Наличие выступлений (педагогические чтения, круглые столы, семинары и др.)

 Цивилёва Виктория Викторовна

Систематически участвую в педагогических чтениях, круглых столах и др. методических мероприятиях на уровне ДОО, муниципальном, территориальном уровнях.

• В ДОО ежегодно организую  тематические семинары-практикумы по развитию речи детей дошкольного возраста для педагогов ДОУ. Предлагаю для внимания некоторые из них:

1. 2020 - 2021 уч.г. Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Логопедические 5-минутки как средство профилактики речевых нарушений и развития речи у детей дошкольного возраста" (файл представлен ниже)

2. 2021 - 2022 уч.г. Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» (файл представлен ниже)

• Также представлены сертификаты и свидетельства о выступлениях, предоставлении опыта на педагогических чтениях, конференциях, семинарах

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ

«Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений и развития речи у детей дошкольного возраста»

Цель: создание условий для профилактики речевых нарушений и развития речи детей в ДОУ через использование логопедических пятиминуток.

Задачи:

1. Познакомить педагогов ДОУ с логопедическими пятиминутками как формой работы по профилактике речевых нарушений и развитию речи дошкольников.

2. Продемонстрировать игры, упражнения, пособия, необходимые для проведения логопедических пятиминуток.

3. Рассмотреть особенности планирования логопедических пятиминуток на конкретном речевом материале для дошкольников разных возрастных групп

Оборудование: ноутбук, медиапроектор.

Предполагаемый результат: педагоги познакомятся с логопедическими пятиминутками как средством профилактики речевых нарушений и развития речи дошкольников и будут применять в повседневной деятельности.

План работы:

1. Вступительное слово

2. Особенности логопедических 5-минуток в младшем и старшем дошкольном возрасте.

3. Примеры общих логопедических упражнений, игр для проведения логоп. 5-минуток.

4. Практическая часть

5. Заключительная часть. Вывод

5. Рефлексия

1. Вступительное слово

Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

По результатам диагностики речевого развития детей в детском саду становится очевидным, что с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи, увеличивается. Это обусловлено и медицинскими показаниями, и социальными факторами, и сегодняшней реальностью: недостаток речевого общения ребенка.

В условиях логопедического пункта нашего дошкольного учреждения охватить всех детей, имеющих речевые нарушения невозможно. Поэтому появилась острая необходимость поиска новых форм совместной работы  логопеда и педагогов ДОУ, направленных на профилактику речевых нарушений и развития речи дошкольников, начиная с младших групп, которые при этом были бы минимальны по времени, и максимальны по пользе.

- Что такое профилактика?

Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и одним из важных направлений логопедической работы. Для достижения максимально эффективного результата в процесс систематической и ежедневной профилактики речевых нарушений и развития речи у дошкольников должны быть вовлечены все участники образовательного процесса (логопед, педагоги, родители).

В связи с этим я предлагаю вам использовать в своей работе «Логопедические пятиминутки» как один из видов работы по профилактике речевых нарушений и развитию речи дошкольников.

Что же такое логопедические пятиминутки?

Это комплекс специально подобранных речевых игр и упражнений, непродолжительных по времени, но насыщенных по содержанию, направленных не только на профилактику речевых нарушений, но и на формирование правильной красивой речи дошкольников.

Так как невозможно развивать у воспитанников чистую, правильную речь без развития пальчиковой и общей моторики, без уточнения и обогащения словаря, без формирования грамматических категорий, без развития связной речи, без формирования полноценных фонематических представлений – использование логопедических пятиминуток может помочь успешно решать эти задачи.  

Логопедические пятиминутки можно реализовывать в условиях ДОУ как на занятиях, так и во время режимных моментов (в утренний приём детей, во время прогулки, в совместной деятельности и т.д.), а также родителями в домашних условиях.

