Участие в экспериментальной и инновационной деятельности

Шарнина Елена Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Приказ "О внесении изменений в приказ МАДОУ "Колокольчик" от 28.10.2019 № 435 "Об организации инновационной деятельности ДОУ в 67.39 КБ
PDF icon Приказ о реализации инновационной деятельности в МАДОУ "Колокольчик"1.61 МБ
PDF icon Консультация для родителей: "Опыты и экспеирименты дома"709.93 КБ
PDF icon Консультация для родителей: "Экспериментальная деятельность старших дошкольников"1.16 МБ
PDF icon Консультация для родителей: "Юный исследователь"782.2 КБ
Файл Проект: "Юные исследователи"238.34 КБ
Файл Проект "Чудесные свойства магнита"457.22 КБ
Файл Конспект занятия по экспериментированию: "Вода и её свойства"18.2 КБ
Файл Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное37.79 КБ
PDF icon Перспективное планирование по познавательско - исследовательской деятельности во 2 младшей группе 341.81 КБ
PDF icon Перспективное планирование по познавательско - исследовательской деятельности в средней группе431.51 КБ
PDF icon Перспективное планирование по познавательско - исследовательской деятельности в старшей группе335.97 КБ
PDF icon Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста384.57 КБ
PDF icon Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста592.54 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Проект по исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «Юные исследователи»

Воспитатель: Шарнина Е. В.

Когалым 2022

Проект по исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «Юные Эйнштейны»

«Расскажи -  и я забуду, покажи - и я  запомню,

дай попробовать – я  пойму»

Конфуций.

 Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилием мысли, а не памятью.

Л. Н.Толстой

Пояснительная записка

Данный проект разработан в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ «Колокольчик» по экспериментальной деятельности.

 Современная образовательная система все чаще обращается к инновационным методам обучения и воспитания, среди которых особое место отводится исследовательскому обучению детей. Данный факт обусловлен тем, что поисковая, или исследовательская, активность является врожденной потребностью человека и, именно благодаря ей ребенок постигает окружающий мир, исследовательское обучение ставит перед собой цель преобразовать врожденную детскую любознательность в устойчивый познавательный интерес, актуализируя у ребенка потребность в самостоятельном поиске информации.  

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний. В настоящее время  очень актуальна работа по познавательному развитию детей посредством исследовательской деятельности, так как эксперимент – это «проба», «опыт».

В связи с этим на сегодняшний день актуальным является изучение детского экспериментирования.

Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Для поддержки необходимо внедрение  в педагогический  процесс  новых  форм  работы, в частности – использование проектной деятельности.

Проектная деятельность - совместная познавательная, творческая или игровая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Основной целью детского проектирования является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

 Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Организация проектов, основанных на детской заинтересованности является наиболее эффективным методом развития познавательных способностей. Что же способствует личностному развитию человека? Одним из главных условий является поддержка активности личности и развитие познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Проблема проекта:

          Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.

Детские эксперименты — один из видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями. В процессе экспериментирования происходит накопление сенсорного и исследовательского опыта, развитие памяти, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения классификации, обобщения и экстраполяции. Желание рассказать об увиденном, сформулировать обнаруженные закономерности стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умений и навыков.  

Актуальность

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы.

Данный проект направлен на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско-познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Цель проекта: Развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.   

Задачи: 

Образовательные:

  • формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале)
  • закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
  • обогатить и активизировать словарный запас детей

Развивающие:

  • развивать у детей познавательные способности;
  • развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
  • развивать  восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать;
  • развивать творчество в художественно-продуктивной деятельности;
  • развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий

Воспитательные:

  • содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;
  • вовлекать родителей в жизнедеятельность группы в области познавательного развития;
  • установить доверительные и партнерские отношения с родителями;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Общие сведения о проекте:

Тип проекта

познавательно-исследовательский

Место реализации

МАДОУ «Колокольчик»

По виду деятельности

познавательно

По продолжительности

среднесрочный сентябрь - декабрь

По форме реализации

групповой

Участники проекта

дети старшей  группы, родители, воспитатель.

