Профессиональная деятельность (объединение "Автоматизация безопасности")

Содержание программы предполагает, что учащиеся ранее были знакомы с базовыми понятиями алгоритмики, имели опыт программирования и конструирования роботов. Дети, углубляя свои знания по математике, физике, черчению, создают модель автоматизации безопасности. Данная программа станет важной ориентацией в профессии: позволит «примерить на себя» профессию инженера и понять, что инженер – это не только успешный математик, физик, но и просто грамотный и эрудированный человек, умеющий найти и реализовать нестандартное решение для обеспечения безопасности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                   

Паспорт программы

Название программы

«Техническое творчество»

Направленность программы

Техническая

Вид программы

Общеразвивающая, модульная

Срок реализации программы

1 год (37 учебных недель)

Кол-во часов на учебный год / в неделю

Модуль «Безопасность дома»: 74ч./2ч.            

Знание основ безопасности жизнедеятельности человека и защиты окружающей его среды в доме, создание автоматизированной техники для защиты от опасностей дома

Модуль«Безопасность на улице»: 74ч./ Знание основ безопасности жизнедеятельности человека и защиты окружающей его среды в доме, создание автоматизированной техники для защиты от опасностей на улице

Цель

реализовать и утвердить учащихся в роли создателей моделей автоматизированных средств для обеспечения безопасности, включить детей с ограниченными возможностями здоровья в практику конструирования, сборки технических устройств и управления ими.

Ожидаемые результаты освоения программы

Образовательные результаты:                                      идентифицировать потенциальные опасности, то есть распознавать вид, определять величину и вероятность их проявления;                                                                                          определять опасные, вредные и поражающие факторы, порождаемые источниками этих опасностей; прогнозировать возможность и последствия воздействия опасных и вредных факторов на организм человека;           использовать нормативно-правовую базу защиты личности и окружающей среды;                                                                                     Предметные результаты:                                                                разрабатывать мероприятия и применять средства защиты от воздействия опасных, вредных и поражающих факторов;                                                                                  предотвращать возникновение чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения принимать адекватные технические решения и выполнять действия, направленные на их ликвидацию;                                    проектирование модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;                                                           создание математической модели динамики размерных связей деталей технических средств в процессе их изготовления и алгоритма ее обработки;

  Метапредметные результаты:                                                            анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;                                                        обобщение и сравнение последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;                                                                                                    овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,                                                     моделирование индивидуальных подходов к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;                                                                                                                    приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по признакам, характерным ХМАО;                                                                            проектирование модели безопасности.

Формы занятий

Занятия проводятся по группам, по подгруппам и индивидуально

Возраст учащихся

11 – 17 лет, дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Количество учащихся по программе

6 групп по 12 человек в каждой

1. Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная программа  «Автоматизация безопасности» является общеразвивающей и  имеет  научно-техническую  направленность. Ориентирована на развитие интереса детей к инженерно-техническим и технологиям автоматизации безопасности, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Обучение по программе технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать.

Обучение по данной программе – важный шаг в профессиональное будущее. Оно предоставляет детям новые возможности профессиональной ориентации и первых профессиональных проб инженерно-технологического, адаптированного к современному уровню развития науки и техники. С этой целью запланированы экскурсии на предприятия с целью демонстрации интеграции науки, образования и бизнеса в создании среды, обеспечивающей квалифицированные кадры инженерного профиля.

Программа составлена на основе методических рекомендаций Нинбург Е.А.

При разработке программы использованы методические разработки:

- Ю.В. Севрюкова «Техническое моделирование: увлечение - хобби-профессия, 2010г.»;

- В.М. Осипенко «Юный техник», 2011г.;

- Е.Н. Шиянов, Г.В. Найденко «Развитие технического творчества учащихся в системе дополнительного образования», 2010г.;

- Е.В. Башлий «Игровая методика как одна из форм активных методов обучения на занятиях начального моделирования», 2011г.

Программа разработана в соответствии с  Федеральным законом от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в  Российской Федерации»;  Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р), Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки, г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.), Концепцией развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Сургутского района, локальными актами МБУДО «ФДДТ.

Программа по функциональному предназначению является учебно-познавательной, профориентационной, прикладной.

Программа направлена на развитие у детей интереса к техническому творчеству, творческой самостоятельности, фантазии; способствует приобретению навыков конструирования и изготовления технических моделей и устройств.

Актуальность программы обусловлена как отсутствием типовых программ по данному профилю, так и необходимостью обновления содержания форм деятельности, технических объединений в соответствии с современными требованиями, а также взросшим интересом у подростков к автоматизации. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Поэтому необходима автоматизация безопасности. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.              

На занятиях изучаются общие закономерности возникновения опасностей, их свойства, последствия влияния их на организм человека, основы защиты здоровья и жизни человека и среды его обитания от опасностей, а также разработку и реализацию соответствующих средств и мероприятий по созданию и поддержке здоровых и безопасных их условий жизни и деятельности человека

В Сургутском районе наблюдается существенная нехватка инженерных, конструкторских и рабочих кадров, которые будут формировать научно-производственный потенциал России  ХХI века.  

Поэтому велика потребность в воспитании и подготовке молодой технически грамотной рабочей и инженерной смены, способной решать сложнейшие задачи высокотехнологического характера

Новизна программы заключается в том, что финалом освоения каждого раздела является коллективная творческая работа, которая заключается в разработке и изготовлении автоматизированных средств для обеспечения безопасности жизнедеятельности. .При этом содержание выбранной работы обязательно повторяет и закрепляет у учащихся изученный материал по данному разделу. Такая структура программы дает возможность реализовать метод творческого проектирования. А изготовленные своими руками развивающие игры помогут в организации досуга детей и проведении различных мероприятий

Научная новизна.

Формализованы принципы моделирования деталей технических средств, основанного на описании элементов и их свойств, позволяющего учитывать конструктивные особенности конкретного объекта автоматизации безопасности и специфику технологии его изготовления.                                                                                                                                                                                             Осуществлено комплексное широкомасштабное исследование уровней загрязнения территории и определена структура доз облучения жителей ХМАО за счет источников текущего и потенциального облучения;
Выяснено, что основными направлениями обеспечения радиационной безопасности населения ХМАО являются:                                                                                                                                         - снижение доз облучения за счет радона, в первую очередь, в домах сельского типа с высокими значениями его концентраций;                                                                                                                   - замена и утилизация старого оборудования, загрязненного природными радионуклидами и используемого на предприятиях по добыче нефти;                                                                                                                 - организация долговременного периодического мониторинга территорий с источниками потенциального облучения.

Программа  ориентирована на потребности региона, так как наибольшим спросом пользуются те специалисты, профессиональная направленность которых соответствует его нуждам. Кроме того, на занятиях изучаются особенности средств передвижения и декоративно-прикладного искусства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Дети самостоятельно готовят презентации о безопасности жизни и быта коренных жителей, что формирует интерес к национальной культуре.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность  программы  заключается в том что, она является целостной  и непрерывной  в течении всего процесса обучения, и позволяет ребёнку  шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности  и само реализоваться в с современном мире .  В процессе технического рисования,  технического моделирования и робототехники дети   получат дополнительное образование в области графики, физики, механики, электроники и информатики.

