Работа с родителями

Когда родители играют со своими детьми, тогда они становятся их друзьями.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Что могут сделать родители для безопасности ребенка?»

Цель: создание условий для принятия родителями ответственности за безопасность своего ребенка.

Задачи: обозначить возможные опасности для младшего подростка; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.

Форма проведения: практикум.

Участники: родители учащихся, руководитель объединения

Оформление помещения, оборудование

Столы в помещении расставлены для групповой работы.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Подростки часто сами принимают решения - хорошие или не очень. Их чувство здравого смысла лишь начинает формироваться, и, по мнению некоторых родителей, это происходит слишком медленно. Родителей часто беспокоит стремление детей принимать самостоятельные решения, зачастую еще далеко не мудрые.

Различие между тем, на что способны дети по их собственному мнению, и тем, что они могут по мнению родителей, является источником конфликтов во многих семьях. Как родителя вас, возможно, беспокоит разрыв между энергией, бьющей через край у вашей дочери, и уровнем ее здравомыслия, или показная бравада вашего сына, рассчитанная главным образом на его друзей. Но как только подростки начинают подражать тинэйджерам (подросткам 13-19 лет) в одежде, в увлечении поп-музыкой, они уже хотят быть тинэйджерами. Неожиданно для вас ваш двенадцатилетний подросток требует для себя такой свободы, которую вы собирались ему предоставить по меньшей мере лишь через пару лет.

Что же делать с растущей потребностью подростка в независимости? Существует несколько подходов к решению этой проблемы. Один из них - предоставить вашему ребенку возможность самостоятельного выбора в ситуации, когда плохое решение не вызовет сколько-нибудь серьезных последствий, а затем обсудить с ним, что получилось плохо и почему. При таком подходе старайтесь щадить чувства ребенка и не делать обескураживающих выводов. Нельзя допускать, чтобы ребенок пришел к заключению о своей неспособности принимать правильные решения. Поэтому пусть он продолжает решать собственные проблемы под вашим наблюдением, пока у него не выработается необходимый навык принятия решений. Другой возможный вариант действий, когда ваш ребенок стремится к независимости, - предоставить ему некоторое поле деятельности под наблюдением другого взрослого. Определите его в спортивную школу или в лагерь. У ребенка появится чувство, что он освободился от опеки, хотя на самом деле он останется под надежным наблюдением. Поездки с командой в соседние города или сборы в спортивных лагерях станут мостиком к самоутверждению ребенка, укреплению в нем собственного «Я».

Если вы предоставили подростку значительную свободу, постарайтесь выработать у него два важных для безопасности качества.

Одно из них - способность различать ситуации, когда следует мгновенно принимать меры самозащиты, и ситуации, когда надо лишь насторожиться и быть готовым к действиям.

Второе качество - готовность доверять своей интуиции, «слушаться» внутреннего голоса.

Чтобы развить эти два качества, обсудите с ребенком несколько гипотетических ситуаций.

Например, типичная ситуация на улице. Что делать, если ребенок видит, что кто-то ведет себя подозрительно? Какое решение он должен принять для самозащиты? Во-первых, он должен доверять интуиции. Если внутренний голос говорит ему, что здесь что- то не так, значит, так оно и есть. Во-вторых, он должен, исходя из данной ситуации, решить что делать: кричать, убегать или просто быть начеку.

II. Активизирующая игра «Слепой и поводырь»

Уважаемые родители! Я предлагаю вам разбиться на пары по собственному желанию. Определитесь, пожалуйста, кто из вас примет значение «один», а кто - значение «два». Первый номер будет играть роль «слепого», а второй - «поводыря». Ваша задача пройти по обозначенному маршруту, выполняя свои роли.

(Руководитель определяет маршрут.)

- Какие чувства испытывали «слепые»? (Неуверенность, страх, спокойствие, потому что был(а) уверен(а) в поводыре...)

- Какие чувства испытывали «поводыри»? (Ответственность, тревогу за партнера...)

