Результаты профессиональной деятельности по совершенствованию методов обучения и воспитания

 Цивилёва Виктория Викторовна

В своей профессиональной деятельности применяю элементы современных образовательных и коррекционных технологий и методик  коррекции и развития речи детей дошкольного возраста, способствующих достижению положительных результатов в коррекционно-развивающей  деятельности и направленных на решение задач ФГОС дошкольного образования.

В первую очередь активно применяю традиционные логопедические технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  •  Технология развития связной речи.
  • Технология логопедического массажа.

Применение некоторых из вышеназванных технологий раскрыто в здоровьесберегающих технологиях.

 

Кроме того, в своей логопедической практике активно применяю:

  • Информационно-коммуникационные  технологии

Представляют собой обучающие презентации, интерактивные игры, тренажёры, интерактивный комплекс «Умное зеркало АрктикМи».

Собрана и систематизирована медиатека игровых обучающих презентаций, интерактивных игр, тренажёров с артикуляционными сказками, упражнениями, по автоматизации и дифференциации  звуков, по лексическим темам («В гостях у Весёлого язычка», «Игры со Звенелочкой» и др., «Интерактивные речевые игры», «Согласные и гласные-похожие, но разные», и др.). Использование ИКТ в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения речи, позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.

Ссылка на презентацию:  https://docs.google.com/presentation/d/1ZgEXP5glHz...

Активно пользуюсь программами: Microsoft Office Word, Windows Media Player, PowerPoint для оформления документации, методических разработок, консультативных, раздаточных материалов, создания дидактических игр и пособий, презентаций, видеороликов, интерактивных игр, занятий. Являюсь активным пользователем Интернет-ресурсов с целью изучения нормативно-правовых, программно-методических материалов, методических разработок коллег с целью повышения педагогической компетентности и совершенствования логопедической деятельности, поиска дополнительного материала к коррекционно-развивающим занятиям. Успешно применяю информационно – коммуникативные технологии в работе с педагогами и родителями.

С целью изучения опыта коллег и транслирования собственного опыта практических результатов профессиональной деятельности зарегистрировалась на сайтах nsportal.ru., infourok.ru, logopedprofiportal.ru.

https://nsportal.ru/tsivileva-viktoriya-viktorovna 

https://infourok.ru/user/civilyova-viktoriya-vikto...

https://vk.com/id798469415 

  • В целях сохранения и укрепления психофизического здоровья детей с нарушениями применяю здоровьесберегающие технологии:
  • дыхательная гимнастика (Оформлена картотека дыхательных упражнений, изготовлены игровые пособия);

- артикуляционная гимнастика в сочетании с элементами  биоэнергопластики (Оформлена картотека с комплексами артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики для разных групп звуков. Все упражнения выполняются с помощью перчаток, играющих роль «живого язычка»). 

- речь с движением руки или в пространстве, игры со словами (развиваю пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакции и эмоциональную выразительность).  Игра «Прохлопай, протопай слово», проговаривание чистоговорок, физминутки и др. Оформлена картотека физминуток, чистоговорок.;

  • пальчиковые игры (Оформлены картотеки пальчиковых игр и упражнений, игр со счётными палочками и др. Организованы сухие бассейны с крупой, песком.);
  • релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица, логопедический массаж (Оформлены картотеки с упражнениями, приобретены массажные, релаксационные мячи.)

- Су-Джок терапия (Оформлена картотека с упражнениями.)

  •  Технология наглядного моделирования

Создала эффективную систему работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями через использование системы специально подобранных наглядных моделей.

Опираясь на опыт работы В.М. Акименко по применению моделей артикуляции звуков, использую на занятиях знаки - символы артикуляции звуков. Это помогает обучить детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить и соотносить позицию звука в слове. Характеризуя звук, описываем артикуляционные и акустические свойства со зрительной опорой в виде графических схем, символов.

Использование заместителей слогов при преодолении нарушений слоговой структуры слов позволяет детям представить структуру слова, определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Символы и графические схемы   дают хорошие результаты при формировании лексико-грамматического строя речи, обучении связной речи, коррекции фонематического недоразвития и при подготовке детей к обучению грамоте.

При обучении связной речи рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. На занятиях использую мнемотаблицы, опорные таблицы - схемы для составления предложений,  описательных рассказов, рассказов по картине и серии картин, пересказа. Опорные таблицы предоставляют ребенку план рассказа. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Схемы использую в работе по лексическим темам. 

Ссылка на презентацию:  https://docs.google.com/presentation/d/1NsPZrt4U4G...

  • Игровые педагогические технологии с чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом являются составной частью моей педагогической деятельности (ролевые, речевые, сенсорные, настольно-печатные игры, дидактические),

Целью использования игровой технологии в моей логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, улучшение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

        Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий  на логопедическом пункте  мною подобраны различные игровой материал: куклы, животные, сказочные герои, мячи и др. Игрушки использую на занятиях, как героев, создающих мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Дети так же могут играть определённые роли: «спортсмены», «путешественники», «космонавты», «пассажиры» и др.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко использую дидактические игры. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.

Одна из любимых игрушек дошкольников– это мяч. Разнообразные  игры с мячом:  «Один-много», «Назови ласково», «Повтори, не ошибись», «Мяч кидай, звук называй» (определить и назвать первый (последний) звук в слове), «Мяч поймай – слово добавляй» (договорить слово в предложении, в рифму в чистоговорке, в стихотворении) и т.д. помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; дать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п.

        По каждому направлению работы подобраны и разработаны дидактические игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделяю разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует  заинтересованность в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения. Ребёнку приходится концентрироваться на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Так же с помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи.  Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., использую в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

Особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в играх типа «Магазин» (например, купить игрушку с определённым звуком, количеством слогов и т.д.). В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

  Используемые мною настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.  Виды настольно-печатных игр: лото, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики, игры-вкладыши и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди них много игр, связанных с загадками, перевёртышами, игры-загадки «Какое это время года?», игры-предположения «Что было бы, если бы?», игры со звуками «Измени звук», «Скажи правильно» и т.д.

         Для  работы с детьми  с ОНР 1 или 2 уровня использую  сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка,  разыгрываю  какой-то сюжет с несколькими игрушками,  и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно, используя его в игровой ситуации.       

Ссылка на презентацию "Логопедическая игротека":  https://docs.google.com/presentation/d/16tUIL8LS_4...

  • Технология  проектной деятельности

Особое место в дошкольном образовании занимает проектирование.

 «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот главный тезис современного понимания метода проектов. Он также является одним из методов развивающего обучения.

 В 2022-2023 уч. г. мною разработан и реализован долгосрочный проект «Изучаем звук, играя». Участниками проекта были родители, дети и воспитатели. Результаты реализации проекта позволили сделать вывод о том, что традиционные и инновационные игровые методы и технологии, применявшиеся в ходе реализации проекта «Развиваем речь, играя», могут быть успешно использованы в дальнейшем в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Заинтересованность и осознанное включение большинства родителей, участие воспитателей группы совместно с учителем-логопедом в едином коррекционно-развивающем процессе позволило значительно повысить эффективность логопедического воздействия.

В результате реализации проекта была создана «Логопедическая копилка» с печатным игровым материалом для индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей работы.

Опыта работы по теме проекта и результатов его реализации представлен педагогическому сообществу.

Ссылка на презентацию проекта:  https://docs.google.com/presentation/d/1zK5x0Guov1...

  • Личностно-ориентированные технологии

Использование  личностно – ориентированной технологии обучения требует от логопеда создания специальных условий для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития детей с речевыми нарушениями. Разработка и реализация индивидуального плана коррекционно-развивающей работы является индивидуализированной помощью детям с нарушениями речи, зачисленным на логопедический пункт.

       Логопедическая работа с каждым ребёнком на уровне его возможностей и способностей дает возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Подгрупповые занятия сочетаются с индивидуальными, направленными на коррекцию фонетико-фонематических нарушений. Данная технология позволяет сделать коррекционно-развивающий процесс более эффективным, увидеть индивидуальность обучающегося и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. 

 Это приводит к повышению у детей с речевыми нарушениями активности и инициативности. Дети охотно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. При выходе из ДОУ у них наблюдается сформированность аналитико-синтетической и речемыслительной деятельности, они готовы к поисковой деятельности и к самостоятельное добыче  новых знаний.

  • Мне, как педагогу-практику, работающему в ДОО, приходится решать вопросы интеграции в коррекционно-развивающую деятельность различных технологий, методов и приемов для успешной и эффективной работы по коррекции недостатков у детей с нарушениями речи, где помимо нарушений речевого высказывания, выявляются нарушения психических процессов, недоразвитие мелкой моторики пальцев рук и др. Наряду со всеми вышеописанными технологиями активно использую элементы  кинезиотерапии как одной из эффективных современных технологий.

Кинезиотерапия способствует решению следующих задач: оздоровительных, образовательных, коррекционных. Пальчиковая гимнастика, элементы логопедической ритмики, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения как направления кинезиотерапии активно и эффективно используются в моей практике. В настоящее время расширяю возможности кинезиологического воздействия в системе логопедической работы с дошкольниками с нарушениями речи.

Решая задачу создания в ДОО единой коррекционно-развивающей среды, использую разнообразные эффективные формы работы со всеми участниками образовательного процесса:

     - с детьми: коррекционно-развивающая деятельность, игровая деятельность, внеурочная досуговая деятельность, речевые уголки в группах;

       - с родителями: анкетирование, информационно-консультативная деятельность: участие в родительских собраниях, тематические групповые консультации, индивидуальные консультации, практикумы, круглые столы, открытые занятия с детьми, оформление информационных стендов для родителей, распространение печатных материалов, ведение индивидуальных логопедических тетрадей, размещение консультативных материалов, рекомендаций на сайте ДОУ, на персональном сайте, в родительских чатах;

      - с педагогами: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, мастер-классы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий, интегрированные занятия.