    Использование конструкторов повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Занятия как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования и опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа:

  • принцип личностно-ориентированного образования, что отражает учет индивидуальных склонностей и задатков личности учащихся, развития в зоне ближайшего развития;
  • принцип инновационности, что предполагает быстрое реагирование на изменяющиеся образовательные условия, новые идеи и перспективы;
  • принцип открытого образования, что означает создание условий для взаимодействия участников проекта, для общения учащихся с носителями различных научных и профессиональных знаний, способов мышления и деятельности, мировоззренческих идей, развитие дистанционного образования
    принципы сетевого образования, что означает кооперацию в разработке и реализации целей и задач проекта, взаимной ответственности участников проекта в подборе форм, методов работы и достижения результатов работы;
  • принцип продуктивного образования, что отражает идею активной и самостоятельной деятельности в рамках проекта, получение «образовательного продукта» - практического (овеществленного, представленного и воспринимаемого другими) итога совместной деятельности – модель, макет, проект, реферат, доклад, учебный отчет и т.д. 

Занятия строятся с учётом следующих педагогических принципов:

  • Доступности – изучение материала ведётся от простого к сложному. Экономичность и доступность материала. Отсутствие возрастных ограничений. Возможность создания разновозрастных групп.
  • Наглядности – показ (демонстрация) фотографий, рисунков, чертежей, готовых моделей самолётов, судов ракет.
  • Метод научности – программа основывается на первоисточниках, на достоверной и проверенной информации, на современных технических достижениях.
  • Принцип партнерского общения, толерантность. Работая в группах, дети учатся принимать все решения с учетом мнения других, а не только стремиться к достижению своих целей, учатся уважительно относиться к различным национальностям.
  • Индивидуальность. Это особое состояние в изображении действительности, и здесь у каждого предмета свой реальный мир, который имеет собственное применение и неповторимый (авторский) подход. Возможность самовыражения с использованием доступных средств.
  • Социализация- возможность самовыражения личности, решение финансово-экономических проблем, коммуникативное общение среди людей, занятых общим делом.
  • Современность- многообразие используемых технологий.
  • Разноплановость - возможность создания различных изделий, воссоздание производственных моделей и технологических процессов. Разноплановость применения изготовленных изделий (подарки, костюмы, сюрпризы, наглядные пособия, декоративное оформление и др.). Содержание, методы и приемы обучению по данной программе направлены, прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Формы и методы обучения выбираются с учётом уровня технического мышления каждого учащегося, развития его творческих способностей и имеющегося у него опыта предшествующей творческой работы. Для этого используется шкала, отражающая три уровня творческой подготовленности учащихся:

Стартовый уровень: учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертёж, схему, направленных на совершенствование формы изделия или рациональное  расположение деталей.

Базовый уровень: учащемуся доступно изготовление изделий с конструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную документацию или отдельную схему.

Продвинутый уровень: учащийся справляется с изготовлением изделий и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему. Учащемуся посильна самостоятельная технологическая разработка идеи изделия и его изготовление. Учащийся способен самостоятельно обосновать и сформулировать конструкторскую и рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить модель автоматизации безопасной среды г.п.Федоровский.

Цель программы:

реализовать и утвердить учащихся в роли создателей моделей автоматизированных средств для обеспечения безопасности, включить детей с ограниченными возможностями здоровья в практику конструирования, сборки технических устройств и управления ими.

Задачи программы:

Обучающие:

1) Формировать навыки работы с инструментами, приспособлениями при обработке различных материалов.

2)Формировать умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления моделей автоматизированных средств для обеспечения безопасности.

3) Научить учащихся владеть технической терминологией и понятиями.

4) Исследование уровней загрязнения территории и определение структуры доз облучения жителей ХМАО за счет источников текущего и потенциального облучения.
Развивающие:

1) Развивать интерес к технике и техническим видам деятельности.

2) Развивать мотивацию учащихся к творческому поиску.

4) Развивать умения организации

Воспитывающие:

1) Воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, достижения поставленных задач.

2) Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело.

3) Приобщать к нормам социальной жизнедеятельности.

       Программа отличается законченностью решения учебной задачи: от постановки задачи, содержащейся в проблемной ситуации, до её полного решения, включая рефлексию успешности выполнения проекта и вклада каждого члена команды в общий успех. Уникальная особенность данной программы заключается в возможности объединить техническое рисование, техническое моделирование в одном курсе, что способствует развитию инженерного мышления детей.

Одним из преимуществ данной программы является активное привлечение родителей, имеющих техническую специальность к деятельности объединения.

В программе предусмотрено изготовление моделей с особенностями регионального компонента (хантыйские лодки, стойбища, нефтяные вышки и др.). Технопарк «Безопасный  город» является архитектурным выражением системы внешних и внутренних условий для территории ХМАО. Уникальность выражается в неповторимости комплекса технических средств безопасности для территории ХМАО, культуры коренного населения Игры.                                                                                   

 Неповторимость – программа предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение, предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения, учатся думать и действовать, как инженер.

В процессе обучения приоритетным является проектная деятельность учащихся, в результате которой формируются поисково-исследовательские и коммуникативные умения учащихся. Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Занятия разделены на теоретические и практические. На практических занятиях формируются трудовые навыки учащихся, умение работать со специальными инструментами. На теоретических занятиях даются необходимые знания для выполнения своего творческого проекта.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 11 до 17 лет. Набор детей в объединение осуществляется по принципу добровольности, без подбора и предъявлений требований к наличию  у них специальных умений и их социального положения.

На занятиях  систематически осуществляется индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями.

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью.

 Главная проблема, с которой сталкиваются люди этой категории ( не считая заболевания ) – это равнодушие и отторжение обществом, отсутствие возможности в самореализации. И поэтому на занятиях показывается  ребёнку другой мир, без ограничений и болезней – мир творчества. Искусство лечит. Это давно поняли те, кто всерьёз думает о детях. Творя машины безопасности, они обдумывают мир, находят выход тёмным страстям, держа в руках инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение, находят прекрасную возможность учиться на собственном опыте.

Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю продолжительностью 2 часа. Продолжительность занятий – 40 минут.

Формы занятий:

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, техническую деятельность детей.  К практической работе приступаем с первого занятия, посвятив  её разметке и заготовке деталей, упражнениям технологического характера. Важен не только сам факт изготовления  ребятами моделей и приборов и участия в соревнованиях, в выставках, а приобретённой детьми в процессе этой работы устойчивый интерес к технике и  профессиональной направленности. После вступительной беседы начинаем практическую работу с показа и объяснения новых приёмов работы. Убедившись, что приёмы усвоены хорошо, разрешаю начинать изготовление нужных деталей самоделок. В процессе работы проводим дополнительный инструктаж. Строя модель или прибор, дети полностью  выполняют весь рабочий процесс. Проводим опыты, лабораторные работы, экспериментирование. Стремимся к тому, чтобы ребята творили, а не только копировали самоделки.

Выбор практических работ далеко не всегда возможен по программе. Выполнение работ зависит от многих причин – от наличия материалов, деталей и инструментов, от уровня знаний и умений, от технической подготовки и желания учащихся объединения. В зависимости от характера и объёма практических работ вносим в программу свои изменения: сокращаем материал по одной теме – увеличиваем по другой, исключаем отдельные темы – вводим новые. Особым этапом является досуг. Во время выполнения выбранного задания ребята могут слушать негромкую музыку, делать физические упражнения, играть в шахматы и шашки, в зависимости от желания и настроения. Это позволяет произвести смену деятельности, способствует здоровьесбережению молодого организма, развитию качеств самоопределения. А конкурсы, викторины, различные соревнования, праздники позволяют долго держать в напряжении ребят, так как к ним надо готовиться и побеждать.