- Как вы думаете, а в отношениях родитель-ребенок, кто какую роль выполняет? (Ребенок - это «слепой», а родитель - «поводырь».)

Совершенно верно, мы заботимся и печемся о своих детях, как о «слепых котятах», стараясь за них определить их дальнейший шаг. Не проще ли научить своего ребенка навыкам безопасного поведения?

Какие опасности могут подстерегать подростка? Что больше всего беспокоит родителя пятиклассника?

(Классный руководитель записывает возможные опасности на доске. Для каждого класса они могут быть индивидуальными, поэтому ниже мы предлагаем материал по нескольким ситуациям.)

Мы определили ряд опасностей, и я предлагаю вам разделиться на группы по количеству опасностей.

III. Работа в группах

Ваша задача - обсудить в группе ситуацию и сформулировать правила безопасного поведения подростка в данной ситуации.

Развитие навыка безопасного общения с незнакомцами

Если ребенок самостоятельно ходит один по улицам, необходимо обучить его нескольким правилам безопасного общения с незнакомцами.

1. Оставаться все время рядом с друзьями.

2. Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притормозила машина или если она медленно едет следом. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины на расстоянии не меньше 3-6 метров.

3. Соблюдать безопасную дистанцию (порядка двух метров), проходя мимо незнакомца, который подозрительно на тебя смотрит или хочет приблизиться. Еще лучше тут же перейти на другую сторону улицы и быть готовым позвать на помощь.

Безопасность на улице

Готовя своего ребенка самостоятельно ходить в школу или кататься на велосипеде по окрестностям, вы должны обойти с ним все близлежащие улицы, отмечая потенциально опасные места, например заброшенные дома, плохо освещенные места, высокий кустарник. Заключите договор с ребенком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет нигде срезать путь, особенно на пустынных участках. Этот договор - основа уличной безопасности.

На деле от ваших детей потребуется гораздо больше знаний и навыков, включая умение распознавать опасность и действовать во благо собственной безопасности. Дети, предоставленные на улице сами себе, должны быть готовы встретиться с некоторыми потенциально опасными ситуациями: угрозами, насмешками, приставаниями хулиганов, а в отдельных случаях - торговцев наркотиками и даже грабителей.

Объясните своему подростку, что преступники - большие мастера распознавать тех детей, которые могут стать их легкой жертвой. Вы можете даже показать ему, как выглядит легкая добыча преступников - этакая сонная тетеря, считающая ворон на тротуаре, - а затем продемонстрировать, как надо ходить по улицам - уверенно, обращая внимание на все, что происходит вокруг. Внушите ему, что, когда он идет в школу пешком или едет на общественном транспорте, он не должен на глазах у посторонних доставать из кошелька деньги или демонстрировать иное ценное имущество. Убедите детей оставлять дома ювелирные украшения, часы, а также не надевать одежду, на которой написаны их имя и фамилия.

Вот основные правила уличной безопасности для подростков:

1. Использовать зрение и все остальные органы чувств, чтобы постоянно ощущать происходящее вокруг.

2. Доверять собственной интуиции и действовать в соответствии с нею.

3. Уметь принимать своевременное решение, когда бежать и звать на помощь, а когда просто быть начеку.

4. Быть внимательным, но не сверхосторожным и не трусливым.

5. Подмечать и уметь потом вспомнить всевозможные детали.

6. Не разлучаться ни на миг со своими друзьями.

7. Хорошо знать все ориентиры в своем районе.

8. Ходить по середине тротуара, не приближаясь к кустам и дверям, особенно заброшенных домов.

9. Знать расположение телефонов-автоматов в своем районе.

10. Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.

11. Не привлекать к себе внимание одеждой или манерой поведения.

12. Быстро обращаться в милицию в случае подозрительных инцидентов или преступления.

13. Рассматривать страх как сигнал действовать осторожно, а не впадать в панику.