Возраст детей

5 - 6 лет

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Области интеграции

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Новизна проекта: Новизна проекта заключается в разработке системы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности детей посредством экспериментирования в детской экспериментальной лаборатории. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации Российского образования: «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

Механизмы реализации проекта:

  • совместная образовательная деятельность педагога с детьми (в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение  художественной литературы);
  • самостоятельная деятельность детей;
  • взаимодействие с родителями.
  • наблюдения,
  • эксперименты
  • оформление фотоальбомов

Оснащение развивающей  предметно – пространственной среды:

  • Приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);
  • разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
  • разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
  • разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые);
  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
  • прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

  • специальную одежду (халаты, головные уборы);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом.
  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  • серии картин с изображением природных сообществ;
  • книги познавательного характера, атласы;
  • тематические альбомы;
  • карточки-подсказки (разрешающие – запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта предполагает

У дошкольников:

  • Обогащение знаний, представлений об окружающем мире у дошкольников;
  • Усвоение детьми образно-символического способа действий (умение работать со схемами, символами);
  • Создание центра экспериментально-поисковой деятельности в группе;
  • Появление у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

У родителей:

  • Повышение педагогической компетентности родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка,
  • появление новых общих интересов детей и родителей. 
  • повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

У педагогов:

  • Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
  • Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Проект способствует объединению интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

  • принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
  • принцип учета индивидуальных особенностей детей;
  • принцип системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми;
  • принцип интегративности; научной обоснованности и практической применимости

Методы проекта: 

  • игровой
  • творческий
  • проблемное общение;
  • проблемно-поисковый
  • опытно –экспериментальный
  • использование ИКТ
  • эффект удивления.
  • развивающие игры

Замысел проекта

Создать необходимые условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Этапы проекта:

1 этап. Предварительный этап:  

  • Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Составление плана, выбор форм работы.
  •  Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы.
  • Разработка циклов НОД.
  • Подбор оборудования и материалов  для оснащения центра экспериментальной деятельности.
  • Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.Анкетирование родителей.

2 этап. Реализация проекта

  • Реализация плана образовательной работы;
  • Привлечение родителей к участию в проекте.

Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с принципами ФГОС ДО, т.е. учитывались индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, применялась интеграция образовательных областей:

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Беседы 

  • «Волшебный  магнит»
  • « Свойства воздуха» 
  • «Зачем нужны человеку камни?
  • «Свойства ткани»
  • «Роль снега и льда в жизни растений и животных»
  • «Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?»

Просмотр презентаций

  • «Природное происхождение магнита»
  • «Магниты в быту и производстве»
  • «В гостях у хозяйки Медной горы»

Опыты и эксперименты

  • «Всё ли притягивает магнит?»
  • «Цветные льдинки»
  • «Как выйти сухим из воды».
  • «Воздух повсюду»
  • «Из тьмы на свет».
  • «Свет и тень»
  • «Что в пакете?»
  • «С гуся вода»

Наблюдения

  • «Таяние снега»
  • «Глинистая и песчаная почва»

Конструирование

  • «Рыболов»
  • «Коробочка из бумаги»

НОД:

  • «Удивительный камень – магнит»
  • «Бумага – выращенная в лесу»
  • «Волшебница-вода»
  • «Зачем человеку камни нужны…»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

  • «Путешествие Капельки»  (круговорот воды)
  • Рассказ М. Дружинина «Супер - железяка».
  • Легенда о магните
  •  Б. Житков «На льдине»
  • П.Бажов «Малахитовая шкатулка»
  • Разучивание стихотворений о магните
  • Детская энциклопедия «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев

Социально– коммуникативное развитие

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевая игра 

  • «Строители»
  • «Мы – лаборанты»

Дидактические игры: 

  • «Воздух, земля, вода»
  • «Что для чего»
  • «Что бывает из бумаги»
  • «Притягивает – не притягивает»
  • «Из чего сделано»

Настольно-печатные игры

  • Лото «Растения, животные»
  • «Магнитная мозаика» 
  • «Зоологическое лото»

Игра – драматизация: 

  • Магнитный театр «Маша и медведь»
  • Теневой театр «Золотая рыбка»