Для стимулирования положительного отношения к занятиям применяются специальные методы и приёмы:

1.Создание на занятиях ситуации занимательности: любопытные приёмы и факты, относящиеся к данному занятию.

2.Широкое использование сравнений и аналогий.

3.Образное, эмоциональное изложение нового материала.

4.Систематическое ознакомление с новинками науки и техники, побуждение к самостоятельному чтению научно- популярной литературы.

5.Использование различных познавательных игр.

6.Сопоставление научных и житейских представлений об изученных процессах, максимальная опора на жизненный опыт занимающихся.

7.Организация дискуссий, создание проблемных ситуаций.

8.Создание ситуации успеха на занятиях путём оказания дифференцированной помощи разным ребятам, выполняющим работу одинаковой сложности, и поощрение (за точность, аккуратность, бережное отношение к инструментам).

Теоретическая работа с детьми строится на основе кратких бесед и пояснений в процессе обучения. Чтобы интерес к теоретическим знаниям был устойчивым и глубоким, развиваем его постепенно. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе. Решаются  три типа задач: слово – слово, слово – изображение, изображение – изображение. То есть  идёт перекодировка словесного описания объекта в его графическое  изображение, или наоборот. При этом  учащийся, преобразовав мысленно словесное описание в реальный объект, должен изобразить его графически на плоскостях проекций с учётом всех условных обозначений.

Широко применяется метод проектов, который решает ряд важных задач:

- занятия ориентированы на практические действия учащихся, благодаря чему усиливается мотивация;

- осуществляется самостоятельная познавательная работа в рамках заданной темы;

- успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности;

- повышается ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта;

- работая над проектом, учащиеся учатся оформлять результаты своего труда.

Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому каждая из педагогических находок и традиционных методов обучения применяются в разных формах организации познавательной деятельности – в групповой или индивидуальной. Это: организация и проведение развивающих занятий, часы технического творчества, наставничество, привлечение детей к работе конференций технической направленности и т. д.

Объяснительно-иллюстративные методы формирования технических понятий: лекции, беседы, рассказы с демонстрацией слайдов, фотографий и других иллюстративных материалов, выступления детей с защитой разработанных ими проектов или рефератов, действующих образцов различных технических устройств. Применяем поисковые (решение проблемных ситуаций), инновационные методы: отрабатываем навыки пилотирования (вождения) моделей самолётов и судов с помощью компьютерных симуляторов. Осуществляется подготовка юных консультантов (учащихся с высокими результатами) по техническому творчеству для занятий с младшими детьми.

Главное на занятиях - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний. В объединении занимаются дети, имеющие определенные навыки, полученные в семье, школе на уроках технологии, владеющие ими в той или иной степени. Дети принимаются в течение всего года. В сентябре для привлечения детей проводится выставка в школе с презентацией моделей, сделанных участниками объединения.  

Формы организации занятия: коллективная; фронтальная; групповая; индивидуальная работа; работа в парах.

Эффективно решить учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. Работа с родителями предусматривает:

1.Индивидуальные консультации с целью разъяснения конкретных мер помощи ребёнку в обучении с учётом возможностей.

2.Обсуждение результатов продвижения ребёнка в условиях педагогического воздействия.

3.Консультации по решению социально-педагогических проблем.

4.Проведение тематических встреч, бесед.

5.Привлечение родителей к участию в конкурсных программах, выставках, экскурсиях.

6.Проведение родительского собрания.

7.Приглашение родителей на занятия.

Количество учащихся в объединении составляет 12 человек.

Сроки реализации образовательной программы: 1 год. Продолжительность учебного процесса составляет 37 недель (включая школьные каникулы).

 Группа комплектуется из учащихся среднего и старшего звеньев, не имеющих специальных знаний, умений и навыков.

Способы проверки результатов освоения программы:

 Эффективность реализации данной программы зависит не только от ее содержания. Во многом это определяется системой отслеживания результата и его своевременной корректировкой.

Контроль за уровнем усвоения знаний по программе проводятся:

а) В конце изучения каждой крупной темы. Итоговое занятие проводится в игровой форме.

в) В форме промежуточной аттестации в конце I полугодия (декабрь). Промежуточная аттестация проходит с целью проверки теоретических и практических знаний учащихся.

г) В форме итоговой аттестации в конце учебного года (май). Итоговая аттестация анализирует успешность освоения программы. При успешном усвоении программы выпускнику вручается свидетельство об окончании полного курса обучения по программе.

Отслеживание развития ребёнка и его результативности осуществляется методами: наблюдения, анкетирования и тестирования.

Еще одной формой проверки является участие учащихся в выставках, олимпиадах, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях  с привлечением родителей, подготовка буклетов о проделанной работе. В объединении проводятся открытые занятия для родителей и педагогов дома творчества. В течение года проводятся анкетирование для родителей, позволяющие судить об успешности реализации программы.

Оценка по теории и практике проводится по 3-х бальной системе: 1 балл - низкий уровень; 2 балла – средний уровень; 3 балла -высокий уровень  усвоения знаний, умений и навыков. Вычисляется средний балл. Затем результаты итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе итоговой аттестации учащихся детского объединения», который является одним из отчетных документов и хранится в администрации МБУДО «Федоровский дом детского творчества». Для оценки уровня развития технического мышления с успехом используется тест Беннета и его аналоги.


Общая характеристика содержательно-тематической структуры.

Программа состоит из трех модулей: «Графика», «Начальное техническое моделирование», «Робототехника». Каждый из модулей имеет три уровня – стартовый, базовый и продвинутый. В учебную группу из 12 человек включены  участники, осваивающие как  базовый уровень, так  стартовый и продвинутый. Это дает возможность каждому учащемуся самостоятельно для себя обозначить «зону ближайшего развития».

I модуль

 «Безопасность доме»

Пояснительная записка

     Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

    Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

    П.Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

    К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Работа эта  должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

  • организованные формы обучения на занятиях,
  • совместную деятельность взрослого и ребенка,
  • самостоятельную деятельность ребенка,
  • воспитание навыков поведения,
  • конструирование,
  • техническое моделирование
  • игру.

   Именно поэтому, наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание вопросам здоровья сбережения детей и их безопасности.

     

Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения дома, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях.

Задачи:

  • научить учащихся сознательно читать чертежи и выполнять чертежи деталей, применять графические знания при решении задач с творческим содержанием
  • моделировать различные геометрические тела
  • самостоятельно разрабатывать графическую документацию для изготовления деталей и предметов
  • изучить приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы
  • ознакомить с основными понятиями композиционного построения объекта – композиционным моделированием
  • развить логическое и абстрактное мышление, творческие способности учащихся
  • оказать помощь в профессиональной ориентации учащихся

Стартовый уровень

     Главная задача стартового уровня – увлечь, заинтересовать подростков, привить учащимся культуру труда, способствовать развитию у учащихся технического и образного мышления, а также  пространственных представлений, имеющих большое значение в трудовом обучении, производственной деятельности и техническом творчестве. Учащиеся знакомятся с историей чертежа, приобретают начальные навыки в чтении чертежей, самостоятельно разрабатывают чертежи, применяют различные виды графических изображений, решают творческие задачи с элементами конструктирования.