Безопасность в общественном транспорте

Если ваш ребенок пользуется автобусом или метро, ему нужно привить ряд специальных навыков безопасности. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом - станции посадки, высадки и пересадок. Он должен знать также все ориентиры и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все видеть и замечать. Уткнуться в книгу, заткнуть уши наушниками плеера или спать в транспорте - непростительная беспечность. Нельзя также показывать деньги и ценности, привлекая к себе внимание. Посоветуйте ребенку садиться рядом с водителем или контролером, ждать автобус только в хорошо освещенном месте. Разумеется, укрепите в ребенке веру в собственный инстинкт. Он должен уйти, как только почувствует какой-то дискомфорт. Если с ним заговорит незнакомец, ему необходимо привлечь к себе внимание окружающих, чтобы при необходимости кто-нибудь мог прийти к нему на помощь.

Куда и к кому обращаться за помощью

Дети должны знать безопасные дома на своем пути. Такие дома можно назвать «островками безопасности». Раньше вы научили ребенка, какие люди могут помочь ему в опасной ситуации. Теперь эти знания можно оживить в его памяти, чтобы он был готов воспользоваться ими.

«Островки безопасности» - продуктовый магазин, банк, библиотека, школа, милицейский участок.

Люди, способные помочь, - сосед, друг семьи, родственник, милиционер, охранник, любой человек в униформе.

Причины, по которым рекомендуется детям обращаться за помощью к любому человеку в униформе:

1. Многие взрослые относятся к подростку, взывающему о помощи, скорее с недоверием и даже испугом, чем с сочувствием. Они считают, что от подростка нельзя ждать ничего хорошего, и предпочитают убраться восвояси, а не помочь ему.

2. Люди в униформе по долгу службы оказывают разного рода услуги. Они изначально ориентированы на то, чтобы помогать людям.

3. Дети подвергают себя определенному риску, обращаясь за помощью к незнакомому «штатскому», тогда как вероятность, что человек в униформе окажется вымогателем или похитителем, ничтожна.

Стратегия поведения при встрече с грабителем

Какой стратегии поведения лучше всего придерживаться вашему ребенку, когда кто-либо требует от него деньги или имущество? Милиция рекомендует отдать требуемое, если грабитель применяет силу или угрожает оружием. Объясните ребенку, что так лучше, поскольку поведение грабителей обычно иррационально и непредсказуемо. Особо подчеркните, что его физическое благополучие - самое важное, а собственность - дело наживное.

Вырабатывая стратегию поведения для ребенка, задумайтесь, как он вероятнее всего поступил бы сам в данной ситуации. Если ваш ребенок не привык никогда уступать в споре, внушите ему, что драться за свою собственность, конечно, в порядке вещей, но только До тех пор, пока силы равны. Очень важно научить ребенка самому определять ситуацию: когда отстаивать свою собственность можно и нужно, а когда сопротивление повлечет слишком большой риск для него (например, если грабитель вооружен). Дети, достаточно смелые, чтобы вступить в драку, должны оценить свои шансы прежде, чем пускать в ход кулаки.

Если подросток робок и пассивен, он не должен все-таки безропотно отдавать свою собственность грабителям его же возраста. Объясните ему, что это нормально - отстаивать свое имущество вместе с братьями, товарищами по школе, но очень неблагоразумно бороться в одиночку со старшеклассниками, особенно вооруженными.

Дополнительными мерами предосторожности могут стать периодическое изменение маршрута дом - школа - дом, а также сопровождение ребенка старшими братьями или более крепкими физически товарищами. Попросите ребенка, чтобы он старался все время быть в компании сверстников, поскольку преступники в качестве жертвы обычно выбирают одиночек. Постарайтесь, однако, не перегнуть палку и не запугать ребенка уличной преступностью. Ребенок должен верить, что его защитит выполнение правил безопасности, которые он уже знает: не срезать путь, не терять бдительности, ходить, по возможности, в компании. Собственная безопасность должна быть превыше всего. Ребенок должен запомнить внешность грабителя и сообщить его приметы в милицию. Подчеркните, что если на глазах у ребенка грабят кого-то другого, он не должен вмешиваться. Его дело - позвонить в милицию или позвать на помощь взрослых.