Трудовая деятельность:

  • Полив и рыхление комнатных растений
  • Посадка лука
  • Уборка своего рабочего места после проведения опытов

Беседа по ОБЖ:

  • «Правила безопасности при проведении опытов»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

  • «Сова» (из листьев)
  • «Воробушек» (из перьев и бумаги»

Рисование: 

  • Рисование солью
  • Рисование мыльными пузырями

Лепка из соленого теста

  • «Ежик» (соленое тесто)
  • «Рыбка» (соленое тесто)

Оригами 

  • «Кораблик»
  • «Тюльпан»

Хороводные игры: 

  • «Снегири»
  • «Воробей»

Музыкальная игра  «Помогатор»

Физическое развитие

Подвижные игры: 

  • «Два Мороза»
  • «Шишки, жёлуди, орехи».

Игры народов Севера

  • «Ловля оленей»
  • «Оленья упряжка»,
  • «Льдинки и ветер»

Физкультминутки: 

  • «Мы с магнитами играли»
  • «Стоит гора – старушка»
  • «Ветер дует нам в лицо»
  • «Здравствуй вольный ветерок»

Дыхательная гимнастика

  • «Насосик» (методика Стрельниковой)
  • «Ветер-ветерок»

Пальчиковая гимнастика: 

  • «Дождик»
  • «Осенние листья»
  • «Снежок»
  • «Овощи»

Зрительная гимнастика:

  • «Ветер»
  • «Цветы»
  • «Дождик»

Формы сотрудничества с родителями:

  • информационно – аналитические
  • беседы;
  • консультации;
  • памятки.
  • наглядно-информационные
  • папка-передвижка;
  • выставка детского творчества;
  • презентация.
  • Познавательные
  • совместная работа по тематическому плану проекта.

III этап –заключительный

  • Презентация проекта
  • Пополнение коллекций «Ткани», «Такая разная бумага»
  • Фотоотчёт «Мы – юные Эйнштейны» 
  • Создание картотеки опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
  • Выставка рисунков «Нетрадиционная техника рисования. Рисование мыльными пузырями»
  • Работа с родителями «Выставка камней»
  • Консультация «Создание условий для экспериментирования детей дома».
  • Открытое мероприятие «Юные исследователи»
  • Родительское собрание: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» 

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Литература

  1. О.Я.Гаврилова, Н.М.Комарова «Развитие исследовательских способностей дошкольника»
  2. Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5 – 6 лет»
  3. Веракса Н. Е., О. Р. Галимова. Позновательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет. -М. :Москва-синтез, 2015г.
  4. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» А-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
  5. О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  6. Л.Л.Тимофеева «Современные формы организации детских видов деятельности». Центр педагогического образования. Москва 2016
  7. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с

C:\user\Desktop\eks_7.jpg      C:\user\Desktop\eks_5.jpg

C:\user\Desktop\20211206_160710.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Проектно – экспериментальная деятельность

в старшей группе

           

Тема: «Чудесные свойства магнита»

.

Воспитатель: Шарнина Е. В.

Когалым 2021

Тема: Чудесные свойства магнита

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают

способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»

К.Е. Тимирязев

Вид: познавательно-исследовательский проект

Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь – декабрь)

Участники проект: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе знакомства со свойствами магнита.

 

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Расширить  и систематизировать знания детей о магните и его свойствах, учить обследовать предмет и экспериментировать с ним.
  • Познакомить
  • детей  с  физическим  явлением  «магнетизм»,  с  особенностями  магнит
  • Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Развивающие:

  • Развивать у детей желание узнавать  новое посредством проведения практических опытов, делать простейшие выводы, обобщения
  • Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов. 
  • Развивать  восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание работать в группе.
  • Воспитывать уважительное отношение к неживой природе, аккуратность в работе.