Ожидаемые результаты

Средства индивидуальной диагностики

        Личностные        

Предметные

Метапредметные

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Учащийся должен знать:

  • основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов на чертежах
  • условные изображения и обозначение резьбы
  • способы изображения соединений деталей
  • особенности выполнения сборочных и строительных чертежей

Учащийся должен уметь:

  • выполнять необходимые сечения, разрезы на чертежах
  • выполнять чертежи основных соединений деталей
  • читать и детализовать чертежи изделий, состоящих из 5-8 деталей
  • читать несложные строительные чертежи
  • правильно выбирать главное изображение и количество изображений
  • применять полученные знания при выполнении конструктивных преобразований несложных объектов
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения

Оценка качества обучения по модулю производится различными

методами и средствами:

  • индивидуальный опрос
  • тесты
  • результаты конкурсов и выставок
  • личные достижения каждого учащегося

Игра-испытание «Знаю ли я правила ТБ».

Лабораторная работа по изучению свойств

бумаги и картона.

Игра в графическое лото, геометрический конструктор.

Анализ

Викторина для закрепления графических понятий.

Конкурс «Конструирование простейших моделей»

Устный опрос, ребусы, занимательные логические задачи, тесты.                                                Занятие-самоконтроль, занимательный самоконтроль.                                                                                     Беседы в форме «вопрос-ответ», с ориентацией на сравнение, выявление общего и особенного.                                            Соревнование.

Практическая работа «Создание образов
технических моделей (по собственному
замыслу) путем манипулирования
геометрическими фигурами с поиском
элементов оригинальной формы».
Соревнование «Чья модель улетит дальше?».
Тестирование, технический диктант.        

Коллективный анализ технических моделей с большим количеством деталей.
Выставка. Защита рефератов.
Презентация творческих проектов.

Базовый уровень

     Главная задача базового уровня – формирование заинтересованности учащегося к конструкторской, макетной деятельности. Целью является не только обучение учащихся приёмам техники макетирования и приобретение ими практических навыков в изготовлении макетов, но и формирование умений выразить свою концепцию в трехмерном пространстве, отобразив любую форму видимого мира за рамками плоскостных проекций. Учащиеся учатся работать с бумагой и картоном, имеют дело с макетным моделированием, отображающий весь творческий процесс в целом, а не только конечный результат.

Ожидаемые результаты

        Личностные        

Предметные

Метапредметные

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

Учащийся должен знать:

  • основные приемы макетирования
  • правила пользования инструментами (макетный нож, циркульный нож, ножницы, клей, линейки, угольники)
  • шрифты

Учащийся должен уметь:

  • пользоваться специальными инструментами
  • владеть основными приемами макетирования
  • строить макет плоскости и различные виды разработки поверхности
  • разработать и склеить орнамент, кулисные поверхности; трансформируемые плоскости
  • выполнять простые объемные формы, правильные многогранники и их развертки (призмы, пирамиды), тела вращения и их развертки (цилиндр, конус).
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Продвинутый уровень

     Продвинутый уровень предполагает освоение моделирования из бумаги и картона более сложных геометрических тел, в моделировании сложных объемно-пространственных форм, в изучении закономерностей композиционного построения, значения цвета в композиционном решении. Тематическое моделирование – итог всей деятельности. Занятия с учащимися строятся в основном по индивидуальным образовательным маршрутам. Совершенствуя свое мастерство в макетировании, учащиеся углубленно изучают технику и виды макетирования, пополняют свой теоретический и практический опыт в улучшении своих знаний и умений. Учащиеся участвуют в конкурсах и научно-исследовательских конференциях различного уровня, учатся бороться и побеждать. Главная задача продвинутого уровня – помочь учащимся в выборе и освоении первооснов творческой профессии.

Ожидаемые результаты

        Личностные        

Предметные

Метапредметные

  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении графических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной графической деятельности;

способность к эмоциональному восприятию графических объектов, задач, решений, рассуждений

Учащийся должен знать:

  • правила «Золотого сечения»
  • значение цвета в композиционном решении
  • закономерности композиционного построения

Учащийся должен уметь:

  • применять данные знания на практике
  • уметь выполнять сложные объемно-пространственные формы.
  • умение видеть графическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение понимать и использовать графические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

II модуль

 «Безопасность на улице»»

Пояснительная записка

     . На улице нас ожидают многие неприятности: ограбление, кража, наезд транспортного средства, падение тяжелых предметов на голову и т.д. Современный город наполнен источниками потенциальной опасности для человека. При неблагоприятном стечении обстоятельств общественный транспорт может ставить угрозу здоровью и жизни граждан. Вечерние посещения кинотеатров, концертов заставляют горожан возвращаться домой в опасное позднее время. Многих людей притупляет внимание и облегчает злоумышленнику исполнение преступных намерений. В городе, при большом скоплении людей и довольно тесной застройке, природные ненастья и стихийные бедствия много опаснее, чем в сельской местности. При нарушении своевременности медицинской помощи, бесперебойного снабжения водой, электричеством и газом, надежной работы транспорта горожанин испытывает чувство дискомфорта и часто становится беспомощным.                                                                                                            Актуальность и практическая значимость данной модули обусловлена тем, что полученные на занятиях знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладев же навыками автоматизации сегодня, они, в дальнейшем, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Данная модуль помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.

Цель: Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения на улице, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе создания моделей и проектов, образного и технического мышления, мелкой моторики, речь учащихся в процессе анализа проделанной работы;
  • Воспитание умения работать в микрогруппах и в коллективе в целом, этики и культуры общения, основ бережного отношения к оборудованию;
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни при решении творческих задач, при сборе и обработки информации, создании проектов.
  • Мотивация к изучению наук естественнонаучного цикла: физики, информатики (программирование и автоматизированные системы управления) и математики.
  • Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  • Развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Ожидаемые результаты

Диагностика и формы контроля

Личностные

Предметные

Метапредметные

Стартовый уровень

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических заданий.

Итоговый контроль реализуется в форме соревнований по робототехнике.

Основные принципы программы

Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности. Взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Принцип стимулирования включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.

проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности

Учащиеся должны знать:

общенаучные и технические термины, теоретические основы создания робототехники;

Учащиеся должны уметь:

проводить сборку робототехнического оборудования

 алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности

Базовый уровень

Ожидаемые результаты

        Личностные        

Предметные

Метапредметные

 выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Учащиеся должны знать:

правила ТБ;

элементную базу, при помощи которой собирается устройство;

порядок взаимодействия механических узлов аппаратов

Учащиеся должны уметь:

придумать модель и регулировать ее;

проводить сборку робототехнического оборудования;

эксплуатировать навесное робототехническое оборудование

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или

трудовой задачи на основе заданных алгоритмов

Продвинутый уровень

Ожидаемые результаты

        Личностные        

Предметные

Метапредметные

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• самооценка результатов деятельности.

Учащиеся будут знать:

порядок создания алгоритма функционирования  аппаратов;

правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами;

порядок и правила проведения соревнований по робототехнике

Учащиеся будут уметь:

эксплуатировать навесное робототехническое оборудование;

работать с источниками информации (инструкции, литература, Интернет и др.);

выступать с творческими проектами на конкурсных мероприятиях различного уровня.

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих
  • стандартного применения одного из них; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в
  • процессе моделирования изделия или технологического процесса;
  • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы.


2. Учебно-тематический план

Модуль «Безопасность в доме»

  №п/п

  Раздел и тема

Количество часов

  Всего

  Теория

  Практика

I

Общая характеристика  безопасности жизнедеятельности человека и защиты окружающей его среды в доме.