Логопедические пятиминутки могут быть связаны с программой по развитию речи или обучению грамоте и даже математики. В структуре занятий они могут занимать различное место. Проведенные в начале занятия, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего воспитанников, активизирующего зрительное и слуховое внимание. Проведённая в середине занятия логоминутка, особенно в виде игры, даёт детям небольшую передышку, переключает их внимание, активизирует другие анализаторы.  Можно провести логоминутку и в конце занятия, когда основная учебная работа завершена. Ребята с удовольствием «поиграют», даже не задумываясь о том, что от занятия к занятию эти «игровые минутки» служат важной цели в профилактике и коррекции речевых нарушений.

Логопятиминутки могут проводиться в течение дня как фронтально, так и индивидуально.

Если у ребёнка возникают проблемы при выполнении какого-либо упражнения фронтально, тогда необходимо дополнительно прорабатывать индивидуально.

Одна логопедическая пятиминутка рассчитана на неделю.

Все «логопедические пятиминутки» проводятся строго в форме игры, поддерживая постоянный интерес ребенка к данному процессу.

Мною была изучена методическая литература, интернет-ресурсы, приобретены и систематизированы методические пособия по теме, подобран речевой материал для  логопедических пятиминуток по возрастам.

2. Особенности логопедических 5-минуток в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Рассмотрим особенности логопедических пятиминуток в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Задачи логопедических пятиминуток в младшем дошкольном возрасте:

1. Работа по развитию артикуляционного аппарата.

2. Работа над общей и мелкой моторикой.

3. Работа над правильным речевым дыханием.

4. Работа над развитием слухового внимания и фонематического слуха.

5. Работа над правильным звукопроизношением.

1. Работу по развитию артикуляционного аппарата.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Всем известны упражнения, которые помогают укрепить речевые мышцы и подготавливают базу для чистого звукопроизношения. Для проведения артикуляционной гимнастики используем яркие иллюстрации, презентации, игровые пособия. Для отработки достаточно 2-3 упражнений.

2. Работа над общей и мелкой моторикой.

Развитие движения пальцев рук подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Для развития мелкой моторики в логопедических пятиминутках использует пальчиковые игры, самомассаж шариками СУ-Джок, массажными мячами с речевым сопровождением.

Проговаривание стихов одновременно с движениями положительно влияет на слуховое восприятие, дикцию и выразительность речи.

3. Работа над правильным речевым дыханием.

Залогом чёткого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Этому способствуют упражнения на развитие диафрагмального дыхания, длительного плавного выдоха, глубокого вдоха, речевого дыхания, силы голоса, темпа и ритма речи.

- Как правильно выполнять упражнения на развитие речевого дыхания? (воздух набирать через нос - плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным через рот, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

4. Работа над развитием фонематического слуха.

Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо использовать больше игр и упражнений для развития узнавания неречевых и речевых звуков. Для детей старшего дошкольного возраста игры направлены на развитие умения дифференцировать звуки речи, выделять их из слова.

В младшей группе для развития фонематического слуха используем музыкальные инструменты, хлопки, шумящие коробочки, т.е. неречевые звуки. Дети учатся различать звучание музыкальных инструментов, тихие и громкие звуки.

Детям предлагаются игры с колокольчиком «Угадай где звенит». Дети сидят спиной к воспитателям. Воспитатель звенит колокольчиком, дети поворачиваются в ту сторону, где звенел колокольчик.

Детям предлагается пропеть первый звук длительно в слове УУУУУУлитка. Для выделения определённого звука среди других детям предлагаются игры следующего характера: «Игрушки плачут», где дети учатся соотносить игрушку или картинку со звукоподражанием; различать громкий и тихий звуки);  «Угадайка» -все закрывают глазки и открывают тогда, когда услышат плач «а-а-а-а-а», воспитатель медленно, отделяя друг от друга, произносит разные звуки, звук «А» выделяет голосом, произносит чуть громче других.

Задачи логопедических пятиминуток для старшего дошкольного возраста:

1. Расширять и обогащать словарный запас дошкольников по лексическим темам.

2. Формировать грамматически правильную речь, фонематический слух и восприятие.

