Использование ИКТ

 Цивилёва Виктория Викторовна

Информационно – коммуникационные технологии открывают широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно–развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями. Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях  у детей с речевой патологией - это удобный и эффективный метод коррекционной работы.  Я убедилась в этом на практике. Именно этот метод  сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Для оптимального и безопасного использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми соблюдаю ряд методических рекомендаций:

  1. ИКТ должно использоваться в работе со старшими дошкольниками при соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций (например, работа с компьютером на одном занятии с детьми 5-6 лет: 5-10 мин., с детьми 6-7 лет: 10-15 мин. от 1 до 3 раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизическим возможностям ребенка;
  3. Организация и методика проведения занятия с использованием ИКТ соответствует методике проведения традиционных занятий. Занятие включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящена непосредственно работе с применением ИКТ.
  4. При составлении занятий, необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
  5. Обязательно использовать на занятиях традиционную предметно-развивающую среду - игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.
  • С помощью программы Мicrosoft Роwег Роint я разработала несколько видов мультимедийных презентаций:  

           - презентации для эпизодического включения в занятия;

           - презентации для индивидуальных занятий по автоматизациии дифференциации звуков, по лексическим темам;

           - игры презентации на основе настольно-печатных дидактических игр, авторские игры - презентации.

Ссылки на презентации:  https://docs.google.com/presentation/d/1vuHqTK3wh0...

                                               https://docs.google.com/presentation/d/1LewL0a_fXU...

Разрабатывая к занятиям различные презентации, стараюсь использовать все возможности программы Power Point: функции «эффекты анимации», «настройка действия» и др.

Ссылка на интерактивную игру:  https://docs.google.com/presentation/d/1u7QjFh2onp...

  • В своей работе я пользуюсь и готовыми обучающими компьютерными играми и программами. Например, интерактивные тренажёры «Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет» издательства «Учитель», Интерактивные онлайн-игры на портале Мерсибо и др.
  • Использование интерактивного комплекса «Умное зеркало ArtikMe» позволило перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок стал более активным, а не пассивным. Это способствовало осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию. Использование «Умного зеркала» позволило сделать логопедические занятия увлекательными, динамичными, красочными и значительно повысить мотивационную готовность детей к предлагаемой деятельности путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

                 

Ссылка на видеофрагмент занятия:   https://drive.google.com/file/d/18OeI1bS9dvoOr6OrD...

С помощью шаблонов игр, конструктора игр, конструктора занятий, используя изображения в библиотеке, игровые механики и анимации, самостоятельно создала несколько интерактивных игр (на сортировку, классификацию, исключение четвёртого лишнего и др.) и занятий. 

    

 

Работу с применением информационно-компьютерных технологий провожу со всеми участниками образовательного процесса: старшими дошкольниками, их родителями и педагогами.

Использование компьютерной программы Power Point помогает мне в совместной работе с педагогами нашего ДОО, в предоставлении опыта своей профессиональной деятельности на муниципальном уровне (РМО учителей-логопедов, педагогов ДОО) а именно: сделать семинары-практикумы, мастер-классы, консультации увлекательными и полезными, о чем свидетельствуют отзывы воспитателей и специалистов; помочь воспитателям в подготовке к родительским собраниям, открытым занятиям и мероприятиям. 

Ссылки на презентации для педагогов:  https://docs.google.com/presentation/d/18k3hb_bgIB...

https://docs.google.com/presentation/d/10RkumOyHEK...

Для работы с родителями я использую компьютер в разных целях: составляю анкеты для родителей, разрабатываю печатный игровой материал для закрепления дома, буклеты, памятки, использую презентации для родительских собраний, мастер-классов и консультаций для родителей. 

Ссылки на презентации для родителей:  https://docs.google.com/presentation/d/1tdFqp5uPuB...

https://docs.google.com/presentation/d/1w0Cgpoi7Et...

Ссылка на буклет для родителей:  https://docs.google.com/document/d/1770trK55_zGAIv...

Предлагаю вниманию родителей    интернет – сайты, где они могут не только посмотреть информацию о компьютерных играх, но и проиграть в них с ребенком онлайн.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают рядом преимуществ:

Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:

  • повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
  • индивидуализирует обучение;
  • формирует у ребенка активную позицию в коррекционно-развивающем процессе;
  • обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда:

  • ведение документации в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
  • позволяет создавать наглядно-дидактический, раздаточный материал к занятиям, раздаточный печатный материал для индивидуальной работы с детьми дома;
  • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее, совершенствующее логопедическую работу.

Кроме всего вышесказанного создала свой сайт в социальной сети для работников образования, который использую для общения с коллегами, транслирования личного опыта своей профессиональной деятельности и изучения опыта коллег.

https://nsportal.ru/tsivileva-viktoriya-viktorovna 

:

Зарегистрирована на сайтах "Инфоурок" и "Логобург"

https://infourok.ru/user/civilyova-viktoriya-vikto...

 

Использую интернет-ресурсы:

- для подбора иллюстративного, дидактического материала к коррекционно-развивающей деятельности с детьми, а также для оформления тематических информационных стендов для родителей;

- для поиска конспектов занятий, других методических разработок;

- для повышении собственной профессиональной квалификации  (дистанционные курсы переподготовки, в самообразовании);  

https://nsportal.ru/node/6264454 

- для участия в форумах, для изучения инновационных технологий, методических разработок коллег, публикации собственных методических разработок;

https://nsportal.ru/node/6281858 

- для участия в профессиональных конкурсах;

https://nsportal.ru/node/6196755

- для участия детей с речевыми нарушениями в творческих конкурсах, олимпиадах, фестивалях; 

https://nsportal.ru/node/6264305 

Использование ИКТ стало неотъемлемой частью моей логопедической работы.