1

  Введение. Безопасность жизнедеятельности человека и защита окружающей его среды в доме.

2

2

2

Опасности и их показатели 

4

2

2

II.

Специальная автоматизированная техника для защиты 
от опасностей в доме

1

 Отопление помещений.. Защита от пожаров

28

12

16

2

 Вентиляция и кондиционирование. 

8

3

5

3

Освещение 

6

2

4

4

 Водоподготовка и водопользование 

26

10

16

  Всего

74

31

43

Модуль «Безопасность на улице»

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

Общая характеристика  безопасности жизнедеятельности человека и защиты окружающей его среды в доме.

1

  Введение. Безопасность жизнедеятельности человека и защита окружающей его среды на улице.

2

2

2

Опасности и их показатели 

4

2

2

II.

Специальная автоматизированная техника для защиты от опасностей на улице

1

Понятие безопасности объекта защиты.  Защита от пожаров и взрывов 

16

6

10

2

Защита от воздействия высоких температур 

4

1

3

3

Защита от воздействия низких температур  

16

6

10

4

Защита от стихийных явлений 

8

2

6

5.

Защита от терроризма  

10

2

8

6

Защита от переменных климатических воздействий 

10

6

10

7

Защита на взрывоопасных объектах на химически опасных объектах 

4

2

4

Итого

74

29

45

3. Содержание.

Модуль «Безопасность на улице»

1 раздел –Общая характеристика  безопасности жизнедеятельности человека и защиты окружающей его среды в доме.

Теория: Эволюция человечества и среды его обитания 
Эволюция мира опасностей. 
 Возникновение и основы реализации опасностей.  
Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия 
Поле опасностей 

Практика: 2ч. Работа с полями опасностей.

2 раздел – Специальная автоматизированная техника для защиты от опасностей на улице 1.Теория: Понятие безопасности объекта защиты.  Защита от пожаров и взрывов 

Практика: Создание технического устройства по собственному замыслу по предотвращению пожара.

2. Теория. Защита от воздействия высоких температур 

Практика: Создание технического устройства по собственному замыслу от воздействия высоких температур 

3.Теория: Защита от воздействия низких температур   

Практика: Работа с источниками информации. Создание автоматизированного устройства по собственному замыслу от воздействия низких температур   

4.Теория: Защита от стихийных явлений  

Практика: Работа с источниками информации. Создание автоматизированного устройства по собственному замыслу от воздействия высоких  температур   

5.Теория: Защита от терроризма   

Практика: . Создание автоматизированного устройства по собственному замыслу от терроризма.

6.Теория: Защита от переменных климатических воздействий 

 Практика: Создание автоматизированного устройства по собственному замыслу от переменных климатических воздействий 

7.Теория: Защита на взрывоопасных объектах на химически опасных объектах  

Практика: Создание автоматизированного устройства по собственному замыслу от переменных климатических воздействий  м.

Модуль «Безопасность в доме»

1 раздел –Общая характеристика  безопасности жизнедеятельности человека и защиты окружающей его среды в доме.

Теория: Эволюция человечества и среды его обитания 
Эволюция мира опасностей. 
 Возникновение и основы реализации опасностей.  
Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия 
Поле опасностей 

Практика: 2ч. Работа с полями опасностей.

2 раздел – Специальная автоматизированная техника для защиты от опасностей на улице 1.Теория: Отопление помещений.. Защита от пожаров

Практика: Создание технического устройства по собственному замыслу по предотвращению пожара.

2. Теория. Вентиляция и кондиционирование. 

Практика: Создание технического устройства по собственному замыслу от воздействия высоких температур 

3.Теория: Защита от вентиляции и кондиционирования. 

Практика: Работа с источниками информации. Создание автоматизированного устройства по собственному замыслу от воздействия низких температур   

4.Теория: Освещение 

Практика: Работа с источниками информации. Создание автоматизированного устройства по собственному замыслу от  насыщенного освещения 

5.Теория: Водоподготовка и водопользование 

Практика: . Создание автоматизированного устройства по собственному замыслу от наводнения и утопления.

 

4. Методическое обеспечение.                                                                                                   Характеристика педагогического состава, реализующего образовательную программу.

При организации работы используется дидактический материал, который представлен:
- тематическими папками;
- таблицами по направлению работы;
-образцами проектно-исследовательских работ;                                                                                            -специальной и дополнительной литературой, репродукциями;
- фотографиями проведения опытов и оборудования;                                                                               - домашней лабораторией для детей «Безопасность»

Организационные условия:

  • Кабинет на12 учащихся;
  • Учебная мебель;
  • Шкаф для хранения  материалов и выставочных работ;
  • Доска;
  • Интерактивная доска;
  • Компьютер;
  • Уголок объединения.

Специальные инструменты и приспособления:

  • Канцелярские принадлежности (картон, цветная бумага, карандаши, гуашь, альбомы, ватман, клей и т.д.)
  • Батарейки;
  • Конструкторы;
  • Проволока;
  • «Юный техник», «Конструктор  школьник» (автор И.С.Сахаров);
  • Инструменты для черчения;
  • Демонстрационные  материалы (образцы работ);
  • Рабочие инструменты (плоскогубцы, отвертки, паяльник, молоток, ножовка и т.д.)

Дидактическое обеспечение:

  • Справочная литература с иллюстрациями;
  • Аудиозаписи, видеозаписи;
  • Технологические карты;
  • ОРБИТС (тексты, инструкции и комментарии к компьютерной обучающей программе Пшеничнер Б.Г.);
  • Раздаточный  материал  (шаблоны изделий, инструменты, материалы);
  • Наборы «Юность»- №,№ 1,2,3,4;
  • Диагностический  инструментарий (анкеты, тесты: входящие, рубежные,  итоговые, карточки с заданием.

Качественная характеристика педагогов, реализующих программу

Машакова Кызтаман Баубековна работает педагогом дополнительного образования в учреждении с 2004 года, общий стаж педагогической работы 34 года. Присвоена высшая квалификационная категория по должности «педагог дополнительного образования», 2014г. Успешно реализует дополнительные образовательные программы: «Начальное техническое моделирование», «Шахматы» и «Занимательная математика».

  У Кызтаман Баубековны накоплен богатый методический, дидактический и демонстрационный материал. При организации учебно-воспитательного процесса педагог использует разные методы и приемы здоровьесберегающих технологий. Все это позволяет ей эффективно организовывать занятия и мероприятия, обеспечивая высокую активность и заинтересованность детей.

   Принимает активное участие в профессиональных конкурсах различного уровня: III место в районном конкурсе методических разработок уроков и классных часов по теме «Семь чудес Сургутского района», 2012г., участница районного конкурса стенгазет «На страже границы», 2012г., дипломант III степени районного конкурса «Методическая копилка педагога дополнительного образования Сургутского района – 2014», регионального этапа Всероссийского конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания», 2013г., диплом победителя регионального конкурса в сфере образования в номинации «Лучший педагог дополнительного образования детей», 2014г., дипломант III степени общероссийского конкурса «Лучший урок по математике», 2013г., дипломант III степени Всероссийского конкурса «Призвание быть педагогом», 2013г., дипломант I степени  регионального этапа Всероссийского конкурса «Энергия и среда обитания» в номинации «Педагогическая разработка», 2014г., I место в региональном этапе Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей, 2014г.

Награждена благодарственным письмом за участие в региональном этапе Всероссийского детского экологического Форума «Зеленая планета», 2012г., благодарственным письмом за подготовку номинанта XVII научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», 2013г., грамотой за качественную подготовку участника VIII Открытой Международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия», 2014г., благодарностью за подготовку призера (2 место) в районной выставке-конкурсе детского творчества «От идеи до воплощения», 2015г.

  Кызтаман Баубековна повышает уровень своей педагогической деятельности на курсах повышения квалификации: «Организация и проведение шахматных занятий в рамках внеурочной деятельности при внедрении ФГОС», 2013г.,  «Индивидуальные программы реабилитации ребёнка – инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях», 2016г.

Опыт работы педагога обобщался на межрегиональной очно-заочной научно-практической конференции, г. Ханты-Мансийск, 2013г., на районных семинарах по темам: «Активизация технического мышления на занятиях технического моделирования и конструирования в системе дополнительного образования детей», 2013г., «Педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми», 2014г., «Из опыта работы по эффективной организации занятий техническим творчеством в учреждении дополнительного образования», г. Лянтор, 2014г.      Материал выступлений рекомендован педагогам дополнительного образования для использования в своей работе.

Материалы по развитию технических и творческих способностей учащихся на занятиях технического моделирования и конструирования  размещены в профессиональных сетевых сообществах: интернет-портал ProШколу.ru, электронный журнал «Педагогический мир», электронный педагогический журнал «Большая перемена», «Учебная презентация», «Продлёнка».

Кызтаман Баубековна постоянно находится в творческом поиске путей и повышения качества образовательного процесса, полагая, что новые технологии, модели, методы воспитания и образования позволяют обеспечить высокий уровень обучения и воспитания.

Активное участие принимает учащийся объединения «Начальное техническое моделирование»  Иванчик Артем в научно-практической конференции  молодых исследователей «Шаг в будущее»: дипломант III степени в XVIII окружной научной конференции, 2013г., г. Ханты-Мансийск,  II место на VIII Открытой Международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия», 2014г., дипломант III степени Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», г. Москва, 2014г.

Учащиеся объединений принимают активное участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня: III место в районном конкурсе «История моей школы – история образования Сургутского района», 2010г., дипломанты I, III  степени в Открытом Первенстве Сургутского района по быстрым шахматам, 2013г., II, III  места в районном литературном конкурсе «Слово за спортом», 2013г., дипломанты I степени «Статья в газету» районного фестиваля «Молодежный межкультурный диалог», 2013г., I место в районном конкурсе сочинений «Моя мечта о будущей профессии», 2013г., участники районного конкурса исследовательских проектов «Профессиональное семейное древо жителей Сургутского района», 2013г., дипломанты I, II, III степени в районной матчевой встрече по быстрым шахматам, 2014г., дипломанты III степени районного фестиваля «Молодежный межкультурный диалог», 2014г.,  участники регионального этапа  Всероссийского детского экологического Форума «Зеленая планета», 2012г., участники международного конкурса для детей и юношества «Космос и я», г. Новосибирск, 2010г.,  победители школьного этапа Всероссийской олимпиады по математике, 2012г.

  Кызтаман Баубековна за время работы показала себя как чуткий, добрый, внимательный педагог, любящий и уважающий детей, трудолюбивый и творческий. За высокий профессионализм, компетентность, преданность делу, ответственность за судьбу подрастающего поколения Кызтаман Баубековна снискала всеобщее уважение учащихся, их родителей и коллег.  

   За многолетний добросовестный труд, творческие достижения награждена: Благодарственным письмом, Грамотой директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Федоровский дом детского творчества», 2015г., 2013г., Грамотой главы городского поселения Федоровский, 2012г., Благодарственным письмом департамента образования администрации Сургутского района, 2010г., Почетной грамотой департамента образования  администрации Сургутского района, 2014г., Почетной грамотой департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры, 2015г.

Васильева Наталья Владимировна работает педагогом дополнительного образования в Фёдоровском Доме детского творчества с 2000 года, стаж педагогической работы 16 лет.

Имеет высшее педагогическое образование: в 2000 году окончила Башкирский государственный педагогический институт  по специальности «Учитель изобразительного искусства и черчения», имеет первую квалификационную категорию по должности «педагог дополнительного образования».

Педагог творчески подходит к процессу обучения. Реализуя дополнительные общеобразовательные программы «Изобразительное искусство», «Техническое рисование», учитывает задатки и способности учащихся, развивая тем самым личность каждого ребенка. Наталья Васильевна поддерживает интерес детей к предмету, используя различные формы и методы обучения, уделяет большое внимание развитию у детей художественного вкуса, знакомит их с работами великих художников.  В своих учащихся педагог воспитывает такие качества как: аккуратность, трудолюбие, ответственность, стремление к победе.

Ее учащиеся принимают активное участие в конкурсах различного уровня и часто становятся победителями: 1 место в поселковом конкурсе рисунка и фотографии «Улыбнись Федоровский, 2012г., 2, 3 места в районном конкурсе «Кем я хочу быть», 2012г., 2 место в районном конкурсе изобразительного  искусства «России чудный уголок», 2013г., 3 место в районном конкурсе  детского рисунка «Бородино – поле русской славы», 2012г., участники регионального конкура юного художника «Мой Восход», 2012г., участники международного проекта детского творчества «Красная книга глазами детей», 2013г.

   Наталья Владимировна повышает уровень своей педагогической деятельности, на семинарах, на курсах повышения квалификации «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся в условиях введения ФГОС общего образования», 2013г.

    Имея такие человеческие качества, как доброта, внимание,  любовь к детям,  трудолюбие, снискала всеобщее уважение учащихся и их родителей.

 В портфолио педагога наряду с детскими достижениями дипломы и грамоты различного уровня: диплом за профессионализм и качественную подготовку регионального конкурса «Ангел Вдохновения 2011», благодарственное письмо Оргкомитета Международного художественного конкурса «Космос и Я», 2010г.

   За многолетний плодотворный труд, значительные результаты педагогической деятельности и использование современных форм и методов, Наталья Васильевна награждена: Грамотой МБУДО «Федоровский дом детского творчества», 2012г., Почетной грамотой главы администрации городского поселения Федоровский, 2009г., Почетной грамотой начальника управления образования администрации Сургутского района, 2009г.

