Наставничество

Шарнина Елена Валерьевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

НАСТАВНИЧЕСТВА

ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Шарниной Елены Валерьевны

Когалым, 2025 г

СОДЕРЖАНИЕ

1.        Пояснительная записка                                                                               3

2.        Цель и задачи                                                                                               4

3.        Ожидаемые результаты                                                                               5

4.        Индивидуальный план - график реализации программы                         7

5.        Содержание деятельности                                                                          11

6.        Мониторинг эффективности реализации программы                              11

7.        Список используемой литературы                                                             14

8.        Приложение                                                                                                 15

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряжённостью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдёт, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдёт себя в другой сфере деятельности. Каждый руководитель образовательной организации, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно - образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально - личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения. Персонализированная программа наставничества (далее программа) разработана с целью становления педагога, его активной позиции, формирование его как личности, индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области. Программа нацелена на работу с молодым педагогом – воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трёх лет. Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС и ФОП ДО, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы индивидуального наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога - наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.

Цель: оказание помощи молодому педагогу в повышении профессионального уровня.

Задачи:

1. Изучение нормативно - правовой документации;

2. Помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно - образовательной работы, план по  самообразованию, мониторинг и т.д.);

3. Организация НОД, помощь в постановке целей и задач;

4. Использование здоровьесберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах;

5. Механизм использования дидактического и наглядного материала;

6. Общие вопросы организации работы с родителями.

7. Определение эффективности разработанной системы методических мероприятий.

Основные принципы Программы наставничества 

Совместная деятельность наставника и наставляемого принесёт положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами:

  • Мотивация

Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой.  Она эффективна, только когда наставляемый на самом деле хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет.

  • Сотрудничество

Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с наставляемым на равных.

  • Системность

Развитие и поддержка педагога должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают должного результата. Наставнику необходимо ориентироваться на «зону ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому), выстраивая взаимодействие с наставляемым  педагогом.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 1 год  и представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных цели и задач.

Ожидаемые результаты

В процессе реализации данной ИПР планируется получить:

- Компетентность наставляемого педагога относительно современных требований к дошкольному образованию и педагогу дошкольного образования, ведение документации;

- умение разработать конспекты и организовать НОД;

- наличие представлений о формах работы с родителями (законными представителями);

- овладение методическими основами проведения педагогической диагностики;

- использование молодым педагогом проектной деятельности.

Формы взаимодействия: «молодой педагог  -    опытный педагог»

Работа с наставляемыми педагогами носит:

- Предварительно - профилактический характер с выявлением возможных профессиональных дефицитов (трудностей) наставляемых педагогов;

- Индивидуально - предупредительный характер, связанный с конкретной подготовкой к занятиям и различным мероприятиям;

- курирующий характер процесса деятельности наставляемого педагога.

Основными формами работы с наставляемыми педагогами являются:

- консультирование;

- анкетирование наставляемых педагогов по выявлению основных профессиональных дефицитов (трудностей) по вопросам реализации ОП ДО и удовлетворённости результатами собственного труда;

- привлечение наставляемого к участию в активных формах по обмену опытом работы: семинарах, конкурсах, конференциях, практических занятиях, мастер - классах и т.д.;

- самостоятельная работа наставляемого, а также его творческая деятельность.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН –ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Форма наставничества: «Педагог – педагог». Ролевая модель: «опытный учитель - молодой специалист».

Мусаева Асият Абдулгалимовна, воспитатель______________________________________________________
                                                                              Ф.И.О.,  должность наставляемого сотрудника

Шарнина Елена Валерьевна, воспитатель____________________________________________________________

Ф.И.О.,  должность наставника

Срок осуществления плана: с «01» ___10____2025 г. по «_31_» _____05____2026 г.

Тема

Срок

Планируемый результат

Фактический результат

Оценка

наставника

Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления

Составление индивидуального плана наставничества

сентябрь

Определение дефицитных компете нций, требующих развития; сформулировать перечень тем консультаций с наставляемым.

Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога (далее – ИП)

Раздел 2. Направления профессионального развития педагогического работника

Психологические и возрастные особенности детей (старший возраст, 5 – 6 лет)

октябрь

Изучить психологические и возрастные особенности детей (старший возраст, 5 – 6 лет)

Консультация «Возрастные особенности детей 5 – 6 лет»

Мониторинг        детского развития

Формирование умения педагога проводить педагогическую диагностику и заполнять карты развития.

Практикум «Педагогическая диагностика в ДОУ»

Консультация: «Мониторинг детского развития в ДОО».

Заполнение отчётной документации

Изучение нетрадиционных форм взаимодействия с родителями

Помощь в организации родительского собрания в форме мастер – класса

Консультация: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями».

Конспект родительского собрания

Изучить официальный сайт Организации, страничку детского сада в социальных сетях

Ноябрь

Познакомить с официальным сайтом учреждения, со страницами в социальных сетях

Размещение материала в социальных сетях учреждения

Современные образовательные технологии в ДОУ»

Познакомить молодого специалиста с применением современных образовательных технологий в образовательной деятельности

Консультация-практикум «Современные образовательные технологии в ДОУ»

Подготовка, организация и проведение новогоднего праздника

Декабрь

Помощь в оформлении группы, наглядного материала. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа.

Участие в проведении новогоднего праздника

Аттестация педагогических работников ДОУ

Изучение нормативных

документов по аттестации педагогических

работников

 

Консультация «Аттестация педагогических работников ДОУ».

Работа по самообразованию

Определение темы самообразования, составления плана по самообразованию и сроков проведения

Консультация «Планирование и организация работы по самообразованию»

Организация РППС группы

Январь

Обсуждение (принципы

построения, наличие

игровых зон, их оснащение, смена

материала).

Познакомить молодого специалиста с требованиями к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО.

Консультация-практикум «Требования к РППС в соответствии с ФГОС ДО»

Методика проведения организованной образовательной деятельности.

Изучение методики проведения организованной образовательной деятельности

Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение. Помощь.

Беседа «Как провести эффективное занятие»

Привлечение родителей к мероприятиям в

детском саду

Организация и проведение прогулки (все

составляющие части)

Февраль

Организовать праздник ко Дню Защитника Отечества, совместно

обсудить план, помощь в проведении.

Посещение прогулок у наставника.

Конспект сценария ко Дню Защитника Отечества; фотоотчёт

Консультация для молодых педагогов на тему:

«Организация прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».

Проектная деятельность дошкольников.

Подготовка проекта совместного с родителями, помощь в выборе

форм и методов работы

Консультация «Проектная деятельность с детьми и родителями»

Смотр – конкурс «Уголок математики»

Март

Совместная подготовка и оформление центра математики для дошкольников в группе

Участие в смотре – конкурсе. Фотоотчёт

Использование ИКТ технологий.

Исследовать уровень сформированности ИКТ-компетенций педагога  в учебной и внеучебной деятельности .

Консультация «Использование ИКТ в работе с детьми и родителями».

Проведение мониторинга освоения образовательной программы воспитанниками

Апрель

Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам

Самостоятельно составленные аналитическая справка, индивидуальные образовательные маршруты.

День открытых дверей

Помощь в организации мероприятия, последующее обсуждение

положительных моментов, неудач

Конспект НОД

Раздел 3. Подведение итогов

Итоги реализации программы

Май

Подготовка отчёта наставника и молодого педагога.

Подпись наставника___________________________

                                           «____» _________ 20__г.

Подпись наставляемого сотрудника_______________________

«____» _________ 20__ г.

Ознакомлен: _____________                  _____________________________

         дата                                     подпись молодого специалиста

2 Заполняется наставником в свободной форме: выполнено, не выполнено, требуется повторное изучение и т. д.

Содержание деятельности

Формы работы педагога - наставника с молодым педагогом:

  • Беседа;
  • наблюдение;
  • консультации;
  • взаимопосещения занятий, режимных моментов;
  • личный пример;
  • обучение на рабочем месте;
  • анализ педагогических ситуаций;
  • Семинары - практикумы;
  • анкетирование педагога;

Мониторинг эффективности реализации программы

Мониторинг в наставнической деятельности понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации об этой деятельности и/или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления всем процессом этой деятельности. Организация систематического мониторинга наставнической деятельности даёт чётко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, а также, какова динамика развития наставляемого и удовлетворённости наставника своей деятельностью. Мониторинг в рамках наставничества осуществляется педагогом – наставником и куратором на начало работы наставнической пары (октябрь), на конец отчётного периода персонализированной программы (май).

Мониторинг программы состоит из этапов:

Этап 1. Оценка качества процесса реализации программы.

Этап 2: Оценка мотивационно - личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества

Этап 1. Направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы, её сильных и слабых сторон, качества совместной работы «наставник - наставляемый».

Цели мониторинга:

- оценка качества реализуемой программы;

- оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального становления, наставляемого;

- анализ и необходимая корректировка сформированной стратегии «наставник -наставляемый».

Задачи мониторинга:

- собрать и проанализировать обратную связь от участников программы (метод анкетирования);

- организовать контроль работы по реализации программы; - описать особенности взаимодействия наставника и наставляемого;

- определить условия эффективности программы, её достоинств и недостатков;

 - оформить результаты в виде аналитической справки.

Этап 2. Направлен на оценку мотивационно - личностного, компетентностного, профессионального роста участников программы, динамика образовательных результатов.

Цели мониторинга:

- оценка влияния программы на всех участников (изучение личностных характеристик участников программы);

- оценка динамики характеристик образовательного процесса.

Задачи мониторинга:

- провести сравнительный анализ личностных характеристик участников программы (вовлеченность, активность и т.п.);

- провести сравнительны анализ характеристик образовательного процесса на начальном этапе деятельности наставляемого и на итоговом этапе.

Формы и методы контроля

  Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

сентябрь

Организация воспитательно -образовательного процесса в группе.

показ ООД и режимных моментов  в разных видах занятий и режимных моментов

наблюдение, консультирование

ноябрь

составление календарного и перспективного планов работы

Совместное составление календарного и перспективного планов

Наблюдение, самоконтроль

январь

Проведение организованной образовательной деятельности

транслирование собственного опыта

личный пример, консультирование

март

выступление с докладом(сообщением) на тематическом педсовете.

личный пример

Личный пример, консультирование

май

мониторинг детского развития.

личный пример

консультирование

Форма мониторинга результативности молодого педагога

- Анкетирование наставляемых педагогов о степени удовлетворённости педагогической деятельностью;

- Отчёт педагога наставника о результатах работы по наставничеству за определённый период;

- Количественный показатель участия наставляемых педагогов в конкурсных мероприятиях;

- Транслирование опыта педагогической деятельности;

- Создание наставляемыми педагогами собственного педагогического сайта, портфолио педагогических достижений;

- Подготовка наставляемых педагогов к аттестации.

Список используемой литературы

  1. «Мониторинг в детском саду». Научно-методическое пособие под ред. А.Г. Гогоберидзе, 2011г
  2.  «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания иобучения», под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, 2016г.
  3. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 2010г.

  1. Дронь А.В., Данилюк О.В. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» - СПб., 2011г.
  2. «Давайте поиграем», под ред. А.А. Столяра, 2002г
  3. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности». Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
  4. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. «Игровая среда в группах детского сада в контексте ФГОС дошкольного образования». Практическое пособие для воспитателей, 2014.
  5. Журнал «Детский сад: теория и практика»
  6. «Педагогика детей раннего возраста», Галигузова Л.Н., 2007г. Полякова М.Н.
  7. «Создание моделей предметно – развивающей среды в ДОУ», 2008г
  8. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» - М.: ТЦ «Сфера», 2008г

Приложение

Отчет
об итогах наставничества

Молодой специалист________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Образование_______________________________________________________________

Должность________________________________________________________________

Периоды наставничества         с "______"_______________________20___г.

                                               по "_____"_______________________20___г.

Заключение о результатах работы по наставничеству

Показатель

Краткая характеристика

достигнутых показателей

Знания по профилю работы

Навыки по профилю работы

Объем выполняемых трудовых обязанностей

Результаты работы

Отношение к работе

Работоспособность

Инициативность

Дисциплинированность

Взаимоотношение с коллегами

Выполнение требований и стандартов профессиональной деятельности

Вывод______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рекомендации_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Наставник_________________________________________________________           (должность, подпись, фамилия, инициалы наставника)

"___" ___________20___г.

С отчетом об итогах наставничества ознакомлен__________________________

                                                                                (подпись молодого специалиста)