3. Развивать связную речь.

4. Закреплять правильное звукопроизношение.

5. Развивать психические функции: мышление, восприятие, внимание, память.

В старшем дошкольном возрасте пятиминутки способствуют формированию лексико-грамматической стороны речи, связной речи, развитию фонематического восприятия, обогащению словарного запаса у дошкольников и развитию психических функций.

Планируемый результат, который мы можем увидеть в результате систематической работы:

1. Уменьшение количества детей со сложными речевыми диагнозами в старшем дошкольном возрасте.

2. Уменьшение количества детей с задержкой сенсорного и речевого развития.

3. Развитие речи у большинства детей в соответствии с возрастной нормой, т.е. развит артикуляционный аппарат и мелкая моторика; сформирована просодическая сторона речи (дыхание, голос); развиты слуховое восприятие, внимание, речевой слух.

3. Примеры общих логопедических упражнений, игр для проведения логопедических  5-минуток.

В логопедической практике есть общие игры и упражнения, которые можно применять как «логопедические минутки», способствующие профилактике речевых нарушений и преодолению уже имеющихся проблем речевого развития. Вариантов речевых игр-упражнений может быть великое множество, педагоги-практики могут придумать и множество своих игр. Главное соблюдать основные правила:

  • Во-первых, нельзя затягивать время проведения пятиминуток, т.е. они должны быть краткосрочными. 
  • Во-вторых, изучаемый материал должен быть доступный, конкретный, сжатый- это значит: только одна тема или одно задание на пять минут, но с большим количеством различных примеров-вариантов, то есть насыщенный по плотности речевой материал. 

Это позволяет добиваться максимального усвоения детьми предложенного небольшого по объему материала. Пример:

ФОНЕТИКА

ОДНА ТЕМА, ОДНО ЗАДАНИЕ

СЛОВАРЬ

ГРАММАТИКА

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Итак, примеры наиболее распространённых речевых игр и упражнений.      

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

4. Практическая часть

А сейчас мы с вами проведём пятиминутки. И вы убедитесь в том, что важным моментом при проведении «логопедических пятиминуток» является краткосрочность по времени и «плотность» содержания.

Это позволяет добиваться максимального усвоения детьми предложенного небольшого по объему материала.

Я считаю наиболее эффективно проводить логопедические пятиминутки по лексическим темам.

1) Игры, повторяющиеся в разных лексических темах  

Отработка каждой лексической темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры).  Рассмотрим на примере игры «Один-много». Например, лексическая тема «Игрушки». Я называю игрушку в ед. числе, вы во множ. числе: мяч-мячи, кубик-кубики, машинка-машинки, кукла-куклы и т.д. Лексическая тема «Зима». Предложите слова для этой игры.

Аналогично применение игр «Назови ласково», «Скажи какой», «Сосчитай до 5» и др.

Таким образом, отработка каждой темы может включать в себя разные речевые игры. Некоторые из них могут и даже должны повторяться в разных темах  (изменяется только предметное содержание игры).

2) Планирование логопедических пятиминуток на конкретной лексической теме

- Рассмотрим  планирование логопедических пятиминуток на конкретной лексической теме  «Зима»                                         

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

5. Заключительная часть. Вывод

Таким образом, осуществление коррекционной работы можно осуществлять по лексическим темам во всех режимных моментах: в виде различных заданий, например: во время сборов на прогулку назвать предметы одежды (в зависимости от сезона), предложить различные задания на закрепление лексических понятий и т.д. Во время еды можно также закрепить лексические понятия (овощи, фрукты, посуда), на этом же материале можно формировать грамматические категории. Например, предложить сказать, как можно назвать пюре, приготовленное из моркови (морковное), морс из яблок, лимона, назвать овощи, которые были в супе и т.д., также можно в определённые режимные моменты предложить детям игры и упражнения со звуками, например, придумать слова с заданным звуком в середине, в начале, в конце слова.