 

                                                                   

5. Список литературы для педагога

  1. Ю.В. Севрюкова «Техническое моделирование: увлечение - хобби-профессия, 2009г.»;
  2. В.М. Осипенко «Юный техник», 2007г.;
  3. Е.Н. Шиянов, Г.В. Найденко «Развитие технического творчества учащихся в системе дополнительного образования», 2008г.;
  4. Е.В. Башлий «Игровая методика как одна из форм активных методов обучения на занятиях начального моделирования», 2011г.
  5. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М: Просвещение, 1982.
  6. Галагурова М.А. Первые шаги в электронику.
  7. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить.
  8. Данкевич Е. Поляков В. Выпиливаем из фанеры. СПб.: Кристалл, 1998.
  9. Журавлева А.Т., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. М., 1982.
  10. Коваленко В.И. Кулененок В.В. Объекты труда 5-6 классы. М: Просвещение, 1990.
  11. Рожнев А.Я. Методика трудового обучения. М.: Просвещение, 1986.
  12. Романина В. И. Дидактические материалы по трудовому обучению. М.: Просвещение,1990.
  13. Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. М.: Просвещение, 1991.
  14. Старсурский А.Е., Тарасов Б.В. Техническое моделирование в начальных классах. М.: просвещение, 1974.
  15. Якобсон В. М. Альбом для выпиливания. М.: Малыш, 1976.
  16. Трудовое обучение для 6 класса. М.: Просвещение, 1989.
  17. Трудовое обучение для 4 класса. М.: Просвещение, 1988.
  18. Программа «Черчение» средней общеобразовательной школы. Утверждена государственным Комитетом СССР по народному образованию, 1988г.
  19. Г.Б.Борисовский. Слово об архитектуре. Знание. М. 1975г.
  20. Е.А.Василенко. Уроки черчения в 8 классе. Изд-во «Народная Асвета». Минск 1975г.
  21. И.С.Вышнепольский «Техническое черчение» Издательство «Высшая школа» 1981г. Москва
  22. Г.Грубе, А.Кугмар Путеводитель по архитектурным формам. Москва Стройиздат 1990г.
  23. В.Р.Раннев. Интерьер. Москва Высшая школа 1987г.

Список литературы для детей

  1. Боготеева З.А. Чудесные поделки из бумаги.
  2. Данкевич Е., Поляков В. Выпиливаем из фанеры. СПб.: Кристалл 1998.
  3. Ермаков A.M. Простейшие авиамодели. М.,1989.
  4. Заворотов В. А. От идеи до модели. М.: Просвещение, 1988.
  5. Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. М.: Просвещение, 1991.
  6. Фермии Питер. Сделай сам. М.: Русская книга.
  7. Якобсон В. М. Альбом для выпиливания. М.: Малыш, 1976.
  8. Журналы «Левша», «Горизонты техники для детей».
  9. Техническое моделирование. СПб.1997.
  10. Трудовое обучение для 6 класса. М.: Просвещение, 1989.
  11. Трудовое обучение для 4 класса. М.: Просвещение, 1988.
  12. В.И.Виноградов, И.С.Вышнепольский Учебник Черчение для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений (рекомендовано Министерством
  13. образования РФ). 8 издание Москва «Просвещение» 1998г.
  14. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова «Макетирование из бумаги и картона» Учебное пособие. М.2000г.
  15. Кириллов А.Ф. «Черчение и рисование». М. Высшая школа. 1987г.
  16. Н.А.Гордеенко, В.В.Степакова Учебник Черчение 9 кл. образовательных учреждений (рекомендовано Министерством образования РФ) Издательство Москва 2000г.                        

  Дополнительная литература                                                      

1. Галагурова М.А. Первые шаги в электронику.

2. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. Лубковская К.                                      

3. Ермаков A.M. Простейшие авиамодели. М.,1989.

4. Заворотов В. А. От идеи до модели. М.: Просвещение, 1988.

5. Карл Арон. Едем, плаваем, летаем. М.: Детская литература.                            

6. Костенко В.И. Мир моделей. ДОСААФ,                                                                                          

7. Лубковская К.Сделаем это сами. М.: Просвещение, 1983

проект «Танки», учебной целью которого является изучение способов управления роботом в системах управления без обратной связи. Метапроект объединяет 4 проекта продолжительностью два двухчасовых занятия каждый: «Танки, вперед!», «Маневры танков», «Танкодром» и «Танковый биатлон». Для повышения заинтересованности учащихся в реализации этих проектов предлагается воспользоваться естественной тягой мальчишек к военной тематике: разработать проект универсальной движущейся платформы на гусеничном ходу (модель «Сармат»), спроектировать и построить танкодром для её испытаний и провести на нем соревнования по преодолению препятствий, которые придумают и реализуют сами участники биатлона.



Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ФЕДОРОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

628456 Тюменская обл., Сургутский р-н, р.п. Фёдоровский, пер.Парковый, 1, тел. 730-390, e-mail: fddt@mail.ru,

лицевой счет: 015.04.281.1, ИНН: 8617014791/КПП: 861701001,  БИК: 047162000, Р/С: 40204810300000000032

РКЦ  г.Ханты-Мансийск ОФК г.Сургута и р-на (Департамент Финансов администрации Сургутского района) ,

(МБОУДОД «Федоровский ДДТ»), р/с: 4070 1810 3000 0300 0014, БИК: 047144000, РКЦ  г.Сургут г.Сургут, л/с: 015.04.170.4

     «08» сентября 2015 года № 376

В муниципальный

оргкомитет конкурса                                                                                                                                                                        

Справка

администрации муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей

«Федоровский дом детского творчества»  о распространении педагогического опыта

Машаковой Кызтаман Баубековны, педагога дополнительного образования

Дата

Мероприятие

Для кого проводилось

Название доклада, выступления и тезисы

Практический результат

22.11.2014 г.

Выступление  на межрегиональной очно - заочной научно -практической конференции  «Техническое образование как средство социализации детей и молодёжи»,

г. Ханты-Мансийск.

Педагогические работники

 «Активизация технического мышления на занятиях технического моделирования и конструирования в системе дополнительного образования»

 1.Опубликована статья АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования» («Техническое образование как средство социализации детей и молодёжи»)                                                                                  

2.Выставлены творческие работы учащихся на выставке научно-технического творчества учащихся «Юные техники - будущее инновационной России»                                                                                             3. Материалы по развитию технических и творческих способностей размещены в профессиональных сетевых сообществах: интернет-портал ProШколу.ru, электронный журнал «Педагогический мир», электронный педагогический журнал «Большая перемена», «Учебная презентация», «Продлёнка», NUMI.RU, в материалах Межрегиональной очно - заочной научно-практической конференции «Техническое образование как средство социализации детей и молодёжи», АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования»

2015г.

Выступление

на районном семинаре для педагогов дополнительного образования научно-технической направленности «Научно-техническое творчество обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей», г. Лянтор

Педагогические работники

«Развитие технических и творческих способностей учащихся на занятиях технического моделирования и конструирования с помощью личностно-ориентированного обучения»

Внутриучрежденческая конференция «Юный исследователь»

Участие в выставке творческих работ технической направленности. Презентация «Особенности технического моделирования по собственному эскизу»

Районная выставка-конкурс детского технического творчества "От идеи до воплощения"

VIII Открытая Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей "Образование.Наука.Профессия." Секция:ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО и РОБОТОТЕХНИКА

Заочный этап всероссийского конкурса «Шаги в науку», «Юность. Наука. Культура»  

XVIII Всероссийская конференция учащихся "Шаги в науку"

02.04.2015 г.

Выступление на Педагогической гостиной

педагоги дополнительного образования

«Развитие технических и творческих способностей учащихся на занятиях технического моделирования и конструирования с помощью личностно-ориентированного обучения»

Определены новые задачи:

1. Разработка индивидуального образовательного маршрута для учащихся, выразивших желание продолжить обучение в объединении «Начальное техническое моделирование».                                                          2. Привлечение в объединение девочек, творчески одаренных, с целью решения дизайнерских задач.                                                                                      3. Выпуск программных продуктов в результате реализации педагогического проекта; участие учащихся объединения «Начальное техническое моделирование» и педагога дополнительного образования Машаковой Кызтаман Баубековны в конкурсах и мероприятиях с целью получения гранта и улучшения материально-технической базы.

17.04.2015 г.

24.04. 2015г.

