan0001.pdf667.56 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Система действий по оптимальному развитию детей на занятиях по шахматам

Машакова К. Б.

МБОУ ДОД «Федоровский дом детского творчества»

г.п.Федоровский

              Михаил Моисеевич Ботвинник сказал: «Ребята, запомните: научить играть в шахматы нельзя. Шахматам можно только научиться!» Блестящая фраза! Педагог не должен натаскивать учеников, заставлять их что-то запоминать, «зубрить» и т.п. Он учит другому: как работать над шахматами, правильно воспринимать информацию. Очень важно, чтобы знания становились универсальными, в памяти хранились методы, планы, а не какие-то отдельные ходы. В этом и заключается искусство педагога.

Прежде всего разберемся, зачем вообще нужно учить детей шахматам. Во-первых, польза от этой мудрой древней игры неоднократно подчеркивалась великими людьми.. Во-вторых, известно, что шахматы дисциплинируют мышление, развивают способность рассуждать логически, просчитывать в уме последствия и отвечать за свои поступки, воспитывают ответственность и концентрацию внимания, учат понимать логическую красоту. Не зря образ шахмат призван вызывать ассоциации с интеллектом, глубиной и продуманностью.

Все это – задачи, служащие общему развитию личности. Однако если рассматривать шахматы только лишь как «интеллектуальный тренажер», то вовсе не обязательно ставить перед учащимися высокие спортивные цели – уровня первого разряда будет вполне достаточно. Более того, слишком серьезное увлечение шахматами при недостатке способностей может даже пойти во вред, сужая кругозор личности. Под «способностями» имеются в виду специфические, а не общие, т.к. недостаток шахматного таланта вовсе не подразумевает ни отсутствие других талантов, ни тем более слабость интеллекта

На первом этапе действительно очень важно привлечь внимание детей к игре, “зажечь” их, чтобы им не было скучно. А дальше ребёнок должен для себя решить: хочет ли он остановиться на какой-то планке . Тут, конечно, немаловажную роль играют успехи, которые он показывает.

Чтобы рост молодого шахматиста не прекратился, в частности, чтобы его слабая дебютная подготовка не стала препятствием этому росту, ему необходимо сделать решительный шаг из своего детства, оставив в нём детские дебюты, и освоить те дебюты и те системы, которые играют гроссмейстеры. именно в детском возрасте надо развивать тактические способности молодого шахматиста. М.Ботвинник очень вовремя подметил, что нельзя слишком долго оставаться в своём детстве…

    Таким образом, одной из важных задач подготовки молодого шахматиста является профессиональная дебютная подготовка, которая включает в себя в первую очередь создание профессионального дебютного репертуара.

Каково же значение дебютной подготовки в современных шахматах, что значит профессиональное отношение к дебютной подготовке.

    Хорошая дебютная подготовка является необходимым условием достижения мастерского уровня игры. Все чемпионы мира имели отличную (для своего времени!) дебютную подготовку, а некоторые из них были действительно лучшими знатоками теории дебютов своего времени и внесли огромный вклад в развитие теории дебютов.

    Первый советский чемпион мира Михаил Ботвинник поставил дебютную подготовку на очень высокий уровень, он создавал целые дебютные системы. Много партий М.Ботвинник выиграл уже в дебюте. Например, у Р.Шпильмана в Москве в 1935 году он выиграл в 12 ходов!

Большим мастером дебюта был знаменитый американский гроссмейстер Роберт Фишер. У него на вооружении были острые, детально отработанные системы, которые позволяли ему набирать большое количество очков против менее подготовленных теоретически соперников.

Шахматы сильно помолодели благодаря компьютерам. Соответственно, резко возросла роль качественной дебютной подготовки, так как гроссмейстерам приходится встречаться с отлично подготовленными соперниками.

 В наше время профессиональный подход к своей дебютной подготовке означает в первую очередь использование компьютера. Как уже говорилось, это очень сильно ускоряет работу над дебютами.

    Необходимо иметь большие базы партий, а также иметь шахматные программы для работы с этими базами партий.

Отечественная программа Chess Assistant является прекрасным средством для изучения дебютов и даёт пользователю всё необходимое для полноценной работы. Она же обеспечивает постоянное обновление имеющейся большой базы партий новыми партиями с новых турниров (четыре раза в месяц по 2-2,5 тысячи партий в неделю).

    Используя компьютер, каждый может получить более-менее ясное представление о том, какие дебюты и какие варианты пользуются у гроссмейстеров наибольшей популярностью. Другими словами, какие дебюты и какие варианты можно включать в свой профессиональный дебютный репертуар.

    Необходимо выбрать более-менее узкий круг дебютов и систем, которые лягут в основу

дебютного репертуара.

   Один конкретный пример. В системе Найдорфа в сицилианской защите (1.e4 c5 2.Кf3 d6 3.d4 cxd4 4.Kxd4 Kf6 5.Kc3 a6) в полной базе наибольшей популярностью пользуется ход 6.Сg5, который был в центре внимания лет 40-50 тому назад. Ход 6.Се3 идёт только третьим. Но если мы обратимся к базе RT2500White, то увидим, что гроссмейстеры отдают ясное предпочтение именно ходу 6.Се3, а популярный прежде ход 6.Сg5 отодвинулся на третью позицию.

    В своем докладе Фишер на матче 1992 года со Спасским подчеркнул, что считает важным в обучении детей, как он выразился, «создание и разрушение барьеров. Как-то он объяснял девочке 5 лет, что слон намного сильнее пешки, он стоит целых три пешки, поэтому за одну слона отдавать нельзя. Девочка хорошо усвоила это правило. Но вот проходит несколько занятий, и тренер рассказывает о силе проходной пешки. Во многих случаях это просто праздник, если удается отдать слона за сильную проходную. Но девочка не отдает слона, и пешка проходит в ферзи! Для маленького ребенка понятие запрета играет совсем другую роль, чем для взрослого, он воспринимает все буквально. Важно не расшатать в целом всю моральную систему ребенка и в то же время объяснить, что у любого правила бывают исключения.

Главное – научить думать, задача учителя обеспечить поступательное движение от одних задач к другим. очень важно дать ребенку четкое и понятное словесное объяснение, иначе весь материал просто не сохраняется в памяти.

Ведь правила в шахматах довольно сложные, их надо хорошо понимать, а эту стадию обучения обычно стараются «проскочить» как можно быстрее.

Надо уже на первых шагах объяснять детям основные методы матования короля, и не только одинокого. Уже в первых уроках по эндшпилю важно заострять внимание на том, что такое цугцванг, и тогда в дальнейшем обучение пойдет значительно успешнее. У Смыслова есть замечательные слова о том, что возможности каждой фигуры, ярче всего проявляются в эндшпиле, поэтому обучение следует начинать именно с эндшпиля. Надо правильно обучать, чтобы ребенок каждую фигуру почувствовал в отдельности.

Необходимо развивать у детей не просто тактические навыки, а повышать их общий шахматный уровень. Как правило, у них сильно развито какое-то одно качество: кто-то умеет жертвовать фигуры и ставить мат, кто-то любит защищаться. Это чисто природное отражение характера, а шахматный навык – умение вести себя в зависимости от ситуации – отсутствует. Важно следовать ситуации на доске, а не просто выражать свой характер.

 Знание классики позволяет нам иметь очень тонкую оценочную функцию. Расположение фигур, соотношение сил, пешечная структура и т.д. – все это проходит некую «оценочную классификацию», а без знания классики оценка будет слишком. Педагог может подавить ученика. Это сложнейшая вещь, чтобы все совпало, тут должно быть везение. У тренера должна быть главная проблема – определить талант и дать ему раскрыться. На первых порах надо стараться не обращать внимания на недостатки. Очень важно вначале дать ребёнку почувствовать самого себя. Далеко не каждый шахматист, даже очень сильный, понимает, какой он есть на самом деле.

Очень важно, чтобы тренер глубоко и всесторонне знал мир того уровня, куда пришел ученик. В шахматах каждый уровень: игра в турнирах, в детских турнирах – это свой мир.

Ярким событием в жизни воспитанников дома творчества стал мастер-класс, проведенный Юнусовым  Эльвиром. В организации данного мероприятия большую заинтересованность проявили не только дети, но и их родители.

На занятиях провели опрос шахматистов о значении шахмат в их жизни, анализируем зависимость повышения успеваемости в школе с игрой в шахматы, провели эксперимент о влиянии шахмат на развитие внимания и памяти.

Так уж вышло, что лучшие воспитанники пытаются себя проявить самостоятельно, помогают друг другу. Детям очень нравятся шахматные турниры, поэтому часто их проводим, где дети показывают неплохие результаты. Они более универсальны при подготовке к соревнованиям, умеют терпеть удар и получать при выигрыше положительные эмоции.

Эксперимент с сильным шахматистом Хайитовым Сайдуллой, который проводил сеанс одновременной игры сразу на 3 досках.

Запоминание идет не на расположение фигур, а на смысловое содержание борьбы в каждой партии. Мы сняли одну пешку на одной из досок во время его отсутствия,  он немедленно обнаружил пропажу. Когда мы сняли одну пешку на одной из досок во время его отсутствия, Сайдулла заметил нарушение оценки позиции, невозможность реализации ранее задуманного плана игры.

Проводил сеанс одновременной игры сразу на 3 досках Юнусов Эльвир , где запоминание идет на расположение фигур.

Успешные шахматисты: Юнусов Эльвир, Османов Алибек, Рыжов Александр, Муталимов Эдьдар, Касумов Артур, Тайсаев Ахмед, Хайитов Сайдулла, Вадиев Рамазан, Классен Александр, Абдулназаров Азизбек, Аджибаев Артур, Караваев Сергей.

Образ мышления шахматиста - умение найти правильное решение в любой ситуации. Для начала – анализ, потом поиск возможных путей решения, далее – сравнение этих путей и выбор лучшего. Согласитесь, это не только в шахматах помогает. Занятия шахматами помогает ребенку лучше осваивать школьный материал. В Америке, например, шахматы не входят в школьную программу, но многие родители частным образом обучают своих чад. Не ради спортивных результатов, а ради самого образа мышления

Литература:

Владимир Баклан: «Открываем третий филиал шахматного клуба «Киевский каштанчик»

"В Академии Абдумалик шахматам готовы учить через Интернет" Данияр Аширов.

"Как научить учиться" Юрий Разуваев гроссмейстер, Андрей Селиванов, почётный президент РШФ

"Дебютный репертуар будущего мастера" Геннадий Тимощенко

Ссылки на Vesti.kz   http://vesti.kz/chess/182518/


Предварительный просмотр: