Внеурочная деятельность

Белова Марина Викторовна

Предварительный просмотр:

План внеурочной деятельности 6  класса на 2019-2020 учебный год

Классный руководитель: Белова  М.В

Сентябрь

Виды деятельности

Дата, мероприятие

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Общеинтеллектуальное направление

«Я шестиклассник.»

Беседа «Мое любимое занятие»

Учись учиться! – как правильно организовать свое время

Беседа «Правильное питание»

Спортивно – оздоровительное направление

Конкурс рисунков «Безопасный мир»

Профилактика детского травматизма (видео презентация)

Анкетирование «Уровень спортивности»

Безопасное поведение на дорогах

Духовно – нравственное направление

Торжественная линейка «1 сентября – День знаний»

Этическая беседа – «Что такое семья?»

Классный час «Компьютер или книга?»

Кл час «Что такое толе-рантность?»

Общекультурное направление

 Правила поведения в школе. Игра - викторина

Конкурс рисунков «Моя семья»

Классный час

«Мы умеем говорить Спасибо»

«Правила поведения в общественных местах»

Социальное направление

Выбор актива класса.

«Как себя вести в случае теракта»

Кем я хочу стать?

Диспут на тему: «Друзья познаются в беде»

Октябрь

Виды деятельности

Сроки, мероприятие

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Общеинтеллектуальное направление

Участие в школьных олимпиадах

Мониторинг успеваемости за 1 четверть

Урок безопасности школьников в сети Интернет

Учись учиться. Подведем итоги.

Спортивно – оздоровительное направление

Беседа с медицинским работником: О правильном питании.

Беседа «Скажи нет вредным привычкам»

Классный час «Движение – это жизнь»

Посещение ФОК

«Ледовая арена»

Духовно – нравственное направление

Беседа «Наши дедушки, наши бабушки»

Классный час «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Акция «Поможем ветеранам»

Кл. час «Безопасность общения с незнакомцем на улице»

Общекультурное направление

Концертная программа

Посвященная дню учителя

Осенний букет: мастерская

Классный час «Что зна-чит быть воспитан-ным?»

Осенний огонек

Социальное направление

«Правила поведения в транспорте»

Классный час по профилактике наркомании и алкоголизма «Я и мои поступки»

Беседа «Семейный этикет. Уважение к родителям»

Техника безопасности во время осенних каникул

Ноябрь

Виды деятельности

Дата, мероприятие

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Общеинтеллектуальное направление

Кл.час «Красная книга Нижегородской области»

«Мир моих увлечений»

Викторина «Люблю природу русскую. Осень»

День именинника

Спортивно – оздоровительное направление

Генеральная уборка класса 

Классный час

«О вреде спиртных напитков»

«Правила безопасного поведения на водоемах в осенне-зимний период»

Конкурс рисунков

«Мое здоровье зависит от меня»

Духовно – нравственное направление

День народного единства. Викторина

День неизвестного солдата

Подготовка творческих подарков и выступления ко Дню матери

Внеклассное мероприятие «День матери».

Я и социальная сеть. Беседа

Общекультурное направление

«Мир моих увлечений»

Конкурс фотографий «Мама»

Мастер – класс «Открытки своими руками» (подготовка ко дню Матери)

Праздник к Дню Матери

Социальное направление

День народного единства

 Акция «Поможем ветеранам»

Беседа «Что такое экс-тремизм и терроризм?»

Беседа «Права ребенка в новом веке»

Декабрь

Виды деятельности

Дата, мероприятие

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Общеинтеллектуальное направление

Кл. час «Права и обязанности детей и родителей»

Классный час «Мы за культуру общения»

«Новогодние и Рождественские приметы и гадания на Руси»

Кл. час «Как справляют Новый Год в разных странах»

Спортивно – оздоровительное направление

Кл. час «Законы жизни»

Веселые старты

Беседа «Мой любимый зимний вид спорта»

Беседа «Поведение на замерзшем водоеме»

Духовно – нравственное направление

Классный час «День Конституции»

Классный час «Подадим друг другу руки»

«Искусство извиняться и прощать»

Урок России: Великая страна

Общекультурное направление

Участие мастерской «Новогодняя игрушка своими руками»

Беседа "Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты"

Классный час «Правила поведения в общественных местах»

Участие в подготовке школьного праздника к Новому году

Социальное направление

Беседа ««Законы жизни»»

Беседа «Пиротехника – забава или беда?»

Кл. час «Отношение к школе и её имуществу».

Классный час «Техника безопасности учащихся – инструктаж

на зимние каникулы».

Январь

Виды деятельности

Дата, мероприятие

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Общеинтеллектуальное направление

Кл час «Традиционные январские праздники – Рождество, Крещение»

Кл час «Игры разума»

Классный час

 «Книги –наши друзья»

Спортивно – оздоровительное направление

Кл час «Человек читающий»

Беседа «Чистые руки – залог здоровья»

Кл час «Герои российского спорта»

Духовно – нравственное направление

Беседа «Вежливость – норма жизни»

Рождественские святки – истоки и обычаи

Беседа «Моральный долг»

Общекультурное направление

Кл час «Традиции забытых праздников»

Конкурс рисунков «Русская зима»

Беседа « Я люблю животных»

Социальное направление

Ролевая игра «Планета друзей».

Беседа «Мелкие шалости и большая беда»

Акция «Чистый класс»

Февраль

Виды деятельности

Дата, мероприятие

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Общеинтеллектуальное направление

Кл час «Сам себе репортер»

Кл. час-беседа – «Толерантное общение»

Классный час «Мужчины с большой буквы»

Масленица – история праздника

Спортивно – оздоровительное направление

Кл. час «Мой правильный режим – залог здоровья и успеха в учебе»

Классный час «Вред от алкоголя»

Беседа «Профилактика инфекционных заболеваний»

Гардемарины, веред!

Вечер, посвященный «Дню защитника отечества»

Духовно – нравственное направление

Конкурс рисунков к 23 февраля. Сочинение «Мой папа»

«Защита Родины – дело каждого» - классный час

Подари другому радость – изготовление поздравительных открыток

Кл.час. «Защитник Отечества. Кто он?»

Общекультурное направление

Поздравительные открытки ко Дню Защит-ника Отечества

Классный час общения - дискуссия «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Книжная выставка «Русский  солдат »

Масленичные гулянья

Социальное направление

Беседа «Эти вредные конфлиты»

Беседа «Безопасность превыше всего» интернет и реальность

Беседа «Как не стать жертвой преступника»

Кл. час «Ответственность несовершеннолетних»

Март

Виды деятельности

Дата, мероприятие

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Общеинтеллектуальное направление

Кл. час «Достойный поступок одноклассника»

Игра для девочек «Кто на свете всех милее, всех мудрее, красивее?», посвященная 8 марта

Подведем Итоги  - анализ учебной деятельности за 3 четверть

Посещение Кинотеатра

Спортивно – оздоровительное направление

Беседа о вредных привычках.

Беседа по профилактике ОРВИ, ОРЗ в весеннее время

Классный час «Техника безопасности учащихся – инструктаж на весенние каникулы».

Духовно – нравственное направление

Праздник бабушек и мам

«Эгоисты. Кто они?»

Экскурсия «Да здравствует весна!

Общекультурное направление

Открытка (сувенир на память) своими руками для мам и бабушек

Кл. час «Правила этикета»

История происхождения сувениров Изготовление сувенира из подручных материалов

Социальное направление

Конкурс стенгазет к 8 марта.

Красные девицы – умницы и мастерицы

Вечер, посвященный «8 марта»

Правила поведения на весенних водоемах

Апрель

Виды деятельности

Дата, мероприятие

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Общеинтеллектуальное направление

Внеклассное мероприятие «День отца»

Космос – что в нем?

Пасха – история праздника. Православные традиции

Кл час «Русский гений»

Спортивно – оздоровительное направление

Беседа о профилактике ОРВИ.

Кл. час «Наркотики. Оружие самоистребления»

Конкурс экологического плаката, посвященного Дню Земли

Конкурс рисунков «Мы за ЗОЖ»

Духовно – нравственное направление

Классный час «Пожелаем друг другу добра».

Гагаринский урок ко дню Космонавтики

Кл.час-беседа – «Толерантность. Учимся сочувствию»

Просмотр видеофильма «Великой Победе посвящается»

Общекультурное направление

Классный час «Правила поведения в общественном транспорте».

Как появился фонтан Рисование фонтана

Почему на Пасху красят яйца

Роспись яйца

Конкурс чтецов «Стихи о войне»

Социальное направление

Безопасный интернет. Живи без риска.

Беседа «Огонь – друг или враг?»

«Своя игра» ко дню космонавтики

Практикум по этикету «Правила поведения в гостях»

Мир современных профессий

Май

Виды деятельности

Дата, мероприятие

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Общеинтеллектуальное направление

Классный час «Этот удивительный мир живой природы»

Классный час «День славянской письменности. КВН»

Классный час «Мои успехи»

Подведение итогов года

Спортивно – оздоровительное направление

«Внимание, клещ!»

(школьный фельдшер)

Диспут «Что значит быть здоровым человеком?»

Классный час «Техника безопасности учащихся – инструктаж на летние

 каникулы».

Экскурсия на природу

Духовно – нравственное направление

Акция «Помоги ветерану»

Вечер памяти, посвященный Дню Победы

Беседа «Наши земляки герои»

Знай и люби свой край. Викторина.

Общекультурное направление

Викторина «Мой любимый город»

Анкетирование «Вежлив ли я?»

Посещение выставочного зала

Международный день семьи

Социальное направление

Концерт для ветеранов ВОВ.

Бессмертный полк

Правила поведения на летних водоемах

Генеральная уборка класса.



Предварительный просмотр:

МБОУ Верхне-Талызинская СШ

МОНИТОРИНГ

успеваемости обучающихся  6 класса за 2 четверть 2019 – 2020 уч. года

№ п/п

Фамилия, имя

Русский язык

Литература

Английский язык

Математика  

Информатика

История

Обществознание

География  

Биология

Музыка

ИЗО

Физкультура

Технология

История НК

1

Башмаков Денис

4

4

4

3

4

4

4

3

3

5

4

5

5

4

2

Комова Ксения

4

4

4

4

5

4

4

4

4

5

4

4

5

4

3

Маркушин Вадим

3

3

3

3

4

3

3

3

3

5

4

4

5

3

4

Маслова Александра

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Наборнова Валентина

3

4

3

3

4

3

3

4

4

5

4

4

5

3

6

Плахова Марина

5

5

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

7

Прохоров Роман

4

5

5

4

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

8

Таланова Наталья

3

4

3

3

4

3

3

3

3

5

5

5

5

4

9

Хашов Андрей

3

3

3

3

4

3

3

3

3

5

4

5

5

4

10

Храменков Тимур

4

4

4

4

5

4

4

4

4

5

5

5

5

4

11

Шалашов Кирилл

3

4

3

3

4

3

3

3

3

5

5

5

5

3

12

Шишкина Софья

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

по предмету

«5»

2

4

3

3

6

2

3

3

3

12

6

8

12

2

«4»

5

6

4

3

6

5

4

4

3

0

6

5

0

7

«3»

5

4

5

6

0

5

5

5

5

0

0

0

0

2

«2»

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

% качества ЗУН

58.3

83,3

58,3

50

100

58,3

58.3

58,3

50

100

100

100

100

75

% успеваемости

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

средний балл

Количество обучающихся на начало четверти (полугодия)

12

Количество обучающихся на конец четверти( полугодия)

12

Прибыло за четверть (Ф.И., откуда)

0

Выбыло за четверть (Ф.И., куда)

0

Закончили на «4» и «5»

6

Из них отличников: (Ф.И., кол-во)

2

Маслова Александра

Шишкина Софья

Из них хорошистов: (Ф.И., кол-во)

4

Плахова Марина

Комова Ксения

Прохоров Роман

Храменков Тимур

Закончили с одной «3»: (Ф.И., кол-во)

0

Неуспевающие (по каким предметам)

0

% качества ЗУН

58.3

% успеваемости

100%

Классный руководитель: _____________________ /Белова  М. В./



Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия «ВЕЛИКИЕ МАМЫ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ»

        Вед.1Во многих странах мира отмечают День матери. Традиция празднования Дня матери берет начало еще в Древнем Риме. Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) матери богов – восточной Кибеле.

Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее. На Руси почиталась Мокоша - богиня материнства.

        Вед.2В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина “О Дне матери” от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. На свете не существует человека роднее и ближе матери.

Вед.1Любому, кто живет на белом свете,
Любить, кто может, думать и дышать,
На нашей грешной голубой планете
Родней и ближе слова нет, чем мать.

Вед.2Мы в жизни разными дорогами шагали
Неважно, сколько зим и сколько лет, 
Но эту истину давно уже познали:
Родней, чем мама, человека нет

        Вед.1Мама. Какое жизнеутверждающее слово. Любовь, нежность, забота – все самые лучшие качества соединяются в нём. Но самое главное качество – подвиг! Ежедневный и ежечасный подвиг самопожертвования, когда, сгорая как свеча, мать зажигает огонь в душе своих детей. И если огонь горит, он не погаснет никогда, потому что материнский огонь вечен. И свет этого огня озаряет весь мир, проявляясь в нетленных произведениях искусства и культуры, научных открытиях. Ведь у великих людей тоже были великие мамы, о которых порой не знает никто.

        Вед.2Почти все эти женщины были обычными домохозяйками и посвятили себя семье, но при этом оставались интересными и разносторонними личностями. Хотя их жизнь трудно назвать легкой. Многим пришлось пройти немало испытаний, чтобы прокормить и поднять на ноги детей. А сколько потом пришлось волноваться за своих повзрослевших чад!

Несмотря на всемирную славу отпрысков, о мамах известно мало, да и редко кто интересуется ими. Лишь скупые биографические строки называют порой их имена и даты жизни. Поэтому мы хотим рассказать вам не о важных открытиях и достижениях, а о тех, благодаря кому они произошли. Давайте узнаем, какими они были — великие матери великих людей!

Лев Николаевич Толстой и его мать Мария Николаевна.

        Вед.1Княжна Мария Николаевна была дочерью князя Николая Сергеевича Волконского, сенатора, виднейшего соратника и обер-секретаря Екатерины II.Матерью Марии Николаевны была княжна Екатерина Дмитриевна, урожденная Трубецкая, находившаяся в родстве с А. С. Пушкиным. Семья Волконских проживала в имении Ясная Поляна, где князь построил роскошную усадьбу, организовал большое хозяйство и завёл оркестр из крепостных музыкантов. Николай Сергеевич очень мечтал о сыне, наследнике его фамилии и родового герба. Однако 10 ноября 1790 года у супругов родилась дочь, которую назвали Марией.Вскоре после этого, когда девочке было всего два года, княгиня Екатерина Дмитриевна тяжело заболела и умерла. Николай Сергеевич вынужден был оставить малышку в семье брата своей жены.

        Вед.2В 1799 году князь Волконский вышел в почетную отставку,забрал свою юную дочь и вместе с ней поселился в Ясной Поляне. Там он занялся воспитанием княжны Марии Николаевны, которую сильно любил, «но был к ней строг и требователен». Отец старался дать дочери — будущей наследнице своих имений — всестороннее образование. Девочку обучали иностранным языкам, русской словесности, музыке, истории искусств. В программу обучения Марии входили математика, физика, география, логика, всеобщая история, естественные науки.

        
Вед.1С ранних лет Мария выделялась незаурядным умом и многим отличалась от других юных аристократок. Князь Волконский дал дочери блестящее образование. Княжна говорила на пяти языках, занимала литературным творчеством, отлично играла на музыкальных инструментах. 

        Вед.2Правда, нередко глаза Марии Николаевны были затуманены слезами. Ей было уже за тридцать. Богатая и образованная княжна была эмоционально закрытой, поэтому казалась всем холодной и недосягаемой, что отпугивало от нее женихов. Еще больше их отпугивал князь Николай Сергеевич Волконский. Своей язвительной и надменной манерой разговора он ставил человека в неловкой положение и получал от этого удовольствие. 

        
Вед.1Мария Николаевна почти смирилась с участью старой девы. Но внезапная смерть отца 3 февраля 1821 года изменила её жизнь. Вначале княжна растерялась… Навалившаяся на неё свобода испугала её.Марии Николаевне казалось, что она потеряла цель в жизни. Ей хотелось кому-то помогать, кого-то любить, чтобы быть кому-то нужной. Она с радостью отдала часть своего состояния компаньонке Мисс Ханессен и устроила её свадьбу со своим кузеном Мишелем Волконским. Родные и знакомые сильно обеспокоились непредсказуемым поведением Марии Николаевны и стали подыскивать ей жениха. 

        
Вед.2По счастливой случайности родственники графа Николая Ильича Толстого, оказавшегося после смерти своего отца в безвыходном материальном положении, искали богатую невесту. Брак, изначально рассматриваемый как брак по расчёту, в будущем оказался на редкость счастливым. Молодые люди неожиданно для всех понравились друг другу. 9 июля 1822 года состоялась их свадьба. Жениху было 28 лет, невесте – 32. По словам Льва Толстого, отец относился к матери «как относятся к дамам царской крови». Его искреннее восхищение женой и ее «глубокая работа души и сердца» переросли во взаимную нежную привязанность.
21 июня 1823 года на свет появился их первенец — Николай. В 1826 году родился сын Сергей, в 1827 году ещё один сын Дмитрий, а в 1828 году — Лев, будущий гениальный писатель, подаривший бессмертие своей матери, графине Марии Николаевне Волконской.

        
Вед.1К 38 годам графиня превратилась в спокойно-счастливую мать четверых детей, хозяйку большого и дружного семейства. В душе она оставалась все такой же возвышенной, романтичной и немножко сентиментальной. Со всей страстью души Мария Николаевна отдалась материнству. Бережно и любовно она воспитывала сыновей, отмечая в своем «Педагогическом дневнике» малейшие проявления их характера, темперамента, их детские привычки, ежедневные шалости, забавные детские слова:
        «14 мая, 1828 года: Николенька был целый день очень умен и послушен... Жаль только, что он трусоват; к вечеру, гуляя со мной, он испугался жука...»
        «Николенька с утра был умен, читал очень хорошо; но читая о птичке, которую застрелили, и которая умерла, ему так стало ее жаль, что он заплакал...»
        «Если он (Николенька) будет привыкать преодолевать свой страх, то он сделается со временем храбр, как должен быть сын отца, который хорошо служил отечеству».

        Вед.2Кажется, ничего не предвещало беды. Мария Николаевна родила пятого ребенка, долгожданную дочь — Машеньку. А через полгода 4 августа 1830 года графиня умерла, когда её Лёвушке было всего два года. Это стало для него непостижимой и непоправимой потерей, с которой он не мог смириться всю жизнь. Всю свою жизнь Лев Толстой относился к памяти Марии Николаевны со священным поклонением. Мать была для него образцом совершенного человека – богочеловека. Писатель в буквальном смысле слова молился на неё.В каждой любимой женщине Толстой искал хотя бы подобие облика матери, который он знал по ощущениям и впечатлениям души. И искал не столько внешнего сходства, сколько внутреннего.

Вед.1Мама…

Слов дороже нет на свете!

По какой бы ты ни шёл тропе,

Мамина любовь над нею светит,

Чтобы в трудный час помочь тебе.

 

Мама озаряет сердцем нежным

Дни, дороги и дела твои.

Оправдай же мамины надежды –

Повседневно лишь добро твори!

Мария Дмитриевна Менделеева и Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ

        Вед.1Интересна и необычна судьба матери Дмитрия Менделеева. Она родилась в Сибири в купеческой семье и рано вышла замуж за учителя гимназии Ивана Павловича Менделеева.Бог послал им семнадцать детей, но трое младенцев умерли, не дожив до крещения. Дмитрий стал последним ребенком четы Менделеевых. Вскоре после его рождения Иван Павлович ослеп, и семья Менделеевых осталась без средств к существованию.

        Вед.2Мария Дмитриевна работала не покладая рук, чтобы хоть как-то содержать свое многочисленное семейство. Вскоре удача улыбнулась ей: брат предложил ей управление стекольным заводом, который находился в плачевном состоянии. Конечно, такое предприятие не могло приносить много денег, но обеспечить жизнь погрязших в нищете Менделеевых было в состоянии.А потом произошло чудо: Мария Дмитриевна возродила обанкротившийся завод, в несколько раз увеличила объемы производства и назначила работникам высокое жалование. А когда завод стал давать достаточно прибыли, Мария Дмитриевна распорядилась о строительстве школы для детей рабочих.

        Вед.1Мать Дмитрия Менделеева почитала искусство, литературу и науку. И сама она, получив приличное домашнее образование, старалась привить своим детям любовь к учебе и чтению. Все дети в семье Менделеевых рано начинали читать и обучаться грамоте.Можно смело сказать, что именно Мария Дмитриевна подтолкнула Менделеева на тропу науки. Она хлопотала о его поступлении в Московский Университет, своим примером воспитывала в юном Мите любовь к труду, учению и просвещению.Именно матери посвятил Дмитрий Менделеев свое «Исследование водных растворов по удельному весу».

        Вед.2В семье Менделеевых почитали две вещи: книги и труд. Между матерью и Дмитрием Менделеевым всегда существовала особая духовная связь. По воспоминаниям ученого именно мать привила ему и любовь к науке, и страсть к чтению, и фактически сформировала его характер, и предопределила судьбу. Мать часто брала Митю с собой на завод, где он часами смотрел, как варят стекло. Именно здесь, наблюдая за чудесными превращениями стекла, будущий гений получил первые представления о науке, которой затем посвятил свою жизнь.

Евгений Баратынский  и Александра Федоровна Черепанова (1777-1853)

        Вед.1Александра Федоровна Черепанова— мать поэта Евгения  Баратынского, была одной из выпускниц Смольного Института благородных девиц в Санкт-Петербурге и любимой фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны. Она сделалась примером и воплощением всего лучшего, что имелось в педагогической системе Воспитательного Общества в эпоху Просвещения в России.
        Выйдя замуж, Александра Фёдоровна стала идеальной женой, матерью и хозяйкой. В 34 года овдовела, на её руках осталось семеро детей; старшему сыну Евгению было 10 лет. Всю свою жизнь она посвятила детям и внукам.Первенец, будущий поэт, был особо близок с матерью. Ему посчастливилось получить первый выплеск энергии материнской любви. В детстве он считал себя «пажом королевы». «Он привык находиться при ней, внимать, как она читает собравшимся кругом неё детям сказки и нравоучительные истории».

        Вед.2Воспитание собственных детей Александра Федоровна построила на принципах, которые были привиты ей в Смольном Институте: доверие, поощрение, идеальное представление о мире. Пример матери и тот идеальный приусадебный мир, который она создала во многом своими руками, сыграли главную роль в формировании личностей её детей.Среди приоритетов в семье Боратынских – занятие рисованием, живописью, музыкой. Особое значение придавалось чтению. Любовь к книге, по мнению Александры Фёдоровны, являлась важнейшим стимулом самообучения. Она писала в 1830-х годах к дочери Варваре Рачинской, которая в ту пору сама стала матерью: «Насильно никого не выучить, а ежели сын твой не будет любить читать, так и учить не стоит».

        Вед.1Будущий поэт уже в 4 года говорил на двух языках, а в 6 лет свободно читал и писал на русском и французском. Сохранились письма Евгения Баратынского, среди которых детско-юношеские письма к матери:
        «Вы пишите мне, что мне нечего тревожиться о матери, но разве есть для меня в мире кто-нибудь дороже матери, да ещё такой доброй и нежной, как Вы? Ах, маменька, сын, который не тревожится о матери – не сын».
        «Воображение переносит меня в ваши объятия, любезная маменька; мне даже кажется, что я говорю с вами. Желал бы я, чтоб какой-нибудь добрый волшебник заколдовал меня, и мне вечно бы казалось, будто я нахожусь подле вас…»
        «Как бы мне хотелось сейчас быть с вами в деревне! О! как ваше присутствие приумножило бы мне счастье! Природа показалась бы мне милее, день – ярче…» (из писем Евгения из Пажеского корпуса к Александре Фёдоровне в марте 1814 года).

        Вед.2Сын доверял матери первой свои сокровенные мечты.Александра Фёдоровна давала сыну литературные советы, руководит его чтением. В 12 лет он написал на французском языке своё первое стихотворение, посвященное маме. Вот как оно звучит в русском переводе:

Я хотел бы, маменька,
Прославить твои добродетели,
Что от божественного промысла
Достались тебе от рождения;
Смогу ли я быть достойным,
Видя твою доброту,
Твою душу нежную и кроткую,
Твой ум и твою красоту.



        
Вед.1Одновременно Баратынский мечтал о морской службе: «Умоляю Вас, маменька, не противиться моей наклонности. Я не могу служить в гвардии, её уж очень берегут. Во время войны она ничего не делает и остаётся в постыдном бездействии... Я чувствую, что мне постоянно нужно что-либо опасное».Несмотря на превосходное воспитание в Пажеском корпусе с Баратынским приключилась беда. Попав под влияние друзей, начитавшихся «Разбойников» Шиллера, он совершил кражу и был исключен из учебного заведения. Это стало причиной его сильной депрессии. Несколько лет он провел в родовом поместье рядом с матерью. Впоследствии он писал Жуковскому, что встреча с матерью потрясла его, особенно нежданной «бездной нежности». Сердце «сильно вострепетало при живом к нему воззвании; свет его разогнал призраки, омрачившие мое воображение, – я ужаснулся как моего поступка, так и его последствий». Вместе с матерью Евгений провёл болезненную, но плодотворную работу души. В это же время он начал серьёзно заниматься поэзией.
        
Вед.2Никто просто так не рождается и просто так не становится ни героем, ни гением, ни творцом, ни просто хорошим человеком.
Старший сын Александры Фёдоровны – Евгений Баратынский стал известным поэтом.
Сын Ираклий – генерал-лейтенантом, губернатором Ярославля и Казани, кавалером многих орденов.
Сын Сергей – чиновником при Тамбовском губернаторе, хранителем родового имения Дочь Варвара была матерью выдающегося учёного-педагога С. А. Рачинского.

Стих читает Скворцова Инна

Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг — один
и враг — один…
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей — жила..

Человеку надо мало:
после грома — тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь — одну.
И смерть — одну.
Утром свежую газету —
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И — межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности,- немного.
Это, в общем-то,- пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку мало надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал. (Рождественский)

Александра Андреевна Ассиер (1812–1854), мать композитора

Петра Ильича Чайковского.

        Вед.1Александра Ассиер родилась в Санкт-Петербурге, в семье таможенного чиновника Андрея Михайловича Ассиера и дочери священника Екатерины Михайловны Поповой. В 1833 году 20-летнию Александру выдали замуж за горного инженера, сорокалетнего вдовца, имевшего дочь от первого брака. Илья Петрович Чайковский на момент сватовства не обладал ни богатства, ни положения в обществе.

Женитьба на Александре Ассиер стала самым важным событием в жизни Ильи Чайковского. Ради молодой жены и дочери он готов был свернуть горы.

        В 1838 году Александра Андреевна родила первенца Николая, а 25 апреля 1840 года — Петра, будущего великого композитора. «Явился он на свет слабеньким, с каким-то странным нарывом на левом виске, который был удачно оперирован вскоре после рождения». Всего в семье Чайковских родилось семеро детей: Николай, Пётр, дочь Александра, Ипполит (Поля), близнецы Модест и Анатолий (первая девочка умерла сразу после родов).

        Вед.2Несмотря на разницу в возрасте и на полную противоположность характеров Илья Петрович и Александра Андреевна были трогательно привязаны друг к другу, она являлась центром притяжения семьи; её обожали дети и боготворил муж.Александра Андреевна, поклонница идей Просвещения, даже находясь вдали от столицы, внимательно следила за литературной и музыкальной жизнью, выписывала из Санкт-Петербурга журналы, ноты, книги, в том числе для детей и по педагогике. Она составила хорошую библиотеку. В провинциальном городке Воткинске мать Чайковского создала настоящий литературный салон. В своём доме она часто устраивала музыкальные вечера, костюмированные балы и любительские спектакли, на которые приглашались сослуживцы Ильи Петровича с семьями. Дети принимали в этом активное участие. Собственно, ради детей Александра Андреевна и создавала особую домашнюю атмосферу, пронизанную высоким духом культуры и искусства.
В семье Чайковских музыкой увлекались все: и родители, и дети. Илья Петрович немного играл на флейте и даже создал с друзьями «заводское трио» (виолончель, гитара, флейта). Вечерами, в кругу семьи, Александра Андреевна играла на фортепиано и пела. У неё был очень красивый голос. Пение матери и её игра на фортепиано стало самым первым и сильным детским впечатлением Чайковского.

        Вед.1Дети росли в счастливой семье. Глубокая взаимная любовь и уважение родителей определили отношения всех остальных членов дружной семьи на долгие годы. Как писал брат и биограф П. И. Чайковского Модест, «Нельзя представить более тёплого семейного гнезда, как то, в котором провёл свои первые восемь лет Пётр Чайковский». Любовь родителей ко всем близким надёжно защитила детей Чайковских от всякого эгоизма, нетерпимости и жестокости.

        
Вед.2Когда Петруше было три года, Александра Андреевна впервые подвела его к роялю и с этого момента начала обучать сына нотной грамоте и игре на фортепиано. В четыре года он уже написал свою первую пьесу «Наша мама в Петербурге». Александра Андреевна была первой учительницей музыки П. И. Чайковского.Еёпедагогическая система основывалась на тех же принципах, которые были приняты в женских учебных заведениях XIX века. Самым важным было доверительное отношение родителей и детей, приобщение к чтению книг, пробуждение естественного желания учиться, эстетическое воспитание, идеальные представления о мире. Главную роль в формировании личности ребёнка играл пример родителей, особенно матери. Она рано начинала обучать детей одновременно трём языкам: русскому, французскому и немецкому. Знание языков и занятия музыкой были обязательной частью светского воспитания. При этом родители не ставили целью сделать ребёнка переводчиком или профессиональным музыкантом. Они стремились вырастить своих детей всесторонне развитыми личностями.

        Вед.1Распорядок дня в «материнской школе» был таким же строгим, как и в Училище Женских сирот: подъем детей в 6 утра, затем молитва — обращение к Богу с просьбой даровать здоровье и счастье родителям и всем близким. Дети всегда находились под надзором взрослых, всегда были заняты делами. Безделью в доме Чайковских места не было. Девочек с раннего возраста приучали помогать по хозяйству и заниматься рукодельем.
        Слабый здоровьем от рождения Петя требовал к себе особого внимания матери. По воспоминаниям Модеста Ильича, мать несомненно особо выделяла второго сына из всех детей. Она называла Петю «своим сокровищем», «золотом и жемчужиной семьи». Он более всех детей был созвучен её творческой натуре. Особая духовная связь между матерью и сыном сформировала необычайную привязанность Петра к матери.
В пятилетнем возрасте Петя увлёкся поэзией. Судя по названиям стихов, больше всего его интересовали отношения матери и ребёнка: «Материнская любовь», «Мать и ребёнок, которого она любит». В семилетнем возрасте Петя стал писать стихи на французском языке на божественные и патриотические темы. В семье его называли маленький Пушкин.

        Вед.2Главное — вложить в душу ребёнку «огонь народной гордости, огонь любви к Отечеству», — писал министр народного просвещения А. С. Шишков. Александра Андреевна блестяще справилась с этой задачей. Воспитание, образование и основы культуры Пётр Ильич получил в семье под неусыпным контролем матери. Любовь к России и к музыке он получил от материнской любви. Александра Андреевна учила сына трудолюбию и терпению, часто повторяя известную пословицу: «Терпение и труд всё перетрут». Она вспоминала, как в детстве ей давали очень сложные задания (например, сделать тонкую ниточку из огромного мотка шерсти) нарочно, чтобы приучить к терпению и усидчивости и «выработать характер». Петя хорошо усвоил эти материнские уроки. Без терпения и трудолюбия, привитых матерью в детстве, великий композитор не смог бы создать такого количества шедевров оперной и балетной классики.

музыка (играет Сережкина Д.)


        Вед.1Всю жизнь Александра Андреевна оставалась для Петра Ильича Чайковского идеалом нравственной чистоты, олицетворением женщины-Матери. По словам композитора, его «мать была превосходная, умная и страстно любившая своих детей женщина».В 1858 году, спустя четыре года после смерти Александры Андреевны, Пётр писал брату Модесту: «Читал ли ты, Модест, стихи Афанасия? (Фета). «Мой гений, мой ангел, мой друг»? Я плакал, ровно матушка вошла ко мне в комнату. Я написал к ним музыку, но теперь чувствую, что это к музыке написаны слова:

Не здесь ли ты лёгкой тенью, 
Мой гений, мой ангел, мой друг, 
Беседуешь тихо со мною, 
и тихо летаешь вокруг».
Этот знаменитый романс П. И. Чайковского, написанный на слова А. А. Фета, посвящён памяти двух Матерей — поэта и композитора.Чайковский помнил всю жизнь, что никого так не любил, как свою маму. С такой полнотой и чистотой, какие были в этой любви, ему больше уже никогда не довелось любить. Он боготворил даже землю, по которой она ступала. И это не преувеличение.

Звучит музыка П.И.Чайковского

        Вед.1Человечество вышло в открытый космос, высадилось на Луне, спустилось на дно Марианской впадины, однако мы не можем объяснить многие чудеса, которые происходят у нас под носом каждый день. Например, чудо рождения новой жизни, которое невозможно свести к биологии, химии или физике.

Но то, что не видят ученые, разглядели художники, ведь тема материнства одна из древнейших в мировой живописи. Практически каждый художник пытался постичь эту тайну.

        Вед.2В российской живописи, одним из первых к теме материнства обратился А. Венецианов (1780-1847), который известен своими образами простых русских крестьянок, занятых нелегким трудом. Через свое творчество художник стремился донести мысль о том, что именно женщина, несмотря ни на что, остается хранительницей традиций крестьянской жизни. Картина «На жатве. Летом» может носить название «крестьянской мадонны». Среди зеленеющих холмов палит солнце, рядами стоят снопы. А в центре полотна изображена жница с ребенком на руках. Она присела отдохнуть, и, несмотря на усталость, ласково обнимает своего ребенка.


        Вед.1Полна радости сцена, изображенная на картине Карла Брюллова (1799-1852) «Итальянка, ожидающая ребенка, разглядывает рубашку…» (1831). Скромность обстановки и простота персонажей только подчеркивают искренность настроения картины. Художник, не стесняясь, приравнивает радость к материнству.

Сильное изменение в трактовке образа материнства в русской живописи произошло в 20 веке. Во многом это связано с изменением роли женщины в обществе. И хотя материнство частично утрачивает свою таинственность, образ женщины с ребенком продолжает волновать многих художников. Так тема материнства занимает важное место в творчестве одного из крупнейших русских художников начала 20-го века Кузьмы Петрова-Водкина (1878–1939). Его работа «Мать» (1915) отличается прекрасной композиционной завершенностью, ясностью и прозрачностью красок. Эта картина - гимн святости материнской любви, семейному счастью и радости. Художник пытается через полотно передать сущность и красоту жизни. Он любуется образом матери, непреклонной в своей нравственной силе и душевной чистоте.

        Вед.2Оригинально использовал тему материнства в картине «Мать» (1932) Александр Дайнека (1899-1969). В этом простом, но очень нежном образе ощущается величие и целомудрие, женская гордость и достоинство. Картина наполнена тишиной и чувством материнской любви. Композиция очень проста: на темном фоне изображена женщина с заснувшим младенцем на руках. Контрастом между хрупким телом малыша и крепкой фигурой женщины художник подчеркивает неразрывную духовную связь между ними, готовность матери защитить своего ребенка. Таким образом, в русской живописи образ материнства неразрывно связан с образом Богородицы, который прослеживается в большинстве картин, посвященных этой теме.

(Ю. БелинскийА сердце матери…)

1.А сердце матери – оно одно

С тобою вместе плачет и рыдает,

И нам того понятья не дано,

Как матери за нас порой страдают;

 

2.А сердце матери – единственный ответ,

На все вопросы, таинства всей жизни,

И не забыть нам мудрый тот совет,

Что мать дала на Родине-Отчизне;

 

3.А сердце матери, когда ты вдалеке, –

Оно как компас правильный и точный,

И ты шагаешь бодро, налегке –

Оно укажет путь твой непорочный;

 

4.А сердце матери хранит от всех скорбей,

Всегда с тобой идёт и неделимо,

Смотри его небрежно не разбей,

Оно навек одно, неповторимо;

 

5.А сердце матери – честнейшее из всех,

Оно всегда желает нам удачи,

С его любовью ждёт во всём успех,

Спеши утешить, когда мама плачет;

 

6.Но ты порой пройдёшь и с холодком,

Сердечных мук совсем не замечаешь,

Запомни: сердце матери одно,

Ты за него пред Богом отвечаешь!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дню Матери посвящается И сторическая галерея « Матери знаменитых людей»

Слайд 2

Урожденная Ганнибал, в 1796г. вышла замуж за С.Л. Пушкина, в 1814г. вместе с детьми, Ольгой и Львом, переезжает из Москвы в Петербург, постоянно навещает сына Алекссандра в Лицее. Принимает участие в судьбе ссыльного поэта, с одобрения В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина, но без ведома сына. Надежда Осиповна Пушкина (1775-1836г.)

Слайд 3

Княжна Мария Николаевна Волконская, графиня Толстая ( 1790—1830) Это была даже и не для своего времени хорошо образованная женщина с привычкой к самоанализу в своих дневниках и письмах, с развитым эстетическим чувством и большим самообладанием, которое в эпоху расцвета крепостнических нравов удерживало ее от неподобающих выходок в личном обращении с людьми, прислуживающими в доме. В памяти Толстого, даже не столько в его памяти, как в воображении, мама – « это высшее представление о чистой любви » . Впоследствии Лев Николаевич писал о том, что так уж случилось, что не осталось ни одного портрета матери, и дорогого лица представить себе он не может. Духовный облик материи, и всё, что он знал о ней – было прекрасным. Окружающие Льва Николаевича люди отзывались о его матери только в положительных тонах. И у Льва Николаевича сформировался образ её – образ умной, способной к художествам, хорошо игравшей на фортепиано, обладающей литературным даром, женщине. Она была великолепной сказительницей, выдумщицей. Интересные рассказы так и лились из её уст.

Слайд 4

Анна Мария Вальбурга ( Пертль) (1720 — 1778 ) Вышла замуж за Леопольда Моцарта в 1747 . У них было 7 детей, из которых только двое дожили до зрелого возраста. Их дочь, Мария Анна была талантливым музыкантом, однако она быстро попала в тень в свете достижений младшего брата. Оба ребёнка были взяты отцом в путешествие по Европе. Анна Мария Моцарт сопровождала сына в нескольких поездках. Она не была отмечена музыкальными талантами, хотя вышла замуж за композитора и музыкального педагога мировой величины и стала матерью двух удивительно талантливых детей.

Слайд 5

Наша мать, Евгения Яковлевна, в отличие от отца была очень мягкой, тихой женщиной. Она обладала поэтической натурой…На фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное отношение к детям воспринимались нами с особенной остротой и горячей признательностью. Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери. Грамоте обучалась дома и недолго. Ей не было еще 12 лет, когда умер ее отец, и она вместе с матерью и сестрой переехала из Шуи в Таганрог. Здесь она была отдана в частный "институт благородных девиц мадам Куриловой", где обучалась манерам, хорошему тону и танцам. Разорение мужа и переезд всей семьи в Москву Е.Я. переживала исключительно тяжело, и лишь когда в семью вернулось благополучие, почувствовала себя спокойной. Как в Москве, так и в Мелихове и Ялте она руководила всем домашним хозяйством писателя. Ее всегда отличали ласковость и гостеприимство. Однажды в Мелихове она сказала: "Мои дети любят меня каждый по-своему. И я стараюсь любить каждого из них так, как это нужно именно ему". Умерла она в Ялте, не дожив трех дней до 83-летнего возраста. Источник: http://chehov.niv.ru/chehov/family/semya.htm Евгения Яковлевна Чехова (Морозова) (1835 - 1919 г.г.)

Слайд 6

Род Кшижановских (Кржижановских) ведёт своё происхождение с XIV века и владел деревней Кшижаново около Косцяна . По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям. Юстына Шопен (Кжижановская)

Слайд 7

Варва́ра Петро́вна Турге́нева (Лутовинова) (1787—1850) Варвара Петровна, обладала в одной Орловской губернии состоянием, равным, по тогдашнему счёту, силе 5000 душ крепостных работников. Это была женщина далеко недюжинная и по-своему образованная: она говорила большею частью и вела свой дневник по-французски. Воспитание, которое она дала обоим сыновьям, показывает, что она понимала цену образования, но понимала очень своеобразно. Она не могла простить своим детям, что они не обменивали полученного ими воспитания на успехи в обществе, на служебные отличия, на житейские выгоды разных видов, в чем тогда и заключались для многих цели образования. Так как наш Тургенев не изменял ни своего образа мыслей, ни своего поведения в угоду ей, то между ними воцарился непримиримый, сознательный, постоянный разлад, чему ещё способствовали и подробности её управления имением.

Слайд 8

Мария Дмитриевна Менделеева (1793–1850) Дмитрий Иванович Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную о ней память. Вот что он писал в 1887 году, посвящая памяти матери свое сочинение «Исследование водных растворов по удельному весу» : «Это исследование посвящается памяти матери её последышем. Она могла его взрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского самообольщения, настаивать в труде, а не в словах и терпеливо искать божескую или научную правду, ибо понимала, сколь часто диалектика обманывает, сколь многое ещё должно узнать и как при помощи науки, без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие. Заветы матери считает священными Д. Менделеев».

Слайд 9

Любовь Алексеевна Кулунчакова (1838–1910), В 1859 году 16-летнюю княжну выдали замуж за мелкого чиновника — секретаря мирового судьи в Наровчате, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна. «Когда я вышла замуж, — писала Любовь Алексеевна М. К. Давыдовой, — у меня родились две девочки. Но моему мужу и мне хотелось иметь сына почувствовала, что вновь стану матерью, мне советовали обратиться к одному старцу. Старец помолился со мной и затем спросил, когда я разрешусь от бремени. Я ответила — в августе. “Тогда ты назовешь сына Александром. Приготовь хорошую дубовую досточку, и, когда родится младенец, пускай художник изобразит на ней точно по мерке новорожденного образ святого Александра Невского. Потом ты освятишь образ и повесишь над изголовьем ребёнка. И святой Александр Невский сохранит его тебе”». Любовь Алексеевна сделала всё, как сказал старец. В августе 1870 года в семье Куприных родился здоровый крепкий мальчик, будущий писатель. Рождение Александра Любовь Алексеевна приняла как подарок небес. Один за другим рождались мальчики и вскоре умирали. Только один дожил до двух лет, и тоже умер. Когда я

Слайд 10

«Мать Сергея Есенина - Татьяна Федоровна Есенина, в девичестве Титова была красавица, певунья и плясунья, ушла от мужа с трехлетним сынишкой обратно к родителям. Позднее Татьяна Федоровна была вынуждена уехать в Рязань на заработки. Родители — Татьяна Федоровна и Александр Никитич Есенины — ссорились и мирились. Но был такой промежуток времени, когда они не жили вместе довольно долго и собирались разводиться. Однако тогда был такой закон, что после развода один из супругов не имел права вторично вступать в брак. А оба они желали вступить в брак вторично. Поэтому развода и не было. Татьяна Федоровна Есенина была молода, хороша собой. И ее взяли работать в господском доме. У нее был хороший голос, хорошая память, она знала много песен и частушек. За это ее позвали петь вместе с дочерьми хозяев. От них она узнала много хороших стихов и романсов. Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (1865-1955).

Слайд 11

Екатери́на (Кеке) Гео́ргиевна (Гела́дзе) Джугашвили 1858 – 1937г.г. Она всю жизнь прожила в Грузии, всего раз побывав у сына в Москве. Из своих внуков больше всех она любила Якова и больше, чем другим, уделяла ему внимания. Василия и Светлану она знала хуже, да и видела их всего несколько раз, в основном когда они приезжали в гости. После рождения Иосифа, в 1890 году она ушла от Виссариона, так как он начал сильно пить. Екатерина Георгиевна была известна как женщина строгая, но горячо любившая сына; она старалась дать своему ребёнку образование и надеялась на такое развитие его карьеры, которое ассоциировалась у неё с положением священника. Екатерина имела очень сильный характер, который передался сыну. Ради него она выучилась кройке и шитью, освоила новую по тем временам профессию модистки. Стала до статочно зарабатывать, чтобы обеспечить возможность Иосифу учиться. Родилась в семье крепостного садовника Грузинской православной церкви в Гамбареули (Грузия) в 1858 году. Кеке вышла замуж за Виссариона Джугашвили в возрасте 17 лет. Её первые два ребёнка умерли сразу после рождения. Её третий сын (и последний ребёнок), Иосиф, родился 6 (18) декабря 1878 года и был крещён в Свято-Успенском соборе города Гори.

Слайд 12

Клара Гитлер (урожденная Пелцль) родилась 12 августа 1860 года в Вайтре, Австро-Венгрия, в семье небогатого крестьянина. С 1875 года Клара воспитывалась в доме своего троюродного брата Алоиса Гитлера. Когда ей исполнилось 20 лет, она уехала в Вену, где работала служанкой. В 1884 году Клара вернулась на родину и после смерти второй жены Гитлера вышла за него замуж. Алоис был на 23 года старше Клары, а Клара к моменту женитьбы уже была беременна. От этого брака родилось 5 детей: Густав, Ида, Адольф, Эдмунд и Паула. Трое из них – Густав, Ида и Эдмунд – умерли очень рано. Адольф был ее любимым ребенком, и Клара, будучи женщиной набожной, мечтала, что он станет священником.

Слайд 13

Е лизавета Фёдоровна - мать маршала В. И. Чуйкова, родилась и прожила всю свою жизнь (93 года) в поселке Серебряные Пруды в Тульской области. В браке с Иваном Ионовичем Чуйковым она родила и воспитала 12 детей: восьмерых мальчиков и четырех девочек. Елизавета Фёдоровна (Карякина) Чуйкова (1865-1958 ) "Елизавета Фёдоровна, - свидетельствует внук, - работала от зари до зари. Но характер спокойный и при этом - как кремень. Никогда голоса не повышала, а вымолвит слово - кончен разговор. От своего не отступит. Бывало, схлестнётся с мужем, тот со второго слова в крик, а она говорит ровно, в глаза глядит - не сторонится. Ионыч орёт так, что посуда лопается, а у неё на лице ни одна жилка не дрогнет и голос до шёпота падает: "Я сказала - всё!". Перед уходом на фронт мать благословляла каждого из своих сыновей. Все они обладали воинствующим задиристым (в отца) характером. Все братья Чуйковы сражались на передовой и все восемь вернулись домой без тяжелых ранений, живыми и здоровыми, - вот это чудо!

Слайд 14

Р ерих Елена Ивановна (1879 – 1955) Рерих Юрий Николаевич российский лингвист Русский востоковед, лингвист, искусствовед, этнограф, путешественник, специалист по языку и культуре Тибета, автор работ по диалектологии тибетского языка, составитель многотомного тибетского словаря. Доктор филологических наук, профессор, директор Рерих Святослав Николаевич российский художник Русский и индийский художник, общественный деятель, коллекционер восточного искусства, почетный член Академии Художеств СССР. Основные жанры картин - пейзажи, портреты, символические композиции. « Дружно проходили мы всякие препоны, – писал Николай Константинович Рерих о своем браке уже на склоне лет. – И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: « Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице » . « Другиня » – это старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Многие картины Н.К.Рериха являются результатом их совместного творчества, по сути « сотворчества » , в котором Елена Ивановна была вдохновляющим началом. Как писал Николай Константинович: « Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское » .

Слайд 15

родилась в Петербурге в семье крупного таможенного чиновника Андрея Михайловича Ассиера и дочери дьякона Екатерины Михайловны Поповой. Ее отец, католик французского происхождения, приехал в Россию из Пруссии. Приняв русское подданство, он, благодаря своему образованию, прекрасному знанию иностранных языков, а также связям, вскоре занял заметное положение и дослужился до чина действительного статского советника. Модест Ильич Чайковский вспоминал о своей матери: "В противоположность своему супругу Александра Андреевна в семейной жизни была мало изъявительна в теплых чувствах и скупа на ласки. Она была очень добра, но доброта ее, сравнительно с постоянной приветливостью мужа ко всем и всякому, была строгая, более выказывавшаяся в поступках, чем на словах.<...> Для домашних нужно было совершить поступок в самом деле предосудительный, чтобы Илья Петрович, изменяя своей обычной приветливости, вышел из себя, и тогда он, как это бывает с очень мягкими людьми, становился грозен. Наоборот, нужно было очень много, чтобы заставить Александру Андреевну выйти из обычно холодно-строгого отношения к окружающим и вызвать ласку, но тогда не было пределов счастья для лица, удостоившегося ее". Александра Андреевна Чайковская (Ассиер) (1812–1854)

Слайд 16

Гагарина Анна Тимофеевна (1903—1984 )



Предварительный просмотр:

Классный час- Ко Дню пожилых людей

 

Цель: формирование уважительного отношения к людям преклонного возраста.

Оформление: фотогазета о бабушках и дедушках, видеоурок.

 

Ход классного часа:

 

1. Интересные факты о праздновании Дня пожилых людей в разных странах. 

Информационная группа:

14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать

1 октября Международным днем пожилых людей.

 

Ведущий:В выступлении Генерального секретаря ООН говорилось, что в Международный день пожилых людей ООН призывает правительства, организации гражданского общества и всех людей планеты сосредоточить внимание на создании общества для всех возрастов. 

Общими усилиями страны могут и должны обеспечить, чтобы люди не только жили дольше, но и чтобы жизнь их была более качественной, разнообразной, полноценной и приносящей удовлетворение.

Сначала День пожилых людей стали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 90-х годов уже во всем мире. Из стран бывшего СССР его отмечают Россия, Азербайджан, Беларусь, Латвия, Молдова, Украина.

 В скандинавских странах День пожилых людей празднуется с большим размахом. Теле- и радиокомпании составляют свои программы с учётом вкусов пожилых людей. Проводятся фестивали, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвященные их правам и их роли в обществе. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции.

 Ведущий 2.А вот в Японии, где ежегодный День почитания пожилых людей существует уже давно, его не стали переносить – он по-прежнему отмечается в третий понедельник сентября. 

Официально же отмечать «День престарелых» предложил в 1947 году МасаоКадоваки, староста одной японской деревни. Днем для празднования выбрали 15 сентября — и уборка урожая завершена, и погода благоприятная установилась. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: «Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт».

Эту инициативу подхватили в других деревнях, и новый праздник распространился на всю страну. Выражение «День престарелых» стали считать не совсем этичным, и с 1964 года название было изменено на «День пожилых людей». А с 1966 года день стал национальным праздником — Днем почитания пожилых людей.

Сегодня неоспоримым фактом является то, что на планете Земля дольше всех живут японцы. По итогам, опубликованным Министерством труда и социальной защиты в 2005 году, средняя продолжительность жизни японцев составляет 78.53 лет (мужчины-японцы уступают только мужчинам Исландии), а японок — 85.49 лет — рекордное значение среди всех стран.

В чём причина такого долгожительства? В здоровом образе жизни, употреблении в пищу большого количества морепродуктов, в особом, философском отношении к миру? Наверняка, да. Но большую роль играет и особый душевный климат, всеобщее доброе отношение к людям старшего поколения. В Японии понимают: именно им страна обязана всем, чего достигла со времён послевоенной разрухи. По сути, в Японии существует целый культ пожилых людей, есть особые традиции, особые ритуалы в их почитании.

 

Так, например, по очень старой традиции, прожив 5 раз 12-летний цикл, японец достигает 60-летнего возраста и входит в новое состояние... он возвращается в младенчество. Напоминанием такого возвращения становится красный жилет и маленькая шапочка, которые дети и внуки дарят старшим членам семьи в их осенний праздник. Такой же подарок может получить на свое 60-летие босс или менеджер от коллег или профессор университета от студентов. Цвет жилета меняется с возрастом «младенца». На 70- и 77-летие готовят жилет сиреневого цвета, на 80-, 88- и 90-летие — желтый, а на 99-летие — белый.

 

 

Учитель:Говоря о пожилых людях, в Японии используют выражение «серебряный возраст». Существует пословица: «Познавать новое, обращаясь к старому». И, может быть, одна из причин, благодаря которым маленькая Япония и заняла столь важное место в мире – это уважение к старшим, готовность принять их опыт и мудрость.

  

2. Характеристика пожилых людей

Учитель: Ни для кого не секрет, что старые люди нас раздражают. Они медлительны, они забывчивы, они ворчливы, они капризны как дети. Но давайте подумаем, почему они такие.

 

Медлительные – потому что уже физически не могут быть быстрыми и шустрыми, ведь старость – это время постепенного снижения жизненной активности. Всё больше дел и удовольствий, про которые приходится говорить: «Это не для меня». Стареющий человек уже не может реализовать многие свои желания.                                                

 Они забывчивы, потому что старость разрушает и приводит в негодность все человеческие органы и системы: снижается слух, зрение, обоняние, осязание. Мучают очевидные перемены во внешности не в лучшую сторону. Со страхом вглядываются они в жестокое по своей правдивости зеркало: морщины, вялость и обвислость кожи, мутнеющий цвет глаз …                                                                                        

 Они ворчливы, потому что это качество также является атрибутом старости. У каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать.

 

Учитель. Мы же не обижаемся на грудного младенца, когда тот кричит! Это его возрастная особенность – ему положено кричать. Не обижайтесь и на стариков – им по возрасту положено ворчать и поучать.

 

«Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право»,- писал В.А. Сухомлинский.

  

Учитель. А самое главное, ребята, надо уметь прощать. Она-то сколько прощает тебе? Надо уметь терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ведь сам же ты знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Надо уметь любить. Любить за то, что бабушка «отдаёт» тебе свою жизнь. Любить потому, что бабушке твоей осталось жить гораздо меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё личное у неё позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

 

- Я предлагаю вам сейчас составить свод правил, отражающих отношение к пожилым людям. Давайте продолжим: «Старые люди имеют право на … (уважение, заботу, любовь, внимание окружающих …) («Дерево желаний» - школьники подписывают свое предложение для пожилых людей.)

 

«Молодое поколение не должно … (обижать, унижать, оскорблять, … своих бабушек и дедушек)

Чтец.

Для весёлых весенних ветвей

Корни более, чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них –

Гул атак,

Годы тяжких трудов

И битв …

Но у старости силы не те,

Дней непрожитых мал запас…

Берегите старых людей.

Без которых не было б вас».     Л. Татьяничева.

Чтец

Не броса́йте старико́в, жале́йте,

Уважа́йте ста́рость и леле́йте,

Им дари́те ла́ску и внима́нье,

И любви́ вели́кое призна́нье.

Утеша́йте в ско́рби и печа́ли,

В час, когда́ сердца́ стуча́ть уста́ли,

Окружи́те теплото́й и све́том,

И не жди́те ско́рого отве́та.

Не броса́йте старико́в, люби́те,

Па́мять об уше́дших сохрани́те.

Се́рдце на забо́ту отзовётся,

И любо́вь стори́цей к вам вернётся!

Песня Старуханова «Дорогие мои старики»

4.Заключительное слово учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Верхне- Талызинская СШ» Правила школьного этикета. Классный час. Классный руководитель Белова Марина Викторовна

Слайд 2

Цели: Научиться применять правила этикета в повседневной жизни Задачи: Узнать новые правила школьного этикета. Пополнить запас вежливых слов. Собрать материал о школьном этикете.

Слайд 3

Содержание Понятие этикет. Что такое этикет? Хорошие манеры. Вежливость. Внешний вид школьника. Бережное отношение к школьному имуществу. Поведение в школе. Правила ученика. Взаимопомощь. Дружба. Правила этикета нашей школы.

Слайд 5

Что такое этикет? Где зарождался этикет Англию и Францию называют обыкновенно: "классическими странами этикета". Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господствуют в обеих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

Слайд 6

Понятие об этикете Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями. Различают несколько видов этикета, основным из которых являются: -придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов; -дипломатический этикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах; -воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; -общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Слайд 7

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах. Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности.

Слайд 8

Хорошие манеры Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ. Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.

Слайд 9

Вежливость К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: "Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. " Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она - одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в общественных местах. Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение, чванство, высокомерие. Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же - по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаете ли вы им самим тем же.

Слайд 10

Внешний вид школьника . Идя в школу , ученик должен выглядеть соответствующим образом. Форма должна быть простой и удобной. Для девочек : белая блузка ,темная юбка , банты . Для мальчиков : однотонная рубашка , брюки ,пиджак . Для уроков физкультуры должна быть спортивная форма : длинная или короткая , легкие , удобные кроссовки . Спортивную форму можно одевать только на уроки физкультуры . Школьную форму надо содержать в порядке . Она должна быть чистой и поглаженной . К ней пришиты все пуговицы , на верхней одежде петелька для вешалки .В красивой и ухоженной форме приятно заниматься на уроках . Мальчики должны быть аккуратно подстрижены и причесаны . Если у девочки стрижка ,волосы должны быть причесаны , не растрепаны . Если у девочки длинные волосы , они должны быть уложены красиво : в косы или собраны на голове аккуратно . В этом возрасте девочки могут носить банты , заколки . Прическа должна соответствовать возрасту ученика. Дети , войдя в класс , должны сменить первую обувь на вторую , верхнюю одежду повесить на вешалку . В сменной обуви на улицу выходить нельзя . Если вы взяли в школу сотовый телефон , то должны помнить , что учитель не несет за него ответственность . Пользоваться сотовым телефоном можно только на перемене или после уроков.

Слайд 11

Форма школьника

Слайд 13

Бережное отношение к школьному имуществу Школа – это не только учителя и ученики , это классы с партами и стульями , коридоры со стендами и картинами Ученики должны бережно относиться к школьному имуществу : не писать на парте и стенах , не ломать мебель , убирать за собой мусор . У ученика должен быть порядок не только на парте , но и под партой . Учебники и тетради, другие учебные вещи аккуратно складывать на парту. Учебники обернуты , с закладкой . Тетради подписаны и обернуты.

Слайд 14

Манера общения В Древней Руси в 12 веке Мономах учил вести беседу так : « При старших молчать , мудрых слушать , без лукавого умысла беседовать , побольше вдумываться , не осуждать речью , не много смеяться .» Ученик , придя в школу , должен поприветствовать не только своего учителя , но и всех взрослых , работающих в школе , сказав :» Здравствуйте ! При обращении к друг другу надо быть вежливым , не грубить . Не надо спорить с учителем , перебивать его , когда он объясняет . Если учителя нет в классе, нельзя шуметь и громко разговаривать. Употреблять непристойные выражения очень плохо . Ведь они очень обижают и унижают всех людей . Нужно говорить четко ,ясно ,доступно , полными предложениями , об отсутствующих говорить только хорошо , отвечать и реагировать на все вопросы , обращенные к тебе, пользоваться словами : « Извините , пожалуйста , спасибо»

Слайд 15

Поведение в школе Ученики должны приходить в школу до начала уроков за 15 минут . Заранее приготовиться к нужному предмету и ждать учителя .Они должны успокоиться и привести себя в порядок . Если ученик опоздал , то нужно постучать и спросить разрешения войти в класс. Когда войдешь , нужно поздороваться , объяснить причину опоздания и извиниться. И больше не опаздывать , потому что отвлекаешь от работы не только учителя , но и весь класс. НЕ БОЛТАЙ НА УРОКАХ. Две хвостатые Сороки Разболтались на уроке И по двойке получили, Дома близких огорчили. Что же, пусть теперь узнают: На уроках не болтают. Вас не просят отвечать? Значит, лучше помолчать!

Слайд 16

Правила ученика

Слайд 17

Взаимопомощь. Дружба. Взаимопомощь – это проявление заботы о другом человеке . В классе мы должны выручать друг друга в трудных ситуациях, помогать друг другу, если что-то не получается, , если кто-то забыл какую-то учебную вещь -дать. Мы все отвечаем за то , что кому-то плохо в коллективе , что сильный обижает слабого . Все мы должны остановить обидчика , осудить его, потребовать , чтобы он извинился и больше не обижал своего товарища. Ученики в школе часто спорят. В споре надо спокойно выслушивать друг друга, не перебивать , не кричать , не обижаться , не размахивать кулаками , уметь честно признавать , что не прав, и помнить , что в споре рождается истина. Надо быть терпеливым , чтобы её добиться . Главным в школьной жизни является – умение дружить

Слайд 18

Дружбой умей дорожить

Слайд 19

Главным в школьной жизни является- умение дружить. .Если товарищ попал в беду , помоги ему , чем можешь. Поделись с товарищем тем , что у тебя есть . Останови товарища , если он делает что-то плохое. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если когда-то, кому-то Поможет твоя доброта, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря!

Слайд 20

Правила этикета нашей школы Наша школа особенная, и мы хотим отличаться от других своими манерами, поведением, речью и внешним видом. Каждый ученик нашей школы должен знать нормы школьного этикета. 1. Внешний вид – наша визитная карточка. Ежедневный деловой стиль одежды. Девушки: брючный костюм или пиджак с юбкой. Юноши костюм, свитер. Сменная обувь должна быть обязательно. Требования к прическе. Девушки не носят волосы распущенными. У юношей - короткая стрижка. 2. Доброжелательность. Мы доброжелательно относимся к друг другу. Здороваемся со всеми взрослыми независимо от того, учат они нас или нет. Здороваемся с учениками . Улыбаемся, не ходим с кислыми лицами. Обращаемся к друг другу по имени.

Слайд 21

3.Поведение и дисциплина В школе пользуемся урнами, не сорим. Бережем то, что помогли приобрести наши родители. Не раскрашиваем стены, стенды, таблички и т.д. Не опаздываем и не прогуливаем уроки. Дежурим по школе. В столовой убираем за собой посуду. Не приноси в школу плееры и другие дорогие личные вещи. Ведем себя как взрослые.

Слайд 22

4.Наша речь. Не повышаем голос и не кричим. Вежливо разговариваем со взрослыми и между собой. Не говорим друг другу плохие слова. 5. Общественные места. В столовую входим без рюкзаков, сумок и верхней одежды. Не складываем сумки где попало. Не трогаем и не портим чужие вещи. 6. Наши школьные традиции. Посещаем школьные линейки раз в неделю. Уважаем и помогаем школьному совету. Выполняем обязанности своего содружества. Любим и поддерживаем школьные традиции.

Слайд 23

Надо помнить всем и всегда: ВЕЖЛИВОСТЬ ВСЕГДА ПРАВА