В дальнейшем, при проведении «пятиминуток-обобщений», детям будет достаточно легко вспомнить пройденный материал. И, таким образом, при систематическом проведении логопедических пятиминуток, развитие речи ребёнка будет представлять собой целостную картину, составленную из взаимодополняющих друг друга элементов.

Обобщая все вышесказанное, хочется обратить внимание на главное, предупредить речевое нарушение не только возможно, но и необходимо, и осуществить это не так  и сложно, если реализовывать систему простых «логопедических пятиминуток» в рамках лексических тем.

Усвоив принцип построения и методику использования этих простых игр-упражнений и родители, и педагоги могут «играть» со своим детьми в той речевой плоскости, над которой нужно поработать.  

5. Рефлексия

- Уважаемые коллеги, обладающие широким словарным запасом, подберите, пожалуйста, слова-признаки, оценивающие сегодняшний семинар.

 Итак, СЕМИНАР какой?...

Спасибо за внимание! Успехов!

Список использованной литературы

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление.- М., 2005.
  2. Кравченко И.А. Игры и упражнения с о звуками и буквами. Пособие

для воспитателей и родителей.- М.: Издательство «Гном-Пресс», 1999.

  1. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе.- СПб.: Изд. Дом «Литера, 2010.
  2. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-Изд 3-е, испр. И доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006г.
  3. Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 4-5 лет (в 2-х тетрадях), для детей 5-6 лет (в 3-х тетрадях), для детей 6-7 лет (в 5-х тетрадях).  (Дом. лог. тетрадь), 2014, 2016, 2018.
  4. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1-4. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009.
  5. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».- М.: «Институт практической психологии», 1997.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад «Капелька»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Воспитание звуковой культуры речи дошкольников»

Учитель-логопед:

Цивилёва В.В., 1 КК

Арти, 2021г.

Консультация

«Воспитание звуковой культуры речи дошкольников»

Цель: Повысить уровень компетентности педагогов и специалистов ДОУ с целью по вопросам воспитания звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов о формировании звуковой культуры речи у дошкольников на разных возрастных этапах (от 2 до 7 лет), об основных задачах, содержании и методике работы.

2. Рассмотреть приемы работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников, способствующие эффективному педагогическому воздействию.

3. Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных вариантов работы по звуковой культуре речи.

В соответствии с ФГОС образовательная область “Речевое развитие” включает в себя –

  • овладение речью как средством общения и культуры,
  • обогащение активного словаря,
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
  • развитие речевого творчества,
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д. (2 слайд)

Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. 3 слайд

Задание Из предложенных терминов (напечатаны на отдельных карточках) выбрать и поместить на магнитной доске только те, которые можно отнести к аспектам звуковой культуры речи. (Правильные варианты терминов выделены жирным шрифтом).

Материал карточек:

  • Слуховое внимание
  • Фонематический слух
  • Подвижный артикуляционный аппарат
  • Правильное речевое дыхание
  • Правильное звукопроизношение

  • Хорошая дикция
  • Умение регулировать громкость голоса в

        соответствии с различными ситуациями

  • Произношение слов согласно нормам орфоэпии  

        русского литературного языка

  • Интонационная выразительность речи
  • Способность воспринимать данный темп и ритм    

        речи, восприятие громкости голоса

  • Умеренный темп речи
  • Интонационная выразительность речи
  • Составление описательного рассказа
  • Пересказ сказок и рассказов
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок
  • Образование однокоренных слов
  • Составление предложений
  • Употребление в речи слов в точном соответствии со    

       смыслом

Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое и своеобразное» которое включает собственно произносительные качества (звукопроизношение, дикция), формирование средств звуковой выразительности (интонация, темп, сила, высота голоса), двигательные средства выразительности (жесты, мимика), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза, двигательное навыки). Составными компонентами звуковой культуры являются речевой слух и речевое дыхание.

