Реализация годового плана МАДОУ "Колокольчик" 2021 - 2022

Шарнина Елена Валерьевна

Цель: Создание в дошкольной образовательной организации равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития Российского общества и экономики

Задачи:

1. Продолжать работу, направленную на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности с использованием интерактивных технологий через:

- внедрение в практику работы с детьми современных информационных технологий, дистанционного обучения;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды для организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий;

- установление взаимодействия с семьей по реализации опытно-экспериментальной деятельности.

2. Совершенствовать работу педагогического коллектива через внедрение инновационных форм и методов духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения для развития и совершенствования системы патриотического воспитания дошкольников:

- повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников по духовно – нравственному воспитанию;

- создание условий для духовно - нравственного воспитания;

- повышение педагогической грамотности родителей по использованию инновационных форм и методов работы по духовно – нравственному воспитанию.

ГМО: Мастер – класс для педагогов «Дидактическое пособие: «Волшебные колечки», как эффективный метод развития связной речи детей среднего дошкольного возраста».

Конспект открытого занятия "Облака"

Смотр - конкурс "Лучший центр по духовно - нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Смотр - конкурс "Лучшая методическая разработка"

Смотр - конкурс "Лучшее дидактическое пособие по гражданско - патриотическому воспитанию дошкольников"

Выставка детских рисунков "Город глазами детей"

Выставка осенних поделок "Осень - красавица всем нам очень нравится"

Фотовыставка "Опыты и эксперименты в домашних условиях"

Выставка "Зимнее вдохновение"

Онлайн - акция "Окна Победы"

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Использование технологии проектирования в процессе нравственно - патриотического воспитания дошкольников.»

Подготовила: воспитатель, Шарнина Е. В. 

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится все более актуальной в данный исторический период и обсуждается всё чаще. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, истории военных лет, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, редко сострадают чужому горю. Значит, перед взрослыми стоит многогранная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родным людям, родной земле, своей малой родине; формировать чувство гордости за достижения в России, любовь и уважение к Российской Армии; гордость за мужество воинов, героев Великой Отечественной войны; развивать интерес к явлениям общественной жизни. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе, пробудить гордость за принадлежность к России. Воспитание чувств ребёнка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребёнок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества будут заложены и разовьются у ребёнка - зависит от родителей, педагогов и окружающих его взрослых.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:

1. Воспитание у ребенка любви и уважения к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу.

2. Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах.

3. Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном.

4. Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям русских людей.

5. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России.

6. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Использование технологии проектирования помогает в работе в данном направлении, так как является эффективным способом развивающего, личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Так, в рамках реализации практико - ориентированного проекта объединяются все субъекты образовательного пространства (педагоги, родители, дети), раскрываются интегративные возможности художественно-эстетической, изобразительной, познавательной, социально-коммуникативной деятельности для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Считаем, что в работе необходимо придерживаться основных дидактических принципов. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Работа над проектом осуществляется по плану действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов: 1) постановка цели; 2) поиск формы реализации проекта; 3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; 4) организация развивающей, познавательной, предметной среды; 5) определение направлений поисковой и практической деятельности; 6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности; 7) коллективная реализация проекта, его демонстрация. Мониторинг проектной деятельности представлен как: анкетирование и беседы с детьми; отслеживание знаний детей; наблюдение за детьми в разных видах деятельности; поддержание познавательного интереса у детей. В результате использования метода проектов дети в группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Проект «Спасибо деду за Победу» имеет подпроекты: «Я люблю свою Россию», «Это было до войны», «Страшное слово «война», «Портрет моего прадедушки». Мы знакомим детей с историей, культурой, традициями России, воспитываем патриотические чувства к своей Родине; приобщаем к духовным и историческим ценностям своего народа. В своей работе над проектом мы достаточно широко использовали пособие Н. Н. Леоновой «Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников». Автор изложил структуру, этапы работы над проектом, методические рекомендации, формы организации детей, мониторинг эффективности проекта. Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, получать знания и социальные навыки.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе «Облака»

Подготовила: воспитатель, Шарнина Е. В.

Образовательная область: познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).

Возрастная группа: старшая группа (5 - 6 лет).

Методы и приёмы:

- наглядные - наблюдение, беседа (плакат «Круговорот воды в природе», иллюстрации);

- словесные – беседы, чтение художественной  литературы (Игра «Хорошо - плохо», загадки, физкультминутка);

- практические - игры, опыты (опыт, моделирование облаков из ваты).

- инновационные - элементы ТРИЗ.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение, двигательная активность.

Цель: Формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе, мыслительных операций через поисково – познавательную деятельность.

Задачи:

Углублять и систематизировать знания о круговороте воды в природе: дать представления о процессе образования облаков и дождя с помощью опыта.

Развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

Закреплять умение отвечать на вопросы полным, развернутым предложением. Поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге.

Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Планируемый результат:

Сформированы представления о круговороте воды в природе; о процессе образования облаков и дождя с помощью опытов.

Закреплено умение отвечать на вопросы полным, развернутым предложением. Испытывает желание работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Подготовка к НОД в режимные моменты: Наблюдения за небом, облаками на прогулке, рассматривание картинок, иллюстраций в книгах, чтение энциклопедий, стихов, загадок. Опыты, эксперименты с водой.

Используемый материал: ИКТ: ноутбук, презентация «На что похожи облака», плакат-схема «Круговорот воды в природе»; вата – по количеству детей. Иллюстрации облаков (кучевые, перистые, слоистые, дождевые), мольберт; банка пустая, горячая вода, грелка со льдом, полотенце; ватман синий для детских работ.

Дальнейшая разработка темы: эксперименты с водой, воздухом.

Используемая литература:

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа.

Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» - Москва «ТЦСфера» 2013 г.

С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

Интернет – источники:  http://www.maam.ru/detskijsad/igra-na-razvitie-fantazi-na-chto-pohozhi-oblaka-prezentacija.html

Ход занятия

1. Вводная часть.

1.1 Организационный момент.

Послушайте, ребята, загадку и отгадайте, о чём я с вами хочу сегодня поговорить.

То звёздное, то голубое,

То чистое, то грозовое.

Там птица разная летает

Что это? Угадай, кто знает! (Небо).

1.2 Мотивация деятельности.

Беседа об облаках

- Правильно. Мы поговорим сначала о небе. Что можно на нём увидеть? (Ответы детей.)

- А теперь подойдем к окну, посмотрим на небо, что на небе сегодня.

- Что вы видите на небе? (Ответы детей.)

- Да, облака. А какие они, на что похожи? (Ответы детей.)

- Из чего состоят облака? (Из бесчисленного количества капелек воды.)

1.3 Целеполагание.

А вы хотите увидеть, как рождается облако?

2. Основная часть.

2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний.

Присаживайтесь на стульчики.

Банка стоит на столе у педагога, на подносе с полотенцем.

Опыт «Делаем облако»

Смотрите очень внимательно на банку!

Я наливаю в банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Ставлю сверху на банку грелку со льдом. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, там охлаждается. Содержащийся в нем водяной пар поднимается, вверх образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.

Кто из вас расскажет, как образуются облака на небе?

2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания.

Вот как образуются облака:

Капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх.

Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, из множества облаков, появляется большая туча, капельки становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Физкультминутка: Подвижная игра «Круговорот воды в природе» 

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Представьте, что мы с вами большая лужа. Лужа- может быть разной формы: овальной, круглой (изобразить, взявшись за руки). Вот нашу лужу стало пригревать солнышко. (Присесть). И начало нагревать лужу (вставать, поднимая руки вверх). Вода начала нагреваться и мельчайшие пары стали подниматься вверх, им стало тепло и они разлетелись в разные стороны. (Дети, разбегаются по группе, руки держат в стороны). Но летя вверх, всё выше и выше им становилось холодно, капельки стали соединяться и из них стали образовываться облака. (Соединяются в одну или несколько тучек) Капелек накопилось так много, что облака стали тёмными, тяжёлыми. Они разорвались и пролились на землю дождем. (Как стояли в группах, так и присели).

А в виде чего, ещё можно встретить капельку воды в природе (на улице).

Предлагаю помощь в виде загадок.

Загадки.

Нету ног и нету рук.

По асфальту стук да стук.

(Дождь)

Мухи белые хотят

Замести тропинки;

Эти мухи не жужжат,

Ведь они? (снежинки)

Белым паром стелется

Не вьюга, не метелица

И не дым…. Что за обман?

Это же густой? (туман)

Утром рано на заре

Выступает на траве,

Это капельки с водой

Называются…. (Росой).

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней)

Как можно отгадки назвать одним словом? (Осадки)

- Дождь это хорошо или плохо?

- Давайте встанем в круг и поговорим о дожде.

Дидактическая игра с мячом «Дождь, это хорошо, плохо…»

- Какие бывают облака? (Кучевые, грозовые, перистые, слоистые.)

- Кто пойдёт и найдет на фото кучевые облака?

- Почему кучевые облака так называются (Потому что держатся на небе кучками)

- Кто пойдёт и найдет на фото перистые облака?

- Почему перистые облака так называются, на что они похожи?(Потому что перистые облака похожи на перья, на тонкие беловатые полосы.)

- Кто пойдёт и найдет на фото грозовые облака?

- Почему грозовые облака так называются (Потому что плотные, темные, посылают нам грозы и дожди.)

Кто пойдёт и найдет на фото слоистые облака?

- Какие облака называются слоистые (Часто такие облака закрывают все небо толстым серым слоем, сквозь который Солнце и Луна просвечивают бледными пятнами.)

2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.

Дидактическая игра «На что похожи облака?» с использованием ИКТ: презентация на ноутбуке.

Предлагаю вам стать волшебниками и изготовить свои облака из ваты.

На подносе лежат куски ваты по кол-ву детей, предложить детям взять по кусочку ваты и сделать облако в виде какого-нибудь живого существа или цветка.

По мере изготовления, закрепить сделанные облака на синем ватмане, прикрепленным к доске. Рассмотреть работы, выяснить у детей, чья работа им больше всего понравилась.

3. Заключительная часть.

3.1 Рефлексия.

Что для вас было самым интересным?

- Что на занятии вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

- Что вы узнали нового?



Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов

Тема: «Дидактическое пособие: «Волшебные колечки», как эффективный метод развития связнойречи детей среднего дошкольного возраста»

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе «Дидактическое пособие: «Волшебные колечки», как эффективный метод развития связной речи детей среднего дошкольного возраста».

Сегодня я не просто расскажу, но и предоставлю вам возможность увидеть, как на практике я применяю данное пособие в речевой работе с детьми.

Одним из главных показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи.

Слайд 2

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем, о которых все мы знаем:

Перечислять не буду, их вы видите на экране.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

– Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.

– Несформированность грамматического строя речи.

– Нарушение звукопроизношения.

– Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

– Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

– Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

– Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

– Плохая дикция.

В средней группе, где я работаю большое количество детей имеют речевые нарушения, они с трудом запоминают стихотворения, пересказывают тексты, быстро утомляются.

Слайд 3

Я встала перед дилеммой, как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни и в тоже время сделать процесс обучения интересным и привлекательным, интересным и занимательным, учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, учитывая психологические особенности детей с речевыми нарушениями.

Слайд 4

Я решила использовать в своей работе один из методов развития связной речи - наглядное моделирование или мнемотехнику.

Я уверена, что вы уже знакомы с этим методом. Мнемотехника –это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Работа по мнемотаблице состоит из трех этапов, их вы видите на экране.

Слайд 5

Напомню, что суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы –рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи –при заучивании стихотворений.

Слайд 6

Еще мнемотаблицы можно использовать:

–при составлении описательных рассказов.

Я использовала в своей работе мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных и т.д.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Слайд 7

Вы вправе сказать мне, что технология не нова. Но я решила найти своё решение применения этого метода, которое оказалось успешным. Как я пришла к этому?

Как сказал Василий Александрович Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”, а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что “Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию”.

Поэтому я решила соединить эти два вида работы.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически, после чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Слайд 8

Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.

Колечки изготавливаются по количеству детей. Для их изготовления можно привлечь и самих детей.

В своей работе по развитию речи такие колечки мы можем использовать, например, при заучивании стихотворения.

Слайд 9

Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием дидактического пособия “Волшебные колечки”.

При подборе текста необходимо выделить главные ключевые слова –опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.Это могут быть слова

–предметы, слова –действия или слова –признаки.

Перед вами представлен алгоритм разучивания стихотворения с помощью пособия «Волшебные колечки»

1 этап:

Воспитатель читает стихотворение –дети внимательно слушают и выбирают нужные картинки –опоры.

2 этап:

Воспитатель повторно читает стихотворение –дети выстраивают картинки -опоры в нужной последовательности.

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

3 этап:

Воспитатель читает стихотворение и показывает правильную последовательность расположения картинок –опор.

4 этап:

Исправление ошибок. Разучивание стихотворения с помощью картинок –опор.

Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.

5 этап:

Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.

Слайд 10 Видео

Сейчас я покажу, как дети выполняют и рассказывают с помощью колечек небольшое стихотворение « К нам весна шагает» и считалочку “Наша Маша рано встала»

Слайд 11 Видео

Здесь ребята рассказывают считалочку « Наша Маша рано встала».

Слайд 12

Волшебные колечки мы используем и при рассказывании о признаках времён года. 

У детей набор картинок с изображением характерных признаков времёни года.

Дети берут любую картинку из набора и прежде чем надеть колечко, составляют предложения, используя разные части речи.

Слайд 13Видео

Представляю вашему вниманию видео, где ребята рассказывают о характерных признаках времени года весна.

Слайд 14 Видео

Также использую такие колечки при рассказывании сказок. Предлагаю посмотреть, как дети рассказывают сказку «Маша и медведь»

Слайд 15

Детям нравится работать с колечками, поэтому я решила не останавливаться на использовании данного материала в речевом развитии детей. Использую их на занятиях по формированию математических представлений:

– при соотношении количество, число и цифра (колечки с цифрами);

– счёт до пяти в прямом и обратном порядке (колечки с цифрами);

– при формировании пространственных представлений (левая - правая) (колечки с картинками);

Использовать такие колечки можно при формировании и дифференцировании понятия “твердый - мягкий звук”: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки –твёрдый звук.

Планирую использовать данное дидактическое пособие по подготовке к обучению грамоте.

Итог.

Слайд 16

Таким образом, в ходе применения в работе пособия “Волшебные колечки”, были достигнуты следующие результаты:

–у детей появилось желание пересказывать сказки, заучивать стихи, как на занятии, так и в повседневной жизни;

–расширился кругозор знаний об окружающем мире;

–произошла активизация словарного запаса;

В ходе собственных наблюдений могу сказать о том, что дети получают огромное удовольствие от игр с колечками, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие и интеллектуальные способности.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что, чем раньше мы будем учить детей рассказывать, пересказывать, используя этот метод, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и его готовности к школьному обучению.

Спасибо за внимание!