Результаты профессиональной деятельности по совершенствованию методов обучения и воспитания

 Цивилёва Виктория Викторовна

В своей профессиональной деятельности применяю элементы современных образовательных и коррекционных технологий и методик  коррекции и развития речи детей дошкольного возраста, способствующих достижению положительных результатов в коррекционно-развивающей  деятельности и направленных на решение задач ФГОС дошкольного образования.

В первую очередь активно применяю традиционные логопедические технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  •  Технология развития связной речи.
  • Технология логопедического массажа.

Применение некоторых из вышеназванных технологий раскрыто в здоровьесберегающих технологиях.

Кроме того, в своей логопедической практике активно применяю:

  • Информационно-коммуникационные  технологии

Представляют собой обучающие презентации, интерактивные игры, тренажёры, интерактивный комплекс «Умное зеркало АрктикМи».

Собрана и систематизирована медиатека игровых обучающих презентаций, интерактивных игр, тренажёров с артикуляционными сказками, упражнениями, по автоматизации и дифференциации  звуков, по лексическим темам («В гостях у Весёлого язычка», «Игры со Звенелочкой» и др., «Интерактивные речевые игры», «Согласные и гласные-похожие, но разные», и др.). Использование ИКТ в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения речи, позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.

Ссылка на презентацию:  https://docs.google.com/presentation/d/1ZgEXP5glHz...

Активно пользуюсь программами: Microsoft Office Word, Windows Media Player, PowerPoint для оформления документации, методических разработок, консультативных, раздаточных материалов, создания дидактических игр и пособий, презентаций, видеороликов, интерактивных игр, занятий. Являюсь активным пользователем Интернет-ресурсов с целью изучения нормативно-правовых, программно-методических материалов, методических разработок коллег с целью повышения педагогической компетентности и совершенствования логопедической деятельности, поиска дополнительного материала к коррекционно-развивающим занятиям. Успешно применяю информационно – коммуникативные технологии в работе с педагогами и родителями.

С целью изучения опыта коллег и транслирования собственного опыта практических результатов профессиональной деятельности зарегистрировалась на сайтах nsportal.ru., infourok.ru, logopedprofiportal.ru.

https://nsportal.ru/tsivileva-viktoriya-viktorovna 

https://infourok.ru/user/civilyova-viktoriya-vikto...

https://vk.com/id798469415 

  • В целях сохранения и укрепления психофизического здоровья детей с нарушениями применяю здоровьесберегающие технологии:
  • дыхательная гимнастика (Оформлена картотека дыхательных упражнений, изготовлены игровые пособия);

- артикуляционная гимнастика в сочетании с элементами  биоэнергопластики (Оформлена картотека с комплексами артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики для разных групп звуков. Все упражнения выполняются с помощью перчаток, играющих роль «живого язычка»). 

- речь с движением руки или в пространстве, игры со словами (развиваю пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакции и эмоциональную выразительность).  Игра «Прохлопай, протопай слово», проговаривание чистоговорок, физминутки и др. Оформлена картотека физминуток, чистоговорок.;

  • пальчиковые игры (Оформлены картотеки пальчиковых игр и упражнений, игр со счётными палочками и др. Организованы сухие бассейны с крупой, песком.);
  • релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица, логопедический массаж (Оформлены картотеки с упражнениями, приобретены массажные, релаксационные мячи.)

- Су-Джок терапия (Оформлена картотека с упражнениями.)

  •  Технология наглядного моделирования

Создала эффективную систему работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями через использование системы специально подобранных наглядных моделей.

Опираясь на опыт работы В.М. Акименко по применению моделей артикуляции звуков, использую на занятиях знаки - символы артикуляции звуков. Это помогает обучить детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить и соотносить позицию звука в слове. Характеризуя звук, описываем артикуляционные и акустические свойства со зрительной опорой в виде графических схем, символов.

Использование заместителей слогов при преодолении нарушений слоговой структуры слов позволяет детям представить структуру слова, определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Символы и графические схемы   дают хорошие результаты при формировании лексико-грамматического строя речи, обучении связной речи, коррекции фонематического недоразвития и при подготовке детей к обучению грамоте.

При обучении связной речи рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. На занятиях использую мнемотаблицы, опорные таблицы - схемы для составления предложений,  описательных рассказов, рассказов по картине и серии картин, пересказа. Опорные таблицы предоставляют ребенку план рассказа. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Схемы использую в работе по лексическим темам. 

Ссылка на презентацию:  https://docs.google.com/presentation/d/1NsPZrt4U4G...

  • Игровые педагогические технологии с чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом являются составной частью моей педагогической деятельности (ролевые, речевые, сенсорные, настольно-печатные игры, дидактические),

Целью использования игровой технологии в моей логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, улучшение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

        Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий  на логопедическом пункте  мною подобраны различные игровой материал: куклы, животные, сказочные герои, мячи и др. Игрушки использую на занятиях, как героев, создающих мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Дети так же могут играть определённые роли: «спортсмены», «путешественники», «космонавты», «пассажиры» и др.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко использую дидактические игры. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.

Одна из любимых игрушек дошкольников– это мяч. Разнообразные  игры с мячом:  «Один-много», «Назови ласково», «Повтори, не ошибись», «Мяч кидай, звук называй» (определить и назвать первый (последний) звук в слове), «Мяч поймай – слово добавляй» (договорить слово в предложении, в рифму в чистоговорке, в стихотворении) и т.д. помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; дать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п.

        По каждому направлению работы подобраны и разработаны дидактические игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделяю разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует  заинтересованность в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения. Ребёнку приходится концентрироваться на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Так же с помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи.  Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., использую в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

Особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в играх типа «Магазин» (например, купить игрушку с определённым звуком, количеством слогов и т.д.). В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

  Используемые мною настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.  Виды настольно-печатных игр: лото, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики, игры-вкладыши и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди них много игр, связанных с загадками, перевёртышами, игры-загадки «Какое это время года?», игры-предположения «Что было бы, если бы?», игры со звуками «Измени звук», «Скажи правильно» и т.д.

         Для  работы с детьми  с ОНР 1 или 2 уровня использую  сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка,  разыгрываю  какой-то сюжет с несколькими игрушками,  и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно, используя его в игровой ситуации.       

Ссылка на презентацию "Логопедическая игротека":  https://docs.google.com/presentation/d/16tUIL8LS_4...

  • Технология  проектной деятельности

Особое место в дошкольном образовании занимает проектирование.

 «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот главный тезис современного понимания метода проектов. Он также является одним из методов развивающего обучения.

 В 2022-2023 уч. г. мною разработан и реализован долгосрочный проект «Изучаем звук, играя». Участниками проекта были родители, дети и воспитатели. Результаты реализации проекта позволили сделать вывод о том, что традиционные и инновационные игровые методы и технологии, применявшиеся в ходе реализации проекта «Развиваем речь, играя», могут быть успешно использованы в дальнейшем в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Заинтересованность и осознанное включение большинства родителей, участие воспитателей группы совместно с учителем-логопедом в едином коррекционно-развивающем процессе позволило значительно повысить эффективность логопедического воздействия.

В результате реализации проекта была создана «Логопедическая копилка» с печатным игровым материалом для индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей работы.

Опыта работы по теме проекта и результатов его реализации представлен педагогическому сообществу.

Ссылка на презентацию проекта:  https://docs.google.com/presentation/d/1zK5x0Guov1...

  • Технология интегрированного обучения

Технология интегрированного обучения соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Педагог имеет возможность решить несколько задач развития. Целью интегрированного обучения является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации разных видов деятельности.

Интегрированный подход к обучению как успешная образовательная практика стал педагогической находкой воспитателей и специалистов нашего детского сада. Бинарные занятия  как форма реализации интегративного подхода проводятся педагогами ДОО "Капелька" более 5 лет. Я была в числе инициаторов внедрения в учебно-воспитательный процесс данной образовательной практики и на данный момент являюсь активным педагогом–практиком интегрированного обучения во взаимосвязи с воспитателями и специалистами ДОО.

Ссылка на презентацию:  https://disk.yandex.ru/client/disk?source=services...

  • Личностно-ориентированные технологии

Использование  личностно – ориентированной технологии обучения требует от логопеда создания специальных условий для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития детей с речевыми нарушениями. Разработка и реализация индивидуального плана коррекционно-развивающей работы является индивидуализированной помощью детям с нарушениями речи, зачисленным на логопедический пункт.

       Логопедическая работа с каждым ребёнком на уровне его возможностей и способностей дает возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Подгрупповые занятия сочетаются с индивидуальными, направленными на коррекцию фонетико-фонематических нарушений. Данная технология позволяет сделать коррекционно-развивающий процесс более эффективным, увидеть индивидуальность обучающегося и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. 

 Это приводит к повышению у детей с речевыми нарушениями активности и инициативности. Дети охотно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. При выходе из ДОУ у них наблюдается сформированность аналитико-синтетической и речемыслительной деятельности, они готовы к поисковой деятельности и к самостоятельное добыче  новых знаний.

  • Мне, как педагогу-практику, работающему в ДОО, приходится решать вопросы интеграции в коррекционно-развивающую деятельность различных технологий, методов и приемов для успешной и эффективной работы по коррекции недостатков у детей с нарушениями речи, где помимо нарушений речевого высказывания, выявляются нарушения психических процессов, недоразвитие мелкой моторики пальцев рук и др. Наряду со всеми вышеописанными технологиями активно использую элементы  кинезиотерапии как одной из эффективных современных технологий.

Кинезиотерапия способствует решению следующих задач: оздоровительных, образовательных, коррекционных. Пальчиковая гимнастика, элементы логопедической ритмики, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения как направления кинезиотерапии активно и эффективно используются в моей практике. В настоящее время расширяю возможности кинезиологического воздействия в системе логопедической работы с дошкольниками с нарушениями речи.

Решая задачу создания в ДОО единой коррекционно-развивающей среды, использую разнообразные эффективные формы работы со всеми участниками образовательного процесса:

     - с детьми: коррекционно-развивающая деятельность, игровая деятельность, внеурочная досуговая деятельность, речевые уголки в группах;

       - с родителями: анкетирование, информационно-консультативная деятельность: участие в родительских собраниях, тематические групповые консультации, индивидуальные консультации, практикумы, круглые столы, открытые занятия с детьми, оформление информационных стендов для родителей, распространение печатных материалов, ведение индивидуальных логопедических тетрадей, размещение консультативных материалов, рекомендаций на сайте ДОУ, на персональном сайте, в родительских чатах;

      - с педагогами: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, мастер-классы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий, интегрированные занятия.