Развивающая предметно - пространственная среда

Комогорцева Ольга Владимировна

Развивающая предметно – пространственная среда.

Предметно – пространственная среда должна строиться с учетом возрастных возможностей и особенностей воспитанников. Предметно – пространственная обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению физического и психического здоровья детей. При построении среды соблюдается принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности.

Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Так же достичь таких результатов детям помогла созданная в группе предметно-развивающей среда.  Ведь самое первое, что видит ребенок, приходя в детский сад это окружающее его пространство. Если среда, созданная в группе, будет эмоционально комфортной и по-домашнему уютной ребенку будет легче в нее войти. Работая над обеспечением психологического комфорта, я не забываю и о полноценном развитии ребенка во всех сферах. Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в группе организованны зоны для разных видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, сенсорной, конструктивной и зоны отдыха. Именно интересам и потребностям детей соответствует среда, в которой они находятся в течение дня. Создавая развивающую среду, я учитывала такой фактор как эмоциональное благополучие ребенка. Это место, куда ребенок идет с радостью и удовольствием. В группе проводится оптимальный отбор средств, для обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребенка во всех сферах.

Предметно – развивающая среда моей группы включает три зоны:

Подвижная, учебная, спокойная.

  • Дидактические игры, которые подразделяют на три основных вида: игры с предметами, настольно – печатные, словесные;
  •  конструирования (мелкий и крупный строительный материал);
  • Зона сюжетно – ролевых игр;
  • Спортивный уголок
  • Угол «Каляки – Маляки» (творчество по рисованию и лепке);
  • Уголок природы;
  • Театральный уголок.
  • Уголок экспериментирования.
  • ПДД и ОБЖ.
  • Книжный.
  • Уголок уединения.

В КАЖДОМ УГОЛКЕ ИМЕЕТСЯ КАРТОТЕКА ИГР.

В оформлении внутреннего убранства группы используются желтый и зеленый цвет как наиболее «близкие» восприятию ребенка. В делении зон так же учитывается гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек.

Центр науки самый востребованный, в нем дети больше проявляют самостоятельности; уход за комнатными растениями: поливают цветы, рыхлят почву, убирают сухие листья. Создают свой огород на окне: (посадка кедра, ананаса, лука, чеснока, цветов), ведут наблюдение и отмечают в календаре, самостоятельно проводят опыты, занимаются исследовательской деятельностью.

Игра – основной вид деятельности, яркий насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми.

В игре ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, в процессе игры легче вступать в контакт с окружающими его детьми и взрослыми, поэтому центр игры является неотъемлемой частью группы.

Считаю, что правильно организованная развивающая среда стимулирует развитие ребенка, его познавательную активность, которая сразу не обнаруживает себя, а побуждает ребенка к поиску.

Все фото можно посмотреть в альбоме «Развивающая предметно – пространственная среда»

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ugolok_uedineniya.pdf2.76 МБ
Файл pasport_ugolka_uedineniya_komogortseva_ov.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Баунтовского района - детский сад "Витимок".

Паспорт уголка уединения.

«Островок тишины и покоя».

Создала: воспитатель

МБДОУ д/сад «Витимок»

С. Романовка

Комогорцева ОВ

        

2022год.

«Островок тишины и покоя».

«Тихо, тихо посижу и немного помолчу».

Цель: создания уголка уединения: Создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течении дня.

Задачи: - Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе-

 - Сформировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и доверительного отношения к взрослым-

- Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей –

- Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе –

- Способствовать комфортной организации режимных моментов –

- Обеспечить индивидуальный подход, свободу выбора и волеизъявления, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка.

Актуализация:

С введением Федеральных Государственных стандартов одной из основных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Кроме того, стандарт определил требования к развивающей предметно – пространственной среде, одним из которых является то, что развивающая среда должны быть содержательно – насыщенной. Это требование возможно реализовать через создание эмоционального благополучия детей во взаимодействии предметно пространственным окружением.

«Уголок уединения» — это место, где ребёнок в детском саду может

ощутить себя в полной безопасности, может успокоится, расслабиться,

поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить»

маме, или просто помечтать.

У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с

недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Дети еще

не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко

происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев,

злость, грусть. Для ребенка изменение обстановки, пребывание целый день в

шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований

педагогов и восприятие большого объема новой информации является

серьезным стрессом. Поэтому для сохранения психологического комфорта

дошкольника в группе совместно с родителями я создала уголок уединения – где дети могут посидеть, полежать отдохнуть от детского коллектива, полистать любимую книжку, поиграть в игру, подумать, помечтать или просто позвонить по телефону своим близким, побыть в тишине с любимой мягкой игрушкой, написать- нарисовать свое желание. Таким образом достигается создания «своего» личного пространства, где у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, почувствовать себя защищенным, поскольку бывает такой момент, когда необходимо уединиться.

Наш уголок многофункциональный и мобильный при финансовой поддержки родителей приобрели домики – уединения, которые можно перенести в любое место группы.

Наполнение уголка уединения:

Предметы для выражения негативных эмоций.

«Стаканчики гнева»: - разноцветные и красиво оформленные стаканчики с мультяшной рожецей, в которых находятся трубочки из губки, на которых ребёнок может завязать узелок и оставить свои нехорошие слова и мысли.

«Трубка кричалка - говорилка» :- цветная трубка с двумя крышечками, в которую ребенок может покричать или высказать чем он недоволен и закрыть крышки, оставить свой негатив запертым.

«Коробочка примирения»: картонная коробка интересно раскрашивается

или декорируется аппликацией, двое детей просовывают руки

каждый со своей стороны и, проговаривая слова мирилки, мирятся.

«Подушечки злости»: подушки зеленного цвета из плотного паралона. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.

«Зеркало для хорошего настроения»: Когда воспитатель замечает, что

ребенок не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом,

взглянуть на своё отражение и улыбнуться.

«Большие мягкие игрушки». Чтобы ребенок мог выговориться и  рассказать свои переживания.

«Конфеты шуршалки» - Большие оранжевые конфеты, заполненные шуршащей бумагой, которую ребенок может просто по мять, по шуршать.

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную

Функцию.

«Волшебные шатры»,- в них имеются подушечки на которых можно полежать или посидеть, фотоальбом с семейными фотографиями.

«Камин мечтаний» - возле камина расположен яркий, цветной ковер, на котором можно посидеть, посмотреть на огнь, помечтать. На окне выше камина стоят поделки сделанные родителями совместно с детьми, которые напоминают о доме. На стендах размещены портреты писателей, герои из сказок следы детского творчества (аппликации и рисунке).

«Телефон доверия» - для воображаемых звонков маме и папе.

«Сенсорные игрушки»: шнуровки, мозаика, попыт.

«Волшебные подушки» - сшитые квадратные подушки: подушка – шнуровка, подушка – косички, подушка – бантики, подушка – посчитайка, подушка – смайлик, а так, же есть

«Зеленая Елочка – красавица» – исполнение желаний, дети записывают – зарисовывают чтобы они еще хотели иметь в уголке уединения.

  В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше

понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр

эмоциональных переживаний:

«Ромашки – эмоция» -  расположена на стене  в кармашке фото детей, каждый ребенок может прикрепить фото по своему настроению.

 «Диван – читайка» - мягкий диван и два кресла расположенный рядом с книжной полкой, на которой находятся различные книги, как художественные так и развивающие.

«Стол хорошего настроения» - над которым расположена полка с различными играми:  Дидактические игры: «Собери бусы», «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», пазлы,

«Книга доброты»: альбом с изображениями только добрых сказочных

героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.

Материалы для изодеятельности: пластилин, карандаши для рисования.

Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться,

восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую

моторику

Необходимо обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и

пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от

этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Вывод: Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере. В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым. Каждый ребенок, приходя в детский сад. Должен иметь возможность  в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.

Консультация для воспитателей «Создание условий для психологического комфорта детей в детском саду. Уголок уединения»

Уголок уединения в детском саду: помогаем малышам жить в гармонии с собой. Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования определяет требование создания предметно - пространственной развивающей среды. Среда развития ребенка - пространство жизнедеятельности ребенка. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольных группах. Развивающая среда дает ребенку возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Цель и задачи создания уголка уединения в ДОУ Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ведь, как утверждают психологи, подавление эмоций способно спровоцировать невроз в его различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п.), поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста. С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релаксации. На достижение этого направлено решение ряда задач: ∙ Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть специальные подушки для битья, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п. ∙ Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний. ∙ Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей. ∙ Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт. Дошкольник может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя. Правила оформления уголка уединения по ФГОС ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению уголка уединения в ДОУ: ∙ Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка). ∙ Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым. ∙ На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули. Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть), побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству. ∙ Наполнение зоны релакса должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности. ∙ При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям. ∙ Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы. Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка. Паспорт уголка уединения На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт. Там прописываются следующие моменты: 1. Название зоны (например, «Островок уединения», «Уютный домик», «Гнёздышко», «Остров отдыха» и т. п.). 2. Цели организации уголка уединения и конкретные задачи, которые он выполняет. 3. Перечень имеющегося в уголке оборудования и краткое описание способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием. Наполнение уголка уединения в детском саду Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы: 1. Предметы для выражения негативных эмоций Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов: 1. Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться). 2. «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его. 3. «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться. 4. «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой. 5. Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться. 6. Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку. 2. Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию Для расслабления дошкольников могут использоваться: ∙ Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых). ∙ Красивый настольный фонтан, водопад. ∙ Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно. ∙ Музыкальные игрушки (например, шкатулка), игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»). ∙ Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов. ∙ Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе. ∙ Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.). ∙ Коллекции морских ракушек, магнитов. ∙ Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры. ∙ Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой), в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему. ∙ Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто, кинестетический песок). Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику. 3. Пособия для развития эмоциональной сферы В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний: ∙ Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно. ∙ Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого. ∙ «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций». ∙ «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков. ∙ «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную). Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Основные виды деятельности в уголке уединения С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления: ∙ Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова. Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки. ∙ Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков. ∙ Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух). ∙ Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета), «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок). ∙ Физическая деятельность. В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы), сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния. В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума. Пребывая в стенах ДОУ, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному. Задача воспитателя — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства. Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности. В зависимости от возраста воспитанников педагог продумывает интересный дизайн «домика», подбирает необходимые атрибуты и дидактические игры, многие из которых легко сделать своими руками. На их основе детям предлагаются эффективные виды деятельности, которые помогут снять напряжение и поднять настроение.