Работа с родителями

Шевчук Эльвира Фаритовна

Работа с классом предусматривает также работу с родителями. Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитие личности ребёнка, ведь именно в семье дети поучают первые уроки нравственности, стиль поведения, представления о трудолюбии.

Родители моих классов - частые гости на внеклассных и общешкольных мероприятиях.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эссе845.5 КБ
Microsoft Office document icon Беседа2.93 МБ
Файл Лекции21.08 КБ
Office presentation icon Толерантность 2.25 МБ

Предварительный просмотр:

МУ «Управление образования Новокузнецкого района»

МОУ «Костёнковская средняя общеобразовательная школа»

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

«Учить – значит любить»

ЭССЕ

Автор: Шевчук Э.Ф., учитель иностранных языков

Костёнково 2011

МУ «Управление образования Новокузнецкого района»

МОУ «Костёнковская средняя общеобразовательная школа»

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

«Учить – значит любить»

ЭССЕ

Автор: Шевчук Э.Ф., учитель

                                                                             иностранных языков

Костёнково 2011

Любимым учителем может быть только учитель любящий

Н.К.Крупская

1.09.1998

Первый рабочий день в школе застал меня врасплох, как, впрочем, и миллионы других начинающих учителей. Казалось бы, я так давно ждала этого момента,  и все-таки в последнюю минуту он обрушился на меня, как снег на голову; очевидно, вполне приготовить себя к такому событию невозможно.

Как объяснить детям то, что мой предмет самый нужный? Как влюбить ребят в него? Как вселить в них уверенность в своих собственных силах? Мне надо сделать все, чтобы дети не боялись английского языка и осознали, что в будущей жизни знания, полученные на моих уроках,  им пригодятся. Я должна найти ответы на вопросы, о которых раньше и не задумывалась. Мне самой  необходимо быть уверенной в том, что  у них всё получится

Учитель – это человек,
Который видит новый век.
Я стать Учителем хочу,
Чтоб прославлять свою страну
В лице своих учеников.

Мечта пусть вырастет из слов.

15.02.1998

Третья четверть в самом разгаре. Урок в пятом классе. Сегодня я с детьми праздную  «победу над  множественным числом имени существительного». Удивительно, что невозможного в этой теме? Неужели так трудно усвоить то, что при образовании множественного числа нужно лишь добавить окончание и выучить исключения? Затем вспоминаю: только вчера я сама сидела в аудитории института и гордилась тем, что меня обучают  высококлассные профессора из России и Америки. Только вчера я сама училась заново пересказывать англоязычные тексты, заучивала вокабуляр и боролась с незапоминающимися грамматическими конструкциями. Но все же уверенность торжествовала: в скором будущем я сама смогу научить.

Может быть, это и есть ответы на мои вопросы? Да.  Почувствовав  вкус победы, ребята становятся более раскрепощенными и целеустремлёнными. У них нет опасения сделать ошибки на уроке. Для меня это двойной результат: дети усвоили тему и образовались доверительные отношения с учениками, что и придаёт мне силы работать дальше.

3.09.2000

Я снова вхожу в класс. Десятки детских глаз устремлены в мою сторону. Теперь я знаю точно: они ждут от меня чуда.

Р. Рождественский писал: «Мы люди, действительно, отвечаем за этот мир, за все, что в нём происходит и произойдет». Без лишней скромности могу сказать: «Я – учитель, отвечаю за мир детства, за все, что в нем происходит и произойдет». Ведь учитель немного волшебник, хотя бы потому, что юные души ждут от меня чего – то неизведанного. Волшебство в том, я должна уметь превратиться из наставника в друга. Моя задача – сохранить в  детях искренность, чуткость, доброту и не забыть о том, что, прежде всего, я сама должна нести в себе эти качества. Этим еще раз объясняются удивительно доверительные отношения между учителем и учеником.

12.10.2002

Недавно услышала притчу о  мальчике, который был уверен в своем предназначении – набраться таких поразительных знаний, чтобы прослыть одним из самых умных людей на земле. Ему это удалось благодаря мудрецам, обучавшим своего отрока.  В награду юнцу досталась волшебная палочка, выполняющая одно заветное желание.

Через много лет он вспомнил о ней, и, взмахнув ею, загадал, чтобы люди помнили: «Учитель – источник знаний, излучающий доброту и свет».

Я поняла для себя простую истину: хороший учитель гордится самостоятельными успехами каждого ученика и радуется, когда те превосходят его.

Оцениваю себя со стороны. Понимаю, как многому мне нужно еще учиться, чтобы стать хорошим учителем и быть хозяйкой такой волшебной палочки.  Но любовь к своей профессии и стремление обучить детей английскому языку вселяют уверенность в то, что я на правильном пути.

20.04.2005

Уверена,  что мой предмет – самый неповторимый, увлекательный и интересный, что его нельзя не любить. Сколько всего нового можно узнать, перечитывая английскую литературу. На моих уроках нет  места скуке. Обучаясь, дети имеют возможность попробовать все: и прослушать оригинал англоязычной речи (как бы оказаться, например, в Лондоне, поговорить с незнакомцем), и высказать свою точку зрения на проблему и проявить себя творчески, или же выдумать необыкновенную ситуацию для диалога.

На моих уроках нет «баррикад», отделяющих меня от детей. И потому есть радость общения друг с другом; но только по делу! И дело это очень интересное – познание другого языка, его корней, особенностей, людей, говорящих на этом языке, а также своих собственных возможностей.

14.10.2007

Не перестаю искренне восхищаться даже самым незначительным успехам учеников.

Задача остается неизменной – увидеть  даже в самом маленьком человечке индивидуальность, найти особый подход к каждому ребенку.

Как известно, современная лексика до краев напичкана англоязычными словами: фешенебельный отель, индустрия моды и т.д. На витринах магазинов видим вывески на английском языке. Поток этой лексики растет. Объясняю детям, что только тот человек справится с такой информацией, который  будет ладить с иностранным языком, поэтому передо мной встает задача: развить у учеников стремление к творческому восприятию знаний, желание самостоятельно мыслить и понимать реалии того нового информационного мира, в котором им предстоит ориентироваться.

Но человека нельзя целенаправленно воспитать, сформировать знания по заранее составленному плану, поэтому необходимо обучить ребят наиболее эффективным способам получения, отбора, обработки, хранения информации. Для этого способствую  развитию различных видов мышления, чтобы дети не боялись новых задач, умели быстро находить, осваивать, интерпретировать и применять необходимые знания.

15.12.2009

Мне посчастливилось работать в сельской школе, в коллективе которой царит атмосфера доброты, сотворчества и гуманности. Это проявляется в доверительных отношениях: «учитель=учитель»; «учитель=ученик»; «ученик=ученик».

Моя методика позволяет раскрыться даже самому пассивному ребёнку посредством диалогов, монологов, уроков проектов, групповой работе.  Стараюсь, чтобы дети были удовлетворены тем, что мы делаем вместе. На уроке создаю такие условия, при которых проявляются все интересы, способности и положительные эмоции учащихся: обыгрывание английских пословиц, чтение юмористических рассказов из жизни школы, разучивание песен и др.  А также  ситуации, позволяющие почувствовать радость победы. При таком  подходе, как правило, все равны и нет отверженных.

А. В. Мудрик указывает, что «…общение не только самостоятельная сфера деятельности, оно пронизывает все остальные сферы…Общение открывает  целый спектр воспитательных возможностей и способно сформировать всю структуру личности».

Согласна с этим изречением. Стараюсь, используя жизненный опыт  учащихся, находить пути разрешения  конфликтных ситуаций в коллективе.

Самым важным в моей работе считаю: повысить уверенность ребёнка в собственных силах и свою самооценку. Человек должен получать удовольствие от каждого мгновения жизни.

01.09.2011

Начало нового учебного года. Перечитываю записи в дневнике и анализирую их. Не понимаю, почему возникали такие вопросы. Ведь только уверенность в себе, любовь и уважение к детям могут дать тот результат, которого ты хочешь добиться. Эти качества учителя и есть волшебство.