Оснащение предметно-развивающей среды:

  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
  • серии картин с изображением природных сообществ;
  • книги познавательного характера, атласы;
  • тематические альбомы;
  • коллекции магнитов
  • карточки-подсказки (разрешающие – запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»

Возраст участников: дети 5 – 6 лет (старший возраст)

Сроки реализации проекта – краткосрочный

Предполагаемый результат:

  • расширять представления детей о магните, его способности притягивать предметы
  • знакомить детей с тем, какие предметы может притягивать магнит; в результате опытов установить важность свойств магнита в повседневной жизни и его применение
  • пополнить словарный запас детей такими понятиями как магнит, магнитные силы, магнетизм
  • изготовить сувениры для родителей на холодильник
  • привлечь родителей к реализации данного проекта.

Актуальность темы: 

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о  его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. 

В последнее время я обратила внимание на то, что дети стали приносить в группу магнитные игрушки. Увидев интерес детей к магнитам, я решила раскрыть ребятам  секрет – какие тайны хранит в себе магнит, поближе познакомить детей со свойствами магнитов, какая сила притягивает предметы к магниту, подробнее рассказать об их использовании в жизни.

Методы проекта: игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно -экспериментальный.

Этапы проекта:

1 этап. Предварительный этап:  

  • Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Составление плана на 2 недели, выбор форм работы.
  •  Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, детской художественной литературы.
  • Разработка циклов НОД.
  • Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.

2 этап. Выполнение проекта: 

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Беседы 

  • «Что такое магнит? Зачем он нужен человеку?»
  • «Использование магнита в быту»

Просмотр презентаций

  • «Природное происхождение магнита»
  • «Магниты в быту и производстве»

Наблюдения

  • Опыт «Всё ли притягивает магнит?»
  •  Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
  • Опыт «Как выйти сухим из воды».
  • Опыт «Волшебная рукавица»

Конструирование  «Рыболов»

НОД «Волшебный камень – магнит»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

  • Чтение сказки «Мечты одного магнита».
  • Рассказ М. Дружинина «Супер - железяка».
  • Легенда о магните
  • Разучивание стихотворений о магните.

Речевые игры 

  • «Отгадывание загадок о магните»
  • «Какой на ощупь магнит»

Просмотр отрывка из мультфильма 

  • «Смешарики: «Магнетизм»
  • Фиксики»:  «Магнит»
  • «Лунтик»:  «Магнит»

Социально – коммуникативное развитие

 

 

Дидактические игры 

  • «Из чего сделано»
  • «Магнитная азбука»
  • «Рыболов»
  • «Геометрическая мозаика»
  • «Магнитная мозаика»

Игра с мячом «Притягивает - не притягивает»

Игры с магнитным конструктором

Игры с магнитной доской

Магнитная игра по ИЗО «Цвета» 

Магнитный театр «Маша и медведь»

Беседы по ОБЖ: «Правила безопасности при проведении опытов»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Путешествие магнитика»

Лепка барельефная «Магнит на холодильник»

Создание книжки-самоделки «Что притягивает магнит?»

Музыкальная игра  «Помогатор»

Физическое развитие

Подвижная игра  «Мы – магниты»

Физкультминутка:

«Мы с магнитами играли»

3 этап. Результаты: 

  • Создание магнитного театра «Лиса и журавль»
  • Создание коллекции: «Игрушки-магниты»
  • Оформление фотоальбома «Зачем нужен магнит»
  •  Создание картотеки опытов на тему «Магниты»

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в экспериментальную деятельность, могут самостоятельно решать проблемные задачи. Образовательная деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью общения.

C:\user\Desktop\20201209_161350.jpg

C:\user\Desktop\20201209_160912.jpg


           



Предварительный просмотр:

Конспект по Экспериментированию в средней группе.

Тема: "Вода и ее свойства"

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.

Задачи:

- Расширить представление детей о свойствах воды: прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;

- Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;

- Закрепить правила безопасного поведения во время работы в лаборатории;

- Развивать познавательный интерес, активность детей в процессе экспериментирования;

Материалы: схематическое изображение свойств воды, карточки в виде капелек с загадками, прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, стакан с молоком и соком, соломинки, мультимедийная презентация «Где встречается вода».

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня по дороге в детский сад, я встретила вот эту капельку

(картинка капельки).

И пришла она не одна, а со своими подружками. И принесла для вас загадки.