ЗКР охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом (4 слайд):

Участники.  Часто воспитатели работу по формированию правильной речи у детей и предупреждение недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Но воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. (5 слайд)

Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Формирование собственно произносительных качеств и средств звуковой выразительности. (6 слайд)

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи

  • формирования у них правильного звукопроизношения,
  • четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,
  • развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),
  • выработки умеренного темпа речи,
  • формирования правильного речевого дыхания,
  • формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.),
  • воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.(6 слайд)

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

(7 слайд)

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе.

Условия для эфф работы ОТ группы к группе работа закрепляется, совершенствуется, отрабатывается. Исходя из задач, определяется содержание работы и методические приемы.

 (7 слайд)

Организация работы над ЗКР в ДОУ (8 слайд)

Занятия по звуковой культуре проводятся во всех возрастных группах и имеют следующие структурные аспекты:

 Подготовка артикуляционного аппарата в младших группах проводится в игровой форме. Например: «Кто лучше сделает дудочку», в старших группах включается много упражнений на согласные звуки, дыхание.

  • Изолированное произношение звука воспитателем - в младших группах, а старших - объяснение артикуляции звука.
  • Произношение изолированного звука детьми во всех возрастных группах. Далее в старших группах проговаривание звуков в слоге.
  • Отработка звуков в словосочетаниях, словах, фразах с использованием игр-инсценировок, стихотворных строк, дидактических упражнений, чистоговорок, пословиц, загадок, придумывание слов с определенным звуков и т.д. В старших группах учим детей произносить звуки автоматически - автоматизация звука с использованием скороговорок.

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

  • на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;
  • различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;
  • отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  • дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.). (8 слайд)

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей.

На  прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.

Собираетесь на прогулку, посчитаемся как утята, щенки, котята (первый, второй и т.д.) или (один котенок, два котенка и т.д.)

В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные(с произнесением слов),сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке.

Развивающая среда (9 слайд) 

Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Используется разнообразный речевой материал:

  • звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;
  • специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;
  • сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т.д..

Необходимым условием воспитания звуковой культуры речи является наличие предметной развивающей среды. (дидактические игры по программе, которые находятся в метод.кабинете.  игры и пособия на развитие речевого дыхания (обручи с )Наборы предметных картинок-карточек на каждый звук (в начале, в середине и в конце слова). Картотека загадок. Картотека потешек, чистоговорок, скороговорок, составленная по алфавитному принципу. Комплексы артикуляционной гимнастики. Комплексы пальчиковой гимнастики. Пособия и комплексы упражнений развития физиологического и речевого дыхания. Консультативный материал для родителей в уголке советов логопеда в приемных групп) (слайд 22)

Формирование звуковой культуры речи детей в разных возрастных группах воспитателями ДОУ с учетом ФГОС.

1 мл гр (10-11 слайд)

2 мл гр (12-13 слайд)

Ср гр (14-15 слайд)

Ст гр (16-17 слайд)

Подг гр (18-19 слайд)

Проверь себя Алгоритм ознакомления со звуками (20-21 слайд)

Развитие дыхания (22-25 слайд)

Актуальность

  • Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.
  •  Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи., что затрудняет общение с окружающими. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
  • Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
  •  Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.
  • Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
  • Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Итак, что такое диафрагмальное дыхание…

Различают три типа дыхания:

  • Верхнереберный;
  • Грудной;
  • Грудобрюшной (он же диафрагмальный).

При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако доля ее участия разная. У здоровых детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – диафрагмальный.

Диафрагмальное дыхание (диафрагмально-реберное) – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а так же плечи практически остаются неподвижными.

Детям с нарушениями речи, а так же с соматически ослабленным детям (а их большинство) для развития диафрагмального дыхания требуется обучение через специальные упражнения.

Звуки и буквы (26 слайд)

Развитие неречевого и речевого слуха (27-29 слайд)

Артикуляционная гимнастика ПРАВИЛА (30 слайд)

Арт упр с картинками (31-41 слайд)

Проверь себя (42 слайд)

Задание для педагогов:

Из предложенных карточек-картинок для выполнения артикуляционных и дыхательных упражнений (могут быть любые) выбрать те, которые необходимы для выработки правильного произношения вашего звука (по названию команды)

Примеры упражнений.

Для звука с: "Лопаточка", "Почистим нижние зубки", "Загнать мяч в ворота", "Дуем на лопаточку", "Горка", "Ветерок дует с горки"

Для звука ш: "Чашечка", "Вкусное варенье", "Приклей конфетку", "Фокус"

Для звука р: "Кто дальше загонит мяч?", "Индюк", "Барабанщик"

ВЫВОД (43 слайд)

Литература (44 слайд)

Спасибо за внимание (45 слайд)

 

Первая младшая группа (от двух до трех лет).

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни.

Основной задачей воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни является обучение их правильному произношению звуков (знакомство с понятием “звук”).

Поэтому большая часть заданий должна быть направлена на уточнение и закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков, которые следует давать в определенной последовательности, с учетом их артикуляционной трудности. В этом возрасте уточняется произношение почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих, свистящих и соноров.

Далее проводится обучение воспроизведению звукоподражаний, а затем обучение отчетливому и внятному произнесению слов. Однако, чтобы научить детей четко и ясно воспроизводить звуки и слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, точно употреблять интонационные средства выразительности), необходимо прежде всего научить их внимательно вслушиваться в речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Эта работа является важной предпосылкой для формирования звуковой (произносительной) стороны речи. Еще И. М. Сеченов в своей книге “Рефлексы головного мозга” указывал на то, что функция речедвигательного анализатора формируется и развивается на базе слухового. Поэтому другой и не менее важной задачей воспитания звуковой культуры речи является развитие у детой слухового восприятия. Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не всегда могут правильно им пользоваться, часто говорят тихо (или, наоборот, крикливо), не умеют понижать голос до шепота, когда этого требует обстановка. Поэтому следующая задача, которая стоит перед воспитателем, — научить детей регулировать громкость голоса, то есть развивать их голосовой аппарат. В связи с тем, что дети уже строят фразы из 3-4 и более слов, отвечают на вопросы, рассказывают об увиденном и услышанном, следует учить их пользоваться умеренным темпом речи, то есть говорить не торопясь. Приучая детей менять громкость голоса, темп речи, воспитатель тем самым подготавливает их к правильному использованию интонационных средств выразительности. Как известно, речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. У детей третьего года жизни выдох, как правило, ослаблен, укорочен. Специально проведенные наблюдения показали, что продолжительность их выдоха не превышает 1,52 сек. Задача педагога заключается в том, чтобы научить малышей свободно, долго и плавно производить выдох через рот.

Таким образом, воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение и закрепление правильного произношения звуков, на выработку у них отчетливого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового восприятия, речевого слуха, на укрепление артикуляционного и голосового аппаратов, развитие речевого слуха.(12 слайд)

Обследование состояния звуковой культуры речи детей в первой младшей группе (от двух до трех лет).

Обратите внимание, как ребенок произносит отдельные звуки, слова, сохраняет ли он слоговую структуру в трех, четырехсложных словах, достаточно ли громко отвечает на вопросы, понимает ли речь окружающих, выполняет ли различные поручения по первому требованию.

В конце учебного года обратите внимание на  правильное произнесение всех гласных звуков, согласных [м], [п], [б], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [й], [с'], [з'], а дети старшей подгруппы также и звуки [с], [з]), четкость и ясность произнесения слов. Дети должны чисто и ясно произносить слова с открытыми слогами типа Катя, бумага (без стечения согласных); правильно сохранять слоговую структуру слова в трех, четырехсложных словах; уметь пользоваться голосовым аппаратом (громко отвечать на вопросы, произносить звукоподражания и слова с различной громкостью); обладать достаточно развитым слуховым восприятием (уметь различать на слух различные звукоподражания, далекие и близкие по звучанию, дифференцировать громкость их произнесения). (13 слайд)

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет).

Задачи воспитания звуковой культуры у детей четвертого года жизни.

На четвертом году жизни детей работа по воспитанию звуковой культуры речи продолжается. Ее задача сводится к тому, чтобы не только уточнять и закреплять с дошкольниками уже знакомые им звуки, способствовать четкому и ясному их произношению в словах, фразах, но и помогать усваивать новые звуки, предупреждать закрепление их неправильного произношения, дифференцировать звуки на слух. Во второй младшей группе педагог продолжает развивать артикуляционный (координировать движения мышц языка, губ, нижней челюсти) и голосовой аппарат (научить дошкольников в повседневном общении и на занятиях четко отвечать на вопросы, произносить звуки, звукосочетания, слова и фразы с различной громкостью), развивает речевой слух (воспитатель продолжает учить детей вслушиваться в звучание звуков, слов, помогает им осознавать звуковую сторону слова, слышать в словах отдельные звуки), развивает слуховое восприятие и темп речи (научить детей говорить не спеша, пользоваться интонационными средствами выразительности). А также воспитатель развивает речевое дыхание (выработка продолжительного и плавного выдоха через рот, рационально расходовать воздух при произнесении изолированных звуков, на одном выдохе протяжно произносить гласные, некоторые фрикативные согласные ([в], [ф], [с], [з]) и учит детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

В методической литературе довольно широко представлены рекомендации по воспитанию произносительной стороны речи у детей четвертого года жизни (М. М. Алексеева, М. Л. Генинг, Н. А. Герман, М. Ф. Фомичева и др.). В них указывается количество отрабатываемых звуков на данном возрастном этапе, последовательность их закрепления, даются игры, упражнения, практический материал, который воспитатель может использовать в своей работе. (14 слайд)

Показатели развития. Ребенок к концу года должен:

- правильно и четко произносить гласные звуки “А”, “О”, “У”, “Ы”, “И” - изолированно, в словах и фразовой речи;

- правильно и четко произносить согласные звуки “М”, “Б”, “П”, “”Т”, “Д”, “Н”, “К”, “Г”, “Х”, “Ф”, “В”, “Л”, “С”, “Ц” - изолированно, в словах и фразовой речи;

- уметь произвольно регулировать силу голоса (громко — тихо), темп речи (быстро — медленно), речевое дыхание;

- использовать выразительные средства речи — темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;

- понимать значение терминов “звук” и “слово”. (15 слайд)

Средняя группа (от четырех до пяти лет).

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года

       Воспитание звуковой культуры речи в средней группе проводится с учетом тех навыков, которые были получены детьми в младших группах. На данном возрастном этапе педагог учит детей правильно и четко произносить все звуки родного языка (На пятом году жизни у большинства детей, при систематических и планомерных занятиях в предшествующих группах, завершается процесс овладения звуками родного языка.). Необходимо уделять особое внимание сложным звукам: свистящим, шипящим, звукам [л] и [р]; отчетливо произносить слова и фразы; формировать навык умелого пользованияинтонационными средствами выразительности (пользоваться умеренным темпом речи, менять громкость своего голоса с учетом содержания высказывания). Формировать высокий уровень развития у дошкольников речевого слуха, который дает им возможность и самим шире применять разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов. Развивать речевое дыхание (удлиняется выдох, гласные звуки они способны произносить в течение 3-7 секунд, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче — от 2 до 5 секунд, дети произносят фразы, состоящие из большего количества слов). Совершенствовать работу артикуляционного и голосового аппаратов (достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата у детей  этого возраста дает им возможность осуществлять более точные движения языком, губами, которые создают условия для правильного произношения трудных звуков). Развивать фонематическое восприятие (формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия). Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты. Дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Дети вслушиваются в слова, пытаются найти сходство в их звучании (они способны и сами подбирать близкие по звучанию слова), при интонационном выделении звука могут установить его наличие в слове, часто играют со звуками, неоднократно повторяя заинтересовавшие их, порой даже бессмысленные звукосочетания. Воспитатель продолжает развивать речевой слух (развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса в речи взрослых, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности, дети неплохо подражают взрослым, точно передавая их интонацию, улавливая на слух различные оттенки их речи). (16 слайд)

Например, Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки (выполняется с педагогами)

1. И.п.- встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук б, хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, дубы, зуб, корабль, вата, подарок, зубр)

2. И.П.- основная стойка. На слово со звуком з наклон вперед, со звуком с наклон назад(зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса)

3. Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком м в середине или конце слова

Произведена тренировка всех сторон фонематической функции: фонематический слух, дифференциация, фонематические представления.

Ребенок к концу года должен уметь:

  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах и во фразовой речи;
  • различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
  • делить слова на слоги;
  • дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
  • определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание. (17 слайд)

Старшая группа (от пяти до шести лет).

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей шестого года жизни:

  • продолжать укреплять артикуляционный аппарат;
  • упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов;
  • продолжать развивать фонематический слух учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению,
  • учить определять место звука в слове (начало, середина, конец),
  • правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности;
  • совершенствовать фонематическое восприятие, речевое дыхание;
  • показывать образцы литературного произношения слов;
  • устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи. (18 слайд)

Показатели развития. К концу учебного года ребенок должен:

  • понимать и использовать в речи термины “звук” и “слово”, “предложение”;
  • определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
  • различать гласные, согласные; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки;
  • пользоваться графическим обозначением звуков (гласные — красные, твердые согласные — синие, мягкие согласные — зеленые);
  • проводить звуковой анализ слов;
  • читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
  • составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его. (19 слайд)

Дети имеют хорошо развитый фонематический слух: могут выделять определенные звуки, вычленять из фраз слова с заданными звуками, находящимися даже в определенной позиции, подбирать слова на названный звук и пр. (19 слайд)

Игра «Съедобное - несъедобное» (съедобны все слова со звуком Ж)

Упражнение на дыхание «Наша Таня громко плачет»

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет).

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей седьмого года жизни.

К моменту поступления в подготовительную группу у большинства детей, как правило, звуковая сторона речи развита достаточно хорошо. Они верно произносят все звуки родного языка, достаточно четко — слова, соблюдая при этом нормы литературного произношения; отвечают на вопросы, не торопясь; изменяют в зависимости от содержания высказывания голос, темп речи; правильно пользуются интонационными средствами выразительности. На данном возрастном этапе дети имеют хорошо развитый фонематический слух. При полноценном обучении в предшествующих возрастных группах шестилетние дети овладевают элементарными навыками звукового анализа слова: могут выделять определенные звуки, вычленять из фраз слова с заданными звуками, находящимися даже в определенной позиции, подбирать слова на названный звук и пр. При специальном обучении способны к концу учебного года произвести полный звуковой анализ слова. Возможные недочеты произносительной стороны речи в этом возрасте выражаются в том, что некоторые дети недостаточно четко дифференцируют отдельные звуки (как на слух, так и в произношении), невнятно произносят слова, не всегда регулируют громкость голоса, темп речи, не умеют правильно пользоваться интонацией. В подготовительную к школе группу иногда поступают дети, имеющие дефекты в произношении звуков, неясно произносящие слова, что связано с вялой артикуляцией, с разнообразными дефектами речи (косноязычие и пр.). На данном возрастном этапе воспитатель продолжает совершенствовать произносительную сторону речи, развивать

фонематическое восприятие детей, голосовой аппарат. (20 слайд)

Литература.

  1. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. / А.М. Бородич - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.0308 “Дошк.воспитание”. - М.:Просвещение, 1989, - 239 с.
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум креативной терапии., СПб, 2002
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи., СПб.,2003
  6. Ястребова А.Я., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи., М., 2001
  7. Толстова Н.П., Потеева А.Ю. Игры с кинетическим песком в практике логопеда//Логопед, № 5, 20016, с.50-55


.