 Я иду в школу. Меня догоняют повзрослевшие нарядные девчонки в огромных бантах и неузнаваемые мальчишки в костюмах, спешащие на свои первые уроки. В их глазах такое сияние. Ловлю на своем лице улыбку. От чего бы это? Иду и размышляю о том, что нет профессии лучше, чем моя.  Что моя жизнь не проходит бесследно. Что дети, которым я отдаю частичку себя, своей души, ждут от меня чего-то нового, неизведанного. Я – учитель!  Я – творец чуда, которого ждут дети и именно от меня зависит, состоится ли оно. Жизнь меняется, меняемся и мы, но моя педагогическая философия «Видеть Личность в ребенке» была, есть и остается неизменной.

Учитель – это человек,
Который видит новый век.
Прошло 12 лет. И в школе я.
Профессией своей горда.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Роль современного отца в становлении своего ребенка как личности

Стать отцом совсем легко.

Быть отцом, напротив, трудно.

«Папа! Какое красивое и сильное слово!» - так начал свое сочинение о папе один из учеников нашей школы.

Меняются времена, меняются наши представления о жизненных ценностях. Еще совсем недавно для любого мужчины настоящим унижением был малейший намек на то, что он неважный отец и плохо справляется со своими родительскими обязанностями. Сегодня же стало даже модным этим хвастаться. В последние годы все больше говорят о роли матери в воспитании детей. Но ведь недаром говорится: «Если в доме нет отца, значит, в нем нет одной стены».

Много говорится о том, каким должен быть хороший отец. А какими же хотят видеть своих отцов дети? Вряд ли кто-нибудь из отцов задавал этот вопрос своим детям. А я решила узнать ответ и попросила детей написать сочинения на темы: («Каким должен быть отец?», «Мой папа») и нарисовать рисунки («Моя семья», «Дом, в котором я живу») (приложение 1) .

Дети с удовольствием взялись за создание своих изобразительных шедевров. Ребята очень старались выразить то, что у них на душе. Может быть, поэтому рисунки были такими искренними и трогательными. После анализа рисунков с их авторами, выяснилось, что папы или на работе, или отдыхают с друзьями, или спят дома. Поэтому, ребята изображали  свою семью за занятием любимого дела, но только  без отцов.

Получила около 50 сочинений: примерно 50% о том, какими положительными качествами должен обладать папа, треть сочинений написаны о своем отце, а около 15 детей написали, что не любят своих отцов. Это значит, что, примерно,  в каждой шестой семье есть проблемы в отношениях между детьми и родителями.

Содержание сочинений сильно отличается у учащихся младшего и старшего школьного возраста. Так, учащиеся начальных классов, которым свойственна наивная детская похвальба, писали так:

«Мой папа самый красивый, самый сильный, самый смелый, самый веселый. Когда мы идем по улице, все люди с ним здороваются. Он умеет все делать своими руками. Мой папа самый лучший на свете».

Для детей младшего школьного возраста самое главное, чтобы папа уделял им как можно больше времени, помогал делать уроки, гулял с ними, читал сказки, играл.

Для подростков же главное, чтобы слова отца не расходились с делом, чтобы его уважали на работе, чтобы отец вносил веру в завтрашний день, спокойствие в души членов семьи. Им важно, чтобы об отце говорили как о человеке, заслуживающем всеобщего уважения.

Вот что написали подростки:

«Мой папа любит правду и ненавидит ложь. Я хотела бы, чтобы папа был моим наставником и не бросал меня в трудную минуту. Чтобы он был порядочным человеком, уважал меня и мою маму. Отец должен уделять больше внимания детям, а не говорить: «Я занят». Мой отец очень трудолюбивый, его уважают на работе, у него очень много грамот. Папа должен быть ласковым, добрым, заботиться о своей жене и детях. Главное, чтобы папа как можно больше времени уделял своему ребенку».

Но, к сожалению, некоторые дети видят в своих отцах лишь источник денег и материальных благ, и, если он не может их обеспечить, значит, он вообще не заслуживает внимания и уважения. Вот какие сочинения написали некоторые дети:

«Я хочу, чтобы у моего папы было много денег, чтобы он покупал мне все, что я захочу».