Если ваш ребенок ограблен

Сообщив о случившемся в милицию, постарайтесь помочь ребенку справиться с эмоциональным шоком. Для мальчиков сама мысль о том, чтобы уступить чьим-либо угрозам, - сильный удар по их гордости, самолюбию. У них наверняка возникнет потребность представить всю историю в героическом свете, чтобы выглядеть по-мужски в глазах других и побороть собственное чувство унижения. Чтобы «спасти свое лицо», некоторые из них придумывают подробности, которых на самом деле не было. Когда одного мальчика, забывшего припрятать кое-какие карманные деньги в потайной карман, «обчистили», родителям он рассказал, как грабители обыскивали все его карманы, а приятелям - как он сопротивлялся (увеличив заодно число ребят-вымогателей).

Помогите понять детям, что нет ничего зазорного в том, чтобы уклониться от нечестной драки. Убедите их, что в ситуации явного неравенства сил отдать требуемое грабителю не означает позорной капитуляции. Для многих подростков попранное чувство самоуважения - хуже, чем если бы он отдал грабителю часы. Им часто необходимо дать выход своим фантазиям о якобы достойном отпоре грабителям, чтобы восстановить уважение к себе в собственных глазах. Постарайтесь, чтобы ребенок понял главное: если он вышел из ситуации без физического ущерба для себя, значит все, что он ни делал, было правильно.

Не пытайтесь преуменьшить испытываемое ребенком чувство унижения, злости. Замечания типа «Ну, тебе повезло, что он взял только это» или «Пустяки, главное, что ты остался жив» вряд ли помогут ребенку справиться с комплексом уязвленного самолюбия. Постарайтесь войти в его положение, понять его чувства и помочь ему взглянуть на происшедшее как на ужасную, ненормальную ситуацию, а не как на некий тест его умственных и физических способностей, который он не прошел. Убедите его, что иногда требуется мужество и для того, чтобы сдаться, тем более превосходящему силой противнику.

Напомните своим детям, что их повышенная внимательность на улице не означает нервозности и «сверхбдительности». Не надо шарахаться от каждого куста. Помогите детям сохранить сбалансированный взгляд на мир.

В ходе обучения навыкам безопасности подростков 10-12 лет необходимо:

1. Убедить, что сексуальные отношения со взрослыми очень вредны для детей и противозаконны.

2. Обеспечить возможности для развития навыков самостоятельного решения проблем и принятия решений, оценить чувство здравого смысла у вашего ребенка.

3. Обеспечить неявное наблюдение, например, через компанию приятелей, пока подросток не разовьет в себе нужные навыки и не достигнет зрелости, необходимой для самостоятельных действий на улице.

4. Научить ребенка правильным действиям в ситуации конфронтации с уличными преступниками.

5. Приучить ребенка рассказывать вам обо всех, кто угрожает ему или предлагает сохранить что-либо в тайне, убедив его, что это не повлечет за собой наказания.

6. Убедить подростка в том, что знание навыков уличной безопасности обеспечивает получение большей свободы.

7. Объяснить подростку, что он может не только владеть навыками безопасности, но и применять их на практике.

(Статмэн, Пола. Безопасность вашего ребенка / Пер. с англ. СПб: «Респекс»: «Дельта»: «Кристалл», 1996.384 с.)

IV. Обсуждение результатов работы групп

Представитель от группы предлагает на обсуждение ряд правил. Составляется общий список правил безопасного поведения подростка.

V. Подведение итогов собрания

Что понравилось на собрании? Что было полезным?

Основные выводы:

1. Вмешивайтесь в ситуацию, говорите и действуйте в пользу ребенка.

2. Знайте и пользуйтесь соответствующей возрасту возможной реакцией ребенка.

3. Уважайте чувства вашего ребенка, как бы они ни выражались.

4. Поощряйте проявление большей самостоятельности и ответственности.