1 капелька-загадка

Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится.
(Река)  1-слайд

2 капелька-загадка

Белые овечки
Не сидят на печке.
А плывут издалека
Кучевые… (облака) 
2 слайд

3 капелька-загадка

По крышам прохаживается.
К работе прилаживается.
Стукнет, брякнет молоточком
По деревьям и досочкам.
Молоточек водяной
И стоит в саду стеной.

(Дождь) 3 слайд

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будет говорить? (о воде)

Правильно! А где в природе можно встретить воду? (в озере, в море, в речке, в океане)

А вы знаете, что воду в океане называют океанической. Повторите пожалуйста. (океаническая)

А воду в море как можно назвать? (морская)

А воду в реке? (речная)

А воду в роднике? (родниковая)

А воду в болоте? (болотная)

Ребята, а вы знаете, что вода в океане и в море соленая? (да)

Ее пить нельзя.

А как вы думаете, вот в отличие от морской соленой воды, вода в роднике, в реке и в озере, какая вода будет?

Пресная! Повторите пожалуйста. (пресная)

Ребята, а для чего людям нужна вода? (варианты детей)

Правильно дети, вода нужна людям, чтобы ее пить, посуду мыть, мыться, пищу готовить, стирать.

А животным нужна вода?(да)

А для чего? (пить)

А растениям? (чтобы растение росло)

А рыбам нужна вода? (да) Они там живут, это их дом.

Молодцы!

Физкультминутка

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

Воспитатель: Вы так много знаете о воде, но сегодня я хочу вас познакомить с ее свойствами, потому что вода, это одно из самых удивительных веществ на нашей планете.

А для того, чтобы нам узнать ее свойства, давайте пройдем в нашу лабораторию.

Опыт №1"Вода-это жидкость"

Ребята, перед вами стоят два стаканчика. Один из них пустой, а во втором находится вода. Вы сейчас попробуете очень аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой.

Арина у тебя льется вода? (да)

А у тебя Егор льется? (да)

Ребята, а почему вода льется из одного стаканчика, в другой? (она жидкая)

Правильно!

А если вода жидкая, то ее можно назвать жидкостью.

Вода-это жидкость, это ее первое свойство. Её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана(вывешивается символ этого свойства воды).

Опыт №2 "Вода без запаха"

А сейчас возьмите стаканчик с водой в руку и понюхайте ее.

Вода пахнет? (нет)

Значит она имеет еще одно свойство, вода без запаха. (вывешивается символ этого свойства воды).

Опыт №3 "Вода безвкусная"

А сейчас возьмите соломинку и попробуйте ее. Какая вода? Она имеет вкус? (нет)

Возьмите стаканчик с соком и попробуйте его. Какой он на вкус? (сладкий, вкусный, яблочный.

Сок имеет вкус яблока, а вода не имеет. И вот мы с вами узнали еще одно свойство.

Вода безвкусная. (вывешивается символ этого свойства воды).

Опыт №4 "Вода прозрачная"

Возьмите пожалуйста стаканчик с молоком и опустите туда ложечку.

Ложку видно? (нет)

А теперь опустите ложку в стаканчик с водой, ее видно? (да)

Вода прозрачная и не имеет цвета (вывешивается символ этого свойства воды).

Итог:

Воспитатель: Мы сегодня много говорили о воде, много о ней узнали, давайте  об этом расскажем (с опорой на символы).

Вода имеет свои свойства:

  • Вода – это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить.
  • Вода – прозрачная.
  • Вода – безвкусная.
  • Вода не имеет запаха.

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо постарались.



Предварительный просмотр:

Конспект

организации  непосредственно  образовательной деятельности

в старшей  группе по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Юные исследователи»

Цель: формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению 

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей   о свойствах бумаги: рвется, тонет, электризуется,  закрашивается, горит.
  • Совершенствовать умения  демонстрировать результат при помощи действия и слова;
  • формировать стремление детей к познанию   окружающей действительности;
  • формировать умение добиваться продуктивного результата в конце исследовательской  деятельности.

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к познавательно-исследовательской деятельности через элементарное экспериментирование;
  • Развивать причинно-следственные связи и отношения; логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение;
  • Формировать речевые навыки: согласование существительных и прилагательных строить предложения различной синтаксической структуры.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • способствовать воспитанию усидчивости и аккуратности.