«Я хочу, чтобы мой папа был «новым русским», у него была машина «БМВ» и двухэтажный особняк».

«Я хочу, чтобы мой папа был президентом, или банкиром и у него было много денег».

У старшеклассников же требования к отцам меняются. Им нужен отец, который сам идет на откровенный разговор, которому можно довериться.

«Я люблю своего отца за понимание, за то, что он меня бережет и никогда не дает в обиду. За то, что он предостерегает меня от неверных поступков. Конечно, все мы привыкли доверять свои секреты и заветные мечты маме, но я с некоторыми проблемами обращаюсь к отцу, так как считаю, что никто лучше него не решит моих трудностей. Конечно, иногда папа проявляет излишний интерес к моим личным делам, но я не обижаюсь на это и считаю, что это проявление заботы и любви. Некоторые могут возразить, что им эта забота не нужна, что они проживут и без неё. Но пробовали ли вы поставить себя на место ребенка из детского дома, который даже за одно замечание папы отдал бы многое?»

«Я горжусь своим отцом за честность и справедливость. Он является тем источником силы, в котором я нуждаюсь. Когда у меня что-то не получается и я опускаю руки, он вдохновляет меня и утверждает, что все получится. Он говорит, что совершил в жизни много ошибок, на которых учился, и это свойственно всем людям. Самое главное - стремиться к цели и не опускать руки».

Для старшеклассников важно, чтобы отец понимал современную молодежь, верил в неё, верил в своего сына или дочь.

«Главное, чтобы папа любил своих детей. Больше всего мне хотелось бы, чтобы отцы относились справедливо к своим детям. Ведь если отец требует от своего ребенка невозможного, это может привести к тому, что ребенок перестанет уважать своего отца. Отец не должен унижать своего ребенка. Он не должен быть равнодушным к моим проблемам, но в тоже время он не должен навязывать мне свое мнение. Ведь мне может не нравиться то, что нравится ему. Он должен понимать, что я тоже личность и у меня есть свое мнение. Он не должен ограничивать мою свободу. С папой я могу пошутить и поговорить серьезно. Я очень люблю своего папу. Он в моем сердце, и я горжусь им».

Гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не позволяющая ребенку взлететь до полной высоты.

Без алкоголя в России, традиционно, не проходит ни одно застолье. И это - норма в нашей стране. Более того: только в нашей стране жалеют пьяного вдрызгмужика, которого вот-вот стошнит на тебя в переполненном транспорте. Только в нашей стране, говоря о глупом поступке или жутком преступлении, словно с оправданием говорят: "Ну, он же был пьяный". И только у нас женщина, мать, на которую поднял руку супруг и отец ее ребенка, на утро, глотая слезы унижения и боли, несет ему аспирин.

К сожалению все больше детей испытывают стыд за своего отца. Вот какие сочинения написали некоторые дети:

«Мой папа пьет. Я хочу, чтобы мой папа не пил и любил мою маму и меня». «Мне не нравится, что мой папа повышает на меня голос по пустякам. Отец не должен кричать на ребенка, и тем более бить его».

«Мой отец уделяет мне очень мало времени, за плохие проступки он ругает меня, а за хорошие не говорит мне ни слова. Мне хотелось бы, чтобы он не был таким строгим».

В очень многих сочинениях дети пишут о том, что папа не должен пить и курить, поздно приходить домой:

«Мне очень не нравится, что мой папа курит. Я думаю, что никому не нравится, что папа курит. Сейчас увеличилось количество мужчин, употребляющих алкоголь и табак. Мужчины пьют и ходят, потом по улицам и ведут себя некультурно. Им-то не стыдно, а стыдно, прежде всего, детям. Также сейчас много отцов, которые становятся ими, а потом отказываются от своих детей. Я хочу обратиться ко всем отцам, чтобы они были гордостью для своих детей».

 

Часть детей написали сочинения на тему: «Каким я буду отцом». Вот какими отцами они себя представляют:

«Мне кажется. Что все мальчишки хотят скорее стать взрослыми и стать папами. Когда я стану папой, я буду очень внимательно относиться к своему ребенку. Я буду водить его в детский сад, поведу в первый класс. По вечерам я буду читать ему сказки. Мы будем заниматься спортом, ходить на прогулки. Я буду настоящим мужчиной: добрым, сильным, смелым. Я постараюсь быть достойным этого звания».