Выступление на педагогическом совете

Педагоги

«Защита программы «Начальное техническое моделирование»

 «Приёмы для развития способностей детей»

Внесены изменения в образовательную программу и календарно-тематическое планирование

Применены необходимые приёмы для развития способностей учащихся:                                                                                                                1. Предварительно проведено анкетирование по выявлению нетрадиционного мышления детей.                                                                         2. Проведён анализ деятельности педагога и анализ деятельности учащегося                                                                                                                             3. Проведена диагностика детей.

23.04.2015

Выступление на районном семинаре «Особенности работы с одаренными детьми в условиях УДОД», г.п. Федоровский

Педагоги дополнительного образования района, методисты, заместители директоров

Педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми (из опыта работы, участия в районных, окружных, всероссийских и международных конференциях)

1.Определена новая задача: разработка программы «Работа с одаренными детьми»                                                                                                               2.Проведены мониторинг интеллектуальных и творческих показателей одарённых детей, отслеживание результативности, сравнительный анализ                                                                                                  3.Составлена таблица мониторинговых замеров по воспитательной деятельности.                                                                                                                                        Организация работы проводилась по результатам мониторинга.                       Для мониторинга творческого продвижения каждого учащегося и дифференцированного подхода к использованию имеющихся методов и приёмов включения в творческий процесс проводилась промежуточная и итоговая диагностика уровня технических и творческих способностей учащихся («Психологический тест Беннета на понимание техники»).                                                                                        4.Введены практические занятия индивидуального характера и групповые тренинги с учётом физического здоровья детей.                                        5.Дети включены достаточно активно в проектную и исследовательскую деятельность.                                                                                                                 6.Создание компьютерного банка данных                                                          7.Повышение компетентности родителей в вопросах поддержания талантливого ребёнка,                                                                                  8.Создание благоприятных условий для реализации идеи формирования у детей умения самостоятельно добывать и систематизировать свои знания совместно с родителями.

2015 г.

Выступление

на родительском собрании

Родители

«Информационно-коммуникационные технологии»

 «Дифференцированный подход в обучении и воспитании»

«Семья и здоровье»

1.Проведён мастер-класс с родителями и детьми «Создание презентаций»                                                                                                                  2.  Введены интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний (родителям для проверки домашних заданий)

1.Для детей младшего звена разработаны игровые формы творческой деятельности; освоения элементов творчества в практической деятельности.

2. Для детей среднего звена - организация творческой деятельности по моделированию, конструированию.

3. Для старшего звена - выполнение творческих проектов, исследовательские проекты.

4.Разработана программа «Познавай, выбирай, твори»

  1. День здоровья «В здоровом теле - здоровый дух»
  2. Игры и соревнования с моделями планеров.
  3. Шахматные турниры
  4. Соревнования действующих моделей на дальность, на скорость, на манёвренность.
  5.  Конкурс «Слово за спортом» - в рамках образовательного проекта «Сургутский район – Сочи 2014» (грамоты за 1 и за 2 места)

17.04.-31.05.2015 г.

12.04.2015 г.

06.05.2015 г.

14.05.2015 г.

Выступление

на методическом объединении

Педагоги научно-технического и  физкультурно-спортивного, культурологического, туристско-краеведческого направлений деятельности

«Национально-региональный компонент на занятиях в системе дополнительного образования»,

«Инновационная деятельность педагогов в системе дополнительного образования»

Мастер-класс «Игровые технологии»

«Одарённые дети»

Мероприятия, отражающие жизнь и быт коренных жителей:

 

1.Систематизированы знания детей о своеобразии жизни народов Севера Ханты с целью воспитания интереса к жизни, промыслам, обычаям других народов.

2. Подобран материал – слайды (презентация).

3.Проведены беседы о жизни и быте коренного населения Ханты, рассматривание иллюстрации, чтение сказок Хантыйского народа.

4.Посещение музеев, подробное изучение карты Российской Федерации, Ханты - Мансийского автономного округа.

5.Открытое занятие «Простые энергетические изменения против изменения климата».

6.Открытое занятие «Экологическая катастрофа и энергосбережение».

7. Открытое занятие «Хантыйские лодки.»

8.Учасие в фестивале «Молодёжный межкультурный диалог», ГОУВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» (2 диплома за 1 место в номинации «Статья в газету»)

Обобщение опыта:

1.Применение исследовательского подхода при проведении занятия «Простые энергетические и решения против изменения климата (созданы условия для развития проектно – исследовательских навыков по сбережению ресурсов и энергии, вовлечены дети и их родители в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению); на занятии «Экологическая катастрофа  и энергосбережение» (исследована структура бытового потребления ресурсов и электроэнергии, разработаны рекомендации по бережному отношению к животным и растениям, экономии электрической энергии).

2.Реализация  проекта  «Математика и техника».

3.Экскурсия в СТО, в музей «Старый Сургут».

4.Дистанционная интеллектуальная олимпиада школьников  в области инфотелекоммуникаций «Телеком-планета», СПбГУ, Международный конкурс для детей и юношества «Космос и я», Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета-2013».

7. Участие во всероссийском конкурсе «Призвание быть педагогом» (Диплом 3 степени в номинации "Выдающемуся учителю за успехи в образовательной деятельности-2013», Национальная премия «Золотой фонд Российского образования»)

8.Участие в конкурсе «Моя мечта о будущей профессии» (Диплом за 1 место)

из

1.Внедрены новые игры для развития технического мышления:

«Пресс-конференции с «инопланетянами»», игра «КБ САМ» по Никитину (Конструкторское Бюро Самостоятельного Активного Мышления), «Точка зрения», «Компетентность»

2. Соревнования бумажных авиамоделей, катамаранов в бассейне.

1.Разработана образовательная программа «Работа с одарёнными детьми в объединениях научно-технического направления»                                                        2. Опубликованы статьи «Системный подход к работе с одаренными детьми в объединениях научно-технического творчества Фёдоровского дома детского творчества», «Формирование творческих способностей детей средствами математики», «Система действий по оптимальному развитию детей, одарённых в области технического моделирования и конструирования» на педагогических сайтах.                                                

29.05.2015 г.

«Применение современных технологий на занятиях технического моделирования»

Обобщение опыта:

1.Составлен  фильм «Технические испытания багги, катамарана, велосипедов Иванчик Артёма»

2.Проведены спортивно-технические соревнования "Модели наши не знают скуки"- конструирование объектов  с помощью различного вида "конструкторов".

3.Пилотирование (вождение) моделей самолётов и судов с помощью компьютерных симуляторов.                                                                                            

4. Разработаны:

проектно-исследовательские  работы: «Полёт по кругу», «Математика и техника», «Разработка методов и приемов изготовления электрического угря», «История возникновения воздушных змей», «Особенности технического моделирования велосипедов из подручных материалов по авторскому эскизу», «Особенности технического моделирования багги из подручных материалов по авторскому эскизу» (в XVIII научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» в г. Ханты-Мансийск-III место; в VIII Открытой международной научно-исследовательской конференции старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия. Шаг в будущее» в г.Отрадный  Самарской области-II место, в 21 Всероссийской научной конференций молодых исследователей «Шаг в будущее» в Московском государственном техническом  университете имени Баумана-III место.

5.Проведена экологическая тропа «Удивительное рядом»

Директор МБОУДОД «ФДДТ»                      /   Т. Н. Косенко

Дата подачи заявки: 08 сентября 2016 года

Исполнитель:

методист

Мурзаева Солтанат Османовна

8(3462)730390