Представление собственного иновационного педагогического опыта педагога дополнительного образования по хореографии.

Искандарян Кристина Аркадьевна
Личностно - ориентированное обучение. Целенаправленность деятельности. Учёт возрастных и физиологических особенностей учащихся. Разнообразие форм и методов деятельности. Творческий характер деятельности. В опыте отражено понятие "хореографического искусства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horeografiya.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

        Представление  собственного  инновационного  педагогического  опыта  педагога              дополнительного  образования  по  хореографии.

        Особая  роль  в  процессе  развития  нравственно -  эстетических  ценностей  ребенка  принадлежит  творческой  деятельности.  Являясь  руководителем хореографического  коллектива,  мне  хотелось  бы отметить,  что в  танцевальном  искусстве  максимально   гибко  и  гармонично  сочетается технология  воспитания  нравственно – эстетических ориентиров  с возможностью  формирования  физического   компонента  здоровья   человека.   Тренировка  тончайших  двигательных   навыков,  которая  проводится в  процессе обучения  хореографии,  связана  с  мобилизацией  и  активным  развитием  многих  физиологических  функций  человеческого  организма:  кровообращения,  дыхания,  нервно – мышечной  деятельности. Понимание  физических  возможностей  своего  тела  способствует  воспитанию  уверенности  в  себе,  предотвращает   появление  различных психологических   комплексов.  Воспитанники  во  время  обучения  должны  получить  представление   о  том,  как  танцевальные  движения   выражают  внутренний  мир  человека,  что  красота  танца – это  совершенство  движений  и   линий  человеческого  тела,  выразительность,  легкость,  сила,  грация.  

      Таким  образом,  обучение  танцу  дает  возможность  развитию  интеллектуальной  сферы,  в  частности  развития  образного  мышления  и  творческого  воображения.  В  тоже  время  занятия  хореографией  тесно  связаны  с  развитием  волевой  и  эмоциональной  сферы   -  категорий,  составляющих  духовный  мир  личности  человека.

                                         Актуальность  опыта:

Актуальность  проблемы  нравственно – эстетического  воспитания  детей  обусловлена  потребностью  общества  в  воспитанной  личности, воспринимающий  мир  на  основе  воплощения  нравственных  и  эстетических  ценностей  и  потенциальными  возможностями  системы  дополнительного  образования  детей,  обеспечивающими  позитивную  динамику  этого  процесса.  Приобщение  детей  к  хореографическому  искусству  отвечает    современным   образовательным  требованиям,  таким  как:  

1.Личностно – ориентированное  обучение;

2.Целенаправленность деятельности;

3.Учет  возрастных  и  физиологических  особенностей   учащихся;

4.Разнобразие  форм  и  методов  деятельности;

5.Творческий  характер  деятельности.

В  опыте   отражено:         

понятие « хореографического  искусства;

история  его  возникновения;

предпосылки  развития  хореографического  искусства;

взаимосвязь  воображения  и  творчества;

основные  этапы  формирования  творчества  детей  через  искусство хореографии;

методы  и  приемы   активизации  творческих  способностей  детей в  процессе  обучения  танцам.

Практическая  значимость  заключается  в  возможности  использования  результатов  данного  опыта  в  практике  обучения детей  в  учреждениях   дополнительного  образования.

     

                                                   Новизна  опыта:

         По  своей  новизне  опыт   можно  считать репродуктивно  - творческим, так  как на  основе   программы  « В  мире  танца»  и  личного  опыта  я  предлагаю  нетрадиционные  приемы ,  методы  обучения  учащихся ,  которые  способствуют  раскрытию  личностно  -  творческого  потенциала  ребенка,  формирование  его  хореографической  культуры,  как  части  общей   духовно6й культуры   личности  человека  Новизна:  в  работе  обобщены  и  систематизированы  подходы  к  нравственно – эстетическому   воспитанию.

                                           Теоритическая база  опыта:

          Обозначенная  тема  имеет  свои  определенные  традиции  исследования  в области  педагогики, психологии,  культурологии,  искусствоведения.  Хореография,  как  средство  развития  личности  рассматривается  во  многих  теоретических  науках:  социологических,  психологических,  педагогических.  Так,  танец   как  чисто  человеческое    достояние ,  особый  социокультурный  феномен   рассматривают  ученые О. Авдеев, Л. Блок,  К. Бюхер, И. Хайзинга. Интересный  подход  к  этой  проблеме  у группы  ученых  ( А.  Моррей,  Р.  Коллингвуд,  А.  Хаскел),  которые рассматривают  танец  как  средство  проявления  эмоций,  как  заменитель  языка.  С  социально -  психологических  позиций   возникновение  хореографического  искусства   исследователи  связывают  с  удовлетворением   человеческой  потребности  в  общении,  в  контакте ( с  природой,  с  Божеством,  с  миром,  с  другими  людьми,  с  самим  собой).

                                     Ведущая  педагогическая  идея:

В  основе  опыта  лежит  ориентация  учебно – воспитательной  работы  на  личность  воспитанника.  Целью   педагогической   деятельности  является   создание условий  для  оптимизации  творческой  деятельности  в  процессе  хореографического   воспитания.  Занятия   в  коллективе  способствуют   приобщению  детей  к  хореографическому  искусству,  которое  выполняет  функцию  эстетического  и морального  воспитания,  раскрывает  человеку  мир  реально  существующей    красоты,   что  особенно   важно   при  формировании    нравственно – эстетических  ценностей  подрастающего   поколения.  Воспитание   детей  средствами   танцевального  искусства  помогает  всестороннему   развитию  личности  развития  ребенка,  учит  его  находить  в  танце   эстетическое    наслаждение.  Поэтому  работа    в  этом    направлении  представляется  важным  звеном   в  общепедагогическом  процессе.

                                         Оптимальность  и  эффективность  средств:

Важным  фактором  успешного    обучения  является   органичное слияние  преподнесения  теоритической  информации  с  ее  практическим  усвоением.

                                                        Технология  опыта:

Цель  моей  педагогической  деятельности:

Развитие  творческих  способностей  учащихся  путем  реализации  программы  дополнительного  образования.

Задачи:

1.Дать  детям  представление   об  общих  закономерностях    отражения  действительности  в  хореографическом  искусстве,  конкретно  выражающихся  в  связи  форм  и  линий  движений  с  жизненным  содержанием,  смыслом,  чувством  и  настроением  музыки.  Зная  общее,  дети   сами  смогут  разобраться  в  том  танцевальном   материале,  который  может  встретиться  в  жизненной  практике.

2.Использовать  специфические средства  искусства  танца  для гармонизации  развития  учащихся,  расширение рамок  культурного  и исторического  образования  детей:  углубление  и  расширение  средствами  историко – бытового  танца  познавательных возможностей    учащихся    в  области  истории,  литературы, фольклора.

3.Использовать  этические  особенности танца  для  воспитания  нравственности,  дисциплинированности,  чувства  долга,  коллективизма, организованности;  обучить  танцевальному  этикету   и  сформировать  умения  переносить   культуру  поведения  и  общения  в  танце  на  межличностное  общение в  повседневной  жизни.

4.Обеспечить  эмоциональную  разгрузку  учащихся,  воспитать  культуру  эмоций.

5.Обеспечить  формирование  и  сохранение  правильной   осанки  ребенка,  укрепление  мышечного  корсета  средствами  классического,  народного и  современного  танцев,   воспитать  культуру  движения.

6.Увеличить  период  двигательной  активности  в  учебном  процессе,  развить  потребность в  двигательной  активности  как  основы  здорового  образа  жизни.  

Поставленным  задачам  соответствуют  определенные  приемы  и  методы  работы:

Наиболее  продуктивными  из них являются:

- метод сравнительного  анализа  и  сопоставления;

- метод  эмоционального диалога;

- поисковый  метод;

- импровизация;

- творческие задания.

       Свою  работу  я  строю по  четырем  основным направлениям:  учебно – творческий процесс,  концертная  деятельность,  воспитательная  работа  с детьми  и  работа  с  родителями.

Моей  программой  предусмотрено  освоение следующих  видов  танца: ритмика,  классический  танец,  народная  хореография, спортивный  танец и   современная  хореография.  Каждый  жанр  хореографического  искусства   предоставляет  свои  возможности  познания  окружающего  мира,  человека и  человеческих  взаимоотношений.

       Ритмика предлагается  для  самых  маленьких  воспитанников первого  года  обучения.  Цель  предмета – научить  ребенка передавать  характер музыки,  ее  образное  содержание  через  пластику  движений. Происходит  знакомство  с основными  танцевальными  движениями,  развивается  слух,  чувство  пространства, творческие  способности.

 Основой   изучения  хореографического  искусства  является  классический  танец.  Он  дисциплинирует  ребенка,  вырабатывает  подтянутость, собранность  и  аккуратность. Классический  танец  воспитывает  навык  правильной  осанки,  гармонично  развивая  тело,  раскрепощающая    движения.  Кроме  того, он  прививает  чувство  красоты,  художественный  вкус.

 Народная  хореография  раскрывает  для ребенка  танцевальные  традиции  и  культурное  наследие  народов  России,  воспитывает  чувство  патриотизма.  Анализируя  характер движений,  пространственное  построение  народного танца,  его  ритмический  рисунок,  особенности  костюма,  дети  углубляют  свои  знания  по  географии,  истории,  музыкальной  культуре  народа.

Спортивный  танец  способствует  развитию  детей  средствами  гимнастики и  акробатики. Воспитанники  знакомятся  с основными  элементами  спортивного  танца  и правилами  их  исполнения,  в  процессе  занятий  развиваются  природные  данные,  основные  исполнительские  навыки.

Современная  хореография  с  ее  стремительными  ритмами,  необычными  и  сложными  положениями тела  наиболее  интересна  для  детей  и  подростков. Творческие  задания   воспитывают  активность  и  инициативность, развивают  творческое  мышление.

На  занятиях  важно  создать  творческую  атмосферу,  чтобы ,  несмотря  на  большую  затрату  физических сил, труд  детей  был  радостным,  чтобы  все видели  цель,  к  которой  нужно  прийти  в  результате  репетиций,  и  конечную  цель  всей  работы.  

        Нельзя  не  упомянуть  о  сплоченности  и  коллективности  детей.  Отношения   в  коллективе  очень  важны.  Одна  из  задач  педагогов -  создать  комфортный  микроклимат. Дружный  творческий  коллектив  не  только помогает  детям обогащать  себя  знаниями  и  умениями, но  и  чувствовать  себя  единым  целым.  В

         В  реализации    программы  я  уделяю  внимание  проведению  комплексных  уроков,  когда  вместе  занимаются  дети  разных    возрастных  групп.  Старшие   участники  чувствуют  ответственность  за  себя  и  за  младших,  появляется  дополнительный   стимул  к    творческому  росту,  желание быть  похожими  на  старших.

         Таким  образом,  работа  по  хореографии  оказывает  на  детей  положительное  воздействие. Занятия  по  танцам  развивают  творческие способности, исполнительские  навыки,  силу  воли,   стремление  доводить начатое  дело  до  конца,  заботливое  отношение  друг  к  другу,  дисциплинируют,  повышают   культуру  поведения,  помогают   творчески  самотутвердиться  и  социально   адаптироваться.  

       

                                       Результативность  опыта:

         Учебно – воспитательный  процесс   в  коллективе  я  стараюсь  строить  так, чтобы  повышать  эффективность  детского  танца,  улучшать  исполнительскую   культуру  детей,   обогащать  их  духовный  мир.  Исполнение  танцев,  а  также  тренировочных   движений   под  хорошо  подобранную  музыку  является  частью  хореографической  работы.   У  детей  развивается  интерес к музыке,  которая  обогащает  и  насыщает   танец  своим   эмоциональным   содержанием.  Последовательная  и  систематическая   работа  над  решением  задач  музыкально – хореографического  воспитания  детей  развивает  гармоничную  личность,  открывает  для  ребенка  богатый  мир  добра,  света  и   красоты.

       Особенностью  всей  программы  является    планомерное  изучение  и  повторение  основных  хореографических  «па»  из  урока  в урок, из  года   в  год,  что  позволяет  не  только  совершенствовать  исполнительское  мастерство,  но  и  умение  подать  себя  на  сцене,  прививает  навык  публичных  выступлений.  Результативность   программы  выявляется  путем   концертных  и  конкурсных  выступлений:  достижения   коллектива,  отмеченные   дипломами  различных  конкурсов  и фестивалей.  Я,  надеюсь, воспитанники  моего  хореографического  кружка « Азбука танца»   в будущем  будут занимать   призовые  места в  традиционно  проводимых  хореографических  конкурсах,  фестивалях  разного  уровня:  муниципального,  республиканского,  межрегионального  и  международного.

           В  заключение  хотелось  бы  отметить,  что  каждому  педагогу,  независимо  от  направления  его  работы,  важно  пробуждать  в  ребенке   потребности  освоения  культуры  и  искусства  с  опорой  на  величайшие  общечеловеческие   ценности.  Истину,  Добро  и  Красоту,  формировать   возвышающие  человека  интеллектуальные  потребности,  нравственные  и  эстетические,  создавая   максимально  благоприятные   условия. Для  этого  надо  постоянно  учиться  самим,  обладать  большим  тактом,  терпением и любовью  к  детям.