В своих сочинениях дети писали и пожелания отцам:

«Я хочу, чтобы у всех детей на Земле были папы. Хочу, чтобы папа никогда не старел, не болел. Чтобы у него не было ни одной седой волосинки. Чтобы он был счастливым, радовался жизни, чтобы сбылись все его желания».

Чаще всего в российских семьях детей воспитывает преимущественно мать. Отец редко «включается» в воспитание, в основном только в  случаях, когда ребенок начинает нарушать школьную дисциплину, пропускать уроки или попадает в милицию. Мужчины считают, что воспитание сугубо женское дело, особенно когда в семье растут девочки. Но, как мы видим из нашего небольшого исследования, влияние отца на воспитание детей также имеет большое значение. Поэтому, необходимо «подключать» отцов к жизни школы. Чтобы они не были наблюдателями, а проживали бы все проблемы и достижения вместе с детьми.

Для этого в нашем селе создаются Советы отцов, проводятся круглые столы, где поднимаются вопросы семейного воспитания и в частности о значении отцовского авторитета для детей. Поэтому мы видим с каждым годом всё большую активность со стороны отцов в общественных делах школы.

Эрих Фромм писал: «Отец – это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир».

Можно добавить, что отцы – это те, кто сопровождает на этой дороге детей столько, сколько необходимо ребенку. И если отец делает это с полной отдачей, то настает время, и по этой дороге начинает идти другой настоящий человек.

Приложение 1

Приложение 2

СОВЕТЫ ДЕТЕЙ ПАПАМ

Получай больше денег.

Побольше давай денег.

Не сердись на мои письма.

Не будь таким строгим.

Работай меньше.

Пожалуйста, обращай на меня хоть чуточку побольше внимания.

Будь добрым.

Не заставляй меня выучивать уроки.

Не соглашайся работать по выходным.

Помогай маме во всем и люби ее очень сильно.

Никогда не проверяй дневник.

Меньше смотри телевизор.

Будь осторожен за рулем.

Отпускай меня играть в футбол.

Я люблю животных и поэтому мне очень жалко рыбу. Я не хочу ее ловить.

Будь чаще дома и езди реже в поездки.

Текст публичной лекции

«Роль современного отца в становлении своего ребенка как личности»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Толерантность – это модно или необходимо?

Слайд 2

Толерантность Прощение Милосердие Сострадание Терпимость Сочувствие Уважение Содействие Взаимопонимание

Слайд 3

Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей . Толерантность – это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов . Толерантность – это минимальное требование к общественным отношениям не допускать насилия и принуждения.

Слайд 4

Взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к тем или иным социальным, культурным и другим группам; Гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; Реальная возможность следовать традициям для всех культур, представленных в данном обществе; Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности представителей других профессий; Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем; Отказ от негативных стереотипов в области межэтнических и межрасовых отношений и отношениях между полами; Реальное полноправие между представителями различных народов.

Слайд 6

БЫВАЮТ ДНИ, ГОДЫ, ДЕСЯТИЛЕТИЯ … когда сложно

Слайд 7

Бывают секунды. Минуты… от которых зависит очень многое

Слайд 8

И в эти секунды нельзя допустить ошибку… иначе после этого не останется ничего, кроме боли

Слайд 9

Любовь к человеку просто за то… что он человек

Слайд 10

КАК ВОСПИТАТЬ ТОЛЕРАНТНОГО ЧЕЛОВЕКА?

Слайд 11

Родители должны: Во-первых, не обижать ребёнка. Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним. В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но, в то же время, и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п. В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Слайд 12

Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать начатую нами историю, основанную на принципах толерантности

Слайд 13

Терпеть и верить. Все на свете прекрасны: И взрослые, и дети, Коты, собаки и медведи, И сослуживцы, и соседи. Терпенье - наш взаимный шанс, Ведь кто-то также терпит нас. Пит Хейт