5. Контролируйте ребенка до тех пор, пока он не будет готов к большей ответственности.

6. Определяйте «границы» четко и категорически.

Дополнительный материал

Тест-игра

Инструкция. Вам надо найти наилучший, на ваш взгляд, выход в пяти различных ситуациях. Если у вас нет ребенка каждой из ниже перечисленных возрастных групп, попытайтесь вообразить, как бы вы прореагировали именно в этом случае.

1. Некто, кого вы не знаете, подходит к вам и вашему трехлетнему ребенку, и, делая вам комплимент «как симпатичен ваш малыш», протягивает руку, чтобы коснуться его (ее). Что вы делаете?

а) громко кричите: «Убирайтесь от моего ребенка немедленно!»;

б) не говорите ничего;

в) говорите: «Я знаю, вы не хотите обидеть ребенка, но, пожалуйста, не трогайте его».

2. Ваша семилетняя дочь хочет поиграть во дворе одна. Что вы делаете?

а) позволяете девочке поигратъ одной;

б) разрешаете ей поиграть с подругой до тех пор, пока обе следуют правилам безопасности;

в) позволяете ей поиграть во дворе, присматривая за нею.

3. Ваша няня-сиделка только что сообщила, что не сможет прийти, а вам необходимо уйти в течение ближайшего часа на важную встречу. Ваш десятилетний сын предложил присмотреть за своими братишками четырех и семи лет. Что вы делаете?

а) позовете взрослого приятеля или старшего из подростков прийти и выручить вас;

б) говорите вашему десятилетнему сыну, что он еще слишком молод и срочно подыскиваете другую сиделку;

в) позволяете вашему сыну присмотреть за двумя малышами.

4. Ваш восьмилетний ребенок чрезмерно нервничает, потому что ему предстоит переночевать в доме родственников. Что вы делаете?

а) просите его рассказать вам, что его беспокоит, и, если он не может этого сделать, стараетесь убедить малыша, что он прекрасно проведет там время;

б) отменяете ночевку на основании реакции ребенка;

в) если обычно ночевка у родственников ребенка не беспокоит, вы, уважая его чувства, разрешаете ему самому выбрать идти или нет.

5. Ваша одиннадцатилетняя дочь хочет сходить в ближайший магазин с подругой. Что вы делаете?

а) позволяете ей идти, потому что хотите, чтобы она знала, что вы доверяете ей и полагаетесь на ее правильное решение;

б) говорите ей, что она слишком молода, чтобы ходить в магазин без взрослых;

в) основываете ваше решение на том, как она справлялась с подобными прогулками раньше, насколько хорошо обе подружки ведут себя, находясь под присмотром, и насколько безопасна дорога до магазина.

Лучшие ответы: 1в, 2б, 3а, 4в и 5в. Обработка и интерпретация результатов: Если вы выбрали один или более из ответов 1б, 2а, Зв, 4а, 5а, обратите внимание на следующие особенности вашего способа защиты ребенка.

1. Ожидаете слишком многого и слишком рано.

2. Позволяете вашему ребенку испытывать новые ощущения без достаточной подготовки.

3. Уступаете, потому что ваш ребенок манипулирует вами или оспаривает ваши полномочия.

4. Игнорируете чувства ребенка в пользу собственных интересов. Если вы выбрали один или более из ответов 1а, 2в, 3б, 4б, 5б, обратите внимание на следующие особенности вашего способа защиты ребенка:

1. Ожидаете от вашего ребенка слишком мало, даже когда он проявляет интерес к большей ответственности.

2. Говорите ребенку, почему он все равно нуждается в защите, даже если он доказал свою способность действовать ответственно.

3. Устанавливаете слишком жесткие рамки поведения на основе ваших опасений.



Предварительный просмотр:

От чего зависит успешность обучения?

Цель урока: актуализировать проблему успешности учебной деятельности шестиклассников.

Задачи:

  1. Пополнить арсенал знаний родителей по вопросу успешности обучения
  2. Изучить отношение учащихся класса к учебной деятельности;
  3. Проанализировать качество обучения учащихся класса.

Форма проведения: традиционное родительское собрание.

Участники: руководитель объединения, педагоги, родители,

Методики “Мотивация учебной деятельности” (разработка Домбровской И.С.).

Инструкция: “Прочитайте (или прослушайте) 30 высказываний и оцените, насколько регулярно они соответствуют вам по следующей шкале:
4-всегда 3-почти всегда 2-иногда 1-очень редко 0-никогда.
В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте свою оценку, соответствующую тому, насколько суждение подходит вам”
1. Мне нравится узнавать новые факты
2. Мне нравится самому искать и находить новые знания
3. Мне нравится заниматься развитием своего мировоззрения
4. Я учусь, так как должен учиться для получения профессии
5. Я учусь, так как хочу добиться уважения в обществе
6. Я учусь, чтобы быть полезным другим людям
7. Мне интересно, когда преподаватель рассказывает что-то неизвестное мне
8. Я читаю дополнительную литературу и ищу ее в интернете
9. Я учусь, так как стремлюсь быть всесторонне развитой личностью
10. Я учусь ради своего будущего
11. Я учусь, так как хочу добиться успеха в карьере
12. Мне нравится рассказывать то, что я знаю, другим
13. Мне нравится, когда преподаватель рассказывает научные закономерности известных мне явлений
14. Я использую разные методы для поиска и подтверждения задач
15. Я стараюсь найти смысл в получаемых знаниях
16. Мне нужно учиться
17. Мне приятно, когда мои ответы на занятиях одобряют
18. Я помогаю другим в обучении
19. Мне интересно понимать закономерности явлений
20. Мне нравится самому объяснять новые факты
21. Мне нужны знания для самосовершенствования
22. Я учусь, так как этого требуют
23. Мне нужно учиться, так как образование ценится в обществе
24. Знания помогают мне наладить контакт с окружающими
25. Мне интересно только то, что было ранее неизвестно для меня
26. Я стараюсь самостоятельно найти способ получения нужных мне знаний
27. Я стремлюсь быть высокообразованным человеком
28. Я учусь из чувства ответственности за свой уровень образованности
29. Мне приятно, когда меня хвалят за вопросы к преподавателю
30. Я считаю, что знания важны для общего социального благополучия и прогресса
  

Бланк ответов:

1

7

13

19

25

2

8

14

20

26

3

9

15

21

27

4

10

16

22

28

5

11

17

23

29

6

12

18

24

30

Обработка полученных данных.
По каждой строчке вычисляют среднее значение.
Первые три строчки определяют уровни развития познавательной мотивации, вторые три – социальной мотивации учебной деятельности. Для определения доминирующего типа мотивации также возможен подсчет среднего. Если среднее познавательных мотивов выше среднего социальных мотивов, то можно говорить о доминировании собственно познавательной мотивации над социальной. И наоборот.
Среднее по первой строке показывает выраженность уровня широких познавательных мотивов (близких потребности в новых впечатлениях по Л.И.Божович), по второй – узко или собственно познавательных мотивов учения, по третьей – мотива саморазвития или личностных мотивов учебной деятельности.
Среднее по четвертой строке показывает выраженность уровня широких социальных мотивов или мотива обязывающего или вынужденного учения, по пятой – узких социальных (“позиционных” по А.К.Марковой или “социологических”) мотивов, по шестой – сотрудничества или социальности знаний.
Если получаемые показатели больше трех, то можно говорить о высокой степени выраженности уровня или типа, если больше двух, но меньше трех – о средней степени, если показатель ниже двух баллов, то можно предполагать, что отдельный учащийся или группа имеют низкий уровень мотивации учебной деятельности в целом, по типу или уровню.

Используемая литература:

  1. Родительские собрания: 6 класс/ Авт. – сост. О.В.Дюкина.– М.:ВАКО, 2008.
  2. Домбровской И.С. “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы”.