Предварительная работа:

  • Чтение познавательной литературы;                        
  • Просмотр учебных кинофильмов;
  • Беседы познавательного характера;
  • Разучивание «Правила  поведения в лаборатории».

Методы и приёмы:                

  • игровые – игровая ситуация для создания мотивации; 
  • сюрпризный момент;
  • словесные – беседа, вопросы проблемного характера, художественное слово, пояснение, напоминание;
  • наглядные – демонстрационные картинки; 
  • практические: физкультурная минутка, исследовательские действия.
  • ИКТ:  экран.

       Материал и оборудование: Экран, видеописьмо; видеоролик «Горение бумаги», мультфильм «Фиксики»: правила безопасности с электричеством; презентация слайдов; знаки-подсказки; фартуки; ёмкости  с водой; кувшинки из бумаги; конверты на каждого ребёнка; шерстяная ткань; линейка; краски; кисть; вода; парафиновая свеча; альбомный лист с нарисованными геометрическими фигурами.

      Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия: статистическое электричество, электризуется.

     Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Физическое развитие»
  • «Речевое развитие»

Ход  непосредственно образовательной деятельности:

Организационный  момент: «Милый друг»

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, мне пришло голосовое сообщение. Давайте послушаем, от кого оно.

Включить  аудиозапись

Привет, друзья! Вы нас узнали? Это мы - Фиксики. У нас есть друг-Дим Димыч, завтра у него«День юных исследователей», он должен был раскрыть секреты бумажного листа с помощью эксперимента, а мы с Кусачкой помешали ему подготовиться к этому эксперименту. Дим Димыч очень расстроился.

Мы не знаем с Фиксиком, как ему помочь. Ребята, мы знаем, что вы очень любознательные помогите нам, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята, от кого пришло письмо? (ответы детей)

Воспитатель:А как мы можем помочь нашим героям?(ответы детей)

Основной этап:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чего  боится бумага? (огня, дождя, ветра.)

Как вы думаете, есть ли у бумаги друзья? (клей, краски, карандаши.)

Воспитатель: Чтобы проверить  наши предположения, я предлагаю  вам побывать  в   научной лаборатории. Проходите  и надевайте фартуки.

(пока дети надевают халаты, рассказывают правила поведения)

Вспомним правила, друзья!

Здесь  мы как ведем себя?

Соблюдаем тишину,

Говорим по одному.  

Если хочешь отвечать,  

Руку надо поднимать.  

(Дети подходят к столам)

Воспитатель: Кто мне скажет, что такое  эксперимент? (проба, опыт).

Воспитатель: Мы с вами будем не просто детьми, а учеными-исследователями. Нам предстоит провести несколько экспериментов по выявлению друзей и врагов  бумаги. Помогать в проведении экспериментов  нам будут знаки-подсказки, которые мы увидим на экране. А ответы мы будем фиксировать на доске: Симка будет собирать «Врагов» бумаги, а Нолик – «Друзей».

Теперь внимание на экран.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ... воды

Слайд 1 – капля воды

Воспитатель:Ребята, вода это друг или враг? (высказывают предположения)

- Давайте проверим.

Эксперимент №1.Волшебные кувшинки

Воспитатель: На столах, у каждого лежит цветок, аккуратно возьмите его и подойдите к нашему импровизированному водоёму.

На столе таз с водой.Дети встают вокруг стола, у воспитателя макет кувшинки.

Воспитатель:  Ребята, как называется этот цветок? (кувшинка)

Воспитатель: Где он растет? (на озере, в пруду)

Воспитатель: Опишите  её

Воспитатель: Ребята, у нас с вами кувшинки не настоящие, наши кувшинки, сделаны из бумаги. Значит у нас какие кувшинки? (бумажные).  

Воспитатель: Теперь аккуратно положим кувшинки в воду ибудем наблюдать, что произойдёт с кувшинкой.

 (дети наблюдают за раскрытием лепестков)

Воспитатель: Что вы наблюдаете? Ребята, как вы думаете, в чем секрет этого эксперимента? Почему лепестки цветов стали раскрываться?

(Дети высказывают свои предположения).

Вывод: Бумага хорошо впитывает воду, становится тяжелой, листочки под тяжестью воды раскрываются и тонут, значит вода – это враг бумаги, разместим этот знак возле Симки.

Презентация  Слайд 2 электричество

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у нас в группе есть электричество?

Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).

Воспитатель: Опасно ли электричество, которое живет в проводах?

Посмотрим, что об этом говорят Фиксики.

Проходят на ковёр, садятся.

Слайд 3Фильм « Правила безопасности»

Воспитатель:Ребята, оказывается, вместе с опасным электричеством в нашей жизни существует и безопасное электричество.
– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? А иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».  Давайте скажем вместе - Статическое электричество. Это неопасное для человека электричество. Статическое электричество живет повсюду и даже в бумаге, давайте поверим.

Эксперимент 2

Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат пластмассовые линейки и тарелочки с кусочками бумаги. Поднесите линейку к кусочкам бумаги. С бумагой что-то происходит? (нет).

Воспитатель: Сейчас мы сделаем эти обычные линейки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им линейку. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги. Что происходит с бумагой? (бумага притянулась к линейке).

Воспитатель: Как линейка стала электрической? (её натерли тканью)

Вывод:Когда мы натираем линейку  шерстяной тканью, образуется электрическое поле, которое притягивает бумагу.

Дети играют 2-3 минуты.

Воспитатель:  Ребята, статическое электричество в нашем опыте – это друг или враг? (Ответы детей).

Помещаем знак «Электрическая лампочка» к  «Друзьям».

Физминутка

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – в лабораторию пойти опять.

Презентация  Слайд «Свеча».

У восковой девицы,

Вся коса искрится,

Только дунет ветерок,

Затанцует огонек

Эксперимент №3

Воспитатель:  Давайте определим:  дружат ли бумага и парафин? На листе бумаги у вас  нарисованы  разные фигуры. Назовите их.    

(Ответы детей)

Воспитатель: Обведите фигуры по контуру свечой. Затем затонируйте весь лист краской. (Воспитатель называет разные цвета  детям)

Каким цветом вы будете тонировать лист?

Воспитатель: Что получилось?

Вывод: Следы парафина останутся неокрашенными. Парафин оставляет следы на бумаге и отталкивает воду.  Рисунок становится необычным. Это «Друг».

Разместить знак «Свеча» к Нолику.

Презентация    Слайд «Огонь» и выключить

Шипит и злится, а воды боится

Воспитатель: Ребята, эксперимент с горением бумаги мы делать не будем, как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Мы  с вами посмотрим ролик «Как горит бумага» и определим огонь – это друг или враг.

Ролик «горение бумаги»

(ответы детей Огонь - это враг, потому что бумага сгорает и остаётся пепел)

Разместить на доске знак «Огонь» к Симке  обозначающим – «Враги».

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вот мы и определили с вами некоторых друзей и врагов бумаги. А теперь мы возьмём знаки - подсказки  и расскажем Фиксикам про свойства бумаги.

Вода – это «Враг» бумаги, потому что бумага  хорошо впитывает воду, становится тяжелой и тонет.

Статическое электричество – это «Друг», на электролизованные предметы притягивают бумагу.

Свеча - Это «Друг», потому что парафин отталкивает воду, и  рисунок становится необычным.

Краски - это друзья, рисунок становится красивым

Огонь - это «Враг», потому что бумага сгорает и остаётся пепел.  

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смогли мы с вами помочь Фиксикам и Дим Димычу?

- Что мы для этого сделали? (С помощью экспериментов мы узнали некоторые секреты бумаги)

- Ребята, поднимите руку те, кто хотел бы еще побывать в лаборатории интересных исследований(Подняли руки.)

- Тогда, мы обязательно еще там побываем.

Список используемой литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: «Учитель», 2014.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж, 2014.
  3. Вераксы Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М., 2012.
  4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. Акцидент, 2004.
  5. Добро пожаловать в экологию!  /  Сост.  О.А.  Воронкевич. – М.: «Детство-Пресс», 2014.
  6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2015.
  7. Нищева Н.В. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: