Педсовет

Шевчук Эльвира Фаритовна

Предварительный просмотр:

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению иностранных языков резко возросла (по моему мнению, со стороны родителей). Однако трудностей на пути овладения иностранным языком, особенно в массовой школе, не убавилось. По-прежнему основными трудностями являются недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. Специфика иностранного языка, как известно, заключается, прежде всего, в том, что мы обучаем не основам наук, а навыкам и умениям в различных видах речевой деятельности.

Изучение английского языка в школе направлено на достижение разнообразных целей:

  • -развитие речевых умений для достижения коммуникативной компетенции, которая включает в себя:
  • 1 речевую компетенцию (т.е. развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности)
  • 2 языковую компетенцию (т.е. владение необходимыми языковыми средствами общения в соответствующих ситуациях)
  • 3 социокультурную компетенцию (т. е. приобщение учащихся к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка в условиях толерантности и иноязычного межкультурного общения )
  • 4 учебно-познавательную компетенцию (более углублённое развитие общеучебных и специальных учебных умений, связанных с самообразованием, самостоятельным изучением языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. С этой целью мною проводятся дополнительные занятия и организованы кружки, которые влияют на всестороннее развитие учеников и расширяет их творческий потенциал. Эти занятия способствуют развитию способности использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур, знакомят с культурным многообразием стран изучаемого языка и способствуют формированию межкультурной компетенции учащихся.)

Как известно, любая речевая деятельность держится на четырёх составляющих: устной формы коммуникации, которая включает в себя аудирование и говорение, и письменной, которая проявляется через чтение и письмо. Повышенное внимание раньше уделялось чтению и письму. 

Учитель находится в ситуации, когда на отдельных учеников просто нет времени. Зато есть программа, по которой всем нужно успеть пройти то, сё, пятое, десятое. Вот только несколько примеров из реальных учебных программ:

  • Программа начальной школы за три года предусматривает только два часа, посвящённых контрольной проверке навыков говорения — один в третьем и один в четвёртом. Зато восемь часов контрольных работ по письму.

Согласно действующим рекомендациям к разработке школьных учебных планов, изучение английского начинается со второго класса. В обычной начальной школе нагрузка иностранным языком — два часа в неделю. В средней и старшей школе — три часа в неделю, это число остаётся неизменным при всё увеличивающейся нагрузке.

Поэтому уроки английского в школе — это групповое изучение основ языка по верхам. Что конкретный ученик может из этого вынести? Небольшой набор узнаваемых слов и элементарных грамматических правил.

В школах с углублённым изучением на иностранный отводятся дополнительные часы — обычно по часу в неделю в пятом классе, по два в 6-7 и т. д. Это немногим лучше.

Следовательно, трудности у детей возникают:

  1. Из-за недостатка количества часов по иностранному языку;

А как же домашнее задание, спросите вы? Разве не в нём содержится тот самый элемент индивидуальной и закрепительной работы с языком? Есть по меньшей мере четыре препятствия: 

  • Нагрузка по остальным предметам часто вынуждает выполнять домашние задания поверхностно. Когда времени и достаточной поддержки нет, легче и правда списать.
  • Объём получаемых в школе знаний слишком небольшой, чтобы домашнее задание было просто закреплением пройденного. Ребёнок остаётся один на один с чужим малопонятным языком, без достаточной практики, так что ему придётся продираться через плохо усвоенный теоретический материал снова и снова.
  • Качество и интересность самих заданий и учебных пособий часто оставляет желать лучшего.
  • Мотивация — её сложно найти, когда ребёнок знает, что домашнее задание  скорее играет роль формальности, повинности целого класса, а не проверки личных способностей каждого конкретного ученика.
  1. Я считаю, мотивация — вообще основная сложность в изучении языка.
  2. Нет контроля со стороны родителей.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности организации проектной деятельности на уроках английского языка Описание опыта работы учит еля иностранных языков Шевчук Эльвиры Фаритовны

Слайд 2

«…главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности». В. В. Краевский Принцип продуктивности обучения

Слайд 3

создание условий для формирования навыков самостоятельной продуктивной учебной деятельности школьников в процессе изучения английского языка Цель моей деятельности -

Слайд 4

-обеспечить высокий уровень усвоения основ английского языка; -формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение языка; -формировать метапредметные умения видеть проблему, делать выводы, объяснять, защищать свои идеи, др.; -формировать умение работать с информацией: анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; -формировать умение адекватно использовать речевые средства аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения; -формировать навыки самоорганизации и саморегуляции. Задачи:

Слайд 5

Организация самостоятельной учебной деятельности четкая формулировка учителем заданий  самостоятельное планирование предстоящей деятельности  самостоятельный выбор содержания и тематической лексики  самостоятельное выполнение задания  сопоставление полученного продукта с тем, что планировалось

Слайд 6

Деятельностный подход к обучению исследования проекты учебная дискуссия «круглый стол» деловая игра внеурочная деятельность

Слайд 7

Проекты

Слайд 13

Спасибо!



Предварительный просмотр:

Особенности организации проектной деятельности на уроке

Один из компонентов моей педагогической системы - формирование умений самоорганизации и самоконтроля в ходе самостоятельной учебной деятельности. Считаю, что именно самостоятельная деятельность связывает обучение и развитие. Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом продуктивного обучения. Стремлюсь к тому, чтобы моя функция непосредственной передачи знаний учащимся последовательно уменьшалась, а доля самостоятельности учеников в овладении знаниями – соответственно росла.

Формирование навыков самостоятельной творческой деятельности  происходит эффективно, если работа ребёнка на каждом уроке организуется по схеме: четкая формулировка учителем заданий, указывающих на характер и цель предстоящей деятельности → самостоятельное планирование школьником предстоящей деятельности → самостоятельный выбор содержания и тематической лексики → самостоятельное выполнение задания→ сопоставление полученного продукта с тем, что планировалось.  Для обучения навыкам самостоятельной деятельности использую творческие задания: сочинения, составление диалогов, монологов, написание письма, разработка проекта и др.

 Продуктивность урока выше, когда обучающие усилия учителя совпадают с собственными усилиями школьника. Деятельностный подход реализую, используя такие формы работы как проекты.

У меня сложилась своя система работы, в которой большое внимание уделяю личностно-ориентированному обучению и воспитанию.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение и воспитание, является метод проектов. Я использую метод проектов на уроках английского языка.

Как правило, это творческие мини-проекты, на которые отводится 1-2 недели. На первом уроке изучения новой темы нацеливаю детей на проект. На уроке устно проговариваем цели и задачи проектов. Ребята знакомятся с нововведенным вокабуляром, новыми грамматическими правилами, конструкциями. Во время изучения темы проводятся задания, развивающие все виды речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование). Учащиеся составляют диалоги, монологи, полилоги, которые потом используют в своих проектах, пишут словарные диктанты. Ребята выполняют проект во внеурочное время, занимаются поиском литературы, консультируются со мной, оформляют продукт.

Проекты могут быть индивидуальными и групповыми

1.​ Примером индивидуальных проектов могут служить: проект «Сохраним нашу Вселенную в чистоте» в 8 классе при прохождении темы «Лучший друг планеты – это ты»», в 5 классе – «Мой город мечты», «Мои обязанности по дому».

2.​ Групповые проекты, например в 6 классе «Животные в опасности»,  «Моя семья».

На последнем уроке изучения данной темы проходит защита, в виде презентации проектов. Продуктом является мини – брошюра. При оценивании учитывается то, что все ребята принимали участие, поэтому за их работу я ставлю «5» и «4». Это мотивирует учащихся. Они не стесняются презентовать его при аудитории, а сам проект выполняется с удовольствием.

Такой метод работы сближает детей, развивает сотрудничество и сплоченность в коллективе. Для меня проектная технология дает возможность включить учащихся в реальное общение, насыщенное английскими фразами. Если велась групповая работа над проектом, мне было видно, как работает каждый член в группе. А ребята в свою очередь могли всячески проявить свои способности. Благодаря такой форме работы у учащихся формируется самостоятельность, они могут видеть практический продукт своей деятельности. Между учителем и учеником складываются доверительные отношения, что снижает стрессовое состояние детей. Это, в свою очередь, ведет к укреплению и формированию здоровой личности.



Предварительный просмотр:

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, установили сложную структуру мотивационной сферы. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности, задача которых - вызвать и усилить у школьника собственные мотивы деятельности. Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.

Принципы работы

Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.

Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м классе. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто "срывают" выполнение поставленной задачи.

Принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Жаль, что многие взрослые, окончившие школу много лет назад, с ужасом вспоминают о каком-либо предмете только потому, что их не смог понять учитель, не смог сделать каждый урок маленькой радостью. Даже если ты что-то не понял или просто не готов, то ты не боишься, ты знаешь, что тебя не будут ругать. Безусловно, этим не надо злоупотреблять! Если мы хотим научить наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения.

Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками дидактические игры используются на уроках для решения следующих задач:

1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную атмосферу. Школьники приходят к нам на урок из "мира родного языка", поэтому важно создать для них атмосферу общения, психологического коммуникативного комфорта.

2. Формировать у учащихся определенные навыки. Например: Незнайка собрал портфель. Отгадайте, что он туда положил!

3. Развивать у учащихся определенные речевые умения. Например: После изучения темы "Квартира" можно провести такую игру: - Три поросенка решили обставить свой домик мебелью. Давайте поможем им это сделать!

4. Учить учащихся общению на иностранном языке.- Конкурс на самого вежливого собеседника.- Конкурс на лучший комплимент и пожелание к дню Св. Валентина.

5. Развивать необходимые способности и психологические функции.

- Внимательный ли ты? Человек Рассеянный собрался в путешествие. Что лишнее он взял?

-"Снежный ком".

У1. - Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку.

У2. -Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку и мыло: и т.д.

6. Расширить познания учащихся в сфере страноведения и языка. Для этого используются викторины, заочные путешествия, подготовка к традиционным праздникам.

7. Расширить словарный запас школьников.

- рифмовки;

- сопровождение слов мимикой или жестами;

- цветик - семицветик (речевая задача - развитие умения называть цвет, опрос лексики).

8. Снять напряжение. После напряженной умственной деятельности учащимся нужно дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. Видами релаксации могут быть забавные стишки, песни, игры, которые сопровождаются движениями.

1.1.2 Функции игры

Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие. В процессе учения иностранного языка приходится запоминать много новых слов, учиться воспринимать иноязычную речь, учиться работать с Интернетом, с сайтами на иностранном языке, делать это через игру интереснее, ирга облегчает учебный процесс.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения. Иностранный язык является средством общения с представителями другой культуры, на уроке иностранного языка довольно сложно воспроизвести ситуацию неподготовленного общения, поэтому игра является незаменимым видом деятельности на уроке. Она позволяет расширить рамки урока преодолеть языковой барьер, ошибку «боязнь», неловкость, которая может возникать у детей при выражении мыслей на иностранном языке.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде. Современному ребенку приходиться изучать большое количество разных предметов. Учебная нагрузка не всегда соответствует возрастным особенностям ребёнка. Урок иностранного языка и игра это замечательная возможность расслабиться, отдохнуть, разнообразить обычный школьный день.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение. Изучение языка никак не должно превратиться в рутину, его необходимо делать интересным.

2.1.1 Грамматические игры

Цель данного вида – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся.[15]

Примеры игр:

    1 игра:

Глагол to have хорошо усваивается в игре “Button”. Все ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладет пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится. Второй ведущий обращается к ученику: “Button, button! Have you a button? No”, слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица; при этом он может задать только три вопроса. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи.

 2 игра:

Для обработки более сложных фраз с глаголом to have может быть использована игра «Скорый поезд». Предлагается умеренный темп проговаривания фразы, например: “I have a book in my hand”. Через некоторое время предупреждаю, что поезд набирает скорость и ускоряет темп проговаривания фразы. Все учащиеся спешат проговорить фразу, чтобы «не отстать от поезда».

2.1.2 Лексические игры

Данный вид игр преследует цели – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.[15]

3 игра: “Touch faster!” (прикоснись быстрее!)

Учитель просит детей встать, затем быстро командует: Touch your eyes! Touch your nose! Touch your feet! Touch your ears! Выбывает ученик, либо не выполнивший команду, либо выполнивший ее неверно или последним.

2.1.3 Фонетические игры

Они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы. Можно использовать игру под названием Intonation Game.[15]

1 игра: «Игра-загадка»

- Какой звук я задумала? Называется ряд слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.

2 игра:» Игра с предметом»

Назови слово. Ведущий бросает участникам по очереди мяч, называя слово в котором слышится этот звук.

2.1.4 Орфографические игры

Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть

рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторые закономерности в правописании английских слов.[15]

1игра: 

На доске написаны слова, с пропущенными буквами. Ученик должен вставить пропущенные буквы.

Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровая деятельность на уроках иностранного языка как основное условие повышения качества

Слайд 2

Функции игровой деятельности Прощение развивающая воспитательная обучающая релаксационная психологическая коммуникативная развлекательная


Предварительный просмотр: